Методические рекомендации по производственной практике "Внеклассная практика", СПО "Педагогика дополнительного образования".
рабочая программа
Методические рекомендации по производственной практике «Внеклассная практика» помогут студентам разрабатывать и проводить занятия творческого объединения. Проводить педагогическое наблюдение за детьми, занимающимися в творческом объединении, в учреждениях дополнительного образования и школах, а также анализировать и оценивать образовательный процесс и его результаты. Методистам и педагогам дополнительного образования помогут организовать работу со студентами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_-_vneklassnaya_praktika.docx | 114.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Новосибирской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области
«Болотнинский педагогический колледж»
Методические рекомендации
по производственной практике
«Внеклассная практика»
Специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Болотное, 2024
Печатается по решению научно-методического совета ГАПОУ НСО
«Болотнинский педагогический колледж.
Внеклассная практика: Методические рекомендации /Составители: Воробьева М.Н., преподаватель профессиональных модулей.
Методические рекомендации по производственной практике «Внеклассная практика» помогут студентам разрабатывать и проводить занятия творческого объединения. Проводить педагогическое наблюдение за детьми, занимающимися в творческом объединении, в учреждениях дополнительного образования и школах, а также анализировать и оценивать образовательный процесс и его результаты. Методистам и педагогам дополнительного образования помогут организовать работу со студентами.
Введение
Производственная практика «Внеклассная практика», является обязательным разделом в системе профессиональной подготовки педагога дополнительного образования и обеспечивает достаточный фундамент для закладки педагогического опыта, умений и знаний в соответствии с ПОП-П.
В ходе практики деятельность студента-практиканта направлена на формирование профессиональных компетенций (ПК), соответствующих основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной направленности/ профилю дополнительной общеобразовательной программы.
ПК 1.2. Демонстрировать владение общепедагогическими основами преподавания по дополнительным общеобразовательным программам.
ПК 1.3. Определять цель и задачи преподавания по дополнительным общеобразовательным программам.
ПК 1.4. Определять и оценивать результаты педагогической и учебно-познавательной деятельности в процессе преподавания по дополнительным общеобразовательным программам.
ПК 1.5. Контролировать и корректировать процесс обучения по дополнительной общеобразовательной программы.
ПК 1.7. Планировать и проводить занятия и другие формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам в соответствии с действующими нормами и правилами.
ПК 1.8. Анализировать занятия.
Цель производственной практики «Внеклассная практика» - закрепить и расширить педагогические знания студентов по теории и методике внеклассной работы, выработать умения и практический опыт организации и проведения внеклассной работы в области дополнительного образования детей.
Задачи производственной практики:
- формирование общих и профессиональных компетенций; приобретение первоначального практического опыта по основным видам профессиональной деятельности;
- формирование умений проводить педагогическое наблюдение за педагогом и детьми, занимающимися в Т.О.;
- формирование умений анализировать занятия и оценивать результаты деятельности занимающихся на занятии;
- формирование умений оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.
Внеклассная практика проводится:
- 1 курс (2 сем.) – 36 часов, студенты ведут наблюдение за деятельностью педагога и детей, занимающихся в Т.О.во время организационного момента, основной части занятия (теоретической и практической), и заключительной части, ведут педагогическое наблюдение за детьми, изучают учебную мотивацию детей. Подготавливают и проводят фрагменты занятий.
Для обеспечения качественной подготовки и проведения фрагментов и занятий полностью для студентов проводятся консультации (индивидуальные и групповые), в расчете 1 час на одного студента.
В ходе практики студенты ведут дневник, в котором фиксируют содержание проводимой работы: результаты наблюдений, замечания, выводы.
Для прохождения педагогической практики группа студентов делится на подгруппы по 8 – 10 человек. Руководство студентами осуществляют преподаватели частных методик.
База практики: МБУ ДО «Дом детства и юношества.
По завершению практики студенты предоставляют: дневник по производственной практике, планы - конспекты проведенных занятий в творческих объединениях, дневник, педагогическую характеристику на ребенка, занимающегося в творческом объединении, методическую копилку с разработками к занятиям и образцами изделий.
По результатам анализа деятельности студента в ходе практики и проверки отчетной документации ставится дифференцированный зачет
1 лист
ДНЕВНИК
по производственной практике
«Внеклассная практика»
Студента (ки) ____________________
ГАПОУ НСО
«Болотнинский педагогический колледж»
___________________________________
Сроки практики: _________ – __________
Место прохождения практики:
_______________________________________
Адрес: ____________________________
Методист: Ф.И.О.
2 лист
Цель производственной практики «Внеклассная практика» - закрепить и расширить педагогические знания студентов по теории и методике внеклассной работы, выработать умения и практический опыт организации и проведения внеклассной работы в области дополнительного образования детей.
Задачи производственной практики:
- формирование общих и профессиональных компетенций;
- приобретение первоначального практического опыта по основным видам профессиональной деятельности;
- формирование умений проводить педагогическое наблюдение за детьми, занимающимися в творческом объединении;
- формирование умений анализировать занятия и оценивать результаты деятельности занимающихся на занятии;
- формирование умений оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.
3-4 лист
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения программы производственной практики должен:
владеть навыками:
- деятельности, соответствующей избранной направленности/ профилю дополнительной общеобразовательной программы;
- преподавания по дополнительным общеобразовательным программам определенного профиля;
- владения общепедагогическими основами преподавания по дополнительным общеобразовательным программам;
- определения и постановки цели и задач преподавания по дополнительным общеобразовательным программам;
- определения и оценки результатов педагогической и учебно-познавательной деятельности в процессе преподавания по дополнительным общеобразовательным программам;
- контроля и корректировки процесса обучения по дополнительной общеобразовательной программы;
- планирования и проведения занятий и других форм обучения по дополнительным общеобразовательным программам;
- анализа занятий.
уметь:
- осуществлять деятельность и демонстрировать способы осуществления деятельности, соответствующей избранной направленности/ профилю дополнительной общеобразовательной программы;
- демонстрировать владение общепедагогическими основами преподавания (исторические предпосылки, дидактические и методические основ) по дополнительным общеобразовательным программам;
- формулировать цель и задачи преподавания по дополнительным общеобразовательным программам;
- оценивать результаты педагогической и учебно-познавательной деятельности в процессе преподавания по дополнительным общеобразовательным программам;
- интерпретировать результаты педагогической и учебно-познавательной деятельности в процессе преподавания по дополнительным общеобразовательным программам;
- определять формы для оценки результатов педагогической и учебно-познавательной деятельности в процессе преподавания по дополнительным общеобразовательным программам;
- осуществлять контроль и корректировку процесса обучения по дополнительной общеобразовательной программы;
- проектировать (моделировать, планировать, конструировать) занятия и другие формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам;
- анализировать занятия по определенным параметрам (цель, структура, деятельность учащихся или преподавателя, методы).
- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе.
знать:
- предметное содержание деятельности, соответствующей определенного профиля дополнительной общеобразовательной программы;
- общепедагогические основы преподавания по дополнительным общеобразовательным программам (история, дидактика, методика);
- типология целеполагания в педагогической деятельности;
- формы, методы контроля процесса обучения по дополнительной общеобразовательной программы;
- технологические этапы планирования, конструирования и проведения занятия и других форм обучения по дополнительным общеобразовательным программам;
- закономерности и принципы планирования, конструирования и проведения занятия и других форм обучения по дополнительным общеобразовательным программам;
- методы анализа занятий;
- функции анализа занятий;
- особенности социального и культурного контекста;
- правила оформления документов и построения устных сообщений.
Отчётная документация:
- дневник производственной практики, методическая копилка (планы-конспекты занятий, наглядный материал, фотографии работ детей);
- педагогическая характеристика на ребенка, занимающегося в творческом объединении;
- рефлексия практики.
5 лист
Расписание занятий в творческом объединении.
Расписание консультаций у педагога.
