Методическая разработка урока по дисциплине"Основы банковского дела" и "Финансы и кредит"
методическая разработка по теме
Методическая разработка предназначена для преподавателей, работающих с игровыми технологиями при контроле знаний студентов.Межпредметные связи позволяют объединять уроки по общим темам и проводить их по бинарной методике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_uroka.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки Тамбовской области
ТОГ БОУСПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока по дисциплинам
«Основы банковского дела» и «Финансы и кредит»
на тему : «Игровая технология проведения бинарного урока по смежным дисциплинам»
Составили: преподаватель
ФГОУ СПО «Жердевский колледж
сахарной промышленности» В.В.Молчанова;
преподаватель
ФГОУ СПО «Жердевский колледж
сахарной промышленности» Н.М. Голикова
Жердевка, 2013
Методическая разработка предназначена для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проверки занятия по итоговому и рубежному контролю знаний.
В методической разработке раскрывается методика проведения бинарного урока по дисциплинам«Основы банковского дела» и «Финансы и кредит» после изучения раздела о банковской системе. Методическая разработка составлена преподавателями ФГОУ СПО «Жердевский колледж
сахарной промышленности» В.В.Молчановои и Н.М.Голиковой.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение____________________________________________________3
Подготовительный этап________________________________________4
План бинарного урока_________________________________________5
Содержание занятия ___________________________________________6
Заключение _________________________________________________12
Литература _____________________________________________13
Приложение__________________________________________________14
Введение.
Методическая разработка проведения открытого бинарного урока по дисциплинам «Основы банковского дела» и «Финансы и кредит»является актуальной для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проверки занятия по итоговому и рубежному контролю знаний.
Данное занятие проводится для закрепления полученных знаний по дисциплинам , имеющим тесные общепредметные связи.
Преподавателям , организующим проведение бинарных уроков необходимо на стадии разработки календарно- тематических планов предусматривать уроки рубежного контроля по разделам дисциплин. то позволяет выяснить уровень подготовки студентов, применение полученных знаний на практике, а студентам повторить ранее изученный материал и закрепить полученные знания и умения. Целью занятия является закрепление изученного материала, систематизация и контроль знаний по разделу , подготовка к междисциплинарному экзамену.Урок предусматривает воспитательные и развивающие цели: воспитание интереса к будущей профессии, воспитание ответственности. развитие памяти, развитие логического мышления, развитие внутренней самоорганизации.
Проведение занятий требует использование современных средств и форм организации занятия, использование ТСО. По изучаемым темам студенты могут подготовить к уроку в виде домашнего занятия дополнительный материал в виде докладов, презентаций, слайдов.Игровая технология опроса
может быть рассмотрена и как технология групповой психотерапии, потому,что на участника игры оказывает эффективное воздействие атмосфера группы, группового сотрудничества и поддержки. Он учится преодолевать психологические барьеры в общении с различными людьми, совершенствовать качества своей личности: устранять те из них, которые препятствуют эффективному исполнению профессиональных функций, например замкнутость, несдержанность и другое.
Цель данной методической разработки –познакомить с технологией проведения игрового занятия со студентами изучающими смежные дисциплины.
Методическая разработка состоит из основных разделов:
- подготовительный этап, в котором поясняются этапы организационной работы
-план занятия;
-содержания занятия, где подробно изложено содержание этапов урока.
Подготовительный этап.
Подготовительный этап урока начинается с разработки сценария игры , форм её проведения.В этом этапе можно выделить следующие направления работы :
1. Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой может
быть практически любой раздел учебного курса. Желательно при
этом, чтобы учебный материал имел практический выход на профес
сиональную деятельность или специальную учебную дисциплину. Дисциплины «финансы и кредит» и «основы банковского дела» имеют общие разделы.
