Самообразование как один из аспектов личностно-профессионального роста учителя
статья по теме
В концепции модернизации российского образования определяется задача повышения качества образования, более эффективного использования человеческих ресурсов. Решение данной государственной задачи невозможно без организации системы самообразовательной деятельности педагогических работников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_kak.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Самообразование - как один аспектов личностно-профессионального роста учителя»
Проблемы самообразования рассматриваются в контексте непрерывного образования, которое дает возможность человеку приспосабливаться к жизни, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. В основе такого подхода лежит идея повышения профессионального образования, квалификации.
С философской точки зрения, самообразование — это процесс познания, подчиненный основным закономерностям теории познания, результатом которого выступают новые знания, интегральным, структурирующим компонентом которого является рефлексия.
Самообразовательная познавательная деятельность определяется как объективно-субъективная форма проявления активного отношения личности к познанию, которое направлено на овладение новыми знаниями, умениями, навыками, на углубление и совершенствование имеющихся, на развитие умственных сил и способностей, на преобразование интеллектуального уровня.
Самообразование в современных условиях должно ориентироваться на формирование профессиональной гибкости и мобильности и такого уровня профессионального образования, который позволил бы адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию профессионального труда, а также на создание условий для успешной самореализации личности.
Педагогика исследует сам процесс самообразования, условия и средства развития саморазвивающейся личности, пути и средства управления и самоуправления самообразовательной деятельностью, уровни развития различных психических формирований, которые образуются у индивида в процессе самообразования.
Современная образовательная ситуация объективно требует от учителя осознания необходимости собственного профессионального и личностного развития. В связи с ростом интеллектуального потенциала общества, расширением сферы педагогического воздействия, к педагогу предъявляются требования интеллектуального самообогащения, самообразования, чтобы соответствовать требованиям времени. Личностная, общая и профессиональная культура педагога должна развиваться опережающими темпами по сравнению с уровнем социального окружения. Без высокой духовности, гуманности специалист не может быть педагогом.
В современных педагогических исследованиях обосновывается комплекс личностных и профессиональных качеств, нормативно характеризующих учителя: высокий профессионализм, любовь к детям, интеллигентность, духовная культура; инновационный стиль научно – педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и к принятию творческих решений, владение индивидуальным стилем педагогической деятельности; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность (В. А. Сластенин и др.).
Учителя, работающего в парадигме личностно-ориентированного образования, характеризует ярко выраженная гуманистическая позиция по отношению к детям: любовь, забота, доверие, помощь, сопереживание, ответственность, справедливость, терпение, понимание, сочувствие; нравственная и гражданская позиция, высокий профессионализм, педагогическое творчество и свой педагогический стиль. (Е. В. Бондаревская).
Анализ современной психологической литературы, посвященной проблеме изучения личности учителя как субъекта педагогической деятельности, показал, что в качестве сущностных характеристик субъектности учителя выступают следующие: связь со смысложизненными ориентирами и ценностями; способность к активной преобразовательной деятельности, и готовность брать ответственность за личностно-профессиональное развитие на себя; осознанная саморегуляция, самодетерминация и самостоятельность; способность к самоактуализации и саморазвитию (Е. Н. Волкова, Т. Н. Щербакова, Г. П. Звездина).
Все вышеизложенное позволяет выделить новые акценты в проблеме самообразования учителя. Основными задачами самообразования современного педагога должны стать: формирование потребности осознать смысл жизни, выбрать свою нравственную позицию – сотворить себя; развитие творческого потенциала личности, профессиональной компетентности, духовного мира; активизация процессов самообразования, самовоспитания, самосозидания личности; совершенствование личностных качеств.
Разработка проблемы профессионально-педагогического самообразования обогатилась в последние десятилетия большим числом исследований и практических рекомендаций, в которых определены содержание, принципы, формы и методы самообразовательной деятельности (Ю. Н. Кулюткин, К. М. Левитин, В. Д. Луганский, Г. С. Сухобская и др.).
Целью профессионально-педагогического самообразования является профессиональное и личностное самосовершенствование, что позволяет достичь высокого общекультурного уровня, профессиональной компетентности, повышения результативности педагогической деятельности, достижения педагогического мастерства и творческого отношения к делу.
Чаще всего формами самообразования учителей становятся курсы повышения квалификации при институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПК и ПРО), методические практикумы в школах, обсуждение специальной педагогической и психологической литературы; подготовка к аттестации, научно-практические конференции, обобщение своего опыта работы и представление его в публикациях; освоение информационных технологий образования и воспитания.