6 лист
Календарный план проведения занятий в т.о.
№ | Сроки | Тема занятия | Ответственный | Отметка о выполнении |
7 лист
Список обучающихся в творческом объединении.
8,9 лист
Структура занятия творческого объединения.
Структура проведения подготовительного этапа занятия.
Организационный момент:
- Организация внимания, создание благоприятного климата в группе.
- Подготовка рабочих мест.
Актуализация знаний:
- Подготовка обучающихся к восприятию нового материала.
- Актуализация имеющихся у детей знаний.
- Мотивирование обучающихся на изучение нового материала.
Целеполагание и мотивация:
- Постановка темы и определение основных целей занятий, а также сообщение плана нового материала.
- Формулировка цели и задач занятия.
- Мотивационная установка обучающихся на предстоящую работу.
Соблюдать выполнение подготовительного этапа в определенных временных рамках.
Структура теоретического этапа занятия.
Организация познавательной деятельности:
- Применение приемов активизации познавательной деятельности обучающихся.
- Четкость и доступность изложения нового материала, для его осознания и усвоения обучающимися.
- Планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности обучающихся.
Проверочный этап:
- Краткий опрос обучающихся по новому материалу с целью более глубокого уяснения его узловых вопросов.
- Соблюдать выполнения данного этапа занятия, в определённых временных рамках.
Анализ изделия:
- Анализ материалов и инструментов, используемых для изготовления изделия.
План работы (вводный инструктаж):
- Доступное и подробное изложение последовательности изготовления изделия.
Структура практического этапа занятия.
Техника безопасности:
- Повторение и контроль правил техники безопасности при работе с необходимыми материалами и инструментами на занятии.
Физкультминутка:
- Проведение физкультминутки перед началом выполнения практического задания
Самостоятельная работа:
- Выполнение практического задания.
- Поддержание мотивационного настроя на выполнение практического задания.
Структура заключительного этапа занятия.
Рефлексия:
- Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили.
- Все ли обучающиеся работали на занятии и как они работали.
- Побуждение обучающихся к анализу собственной деятельности, самоутверждение детей в успешности.
- Оценка успешности достижения поставленной цели.
Подведение итогов занятия:
- Уборка рабочих мест обучающимися.
Создание условий для самомотивирования обучающихся на последующую деятельность.
10 лист
Структура самоанализа проведенного фрагмента основной части занятия для освоения обучающимися избранного вида деятельности:
.
- Общие сведения о занятии:
- краткая характеристика группы: состав, возраст, год обучения;
- оснащенность занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и т.д.
- Цель и задачи занятия: образовательный, воспитательный и развивающий аспекты.
- Тип занятия: какой тип занятия выбран, обоснованность выбора.
- Структура занятия: этапы занятия, их последовательность, как обеспечивается целостность занятия.
- Методы обучения: обоснование выбранных методов; какова их эффективность.
- Система работы педагога:
− умение организовать работу обучающихся;
− управление группой, определение объема учебного материала;
− роль педагога в создании микроклимата на занятии.
- Система работы обучающихся:
− организованность, активность;
− уровень усвоения знаний, умений;
− умение творчески применять знания и умения.
- Общие результаты занятия:
− выполнение запланированного объема;
− степень реализации цели занятия;
− общая оценка результатов эффективности занятия;
− саморекомендации по улучшению качества учебного занятия.
11 лист
Схема анализа творческого объединения.
12,13 лист
Лист оценивания занятия.
14-17 лист
Анализ занятия.
18 лист
Примерная структура педагогической характеристики на ребенка, занимающегося в творческом объединении.
19-21 лист
Рефлексия практики.
Рекомендации по выполнению заданий педагогической практики
1-й день (в каждом творческом объединении):
Знакомство с планированием, организацией и формами проведения занятий творческого объединения.
Наблюдение за организацией образовательного процесса педагогом в творческом объединении.
Знакомство с составом творческого объединения.
Организация педагогического наблюдения за детьми, занимающимися в творческом объединении (см. «Диагностические методы изучения личности ребенка»), Отразить в педагогической характеристике на ребенка.
Оформление результатов своей деятельности в дневнике педагогической практики.
2-й день (в каждом творческом объединении):
Наблюдение за организацией образовательного процесса педагогом в творческом объединении.
Организация педагогического наблюдения за детьми, занимающимися в творческом объединении (см. «Диагностические методы изучения личности ребенка»), Отразить в педагогической характеристике на ребенка.
Изучение отношения учащихся к выбору творческого объединения (см. «Методы изучения учебной мотивации»).
Разработка и проведение фрагмента занятия или занятия (полностью) творческого объединения (организационный момент, теоретическая часть, практическая часть, заключительная часть).
Организация наблюдения, анализа и самоанализа занятия по программам дополнительного образования детей, проводится в следующем порядке:
1. организационный момент:
- организация внимания, создание благоприятного климата в группе;
- подготовка рабочих мест;
- доведение цели и задач занятия до учащихся;
- соблюдение временных рамок организационного момента
2. теоретическая часть:
- краткий опрос учащихся по вопросам пройденной темы;
- четкость и доступность изложения новой темы;
- краткий опрос обучающихся по новому материалу с целью более глубокого уяснения его узловых вопросов;
- применение приемов активизации познавательной деятельности обучающихся;
- соблюдение временных рамок данного этапа занятия.
3. практическая часть:
- организация работы;
- соблюдение правил ТБ;
- соблюдение технологической дисциплины;
- организация контроля за ходом практической работы обучающихся;
- соблюдение временных рамок на этот этап.
4. заключительная часть:
-подведение итогов практической работы;
- закрепление учебного материала;
- соблюдение временных рамок на этот этап занятия;
- организация дежурства.
Обсуждение фрагмента занятия или занятия полностью с сокурсниками, руководителем педагогической практики, педагогом Т.О.
Оформление результатов своей деятельности в дневнике педагогической практики.
3-й день (в каждом творческом объединении):
Наблюдение за организацией образовательного процесса педагогом в творческом объединении.
Изучение отношения учащихся к выбору творческого объединения (см. «Методы изучения учебной мотивации»).
Разработка и проведение фрагмента занятия или занятия (полностью) творческого объединения (организационный момент, теоретическая часть, практическая часть, заключительная часть).
Организация наблюдения, анализа и самоанализа фрагмента занятия, занятия полностью по программам дополнительного образования детей (организационный момент, теоретическая часть, практическая часть, заключительная часть), обсуждение занятий с сокурсниками, руководителем педагогической практики, педагогами.
Оформление результатов своей деятельности в дневнике педагогической практики.
Далее продолжается работа по организации и проведению фрагментов и занятий полностью, всеми студентами группы.
План – конспект занятия творческого объединения
«__________________________ »
План – конспект занятия (д)
творческого объединения
«_______________________ »
Студентки ______ группы
Ф.И.________________________ Педагог:__________________________________________ Методист:________________________________________
- Дата проведения:
- Тема занятия:
- Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
- Тип занятия:
- Возраст обучающихся:
- Год обучения:
- Продолжительность занятия:
- Цель занятия:
- Задачи:
- Обучающая:
- Развивающая:
- Воспитательная:
- Ресурсы
- Основные:
- Дополнительные:
Ход учебного занятия
Этапы занятия Время | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1. Подготовительный этап Время: 3-5 мин. | ||
Организационный момент Время: 1-5 мин. | . | |
Актуализация знаний. Время: 1-2 мин. | ||
Целеполагание и мотивация Время: 1-3 мин. | ||
2. Теоретический этап Время: 7-10 мин. | ||
Организация познавательной деятельности. Время: 5-7мин. | ||
Проверочный этап Время: 3-5 мин. | ||
Анализ изделия. Время: 2-5 мин. | ||
План работы (вводный инструктаж). Время: 3-5 мин. | ||
3. Практический этап Время: 50-70 мин. | ||
Техника безопасности. Время: 2-3 мин. | ||
Физкультминутка. Время: 1-2 мин. | ||
Самостоятельная работа. | ||
4. Заключительный этап Время: 3-5 мин. | ||
Рефлексия. Время: 1-2 мин. | ||
Подведение итогов занятия. Время: 2-3мин. |
Определение и формулировка цели и задач занятия творческого объединения.
