«Аспекты формирования социокультурной компетенции у старшеклассниц в условиях Пансиона»
статья на тему

Анализ состояния аспектов формирования социокультурной компетенции у старшеклассниц Пансиона  позволил констатировать потребность современного образования в ее эффективном решении. Исследуемая компетенция относится к группе компетенций социального взаимодействия человека и социальной сферы и по содержанию связана с общекультурной и социальной компетенциями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

Московский кадетский корпус

«Пансион воспитанниц Министерства обороны

Российской Федерации»

http://army-news.ru/images_stati/pansion_vospitannic.jpg

Доклад

«Аспекты формирования социокультурной компетенции у старшеклассниц в условиях Пансиона»

Воспитатель воскресного дня:

Красильникова И.Н.

                                                                                         

Москва 2015

В настоящее время интеграционные процессы России в европейское экономическое, образовательное и межкультурное пространство поставили перед отечественным образованием задачу формирования подрастающего поколения, способного быстро адаптироваться, управлять информацией и обладать обширными коммуникативными умениями и навыками, вступая в социокультурное взаимодействие с представителями других культур. В связи с переходом от знаниевой парадигмы образования к компетентностной, важно выявить возможные механизмы, средства и условия формирования социокультурной компетенции учащихся, в особенности старшеклассников.

Наиболее сложно процессы социализации, развития личностных качеств, формирования компетенций, на наш взгляд, происходят в закрытых учебных заведениях: школах-интернатах, кадетских корпусах, суворовских училищах и пансионах. Это, безусловно, связано с определенными ограничениями учебно-воспитательного процесса, отдаленностью от семей и т.п. В связи с этим, перед нами стоит задача решения проблемы формирования социокультурной компетенции у старшеклассниц нашего Пансиона.

Рассмотрим понятие компетентность. Словарь современных терминов трактует понятие «компетентность» (лат. competens, competentis) как «обладание компетенцией, обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо». В толковом словаре под редакцией Д. И. Ушакова под компетентностью понимается осведомленность, авторитетность, некая личностная характеристика, а под компетенцией – «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право)».

В данном случае  придерживаясь позиции А. В. Хуторского в понимании компетентности как владения, обладания человеком соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» заключается в том, что компетенция идеальна, нормативна, моделирует свойства выпускника и в каком-то смысле обслуживает термин «образовательная компетентность», точнее, описывает его смысловое наполнение. Образовательная компетентность реальна, относится к личности, существует «здесь и сейчас».

Чтобы выявить особенности социокультурной компетенции, следует сначала рассмотреть виды компетенций.

В научно-педагогических исследованиях все компетенции разделены на три группы: компетенции ключевые (базовые) – относятся к общему содержанию образования;  общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей и специальные (предметные) – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Все существующие различные классификации компетенций основаны на пяти ключевых компетенциях современных выпускников, обозначенных как наиболее важные для объединяющейся Европы:

• политические и социальные;

• компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе;

• компетенции, относящиеся к владению устным и письменным общением более чем на одном языке;

• компетенции, связанные с возникновением информационного общества;

• компетенции, обеспечивающие человеку возможности профессионального совершенствования в течение всей жизни.

В условиях Пансиона, думаю, будет целесообразным руководствоваться тремя основными видами компетенций:

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека.

Резюмируя сказанное, можно констатировать, что социальная компетенция предполагает знания, умения, опыт и личностные качества человека, позволяющее ему активно взаимодействовать с социумом, устанавливать контакты с различными группами и индивидами, а также участвовать в социально значимых проектах и продуктивно выполнять различные социальные роли.

Далее обратимся к рассмотрению функций и структурных компонентов социальной компетенции.

Ученые считают, что социальную компетенцию человека составляют:

• компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внеучебных;

• знания в сфере гражданско-общественной деятельности;

• компетенции в сфере социально-трудовой деятельности;

• знания и умения в бытовой сфере;

• компетенции в сфере культурно-досуговой деятельности.

В связи с этим остановимся кратко на характеристике процесса социализации и его этапов, где одну из значимых ролей играет общекультурная компетенция.

