Методическая разработка "Примерный план практики по дисциплинам дополнительной подготовки"
методическая разработка на тему

Осипова Иванна Александровна

 

Методическая разработка. Примерный план практики по дисциплинам дополнительной подготовки в области психологии: «Диагностика и коррекция познавательных процессов и интеллекта», «Компьютерные технологии в психологии»

Данный план практики предназначен для студентов дневного отделения, обучающихся по специальности 050711 «Социальная педагогика» и имеющих дополнительную подготовку в области психологии. План осуществляется в четвертом (шестом) семестре обучения и сочетает задания по диагностике и последующей коррекции познавательных психических процессов и интеллекта, с математико-статистической обработкой полученных данных (построение нормального распределения, вычисление сигмы и корреляционный анализ по Пирсону, критерий Стьюдента). Таким образом, студенты имеют возможность на практике отработать необходимые умения, получить навыки и закрепить знания по курсам «Диагностика и коррекция познавательных психических процессов» и «Компьютерные технологии в психологии». Что необходимо для будущего специалиста в области педагогики и психологии.

Цель – изучение познавательной и интеллектуальной сферы детей и подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_dlya_praktiki_pppkt_sp.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ СПО Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга

Методическая разработка

Примерный план практики по дисциплинам дополнительной подготовки в области психологии:

 «Диагностика и коррекция познавательных процессов и интеллекта»

«Компьютерные технологии в психологии»

Для студентов специальности 050711 «Социальная педагогика»

Преподаватель

Осипова И.А.

2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данный план практики предназначен для студентов дневного отделения, обучающихся по специальности 050711 «Социальная педагогика» и имеющих дополнительную подготовку в области психологии. План осуществляется в четвертом (шестом) семестре обучения и сочетает задания по диагностике и последующей коррекции познавательных психических процессов и интеллекта, с математико-статистической обработкой полученных данных (построение нормального распределения, вычисление сигмы и корреляционный анализ по Пирсону, критерий Стьюдента). Таким образом, студенты имеют возможность на практике отработать необходимые умения, получить навыки и закрепить знания по курсам «Диагностика и коррекция познавательных психических процессов» и «Компьютерные технологии в психологии». Что необходимо для будущего специалиста в области педагогики и психологии.

Цель – изучение познавательной и интеллектуальной сферы детей и подростков.

Задания:

  1. Изучение уровня внимания

Цель - изучить уровень внимания при самостоятельной работе

Ход выполнения задания:

Преподаватель предлагает испытуемым следующее задание: «Материал, который вы получите, содержит разные ошибки, в том числе смысловые. Найдите и исправьте их».

Затем раздается текст, для исправления которого не требуется знание правил, а необходимо только внимание. Неисправленная ошибка — это ошибка внимания.

Текст 

Старые лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине. (Текст содержит 10 ошибок).

Обработка результатов 

Подсчитать количество ошибок: от 0 до 2 ошибок — высший; от 3 до 4 — средний; от 5 и более — низкий уровни внимания.

- Сделать вывод об уровне развития внимания

- Объединить данные в подгруппе практики и построить распределение на основе данных. Сделать вывод является ли распределение нормальным. Определит его эксцесс

  1. Изучить внимание по методике Мюнстенберга.

Цель: оценка избирательности внимания, концентрации и помехоустойчивости.

Инструкция: «Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача заключается в том, чтобы, как можно быстрее просматривая текст, найти и подчеркнуть эти слова».

Пример: рюклбюсрадостьфркип

Время работы с бланком: 2 минуты

Подсчитывается количество слов, выделенных испытуемым и количество допущенных ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова)

Бланк методики

бсолнцеюьвлаоугкщрайондлсмшклаьбкновостьщшзщшкуцисм

фактукгнэкзаменовлыфылвшшггкпрокурордлддлжклабетеори

ялждлащщщуахоккейтроицалодоцэашкпшежжытелевизорлэзн

пппвававяавгнгняпамятьддщкшенгшгьфтытшшщйщгцчлдвосп

риятиебюерадостьвщкгнщхцвкшщсцймарнсчмнародлжфлыжд

елцйгцшугдцлуллждлжадрепортажщзшшьицвтггмшфщашие

конкурсдлждпшфгщшфличностьшгнгвнцерпуофгфышнвщфнь

щгвншэпрплаваниеоьцлойаоадыолдсчьсйябкомедиявлалжыща

лотчайниедылжвлорлорждвлащцшгукстмдлывлабораториялжд

алдщлукшзщшшгшшгащыоснованиелыовдфлоцлвжыдфлаэжы

длважэпсихиатриялжвдлжлжфылдвэкдлажьгопроалопршгрпйх

йзшшцдощ

  1. Сделать вывод об уровне развития внимания. Наблюдается ли колебание внимания?
  2. Объединить данные в подгруппе практики. Определить меру разнообразия данных (среднее квадратичное отклонение)

Формула сигмы


Сигма = √ ∑d2

                    n

∑d2  - сумма абсолютных значений индивидуального отклонения от средней

n - число данных, обследуемых

  1. Изучить распределение и переключение внимания

Цель - оценка способности к переключению и распределению внимания

Испытуемый пишет на доске числа от 1 до 20 и одновременно громко считает в обратном порядке от 20 до 1 Сравнить время выполнения, количество ошибок, степень затруднения у разных испытуемых.

