Рабочая программа "Основы материаловедения"
рабочая программа на тему

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии  НПО 15.01.25 Станочник (металлообработка)

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образования (программах повышения квалификации и переподготовки).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_osnovy_materialovedeniya.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                      МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОРМОВСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П.А.СЕМЕНОВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ОПД.04 Основы материаловедения

по профессии начального профессионального образования

15.01.25 Станочник (металлообработка) (после 9 классов)

2016

                                                           

Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.04 Основы материаловедения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования 15.01.25 Станочник (металлообработка)

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение  среднего профессионального образования «Сормовский механический техникум имени Героя Советского Союза П.А.Семенова»

Разработчик:

Борисова Н.Ф., преподаватель специальных дисциплин.

                                                                                                                                                           

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.04 Основы материаловедение

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии  НПО 15.01.25 Станочник (металлообработка)

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образования (программах повышения квалификации и переподготовки).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общепрофессиональный  цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

        В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: 

        - выполнять механические испытания образцов и материалов,

        - использовать физико – химические методы исследования металлов,

        - пользоваться справочными таблицами для определения свойств металлов,

        - выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности.

        В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

        - основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности,

        - наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала,

        - правила применения охлаждающих и смазывающих материалов.

        - основные сведения о металлах и сплавах,

        - основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию

Обучающийся, освоивший дисциплину, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.                                                                                

ОК6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.                                                                                                                  

Выпускник,    освоивший   дисциплину,    должен    обладать
профессиональными   компетенциями,   соответствующими   основным
видам профессиональной деятельности:

ПК 1.1. Осуществлять обработку деталей на станках с программным управлением с использованием пульта управления.

ПК 1.2. Выполнять подналадку отдельных узлов и механизмов в процессе работы.

ПК 1.3. Осуществлять техническое обслуживание станков с числовым программным управлением и манипуляторов (роботов).

ПК 1.4. Проверять качество обработки поверхности деталей.

ПК 2.1. Выполнять обработку заготовок, деталей на сверлильных, токарных, фрезерных, шлифовальных, копировальных и шпоночных станках.

ПК 2.2. Осуществлять наладку обслуживаемых станков.

ПК 2.3. Проверять качество обработки деталей

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;

самостоятельной работы обучающегося 25 часов.

                                                                                                                         

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

57

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

     Лекции

      из них  контрольные работы

22

     лабораторные  работы

10

     практические занятия

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

                                                                                                             

2.2 Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

ОПД.04 Основы материаловедения

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОБЪЕМ ЧАСОВ

УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ

1

2

3

4

Раздел 1. Основные сведения о производстве металлов и сплавов

6

Введение

Назначение и содержание дисциплины. История развития

1

Тема 1.1. Металлы и сплавы.

Содержание темы

Общие сведения о металлах и сплавах. Свойства металлов и сплавов. Структура металлов и сплавов. Классификация материалов, строение, типы кристаллических решёток; дефекты, анизотропия, процесс кристаллизации, аллотропия; методы изучения строения слитков.

Упругая и пластическая деформация. Хрупкое и вязкое разрушение.

1

  1

1

Лабораторные работы:

Определение  механических характеристик металлов и сплавов №1

2

3

Определение твердости металла по Бринеллю, Роквеллу, Виккерсу № 2

2

3

Самостоятельная работа: Факторы, определяющие характер разрушения. Наклеп и рекристаллизация.

Методы исследований и испытаний материалов.

     2

1

Тема 1.2. Производство чёрных металлов и сплавов

Содержание темы

1

Самостоятельная работа:

Производство чугуна.

Современное металлургическое производство чугуна.

Продукция чёрной металлургии

1

Самостоятельная работа:

Производство стали.

Современные способы получения стали

Понятие: стальной слиток, профили, прокат, трубы.

1

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Применение основных металлов и сплавов в машиностроении и приборостроении.

2

Раздел II. Железоуглеродистые сплавы и их классификация

8

Тема 2.1.Железо-углеродистые сплавы

Содержание темы

Понятие металлического сплава: компонент, фаза, система; сплавы однородные и разнородные; структура сплава; химические соединения; механическая смесь.

