ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПО.
статья
Статья посвящена проблеме развития коммуникативных компетенций на занятиях по родному языку в строительном колледже. В связи с тем, что эффективная деятельность строителей во многом зависит от овладения ими навыками деловой беседы, проблема развития коммуникативных компетенций очень актуальна. Формирование навыков обеспечивает строителям возможность продуктивных контактов с людьми на производстве и успешное взаимодействие в команде специалистов. Автор показывает, как можно развивать коммуникативные способности студентов можно через технологию игровых форм обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА
Без игры нет, и не может быть
полноценного и умственного
развития ребенка…
В. А. Сухомлинский
Перед системой профессионального образования стоят задачи, требующие повышения качества подготовки специалистов, в том числе и для сферы строительства. Особое место в образовательном процессе занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на занятии каждого студента, актуализируют знания, индивидуальный опыт и личную ответственность за результаты своего труда. Эффективная деятельность строителей во многом зависит от овладения ими коммуникативной компетенцией, обеспечивающей возможности продуктивных контактов с людьми на производстве, живого обмена информацией, выработку стратегий взаимодействия в профессиональном коллективе, взаимодействие в команде специалистов. Как показывает практика, студенты строительных колледжей нередко испытывают затруднения в общении и взаимодействии. Они затрудняются при обсуждении проблем, планировании общей работы, совместном решении задач. Успешно формировать и развивать коммуникативные способности студентов можно через технологию игровых форм обучения. Игра имеет большое значение в жизни подростков, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра всегда выступала предметом пристального внимания педагогов и психологов. Ведущими психологами, теоретиками в области детской игры являются Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. В педагогике теория игры активно рассматривалась К.Д. Ушинским, Р.И. Жуковской, Т.Е. Конниковой, Д.В. Менджерицкой, Т.А. Марковой, Н. Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, С.А. Шмакова и др. В отечественной педагогике проблему игровой деятельности разрабатывали: педагоги Константи́н Дми́триевич Уши́нский (1824—1870), Павел Петрович Блонский, Василий Александрович Сухомлинский (1918 - 1970)., психолог Рубинштейн Сергей Леонидович (1889—1960) .В зарубежной педагогике - австрийский психолог Зигмунд Фрейд, швейцарский ученый ПИАЖЕ Жан. Учёные утверждают, что на игровом занятии происходит закрепление и углубление знаний. Главная функция игры - обучение в действии. И чем ближе игровая деятельность обучаемых к реальной, тем выше познавательный эффект. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игра – это специфический язык самовыражения. Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. По определению Германа Константиновича Селевко, игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровая технология отличается от других методов обучения тем, что позволяет студенту быть лично причастным к функционированию изучаемой системы, дает возможность «прожить» некоторое время в «реальных» жизненных условиях. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В ходе игры свободно апробируются будущие социальные роли и профессиональные функции специалистов. Формирование и развитие коммуникационных компетенций возможно при изучении любых учебных дисциплин, но предметы «Русский язык» и «Родной язык» как нельзя лучше способствуют этому. Использование игровых технологий на занятиях помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала. Немаловажно также и то, что игра на занятиях родного языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Одной из разновидностей игровой технологии является деловая игра, являющаяся «методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности». Деловая игра - метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правила группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме. Деловая игра используется для решения комплексных задач: усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. В деловой игре наиболее явным образом моделируется предметное и социальное содержание профессиональной деятельности. К настоящему времени разработано очень большое число деловых игр, следует лишь адаптировать игру к условиям будущей специальности студентов.