Содержательный аспект самообразования педагога определяется как многокомпонентная деятельность, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование, взаимосвязанные и взаимопроникающие друг в друга. Оно выполняет разные функции: дополняет, уточняет, углубляет, расширяет базовое общее и профессиональное образование; компенсирует недостатки базового образования или является средством его приобретения; способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности; помогает осмыслению передового опыта работы и собственной самостоятельной деятельности; является средством самопознания и самосовершенствования (И. О. Ганченко).
Профессиональное самообразование учителя рассматривается (Н. В. Кузьмина, М. В. Николаева, Г. С. Сухобская и др.) и как вид творческой педагогической деятельности, в процессе которой учитель так же, как и в своей практической деятельности, решает определенные педагогические задачи, которые аналитически вычленяются из общей функциональной системы профессионально-педагогической деятельности для специального изучения. По своему характеру эти задачи являются исследовательскими, и в их основе лежит педагогическая проблема творческого преобразования учебно-воспитательного процесса.
Под саморазвитием понимается собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие характера, способностей и индивидуальности. Саморазвитие – это «культивирование собственных сил» (Э. Кант), «акт собирания своей жизни в целое, … организация своего сознания в целое» (М. Мамардашвили).
Личностное развитие и саморазвитие – это, по существу, психологический механизм «человекообразования». Оно образует (воспроизводит) коренное противоречие, выступающее движущей силой развития, — между наличным и необходимым уровнями психо-социальной зрелости растущего человека, задает энергию самовоздействия в процессе любой деятельности, определяет углубление самопознания, самоосмысления, актуализирует ценностное самоопределение, служит развертыванию целеполагания, создает смысловое пространство самосозидания.
Личностное, человеческое в значительной степени проявляется в субъектных характеристиках человека, определяющих его способность творчески действовать и продуктивно преобразовывать мир и себя, осуществлять нравственный выбор в жизни и самостоятельно вырабатывать цели собственной деятельности, рефлексировать и регулировать свое поведение, отвечать за последствия своих действий в природе и социуме, корректировать их благодаря личностной рефлексии и нравственно-ценностному прогнозированию.
Личностное развитие создает предпосылки для личностного роста – способности личности понимать, формулировать и решать собственные жизненные проблемы и задачи личностного саморазвития, проявлять качества, свидетельствующие о новом, более высоком уровне активности, самостоятельности, личностной саморегуляции, достигать устойчивого успеха в одном или нескольких видах деятельности.
Личностно-профессиональный рост педагога связан с реализацией его личностного и профессионального потенциала: изменениями в ценностно-смысловых образованиях, мотивацией, творческой самореализацией себя в профессии, достижениями успеха в педагогической деятельности, потребностью в личностном саморазвитии.
Личностно-профессиональный рост педагога мы определяем как его готовность и способность к ценностно-смысловому, деятельностно-рефлексивному, творческому саморазвитию как субъекта педагогической деятельности, что выражается в высоком уровне профессионально-педагогической культуры.
В личностно-профессиональном становлении учителя формированию ценностно-смысловых образований личности отводится особое место (А. Г. Асмолов, Д. А. Леонтьев и др.). В процессе самообразовательной деятельности учитель сталкивается с проблемами смысла и смыслообразования, формирования собственных личностных смыслов. Чтобы информация при самообразовании превратилась в знание и опыт, учитель должен понять ее смысл, понять всю гамму значений, которые определяют данные слова в сознании человека.
Так как в реальной жизни человеческая деятельность почти всегда полимотивирована, т. е. регулируется одновременно двумя или более мотивами, то и самообразовательная деятельность учителя определяется комплексом мотивов. Мотивация учителя должна быть направлена на достижение успеха в личностно-профессиональном росте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема формирования речевого имиджа молодого специалиста как один из аспектов развития профессиональных компетенций
Преподавание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» выявило острую проблему, с которой сталкиваются будущие молодые специалисты: формирование речевого имиджа. Речевой имидж – особое речевое...
Развитие личностно-профессионального мышления в условиях ФГОС.
Процесс модернизации образования ставит перед педагогической общественностью ряд новых задач, успешное решение которых будет способствовать обеспечению качества «конечного п...
Формирование личностно-профессиональной культуры и компетентности студента в профессиональном образовании
В развитии личности специаиста заклчается не только в становлении профессиональных знаний и умений, но и в развитии личности будующего специалиста....
Индивидуальный план самообразования профессионального роста учителя
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Счит...
"Иностранный язык в профессиональной деятельности как один из аспектов подготовки будущего специалиста".
В статье рассматриваются вопросы оснащения учебными пособиями дисциплины "Иностранный язык в профессиональной деятельности"....
План-профессионального роста учителя географии
План-профессионального роста учителя географии...
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. Автор статьи ставит перед собой цель исследовать проектную деятельность студентов, как один из аспектов обучения иностранному языку и раскрытие проблем, имеющихся на сегодняшний день. В свя...