ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
статья

Колпакова Евгения Николаевна

Аннотация. Автор статьи ставит перед собой цель исследовать проектную деятельность студентов, как один из аспектов обучения иностранному языку и раскрытие проблем, имеющихся на сегодняшний день. В связи с всеобщей компьютеризацией преподавателю необходимо мыслить по-новому. Моделируя и проектируя свою педагогическую деятельность, он должен активно внедрять новые информационные технологии. Современный педагог должен быть образованным, творческим и интересным человеком, соответствовать требованиям современности, т.е. быть гибким, уметь перестраивать свою деятельность, идти в ногу со временем и ориентироваться в новых педагогических технологиях. В статье представлены варианты применения информационных технологий в проектной деятельности студентов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель

Колпакова Евгения Николаевна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Автор статьи ставит перед собой цель исследовать проектную деятельность студентов, как один из аспектов обучения иностранному языку и раскрытие проблем, имеющихся на сегодняшний день. В связи с всеобщей компьютеризацией преподавателю необходимо мыслить по-новому. Моделируя и проектируя свою педагогическую деятельность,
он должен активно внедрять новые информационные технологии. Современный педагог должен быть образованным, творческим и интересным человеком, соответствовать требованиям современности, т.е. быть гибким, уметь перестраивать свою деятельность, идти в ногу со временем
и ориентироваться в новых педагогических технологиях. В статье представлены варианты применения информационных технологий
в проектной деятельности студентов.

В современном обществе успешным человеком считается тот,
кто способен организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю
и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для преподавателя новые возможности в преподавании своей дисциплины. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов занятия, что способствует развитию интереса студентов к дисциплине.

Классические и интегрированные занятия в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволили студентам углубить знания, полученные ранее, как говорится
в английской пословице – «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности студентов и отвечает запросам современного общества. Здесь имеется ввиду умение грамотно пользоваться источниками информации, оценивать ее достоверность, соотносить информационный процесс.

Важной составляющей педагогического мастерства преподавателя
в современных условиях становится его соответствие уровню развития науки и техники, его умению решать профессиональные задачи с применением ИКТ.

Так что же такое информационные технологии? ИКТ – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи» [1].

В своей педагогической деятельности я пришла к выводу,
что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность студентов информационными технологиями, я могу использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на занятиях английского языка. Так как использование новых технологий позволяет разнообразить формы работы и сделать занятие интересным и запоминающимся для учащихся. Также несомненным преимуществом использования Методическая копилка идей учителей английского языка ~ 24 ~ компьютерных технологий является перенос
с вербальных методов обучения на методы поисковой творческой деятельности преподавателя и студентов.

В обучении иностранному языку широкое использование получили мультимедийные технологии, основными средствами которых являются звук, текст, видео. Невозможно представить образовательный процесс
без мультимедийных презентаций. Именно проектная деятельность – это значимая сторона использования информационных технологий на занятиях иностранного языка.

Метод проектов – это «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным
тем или иным образом; это совокупность приемов, действий учащихся
в их определенной последовательности для

достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта» [2].

Благодаря проектной деятельности студенты могут самостоятельно выбрать тему своей творческой работы, используя различные источники информации, выбрать способ ее демонстрации. Кроме того, с помощью метода проектов студентам предоставляется прекрасная возможность использовать иностранный язык в ситуациях повседневного общения.

Проектная деятельность способствует совершенствованию навыков работы студентов с компьютером и другими современными техническими средствами. Студенты осваивают электронные версии словарей, справочников, энциклопедий; расширяют языковые знания; повышают уровень практического использования иностранного языка.

Сегодня есть все основания утверждать, что проектная деятельность, где за основу берется познавательный интерес – это только первое приближение к формированию познавательной активности студентов. Метод проектов находит все большее распространение в системе образования,
так как любая его форма – это одновременно поиск, обработка, критическое осмысление, систематизация, презентация и оценка полученных результатов собственного труда обучающимися.

Кроме того, проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности
и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.

Наш колледж политехнический, где ведётся обучение по многим специальностям, например, “Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов”, “Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования”, “Биохимическое производство”, “Переработка нефти и газа”, “ Социальная работа”, “Фармация”. Обучающиеся уже выбрали профессию и начинают свою деятельность
в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются обществом
к специалистам, выбранной ими профессии.

Это профессионализм, культура и умение работать с импортным оборудованием, быстро и правильно разобраться в инструкциях
и документации на английском языке по устройству, эксплуатации и ремонту промышленного оборудования, провести мониторинг окружающей среды, общаться в различных производственных ситуациях.

Профессионально – ориентированное обучение английскому языку
в колледже начинается со II-го курса. На I-м курсе (база 9 классов) завершается обучение языку по программе, соответствующей 10-11 классам средней общеобразовательной школы с некоторой корректировкой и сокращениями. Поэтому на I-м курсе (10-11 класс), ребята выполняют мини-проекты (в виде презентаций) на такие темы, как: «Моя семья», «Мой рабочий день»,
«Наш колледж», «Место, в котором я живу» и т.д. Начиная со II-го курса
и по IV курс, студенты создают свои проекты в виде флэш-презентаций, видеороликов и т.д. на английском языке по темам, связанным с их будущей профессией. Например, «Экология», «Химия и ее разделы», «Химические элементы», «Загрязнение воды, земли, Методическая копилка идей учителей английского языка ~ 25 ~ воздуха в нашем городе», «Моя будущая профессия», «Промышленное оборудование на предприятиях нашего города», «Лекарственные растения» и т.д. Ребята самостоятельно ищут информацию
по данной теме, сначала на русском языке, затем переводят её на английский язык, анализируют, сравнивают, составляют графики, таблицы. Т.е. студенты занимаются исследовательской деятельностью методом проекта.