- Формирование целей и задач. Цели и задачи формируют с
учетом не только темы, но и исходной ситуации. В одной ситуации,
но с разными целями можно по-разному построить игру. Для этого
надо соответствующим образом расставить акценты и сформулировать цели на каждом этапе или операции. - Определение структуры. Структура определяется с учетом
целей, задач, темы, состава участников.
4. Составление плана урока.
Определение раундов, составление вопросов, определение цены вопроса.
5.Разработка презентации в форме игры.
Перед проведение занятия необходимо правильно подготовить аудиторию, разбить её на части, где можно разместить команды.Рабочее место ассистента должно быть таким , чтобы он успевал следить за работой команды.(См Приложение).
План бинарного урока.
Тема урока : «Финансы и банковская система»
Вид урока : бинарный урок .
Тип урока : учётно- обобщающий.
Образовательная цель урока: систематизация и контроль знаний по разделу , подготовка к междисциплинарному экзамену.
Воспитательная : воспитание интереса к будущей профессии, воспитание ответственности.
Развивающая : развитие памяти, развитие логического мышления, развитие внутренней самоорганизации.
Межпредметные связи: экономика предприятия, бухучёт, организация и технология коммерческой деятельности, деловое общение
Обеспечение занятия :
сценарий;
методические рекомендации по организации, проведению,
форме представления результатов игры;
набор форм бланков ;
технические средства информационное обеспечение.
Время проведения: 90 минут
Место проведения: аудитория № 26
Участники: группа : 3-Б-11 ,3к9
Домашнее задание: повторение изучаемого материала.
Литература :В.И.Колесникова Банковское дело.
Структура занятия:
Оргмомент - 1 мин.
Подготовительный этап - 4 мин.
Игра в первом раунде - 20 мин.
Игра во втором раунде - 20 мин.
Показ презентаций - 15- 17 минут
Игра в третьем раунде - 20 мин.
Выступления ассистентов - 3 мин.
Финальный вопрос - 3 мин.
Подведение итогов урока - 2- 4 мин
Содержание занятия.
Начало урока проводится традиционным способом. Цели, задачи, задания, критерии оценки демонстрируются на слайдах.
Подготовительный этап проведения урока включает в себя действия по формированию команд и назначению ассистентов
В игре участвуют 3 игрока (или команды). Их можно выбрать путем жеребьевки или другим способом из любого числа претендентов (одноклассников или какой-либо группы- учащихся параллельных классов, нескольких классов, родителей, учителей).
Ведущий- преподаватель , который объясняет все подробности и комментирует ход игры.
Ведущий оператор- преподаватель , работающий за компьютером в игровой программе.
Ассистент должен обладать навыками устного счета и быть предельно внимательным, так как именно он фиксирует количество очков для общего обозрения.Работа ассистента заключается в подготовке отчёта на выданном бланке.
Игра проводится по трём раундам. В каждом раунде предлагается по 4 категории, в которых содержится по 5 вопросов разной стоимости. Все играющие поделены на 3 команды.( проводится жеребьёвка)Для ответа необходимо поднимать руку.Если ответ неправильный , то балы снимаются, если правильный то суммируются. Если по истечении 20 секунд никто из играющих не дает правильного ответа, то его озвучивает ведущий.
- Некоторые вопросы снабжены пометками «супер плюс» или «кот в мешке». В первом случае игрок может выставить номинал, повысить стоимость вопроса на 200 очков.Если кот в мешке вопрос переходит другой команде по выбору игрока.
- Финальный вопрос звучит для команды , набравшей максимальное число балов. Прежде чем будет озвучен финальный вопрос, игроки делают ставки.
Победитель определяется по максимальному счету.
