Развитие личностно-профессионального мышления в условиях ФГОС.
статья на тему

Король Майя Владимировна

       Процесс модернизации образования ставит перед педагогической общественностью ряд новых задач, успешное решение которых будет способствовать обеспечению качества «конечного продукта»:

·       построение педагогом современных профессиональных ориентиров;

·       формирование (совершенствование) личностных пристрастий, построение собственной шкалы ценностей;

·       воспитание и развитие личностно-профессионального креативного мышления;

·       умение работать в смысловых полях, конструировать, создавать смысловые реальности;

·       умение работать с ситуацией, моделировать образовательные ситуации и находить эффективные пути их решения;

·       развитие коммуникативности, эмпатии, восприимчивости;

·       воспитание толерантности, интереса к иной культуре, способности вести диалог на различных уровнях.

В решении этих и других задач, связанных с повышением качества подготовки преподавателя ХХI века, совершенствованием его профессионально-педагогической культуры, развитием профессиональной компетентности, большую роль играет система методической работы СПО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korol.docx39.67 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АРМАВИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 

Статья

заведующая многопрофильным отделением, преподаватель  М.В. Король

Развитие личностно-профессионального мышления в условиях ФГОС.

       Процесс модернизации образования ставит перед педагогической общественностью ряд новых задач, успешное решение которых будет способствовать обеспечению качества «конечного продукта»:

  • построение педагогом современных профессиональных ориентиров;
  • формирование (совершенствование) личностных пристрастий, построение собственной шкалы ценностей;
  • воспитание и развитие личностно-профессионального креативного мышления;
  • умение работать в смысловых полях, конструировать, создавать смысловые реальности;
  • умение работать с ситуацией, моделировать образовательные ситуации и находить эффективные пути их решения;
  • развитие коммуникативности, эмпатии, восприимчивости;
  • воспитание толерантности, интереса к иной культуре, способности вести диалог на различных уровнях.

В решении этих и других задач, связанных с повышением качества подготовки преподавателя ХХI века, совершенствованием его профессионально-педагогической культуры, развитием профессиональной компетентности, большую роль играет система методической работы СПО.

В современном образовательном пространстве становится востребованным и личностно значимым такие качества как самостоятельность, ответственность, инициативность. Новые социально-экономические условия требуют повышения кадрового потенциала на основе модернизации системы непрерывного профессионального образования, ключевой фигурой в которой остается педагог - личность активная, целеустремленная, деятельностно способная, совершенствующая профессиональные качества для решения задач, поставленных перед ней государством и обществом.

Современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений, обогащением направлений и содержания деятельности преподавателя, усилением требований к его личностным и профессиональным качествам, результатам труда. Следовательно, сегодня он должен быть готов гибко реагировать на изменения образовательной ситуации, быстро адаптироваться к новым условиям, учитывать специфику существующих педагогических систем, стремиться в полной мере реализовать свой личностно-профессиональный потенциал.

Методическая работа - это система научно-практических мероприятий, базирующаяся на достижениях педагогики и смежных наук (психологии, методологии, методики, социологии и др.), идеях передового педагогического опыта и обеспечивающая профессиональную адаптацию, становление, развитие и саморазвитие личности педагога для качественного решения задач обучения, воспитания и развития  студентов.

Одним из важнейших направлений  методической работы является самообразование, которое определяется как специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение прогнозируемых личностно-профессиональных целей. Естественно, что значимым также является развитие механизмов самоопределения и самореализации педагога, включение его в продуктивную преобразующую деятельность на всех этапах осуществления образовательного процесса.

Инновационные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип - студент в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие. В качестве одного из способов и средств решения таких задач, и, следовательно, профессионального развития педагога, выступает индивидуальное портфолио.

Понятие о технологии «Портфолио»

 Происхождение термина «Портфолио»

Технология «Портфолио» (или «Портфель» - адаптация термина в русском языке, от латинских корней «port» - хранилище и «folium» - лист, такой термин используется в технологии критического мышления) пришла в педагогику, так же как и запрос на новую образовательную парадигму, из экономики и мира искусства.

В экономике данным термином обозначаются источники, в которых рассредоточена собственность (всем знакомы такие понятия, как “министерский портфель” или “портфель инвестиций”), в мире искусства - набор способов или средств, с помощью которых специалист может показать весь спектр направлений своей работы и свои достижения (например, у архитектора это может быть папка с набором фотографий готовых работ, макетов, инсталляций, планов и т.д.).

В сфере образования «Портфолио» впервые стало применяться в Канаде и США в 80-е годы 20 века для отбора преподавателей университетов и колледжей при приеме на работу. Поскольку технология показала свою эффективность, сферу ее применения быстро расширили. В настоящее время во многих развитых странах «Портфолио» используется преподавателями высших и средних учебных заведений для:

  • мониторинга и рефлексии уровня своего профессионализма,
  • определения направлений профессионального развития,
  • представления своих возможностей при приеме на работу и лицензировании.

Студентами

  • для оценки прогресса и успехов по различным предметам или сферам интересов,
  • как возможность продемонстрировать свои возможности и достижения при поступлении на учебу или приеме на работу.

Предназначение технологии

«Портфолио» предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование со стороны преподавателей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать более объективной оценку своего профессионального уровня.

«Портфолио» может собираться с различными целями, поэтому единого определения данной технологии не существует.

Есть различные подходы к определению понятия «Портфолио» - это:

· Коллекция работ и результатов студента, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях.

· Выставка учебных достижений учащегося по данном дисциплинам за данный период обучения.

· Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. В данном случае ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении, приложенных усилий и результатов учебно-познавательной деятельности. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности студента: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

· Способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения.

· Антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самооценку и самоанализ.

· Форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося.

· Собрание материалов государственных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность системы общего среднего образования, локальных документов, сопровождающих работу методической службы и педагога учреждения образования.

· Технология саморазвития и самосовершенствования.

· Средство самопрезентации и карьерного роста.

· Средство мотивации и стимулирования творческой активности и саморазвития.

· Способ иллюстрации усилий, достижений в различных областях профессиональной деятельности (учебно-воспитательной методической организационно-управленческой и др.).

«Портфолио» представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности студентов, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции.

«Портфолио» позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. «Портфолио» нечто большее, чем просто папка ученических работ; это - заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях; поэтому, конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам учебной деятельности.

Эти факторы определяют актуальность проблемы, ее значимость для современной системы образования.

Педагогическая идея «Портфолио» предполагает:

* смещение акцента с недостатков знаний и умений студента, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;

* интеграцию количественной и качественной оценок;

* доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.

Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:

1. поддерживать высокую учебную мотивацию студентов;

2. формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

3. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

4. развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности студента, формировать адекватную самооценку;

5. содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения;

6. создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.

Роль технологии «Портфолио» в системе образования

Для придания «Портфолио» упорядоченности и удобства при пользовании заинтересованными лицами: учителями, родителями, одноклассниками, администрацией и др., оно должно включать три обязательных элемента:

1. Сопроводительное письмо владельца «Портфолио» с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа.

2. Содержание «Портфолио» с перечислением его основных элементов (artifacts).

3. Самоанализ и прогноз или план на будущее.

Оценка «Портфолио» проводится студентом совместно с классным руководителем или преподавателем примерно один раз в семестр. Для того чтобы в ходе оценки у студентов развивались навыки самооценки и рефлексии, а также для экономии времени педагога, перед работой по оценке «Портфолио» каждый студент должен проделать подготовительную работу. В ходе нее студент еще раз просматривает поставленные цели и задачи и подбирает материал, свидетельствующий о достижении поставленных задач или о работе в данном направлении. Самый эффективный способ - это письменный анализ достижений в соответствии с поставленными целями, с приложением рабочих материалов. Необходимо предлагать такой вид работы учащимся.

Оценка «Портфолио» может проходить:

В индивидуальной встрече. В этом случае выделяется время для индивидуальных встреч или встречи организуются во время выполнения творческих заданий.

Студентами в малых группах. Преподаватель заранее дает и разъясняет план работы микрогрупп, назначает лидера. Группа должна заслушать и обсудить каждого и дать каждому рекомендации в течение 5-8 минут. Оценки и рекомендации фиксируются и помещаются в «Портфолио». Преподаватель в процессе такой работы перемещается из группы в группу.

В итоге проводиться конференция по «Портфолио». Её целесообразно организовывать в том случае, если «Портфолио» собирались по различным темам (например, в предпрофильной подготовке или «Портфолио» познавательного интереса). Каждый студент имеет не более двух-трех минут на выступление и столько же на ответы на вопросы. В ходе выступления необходимо отразить цели работы, их реализацию, основные достижения. Заранее организованная комиссия оценивает содержание «Портфолио», выступления и ответы на вопросы (по заранее определенным критериям).

Правила оценки:

o До начала работы над «Портфолио» студенты должны знать все критерии его оценки.

o До начала работы над «Портфолио» студенты должны знать все категории материалов и содержание обязательной категории.

o «Портфолио» оценивается в баллах или  в уровнях.

o «Портфолио» не сравнивается ни с какими эталонами. Проводится сравнение прошлых и настоящих результатов работы. Студент сравнивается только самим собой.

Критерии оценки (по С.Дж. Пейп, М. Чошанов):

1. Самый высокий уровень - «Портфолио» характеризуется всесторонностью в отражении всех категорий материалов и высоким уровнем по всем критериям оценки. Содержание «Портфолио» свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе учащегося, высоком уровне самооценки, творческом отношении к предмету. В содержании и оформлении «Портфолио» ярко проявляются оригинальность и творчество.

2. Высокий уровень - в «Портфолио» полностью представлены материалы обязательной категории, но могут отсутствовать некоторые элементы из остальных категорий. Может быть недостаточно выражена оригинальность и творчество в содержании и отсутствовать творчество в оформлении.

3. Средний уровень - в «Портфолио» полностью представлена обязательная категория, по которой можно судить об уровне сформированности отраженных в Стандарте или Учебной программе знаний и умений. Могут отсутствовать материалы из остальных категорий и творчество в оформлении.

4. Слабый уровень - «Портфолио», по которому трудно сформировать представление о процессе работы и достижениях учащегося. Как правило, в нем представлены отрывочные сведения из различных категорий, отдельные, не законченные работы и т.д. По такому «Портфолио» практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности качеств.

Оценку «Портфолио» можно заносить в специальный лист оценки. Поскольку данная технология относится к безотметочным, то рекомендуется качественная, а не количественная оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного процесса в условиях ФГОС СПО

В презентации рассматриваются особенности организации учебного процесса в учреждении СПО в условиях реализации ФГОС СПО...

Формирование личностно-профессиональной культуры и компетентности студента в профессиональном образовании

В развитии личности специаиста заклчается не только в становлении профессиональных знаний и умений, но и в развитии личности будующего специалиста....

Организация мониторинга в условиях ФГОС на уроках физики

Презентация содержит опыт работы по мониторингу в 7 классе...

Информационно-коммуникационные технологии в формировании профессиональных компетенций на практических занятиях в условиях ФГОС нового поколения

Внедрение информационно-коммуникационных технологий  в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования  в связи с введением но...

«Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента СПО как важное условие личностно-профессионального становления»

laquo;Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента СПО как важное условие личностно-профессионального становления»...