Рабочая программа УД Материаловедение
рабочая программа

Рабочая программа УД Материаловедение для студентов специальности 15.02.12

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_op.02.materialovedenie.docx52.45 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП. 02 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»

15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

специальность

Шебекино, 2023г.


Составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности среднего

профессионального образования

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора (по УМР)

_________ В.Н. Долженкова

                                                                                                   «___»_____________ 2023г.

Организация-разработчик ОГАПОУ «Шебекинский техникум промышленности и транспорта»

Разработчик (и):

Преподаватель ОГАПОУ «Шебекинский техникум промышленности и транспорта»

_______________        

подпись

А.В. Тулина

И.О. Фамилия

Рассмотрена на заседании ЦК М

Протокол №  

от

Председатель  ЦК __________  Г.В.Долгодуш  

Шебекино, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям),  утв. Приказом МОН РФ 09.12.2016 г. № 1580, зарегистрирован в Мин.юст. РФ 22.12.2016 г. № 44904

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл.

Учебная дисциплина имеет практическую направленность и имеет межпредметные связи

с общепрофессиональными дисциплинами ОП. 01Инженерная графика, ОП. 03 Техническая механика, ОП.04 Метрология, стандартизация и подтверждение соответствия, ОП. 05 Электротехника и основы электроники, ОП.06 Технологическое оборудование, ОП. 07 Технология отрасли, ОП.08 Обработка металлов резанием, станки и инструменты, ОП. 09 Охрана труда и бережливое производство, ОП. 11 Информационные технологии в профессиональной деятельности, профессиональными модулямиПМ.01. Монтаж промышленного оборудования и пусконаладочные работы, ПМ.02. Техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования и ПМ. 03.Организация ремонтные, монтажные и наладочные работы по промышленному оборудованию.

  1. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

- распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;

- определять виды конструкционных материалов;

- выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;

- проводить исследования и испытания материалов;

- рассчитывать и назначать оптимальные режимы резанья.

- закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов,

основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;

- классификацию и способы получения композиционных материалов;

- принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве. строение и свойства металлов, методы их исследования;

- классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения;

- методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ.

Личностные результаты

реализации программы воспитания

(дескрипторы)

Код личностных результатов
реализации
программы
воспитания

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ЛР 22


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Максимальная учебная нагрузка

76

Примерная тематика самостоятельных работ

Обязательная учебная нагрузка

64 (36*=56%)

в том числе:

теоретическое обучение

44

практические занятия (если предусмотрено)

8

лабораторные занятия

12

Самостоятельная работа[1]

Консультации

6

Промежуточная аттестация                                                Экзамен

6

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02. Материаловедение

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Осваиваемые элементы компетенций

Код личностных результатов реализации  программы воспитания ЛР

1

2

3

4

Раздел 1. Физико- химические закономерности формирования структуры материала

28

Тема

1.1.

Строение и свойства материалов

Содержание учебного материала

8

4*

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

ЛР 22

  1. Элементы кристаллографии: кристаллическая решётка, анизотропия, диффузия в металлах и сплавах; жидкие кристаллы: структура полимеров, древесины, стекла
  2. Механические свойства металлов и их испытание.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

4

1.Лабораторная работа №1 Исследование твёрдости материалов по методу Бринелля.

2

2. Лабораторная работа №2  Испытание материалов на твёрдость по Роквеллу.

2

Рекомендуемая тематика самостоятельной работы обучающихся

1. Изучение устройства и работы микроскопа.

-

Тема 1.2.Формирование

структуры литых

материалов

Содержание учебного материала

4

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

ЛР 22

1. Кристаллизация металлов и сплавов. Форма кристаллов и строение слитков. Получение монокристаллов.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

Лабораторная работа №3 Ознакомление с конструкцией металлографического микроскопа и методикой приготовления шлифов

2

Рекомендуемая тематика самостоятельной работы обучающихся

1. Изучение методов получения монокристаллов.

2. Изучение формы кристаллов и строения слитков.

-

Тема 1.3.Диаграммы состояния металлов и сплавов

Содержание учебного материала

6

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

ЛР 22

  1. Понятие «сплав». Классификация и структура металлов и сплавов.
  2.  Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Влияние легирующих элементов на структуру стали.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

1. Практическая работа №1 Исследование диаграммы состояния железоуглеродистых сплавов Fe-FeC.

2

Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика

-

Тема 1.4.Формирование структуры деформированных металлов и сплавов

Содержание учебного материала

4

2*

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

ЛР 22

1. Пластическая деформация поликристаллов. Диаграмма растяжения металлов. Свойства пластически деформированных металлов.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

1.Лабораторная работа №4 Испытание материалов на сжатие.