1 раунд
Категория | Очки | ||||
пословицы, поговорки | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Бланочные новости | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Достижения цивилизации | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Непродуманная история | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
2 раунд
Категория | Очки | ||||
деньги - денежки | 200 | 400 | 600 | 800 | 1000 |
я - предприятие | 200 | 400 | 600 | 800 | 1000 |
секрет | 200 | 400 | 600 | 800 | 1000 |
мои доходы | 200 | 400 | 600 | 800 | 1000 |
3 раунд
Категория | Очки | ||||
Хороший вопрос | 300 | 600 | 900 | 1200 | 1500 |
торговля | 300 | 600 | 900 | 1200 | 1500 |
ой, кто это? | 300 | 600 | 900 | 1200 | 1500 |
все работы хороши | 300 | 600 | 900 | 1200 | 1500 |
После второго раунда организуется показ лучших студенческих презентаций на тему финансовых отношений и функционирования банковской системы в экономике.
Вопросы и ответы :
1 раунд
Категория «Пословицы и поговорки»
100 - Не было ни гроша – да вдруг …(алтын)
200 – За морем телушка - …, да за провоз …(полушка, полтина)
300 - От чего зависит возможность сытно покушать? (Как потопаешь, так и полопаешь)
400 – Под какой камень вода не течёт ? (лежачий )
500 - Так говорят, когда противоборствующие стороны удовлетворены принятым решением (И волки сыты, и овцы целы )
Категория «бланочные новости»
100 – Как называются операции банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады либо на определенные
сроки, либо до востребования ? (депозитные)
200 –Как называют письменное распоряжение владельца счёта банку о перечислении суммы с его счёта ( платёжное поручение)
300 - Назовите обязательные реквизиты платёжного поручения.
400 – Какие особенности у депозитного счета
до востребования ?( деньги со счёта можно снять по требованию клиента)
500 – Как называются депозиты , привлекаемые на определённый срок ? Какие они бывают?
(срочные вклады на месяц три ,6,9,12)
Категория «достижения цивилизации»
100 - Как называются специализированные коммерческие организации, занимающиеся аккумуляцией денежных средств и оказывающие другие экономические услуги ?
(банки ).
200 - Как называют категорию, характеризующую процессы денежной природы и денежные отношения в стране и обществе?(финансы)
300 - Какие три сферы образуют финансовую систему?(финансы предприятий, страхование, гос.финансы)
400 – Какие бывают принципы кредитования?
(срочность , платность и возвратность)
500 - Какие организации называют кредитными , но небанковскими?
( ломбарды, благотворительные фонды , инвестиционные фонды и тд.)
Категория «непродуманная история»
100 –Как называют отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определённых рисков ?9страхование)
200 -Какому типу инфляции соответствует состояние в экономике , когда рост цен достигает более 100 %?(гиперинфляция)
300 - Для какой цели создаются ассоциации банков ? (для того , чтобы решать вопросы , не связанные с получением прибыли в органах власти )
400 - Верно ли следующее утверждение : «Эмиссия- это и есть выпуск денег.»
500 -Что банки должны предпринимать для улучшения финансового состояния ?
(Усилить работу по оценке рисков при выборе клиентов банка, способствовать привлечению средств в депозиты, следить за соотношением собственных средств и заёмных.)
2 раунд
Категория «деньги-денежки»
200 – Деньги взяты в долг, на срок
И возможно, под залог.
Делу это не вредит,
Коль под дело взят …(кредит)
400 - Мог вчера на сто рублей
Взять ты тыщу сухарей,
А сегодня сто рублей –
Это девять сухарей.
И такая ситуация
Называется … (инфляция)
600 –Какие функции выполняют деньги ? (платежа, обращения, измерения,накопления, мера отложенных платежей , мировые деньги )
800 -В каком соотношении банки формируют собственный капитал и заёмный ?
1:20, 1:25
1000 - Сформулируйте «золотое» банковское правило !
