ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА
статья
Статья посвящена актуальной теме организации самостоятельной работы студентов СПО, методам организации, мотивации деятельности студентов, описывается личный опыт организации внеаудиторной самостоятельной работы по специальным дисциплинам. Рассматривается роль самостоятельной работы в обучении высококвалифицированного специалиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sovr_formy_vneaud_samost_rab.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Никонова Оксана Владимировна
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА
Самостоятельная работа как форма учебной деятельности, согласно требованиям ФГОС СПО, является важнейшим элементом образовательного процесса.
Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования - "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности".
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание творческой активности и инициативы.
Самостоятельная работа планируется с целью содействия оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.
Самостоятельная работа студентов колледжа осуществляется как в аудитории, так и вне ее.
Аудиторная работа выполняется на учебных занятиях по заданию и под руководством преподавателя. Внеаудиторная работа выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Для овладения знаниями по дисциплине мной используются следующие задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов: чтение текста и составление плана, конспектирование и графическое изображение структуры, работа с нормативными документами. Для закрепления и систематизации знаний наиболее эффективными считаю такие задания как: составление таблиц, создание мультимедийных презентаций, подготовка сообщений и докладов. Для формирования умений студентам в качестве заданий предлагается заполнение и составление документов, решение ситуационных задач, подготовка к деловым играм, подготовка курсовых и дипломных работ (проектов).
Рассмотрю основные формы внеаудиторной самостоятельной работы студентов, которые я использую в своей работе.
Студентам предлагается выполнить индивидуальные задания различных уровней сложности. Так, например, по дисциплине «Документационное обеспечение управления» студентам предлагается оформить бланки документов по образцу. Такие задания формируют интерес к предмету и мотивацию на его изучение.
Подготовка докладов и сообщений осуществляется с целью расширить научный кругозор, овладеть методами теоретического исследования, развить самостоятельность мышления студента.
Так, например, по дисциплине ДОУ студентам предлагается подготовить доклады по темам «История развития делопроизводства в России», «Характеристика и виды справочно-информационной документации», «Деловая переписка», а также различные сообщения по отдельных вопросам изучаемых тем. В результате студенты способны анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; учатся использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач; могут решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий.
Подготовка презентаций требует глубокого освоения теоретического материала дисциплины. Так, например, в рамках курса дисциплины «Документационное обеспечение управления» студентам предлагается подготовить презентацию на тему «Характеристика и виды распорядительной документации». На слайдах могут быть представлены основные виды распорядительных документов, тезисно их характеристика, примеры документов и схемы движения их в организации.
Мультимедиа презентация - это уникальный и самый современный на сегодняшний день способ представления информации. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя.
Использование мультимедиа презентаций при организации самостоятельной работы позволяет повысить мотивацию и вовлечь студентов в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их логического мышления правильно строить свое выступление, развивает ораторские качества. Это позволяет им научиться выражать свои мысли.
При работе с информационным текстом можно использовать метод составления таблиц. Одним из заданий по дисциплине «ДОУ» является составление таблицы «Этапы развития делопроизводства в России». При составлении такой таблицы необходимо выделить главное, определить параметры для сравнения, четко и кратко заполнить таблицу, сделать вывод. Таблица помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Данные таблицы помогают увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию.
Написание конспекта. Например, студенты самостоятельно готовят опорный конспект «Основные виды документов по финансово-расчетным операциям». Такое задание предполагает выработку умений и навыков грамотного изложения теории и практических вопросов в письменной форме в виде конспекта.
Приемами контроля самостоятельной работы обучающихся являются:
- устный контроль;
- письменный контроль;
- тестовый контроль.
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор — подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Наряду с традиционными формами организации самостоятельной работы, можно использовать такие, как: публикации, участие в олимпиадах по дисциплине, решение ситуационных задач, составление документов. Студент должен понять, что эта работа нужна, прежде всего, для него, для его успешной будущей карьеры.
Литература
- Муслимова А.Ф. Самостоятельная работа как условие творческого развития студентов. //Среднее профессиональное образование, № 4, 2001.
- Муслимова А.Ф. Развитие стремлений к самосовершенствованию и творческой самореализации // Среднее профессиональное образование, № 9, 2003.
- Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки: [учеб.-метод. пособие] / [под общ. ред. Т. И. Гречухиной, А. В. Меренкова] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС.
Краткая информация об организации самостоятельной работы студентов на дисциплинах общеобразовательного цикла....
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины "Английский язык" в СПО.
Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине "Английский язык" в СПО. В рекомендациях описаны приёмы работы со словами, текстами, грамма...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» Специальность: 09.02.02. «Компьютерные сети»
Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине "Английский язык." В рекомендациях представлены тексты для внеаудиторного чтения, опи...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов специальности:09.02.02. "Компьютерные сети" при изучении дисциплины "Английский язык" в СПО.
Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине "Английский язык." В рекомендациях представлены тексты для внеаудиторного чтения, опи...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по ОДБ Обществознание (включая экономику и право) для специальностей СПО 21.02.04 Землеустройство 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; }p.western { }p.cjk { font-family: "Calibri"; } Методические рекомендации по внеаудиторной ...
Методические указания для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов-заочников приосвоении профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по рабочей профессии Оператор машинного доения
Рекомендации для выполнения самостоятельных внеаудиторных работ студентами заочной формы обучения по специальности 36.02.02 Зоотехния разработаны в соответствии с содержанием рабочей программы...
Школа начинающего педагога (18.04.2018). «Особенности организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов медицинского колледжа»
Самостоятельная работа студентов способствует развитию ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального (в том числе научного) уровня. С...