Рабочая программа кружка "Психология межличностного общения"
рабочая программа на тему

Трофименко Ольга Николаевна

Рабочая программа кружка "Психология межличностного общения" способствует формированию знаний и умений в области психологии межличностного общения комплексно, в логической последовательности. Изучение программного материала позволит обучающемуся "примерить" различные социальные роли, системы отношений; содействует самоанализу, самораскрытию и саморазвитию личности. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОЛЛЕДЖ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 «Согласовано»        «Утверждаю»

Зам. директора ГБПОУ КСТ        Директор ГБПОУ КСТ

ПРОГРАММА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

             ПО ТЕМЕ: «ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ»

По программе работает преподаватель: Трофименко Ольга Николаевна

Срок реализации программы:1 год

Возраст участников: 15-18 лет

г. Москва

2015 г.

Никогда еще люди не относились друг к другу с таким ожесточением,

никогда еще не были в такой степени ослеплены, как в наше время,

когда они стали воображать, что знают все. 

Эмиль Золя

Только те семейные и общественные отношения могут быть крепки,

которые вытекают из внутреннего убеждения

 и оправдываются добровольным,

разумным согласием всех в них участвующих. 

Николай Александрович Добролюбов

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы - социально-педагогическая.

Актуальность программы

        .

     Система отношений – важный аспект взаимодействия человека с окружающим миром. Для того чтобы выделить себя и свои способности, быть самодостаточной личностью, успешным деловым человеком, семьянином, другом, товарищем – необходимо определить и занять свое место в стройной системе отношений личности и общества.

     С этой целью необходимо начать, прежде всего, с самого себя, собственной системы взглядов, верований, убеждений. Именно через призму самоотношения и самопринятия строится система отношений личности,  культура поведения, труда и общения. Успех гармоничных отношений заключается в построении грамотной, стройной системы связей личности в цепочке семейных, деловых контактов и процесс этот всегда требует развития.

    Общение, как ведущая форма человеческого взаимодействия, играет одну из ведущих ролей в системе любого рода отношений. Именно в подростковом возрасте общение со сверстниками, гендерные и семейные отношения приобретают актуальное значение, во многом  определяя все остальные стороны его поведения и деятельности.

   Подростковый возраст — определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. Личностная нестабильность – отличительная особенность данного возрастного периода. Противоположные стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения подростка. Именно этот фактор способствует формированию конфликтных отношений  подростков со старшим поколением и между собой.

     В этот период все прежние системы взглядов, представлений претерпевают изменения.  По-новому  подросток подходит к понятию  «мужчина», «женщина», стратегиях поведения в обществе, со сверстниками, с родителями, ищет новые пути построения отношений и способы адаптации к ним.

     Сегодня многим подросткам кажется, что они никому не нужны. Отсюда и ощущение собственной ненужности, отчужденность, апатичное восприятие жизни. В основе этих процессов лежит духовная дезориентированность, негативное самовосприятие и низкий уровень самооценки подростка. Как результат – уход в виртуальный мир компьютерных игр, способствующих возрастанию  жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности.

    Одна из основных задач любого общества, претендующего на гуманизм –  построение системы гармоничных эффективных отношений людей его составляющих. Для этого важно создавать условия для максимального раскрытия задатков и актуализации их способностей молодого поколения, способствовать развитию их возможностей творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, реализовать свою потребность быть принятыми и признанными обществом личностями.

    Курс «Психология межличностного общения» поможет подросткам определиться в сложной многоуровневой системе отношений личности и общества, лучше понять его структуры и законы, что способствует более пластичной социальной адаптации и успешной профессиональной реализации молодого поколения.

Цель и задачи курса

 Цель курса «Психология межличностного общения» - сформировать условия для успешного взаимодействия молодых людей, построения эффективных личностных и деловых связей.

Программа курса «Психология межличностного общения» развивающая, ознакомительная.

Задачи курса:

  • изучить личность человека в различных системах взаимоотношений;
  • сформировать устойчивые представления о роли и месте общения в системе отношений;
  • раскрыть связь влияния негативных установок личности на процесс общения и взаимодействия в различных сферах межличностных отношений;
  • содействовать развитию коммуникативных умений;
  • способствовать формированию доверительного отношения к построению межличностных отношений и взаимодействию в них;
  • освоить приемы и методы построения гармоничных партнерских отношений;
  • способствовать формированию и развитию профессионально значимых компетенций; 
  • способствовать формированию адаптивного отношения к жизни и стрессоустойчивости.