Цель занятия определяется к разделу или к ряду тем.
Значение правильного определения цели учебного занятия исключительно велико, ибо таким путем осуществляется мысленное предвосхищение результата деятельности.
Основываясь на известном положении А.С. Макаренко о перспективных линиях (дальняя, средняя, ближняя), задачи процесса обучения могут быть определены как общие (исходные), конструктивные (промежуточные) и оперативные (рабочие).
Общие цели устойчивы, постоянны, их реализация рассчитана на очень длительный период времени. Такие цели абстрактны, в конкретном Т.О. они становятся как конечные цели учебно-воспитательного процесса и с учетом реальных условий планируются на весь срок обучения.
Конструктивные (промежуточные) цели находят свое конкретное выражение, прежде всего в учебных программах, методических пособиях.
По сравнению с общими целями они более динамичны и изменчивы. Эти цели регулярно конкретизируются, уточняются и обновляются в связи с развитием содержания, форм, методов и принципов образования.
Оперативные (рабочие) цели это и есть ближайшая перспектива, которая может быть достигнута при изучении какого-либо раздела или на конкретном уроке. Они наиболее подвижны, изменчивы и динамичны.
Общеизвестны три функции образовании, в соответствии с которыми деятельность педагога на занятии подчинена достижению комплекса целей (задач): обучение, воспитание и развитие. Эти цели образуют систему, которая в основном двигается в учебном процессе.
Определению цели занятия может помочь предлагаемая ниже схема, которая составлена в виде вопросов, требующих дать ответы при разработке его плана:
- Что нового должно быть усвоено обучающимися?
- Какие изменения должны произойти в качестве их знаний?
- Какие изменения должны произойти в степени самостоятельности школьников при использовании ими ранее усвоенных умений?
- Какие виды творческих задач должны научиться решать обучающиеся?
- Какие оценочные выводы должны быть ими приняты?
- Какую эмоциональную реакцию нужно вызвать у обучающихся по отношению к изучаемому явлению?
- Какими оценочными критериями они должны овладеть?
- Как изменится уровень осознанности ими своих оценочных выводов?
В общем виде можно предложить примерную номенклатуру формулировок целей обучения, пользуясь которой педагог конкретизирует цели занятия, учитывая особенности творческого объединения.
- Обучающие задачи:
- сформировать новые понятия на уровне, дать представление о ...;
- обеспечить усвоение закона, принципа особенностей приёмов труда, трудового процесса...;
- обучить новому способу действия, новым рабочим приёмам, новым трудовым операциям...;
- устранить пробелы в знаниях о...; обобщить и систематизировать знания о...;
- отработать навыки, закрепить известные способы действий (работать на станке)...;
- обучать выполнять задания по образцу или переносу знаний, умений в новую ситуацию...;
- научить, самостоятельно оценивать результаты работы...;
- научить делать выводы....
- научить выполнять ………
- Воспитательные задачи (способствовать воспитанию):
- воспитание патриотизма (интерес к настоящему и будущему своей страны, родному краю, чувство гордости за Родину, бережное отношение к природе, народному достоянию);
- успешная реализация поставленной цели на занятии предполагает и соответствующую мотивацию деятельности детей, занимающихся в творческом объединении. Для этого необходимо соучастие школьников в постановке и обосновании цели занятия, раскрытие личной и общественной значимости осваиваемых знаний и умений, создание благоприятной психологической атмосферы, мотивов учения (познавательная потребность, интерес и активность, отношение к образованию, как к важному и необходимому для личности и общества);
- мотивов труда (потребность в нем, стремление принести пользу людям, желание овладеть какой-либо профессией, добиться высоких результатов в работе);
- гуманности (внимательное, заботливое отношение к окружающим, сочувствие, уважение к старшим, милосердие);
- коллективизма (общественно значимые мотивы поведения, привычки считаться с общественным мнением, требовательность к себе и другим, ответственность перед коллективом);
- дисциплинированности (выполнение правил человеческого общежития, нравственных норм, установленных требований к поведению и труду);
- эстетических взглядов (культура речи, одежды, поведения и труда);
- творческого начала личности.
3. Развивающие задачи:
- мышление (развитие мыслительных операций - анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать, абстрагировать, конкретизировать);
- качество ума (критичности, глубины, гибкости, широты, быстроты, творчества);
- моторных навыков (точность движений, их скорость, сила, координированность и т.д.);
- умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль);
- волевой и эмоциональной сферы (инициатива, самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, способность преодолевать трудности, умение владеть собой);
-развитие трудовых, политехнических умений (конструктивно-технических, организационно-технологических, ориентировка в ситуации, выбор операционно-контрольных средств).
Структура проведения подготовительного этапа занятия.
Организационный момент:
1.Организация внимания, создание благоприятного климата в группе.
2.Подготовка рабочих мест.
Актуализация знаний:
1.Подготовка обучающихся к восприятию нового материала.
2.Актуализация имеющихся у детей знаний.
3.Мотивирование обучающихся на изучение нового материала.
Целеполагание и мотивация:
1.Постановка темы и определение основных целей занятий, а также сообщение плана нового материала.
2.Формулировка цели и задач занятия.
3.Мотивационная установка обучающихся на предстоящую работу.
4.Соблюдать выполнение подготовительного этапа в определенных временных рамках.
Структура теоретического этапа занятия.
Организация познавательной деятельности:
1.Применение приемов активизации познавательной деятельности обучающихся.
2.Четкость и доступность изложения нового материала, для его осознания и усвоения обучающимися.
3.Планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности обучающихся.
Проверочный этап:
1.Краткий опрос обучающихся по новому материалу с целью более глубокого уяснения его узловых вопросов.
2.Соблюдать выполнения данного этапа занятия, в определённых временных рамках.
Анализ изделия:
1.Анализ материалов и инструментов, используемых для изготовления изделия.
Памятка изложения нового материала занятия.
Само их название говорит о том, что они посвящаются главным образом работе над новым материалом. Они обычно проводятся методом рассказа- объяснения, сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий.
Умение педагога придавать изложению нового материала проблемный характер, насыщение материала яркими фактами и примерами, включение учащихся в беседу по их анализу, побуждение приводить свои примеры в подтверждение разъясняемых выводов, а также применение учебно-наглядных пособий и технических средств обучения. Таким образом, главным является содержательное и глубокое разъяснение нового материала педагогом и его умение поддерживать внимание и мыслительную активность детей, занимающихся в Т.О.
Теоретическая часть не должна превышать 7-10 мин, педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.
Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют:
- использование наглядного раздаточного материала;
- использование технических средств обучения;
- привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих воспитанников детского объединения;
- использование игровых методов обучения.
Структура практического этапа занятия.
Техника безопасности:
- Повторение и контроль правил техники безопасности при работе с необходимыми материалами и инструментами на занятии.
Физкультминутка:
1.Проведение физкультминутки перед началом выполнения практического задания
Самостоятельная работа:
1.Выполнение практического задания.
2.Поддержание мотивационного настроя на выполнение практического задания.
Памятка проведения практической работы
Педагог должен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться с соблюдением требований технологии и представлять собой некую законченную часть работы.
Следующий шаг - подбор раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приемов работы. Затем педагог вместе с детьми подготавливает материалы и инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы. При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди детей, занимающихся в Т.О., и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.
Далее дети приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы. При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:
- возраст детей;
- календарный период учебного процесса;
- тему;
- уровень подготовки детей;
- последние, актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности. Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:
- доведение начатой работы до конца;
- обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);
- поощрение стремления детей к показу результатов своей деятельности.