Результаты

Баллы

5

4

3

2

1

Время выполнения

2 мин 40 сек и менее

2 мин 41 сек - 5 мин 30 сек

5 мин 31 сек - 6 мин 30 сек

6 мин 31 сек - 8 мин

Количество ошибок

0

0

1-2

3-4

5

- Сделать заключение о способности к распределению внимания

- Объединить результаты в подгруппе практики. Оценить взаимосвязь между двумя тестами по изучению внимания (на выбор), проведя корреляционный анализ по Пирсону

R = (∑(x - x~) x ∑(y - y~))

       √ ∑(x-x~)2 x √∑(y - y~)2

  1. Изучить кратковременную образную память              

Цель – оценка кратковременной образной памяти

Для проведения исследования используют 12 изображений

1. Гора.

2. Игла.

3. Роза.

4. Кошка.

5. Часы.

6. Пальто.

7. Книга.

8. Окно.

9. Пила.

10. Вилка.

11. Нога.

12. Ваза.

Каждое изображение на отдельной карточке. Время предъявления каждого элемента — 2 с, а интервал между экспозицией — 1 с.

Испытуемый садится за стол напротив экспериментатора и приступает к выполнению задания после его устной инструкции: «Сейчас я буду показывать по порядку и только один раз изображения. Необходимо запомнить и по моей команде написать их названия. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок».

Подсчитывают количество правильно воспроизведенных слов.

10 – 12 образов – высокий уровень

6 – 9 образов – средний уровень

до 5 образов – низкий уровень

- Сделать вывод об особенностях памяти.

- Объединить результаты в подгруппе практики. Разделив выборку на две по любому критерию (возраст, пол и др.) установить различия выборок по t критерию Стьюдента.

  1. Тест «Память на числа»

Цель - оценка кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.

Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20 сек. таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить, и после того как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция. Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек запомнить как можно больше чисел. Через 20 сек. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили.

Таблица              

13

91

47

39

65

83

19

51

23

94

71

87

- Объединить результаты в подгруппе практики. Оценить взаимосвязь между двумя тестами по изучению памяти проведя корреляционный анализ по Пирсону

R = (∑(x - x~) x ∑(y - y~))

       √ ∑(x-x~)2 x √∑(y - y~)2

  1. Методика «ИССЛЕДОВАНИЕ ГИБКОСТИ МЫШЛЕНИЯ»

Методика позволяет определить вариативность подходов, гипотез, исходных данных, точек зрения, операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности. Может применяться как индивидуально, так и в группе.

Описание методики

Школьникам предъявляются бланк с записанными анаграммами (наборами букв). В течение 3 мин. они должны составлять из наборов букв слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.

 Обработка результатов

Подсчитать количество верно составленных слов в течение 3 мин.

Количество составленных слов — показатель гибкости мышления.

Уровень гибкости мышления

Взрослые

Учащиеся      



З-й-4-йкл.

1-й-2-йкл.

1. Высокий

26 й более

20 и более

15 и более

2. Средний

21-25  

13-19

10-14  

3. Низкий

11-20

7-12

5-9

Образец бланка

ИВО

ЯОДЛ

АИЦПТ

УАРДБЖ

ОАЕФМРС

ИЛА

РУОТ

УАРГШ

УАККЖР

АЙККРПС

АБЛ

ЕНОБ

ООСВЛ

ООАРБД

ОАИДМНЛ

АШР

АУКЛ

ОАЛМС

ААККЗС

ЕЕЪВДДМ

ОЗВ

ИАПЛ

БРЕОР

УАЬБДС

ЕЕДПМТР

УКБ

ААПЛ

ОТМШР

АИСЛПК

ОАЬТДРС

ИРМ

ОРЩБ

ОЕЛСВ

ЕУЗНКЦ

АААЛТПК

ОТМ

ОЕТЛ

ААШЛП

УАПРЩ

ОАЕМЛСТ

АСД

ОЕРМ

ОЕСМТ

000ЛТЗ

ААЬБДЕС

ОБЛ

ОКТС

АИЛДН

ЬОЕУЛМ

ААОСКБЛ

  1. Методика Э.Ф. Замбацявичене - «ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

1-й субтест направлен на выявление осведомленности. Задача испытуемого - закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления и осведомленности. В полном варианте 10 заданий, в кратком - 5.

Задания 1-го субтеста

«Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?»

1.  У сапога всегда есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы) (80% первоклассников с нормальным развитием дают правильный ответ на этот вопрос).

Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ неправильный, выясняется понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2. В теплых краях живет... (медведь» олень, волк, верблюд, пингвин)

3. В году .. (24 месяца, 3 мес, 12 мес, 4 мес, 7 мес.)

4. Месяц зимы.. .(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)

5. В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скворец)

6. Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иногда) .