2

1

Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов: феррит, аустенит, цементит, графит, перлит, ледебурит. Нежелательные неметаллические включения; диаграмма состояния «железо – цементит»

1

Чугун и его классификация:

Общие требования предъявляемые к чугунам. Классификация чугунов и их технические характеристики. Влияние углерода на свойства чугунов.

2

1

Углеродистые стали.

Конструкционные стали общетехнического назначения. Качественные и высококачественные.  Свойства. Маркировка.

2

1

Лабораторная работа № 3 «Изучение свойств чугунов. Маркировка чугунов»

2

Самостоятельная работа:

Расшифровка маркировки сталей, чугунов, твердых сплавов по назначению , химическому составу и качеству.        

Магнитно-твердые материалы: общие требования, литые материалы, деформируемые сплавы, железоуглеродистые сплавы с высокими литейными свойствами. Подготовка выступлений, творческих заданий, презентаций

1

Тема 2.2. Промышленные стали и сплавы

Содержание темы

8

2

Легированные стали.

Легирующие компоненты и

их влияние на свойства стали. Классификация и маркировка легированных сталей. Свойства.

2

1

Конструкционные стали. Их характеристика. Низколегированные строительные стали. Цементуемые стали. Улучшаемые стали. Высокопрочные стали. Рессорно-пружинные стали. Подшипниковые стали.

Свойства. Маркировка.

2

1

Инструментальные стали .

Углеродистые инструментальные стали. Легированные инструментальные стали. Быстрорежущие стали. Стали для измерительного инструмента. Штамповые стали. Металлокерамические твердые сплавы.

Свойства. Маркировка.

2

1

Лабораторная работа № 4 «Изучение свойств сталей.Микроанализ. Маркировка углеродистых и легированных сталей.»

2

3

Расшифровка маркировки сталей, чугунов, твердых сплавов по назначению , химическому составу и качеству.       Влияние углерода на механические свойства стали. 

1

Раздел III.Методы обработки металлов и сплавов.

2

Тема 3.1.

Термическая обработка материалов и сплавов.

Содержание темы

Основы теории термической обработки. Поверхностное упрочнение стальных изделий.

1

2

Тема 3.2. Технология термической обработки  стали

Отжиг стали. Закалка стали. Отпуск стали.

1

2

Тема 3.2. Химико-термическая обработка металлов.

Содержание темы

Химико-термическая обработка стали. Цементация стали. Азотирование стали. Цианирование стали. Диффузионная металлизация.

2

Самостоятельная работа:

Термомеханическая обработка металлов и сплавов: виды, сущность, область применения.

Дефекты термической обработки и методы их предупреждения, Обработка холодом.

3

Раздел IV.Цветные металлы и сплавы.

6

Тема 4.1. Материалы с особыми технологическими свойствами.

Содержание темы

Медь и сплавы на основе меди : общая характеристика и классификация, латуни, бронзы.Маркировка сплавов на основе меди.

2

1

Лабораторная работа № 5 «Изучение свойств медных сплавов. Микроанализ. Расшифровка марок»

2

1

           

Тема 4.2.Материалы с малой  и высокой удельной плотностью.

Содержание темы

Алюминий и сплавы на основе алюминия.

1

2

Титаны и сплавы на основе титана.

1

2

Самостоятельная работа. Основные виды и свойства припоев.Назначение и область применения припоев.

Сущность и определение коррозии. Причины возникновения коррозии.

Меры по предупреждению возникновения коррозии и защиты от коррозии.

1

1

Раздел V: Неметаллические материалы.

2

Тема 5.1. Полимерные материалы.

Содержание темы

Пластические массы: классификация, свойства.

Пластмассы. Термопластичные и термореактивные пластмассы.

1

1

Основные вида и свойства каучука, процесс вулканизации.

Материалы на основе резины.

Состав и общие свойства стекла. Ситаллы: структура и применение.

1

1

Графитовые материалы:

область применения , свойства.

Классификация , основные характеристики, строение , свойства, достоинства и недостатки, применение в промышленности композиционных материалов.

Классификация , основные характеристики, строение , свойства, достоинства и недостатки, применение в промышленности абразивных материалов.

Связки абразивного материала: технология изготовления.

Природные и искусственные материалы:

Основные свойства, классификация, принцип подбора материалов, область применения.

