Развитие личностно-профессионального мышления в условиях ФГОС.
статья на тему
Процесс модернизации образования ставит перед педагогической общественностью ряд новых задач, успешное решение которых будет способствовать обеспечению качества «конечного продукта»:
· построение педагогом современных профессиональных ориентиров;
· формирование (совершенствование) личностных пристрастий, построение собственной шкалы ценностей;
· воспитание и развитие личностно-профессионального креативного мышления;
· умение работать в смысловых полях, конструировать, создавать смысловые реальности;
· умение работать с ситуацией, моделировать образовательные ситуации и находить эффективные пути их решения;
· развитие коммуникативности, эмпатии, восприимчивости;
· воспитание толерантности, интереса к иной культуре, способности вести диалог на различных уровнях.
В решении этих и других задач, связанных с повышением качества подготовки преподавателя ХХI века, совершенствованием его профессионально-педагогической культуры, развитием профессиональной компетентности, большую роль играет система методической работы СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korol.docx | 39.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АРМАВИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Статья
заведующая многопрофильным отделением, преподаватель М.В. Король
Развитие личностно-профессионального мышления в условиях ФГОС.
Процесс модернизации образования ставит перед педагогической общественностью ряд новых задач, успешное решение которых будет способствовать обеспечению качества «конечного продукта»:
- построение педагогом современных профессиональных ориентиров;
- формирование (совершенствование) личностных пристрастий, построение собственной шкалы ценностей;
- воспитание и развитие личностно-профессионального креативного мышления;
- умение работать в смысловых полях, конструировать, создавать смысловые реальности;
- умение работать с ситуацией, моделировать образовательные ситуации и находить эффективные пути их решения;
- развитие коммуникативности, эмпатии, восприимчивости;
- воспитание толерантности, интереса к иной культуре, способности вести диалог на различных уровнях.
В решении этих и других задач, связанных с повышением качества подготовки преподавателя ХХI века, совершенствованием его профессионально-педагогической культуры, развитием профессиональной компетентности, большую роль играет система методической работы СПО.
В современном образовательном пространстве становится востребованным и личностно значимым такие качества как самостоятельность, ответственность, инициативность. Новые социально-экономические условия требуют повышения кадрового потенциала на основе модернизации системы непрерывного профессионального образования, ключевой фигурой в которой остается педагог - личность активная, целеустремленная, деятельностно способная, совершенствующая профессиональные качества для решения задач, поставленных перед ней государством и обществом.
Современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений, обогащением направлений и содержания деятельности преподавателя, усилением требований к его личностным и профессиональным качествам, результатам труда. Следовательно, сегодня он должен быть готов гибко реагировать на изменения образовательной ситуации, быстро адаптироваться к новым условиям, учитывать специфику существующих педагогических систем, стремиться в полной мере реализовать свой личностно-профессиональный потенциал.
Методическая работа - это система научно-практических мероприятий, базирующаяся на достижениях педагогики и смежных наук (психологии, методологии, методики, социологии и др.), идеях передового педагогического опыта и обеспечивающая профессиональную адаптацию, становление, развитие и саморазвитие личности педагога для качественного решения задач обучения, воспитания и развития студентов.
Одним из важнейших направлений методической работы является самообразование, которое определяется как специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение прогнозируемых личностно-профессиональных целей. Естественно, что значимым также является развитие механизмов самоопределения и самореализации педагога, включение его в продуктивную преобразующую деятельность на всех этапах осуществления образовательного процесса.
Инновационные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип - студент в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие. В качестве одного из способов и средств решения таких задач, и, следовательно, профессионального развития педагога, выступает индивидуальное портфолио.
Понятие о технологии «Портфолио»
Происхождение термина «Портфолио»
Технология «Портфолио» (или «Портфель» - адаптация термина в русском языке, от латинских корней «port» - хранилище и «folium» - лист, такой термин используется в технологии критического мышления) пришла в педагогику, так же как и запрос на новую образовательную парадигму, из экономики и мира искусства.