Практические работы имеют цель - применение полученных теоретических знаний на практике.
- Осуществление плавного перехода к практической части.
- Мотивация.
- Выполнение правил безопасной работы.
Структура проведения теоретического этапа.
Техника безопасности:
- Повторение и контроль правил техники безопасности при работе с необходимыми материалами и инструментами на занятии.
Физкультминутка:
- Проведение физкультминутки перед началом выполнения практического задания.
Самостоятельная работа:
- Выполнение практического задания.
- Поддержание мотивационного настроя на выполнение практического задания.
Структура заключительного этапа занятия.
Рефлексия:
1.Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили.
2.Все ли обучающиеся работали на занятии и как они работали.
3.Побуждение обучающихся к анализу собственной деятельности, самоутверждение детей в успешности.
4.Оценка успешности достижения поставленной цели.
Подведение итогов занятия:
1.Уборка рабочих мест обучающимися.
2.Создание условий для самомотивирования обучающихся на последующую деятельность.
3.Окончание занятия (последние 3-5 минут).
За 5-10 минут до окончания занятия, педагогу необходимо предупредить обучающихся об окончании занятия.
Завершение занятия включает в себя:
- подведение итогов практической работы;
- организация дежурства.
Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.
Особенности домашнего задания в системе дополнительного образования детей:
- необязательность его наличия и выполнения;
- творческий характер;
- для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды) работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приемами.
Рефлексия:
- Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили.
- Все ли обучающиеся работали на занятии и как они работали.
- Побуждение обучающихся к анализу собственной деятельности, самоутверждение детей в успешности.
- Оценка успешности достижения поставленной цели.
Подведение итогов занятия:
- Уборка рабочих мест обучающимися.
- Создание условий для самомотивирования обучающихся на последующую деятельность.
Структура самоанализа проведенного фрагмента основной части занятия для освоения обучающимися избранного вида деятельности
- Общие сведения о занятии:
- краткая характеристика группы: состав, возраст, год обучения;
- оснащенность занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и т.д.
- Цель и задачи занятия: образовательный, воспитательный и развивающий аспекты.
- Тип занятия: какой тип занятия выбран, обоснованность выбора.
- Структура занятия: этапы занятия, их последовательность, как обеспечивается целостность занятия.
- Методы обучения: обоснование выбранных методов; какова их эффективность.
- Система работы педагога:
− умение организовать работу обучающихся;
− управление группой, определение объема учебного материала;
− роль педагога в создании микроклимата на занятии.
- Система работы обучающихся:
− организованность, активность;
− уровень усвоения знаний, умений;
− умение творчески применять знания и умения.
- Общие результаты занятия:
− выполнение запланированного объема;
− степень реализации цели занятия;
− общая оценка результатов эффективности занятия;
− саморекомендации по улучшению качества учебного занятия.
Схема анализа занятия творческого объединения
- Тема занятия, и ее место в общем плане работы творческого объединения.
- Воспитательно-образовательные задачи, научность, связь с учебным материалом и современностью.
- Подготовка к занятию.
- Своевременно ли она началась?
- Кто принял участие в работе и как были распределены поручения?
- В чем проявилась активность и самостоятельность обучающихся?
- Как они организовали своё рабочее место?
- Форма и методы проведения занятия (сообщения учащихся или преподавателя, соревнование, конференция, экскурсия, вечер, диспут, беседа и т.д.).
- Ход работы:
- Было ли начало занятия организованным? Присутствовали ли все члены творческого объединения?
- Как было организовано внимание обучающихся?
- Обсуждалась ли программа работы, вносились ли в нее изменения?
- Были ли внимательны и активны обучающиеся?
- Сколько человек принимало участие в работе, какие они задавали вопросы, делали дополнения, критические замечания?
- Форма проведения и эффективность повторения безопасных приёмов работы.
- Эффективность проведения физминутки.
- В какой форме были подведены итоги занятия?
6. Заключение.
- Результативность занятия. Достигнута ли цель работы?
- Какие знания, умения и навыки закрепили и приобрели ребята?
- Какова роль педагога? Сумел ли он направить занятие, не подавляя инициативы и самостоятельности обучающихся?
- Понравилось ли занятие самим обучающимся? На основании чего можно сделать то или иное заключение об этом?
- Структура занятия (назвать структурные звенья).
- Хронометрирование занятия (структурных компонентов занятия) и целесообразность распределения времени.
- Какие ошибки были замечены и должны быть учтены в дальнейшем?
Методы изучения учебной мотивации
Изучение отношения учащихся к выбору творческого объединения.
Учащиеся заполняют таблицу. Напротив записанного творческого объединения учащийся указывает причину, почему занятия в этом творческом объединении для него необходимо (1 часть таблицы) или интересно (2 часть таблицы).
Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.
Таблица ответов
1 | 2 | ||
Необходимые творческие объединения | Причина | Интересные творческие объединения | Причина |
Варианты ответов: «Необходимые творческие объединения»
- Занятие в этом творческом объединении необходимо для развития экономики страны.
- Это творческое объединение формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
- Занятие в этом творческом объединении пригодится для поступления в техникум, ВУЗ, или будет необходимым в будущей профессии.
- Это творческое объединение учит разбираться в жизни.
- Это творческое объединение считают значимым мои родители.
- Это творческое объединение формирует интеллектуальные умения, расширяет кругозор.
Варианты ответов: «Интересные творческие объединения»
- Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.
- Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
- Интересно слушать объяснения руководителя данного творческого объединения.
- Интересно на занятиях и дома выполнять практические работы, заполнять схемы и др.
- Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед коллективом.
- Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и решать её, проводить исследование.
- Интересно, так как педагог необычно проводит занятия и этим привлекает учеников.
- Интересно, так как эта творческая деятельность дается мне легко.
- Это творческое объединение связано с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.
- Интересно, потому что это творческое объединение мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.
Вопросы анкеты позволяют педагогу выяснить, что представляет собой познавательный интерес занимающихся в творческом объединении и почему выбрано именно, это, творческое объединение.
Доминирующие мотивы.
Обучающиеся выполняют задания на листках: ставят напротив перечня мотивов балл, указанный в таблице.
№ | Перечень мотивов | Баллы | |||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
1 | Понимаю, что обучающийся должен хорошо заниматься | ||||||||
2 | Стремлюсь быстро и точно выполнять требования педагога | ||||||||
3 | Понимаю свою ответственность за обучение перед педагогом | ||||||||
4 | Хочу после занятий в творческом объединении продолжить занятия творчеством | ||||||||
5 | Понимаю, опыт и умения нужны для будущего | ||||||||
6 | Хочу быть культурным и развитым человеком | ||||||||
7 | Хочу получать поощрения | ||||||||
8 | Хочу получать одобрения родителей | ||||||||
9 | Хочу быть лучшим в коллективе | ||||||||
10 | Хочу, чтобы коллектив был хорошего мнения обо мне | ||||||||
11 | Хочу, чтобы мои действия на занятиях были всегда лучше всех | ||||||||
12 | Хочу занять достойное место среди лучших в группе | ||||||||
13 | Хочу, чтобы родители и педагог меня не ругали | ||||||||
14 | Хочу, чтобы ребята группы не осуждали меня за плохую работу | ||||||||
15 | Не могу получать плохие отзывы о моей работе | ||||||||
16 | Мне нравится заниматься творчеством | ||||||||
17 | Люблю узнавать что-то новое, неизведанное | ||||||||
18 | Мне нравятся необычные и нестандартные занятия в творческом объединении | ||||||||
19 | Мне нравится преодолевать трудности в трудовой деятельности | ||||||||
20 | Люблю занятия, на которых можно рассуждать | ||||||||
21 | Люблю, когда педагог справедливо оценивает мои успехи в работе |
Анализ результатов
Мотивы 1 -3 - мотивы долга и ответственности.
