Проблема формирования речевого имиджа молодого специалиста как один из аспектов развития профессиональных компетенций
статья на тему
Преподавание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» выявило острую проблему, с которой сталкиваются будущие молодые специалисты: формирование речевого имиджа. Речевой имидж – особое речевое поведение человека, которое формируется под воздействием социальной среды или вполне сознательно, самим индивидуумом. Такое поведение соотносится с характером личности человека. Работе над этой проблемой мы уделяем серьезное внимание при формировании профессиональных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_formirovaniya_rechevogo_imidzha_molodogo_spetsialista.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема формирования речевого имиджа молодого специалиста как один из аспектов развития профессиональных компетенций
Кочан Елена Владимировна, преподаватель ОГБПОУ «Костромской энергетический техникум имени Ф.В. Чижова»
Преподавание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» выявило острую проблему, с которой сталкиваются будущие молодые специалисты: формирование речевого имиджа. Речевой имидж – особое речевое поведение человека, которое формируется под воздействием социальной среды или вполне сознательно, самим индивидуумом. Такое поведение соотносится с характером личности человека. Наблюдения за речевым поведением студентов показали, что общая структура этого понятия включает в себя:
- возрастной имидж;
- культурный имидж;
- социальный имидж.
Особенности возрастного имиджа речи подростков ярко выражены отрывочностью, эмоциональностью, синтаксической неполнотой высказываний, наличием большого числа вопросов, часто риторических (ответ вопросом на вопрос). Очень часто вполне взрослые люди демонстрируют признаки подросткового речевого имиджа. Наблюдения за манерой вести диалог такими людьми показывают, насколько незрелыми с точки зрения речевой культуры бывают взрослые узнаваемые люди, общественные и политические деятели.
Классический пример – использование риторических вопросов к месту и не к месту. Именно так ребенок «забалтывает» проблему, уводя разговор от неприятной темы: «А зачем?» «А почему?» «А почему именно я?» - и тому подобными вопросами. Иногда это происходит бессознательно, взрослые люди могут эмоционально оставаться на уровне развития тинейджера. Но часто это делается сознательно, к примеру, работниками медиа-структур, которые желают завоевать возрастную целевую аудиторию, и именно таким образом, подделываясь под «манеру говорить» своих собеседников, привлекают зрителей, слушателей, посетителей социальных сетей выдавая эманацию (воплощение) в речи конкретного возрастного типа.
Такое поведение взрослых, к сожалению, провоцирует закрепление низкой речевой культуры в подростковой среде, так как выдается за эталон манеры разговора людьми, пользующимися той или иной степенью влияния на молодежь.
Культурный речевой имидж во многом является продуктом общего состояния культуры в обществе, условно его можно разделить на низкий, средний и высокий.
К сожалению, современное общество отличается низким культурным речевым имиджем и неиллюстративностью речи. Наших сограждан уже сложно назвать самыми читающими в мире. В особой степени это относится к подросткам. При выяснении предпочтений в области литературы большее, на что можно рассчитывать, - это чтение студентами произведений в жанре «фэнтези».
Лексический запас, которым владеют молодые люди, минимален. При работе над темами, связанными с лексикой и фразеологией приходится сталкиваться с тем, что студентам бывает сложно объяснить значение общеизвестных пословиц, афоризмов, подобрать синонимические ряды.
Еще одна современная проблема – это засилье «канцелярита» не просто как языка, а уже как способа мышления. Штампы, которыми принято выражаться в современной устной речи, пронизывают сознание и взрослых людей и подростков, очень сильно обедняя лексику и синтаксический строй языка.
Социальный речевой имидж в своей структуре тесно пересекается с культурным. Принадлежность человека к той или иной социальной группе отражается как в лексике, так и в синтаксическом строе речи говорящего. Низкий социальный имидж порождает речь с обилием арготизмов, которая является по сути бесцветной, но оснащенной рядом «спецэффектов», вплоть до нецензурной лексики.
Свою лепту в формирование социального речевого имиджа активно вносят современные средства массовой информации и кинематограф в их худших проявлениях. Арготизмы, пришедшие в активную лексику, благодаря поэтизации и героизации уголовного мира, с успехом освоены подростковой средой. Зачастую ребятам бывает сложно подобрать литературные синонимы к этим словам.