Содержание программы курса «Психология межличностного общения» составили следующие разделы:

  • Раздел 1. Пространство отношений
  • Раздел 2. Конфликты в общении.
  • Раздел 3. Познаю себя сам.
  • Раздел 4. Гендерные отношения
  • Раздел 5. Этика и психология семейной жизни

Отличительные особенности программы:

Настоящая программа способствует формированию знаний в области психологии отношений комплексно, а именно:

- самоотношение;

- основы гендерных отношений;

- основы семейных отношений;

- деловых отношений.

Программа курса «Психология межличностного общения» позволяет подростку «примерить» различные социальные роли, системы отношении и содействовать пересмотру и первичной коррекции собственных взглядов и установок.

Кроме того, программа способствует:

  • формированию сознательного отношения к познавательной деятельности;
  • изучению личности человека в различных сферах взаимоотношений;
  • осознанному построению отношений между полами и взаимодействию в них;
  • воспитанию гармонично развитой личности;
  • самораскрытию и саморазвитию личности;
  • развитию творческих способностей личности;
  • практическому применению полученного опыта.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 15-18 лет.

Продолжительность образовательного процесса:

Программа рассчитана на 1 год обучения по 48 часов.

Режим занятий:

Год

обучения

Продолжительность

занятий в

неделю, час.

Продолжительность

занятия, час.

Количество занятий в неделю

Количество часов в

неделю

Количество часов в год, час.

1

4

2

2

4

48

Темы и формы занятий рассчитаны на то, чтобы помочь подросткам познать себя, открыть свои возможности, уметь грамотно и конструктивно строить отношения в личностной, социальной и деловой сферах жизни.   

Результаты работы отражаются при проведении бесед, семинарских занятий, групповых дискуссий, диспутов, а также рефлексия по итогам занятия.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Способствовать формированию личности обладающей культурой поведения, построения и поддержания отношений между человеком и обществом в различных сферах бытия.

        .

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

По мере достижения заявленных задач предполагается приобретение участниками кружка необходимых знаний, умений, навыков, что и будет являться показателем гармонично развитой личности, а именно:

  • сплочение всех участников образовательного процесса;
  • воспитание интереса к самостоятельной познавательной деятельности;
  • приобретение устойчивых представлений о взаимоотношениях и взаимодействии полов;
  • знание принципов построения и поддержания гармоничных взаимоотношений на всех этапах межличностного взаимодействия;
  • развитие творческих способностей и навыков самоанализа;
  • установление позитивного самовосприятия и самоотношения.

Требования к уровню подготовки

В результате освоения курса обучающийся должен:

 уметь:

  • анализировать социально-психологические свойства личности;
  • прогнозировать поведение в сложных психологических ситуациях;
  • устанавливать коммуникативный контакт;
  • применять приемы саморегуляции;
  • строить эффективные взаимоотношения.

знать:

  • основы психологии отношений полов в межличностной и деловой сферах;
  • приемы установления коммуникативного контакта и правил эффективного общения;
  • порядок разрешения конфликтных ситуаций;
  • приемы саморегуляции;
  • приемы построения и поддержания эффективных отношений.

Учебно-тематический план

№№

пп

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В  том числе

теоретических

практических

1

Введение.

1

0,5

0,5

2

Раздел 1. Пространство отношений

11

6

5

3

Раздел 2. Конфликты в

общении.

6

3

3

4

Раздел. 3. Познаю себя сам.

5

1

4

5

Раздел 4. Гендерные отношения

11

9,5

1,5

6

Раздел 5. Этика и психология семейной жизни

13

6,5

6,5

7

Итоговое занятие. 

1

0,5

0,5

Итого

48

27

21

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение.

Психология отношений: предмет и задачи курса.

Основные понятия: отношения, социальные роли 

Формы работы: Беседа с элементами практических действий.

Теория: Виды и формы отношений. Элементы отношений.

Практика: Упражнение «Будем знакомы»

Раздел 1. Пространство отношений

Тема №1.1 Теория взаимоотношений.

Основные понятия: индивид, локус контроля, темперамент, характер.

