"Иностранный язык в профессиональной деятельности как один из аспектов подготовки будущего специалиста".
статья

Болтенкова Людмила Николаевна

В статье рассматриваются вопросы оснащения учебными пособиями дисциплины "Иностранный язык в профессиональной деятельности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Иностранный язык в профессиональной деятельности как один из аспектов подготовки будущего специалиста».

Л. Н. Болтенкова

Одной из важнейших задач системы профессионального образования является повышение качества подготовки кадров в соответствии с современными требованиями общества и ожиданиями работодателей.

Одним из способов реализации комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, является участие в движении WorldSkills. Использование принципов и стандартов WorldSkills  можно рассматривать как инструмент независимой оценки качества образования и средство повышения его качества.

Система формирования и развития конкурсов профессионального мастерства в соответствии со стандартами WorldSkills призвана организовать разработку новых образовательных программ и использовать эффективные методики и технологии не столько для подготовки обучающихся к участию в национальных и международных конкурсах профессионального мастерства WorldSkills, сколько для развития системы профессионального образования, связанной с существующими требованиями, предъявленными современным обществом к уровню профессиональной подготовки кадров. 

Курс на соответствие мировым стандартам актуализирует потребность в специалистах среднего звена, владеющих необходимыми компетенциями. В связи с этим подготовка специалистов должна проходить в соответствии с лучшими стандартами и передовыми технологиями по наиболее перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования.

В связи с изменением требований к подготовке специалистов среднего звена, а именно изменения формы государственной аттестации на демонстрационный экзамен по методике WorldSkills возник вопрос об уровне владения иностранным языком студентами колледжа.

Одной из дисциплин во ФГОС СПО по ТОП-50 является «Иностранный язык в профессиональной деятельности». Это не простое переименование дисциплины. Меняются цели и задачи, а также требования к результатам освоения материала.

Иноязычное профессиональное общение предполагает знание системы терминов. Меняются виды текстов. Необходимо научиться читать рекламы, подписи, слоганы, схемы, диаграммы, инструкции.

Цель уроков иностранного языка - подготовить будущего молодого специалиста к самостоятельному переводу инструкций к изделиям, которые выпускаются в стране изучаемого языка;  познакомить студентов с терминами и терминологическим употреблением общелитературных слов, научить подбирать к ним эквиваленты в  родном языке; научить понимать грамматические конструкции, словосочетания и сокращения, характерные для  научно-популярных и технических текстов.

Для того чтобы студент имел возможность овладеть требуемыми компетенциями и показал свои знания и умения во время демонстрационного экзамена необходимо организовать учебный процесс так, чтобы он полностью соответствовал современным стандартам. Какие же материалы можно использовать при подготовке студентов?

Например, для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) имеется учебник  Е.А. Агеевой «Английский язык для сварщиков», который разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессиям «Сварщик на лазерных установках», «Сварщик на электронно-лучевых сварочных установках» и профессии 15.01.05 из списка ТОП-50. Материал этого учебного пособия соответствует темам рабочей программы,  («сварочное оборудование», «традиционные и альтернативные виды сварки», «техника безопасности для сварщиков»), а в приложении имеются образцы заданий WorldSkills.

Разрабатывая РП ОГСЭ 03. «Иностранный язык в профессиональной деятельности» по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств, можно использовать учебное пособие «Machine-Building Automation». (Автоматизация машиностроения): под редакцией О.С.Воячек, (В.В.Деминой, Л.В.Аристова, С.А.Кокурина, Г.Б.Моисеевой, Ю.В.Шепелевой) оно в достаточной мере обеспечивают изучение предлагаемых по программе тем: «Основные сведения о манипуляторах и промышленных роботах на иностранном языке», «Классификация промышленных роботов по характеру выполняемых технологических операций, по виду производства,  по системе координат руки манипулятора», «Геометро-кинематические характеристики манипуляторов»,  и др.

        Если говорить о подготовке обучающихся по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей и профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, то здесь можно использовать учебное пособие Шляховой А.В. Английский язык для студентов автомобилестроительных специальностей средних профессиональных учебных заведений. (Учеб. пособие/В.А. Шляхова. – М.: Высшая школа, 2008. – 120 с.: илл).

и Поляковой Т. Ю. Английский язык для инженеров: учебник, М.: высшая школа, 2002. – 463 с., а часть тем имеется в учебном пособии Д. Бонами «Механики2.

Задания отборочного тура WorldSkills, по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», включают в себя диагностику электрооборудования автомобиля, определение и устранение неисправностей, диагностику электронных систем управления двигателем автомобиля, определение и устранение неисправностей. Пункт 4.1 Технического задания на проведение отборочного тура сформулирован так: «Часть информации будет представлена на английском языке».

