Рабочая программа по психологии
рабочая программа на тему
Рабочая программа по дисциплине "Психология" для специальности 050710 Специальное дошкольное образование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologiya_050710.doc | 282.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО Самарский социально – педагогический колледж (ГБОУ СПО ССПК) | |||
Профессиональный цикл Рабочая программа дисциплины | |||
Редакция № 1 | Изменение № | Дата изменения: | Страница из |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология
2012 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 050710 Специальное дошкольное образование (углубленная подготовка).
Организация-разработчик:
ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледж
Разработчик: Семёнова Н.Г., преподаватель дисциплин профессиональной подготовки
Внутренняя рецензия:
Председатель ПЦК ГБОУ СПО ССПК Митрофанова А.Е.
Рассмотрена и одобрена на заседании
ПЦК психолого-педагогического цикла
Протокол №____ от ____________201__ года
Председатель ПЦК _________ Митрофанова А.Е.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 050710 Специальное дошкольное образование
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальностям группы 050000 "Образование и педагогика", в дополнительной подготовке на курсах повышения квалификации учителей музыки и музыкальных руководителей по психологии.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
учебная дисциплина «Психология» принадлежит к профессиональному циклу, общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять знания по психологии при решении педагогических задач;
- выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
- основы психологии личности;
- закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
- возрастную периодизацию;
- возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;
- особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;
- групповую динамику;
- понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
- основы психологии творчества.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 76 часов;
самостоятельной работы обучающегося 38 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 114 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 76 |
в том числе: | |
практические занятия | 18 |
контрольные работы | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 38 |
Итоговая аттестация в форме Комплексный экзамен
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Раздел 1. Общие основы психологии | 45 | |||||||
Тема 1.1. Предмет, задачи и методы психологии | Содержание учебного материала. | 4 | ||||||
1. | Предмет психологии, ее задачи. Связь психологии с другими науками. Отрасли психологии. Основные категории психологии. Основные психологические теории. | 2 | 2 | |||||
2. | Методы психологического познания. Классификация методов исследования. Требования, предъявляемые к методам психологического исследования. | 2 | 2 | |||||
Практические занятия | 2 | |||||||
1. | Анализ достоинств и ограничений методов психологического исследования. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||||
1. | работа с литературой: составление словаря основных понятий. | 2 | ||||||
Тема 1.2 Человек как субъект, личность и индивидуальность | Содержание учебного материала. | 6 | ||||||
1. | Общие основы учения о личности. Факторы развития личности. | 2 | 2 | |||||
2. | Формирование и развитие личности | 2 | 3 | |||||
3. | Особенности основных институтов социализации личности | 2 | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||||||
1. | Работа с литературой: изучение современных теорий личности | 4 | ||||||
Тема 1.3. Индивидуально-типологические особенности личности | Содержание учебного материала. | 8 | ||||||
1. | Понятие о способностях. Задатки и способности | 2 | 2 | |||||
2. | Типы темперамента. Свойств темперамента. | 2 | 2 | |||||
3. | Характер, его формирование. Типология характеров. | 2 | 2 | |||||
4. | Анализ факторов, влияющих на формирование характера в современных условиях. | 2 | 2 | |||||
Практические занятия | 4 | |||||||
1. | Практикум по изучению индивидуальных способностей. | 2 | ||||||
2. | Практикум по изучению типов темперамента. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||||||
1. | Решение проблемных ситуаций: «Индивидуально-типологические особенности личности» | 4 | ||||||
Тема 1.4. Общение и деятельность. | Содержание учебного материала | 4 | ||||||
1. | Понятие и особенности общения. | 2 | 2 | |||||
2. | Познавательная сфера человека: понятие, характеристика | 2 | 2 | |||||
Практическая работа | 2 | |||||||
1. | Контрольная работа 1. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |||||||
1. | Работа с литературой: обзор литературы «Деятельность человека» | 2 | ||||||
2. | Решение проблемных ситуаций «Деятельность человека» | 2 | ||||||
3. | Подготовка к контрольной работе | 1 | ||||||
Раздел 2. Возрастные особенности психического развития детей. | 36 | |||||||
Тема 2.1. Основные закономерности психического развития детей. | Содержание учебного материала. | 2 | ||||||
1. | Сущность психического развития в онтогенезе. Понятие возраста. Условия и движущие силы психического развития. | 1 | 2 | |||||
2. | Закономерности психического развития (социальная ситуация развития, возрастные кризисы, новообразования возраста, сензитивные периоды, ведущая деятельность) | 1 | 2-3 | |||||
Практические занятия | 1 | |||||||
1. | Анализ подходов к периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии | 1 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||||