Формы работы: Беседа с элементами практических действий.

Теория: Социально-психологическая характеристика личности. Теория межличностных потребностей. Вознаграждение. Издержки.

Практика: Упражнение «Послание к миру»

Тема №1.2. Начало, или Установление взаимоотношений

Основные понятия: самопрезентация, психологический контакт, межличностная коммуникация

Формы работы: Беседа с элементами практических действий.

Теория: Первое впечатление. Имидж. Вступление в разговор. Завершение беседы.

Практика: Упражнение «Почувствовать другого»

Тема № 1.3 Психологические границы личности

Основные понятия: представление о себе, представление о других, эгоизм, роль «жертвы».

Формы работы: Беседа с элементами практических действий.

Теория: Психологические границы. Нарушение границ. Почему мы позволяем нарушать границы.

Практика: Упражнение: «Границы».

Тема № 1.4 Виды и стили общения

Основные понятия: монологическое,  диалогическое общение

Формы работы:  Беседа. Деловая игра.

Теория: Вербальная коммуникация. Невербальная коммуникация. Стили общения. Процесс общения.

Практика: Деловая игра по теме занятия.

Тема № 1.5 Барьеры в общении и пути их преодоления.

Основные понятия: техника речи, органы чувств, смысловые значения

Формы работы: Беседа с элементами практических действий..

Теория: Основные барьеры общения. Как преодолеть трудности в общении.

Практика: Упражнение: «12 барьеров общения».

Тема № 1.6 Забытое искусство слушать

Основные понятия: побуждение, оценка, парафраз.

Формы работы: Беседа. Коммуникационная эстафета.

Теория: Виды слушания. Приемы понимающего слушания.

Практика: Коммуникационная эстафета «Держи ухо востро».

Тема № 1.7 Установление дружеских отношений

Основные понятия: взаимодействие, обратная связь

Формы работы: Беседа. Ролевая игра.

Теория: Друзья и знакомые. Спонтанное взаимодействие. Подстройка.

Практика:  Ролевая игра по теме занятия.

Тема № 1.8 Эмоциональный интеллект

Основные понятия: эмоция, самосознание, самоконтроль

Формы работы: Беседа. Деловая игра.

Теория: Друзья и знакомые. Спонтанное взаимодействие.

Практика:  Деловая игра по теме занятия.

Тема № 1.8 Стабилизация отношений

Основные понятия: стабилизация, оценочное суждение

Формы работы: Беседа с элементами практических действий.

Теория: Мнения. Суждения. Оценки. Типы разговоров: описательный, откровенный, в форме предположения.

Практика: Упражнение «Раздвоение личности»

Тема № 1.9 Разрыв отношений.

Основные понятия: разочарование, ссора

Формы работы: Беседа-самоанализ.

Теория: Причины разрыва отношений в деловой, социальной и личностной сферах.  Позитивная и негативная атмосфера. Приемы конструктивного взаимодействия. 

Практика: Самоанализ личного опыта участников.

Тема № 1.10 Роль электронной коммуникации в построении взаимоотношений.

Основные понятия: электронная коммуникация, сфера общения, анонимность, доверие. 

Формы работы: Групповая дискуссия.

Теория: Понятие «электронная коммуникация». Личная и электронная коммуникации: за и против.

Раздел 2. Конфликты в общении

Тема № 2.1 Сущность, структура, динамика конфликтов.

Основные понятия: инцидент, слова-конфликтогены

Формы работы: Беседа с элементами сказкотерапии.

Теория: Конфликт. Классификация конфликтов. Причины возникновения конфликтных ситуаций. Конструктивные и деструктивные конфликты. Этапы и фазы конфликта.

Практика: Притча для размышления.  

Тема № 2.2 Предупреждение конфликтных ситуаций.

Основные понятия: профилактика конфликта, порядочность, толерантность

Формы работы: Беседа с элементами практических действий.

Теория:  Критика и самоанализ. Тактика действий. Методы предупреждения конфликта.

Практика: Упражнение: «Милый, милый крокодил».

Тема № 2.3 Межличностные стили разрешения конфликта.

Основные понятия: конфликт, прецедент, уважение

Формы работы: Беседа-самоанализ.

Теория: Стили и стратегии разрешения конфликтных ситуаций. Речевой этикет.   