Мотивы 4 - 6 - мотивы самоопределения и самосовершенствования.
Мотивы 7 - 9 - мотивы собственного благополучия.
Мотивы 10 - 12 - мотивы престижности.
Мотивы 13 - 15 - мотивы избегания неприятностей.
Мотивы 16 - 18 - мотивы содержания учебной деятельности.
Мотивы 19 - 21 - мотивы отношения к процессу учения.
Например:
№ | Перечень мотивов | Баллы | |||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
1 | Понимаю, что обучающийся должен хорошо заниматься | + | |||||||
2 | Стремлюсь быстро и точно выполнять требования педагога | + | |||||||
3 | Понимаю свою ответственность за обучение перед педагогом | + | |||||||
4 | Хочу после занятий в творческом объединении продолжить занятия творчеством | + | |||||||
5 | Понимаю, опыт и умения нужны для будущего | + | |||||||
6 | Хочу быть культурным и развитым человеком | + |
Анализ результатов
Мотивы 1 -3 - мотивы долга и ответственности: 3+4+5=12:3=4
Мотивы 4 - 6 - мотивы самоопределения и самосовершенствования: 5+2+3=10:3=3,3
Диагностические методы изучения личности ученика
Схема наблюдения
- Общее впечатление, физические характеристики, чистота, аккуратность, внешний вид.
В первую очередь необходимо обратить внимание на тело – рост, вес ребенка и их соответствие возрастной норме. Также необходимо отметить телесные изъяны (дефекты) и какие-либо диспропорции. Некоторые дети выглядят физически более зрелыми, другие - менее зрелыми. С этим связано впечатление мужественности или женственности.
Затем обращаем внимание на позу. Она может быть оцепенелой, напряженной, расслабленной, подавленной, жмущейся.
Лицо может быть узким или широким, асимметричным, более или менее выразительным, комичным, создавать впечатление здоровья или болезненности, выглядеть интеллигентным, симпатичным или несимпатичным. Следует также отметить отчетливые дефекты (бородавки, родимые пятна), которые могут быть объектом насмешек ребят.
Чистота тела является простым, но важным признаком для диагностики ребенка. Обращаем внимание на ногти, руки, уши, волосы, шею, зубы, одежду и обувь. Особое внимание - на косметику и прическу. Прическа свидетельствует об аккуратности и вкусе. Обращаем внимание на то, не является ли она слишком бросающейся в глаза. Прическа часто выражает негативное отношение к нормам, утверждаемым учителями и родителями. Обращаем внимание на маникюр, на то, о чем говорят украшения (вкус, стоимость, уместность).
В одежде отмечаем аккуратность, наличие вкуса, простоту, соответствие размерам, степень поврежденности или заношенности.
- Речь ребенка.
О культурно-воспитательных влияниях информирует словарь ребенка. Обратите внимание на богатство и бедность словаря, является ли он разговорным или изысканным, использует ли ребенок сленг, а также вульгаризмы, инфантильные выражения, иностранные слова (к месту или не к месту). Разговор позволяет понять, как ребенок воспроизводит мысль: легко, затруднено, связно, замедленно, есть ли в его мышлении задержки, насколько уверенно или неуверенно он говорит, стремится ли менять темы разговора; естественно, следует выяснить причины такого поведения.
3. Социальное поведение.
Обратить внимание на то, как ребенок устанавливает контакт: торопливо, очень фамильярно, смело, приятельски и охотно или же сдержанно, недоверчиво, осторожно; была ли тенденция избежать контакта или полностью вас игнорировать.
Полезно наблюдать за ребенком с точки зрения его социальных навыков и вежливости. Являются ли эти навыки неестественными (чрезмерными), утонченными или только наиболее общими. Отдельные виды поведения прямо оцениваем • как невежливые или грубые. У младших детей это говорит о качестве их воспитания. У более взрослых детей определенное влияние на вежливость оказывают и другие факторы, одним из которых является намеренное желание подростка отрицать все то, чему его учили взрослые.
Для выявления качественного своеобразия социального поведения ребенка может помочь следующий список прилагательных: самоуверенный, решительный, упрямый, насмешливый, хвастливый, подчеркивающий свое превосходство, высокомерный, ненастойчивый, нерешительный, застенчивый, неуверенный, назойливый, настойчивый, починяющийся, стремящийся угодить, получающий радость от общения, непосредственный, ласковый, доверчивый.
4. Настроение.
Производится обобщение на основе различных проявлений в поведении ребенка (мимических, пантомимических, речевых). В целом настроение оценивается по следующим категориям: эйфоричное, беззаботное и счастливое, уравновешенное, серьезное, плохое, тоскливо тревожное, депрессивное. Отмечаются также, насколько настроение подвержено внешним влияниям: стабильное или лобильное (меняющееся без видимых причин).
5. Поведение ребенка при выполнении учебных и не учебных заданий.
Очень важным является отношение к заданиям: от активного неприятия, нежелания, недоверия через равнодушие к высокому интересу и старательности. Обращаем внимание на характер мотивации ребенка: его интересует задание само по себе, или оно ему нравится как игра, или привлекает успешность решения, похвала, или боится неуспеха или наказания.
Наблюдаем у ребенка рабочие навыки: может анализировать проблему, направлен ли на получение запланированного решения или действует хаотично, решает задания последовательно или неожиданно, обычным способом, изобретательно. Другой характеристикой является темп работы: работает быстро, равномерно или неравномерно. К рабочим навыкам относятся старательность и добросовестность, а также настойчивость и терпеливость.
Обязательно отметить признаки невротических проявлений, которые можно наблюдать непосредственно («игра» с руками, одеждой, покашливание, гримасы, облизывание губ, сосание пальцев, кусание ногтей, покраснение щек, появление бледности, подергивание головой, руками, плечами, тики, плач, пугливость, заикание, запинание в речи, беспокойство, повышенная утомляемость, демонстративность).
Темперамент характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Традиционные типы: сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный) и меланхолик (слабый).
Характер понимается как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, обусловливающих типичные способы поведения. Характер проявляется в отношении человека к разным сторонам жизни:
- к другим людям: эгоизм - альтруизм, честность, правдивость - лживость, рассудительность - легкомысленность, общительность замкнутость, тактичность - грубость, стремление доминировать - подчиняться и др;
-к сверстникам: драчливость, конфликтность, подозрительность, открытость, завистливость, уступчивость;
-к взрослым;
Структура педагогической характеристики на ребенка, занимающегося в творческом объединении.
1. Общие данные:
ФИО; дата рождения; общее физическое развитие; состояние здоровья; условия жизни в семье.
2. Сфера учебы:
- успеваемость (преобладающие оценки);
- развитие речи (запас слов, образованность, эмоциональность речи, умение выразить свою мысль устно);
- особенности памяти.
3. Работа в творческом объединении:
- отношение к труду (уважает или относится к нему пренебрежительно, заинтересован ли, трудиться и что именно его привлекает: процесс работы, сделанная вещь или обладание навыками работы);
- имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает;
- организованность и дисциплинированность в труде;
- какие виды труда предпочитает.
4. Направленность личности занимающегося в творческом объединении и его способности:
- интересы;
- отметить, есть ли особые способности, в какой либо деятельности;
- о чем мечтает и что намеревается делать в будущем (по окончании занятий в Т.О.).
5. Дисциплинированность:
- общая характеристика поведения (ведет себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность);
- организованность (самоконтроль, самокритичность);
- выполнение режима в Т.О.;
- выполнение требований педагога.
6. Взаимоотношения ребенка с коллективом Т.О. и с педагогом:
- положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение);
- отношение к товарищам по группе;
- отношение к педагогу.
Требования к руководству практикой.
Обязанности методиста.
1.Проводит инструктивное совещание по организации и проведению практики. 2.Консультирует студентов-практикантов по вопросам планирования занятий творческого объединения.