Нецензурная же брань – бич нашего современного общества. И несмотря на законодательные попытки ограничить использование ненормативной лексики (принятые 1 июля 2014 года поправки в закон "О государственном языке Российской Федерации", которые запрещают использование ненормативной лексики в теле- и радиоэфире, в кинопрокате и при публичном исполнении произведений искусства), в подростковой среде не считается зазорным употреблять табуированную лексику, тем более, что ребята слышат это в повседневной жизни от взрослых людей.
Таким образом, формирование речевого имиджа молодых людей включает в себя как собственно лингвистический, так и педагогический аспекты.
Лингвистический аспект
Средства риторики и речевого этикета формируют как правильность построения речи, так и речевое поведение в различных ситуациях делового и личного общения, как стандартных, так и нетипичных.
При изучении тем, посвященных лексике, фразеологии, стилистике особое внимание обращается на прикладной характер изучаемых тем. Студенты с интересом изучают, к примеру, происхождение терминов и профессионализмов, их «внедрение» в русский язык (поскольку большинство терминов является иноязычными по происхождению), практику применения этой лексики с учетом будущей специальности. Любопытными для них являются попытки составить собственные терминологические словарики, при этом студенты активно используют материал, который изучается по специальным учебным дисциплинам.
Очень интересен экстралингвистический аспект формирования речевого имиджа, умение пользоваться невербальными средствами языка. Жесты, мимика, выполняя коммуникативные функции, одновременно являются пограничными средствами выражения эмоций. Устная речь человека невозможна без использования всего этого набора невербальных средств. Студенты, изучая эту тему, готовят презентации, рассказывающие о важности умения «пользоваться жестом», иллюстрируют свои доклады видеороликами, которые наглядно демонстрируют владение ораторским инструментарием. Или, напротив, показывают типичные ошибки людей, не умеющих применять невербальные средства должным образом.
Педагогический аспект
Педагогический аспект формирования речевого имиджа – это попытка сформировать некую систему корректировки, а часто и постановки речи подростков. Система упражнений как речевого, так и неречевого характера подчиняется идее исправления фонетических и речевых ошибок на начальном этапе работы, и собственно формированию речевого имиджа как основной цели.
Необходимо выделить ряд правил, без которых эта работа бессмысленна:
- Речевой имидж молодого человека формируется на фоне повышения общего культурного уровня студентов.
- Формирование речевого имиджа способствует переходу человека из более низкого в более высокий социальный слой, это может послужить хорошим стимулом в работе.
- Сама система формирования речевого имиджа разнопланова – от тренировочных упражнений, направленных на обучение фонетически правильной и интонированной речи до работы над неречевым поведением, определяющим знаковый характер.
В самом начале совместной деятельности по формированию речевого имиджа до студентов четко доводится основная цель – не воспитать профессиональных ораторов, а помочь ребятам осознать, что четко сформированный речевой имидж является одним из элементов пресловутых «социальных лифтов», которые помогают стать успешными в будущей профессии.
Список литературы
- Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2003
- Гамильтон Л., Торопов Б. Искусство разговора на любую тему. – М.: Эксмо-Пресс, 2001
- Иванов Р.Р. Имиджелогия. – М.: Ризограф, 2002
- Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. – М.: Ось-89, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование как один из аспектов личностно-профессионального роста учителя
В концепции модернизации российского образования определяется задача повышения качества образования, более эффективного использования человеческих ресурсов. Решение данной государственной задачи невоз...
Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует кор...
Педагогическая практика как средство развития профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов
Межвузовская научно-методическая конференция «Учебная и производственная практики в системе профессиональной подготовки будущих специалистов: опыт организации и современные требования»...
Развитие профессиональных компетенций студентов в рамках ФГОС нового поколения
Ведущее место в подготовке компетентного специалиста, несомненно, принадлежит урокам учебной и производственной практики, где преподаватель является ответственным не только за качество профессионально...
cтатья "Формирование и развитие профессиональных компетенций обучающихся ГБПОУ ВО «ММК» в условиях модернизации системы здравоохранения."
Для преподавателей СПО...
Зарипова Н.А., Орлова О.А. Ключевые аспекты развития профессионального образования в контексте задач подготовки кадров для предприятий общественного питания Ивановской области
Раскрытие ключевых аспектов развития профессионального образования в контексте задач подготовки кадров для предприятий общественного питания Ивановской области...
Выявление особенностей подготовки молодых специалистов специальности «Начальное образование» в контексте профессионально-психологической адаптации
В реализации стратегических целей образования учитель остаётся ключевой фигурой. Выпускники Пинского колледжа УО «БрГУ имени А.С. Пушкина» ежегодно пополняют ряды педагогического сообществ...