Практика: Тест-самоанализ: «Уровень вашей конфликтности».

Тема № 2. 4 Психологическое айкидо: примеры и приемы

Основные понятия: амортизация, психологический удар, психологическое поглаживание

Формы работы: Беседа.

Теория: Амортизация и ее виды. Приемы непосредственной амортизации. Приемы отставленной амортизации. Приемы профилактической амортизации.

Тема № 2.5 Страхи и их влияние на формирование конфликтного поведения.

Основные понятия: уверенность, мышление, безопасность

Формы работы: Беседа с элементами практических действий.

Теория: Страх. Источники возникновения страхов. Функции страха.

Практика: Сказка для размышления: «Амнистия».

Тема № 2.6 Приемы преодоления страхов.

Основные понятия: беспокойство, смелость, целеустремленность

Формы работы: Практикум.

Теория: Смелость. Методы формирования смелости. Контроль над  страхом.

Практика: Упражнение: «Победи своего дракона». Упражнение: «Страх? Смелость!» 

Раздел 3.  Познаю себя сам

Тема № 3.1 «Я» бывают разные …

Основные понятия: внутренний конфликт, самораскрытие.

Формы работы: Беседа с элементами практических действий.

Теория: Восприятие мира и себя в нем. Я-концепция.

Практика: Рисунок: «Моя Вселенная».

Тема № 3.2 «Я» бывают разные … (продолжение)

Основные понятия: внутренний конфликт, самораскрытие.

Формы работы: Беседа с элементами практических действий.

Теория: Образ «Я». Самооценка.

Практика: Тест-самоанализ: «Самооценка».

Тема № 3.3 Положительные и отрицательные установки личности.

Основные понятия: позитивная, негативная, адекватная установки личности, мышление, чувства.

Формы работы: Мозговой штурм

Теория: Рациональные, иррациональные установки личности. Истоки формирования установок.

Тема № 3.4 От самооценки к самоценности.

Основные понятия: самоотношение, личное достоинство, самопринятие, самоценность

Формы работы: Практикум.

Теория: Самоценность. Приемы определения и повышения самоценности личности. Декларация самоценности (по В. Сатир)

Практика: Тест-самоанализ «Как вы к себе относитесь?». Упражнение «Проявление самоценности».

Тема № 3.5 Преображение  через гармонию.

Основные понятия: психологическое здоровье, личностный потенциал, позитивное мышление.

Формы работы: Практикум 

Теория: Психологического здоровье человека. Позитивное мышление. Приемы развития позитивного мышления.

Практика: Притча для размышления: «Все в твоих руках».

Раздел 4. Гендерные отношения

Тема № 4.1 Гендер. Проблемы гендерных отношений в современном обществе.

Основные понятия: биологический пол, гендерная идентичность

Формы работы:  Групповая дискуссия

Теория: Биологический пол. Гендер. Проблемы отношений полов в истории и на современном этапе.

Тема № 4.2 Мужчина и женщина: словарь отличий.

Основные понятия: восприятие, отношение

Формы работы: Беседа с демонстрацией презентации.

Теория: Образы мужчин и женщин в массовом сознании. Психологические особенности полов.

Тема № 4.3 Мужественность и женственность.

Основные понятия: сила, слабость, привлекательность

Формы работы: Беседа с демонстрацией презентации.

Теория: Характерные признаки восприятия образа. Образы мужественности и женственности в мировой истории, литературе, живописи.

Практика: Упражнение: «Мужественный мужчина – это…», «Женственная женщина – это…»

Тема № 4.4 Критерии поведения мужчины и женщины.

Основные понятия: характер, стили поведения, образ жизни

Формы работы: Беседа  с элементами практических действий

Теория: Стереотипы поведения мужчин и женщин и взаимоотношений полов.

Практика: Упражнение «Елочка пожеланий»

Тема № 4.5 Что мы делаем, когда говорим?

Основные понятия: зоны восприятия, диагональная связь

Формы работы: Беседа с демонстрацией презентации.

Теория: Как мы получаем и передаем информацию.

Тема № 4.6 Наши гормоны и жизнь.

Основные понятия: тестостерон, окситоцин, эстрон

Формы работы: Беседа

Теория: Виды гормонов. Влияние гормонов на организм мужчины/женщины. Стресс и гормоны.