В экономике данным термином обозначаются источники, в которых рассредоточена собственность (всем знакомы такие понятия, как “министерский портфель” или “портфель инвестиций”), в мире искусства - набор способов или средств, с помощью которых специалист может показать весь спектр направлений своей работы и свои достижения (например, у архитектора это может быть папка с набором фотографий готовых работ, макетов, инсталляций, планов и т.д.).
В сфере образования «Портфолио» впервые стало применяться в Канаде и США в 80-е годы 20 века для отбора преподавателей университетов и колледжей при приеме на работу. Поскольку технология показала свою эффективность, сферу ее применения быстро расширили. В настоящее время во многих развитых странах «Портфолио» используется преподавателями высших и средних учебных заведений для:
- мониторинга и рефлексии уровня своего профессионализма,
- определения направлений профессионального развития,
- представления своих возможностей при приеме на работу и лицензировании.
Студентами
- для оценки прогресса и успехов по различным предметам или сферам интересов,
- как возможность продемонстрировать свои возможности и достижения при поступлении на учебу или приеме на работу.
Предназначение технологии
«Портфолио» предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование со стороны преподавателей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать более объективной оценку своего профессионального уровня.
«Портфолио» может собираться с различными целями, поэтому единого определения данной технологии не существует.
Есть различные подходы к определению понятия «Портфолио» - это:
· Коллекция работ и результатов студента, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях.
· Выставка учебных достижений учащегося по данном дисциплинам за данный период обучения.
· Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. В данном случае ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении, приложенных усилий и результатов учебно-познавательной деятельности. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности студента: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
· Способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения.
· Антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самооценку и самоанализ.
· Форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося.
· Собрание материалов государственных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность системы общего среднего образования, локальных документов, сопровождающих работу методической службы и педагога учреждения образования.
· Технология саморазвития и самосовершенствования.
· Средство самопрезентации и карьерного роста.
· Средство мотивации и стимулирования творческой активности и саморазвития.
· Способ иллюстрации усилий, достижений в различных областях профессиональной деятельности (учебно-воспитательной методической организационно-управленческой и др.).
«Портфолио» представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности студентов, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции.
«Портфолио» позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. «Портфолио» нечто большее, чем просто папка ученических работ; это - заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях; поэтому, конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам учебной деятельности.
Эти факторы определяют актуальность проблемы, ее значимость для современной системы образования.
Педагогическая идея «Портфолио» предполагает:
* смещение акцента с недостатков знаний и умений студента, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;
* интеграцию количественной и качественной оценок;
* доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.
Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:
1. поддерживать высокую учебную мотивацию студентов;
2. формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
3. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
4. развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности студента, формировать адекватную самооценку;
5. содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения;
6. создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.
Роль технологии «Портфолио» в системе образования
Для придания «Портфолио» упорядоченности и удобства при пользовании заинтересованными лицами: учителями, родителями, одноклассниками, администрацией и др., оно должно включать три обязательных элемента:
1. Сопроводительное письмо владельца «Портфолио» с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа.
2. Содержание «Портфолио» с перечислением его основных элементов (artifacts).
3. Самоанализ и прогноз или план на будущее.
Оценка «Портфолио» проводится студентом совместно с классным руководителем или преподавателем примерно один раз в семестр. Для того чтобы в ходе оценки у студентов развивались навыки самооценки и рефлексии, а также для экономии времени педагога, перед работой по оценке «Портфолио» каждый студент должен проделать подготовительную работу. В ходе нее студент еще раз просматривает поставленные цели и задачи и подбирает материал, свидетельствующий о достижении поставленных задач или о работе в данном направлении. Самый эффективный способ - это письменный анализ достижений в соответствии с поставленными целями, с приложением рабочих материалов. Необходимо предлагать такой вид работы учащимся.