Для подготовки к выполнению задания можно использовать  «Mechanics» автора Jim D. Dearholt, издательство Express Publishing. В пособии представлены все темы, лексика которых входит в Техническое задание отборочного тура. Так, Книга 1 имеет разделы «Ручные инструменты», «Основы механики» и «Основы автодела».  Книга 2 – «ДВС»   и  «Системы автомобиля». Книга 3 – «Электричество», «Климат-контроль», «Тяжелое машиностроение», «Рихтовка», «Новые виды автомобилей».

Главная специфика дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» в тесной взаимосвязи с профильными дисциплинами соответствующей специальности, поэтому преподавателям приходится работать во взаимодействии с коллегами, преподающими спец. дисциплины.

Таким образом, сущностью обучения иностранному языку становится его интеграция со специальными, профильными дисциплинами «с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности»

В связи с этим преподаватели иностранного языка сталкиваются с рядом трудностей:
1. Преподаватели иностранного языка пока не имеют специальной подготовки по профилю профессии будущего выпускника и его коммуникативных потребностях, преподавателю приходится постоянно обогащать свой словарный запас специфической профессиональной лексикой, самостоятельно приобретать опыт перевода технической литературы, следить за новинками при отборе учебного материала. На наш взгляд, недостаточная компетентность преподавателя иностранного языка в области профильной специальности студентов – основная сложность реализации обучения профессиональному иностранному языку в колледжах.
2. Преподаватели иностранного языка проводят занятия в группах разных специальностей и профессий, что, на наш взгляд, также осложняет его деятельность: приходится осваивать азы сразу нескольких профессий, увеличивается объем подготовки к занятиям.         
3. Ещё одну трудность представляет отсутствие
современных бумажных технических словарей иностранного языка. В сложившейся ситуации частично приходится использовать онлайн-переводчики, (а также подключение к электронным библиотекам «Юрайт» или «Лань», где можно подобрать и использовать на уроках в режиме онлайн тексты по некоторым актуальным темам).         
4. Имеющиеся в Интернете подборки технических текстов для некоторых специальностей в своем большинстве предназначены для студентов высших учебных заведений и сложны для обучающихся колледжей. Поэтому преподавателям приходится адаптировать их для своих студентов.

По нашему мнению, для решения возникающих трудностей существует несколько направлений работы:        
1. Организация консультаций с преподавателями спецдисциплин для детального знакомства с основами профессии (специальности).
2. Использование помощи преподавателей спецдисциплин в накоплении речевого материала: терминологии, клише, профессиональных оборотов речи.
3. Проектирование и конструирование дидактического материала: поиск в Интернете современной технической терминологии, учебной и специальной литературы, научно-технических статей, видеосюжетов на профессиональные темы для использования на уроках.
4. Обмен опытом с преподавателями других образовательных заведений СПО.
5. Разработка и проведение интегрированных или бинарных уроков с дисциплинами каждой специальности.

Однако самый главный способ решения проблем преподавания профессионального иностранного языка в колледжах – это желание самого преподавателя работать над собой, проявлять профессиональную гибкость, приобретать новые знания и компетенции, повышать свой профессионализм и творчески подходить к осуществлению учебного процесса.

Литература:


1. Образцов, П.И. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения / П.И. Образцов, А.И. Ахулкова, О.Ф. Черниченко. – Орел, 2005. – 61с.

 
2. Матухин Д.Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей // Язык и культура – 2011. – № 2 (14).

 
3. Серебрянцева О. Г. Оптимизация работы преподавателя иностранного языка нелингвистического вуза / О. Г. Серебрянцева // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 8 (50) Часть 5 . — С. 73—75. — URL: https://research-journal.org/pedagogy/optimizaciya-raboty-prepodavatelya-inostrannogo-yazyka-nelingvisticheskogo-vuza/ (дата обращения: 14.10.2019. ). Doi: 10.18454/IRJ.2016.50.


4. Бокуть Е.Л., Серебрянцева О.Г. Проектная деятельность студентов в вузе как форма реализации межпредметных связей. – Международный научно-исследовательский журнал. – Екатеринбург, 2016, №2(44), ч.4. – с. 107-111.

 
5. Кучерявая Т.Л. Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей// Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 336-337. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1783/ (датаобращения: 09.10.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал к разделу программы дисциплины Иностранный язык "Образование. Профессиональная деятельность специалиста"

Практический материал к разделу программы дисциплины Иностранный язык "Образование. Профессиональная деятельность специалиста"...

Рабочие программы учебной дисциплины иностранный язык в профессиональной деятельности ( немецкий язык)

Программы учебной  дисциплины разработана на основе Федерального государственого образовательного стандарта среднего профессионального образования технического и социально-экономического цикла....

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ОГСЭ 03 Иностранный язык в профессиональной деятельности(английский язык) для специальности 38.02.07 квалификация: специалист банковского дела

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ОГСЭ 03 Иностранный язык в профессиональной деятельности(английский язык) для специальности 38.02.07 квалификация: специалист банковского дела...