Тема №4.7  4 этапа отношений.

Основные понятия: влюбленность, ожидание, власть, принятие

Формы работы: Беседа

Теория: Этапы отношений. Характерные особенности протекания этапов. Уроки этапов.

Тема № 4.8 Созависимые отношения

Основные понятия: созависимая культура, партнерство

Формы работы: Беседа с элементами практических действий.

Теория:  Какие отношения принято считать созависимыми. Причины возникновения созависимости.

Практика: Чтение и обсуждение сказки «Солнечный пес».

Тема № 4.9 Развитие половых ролей в профессиональной деятельности.

Основные понятия: половая идентификация, стереотип поведения

Формы работы: Дискуссия.

Теория: Половые роли. Роль взрослого в половой идентификации ребенка. Профессиональные трудности.

Тема № 4.10 Этика служебных взаимоотношений мужчины и женщины.

Основные понятия: деловой этикет, статус, субординация

Формы работы: Семинар

Теория: Генетическая направленность полов.  Деловой этикет.

Тема № 4.11 Характерные особенности сознательных партнерских и доверительных отношений.

Основные понятия: партнер, доверие, сознательность

Формы работы: Беседа.

Теория: Партнерство.  Подпитывающие и отравляющие отношения. Методы создания новых форм отношений.

Раздел 5. Этика и психология семейной жизни

Тема № 5.1 Семья и ее значение в жизни человека.

Основные понятия: брак, «ядро семьи» 

Формы работы: Беседа с элементами практических действий.

Теория: Типы семей. Семейные отношения. Семейная матрица.

Практика: Упражнения: «В семейной жизни важно…»

Тема № 5.2 Семейные ценности.

Основные понятия: авторитет, традиции, уважение

Формы работы: Семинар

Теория: Авторитет семьи. Базовые семейные ценности. Ценность традиций.  

Практика: Творческое задание: «Традиции, которые я создам».

Тема № 5.3 Давай познакомимся. Культура добрачных отношений.

Основные понятия: интерес, нежность, внимание

Формы работы: Практикум

Теория: Первое впечатление. Правила знакомства. Ухаживание. Комплимент. 

Практика: Упражнение: «Разработаем правила знакомства».

Тема № 5.9 Стратегия взаимоотношений

Основные понятия: этика, этикет

Формы работы: Практикум

Теория: Нормы этикета. Стереотипы поведения  при знакомстве.

Практика: Упражнения: «Ты мне нравишься»

Тема № 5.4 Мотивы вступления в брак.

Основные понятия: любовь, привязанность,

Формы работы: Беседа с элементами практических действий.

Теория: Брак. Основные мотивы вступления в брак. Готовность к браку.  Проблемы вынужденных браков.

Практика: Творческое задание «Моя семья» 

Тема №  5.5 Психология супружеской совместимости.

Основные понятия: уступки, благополучие

Формы работы: Беседа с элементами практических действий.

Теория: Супружеская совместимость. Уровни совместимости. Темперамент.  Правила и запреты счастливых семей.

Практика: Творческое задание: «Языки любви»

Тема № 5.6 Имею право! (распределение обязанностей в семье).

Основные понятия: стереотип, ответственность

Формы работы: Групповая дискуссия с элементами практических действий.

Теория: Типы семей и стереотипы поведения. Семейный договор.

Практика: Упражнение: «Раздели обязанности»

Тема № 5.7 Установление семейных ролей.

Основные понятия: конфронтация, компромисс

Формы работы: Беседа. Ролевая игра.

Теория: Семейная роль. Типы семейных ролей. Ролевые функции. Ролевые ожидания.

Практика: Ролевая игра по теме занятия.

Тема № 5.8 Атмосфера в семье. Как создаются хорошие взаимоотношения.

Основные понятия: модели поведения, уважение

Формы работы: Практикум

Теория: Психологическое здоровье семьи. Семейные мифы.  Условия и приемы формирования доброжелательных взаимоотношений.

Практика: Упражнения: «Я бы уступил тебе…»

Тема № 5.10 Семейные кризисы: распознать и преодолеть.

Основные понятия: жизненный цикл семьи, ожидания, стрессор

Формы работы: Беседа с демонстрацией.

Теория: Семейный кризис. Причины возникновения и сущность семейных кризисов. Семейные стабилизаторы.