1. | Работа с литературой: изучение особенностей периодизации Д.Б.Эльконина | 2 | ||||||
Тема 2.2 Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте. | Содержание учебного материала. | 2 | ||||||
1. | Социальная ситуация развития в младенчестве. Кризис новорожденности. Кризис первого года. Кризис 3 лет. | 2 | 2-3 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |||||||
1. | Творческое задание. Разработка рекомендаций для родителей по преодолению кризиса 3-х лет. | 1 | ||||||
Тема 2.3 Психическое развитие ребенка дошкольного возраста. | Содержание учебного материала. | 10 | ||||||
1. | Социальная ситуация развития. Психологические новообразования в дошкольном возрасте. | 1 | 3 | |||||
2. | Психология игры: зарождение, развитие игры, роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии дошкольника. | 1 | 2 | |||||
3. | Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, развернутые формы игровой деятельности | 2 | 3 | |||||
4. | Сенсорное развитие дошкольников. Развитие внимания, памяти, воображения, мышления и речи. | 1 | 2 | |||||
5. | Личностное развитие дошкольника. Развитие самосознания и самооценки. Эмоционально-волевое развитие дошкольников. | 2 | 3 | |||||
6. | Психологическая сущность творчества. Признаки творческого процесса. | 1 | 2 | |||||
7. | Детское творчество, принципы и закономерности его развития. Развитие воображения у детей как путь формирования творческой личности. | 1 | 2 | |||||
8. | Одаренность, талант, гениальность как яркие, индивидуально-неповторимые черты творческой личности. | 1 | 2 | |||||
Практические занятия: | 6 | |||||||
1. | Решение ситуационных задач: «Игра в дошкольном возрасте» | 1 | ||||||
2. | Подбор и систематизация игр и упражнений, направленных на развитие познавательной сферы дошкольника | 1 | ||||||
3. | Решение ситуационных задач «Особенности личностного развития в дошкольном возрасте» | 1 | ||||||
4. | Анализ условий, определяющих развитие одаренности в детском возрасте | 1 | ||||||
5. | Контрольная работа 2 | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 12 | |||||||
1. | Работа с литературой. Изучение уровней развития сюжетной игры дошкольника (по Д.Б.Эльконину) | 3 | ||||||
2. | Работа с литературой: изучение особенностей продуктивных видов деятельности дошкольника. | 4 | ||||||
3. | Работа с литературой: учет индивидуально-типологических особенностей детей в воспитательной работе. | 2 | ||||||
4. | Задание реконструктивного характера: определение путей формирования творческой личности в детском возрасте | 1 | ||||||
5. | Работа с литературой: изучение специфики общения педагога с одаренными детьми. | 2 | ||||||
Раздел 3 Психология общения | 23 | |||||||
Тема 3.1. Общая характеристика общения | Содержание учебного материала. | 6 | ||||||
1. | Понятие общения. Многоплановый характер общения. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Барьеры в общении. | 2 | 2 | |||||
2. | Конфликты и способы их разрешения. Причины, функции и типы конфликтов. Структура конфликтов. | 2 | 1 | |||||
3. | Общение в малых группах. Классификация групп по характеру межличностных отношений. Характеристики группы. Динамические процессы в группе: образование, сплочение, развитие межличностных отношений. Феномены группового влияния | 2 | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||||||
1. | Задания реконструктивного характера: создание презентации «Роль вербальной и невербальной коммуникации в профессиональной деятельности педагога» | 2 | ||||||
2. | Составление рекомендаций по оптимизации функционирования групп. | 2 | ||||||
Практические занятия | 1 | |||||||
1. | Решение ситуационных задач «Педагогические конфликты» | 1 | ||||||
Тема 3.2. Особенности общения детей разного возраста со взрослыми сверстниками | Содержание учебного материала | 4 | ||||||
1. | Особенности общения взрослого с ребенком на разных возрастных этапах. | 2 | 3 | |||||
2. | Межличностные отношения в детской группе. Динамика вхождения в группу: адаптация, индивидуализация, интеграция. | 2 | 2 | |||||
Практические занятия | 5 | |||||||
1. | Защита рефератов | 2 | ||||||
2. | Анализ проблем сплоченности группы | 1 | ||||||
3. | Контрольная работа 3. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||||||
1. | Подготовка реферата: «Педагогические стереотипы и их влияние на развитие ребенка» | 2 | ||||||
2. | Работа с литературой: изучение особенностей общения детей разного пола и возраста со сверстниками. | 1 | ||||||
Раздел 4. Профилактика и коррекция девиантного поведения | 10 | |||||||
Тема 4.1. Понятие и сущность отклоняющегося развития | Содержание учебного материала. | 3 | ||||||
1. | Понятие, причины девиантного поведения. Понятие школьной и социальной дезадаптации. | 2 | 1 | |||||
2. | Предупреждение и коррекция школьной и социальной дезадаптации | 1 | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |||||||
1. | Составление схем «Девиантное поведение» | 1 | ||||||
Тема 4.2 Коррекция отклоняющегося развития | Содержание учебного материала | 3 | ||||||
1. | Гиперактивные дети. Психологическая помощь детям с гиперактивным поведением. | 2 | 2 | |||||
2. | Основные направления психокоррекционой работы в дошкольном возрасте | 1 | 1 | |||||
Практические занятия | 3 | |||||||
1. | Составление рекомендаций для воспитателей и родителей гиперактивных детей. | 1 | ||||||
2. | Контрольная работа 4. | 2 | ||||||
Всего: | 114 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета психологии.