Под общей культурой понимается единое целое, включающее: а) внутреннюю культуру, определяемую собственно личностными, деятельностными и интерактивными особенностями человека, воспитанными в семье и системе образования и б) образованность как освоенную совокупность знаний, характеризующуюся системностью, широтой, всесторонностью и глубиной.

Образовательная среда моделирует ключевые аспекты культуры общества, воплощаясь в поликультурную среду конкретного образовательного учреждения. Поликультурная среда – это часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, проявляющихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах.

Из определения поликультурной среды выводятся ее функции, обеспечивающие:

а) формирование человека как субъекта и носителя межнациональной культуры, способного усваивать общую культуру, язык других наций;

б) формирование человека как носителя своей национальной культуры, транслятора традиций, обычаев, ценностей;

в) формирование личности, обладающей социокультурной компетенцией.

В современных педагогических исследованиях социокультурная компетенция трактуется как:

• интегративное свойство личности, характеризующее ее теоретическую и практическую готовность к социокультурной деятельности;

• знаниевая обоснованность (опережающая и рефлексивная) поведенческих актов на основе осмысленно принятых решений;

• определяющая ценностные ориентации личности и способствующая их формированию.

Более краткое и емкое понятие можно сформулировать так: «Социокультурная компетенция – это интегративная характеристика личности, предполагающая наличие знаний о различных социальных и культурных сферах, включающая способность и готовность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни, опираясь на свой смысловой опыт, обеспечивающая способность использовать информационные ресурсы для смыслообразующей творческой деятельности в информационном пространстве».

Обратим внимание на структуру социокультурной компетенции, рассматриваемую многими исследователями как сложное образование в единстве четырех компонентов:

а) когнитивный (знание содержания компетенции);

б) мотивационный (готовность к проявлению компетенции);

в) ценностно-смысловой (отношение к содержанию компетенции и объекту его приложения);

г) поведенческий (опыт проявления компетенции).

Основными структурными компонентами социокультурной компетенции принимаются:

• ценностно-ориентировочный;

• информационно-когнитивный;

• коммуникативно-деятельностный.

Исследователи отмечают, что в каждом возрастном периоде формируются особенные компетенции. В дошкольном детстве – личностные и коммуникативные; в школьный период – общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные; в период профессиональной подготовки – ценностно-смысловые, общекультурные, социально-трудовые, информационные, коммуникативные, политические и социальные, компетенции жизни в многокультурном обществе, компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь.

Соответственно, для выявления особенностей социокультурной компетенции старшеклассников мы должны учитывать их возрастные особенности:

• самоопределение личности (создание идеала семьи, общества, профессии);

• активность мышления (направленность на логическое упорядочивание, систематизацию, обобщение, поиск необходимой информации);

• избирательное отношение к учебным предметам за счет потребности в значимых для жизненного успеха знаниях;

• формирование устойчивых ценностных ориентаций.

Исходя из вышеизложенного, социокультурная компетенция старшеклассников – это интегративная характеристика, проявляющаяся в совокупности знаний, умений, опыта и качеств личности старшеклассников, которая обеспечивает их эффективную социализацию в поликультурной среде.

Структурными компонентами социокультурной компетенции у старшеклассников считаем:

• ценностно-ориентировочный (знания об общечеловеческих ценностях, нравственных и моральных нормах поведения, умения применять культурные нормы и традиции в поведении, опыт овладения навыками толерантного поведения, ответственность);

• информационно-когнитивный(знания основ поиска, анализа, отбора, обработки и передачи информации, умения применять средства информационных технологий в стандартных и нестандартных ситуациях, опыт овладения навыками поиска, анализа, отбора, обработки и передачи информации, рефлексивность, креативность);

• коммуникативно-деятельностный (знания основ продуктивного взаимодействия с участниками социальной микро-, мезо-, макросреды, умения организовать взаимодействие с участниками социальной микро-, мезо-, макросреды, опыт овладения вербальными и невербальными способами взаимодействия с участниками социальной микро-, мезо-, макросреды, эмпатия, инициативность).

