"Формирование коммуникативной компетенции у студентов медиков"- выступление на ЦМК
материал на тему

Чулкина Елена Викторовна

Анализ исследования по коммуникативным компетенциям среди студентов медиков первых и четвертых курсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kommunikativnykh_kompetentsiy.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГАОУ СПО РТ «Набережночелнинский медицинский колледж»

«Согласовано»                                                                                                                  «Утверждаю»

Председатель ЦМК клинических дисциплин                                              методист ГАОУ СПО РТ

________________Мулахметова В.Р.                                                _____________Мингалина Р.Ф.

Выступление на заседании ЦМК клинических дисциплин. 

Формирование коммуникативной компетенции у студентов медиков.

                                                                          Докладчик:

преподаватель Е.В. Чулкина.

г. Набережные Челны 2014 г.

В психолого-педагогической литературе предлагается немало методик изучения коммуникативных навыков, где в качестве универсальных критериев и показателей сформированности уровня коммуникативных навыков рекомендуют рассматривать отношение к друг другу, пациенту, коллегам, активность жизненной позиции, направленность личности.

Образовательную среду можно рассматривать как часть социакультурной среды, создающую условия для развития процесса образования, получения мировоззренческого естественнонаучного и гуманитарного знания, формирования целостных ориентаций личности учащегося. Коммуникативная культура учащихся формируется в рамках развития учебно-познавательной деятельности, личностных ценностных ориентаций с помощью методов субъективной педагогики.

К главным источникам развития коммуникативной компетенции следует отнести деятельность и общение.

Коммуникативная позиция студентов подразумевает согласование его ориентаций, мотивов, действий с требованиями преподавателя.

Выявлять уровень сформированности коммуникативных компетенций помогают критерии оценки. Критерии это признаки, на основе которых производится оценка, суждение. В процессе выявления критериев учитывались следующие признаки:

  • критерии должны отражать основные закономерности формирования личности;
  • с помощью критериев должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемой компетенции;
  • качественные показатели должны выступать в единстве с количественными;
  • критерии должны быть раскрыты через ряд показателей, по мере проявления которых можно судить о степени выраженности данного критерия.

Для выявления уровня сформированности коммуникативной компетенции у студентов были избраны следующие критерии и показатели:

  • стремление расширить контакты;
  • умение устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми;
  • умение проявлять инициативу;
  • умение влиять на людей;
  • способность принятия самостоятельного решения.

Результаты исследования.

Для выявления уровня сформированности коммуникативной компетенции нами было проведено тестирование по методике выявления «Коммуникативных и организаторских способностей» (КОС — 2). Всего участвовало 142 респондента: 67 студентов первого курса, 75 студентов третьего курса. Средний возраст респондентов — 20 — 30 лет.

Цель исследования: провести сравнительный анализ коммуникативных и способностей первого года и выпускного года обучения по специальностям: Сестринское дело, Лечебное дело, Фармация, так как процедура формирования коммуникативной компетенции должна осуществляться на всех уровнях образования, изменяясь в зависимости от особенностей и темпов личностного развития коммуникативной позиции.

В ходе исследования были выявлены пять уровней сформированности у учащихся коммуникативной компетенции: очень низкий (1 - 4 балла), низкий (5 — 8 баллов), средний (9 — 12 баллов), высокий (13 — 16 баллов), высший уровень (17 — 20 баллов).

Специальность Лечебное дело, 67 респондентов.

№ групп

Очень низкий

%

Низкий

%

Средний

%

Высокий

%

Высший

%

211

-

-

3

13,00%

4

17,4

10

43,5

6

26,1

241

242

-

-

6

17,7

9

26,5

14

41,2

5

14,7

Диаграмма № 1.

Вывод: Как видно из диаграммы № 1, процентное соотношение распределилось следующим образом: отсутствие очень низкого уровня общения. Низкий уровень общения составили -  13%  респондентов на первом курсе и 17,7% на четвертом курсе. Средний уровень общения - 17,4% на первом курсе и 26,5% на четвертом. Высокий уровень общения - 43,6% на первом курсе и 41,2% на четвертом. Высший уровень общения - 26,1% на первом курсе и 14,7% на четвертом. Хотелось бы отметить, что  процент складывается из суммы респондентов 241 и 242 групп (низкий и средний уровни общения составляют преимущественно респонденты 241 группы, высокий и высший - 242 группы). Наблюдается снижение коммуникативной компетентности у студентов четвертого курса. Наблюдается зависимость коммуникативности от возраста, пола.

Специальность Фармация, 34 респондента.

№ групп

Очень низкий

%

Низкий

%

Средний

%

Высокий

%

Высший

%

213

-

-

4

21

8

42,1

6

31,6

1

5,3

233

-

-

3

20

4

26,7

8

53,3

-

-

Диаграмма № 2.