Метод проектов способствует реализации способностей студентов, позволяет интегрировать разные учебные дисциплины, а также организовать обучение в сотрудничестве. Кроме того, проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.

Обучение в сотрудничестве предполагает именно сотрудничество,
а не соревнование. Равные возможности предполагают, что любой студент должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит, что каждый учится в силу собственных возможностей, способностей и поэтому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый студент затрачивает максимум усилий – каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог. А преподаватель приобретает роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности студентов. Его задача больше не сводится к передаче знаний и опыта. Роль преподавателя – помочь студентам самостоятельно добыть нужные знания, критически осмыслить полученную информацию, уметь делать выводы, аргументировать их.

Применяя элементы технологии обучения в сотрудничестве, делаю ставку на работу в малых группах, основываясь на принцип вариативности, дающий возможность выбирать, компоновать известные элементы
с собственными разработками. Технология должна постоянно обновляться новыми методами и приемами, а проверка этих внедрений – результаты работ ребят.

Создание своего проекта является новым видом работы, поэтому необходимо подробно объяснить студентам цель и ход работы. Студентов можно познакомить с советами о том, как организовать работу над проектом. Преподаватель должен помочь студентам выбрать тему проекта, если
же ни одна им не интересна, то он должен ненавязчиво подвести
их к формулировке их собственной темы.

На следующем этапе работы преподавателю необходимо объяснить, как лучше распределить роли в группе, важно разъяснить, что общий успех зависит от личного вклада каждого участника проекта.

Очень важно организовать работу, создав благоприятные условия раскрытия и проявления творческого потенциала детей.

Особое внимание необходимо уделить презентации проектов, которая должна осуществляться на занятии. Такие занятия у нас проходят
в мультимедийной аудитории, где ребята защищают свои проекты.

Замечательный опыт саморекламы дает ребятам процедура защиты проекта. Она имеет свой строгий регламент – 7-10 минут на выступление
и около 5 минут – ответы на вопросы

Методическая копилка идей учителей английского языка
~ 26 ~ по теме. Авторы проекта готовят аннотацию или тезисы своей проектной разработки, знакомят с ней представителей жюри (в качестве которого выступают студенты других групп или преподаватели
и представители предприятий нашего города), заранее позаботившись
об оформлении аудитории, приготовив технику для демонстрации слайдов, видео- или аудиофрагментов, компьютерной презентации и т.п. Визуальные средства также эффектный ход в защите проекта. Психологами доказано,
что из визуальной информации человеком воспринимается 55 %, из аудио – 12 %, следовательно, если сочетать аудио и визуальное преподнесение,
то аудитория воспримет до 65 % поданной информации.

Положительным в применении метода проектов на занятиях иностранного языка считаю, во-первых, повышение интереса к изучению английского языка. Во-вторых, студентам предоставляется возможность проявлять свои творческие способности, а в-третьих, практически применять все те навыки и умения, которые они приобрели в ходе изучения иностранного языка.

Новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность студентов, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. Возможности компьютера способствуют развитию интереса студентов к английскому языку, позволяют говорить о студентах, как о высокообразованных интеллектуальных личностях. «Технологии не заменят учителя, но учителя, которые используют технологии, могут заменить тех, кто этого не делает». (Рэй Клиффорд)

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Азимов Е.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов
и понятий (теория и практика обучения языкам). – ИКАР, 2009.

2. Ефременко В.А. Применение информационных технологий
на уроках иностранного языка // ИЯШ. - № 8.

3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// ИЯШ. – 2000. - № 2,3.

4. Черняк Е.Н. Информационно-педагогический модуль «Использование элементов обучения в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы». – www.festival.1september.ru – 2012.

5. Кимишкез Ю.И. Информационно-компьютерные технологии
в проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся современной школы. – www.festival.1september.ru – 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мобильного обучения как информационной технологии при обучении иностранному языку в учреждениях СПО

Статья посвящена технологии мобильного обучения ( m Learning) в учреждениях СПО. Цель статьи - познакомить читателя с особенностями данной технологии, а также её возможностями....

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Интегрированные уроки  давно являются частью образовательной программы, и могут связывать на первый взгляд несовместимые предметы. Не являются исключением и такие предметы начальной школы как...

Психологический аспект обучения иностранному языку на региональном уровне.

На начальном этапе, ученики должны получить задание, направленное на двухстороннее получение информации, то есть путем сравнения и дополнения. На среднем этапе обучения региональный компонент можно ис...

Применение инновационных технологий в проектной деятельности студентов 1 курса медицинского колледжа.

Данная статья о новых технологиях, применяемых по проектной деятельности по химии на 1 курсе медицинского колледжа...

Доклад "Формирование информационной и коммуникативной компетенции у студентов медицинского колледжа в процессе изучения иностранного языка"

Доклад на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин о формировании информационной и коммуникативной компетенции у студентов медицинского колледжа в процессе изучения иностранного языка...