Рассматривая проблему формирования социокультурной компетенции у старшеклассников в Пансионе, необходимо учитывать особенности данного вида учебного заведения. К таким особенностям относятся:

1) круглосуточное проживание воспитанниц в общежитии Пансиона;

2) разнородность контингента (по признакам социального статуса, территориальной принадлежности, национальности и т. п.);

3) разнообразие образовательных программ;

4) взаимодополняемость и преемственность учебной и воспитательной работы;

5) взаимодействие с родителями в удаленном режиме;

6) потребность в устойчивом взаимодействии с внешней средой;

7) взаимодействие субъектов образовательного процесса, моделирующее социальное взаимодействие.

Таким образом, перечисленные особенности позволили рассмотреть формирование социокультурной компетенции у старшеклассниц Пансиона  как педагогическую систему, обеспечивающуюся непрерывным взаимодействием субъектов образовательного процесса.

Анализ состояния аспектов формирования социокультурной компетенции у старшеклассниц Пансиона  позволил констатировать потребность современного образования в ее эффективном решении. Исследуемая компетенция относится к группе компетенций социального взаимодействия человека и социальной сферы и по содержанию связана с общекультурной и социальной компетенциями.

В конце доклада хотелось бы сказать несколько слов о том, как мы – воспитатели выходного дня можем способствовать процессу формирования и развития социокультурной компетенции у старшеклассниц Пансиона.

Во - первых, воспитательный процесс предполагает динамику и развитие, он не может быть неизменным. Следовательно, развиваться должны не только воспитанницы, но и педагоги и воспитатели.

Во – вторых, в учебно – воспитательном процессе наблюдается некий крен в сторону воспитательной составляющей, т.к., воспитатели выходного дня в большей мере осуществляют процесс воспитания.

Хотелось бы высказать несколько конкретных предложений по организации учебно – воспитательного процесса, направленного на формирование социокультурной компетенции у старшеклассниц Пансиона:

  1. Организовать координационный совет цикла, в который на равных правах входили бы представители педагогов и воспитанниц. Совет должен разработать основные направления жизни и поведения воспитанниц на цикле. Контролировать их выполнение всеми воспитанницами. Думаю, что это поможет формированию активной жизненной позиции и чувства ответственности и коллективизма.
  2. Активнее привлекать воспитанниц к организации и проведению различного рода внутрицикловых и общепансионовских мероприятий, учитывать их интересы и пожелания при их планировании.
  3. Устраивать интерактивные тренинги, игры и конкурсы по методу проблемного обучения. Например, что вы будете делать, если к вам неожиданно пришли гости, что вы будете делать, если вы отстали от поезда и т.д.
  4. Проводить коллективные просмотры фильмов с последующим обсуждением.
  5. Устраивать выставки работ, выполненных руками воспитанниц (батик, пэчворк, картины и т.д.), а также различных проектов, например «Мой дом», «Мой любимый сад» и т.д.

Думаю, что такого рода мероприятия будут способствовать развитию компетенций социального взаимодействия воспитанниц и социальной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические аспекты формирования коммуникативной компетенции студентов в условиях реабилитационно-образовательного пространства НТТИ.

В данной статье рассмотрены способы формирования общих компетенций, особенности и специфика психологических тренинговых занятий позволяющих сформировать в студентах конкурентно-способного профессионал...

Особенности заданий по формированию социокультурной компетенции на занятиях немецкого языка.

Готовность жить в поликультурном мире требует от обучающихся владения социокультурной компетенцией. Речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общен...

Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка

Статья о формировании социокультурной компетенции на уроках иностранного языка...

Эстетические аспекты формирования общих компетенций и универсальных учебных действий в учреждениях среднего профессионального образования

Публикация "Эстетические аспекты формирования общих компетенций и универсальных учебных действий в учреждениях среднего профессионального образования" в сборнике "Реализация инновационн...

Формирование социокультурной компетенции детей дошкольного возраста на основе англоязычных праздников

В данной статье рассматриваются возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, анализируется положительное влияние обучения иностранному языку на раннем этапе, а также рассматрив...