( сумма средств размещаемых в кредиты должна быть меньше или равна сумме депозитных вкладов)
Категория «я - предприятие»
200 - Какой счёт в банке открывают некоммерческие организации ? (текущий)
400 - Какие виды расчётных счетов бывают ?( счёт для совместной деятельности, счёт по соглашению о разделе выпускаемой продукции)
600 - В каких случаях банки могут закрыть расчётный счёт, расторгнув договор?( если в течение года по нему нет операций, если предприятие нарушает условия договора)
800 -Какие формы обеспечения кредита используют предприятия, оформляя кредит
(залог, поручительство)
1000 – Какие бывают формы безналичных расчётов ?Перечислите основные права потребителей (Право потребителей на просвещение в области ЗПП, на качество и безопасность товара (услуги), на информацию…)
Категория «секрет»
200 - Какие операции банка называют кассовыми ?
(это кредитование банков в целях улучшения финансового состояния)
400 –Какие операции может проводить ЦБ РФ ?
600 - Какие инструменты использует ЦБ для управления денежно- кредитной политикой ?
800 - Какие особенности у современной банковской системы в РФ ?
1000 - Какие операции банка называют кассовыми ?
Что означает рефинансирование банков ?
(это кредитование банков в целях улучшения финансового состояния)
Категория «мои доходы»
200 – Тимофей носки связал
И на рынке их продал
Дешевле, чем нитки,
Получил одни… (убытки)
400 – Свою ценную бумагу
Вам не стоит продавать.
С нее можно ежегодно
… получать. (дивиденды)
600 – Что такое банковская маржа ? ( это доход по процентным операциям )?
800 - Прошлым в жизни я была.
В рассказах тоже я жила.
А ПРИ спереди поставишь –
И доход себе составишь. (прибыль)
1000 - К какому виду платежей относится зашифрованное понятие? (пенсия)
3 раунд
Категория «хороший вопрос»
300 – Могут ли деньги быть свободными?(да, это временно неиспользуемые деньги)
600 – Почему аккредитивная форма расчётов более надёжная , чем оплата платёжными поручениями? ( открыть аккредитив, значит заморозить определённые средства для выплаты только по целевому назначению, а оплата платёжными поручениями может задерживать поступление средств на счёт , если у плательщика финансовые затруднения)
900 - Что такое финансы и
чем они отличаются от денег ?
( Финансы более широкое понятие , чем деньги. Финансы это отношения по поводу формирования , и распределения средств.)
1200 - Какие операции банка называют комиссионными ?
1500 - Как вы продолжите высказывание Генри Форда «деньги, как рука или нога- или вы пользуетесь ими, или ….»?
( вы их теряете )
Категория «торговля»
300 - Как называется прямой товарообмен без участия денег ?(бартер)
600 - Почему расчёты платёжными поручениями считаются удобными для покупателя ?
(покупатель получает товар , а только потом платит , у него есть возможность потянуть время.)
900 - Какие взаимоотношения у рекламы и торговли? (Реклама – двигатель торговли)
1200 - «На рынке корову мужик продавал. Никто за корову цены не давал».
Что такое цена? (стоимость)
1500 - Как называется расчётный показатель отражающий объём продажи продукции ?
Категория «ой, кто это?»
300 - Его кандидатуру предлагает президент РФ, Его назначение осуществляется Государственной думой . Сроки выполнения обязанностей 4 года. Кто это ? (Председатель ЦБ)
600 - Он необходим при заключении кредитного договора, так как принимает на себя ответственность за неисполнение обязательств. Кто это ? (поручитель)( страховщик)
900 - Он действует на основе договора , ему регулярно платят взносы, у него формируется денежный фонд , из которого может выплачиваться сумма возмещения. Кто это ?
1200 - Он предоставляет свои временно свободные средства в распоряжение другого на определённый срок. Кто это ?(кредитор)
1500 – Он полностью контролирует бизнес и управляет предприятием, но не распоряжается прибылью. Кто это ?(управляющий)
Категория «я это знаю»
300 - Какие подразделения входят в состав ЦБ?
( расчётно- кассовые центры, хранилища, вычислительные центры, учебные заведения итд.)