Природные и искусственные материалы:

Основные свойства, классификация, принцип подбора материалов, область применения.

Классификация , основные характеристики, свойства, достоинства и недостатки, применение в промышленности лакокрасочных материалов.

Грунтовки , шпатлевки:

классификация , основные характеристики, свойства, достоинства и недостатки, применение в промышленности .

Склеивающие материалы:

Классификация склеивающих материалов , требования к их свойствам, область применения. Классификация смазочных материалов , требования к их свойствам, область применения.

5

1

свойствам, область применения.

Итоговая контрольная работа

Самостоятельная работа:

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Охрана окружающей среды при изготовлении неметаллических изделий.

Техника безопасности при работе с лакокрасочными , горючими и смазочными материалами.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация  учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета«Основы материаловедения »

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»

- объемные модели металлической кристаллической решетки;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

- образцы неметаллических материалов.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Адаскин А.Н., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка) : Учеб. Пособие – М : ОИЦ «Академия» 2008. 288 с. Серия : Начальное профессиональное образование.

Рогов В.А. Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. Пособие – ОИЦ «Академия», 2008 – 336 с.

     Ю.П. Солнцев , С.А. Вологжанина «Материаловедение» 2 издание Москва издательский центр «Академия» для СПО 2008 год.

     А.А. Черепахин Материаловедение, 2004 год  Москва издательский центр «Академия».

      В.А. Рогов Г.Г. Позняк, Современные машиностроительные материалы и заготовки Москва  издательский центр «Академия» .

      А.П. Трухов, А.И. Маляров Литейные сплавы и плавка. Москва издательский центр «Академия» 2004 год.

В.Н. Заплатин, Ю.И. Сапожников, А.В. Дубов. Сварочное пособие по материаловедению (металлообработка) издательский центр «Академия» Москва, 2007 год.

Кузьмин Б.А. Технология металлов и конструкционные материалы .-М.:   Высшая школа, 1989.Справочники:

Электротехнические конструкционные материалы: Справочник, М.: Академия, 2000.

Справочник по электротехническим материалам.Т.1,2,3-М.: Энергоатомиздат,

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ. Тестирования, а также выполнение обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований

Результаты

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

3

Умения:

Выполнять механические испытания образцов материалов;

Отчет по лабораторным  работам

внеаудиторная самостоятельная работа

контрольная работа

тестирование

Использовать физико-химические методы исследования металлов;

 Отчет по лабораторным  работам

тесты

Пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;

Внеаудиторная самостоятельная работа

отчет по практическим занятиям

Выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности

Контрольная работа

составление таблицы, схемы

Знания:

Основные свойства и классификации материалов, использующихся в профессиональной деятельности;

 Отчет по лабораторным  работам

внеаудиторная самостоятельная работа

контрольная работа

Наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;

Самостоятельная работа

Правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;

Тестирование

Основные сведения о металлах и сплавах;

Тесты

Основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию.

Контрольная работа


        Примерные варианты заданий для текущего контроля

        Контрольная работа № 1 «Строение и свойства металлов и сплавов»

        Вариант № 1

1. Что такое анизотропия кристаллов?

2. На какие типы делят твердые тела? Дайте кратко характеристику.

3. Что такое металлические сплавы? Приведите примеры сплавов.

4. Перечислите типы решеток наиболее часто встречающихся. Для каких металлов они характерны?

5. Как формируется металлический слиток в изложнице?

6. Перечислите технологические свойства металлов.

        Вариант № 2 

1. Что такое кристаллизация металлов и из чего состоит процесс кристаллизации?

2. Перечислите механические свойства металлов.

3. Какими методами изучают строение слитка?

4. Перечислите характерные признаки металлов.

5. Что такое аллотропия металлов?

6. Что изображают диаграммы состояния сплавов.

         Критерии оценки теоретической подготовленности обучающихся по I разделу «Металлы и сплавы» контрольной работы № 1 «Строение и свойства металлов и сплавов» 

 «5» - Изложение материала на все 6 вопросов полное, в системе, в соответствии с требованиями учебной программы; допускаются единичные несущественные ошибки.

«4» - Изложение материала полное, в системе, в соответствии с требованиями учебной программы на 4 вопроса или на 6 вопросов с 1-2 существенными ошибками.