3.Своевременно выявляет и устраняет недостатки в организации и проведении педагогической практики.
4.Анализирует отчетную документацию студентов-практикантов по педагогической практике, и анализирует итоги практики.
Обязанности студентов-практикантов.
1.Изучить учебно-материальную базу для занятий творческого объединения .
2.Посещать все занятия творческого объединения.
3.Своевременно и аккуратно вести дневник практики.
4.Разрабатывать и проводить с детьми фрагменты и занятия полностью.
5.Осуществлять педагогическое общение с воспитанниками.
6.Проводить наблюдение за поведением и деятельностью детей, занимающихся в творческом объединении.
7. Составить педагогическую характеристику на ребенка.
8.Анализировать собственную деятельность и оценивать ее.
9.Анализировать деятельность своих товарищей.
10.Составить отчет по практике.
Контроль работы практикантов.
Текущие отметки студент получает за:
1.проведение фрагмента занятия творческого объединения;
2.самоанализ собственной деятельности;
3.анализ деятельности своих товарищей;
4.ведение дневника;
5. осуществление педагогического наблюдения за детьми.
6. составление педагогической характеристики на ребенка.
Оценка за практику дифференцированный зачет.
Правила техники безопасности при прохождении внеклассной практики.
- Соблюдать правила безопасности труда в учебных мастерских и производственной санитарии.
- Проводить практические работы при наличии соответствующего оборудования и других условий, предусмотренных правилами и нормами по безопасности труда.
3.Проводить инструктаж учащихся по безопасности труда перед началом самостоятельной работы.
4.Приостанавливать проведение работы или занятий, сопряженных с опасностью для жизни, и докладывать об этом учителю-наставнику.
Правила техники безопасности для творческих объединений по ручной обработке древесины:
Опасности в работе:
- Травмы рук при работе неисправным инструментом.
- Травмы рук при запиливании древесины без применения приспособлений.
До начала работы:
- Наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками или халат) и головной убор (берет или косынку). Тщательно подберите волосы и заправьте концы косынки.
- Проверьте наличие инвентаря (сиденье, щетка-сметка, совок), исправность верстака (зажимные коробки, упор для пиления, зажимные клинья, приспособления для чертежа).
- Разложите на верстаке инструменты индивидуального пользования в порядке, установленном учителем. Удалите с верстака все лишнее.
Во время работы:
- Надежно закрепите обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака.
- Пользуйтесь только исправным, хорошо налаженным и наточенным инструментом. Используйте инструмент только по назначению.
- Работайте лучковой пилой только после того, как убедитесь, что полотно хорошо разведено и надежно закреплено в шаховках, шнур обеспечивает необходимое его натяжение.
- Работайте строгальными инструментами, имеющими исправные - рожок (шерхебель, рубанок, фуганок) или вывеску (зензубель, калевка, галтель) и округлую и гладкую заднюю часть колодки. Расщепленные части стругов немедленно замените. Ручки инструментов должны быть удобными для работы.
- Технологические операции (пиление, отесывание, долбление, сверление, соединение деталей) выполняйте на верстаке в установленных местах, используя приспособления: упоры, подкладные доски.
- Не допускайте захламленности верстака отходами, стружками. Своевременно возвращайте педагогу инструмент общего пользования.
- Не отвлекайтесь во время работы, следите за правильными приемами работы.
- Приготавливайте и разогревайте клей только под наблюдением педагога в изолированном от мастерской и хорошо вентилируемом помещении.
- Не пользуйтесь в деревообрабатывающей мастерской открытым огнем и электрообогревателями.
- Применяйте при запиливании направитель для опоры полотна инструмента.
- Очищайте струги (рубанок, шерхебель, фуганок) от стружек деревянными клиньями.
- В случае порчи инструмента во время работы немедленно замените его.
После окончания работы:
- Остатки материалов, незаконченные изделия сдайте дежурному или педагогу.
- Проверьте состояние инструментов и положите их в установленном порядке.
- Уберите свое рабочее место, пользуясь щеткой-сметкой. Не сдувайте стружку ртом и не сметайте ее рукой.
- Проверьте наличие и состояние клиньев на верстаке, зажимные коробки (заднюю и переднюю) завинтите до установленного зазора (не более 2—5 мм).
6. Выходите из мастерской только с разрешения педагога.
Техника безопасности при пилении древесины:
- Пользоваться можно только исправными, хорошо заточенными пилами, с правильно разведенными зубьями. Пилами затупленными пользоваться нельзя.
- Необходимо прочно зажимать обрабатываемый материал в тисках верстака или другими способами.
- Соблюдать правильную позицию и правильно держать инструмент; быть внимательным и аккуратным в работе.
- Особо следует учесть, что наиболее опасным при пилении является момент, когда полотно пилы направляется по риске при помощи большого пальца или второго сустава; нельзя допускать рывков пилы, особенно вперед, при запиле.
- Не разрешается левую руку держать близко к пропилу.
- Полный размах пилы можно производить только после образования глубокого пропила, в котором хорошо удерживается пила.
- Тонкий материал следует пилить пилой с мелким зубом; положение пилы при этом должно быть наклонным. Нормально в пропиле должно находиться не менее 4-5 зубьев пилы.
- Аккуратно вести пиление без рывков и изгибов пильного полотна в пропиле, во избежание разрыва полотна пилы.
Техника безопасности при строгании древесины:
- Надежно закрепляйте заготовку в зажимах верстака.
- Во время работы надо очищать строгальные инструменты от стружки при помощи деревянного клина.
- Нельзя проверять руками качество обработанной поверхности и остроту лезвия.
- В перерывах в работе рубанок надо класть на бок в лоток, лезвием от себя.
Техника безопасности при склеивании древесины:
1. Склеивание деталей нужно проводить только на подкладной доске.
2. При работе надо избегать попадания клея на кожу рук.
3. После работы надо тщательно вымыть руки с мылом и проветрить помещение.
Техника безопасности при отделке изделий:
1. При отделке поверхности древесины и при нанесении на нее лакокрасочных покрытий необходимо обеспечить эффективную работу приточно-вытяжной вентиляции и достаточный обмен воздуха в помещении мастерской.
2. При проведении отделочных и лакокрасочных работ всем работающим иметь спецодежду (халат, фартук).
3. Опилки и шлифовальную пыль с поверхности изделия надо удалять специальной щеткой.
4. С красителями надо обращаться осторожно. Нельзя допускать их попадания на одежду, кожу рук и тела.
5. По окончании работы надо тщательно вымыть руки с мылом.
Техника безопасности при выжигании по дереву:
1. Включать электровыжигатель можно только с разрешения учителя.
2. При работе нельзя сильно нажимать на перо.
3. Не следует наклоняться близко к месту выжигания. Берегите руки и одежду от прикосновения раскаленного пера.
4. После окончания работы электровыжигатель должен быть отключен от электрической сети.
Техника безопасности при сверлении древесины:
1. Правильно без перекосов и прочно закреплять сверло в патроне коловорота и дрелей.
2. Запрещается коловорот и дрели держать повернутыми сверлом к себе.
3. При сверлении отверстий не нажимать сильно на коловорот грудью или подбородком. Подачу вести легко и плавно.
4. Не допускать падения сверл на пол; сверла при заточке следует прочно закреплять в тисках.
5. Прочно закреплять обрабатываемое изделие на верстаке или на станке.
6. Закрепление учащимися деталей и работу на станках, а также электрифицированными инструментами следует производить только после проверки учителем умения пользоваться ими.
Техника безопасности при работе с проволокой:
- Во избежание ранения рук необходимо проверить правильность хранения проволоки в бухтах, проследив, чтобы концы проволоки были загнуты внутрь бухты.
- Следует знать, что мелкие куски проволоки при откусывании кусачками с большой силой и скоростью отлетают в разные стороны и могут попасть в глаза детей, работающих рядом. В процессе откусывания не разрешается держать проволоку на уровне лица, резать проволоку ножницами не разрешается.
