Психологические аспекты формирования коммуникативной компетенции студентов в условиях реабилитационно-образовательного пространства НТТИ.
статья по теме
В данной статье рассмотрены способы формирования общих компетенций, особенности и специфика психологических тренинговых занятий позволяющих сформировать в студентах конкурентно-способного профессионала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kakeeva.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические аспекты формирования коммуникативной компетенции студентов в условиях реабилитационно-образовательного пространства НТТИ.
Какеева Виктория Анатолиевна
Педагог-психолог
Новочеркасский технологический техникум интернат
В данной статье рассмотрены способы формирования общих компетенций, особенности и специфика психологических тренинговых занятий позволяющих сформировать в студентах конкурентно-способного профессионала.
Новочеркасский Технологический Техникум Интернат является специализированным образовательным и реабилитационным учреждением, здесь под чутким и профессиональным руководством педагогов получают образование молодые люди, имеющие ограниченные возможности.
Вопрос воспроизводства профессиональных кадров и конкурентно-способной личности для нашего учебного заведения весьма актуален, поскольку контингент обучающихся студентов имеют свои специфические особенности, трудности. В воспитании и обучении наших студентов, мы делаем акцент на то, что специалист XXI века – высокопрофессиональная личность, способная творчески мыслить, принимать нестандартные решения и нести за них ответственность. От того, насколько широко молодежь включена, интегрирована во все сферы социально-экономической жизни и насколько активно ее участие в ней, во многом зависят темпы развития всего общества, уровень жизни населения страны. Именно поэтому, главной целью нашего учебного заведения является не только эффективная передача ценного и актуального профессионального опыта, но и сохранение любви к своей профессии, поиск своего собственного «Я» в этом мире, максимальное развитие своего личностного потенциала и реализация его с пользой для себя и общества.
Однако многие выпускники, как молодые специалисты, часто сталкиваются с проблемами на новом малознакомом рабочем месте, и невольно может возникнуть вопрос, чего не хватает сегодняшнему молодому специалисту для успешной работы? Прежде всего, высокого уровня развития и овладения общими (личностными) компетенциями.
Личностная (общая) компетенция – набор психологических качеств, обеспечивающих эффективное поведение человека в определенной деловой ситуации (например, «лидерство», «стрессоустойчивость» и т.п.)
В общем виде личностная компетенция включает в себя: принятие решений, установление контактов, коммуникативность, ориентация на результат, установка на обучение, уверенность в себе, способность правильно распоряжаться своим временем (тайм-менеджмент), умение решать проблемы, умение ставить цели и достигать их, умение вовремя мобилизоваться, учиться и переобучаться, адекватно воспринимать и анализировать информацию. Важно заметить, что в жизни и успешной профессиональной деятельности обладание этими способностями часто помогает добиться высоких результатов и сформировать конкурентно-способного специалиста больше, чем профессиональные знания.
Формирование представленных компетенций безусловно неразрывно связано с психологией развития личности, поскольку данное направление весьма обширно, здесь можно выделить ряд приоритетных задач в развитии личности студента. Целесообразная организация (тайм-менеджмент), является одной из ключевых основ успешной деятельности, соперничать с данной компетенцией по важности могут только коммуникативные навыки.
Понятие "коммуникативная компетенция" по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения: грамотная речь, знание ораторских приемов, умение проявить индивидуальный подход к собеседнику и т.д
Коммуникативная компетенция может быть формализованной и не формализованной. Формализованная коммуникативная компетенция - набор более или менее строгих правил, обычно корпоративных, к общению. Обычно этот набор требований оформлен в виде документа, может выступать частью корпоративной культуры. Не формализованная коммуникативная компетенция опирается на культурные особенности той или иной социальной группы людей.
Коммуникативная компетенция может включать в себя множество компонентов:
- владение той или иной лексикой,
- развитость устной речи (в том числе четкость, правильность),
- развитость письменной речи,
- умение соблюдать этику и этикет общения,
- владение коммуникативными тактиками,
- владение коммуникативными стратегиями,
- знание личностных особенностей и типичных проблем людей, с которыми предстоит общаться,
- умение анализировать внешние сигналы (телодвижения, мимика, интонации),
- способность разрешать конфликты,
- ассертивность (уверенность),
- владение навыками активного слушания,
- владение ораторским искусством,
- актерские способности,
- умение организовывать и вести переговоры, иные деловые встречи,
- эмпатия,
- умение проникнуться интересами другого человека.
