"Формирование коммуникативной компетенции у студентов медиков"- выступление на ЦМК
материал на тему
Анализ исследования по коммуникативным компетенциям среди студентов медиков первых и четвертых курсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnykh_kompetentsiy.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГАОУ СПО РТ «Набережночелнинский медицинский колледж»
«Согласовано» «Утверждаю»
Председатель ЦМК клинических дисциплин методист ГАОУ СПО РТ
________________Мулахметова В.Р. _____________Мингалина Р.Ф.
Выступление на заседании ЦМК клинических дисциплин.
Формирование коммуникативной компетенции у студентов медиков.
Докладчик:
преподаватель Е.В. Чулкина.
г. Набережные Челны 2014 г.
В психолого-педагогической литературе предлагается немало методик изучения коммуникативных навыков, где в качестве универсальных критериев и показателей сформированности уровня коммуникативных навыков рекомендуют рассматривать отношение к друг другу, пациенту, коллегам, активность жизненной позиции, направленность личности.
Образовательную среду можно рассматривать как часть социакультурной среды, создающую условия для развития процесса образования, получения мировоззренческого естественнонаучного и гуманитарного знания, формирования целостных ориентаций личности учащегося. Коммуникативная культура учащихся формируется в рамках развития учебно-познавательной деятельности, личностных ценностных ориентаций с помощью методов субъективной педагогики.
К главным источникам развития коммуникативной компетенции следует отнести деятельность и общение.
Коммуникативная позиция студентов подразумевает согласование его ориентаций, мотивов, действий с требованиями преподавателя.
Выявлять уровень сформированности коммуникативных компетенций помогают критерии оценки. Критерии это признаки, на основе которых производится оценка, суждение. В процессе выявления критериев учитывались следующие признаки:
- критерии должны отражать основные закономерности формирования личности;
- с помощью критериев должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемой компетенции;
- качественные показатели должны выступать в единстве с количественными;
- критерии должны быть раскрыты через ряд показателей, по мере проявления которых можно судить о степени выраженности данного критерия.
Для выявления уровня сформированности коммуникативной компетенции у студентов были избраны следующие критерии и показатели:
- стремление расширить контакты;
- умение устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми;
- умение проявлять инициативу;
- умение влиять на людей;
- способность принятия самостоятельного решения.
Результаты исследования.
Для выявления уровня сформированности коммуникативной компетенции нами было проведено тестирование по методике выявления «Коммуникативных и организаторских способностей» (КОС — 2). Всего участвовало 142 респондента: 67 студентов первого курса, 75 студентов третьего курса. Средний возраст респондентов — 20 — 30 лет.
Цель исследования: провести сравнительный анализ коммуникативных и способностей первого года и выпускного года обучения по специальностям: Сестринское дело, Лечебное дело, Фармация, так как процедура формирования коммуникативной компетенции должна осуществляться на всех уровнях образования, изменяясь в зависимости от особенностей и темпов личностного развития коммуникативной позиции.
В ходе исследования были выявлены пять уровней сформированности у учащихся коммуникативной компетенции: очень низкий (1 - 4 балла), низкий (5 — 8 баллов), средний (9 — 12 баллов), высокий (13 — 16 баллов), высший уровень (17 — 20 баллов).
Специальность Лечебное дело, 67 респондентов.
№ групп | Очень низкий | % | Низкий | % | Средний | % | Высокий | % | Высший | % |
211 | - | - | 3 | 13,00% | 4 | 17,4 | 10 | 43,5 | 6 | 26,1 |
241 242 | - | - | 6 | 17,7 | 9 | 26,5 | 14 | 41,2 | 5 | 14,7 |
Диаграмма № 1.
Вывод: Как видно из диаграммы № 1, процентное соотношение распределилось следующим образом: отсутствие очень низкого уровня общения. Низкий уровень общения составили - 13% респондентов на первом курсе и 17,7% на четвертом курсе. Средний уровень общения - 17,4% на первом курсе и 26,5% на четвертом. Высокий уровень общения - 43,6% на первом курсе и 41,2% на четвертом. Высший уровень общения - 26,1% на первом курсе и 14,7% на четвертом. Хотелось бы отметить, что процент складывается из суммы респондентов 241 и 242 групп (низкий и средний уровни общения составляют преимущественно респонденты 241 группы, высокий и высший - 242 группы). Наблюдается снижение коммуникативной компетентности у студентов четвертого курса. Наблюдается зависимость коммуникативности от возраста, пола.
Специальность Фармация, 34 респондента.
№ групп | Очень низкий | % | Низкий | % | Средний | % | Высокий | % | Высший | % |
213 | - | - | 4 | 21 | 8 | 42,1 | 6 | 31,6 | 1 | 5,3 |
233 | - | - | 3 | 20 | 4 | 26,7 | 8 | 53,3 | - | - |
Диаграмма № 2.