- Во избежание ранения рук при выпрямлении проволоки и протягивании ее между деревянными брусками или вокруг закрепленного стержня на руки следует надевать рукавицы; концы проволоки рекомендуется захватывать ручными тисочками или наматывать на палочки.
Техника безопасности при резании металлов ножовкой:
- Во избежание поломки полотна и могущего быт ранения необходимо правильно и прочно закреплять ножовочные полотна в рамке ножовки (не туго и не слабо).
- Правильно и надежно закреплять разрезаемый материал в тисках. В конце разрезки поддерживать отрезаемую часть изделия на весу, иначе заготовка может упасть на ноги работающему.
- Правильно вставлять и закреплять полотно в рамку (передняя поверхность зуба должна быть направлена вперед) и следит за исправностью инструмента (не работать ножовкой без ручки или с треснувшей ручкой).
- Не сдувать стружку ртом, так как она может попасть в глаза. Стружку очищать щеткой.
- Запрещается чистить и смазывать машину, надевать ремень на шкив, не выключив электродвигателя;
- Запрещается класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины;
- Следить за чистотой работающего места.
Правила техники безопасности для творческих объединений по изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству
Общие правила техники безопасности.
1. Работу начинай только с разрешением учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с инструментами, которые не изучены.
3. Употребляй инструмент только по назначению. Не просверливай лезвиями ножниц отверстия. Не забивай кусачками и плоскогубцами гвозди. Для вытаскивания гвоздей пользуйся клещами, а не кусачками.
4. Не работай не исправленными и тупыми инструментами.
5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование навалом.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
9. Не разговаривай во время работы.
10. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
Правила при работе электрическим утюгом:
1. Перед работой следует проверить исправность шнура;
2. Утюг включают и выключают сухими руками, берясь за корпус вилки, а не за шнур;
3. Утюг во время работы ставят на подставку с бортами;
4. Необходимо следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура;
5. По окончании влажно-тепловой обработки ткани утюг следует выключить.
Правила ТБ при работе на швейной машине с ножным приводом:
1. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед;
2. Стул должен стоять так, чтобы игла находилась прямо перед вами;
3. Расстояние между работающим и машиной должно составлять 10-15 см;
4. Свет должен падать на работающего слева или спереди;
5. Ноги должны опираться всей ступней на пол или подставку;
6. Все необходимые инструменты должны лежать в ящике машины, а на платформе только ткань или изготовляемое изделие;
7. Перед началом работы в изделии не должно быть булавок или иголок;
8. Нельзя близко наклоняться к движущимся частям машины, необходимо следить за правильным положением рук.
Правила ТБ при работе на швейной машине с электроприводом:
1. Приступать к работе на швейной машине можно после первичного инструктажа;
2. Перед началом работы необходимо проверить исправность машины;
3. Запрещается работать без резинового коврика на металлической педали;
4. Следить за правильным расположением рук во время работы;
5. Запрещается чистить и смазывать машину, надевать ремень на шкив, не выключив электродвигателя;
6. Запрещается класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины;
7. Следить за чистотой работающего места.
Рекомендации по т/б при работе с клеевым пистолетом:
Прежде чем подключать пистолет к сети рекомендуется:
1. Установить на пистолет специальную подставку.
2. Выдвинуть подставку и установить пистолет.
3. Заправить пистолет клеевыми патронами через специальное отверстие.
4. После подключения пистолета к сети рекомендуется подождать, пока его наконечник нагреется (примерно 7 минут), а только потом приступать к эксплуатации.
5. Чтобы соединение было надежным, рекомендуется перед нанесением клея обезжирить их.
6. Наносить клей рекомендуется полосками или частыми точками.
7. Соединять склеиваемые поверхности следует сразу после нанесения клеевого состава.
8. Во время работы не следует трогать руками носик пистолета - опасность ожога.
После окончания работы следует:
1. Выключить пистолет из сети.
2. Дождаться пока пистолет остынет.
3. Убирать пистолет на хранение в сухое, недоступное для детей место.
После завершения работы неиспользованные клеевые патроны могут остаться в пистолете.
Обслуживание клеевого пистолета:
- Пистолет не нуждается в специальном обслуживании, однако его корпус и рабочее место необходимо содержать в чистоте.
- Протирать пистолет следует слегка влажной, но не мокрой тряпкой.
- Настоятельно не рекомендуется использовать для этого сильные моющие средства (бензин, растворители и т.п.), поскольку они могут повредить корпус пистолета.
- В качестве дополнительного моющего средства можно использовать слабый мыльный раствор.
- Рекомендуется избегать попадания жидкости внутрь инструмента.
- После чистки инструмент следует протереть сухой тряпкой.
- Остатки клея рекомендуется удалять только после полного остывания пистолета.
Правила обращения с макетным ножом:
1. Закрывать нож после использования.
2. Не махать руками, если у вас в руке открытый нож.
3. Во время работы с ножом, держаться за основание.
Правила обращения с электронагревательными приборами:
1. Перед работой проверить исправность соединительного шнура.
2. Включай и выключай электроприбор сухими руками, при этом берись за корпус вилки.
3. По окончании работы выключить электроприбор.
Правила обращения с ножницами:
- 1. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
- 2. При работе внимательно следи за направлением реза.
3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держи ножницы лезвиями вверх.
5. Не оставляй ножницы в открытом виде.
6. Не подходи к товарищу во время резания.
7. Передавай ножницы кольцами вперед.
8. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
Правила обращения с ножом:
- Храни нож в указанном месте с закрытым лезвием.
- Не работай тупым и неисправным ножом.
- Не держи нож лезвием вверх. Подавай нож товарищу ручкой вперед.
- Стопку бумаги и картон разрезай только по фальцлинейке с высоким бортиком.
- При обстругивании реек держи руку выше лезвия. Резать можно только от себя.
- Пользуйся ножом с закругленным лезвием. Не применяй складной нож с испорченным или слишком тугим шарниром.
Правила работы с шилом:
- Шило держи так, чтобы ручка упиралась в середину ладони, а указательный палец лежал вдоль металлического стержня.
- Работай только на подкладной доске.
- делай прокол, осторожно вращая ручку вправо и влево. Сильно не нажимай.
- Не пользуйся тонким длинным (канцелярским) шилом.
- Используй шило только по назначению. 6.Не прокалывай шилом твердых предметов с гладкой поверхностью: пересохших желудей, ореховой скорлупы.
Правила обращения с иглами:
- Не бросай иглы. Не втыкай их в ткань или свою одежду.
- Не бери иглы в рот.
- Во время работы втыкай иглы в специальную подушечку. Убирай подушечку в коробку.
- Запасные иглы храни в игольнице в сухом месте.
- Проверяй количество игл перед началом работы и по окончании, обязательно найди не достающие иглы.
- При шитье пользуйся наперстком, соответствующим пальцу.
- Не применяй иглы вместо булавок.
Правила обращения с разными инструментами:
- Держи во время работы лобзик, штихель, молоток, плоскогубцы, кусачки, ножницы по металлу, буравчик, как показано учителем.
- При работе лобзиком, штихелем, кусачками, ножницами по металлу, ножовкой держи левую руку в стороне от лезвий.
- Перед работой проверь прочность насадки молотка.
- Заваривай клейстер осторожно, чтобы не обварить руки.
- Клеями пользуйся в хорошо проветренном помещении.
- Не применяй для окраски нитрокрасители.
Техника безопасности при работе с клеем:
- При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
- Наноси клей с середины листа к краям.
- Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
- После работы кисть и руки хорошо вымой с мылом.
Правила безопасной работы с пластилином:
- Выбери для работы нужный цвет пластилина.
- Обрежь стекой нужное количество пластилина.
- Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
- По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой, и только потом вымой их с мылом.