Кабинет психологии делится на рабочую зону и зону релаксации.
Оборудование учебного кабинета:
- учебные столы, стулья, стол преподавателя;
- задания для самостоятельной внеаудиторной работы, примерные темы рефератов;
- методические материалы по оказанию помощи обучающимся в написании рефератов, проведении диагностических методик;
- методические рекомендации для обучающихся;
- диагностический инструментарий: рисуночные проективные тесты, методики на изучение психических процессов, характерологических особенностей детей, психологической готовности к школе, креативных способностей, коммуникативной сферы;
- программы игр, упражнений, направленных на развитие познавательных процессов дошкольников, коммуникативной сферы, программы коммуникативных тренингов;
- электронные фонды КИМов для текущего контроля.
Технические средства обучения:
Компьютерная техника, мультимедийный проектор, видеомагнитофон.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений. /Г.М.Андреева. -М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
- Андриенко Е.В. Социальная психология [Текст]: учебник. /Е.В.Андриенко. -М.: Академия, 2001. – 283 с.
- Волков Б.С. Детская психология: от рождения до школы. [Текст]/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова.- СПб.: Питер, 2009.–240 с.
- Гамезо М.В, Герасимова В.С, Горелова Г.Г. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М.: Ноосфера, 1999. – 272с.
- Ермолаева М.В. Психология развития. [Текст]/М.В.Ермолаева.- М.: МОДЭК, 2000. – 336с.
- Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений /В.С.Мухина. - М.: «Академия», 2007. – 640 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. [Текст]:Учебник. Изд. 4. / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 442 с.
- Смирнова Е.О. Детская психология: учебник. [Текст]/Е.О.Смирнова. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
- Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студентов СПО. [Текст]/Г.А.Урунтаева.– М.: Изд.центр «Академия», 2008. –368 с
Дополнительные источники:
- Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: учебное пособие [Текст]/ сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов.– М «Академия», 2008. – 624 с.
- Волков Б.С. Детская психология: Логические схемы: уч. пособие для студентов учреждений СПО, [Текст]/Б.С. Волков.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 252 с.
- Выготский Л.С. Детская психология [Текст]/ Л.С.Выготский // Собрание сочинений. Т.4. М., 1984
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. [Текст]/О.М.Дьяченко. - М., 1996
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [Текст]/Учебное пособие./ И.Ю.Кулагина, В.Н. Колюцкий – М.: ТЦС. 2008. – 464 с.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. [Текст]/Н.И.Непомнящая. -М., 1999
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие [Текст]/К.Н.Поливанова. - М.: «Академия», 2000. – 184 с.
- Хрестоматия по возрастной психологии: учебн. пособие. [Текст] – 2-е изд., испр. – М.; Воронеж: «МОДЕК», 2003. – 400 с.
- Якимовская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. [Текст]/И.С.Якимовский. -М., 1996
- Практикум по возрастной психологии [Текст]:Учебное пособие / Под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф Рыбалко. СПб.: Речь, 2005. – 688 с.: ил.
- Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. [Текст]/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М., 1995.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: - применять знания по психологии при решении педагогических задач; - выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся | Тест
Практические занятия; |
знать: - особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой; - основы психологии личности; - закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности; - возрастную периодизацию; - возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании; - особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте; - групповую динамику; - понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения; - основы психологии творчества. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа УД Психология
Рабочая программа УД Психология составлена в соответствии с требованиями ФГОС специальности 050146 "Преподавание в начальных классах". В содержании учебной дисциплины логично и обосновано выстро...
Рабочая программа УД Психология общения
Программа учебной дисциплины «Психология общения» представляет собой часть основной профессиональной образовательной программы, она составлена на основании требований ФГОС СПО для специальности ...
Рабочая программа факультатива "Психология семейных отношений"
Подготовка молодых людей к будущей семейной жизни - одно из важнейших слагаемых его развития, личностного становления, социализации.Формирующийся в сложных условиях...
Рабочая программа кружка "Психология межличностного общения"
Рабочая программа кружка "Психология межличностного общения" способствует формированию знаний и умений в области психологии межличностного общения комплексно, в логической последовательности...
Рабочая программа по психологии
1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности С...
Рабочая программа по психологии 2017-2018
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Психология является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.01. Физическая кул...
Рабочая программа по психологии 11 класс
Цель курса: формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся, а так же умений и навыков ведения социально-психологических тренингов.Задачи курса:Формирование психол...