Вывод: Как видно из диаграммы № 2, процентное соотношение распределилось следующим образом: отсутствие очень низкого уровня общения. Низкий уровень общения составили - 21% респондентов на первом курсе и 20% на третьем курсе. Средний уровень общения - 42,1% на первом курсе и 26,7% на третьем. Высокий уровень общения - 31,6% на первом курсе и 53,3% на третьем. Высший уровень общения - 5,3% на первом курсе и отсутствует на третьем.
Хотелось бы отметить, малый численный состав групп (15 и 19 человек). По результатам тестирования респонденты третьего курса общаются на высоком уровне, что говорит о формировании коммуникативной компетенции в процессе обучения, хотя низкий уровень общения первого курса - это респонденты женщины от 30 и более лет и снижение коммуникативной компетенции респонденты связывают с занятостью в семье.
Специальность Сестринское дело, 51 респондент.
№ групп | Очень низкий | % | Низкий | % | Средний | % | Высокий | % | Высший | % |
9224 | 1 | 4 | 3 | 12 | 7 | 28 | 12 | 48 | 2 | 8 |
131 | 1 | 3,8 | 8 | 30,8 | 10 | 38,5 | 5 | 19,2 | 2 | 7,7 |
Диаграмма № 3.
Вывод: Как видно из диаграммы № 3, процентное соотношение распределилось следующим образом: очень низкий уровень общения - 4% на первом курсе и 3,8% на третьем. Низкий уровень общения составили - 12% респондентов на первом курсе и 30% на третьем курсе. Средний уровень общения - 28% на первом курсе и 38,5% на третьем. Высокий уровень общения - 48% на первом курсе и 19,2% на третьем. Высший уровень общения - 8% на первом курсе и 7,7% на третьем.
Выводы:
- По специальности «Лечебное дело», наблюдается снижение коммуникативной компетенции (26,1% на первом курсе и 14,7% на четвертом). Я думаю, что это связано:
- с полом (8 мальчиков);
- с возрастом (все юноши старше 23 лет);
- с психоэмоциональным статусом;
2. По специальности «Фармация» идет увеличение коммуникативной активности студентов (31,6% на первом курсе и 53,3% на третьем). Я думаю это можно связать с настройкой студентов на то, что существует связь между коммуникативной компетенцией и прибылью компании.
3. По специальности «Сестринское дело» ситуация противоположная (48% на первом курсе и 19,2% на третьем). У студентов третьего курса коммуникативные компетенции на среднем уровне. Предполагаю, что это связано:
- наличие языкового барьера (15 студентов приехали из районов, плохо разговаривают и понимают русскую речь), общение в группе среди приезжих студентов чаще всего происходит на татарском языке. Первый курс практически все студенты выросли в г. Набережные Челны;
- из-за языкового барьера не понимание медицинских терминов, трудности с запоминанием клиники и лекарственных средств, у первого курса трудности с медицинскими терминами и клиникой связаны с возрастом;
Рекомендации:
- Так как тестирование проводилось первый раз, нельзя принимать полученные цифры, как абсолютные.
- Предлагаю повторить тестирование в следующем 2014 – 2015 учебном году, и проводить ежегодно.
- Отделению «Фармация» провести учебу в рамках «Педагогическое мастерство».
- Преподавателям обратить внимание при проведении занятий (теоретических и практических) на общение студентов между собой и с клиентами при проведении клинического осмотра.
Спасибо за внимание.
Список литературы:
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных компетенций учащихся при проведении праздника "Масленица"
В статье приведен опыт работы учителя по формированию коммуникативных компетенций учащихся при проведении праздника "Масленица"...
Психологические аспекты формирования коммуникативной компетенции студентов в условиях реабилитационно-образовательного пространства НТТИ.
В данной статье рассмотрены способы формирования общих компетенций, особенности и специфика психологических тренинговых занятий позволяющих сформировать в студентах конкурентно-способного профессионал...
Формирование коммуникативной компетенции при профессионально – ориентированном обучении иностранному языку.
Статья о формировании коммуникативной компетенции при профессионально - ориентированном обучении иностранному языку....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование коммуникативной компетенции у студентов при освоении основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена 050144 Дошкольное образование на основе требований ФГОС
На современном этапе актуальным является вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов-воспитателей. Кардинальные изменения, происходящие в политической, экономическо...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПО.
Статья посвящена проблеме развития коммуникативных компетенций на занятиях по родному языку в строительном колледже. В связи с тем, что эффективная деятельность строителей во ...
Доклад "Формирование информационной и коммуникативной компетенции у студентов медицинского колледжа в процессе изучения иностранного языка"
Доклад на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин о формировании информационной и коммуникативной компетенции у студентов медицинского колледжа в процессе изучения иностранного языка...
Роль игровых технологий как инструмент в формировании коммуникативных компетенций студентов медицинского колледжа
Известно, что целью курса «Иностранный язык» в среднем профессиональном образовании является формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста-медика, позволяющей ис...