2

Рекомендуемая тематика самостоятельной работы обучающихся

Тема 1.5.

Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов

Содержание учебного материала

6

6*

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

ЛР 22

  1. Классификация видов термической обработки. Основное оборудование для термической обработки. Поверхностная закалка стали. Дефекты термической обработки.
  2. Сущность и методы химико- термической обработки сталей. Методы выявления дефектов

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

1. Практическая работа №2 Выбор стали и термообработки деталей машин.

2

Рекомендуемая тематика самостоятельной работы обучающихся

-

Раздел 2.Материалы, применяемые в машиностроении и приборостроении                                                                   24

Тема 2.1.

Конструкционные материалы

Содержание учебного материала

6

4*

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

ЛР 22

  1. Общие требования, предъявляемые к конструкционным материалам. Методы повышения конструкционной прочности. Классификация конструкционных материалов и их техническая характеристика. Углеродистые стали.
  2. Чугуны. Термообработка чугунов

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

1. Практическая работа №3 Железоуглеродистые сплавы.

2

Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика

-

Тема 2.2.

Материалы с особыми технологическими свойствами

Содержание учебного материала

4

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

ЛР 22

  1. Стали с высокой технологической пластичностью и свариваемостью. Железоуглеродистые сплавы.
  2. Общая характеристика и классификация медных сплавов.

6

6*

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

1.Практическая работа №4 Классификация и маркировка углеродистых и легированных сталей.

2

Рекомендуемая тематика самостоятельной работы обучающихся

Тема 2.3. Материалы с малой плотностью

Содержание учебного материала

2

2*

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

ЛР 22

1. Сплавы на основе алюминия. Общая характеристика и классификация алюминиевых сплавов. Сплавы на основе магния.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

1.

Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика

-

Тема 2.4.

Материалы с высокой удельной прочностью

Содержание учебного материала

2

2*

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

ЛР 22

1. Титан и сплавы на его основе. Общая характеристика и классификация титановых сплавов. Бериллий и сплавы на его основе.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

Консультация

1. Изучение маркировки материалов с высокой удельной прочностью.

2.Изучение термической обработка титановых сплавов.                

4

Раздел 3. Материалы с особыми физическими свойствами                                                                                                  8

Тема 3.1.

Материалы с особыми магнитными свойствами

Содержание учебного материала

2

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

ЛР 22

1. Общие сведения о ферромагнетиках, их классификация. Магнитно-мягкие материалы. Высокочастотные материалы. Общие требования к материалам со специальными магнитными свойствами.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика

-

Тема 3.2.Материалы с особыми тепловыми свойствами

Содержание учебного материала

2

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

ЛР 22

1. Сплавы с заданным температурным коэффициентом линейного расширения.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Консультация

1. Изучение маркировки материалов с особыми тепловыми свойствами.

2-

Тема 3.3.

Материалы с особыми электрическими свойствами

Содержание учебного материала

4

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

ЛР 22

1. Материалы высокой электрической проводимости. Полупроводниковые материалы, их строение и получение. Диэлектрики, эмали, лаки.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

1. Лабораторная  работа №5  Определение механических свойств резин.

2

Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика

-

Раздел 4. Инструментальные материалы                                                                                                                                10

Тема 4.1.

Материалы для режущих и измерительных инструментов

Содержание учебного материала

4

4*

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

ЛР 22

1.Материалы для режущих инструментов: углеродистые стали, высоколегированные и низколегированные. Твёрдые сплавы, сверхтвёрдые материалы для инструментов.

2. Режущая керамика. Сверхтвёрдые материалы. Абразивные материалы

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

Рекомендуемая тематика самостоятельной работы обучающихся

-

Тема 4.2.

Стали для инструментов, обработки металлов давлением

Содержание учебного материала

2

2*

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

ЛР 22

1. Стали для инструментов холодной обработки давлением. Стали для инструментов горячей обработки давлением.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика

-

Раздел 5. Порошковые и композиционные материалы                                                                                                       4

Тема 5.1.

Порошковые

материалы

Содержание учебного материала

2

2*

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

ЛР 22

1. Получение изделий из порошка. Метод порошковой металлургии.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика

-

Тема 5.2.Композиционные материалы

Содержание учебного материала

2

2*

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.