Оценка «Портфолио» может проходить:
В индивидуальной встрече. В этом случае выделяется время для индивидуальных встреч или встречи организуются во время выполнения творческих заданий.
Студентами в малых группах. Преподаватель заранее дает и разъясняет план работы микрогрупп, назначает лидера. Группа должна заслушать и обсудить каждого и дать каждому рекомендации в течение 5-8 минут. Оценки и рекомендации фиксируются и помещаются в «Портфолио». Преподаватель в процессе такой работы перемещается из группы в группу.
В итоге проводиться конференция по «Портфолио». Её целесообразно организовывать в том случае, если «Портфолио» собирались по различным темам (например, в предпрофильной подготовке или «Портфолио» познавательного интереса). Каждый студент имеет не более двух-трех минут на выступление и столько же на ответы на вопросы. В ходе выступления необходимо отразить цели работы, их реализацию, основные достижения. Заранее организованная комиссия оценивает содержание «Портфолио», выступления и ответы на вопросы (по заранее определенным критериям).
Правила оценки:
o До начала работы над «Портфолио» студенты должны знать все критерии его оценки.
o До начала работы над «Портфолио» студенты должны знать все категории материалов и содержание обязательной категории.
o «Портфолио» оценивается в баллах или в уровнях.
o «Портфолио» не сравнивается ни с какими эталонами. Проводится сравнение прошлых и настоящих результатов работы. Студент сравнивается только самим собой.
Критерии оценки (по С.Дж. Пейп, М. Чошанов):
1. Самый высокий уровень - «Портфолио» характеризуется всесторонностью в отражении всех категорий материалов и высоким уровнем по всем критериям оценки. Содержание «Портфолио» свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе учащегося, высоком уровне самооценки, творческом отношении к предмету. В содержании и оформлении «Портфолио» ярко проявляются оригинальность и творчество.
2. Высокий уровень - в «Портфолио» полностью представлены материалы обязательной категории, но могут отсутствовать некоторые элементы из остальных категорий. Может быть недостаточно выражена оригинальность и творчество в содержании и отсутствовать творчество в оформлении.
3. Средний уровень - в «Портфолио» полностью представлена обязательная категория, по которой можно судить об уровне сформированности отраженных в Стандарте или Учебной программе знаний и умений. Могут отсутствовать материалы из остальных категорий и творчество в оформлении.
4. Слабый уровень - «Портфолио», по которому трудно сформировать представление о процессе работы и достижениях учащегося. Как правило, в нем представлены отрывочные сведения из различных категорий, отдельные, не законченные работы и т.д. По такому «Портфолио» практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности качеств.
Оценку «Портфолио» можно заносить в специальный лист оценки. Поскольку данная технология относится к безотметочным, то рекомендуется качественная, а не количественная оценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отрытый урок по классу фортепиано "Формирование и развитие музыкально-образного мышления у ученика-пианиста средствами синтеза искусств"
"Формирование и развитие музыкально-образного мышления у ученика-пианиста средствами синтеза искусств".Взаимосвязь познавательных процессов и эмоциональных факторов обучения, основанная на единстве чу...
Организация учебного процесса в условиях ФГОС СПО
В презентации рассматриваются особенности организации учебного процесса в учреждении СПО в условиях реализации ФГОС СПО...
Методический доклад на тему: «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО»
Методический доклад на тему: «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО»...
Формирование личностно-профессиональной культуры и компетентности студента в профессиональном образовании
В развитии личности специаиста заклчается не только в становлении профессиональных знаний и умений, но и в развитии личности будующего специалиста....
Развитие исследовательской деятельности студентов в условиях реализации ФГОС по специальности СПО 060301 Фармация
Информация для преподавателей с целью обмена опытом...
Развитие исследовательской деятельности студентов в условиях реализации ФГОС СПО по специальности 060301 Фармация
Информация для преподавателей с целью обмена опытом...
«Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента СПО как важное условие личностно-профессионального становления»
laquo;Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента СПО как важное условие личностно-профессионального становления»...