Практика: Просмотр и обсуждение фрагментов к/ф «Война Роуз» (США). 

Тема № 5.11 Распад семьи.

Основные понятия: развод, эмоциональная незрелость

Формы работы: Беседа

Теория:  Развод: мотивы и содержание. Признаки скорого распада семьи. Типы взаимоотношений разведенных супругов.

Тема № 5.12 Помоги себе сам. Приемы саморегуляции.

Основные понятия: дискомфорт, стресс, прощение

Формы работы: Практикум

Теория: Стресс. Стрессоры.  Основные методы саморегуляции. 

Практика: Чтение и анализ притчи «Гнев». Упражнения: «Росток», «Гора с плеч».

Тема № 5.13 Плоды воспитания или детско-родительские отношения.

Основные понятия: проекции, слияние, отчуждение

Формы работы: Беседа с элементами практических действий.

Теория: Стили семейного воспитания. Причины возникновения конфликтных взаимоотношений. Методы построения гармоничны отношений.

Практика: Письмо родителю.

Итоговое занятие.

Основные понятия: умение, навык

Формы работы: Беседа с элементами практических действий.

Теория: Подведение итогов работы. Закрепление полученных навыков.

Практика: Групповой рисунок: «Отношения, которые я выбираю» 

Методическое обеспечение программы

Формы занятий.

Обычные занятия, в которых осуществляется принцип вариантности обучения, происходит смена приёмов и средств организации деятельности обучающихся.

Работа в группах («беседа с элементами практических действий», «групповая дискуссия», «мозговой штурм»). Данная форма организации занятий особенно эффективна, если в работу над решением сложной проблемы вовлечено большинство присутствующих.

Занятия проводятся с использованием интерактивных средств и форм обучения. Интерактивные формы обучения представляют такую организацию учебного процесса, при котором преподаватель находится в позиции фасилитатора в процессе активного взаимодействия обучающихся с учебным материалом, между собой и с преподавателем.

Технология внедрения интерактивных форм обучения представляет собой поэтапное, логически выстроенное использование форм интерактивного обучения от наиболее простых - к наиболее сложным и включает в себя: освоение игровых процедур и приемов посредством введения их в практику проведения занятий, реализуемых в традиционной форме; расширение использования на занятиях дискуссий, семинаров, игровых ситуаций и отдельных приемов.

Деловая игра — одна из форм организации учебно-воспитательного процесса, при которой решения вырабатывается коллективно, мозговой штурм, круглый стол, ролевая игра.

Ролевая игра - целесообразна на занятиях, целью которых является обсуждение не конкретной, а абстрактной проблемы. Её решение позволяет организовать игру, основанную на распределении ролей между отдельными обучающимися и их группами.

Содержание образовательной программы по дополнительному образованию по теме: «Психология отношений» позволяет использовать такие педагогические технологии, как:

  • Технологию активных форм обучения: диалог в группе, дискуссия, семинар, мозговой штурм, мастерская.
  • Игровую технологию и пр.

Приёмы и средства

          Программа позволяет использовать все средства обучения для передачи знаний и умений (научность, доступность, свобода владения материалом), скоординировать образовательный процесс и выбирать адекватные формы творческого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

         Игра, как средство интерактивного обучения. В основу подготовки и проведения положены базовые принципы интерактива: переживание опыта в деятельности; диалогичность; рефлексия.

        Использование притч и сказок позволит обучающимся усилить интерес к изучаемому курсу (разделу), задуматься над содержанием и постичь нравственный смысл, как опыт человечества выраженный посредством метафоры.  

Материально-технические средства

        Для беспрепятственной реализации программы по дополнительному образованию по теме «Психология отношений» необходимо материальное оснащение в виде учебно-методического обеспечения:

  1. Оборудование:
  • Помещение для занятий
  • Канцтовары
  • Столы, стулья
  1. Технические средства:
  • Интерактивная доска
  • Компьютер
  • Проектор и экран
  • Музыкальный центр
  • Аудио-видеокассеты
  1. Дидактические материалы.
  2. Методические материалы.
  3. Тестовый раздаточный материал.

Литература, используемая для разработки программы
и организации образовательного процесса.