ЛР 22

1. Композиционные материалы: классификация, строение, свойства, достоинства и недостатки.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика

-

Консультация

6

Курсовой проект (работа)

не предусмотрено

Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту (работе) (если предусмотрено, указать тематику и (или) назначение, вид (форму) организации учебной деятельности)

-

Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовым проектом (работой) (указать виды работ обучающегося, например: планирование выполнения курсового проекта (работы), определение задач работы, изучение литературных источников, проведение предпроектного исследования)

-

Промежуточная аттестация

6

Всего:

76

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Материаловедение»,

оснащенный оборудованием: рабочее место преподавателя; рабочие места по количеству обучающихся; наглядные пособия (модели изделий, диаграммы, комплект плакатов), а так же техническими средствами обучения: компьютер;- мультимедиа проектор;- экран.

Лаборатория Материаловедения оснащенная необходимым для реализации программы учебной дисциплины оборудованием, приведенным в  п.  6.2.1 примерной программы по данной специальности.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1. Печатные издания

1. Адаскин А. М. Материаловедение: учеб. пособие – М.: Академия, 2019

2. Черепахин А. А.Материаловедение Учебник для СПО Учебник Среднее профессиональное образование КУРС - 2020  

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1.Материаловедение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.materialscience.ru/ subjects/materialovedenie/.

2.Материаловедение.инфо [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://materiology.info.

3. Все о материалах и материаловедении [Электронный ресурс]: сайт //  Режим доступа: Маteriall.ru: URL: http://materiall.ru/.

4. Электронные  библиотеки  России  /pdf  учебники  студентам  [Электронный  ресурс]:  сайт  //  Режим  доступа  :  http://www.gaudeamus.omskcity.com/my_PDF_library.html.

5.Материаловедение : учебное пособие / С. В. Давыдов, Д. А. Болдырев, Л. И. Попова, М. Н. Тюрьков. - Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2020.

6. Черепахин А. А.Материаловедение Учебник для СПО Учебник Среднее профессиональное образование КУРС - 2020 эбс

3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости)

  1. Тестовые  задания  по  материаловедению  и  технологии  конструкционных  материалов  учеб.  пособие  для  студ.  учреждений  высш. проф.образования / [А.А.Смолькин, А.И.Батышев,В.И.Беспалькои др.] ; под ред. А.А.Смолькина.-М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  2. Никифоров В. М. Технология металлов и других конструкционных  материалов: учеб. - 8-е изд., перераб. и доп. -  Спб.: Политехника, 2006


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Знания

Закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов,

основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;

Перечисляет закономерности процесса кристаллизации в зависимости от температуры;

Перечисляет способы термообработки материалов;

Перечисляет способы процесса защиты металлов от коррозии

Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов

практических занятий и лабораторных работ,

Тестирование,

Устный опрос,

Зачет

Классификацию и способы получения композиционных материалов;

Перечисляет принципы получения композиционных материалов, их особенности в зависимости от компонентов;

Классифицирует по заданным критериям

Принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве строение и

свойства металлов, методы их исследования;

Аргументировано объясняет на основе нормативных источников причины выбора материалов для конкретной технологической машины

Классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения;

Перечисляет виды конструкционных материалов и сплавов;

Дает краткую характеристику по химическому составу;

Перечисляет область применения разных групп материалов в пищевой промышленности

Методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ.

Перечисляет группы станков для металлообработки;

Объясняет принципы назначения режимов резания;

По алгоритму определяет припуск на обработку, скорость резания, частоту вращения заготовки, подачу инструмента

Умения

Распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду,

происхождению, свойствам;

Визуальным наблюдениям, физическим экспериментом устанавливает вид конструкционного материала

Выделяет признаки материалов по заданным критериям;

По заданному критерию (прочности, твердости) условиям эксплуатации осуществляет выбор материала для конкретной конструкции.

Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов

практических занятий и лабораторных работ,

Проектная работа,

Оценка решений ситуационных задач,

Зачет

Определять виды конструкционных материалов;

Выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;

Проводить исследования и испытания материалов;

Осуществляет процесс испытания материалов;

Перечисляет основные характеристики материала.

Рассчитывать и назначать оптимальные режимы резанья.

Воспроизводит технологию обработки заготовки, выбирает тип металлорежущего станка и рассчитывает технологическое время обработки


[1]Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Основы материаловедения" по специальности 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Программа учебной дисциплины «Основы материаловедения» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования (...

Рабочая программа по материаловедению

Рабочая программа по материаловедению...

Рабочая программа по материаловедению

Рабочая программа по материаловедению...

Рабочая программа "Основы материаловедения"

Программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по программам СПО подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профес...

Рабочая программа "Основы материаловедения"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии  НПО 15.01.25 Станочник (металлообработка)Рабочая прогр...