600 - Человек, который хорошо разбирался в монетах всех стран, знал пропорции обмена одной монеты на другую и определял подлинность (меняла)
900 - Какие возможности банку обеспечивает генеральная лицензия ?
( можно проводить все виды операций , открывать филиалы за рубежом)
1200 - По каким принципам организуются безналичные расчёты?
( законность, своевременность , согласие плательщика и т.д)
1500 - Зачем предприятию нужны банки ?
(предприятие открывает в банке р/сч, проводит безналичные расчёты, может взять кредит.)
Финальный вопрос
Какова взаимосвязь кредита и финансов ?
Этап контроля знаний включает – контроль за ответами на вопросы в ходе игры.
Преподаватель проводит анализ ошибок студентов ( в процессе игры), что снижает вероятность их повторения в реальной действительности.
А это способствует сокращению срока адаптации молодого специалиста полноценному выполнению профессиональной деятельности.
Урок заканчивается выступлением ассистентов и заключительным словом преподавателей.Оценки за урок можно прокомментировать так _ победителям - отлично,остальным участникам проявившим хорошую активность и подготовившим презентации ставиться хорошо и отлично
, участники активно участвующие в игре , но не достигшие победы получают оценку хорошо.
Пассивные участники могут получить в качестве домашнего задания какие либо задачи , тесты и другие задания.
Заключение.
Проведение контроля знаний студентов при помощи активных форм работы на бинарных уроках позволяет развивать большой интерес к дисциплинам и способствует развитию творческих возможностей студентов. В процессе подготовки такого занятия повторяется большой объём изученного материала. Правильное сочетание категорий в раундах , игровых заставок делает урок насыщенным, а за студентами оставляет право добровольного выбора участия. На таких занятиях неактивные студенты, неуверенные в своих знаниях, включатся в работу сразу и эффект бывает положительным. Домашние задания , выполненные студентами подвергаются анализу со стороны преподавателя и самих студентов , что способствует воспитанию ответственности .На таком занятии студентам приходится много говорить, доказывать свою точку зрения и стремиться к получению высоких баллов. Такая работа повышает ответственность студента за результаты своего труда и подготавливает его к будущей профессиональной деятельности.
Перечень литературы и средств обучения.
1.Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. Учебник.-М.:Банки и биржи ЮНИТИ, 2010
2.Колесникова В.И. Банковское дело .- М., Финансы и статистика, 2010
3.Сенгагов В.К. Учебник «Финансы, денежное обращение и кредит». «Просвет»- М.,2011
4.Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2009
5.Педагогические технологии: Учеб.пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ.ред. В.С.Кукушина. – М., 2009
6.Поляк Г.Б. «Финансы, денежное обращение, кредит» ЮНИТИ – М.,2012
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест по предмету "Финансы и кредит"
данный тест предложен после изучения первых параграфов спец. дисциплины, для уточнения усвоения полученных знаний....
Эссе на тему: "Мое педагогическое кредо"
В данной статье описаны смыслы, ценности и приоритеты моей профессиональной деятельности....
Контрольная работа по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит"
Для проверки знания студентов проводится контрольная работа. В результате изучения дисциплины студент должен:Иметь представления и знать:основные направления финансовой политики государства;социально-...
Мое педагогическое кредо
Материалы краевого конкурса "Творческая мастреская преподавателя"...
Методические указания по выполнению домашних контрольных работ по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит"
Методическая разработка для студентов заочной формы обучения...
«Педагогическое кредо» ( мои педагогические принципы, девиз, профессиональное кредо как педагога-специалиста в сфере профилактики наркозависимости детей и подростков)
Как правило, ведущая роль в происхождении аддикции приписывается родителям. В ходе многочисленных исследований была выявлена связь между поведением родителей и последующим зависимым...
«Педагогическое кредо» ( мои педагогические принципы, девиз, профессиональное кредо как педагога-специалиста в сфере профилактики наркозависимости детей и подростков)
Значение семьи в формировании аддиктивной личности...