С первых занятий по русскому языку начинается работа с профессиональной лексикой. Ведь понимание профессиональной лексики, употребление ее в устной и письменной речи является показателем уровня владения общими и профессиональными компетенциями. Этапы работы можно проследить на примере группы «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки». Первым делом знакомимся с лексическим значением и правописанием термина. Студентам объясняется, что для развития профессиональной лексики нужно использовать специализированные издания. Например, «Словарь терминов по сварке» на сайте weldering.com, «Словарь-справочник по сварке» Т.А. Кулик. Данный словарь-справочник содержит свыше 3000 терминов-статей по сварке, пайке, резке и смежным видам обработки металлов. При работе с профессиональной лексикой следует учитывать, что между терминами и не терминами происходит постоянный обмен. Когда слово становится термином, его значение специализируется и ограничивается. Например, слово КРАТЕР в лексике сварщика имеет следующее значение: «углубление, образующееся в конце валика вследствие давления дуги и объемной усадки металла шва»; ПРИХВАТКА – короткий сварной шов для фиксации взаимного расположения подлежащих сварке деталей. Дальше - элементарная схема работы словесника: слово – словосочетание – предложение - текст. Работая с терминами, используем игровые упражнения «Слабое звено», «Домино», «Компетентность». Работаем в парах и группах, т.к. каждый студент имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. На занятиях родного языка применяются несколько иные игровые формы. При изучении темы «Правила делового общения» очень хорошие результаты даёт игра «Лего, или Вавилонская башня». Для формирования коммуникативной компетентности рекомендуется использовать деловые игры «Я к вам по объявлению», «Точка зрения», «Собеседование». Конечно, важную роль в формировании речевой компетенции детей играет и внимательное отношение учителя к речи детей: анализ услышанного, исправление речевых недочетов, помощь в выборе наиболее точных слов. Для закрепления коммуникативных навыков важно постоянно практиковаться в устной речи и слушать себя; выделять слова-паразиты и учиться их избегать; заменять в речи негативные и агрессивные слова на более мягкие формы этих выражений: проблема – ситуация, должен – хотел бы. Очень полезно для развития коммуникативных навыков запоминать цитаты и вставлять их в беседу.
Практика показывает, что игровые технологии помогают студенту научиться:
- легко устанавливать контакт;
- поддерживать любой разговор;
- слушать и слышать собеседника;
- уверенно доносить свою точку зрения;
- качественно аргументировать и отстаивать свою позицию;
- находить общее решение и приходить к компромиссу.
Следовательно, будущий строитель приобретает коммуникативные профессиональные навыки, необходимые для выполнения им трудовых обязанностей. Результатом применения игровых технологий являются воспитание познавательных интересов, активизация умственной деятельности учащихся, тренировка памяти, преодоление пассивности студентов Игровые технологии выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях.
Список использованной литературы
1. Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.
2. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — М., 1989.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
4. Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983.
5. Селевко. Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. . 2005
6. Чупракова, Р. Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых
играх / Р. Г. Чупракова. — М., 1991.
7. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий при формировании у детей мотивации и потребности к творческой деятельности в хореографическом коллективе (Методические рекомендации)
Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Творческое развитие ребенка – э...
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОУЧ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье рассматривается организация воспитательной внеаудиторной работы с использованием коуч-технологий, основанной на принципе стимулирования саморазвития, раскрытия потенциала обучающихся – ключев...
Значение учебных игр для формирования ключевых компетентностей учащихся. Проблемы, связанные с использованием игровых технологий в современном образовательном процессе
quot;Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В ...
Роль игровых технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся СПО
Статья в полной мере раскрывает роли игровых технологий в процессе формирования общих и профессиональных компетенций на примере специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования....
«Формирование коммуникативных компетенций младших школьников посредством игровых технологий»
Проблема формирования коммуникативных компетенций младших школьников актуальна тем, что именно в этот период наиболее интенсивно происходит развитие личности. Насколько легко ребенок будет уметь общат...
Особенности формирования коммуникативной компетенции будущих инженеров средствами образовательных технологий
В данной статье аргументируется необходимость сформированности коммуникативных компетентностей студентов технического вуза, используя средства образовательных технологий, также в профессиональной деят...
Роль игровых технологий как инструмент в формировании коммуникативных компетенций студентов медицинского колледжа
Известно, что целью курса «Иностранный язык» в среднем профессиональном образовании является формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста-медика, позволяющей ис...