Физминутки
Физминутка – это минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости глаз, мелких мышц рук, позвоночника. Она длится всего 1 - 2 минуты, проводится от 1 до
3х раз на одном уроке. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала физминуток определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для их проведения является 15-я, 20-я минута занятия.
Длительность физминуток составляет до 5 минут. Каждая физминутка включает в себя комплекс из 3 – 4 упражнений, повторяемых 4 – 6 раз.
Требования к проведению физминуток:
Комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания;
Должны проводится на начальном этапе утомления;
Предпочтения отдавать упражнениям для утомляемых групп мышц;
Выполнение движений с достаточной амплитудой.
Физминутки для глаз.
1.Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.
2.Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки видят всё вокруг, Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг. Обведу я ими круг,
Глазком видеть всё дано - Погляжу на мир вокруг.
4.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
5.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
6.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
7.Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
8.В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
9. Следим глазками за зеленой точкой ( кружочком, шариком в руках взрослого ).
Физминутки для рук и пальцев.
1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.
2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”
3. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.
4. Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок.
Упражнения для формирования правильной осанки:
1.Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
2.Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Релаксационные упражнения для мимики лица.
- сморщить лоб, поднять брови (удивиться).
- нахмуриться, расслабить брови (рассердиться)
- расширить глаза (страх, ужас)
- расширить ноздри (вдыхаем запах)
- зажмуриться (ужас)
- поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение)
- оскалить зубы, ослабить щеки и рот (улыбка)
Упражнения для профилактики плоскостопия.
- перекаты с пятки на носок.
- ходьба на носках, на пятках.
- ходьба на внешней и внутренней стороне стопы.
- постоять на аппликаторе 1-2 минуты.
Все эти упражнения желательно выполнять босиком.
Упражнения, способствующие выработке правильного дыхания.
- вдох через рот, выдох через нос ( и наоборот).
- быстрый вдох, медленный выдох.
- медленный вдох, выдох толчками.
- на одном выдохе произнести звуки: ж, ж ; з , з ; р, р;с,с.
- «свеча» плавно дуть на пламя свечи, как бы положив его.
- «задуй свечу» резкий выдох.
- на вдохе произнести 5-10 звуков «ф», делая паузы.
- произнести скороговорку, считалку на одном дыхании.
Памятка наблюдения за проведением физминуток
1. Соответствие физминутки возрасту обучающихся в ТО.
2. Воздействие проделанных упражнений на организм.
3. Системность упражнений, чередование, взаимосвязь.
4. Потребность данных упражнений на проводимом занятии.
С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности на занятиях рекомендуется проводить физкультминутки для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания.
Внешними проявлениями утомления являются частые отвлечения, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. Физминутки положительно влияют на аналитико- синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. В то же время, многие психологи отмечают значимость активных форм деятельности на занятии как условия успешного обучения.
Так же в качестве физминутки могут быть использованы и игры "Испорченный телефон", которые, в первую очередь, направлены на развитие кратковременной памяти и слухового восприятия, снимают статическое напряжение мышц, накопленное в ходе изучения нового материала. Применяется такие игры при закреплении новых понятий, правил, которые необходимо запомнить. Суть игры заключается в безошибочной передаче определения по цепочке от одного ребёнка другому. Педагог шёпотом проговаривает ребёнку, сидящему за первой партой, необходимую фразу, ребёнок поворачивается к сидящему за ним ученику и повторяет услышанное. Последний учащийся, получив информацию, встаёт и вслух озвучивает её, либо записывает на листочке и отдаёт учителю. Победившим считается тот ряд, в котором наиболее точно передали определение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1.Адрианов П.Н., Галагузова М.А.Развитие технического творчества младших школьников.-М.: Просвещение, 2000.
2. Бардина Р.А.Изделия народных художественных промыслов и сувениры.-М.:Высшая школа, 2007.
3.Евладова Е.Б.Дополнительное образование детей: учебник.- М.: ВЛАДОС, 2004,349с.
4.Каргина З.А.Практическое пособие для педагога дополнительного образования.-М.:Школьная Пресса,2008.-96с.
5. Макруцкая С.Э. Ручная вышивка: Учеб. Пособие для 10-11 кл. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.
6.Педагогика/Под ред. П.И.Пидкасистого: Учебное пособие. – М., 1995. – 638 с.
7.Рожков В.С.Авиамодельный кружок.-М.:Просвещение, 2008.
Дополнительная литература
1. Антонов Л.П., Муравьев Е.М. Обработка конструкционных материалов: Практикум в учебных мастерских. Учебное пособие для уч-ся педучилищ. – М.: Просвещение, 2002.
2.Борисова А.В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома. – М.: РИПОЛ Классик, 2004. – 320 с.
3. Вилле Р. Постройка летающих моделей копий.-М.,1986.
Выпиливаем лобзиком. Забавные поделки /Пер. с немецкого. – М.: Мой мир, 2005.
4.Гаевский О.К. Авиамоделирование.-М.: Патриот, 2000.
5.Еременко Т.И., Забалуева Е.С. Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 2000. –160 с. ил.
6.Ермаков А.М.Простейшие авиамодели.-М.:Просвещение, 2004.
7.Лебединский М.С. Лети модель.-М.:ДОСААФ,2000.-160 с.
8 Качнёв В.И. Обучение конструированию на уроках труда.-М.:Просвещение, 2006.
9.Колотилов В.В.Техническое конструирование и моделирование.-М.:Просвещение, 2003.
10.Основы художественного ремесла. /Под ред. В.А.Барадулина и О.В. Танкус. – М.: Просвещение, 2008. – 255 с., ил.
11.Рожков В.С. Авиамодельный кружок.-М.:Просвещение,2006. -144с.
12.Рожков В.С.Строим летающие модели.-М.:Патриот, 2000.
13.Резьба по дереву /Сост. А.В. Березнев, Т.С. Березнева. – Минск.: Парадокс, 2000.
14.Ривхк Э.В. Мастерим из древесины: Книга для учащихся 5-8 кл. средн.школы. – М.: Просвещение, 2008.
15.Сокольникова Н.М. Избранное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений. - М.: Издельский центр «Академия», 2002. – 368 с.
16.Технология обработки древесины: Учебник для учащихся 5-9 кл. общеобразоват. учреждений \ И.А.Карабанов – М.: Просвещение, 2002.
17.Технология обработки металлов: Учебник для уч-ся 5-9 кл. общеобразоват.учреждений\МуравьевЕ.М. – М.: Просвещение, 2000.
18.Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву: Макетирование и резное дело: Учеб-метод.пособие – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по производственной практике для профессии оператор связи.
Методическое пособие содержит рекомендации по составлнию отчета по практике для обучающихся....
Методические рекомендации организации производственной практики по модулю ПМ 01 Проектирование цифровых устройств
Методические рекомендации для преподавателей колледжей...
Методические рекомендации организации производственной практики по модулю ПМ 02 Применение микропроцессорных систем, установка и настройка периферийного оборудования
Методические рекомендации для преподавателей колледжей...
Методические рекомендации по производственной практике ПМ.02 Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности
Для спецдисциплин...
Методические рекомендации по производственной практике ПП.01.01 "Практика пробных уроков".
Методичексие рекомендации по производственной практике ПП.01.01 "Практика пробных уроков" специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах....
Методические рекомендации по производственной практике ПП. 04.01. по профилю специальности ПМ. 04 Организация социальной работы в различных сферах (социальная защита, здравоохранение, образование, культура) Специальность 39.02.01 Социальная работа
Методические рекомендации по производственной практике ПП. 04.01. по профилю специальности ПМ. 04 Организация социальной работы в различных сферах (социальная защита, здравоохр...
Методические рекомендации по организации педагогической практики в ДОО: ПП. 01.01 Производственная практика по организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физическое развитие
Методические рекомендации по организации педагогической практики в ДОО «ПП. 01.01 Производственная практика (по профилю специальности) (практика пробных занятий по организации мероприятий, напра...