Вывод: Как видно из диаграммы № 2, процентное соотношение распределилось следующим образом: отсутствие очень низкого уровня общения. Низкий уровень общения составили -  21%  респондентов на первом курсе и 20% на третьем курсе. Средний уровень общения - 42,1% на первом курсе и 26,7% на третьем. Высокий уровень общения - 31,6% на первом курсе и 53,3% на третьем. Высший уровень общения - 5,3% на первом курсе и отсутствует на третьем.

 Хотелось бы отметить, малый численный состав групп (15 и 19 человек). По  результатам тестирования респонденты третьего курса общаются на высоком уровне, что говорит о формировании коммуникативной компетенции в процессе обучения, хотя низкий уровень общения первого курса - это респонденты женщины от 30 и более лет и снижение коммуникативной компетенции респонденты связывают с занятостью в семье.

Специальность Сестринское дело, 51 респондент.

№ групп

Очень низкий

%

Низкий

%

Средний

%

Высокий

%

Высший

%

9224

1

4

3

12

7

28

12

48

2

8

131

1

3,8

8

30,8

10

38,5

5

19,2

2

7,7

Диаграмма № 3.

Вывод: Как видно из диаграммы № 3, процентное соотношение распределилось следующим образом: очень низкий уровень общения - 4% на первом курсе и 3,8% на третьем. Низкий уровень общения составили -  12%  респондентов на первом курсе и 30% на третьем курсе. Средний уровень общения - 28% на первом курсе и 38,5% на третьем. Высокий уровень общения - 48% на первом курсе и 19,2% на третьем. Высший уровень общения - 8% на первом курсе и 7,7% на третьем.

Выводы:

  1. По специальности «Лечебное дело», наблюдается снижение коммуникативной компетенции (26,1% на первом курсе и 14,7% на четвертом). Я думаю, что это связано:

- с полом (8 мальчиков);

- с возрастом (все юноши старше 23 лет);

- с психоэмоциональным статусом;

2. По специальности «Фармация» идет увеличение коммуникативной активности студентов (31,6% на первом курсе и 53,3% на третьем). Я думаю это можно связать с настройкой студентов на то, что существует связь между коммуникативной компетенцией  и прибылью компании.

3. По специальности «Сестринское дело»  ситуация противоположная (48% на первом курсе и 19,2% на третьем). У студентов третьего курса коммуникативные компетенции на среднем уровне. Предполагаю, что это связано:

- наличие языкового барьера (15 студентов приехали из районов, плохо разговаривают и понимают русскую речь), общение в группе среди приезжих студентов чаще всего происходит на татарском языке. Первый курс практически все студенты выросли в г. Набережные Челны;

- из-за языкового барьера не понимание медицинских терминов, трудности с запоминанием клиники и лекарственных средств, у первого курса трудности с медицинскими терминами и клиникой связаны с возрастом;

Рекомендации:

  1. Так как тестирование проводилось первый раз, нельзя принимать полученные цифры, как абсолютные.
  2. Предлагаю повторить тестирование в следующем 2014 – 2015 учебном году, и проводить ежегодно.
  3. Отделению «Фармация» провести учебу в рамках «Педагогическое мастерство».
  4. Преподавателям обратить внимание при проведении занятий (теоретических и практических) на общение студентов между собой и с клиентами при проведении  клинического осмотра.

Спасибо за внимание.

Список литературы:

  1. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных компетенций учащихся при проведении праздника "Масленица"

В статье  приведен опыт работы учителя по формированию коммуникативных компетенций учащихся при проведении праздника "Масленица"...

Психологические аспекты формирования коммуникативной компетенции студентов в условиях реабилитационно-образовательного пространства НТТИ.

В данной статье рассмотрены способы формирования общих компетенций, особенности и специфика психологических тренинговых занятий позволяющих сформировать в студентах конкурентно-способного профессионал...

Формирование коммуникативной компетенции при профессионально – ориентированном обучении иностранному языку.

Статья о формировании коммуникативной компетенции при профессионально - ориентированном  обучении иностранному языку....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование коммуникативной компетенции у студентов при освоении основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена 050144 Дошкольное образование на основе требований ФГОС

  На современном этапе актуальным является вопрос подготовки  высококвалифицированных специалистов-воспитателей. Кардинальные изменения, происходящие в политической, экономическо...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПО.

 Статья посвящена проблеме развития коммуникативных компетенций на занятиях по родному языку в строительном колледже. В связи с тем, что эффективная деятельность  строителей  во ...

Доклад "Формирование информационной и коммуникативной компетенции у студентов медицинского колледжа в процессе изучения иностранного языка"

Доклад на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин о формировании информационной и коммуникативной компетенции у студентов медицинского колледжа в процессе изучения иностранного языка...

Роль игровых технологий как инструмент в формировании коммуникативных компетенций студентов медицинского колледжа

Известно, что целью курса «Иностранный язык» в среднем профессиональном образовании является формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста-медика, позволяющей ис...