Психологическая служба нашего техникума активно занимается формированием коммуникативной компетенции студентов. Работа по формированию и развитию общих (личностных) компетенций ведется сразу в нескольких направлениях это:
-реализация психологических дисциплин Психология общения, Социальная психология, Психология труда
-проведение групповых тренинговых занятий и деловых игр
-психопросвещение, консультирование
Более подробно хотелось бы остановиться на проведении групповых тренинговых занятий и деловых игр. Этот вид работы довольно эффективный поскольку работа ведется в группе, следовательно, это не только «живой» процесс коммуникации, но и возможность проработать свои личностные качества посредством получения обратной связи от других участников, это приобретение опыта, формирование ассертивного (уверенного) поведения, отработка навыков общения, совершенствование ораторских способностей и навыков активного слушания. Гармоничность межличностного взаимодействия – один из определяющих факторов продуктивности общения и профессиональной деятельности. Именно в таком ключе построен коммуникативный тренинг «Деловая беседа» участниками которого, являются студенты заключительного курса обучения, а это будущие молодые специалисты. В процессе тренинга проигрываются различные ситуации взаимодействия между коллегами, возникающие в процессе трудовой деятельности, решаются конфликтные ситуационные задачи, а сам психолог является наставником для студентов и помогает им в выборе стратегии поведения. Целью тренинга «Деловая беседа» является изучение и освоение основ коммуникации, приобретение навыков успешного взаимодействия в коллективе, максимальная реализация своих возможностей, умение отстаивать свою точку зрения, отработка навыков самопрезентации и многое другое. Задачи тренинга включают в себя: отработку навыков конструктивного межличностного взаимодействия в команде, решение проблемных производственных ситуаций, разрешение конфликтов, оценку рисков, отработку этапов подготовки к переговорам и т.д.
В данном тренинге досконально разбираются психологические аспекты проведения деловой беседы, используется ряд психологических упражнений обучающих этапам проведения беседы, студентами приобретаются навыки профессионального прогнозирования.
Именно психологические консультации и проведение подобных тренинговых занятий и позволяет студентам развивать свои личностные качества, что в свою очередь положительным образом сказывается на формировании их конкурентно способности.
Выпускники техникума приобретая психологические знания и формируя свои умения, четко осознают принадлежность к своей профессии, это повышает уровень целеустремленности в трудовой деятельности и позволяет реализовать себя в профессиональном плане.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование коммуникативной компетенции у студентов медиков"- выступление на ЦМК
Анализ исследования по коммуникативным компетенциям среди студентов медиков первых и четвертых курсов....
Условия формирования коммуникативной компетентности студентов на учебных занятиях
Статья содержит описание условий, необходимых для создания безопасной и стимулирующей атмосферы занятия, в условиях которой будут развиваться коммуникативные умения студентов с разными типами темперам...
Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентов медицинских колледжей на основе продуктивного подхода (на материале английского языка)
Доклад на актуальную тему по формированию профессиональных компетенций в медицинской области при изучении иностранного языка....
Методическая работа "Организационно-педагогические условия развития профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа"
Методическая работа опытно-экспериментального характера, целью которой является теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем организационно-педагогических условий развития профе...
«Аспекты формирования социокультурной компетенции у старшеклассниц в условиях Пансиона»
Анализ состояния аспектов формирования социокультурной компетенции у старшеклассниц Пансиона позволил констатировать потребность современного образования в ее эффективном решении. Исследуемая ко...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПО.
Статья посвящена проблеме развития коммуникативных компетенций на занятиях по родному языку в строительном колледже. В связи с тем, что эффективная деятельность строителей во ...
Роль игровых технологий как инструмент в формировании коммуникативных компетенций студентов медицинского колледжа
Известно, что целью курса «Иностранный язык» в среднем профессиональном образовании является формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста-медика, позволяющей ис...