  1.  Психология делового общения. Хрестоматия. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. - Самара: ИД Бахрах-М, 2006 г.
  2. Кукушин В.С. Психология делового общения, учебное пособие. – изд.2, испр. И доп. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010 г.
  3. Сатир В. Как строить себя и свою семью. -  М., 1992 г.
  4. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия.-  М.: Эксмо, 2008 г.
  5. Шереметева Г. Я – Мужчина. Для мужчин, и немного про женщин. М: Амрита, 2014 г.
  6. Грей Дж. Мужчины, Женщины и отношения – М.: Изд. София, 2009 г.
  7. Берр К. и Дженей Б. Уайнхолд. Освобождение из ловушки созависимости. - СПб.: ИГ «Весь», 2013 г.
  8. Самойленко И.В. Как победить детские страхи? Тренинг для родителей и педагогов. -Ростов н/Д: Феникс, 2012 г.
  9. Середа Е.И. Тренинги решения семейных проблем. - СПб.:  Речь, 2008 г.
  10. Василькова Ю.В. Быть мужчиной. Быть женщиной. Тренинг полоролевой индентичности для подростков. - СПб.:  Речь, 2010 г.
  11. Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. - М: Генезис, 2006 г.
  12. Тренинг развития жизненных целей.  Под ред. Трошихиной Е.Г. - СПб.:  Речь, 2007 г.
  13. Авидон И., Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте - СПб.:  Речь, 2008 г.
  14. Климова Е.К., Помазина О.А., Бакурова О.Н. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития. Учебно-методическое пособие. - СПб.:  Речь, 2013 г.
  15. В. Богачев "Успех: Позитивный образ мышления " http://www :litmir.me
  16. http://www.elfikarussian.ru/
  17. http://5psy.ru/

 

Список литературы для самостоятельного изучения:

  1. Берн Э. Формы человеческих отношений, http://www lib.ru
  2. Берн Э. Игры в которые играют люди. Люди которые играют в игры. – М.: Изд. Эксмо, 2006 г.
  3. Ягер Дж. Продуктивные взаимоотношения: 57 стратегий успеха – М: Изд. Инфотропик Медиа, 2011 г.
  4. Фромм Э. Искусство любить - М.: Изд. АСТ, 2009 г.
  5. Грей Дж. Мужчины с Марса. Женщины с Венеры – М.: Изд. София, 2005 г.
  6. Грей Дж. Мужчины, Женщины и отношения – М.: Изд. София, 2009 г.
  7. Букай Х. 20 шагов – М.: Изд. АСТ, 2013 г.
  8. Букай Х. Я хочу рассказать вам о… – М.: Изд. АСТ, 2014 г.
  9. Букай Х. Любить с открытыми глазами.   – М.: Изд. АСТ, 2013 г.
  10. Букай Х. Я, она, он... и снова я.   - М.: Изд. АСТ, 2013 г.
  11. Букай Х. Путь встреч – М.: Изд. АСТ, 2015 г.
  12. Чепмен Г. Пять языков любви – М. Изд: Брайт Букс ЗАО, 2010
  13. Шереметева Г. Я – женщина – М. Изд. Амрита, 2014 г.
  14. Шереметева Г. Сила материнской любви – М. Изд. Амрита, 2014 г.
  15. Альбисетти В. Быть другом или иметь друзей? – М.  Изд. Паолине, 2005 г.
  16. Леви М. Где ты?  http://www.klex.ru/
  17. Леви М. Те слова, что мы не сказали друг другу. http://www.klex.ru/
  18. Вишневский Я.Л. Сцены из супружеской жизни.  http://www.litmir.info/
  19. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей – М.: Изд. Альпина Бизнес Букс, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Деловое общение"

Вариативная часть рабочей программы по дисциплине "Деловое общение" для 2 курса специальности "Прикладная информатика" (СПО)...

Рабочая программа УД Психология общения

Программа учебной дисциплины «Психология общения» представляет собой часть основной профессиональной образовательной программы,  она составлена на основании требований ФГОС СПО для специальности ...

Рабочая программа дисцилины " Деловое общение"

Программа оответствует ФГОС. Может использоваться для подготовки студентов всех специальностей СПО....

Программа "Психология межличностных отношений" 60 часов (максимальная 90 часов).

Рабочая программа "Психология межличностных отношений" разработана для студентов технического профиля и является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СП...