7. Время суток …. (год, месяц, неделя, день, понедельник)  

8. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень)

9.Время года... (август, осень, суббота, утро, каникулы)

10. Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз)

2-й субтест. Классификация, способность к обобщению

«Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и ответить еще раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7-й, 8-й, 9-й, 10-й проб уточняющие вопросы не задаются.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка (95 % первоклассников с нормальным развитием дают правильный ответ).                                                              

2. Река, озеро, море, мост, пруд (100 %).

3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла (99 %).

4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет (90 %).

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина (85 %).

6. Курица, петух, орел, гусь, индюк (93 %).

7. Окружность, треугольник четырехугольник, указка, квадрат (90 %).

8: Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля (91%).

9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение (90%).

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный (87 %).

3-й субтест. Умозаключение по аналогии

«Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» - к слову «огурец». За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.

1. Огурец                  Гвоздика

       Овощ          Сорняк, роса, садик, цветок, земля (87%)

2. Огород     Сад                 

     Морковь   Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка (87%)

3. Учитель     Врач

       Ученик         Очки, больница, палата, больной, лекарство (67 %)

4. Цветок      Птица

       Ваза         Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост (66%)

5. Перчатка   Сапог

      Рука                 Чулки, подошва, кожа, нога, щетка (80%)

6.Темный      Мокрый

    Светлый      Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный (55 %)

7 Часы           Градусник

    Время         Стекло, больной, кровать, температура, врач (95 %)

8. Машина     Лодка

      Мотор        Река, маяк, парус, волна, берег (89 %)

9. Стол            Пол

   Скатерть    Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди (85 %)

10. Стул                                 Игла

    Деревянный       Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная (65 %)

4-й субтест. Обобщение

«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?»  При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих вопросов не задают.

1. Окунь, карась... (99 % первоклассников дают правильный ответ)

2. Метла, лопата... (43 %)

3.Лето, зима... (84%)

4. Огурец, помидор... (97 %)

5. Сирень, орешник... (74 %)

6. Шкаф, диван... (96%)

7. Июнь, июль... (95 %)

8. День,ночь... (45 %)

9. Слон, муравей... (85 %)

10. Дерево, цветок... (73 %)

Обработка результатов

Максимальное количество баллов, которые можно набрать за решение всех четырех субтестов, — 40 (100 % оценки успешности).

Оценка успешности определяется по формуле:      

ОУ = X 100%/40, где X - сумма баллов по всем тестам.

Высокий уровень успешности -;4-й уровень — равен 32 баллам и более (80-100 % ОУ).

Нормальный - 3-й уровень - 31,5-26 баллов (79-65 %).

Ниже среднего - 2-й уровень - 25,5-20,0 баллов (64,9-50%)

Низкий - 1-й уровень - 19,5 и ниже (49,9 % и ниже).

Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1-м и 2-м уровнем успешности. Для ребенка 7-8 лет низкая успешность 1-го и 2-го уровня обусловлена наличием отклонений в умственном развитии, недоразвитием речи, а также социально-бытовой запущенностью.

Краткий вариант методики (по 5 проб в каждом субтесте) для первоклассников анализируется следующим образом: наивысший 4-й уровень успешности - 25-20 баллов; нормальный уровень - 19,5-17,5 балла; ниже среднего (2-й уровень) - 17,5-15 баллов; низкий (1-й уровень) -12 баллов и ниже.

- Сделать вывод об особенностях развития мыслительных операций.

- Объединить результаты в подгруппе практики. Оценить взаимосвязь между двумя тестами по изучению внимания (на выбор), проведя корреляционный анализ по Пирсону

R = (∑(x - x~) x ∑(y - y~))

       √ ∑(x-x~)2 x √∑(y - y~)2

        На основании результатов исследования, провести индивидуальную коррекционно-развивающую работу с 2-3 подростками. Запись индивидуальной работы вести по форме:

Ф.И. ученика

Цель

Краткое описание виды работы

Результат








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка по предмету МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельности. Теории психического развития

Данная разработка предназначено для работы преподавателя по курсу «Теории психического развития», входящего в модуль МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельно...

Рабочая программа учебной дисциплины: «Иностранный язык» для специальности 050146 «Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой» 1 курс

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего полного среднего образования. В работе описана структура и содержание учебной дисциплины, условия реализации, контроль и оценив...

План работы отдельной дисциплины Дополнительных образовательных программ

План работы отдельной дисциплинв дополнительных образовательных программ на 2013-2014 учебный год....

Методическая разработка плана учебной практики "Подготовка почвы для посева семян растений ( в ящики)"

Данный план урока учебной практики является частью программы учебной практики , которая в свою очередь является частью основной образовательной программы профессионального обучения – программы п...

Методические рекомендации по производственной практике "Внеклассная практика", СПО "Педагогика дополнительного образования".

Методические рекомендации по производственной практике «Внеклассная практика» помогут студентам разрабатывать и проводить занятия творческого объединения. Проводить педагогическое наблюден...

Поурочный план МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин - Дополнительные методы исследования органов мочевыделения

Поурочный план МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин - Дополнительные методы исследования органов мочевыделения...

Методические рекомендации по прохождению производственной практики для студентов очной и заочной форм обучения ПМ.06 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 44.02.01 «Дошкольное образование»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИПМ.06 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...