«3» - Изложение материала полное, в системе, в соответствии с требованиями учебной программы на 3 вопроса или на 6 вопросов с 2-3 существенными ошибками.

«2» - Изложение учебного материала на 6 вопросов неполное, бессистемное, беспорядочное; незнание большей части изучаемого материала; ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл; если из 6 вопросов полное изложение учебного материала только на 2 вопроса.

         Контрольная работа № 2 «Сплавы железа с углеродом»

        Вариант 1

1. Укажите марки стали из которых изготовляют слесарные зубила, молотки.

2. Расшифруйте марку сплава В 367-8.

3. Дайте определение стали.

4. Расшифруйте марку сплава 33 Х М.

5. Перечислите основные виды чугунов.

6. К какой группе относится сталь 3 х 11?

7. Как влияют сера и фосфор на свойства стали?

8. Что необходимо для выплавки чугуна?

9. Расшифруйте марку сплава Ст У7А.

        Вариант 2 

1. Расшифруйте марку сплава К 3-43-5

2. На какие группы подразделяют сталь по химическому составу?

3. Чем отличается белый чугун от серого?

4. Расшифруйте марку сплава 35 Х ГСНАА.

5. Какое влияние оказывает углерод на свойства стали?

6. Что такое чугун?

7. Расшифруйте марку сплава Ст 45МБ2А.

8. Укажите марки стали из которых изготовляют сверла, пилы по металлу.

9. К какой группе относится сталь Р12.

        Критерии оценки теоретической подготовленности обучающихся по I разделу «Металлы и сплавы» контрольной работы № 2 «Сплавы железа с углеродом»

 «5» - Изложение материала на все 9 вопросов полное, в системе, в соответствии с требованиями учебной программы; допускаются единичные несущественные ошибки.

«4» - Изложение материала полное, в системе, в соответствии с требованиями учебной программы на 7 вопросов или на 9 вопросов с 1-2 существенными ошибками.

«3» - Изложение материала полное, в системе, в соответствии с требованиями учебной программы на 5 вопросов или на 9 вопросов с 2-3 существенными ошибками.

«2» - Изложение учебного материала на 9 вопросов неполное, бессистемное, беспорядочное; незнание большей части изучаемого материала; ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл; если из 9 вопросов полное изложение учебного материала только на 3 вопроса.

        Итоговый контроль по УД «Основы материаловедения» Примерные вопросы для дифференцированного зачета 

        Вариант 1

1. Какой из химических элементов является главным составляющим сталей и чугунов?

 а) железо

б) кремний  

в) марганец

г) углерод

2. Чем больше в стали углерода, тем выше

а) пластичность

б) жёсткость

в) твёрдость  

г) жаростойкость

3. Для получения чугуна необходимы:  

4. Для изготовления звёздочек, втулочно-роликовых и зубчатых цепей используются cтали следующих марок:

а) 45, б) 50, в) 20, г) 15Х, д) 20Х, е) 20ХГ, ж) 10, з) 15 к) 35Х, л) 40Х, м) 45Х, н) 30ХГC, о) 35,

п) 40 А

- выделить стали:

1.- углеродистые конструкционные качественные

2- легированные конструкционные

3. расположить марки углеродистых конструкционных качественных сталей в порядке возрастания содержания в них углерода  

4.легированные конструкционные стали расположить в порядке уменьшения содержания углерода

5. Способность материала не разрушаться под действием внешних сил, называется

А) твёрдость

б) пластичность

в) жёсткость

г) прочность

6. Какие примеси в стали являются вредными ?

А) фосфор

Б) марганец

В) кремний

Г) сера

7. Расшифровать марку стали 30ХГСН2А

8. Даны термины и их определения. Найти соответствие.

А- Латунь

Б- Бронза

В- Дюралюмин

Г- Баббиты

Ответы:  

1. Сплав алюминия, меди, магния, марганца

2. Сплав меди и цинка

3. Сплав меди с оловом, алюминием, кремнием, марганцем, свинцом, бериллием

4. Антифрикционные материалы на основе олова и свинца

9. Операция нагрева стали до оптимальной температуры, выдержка при этой температуре и быстрое охлаждение в какой-либо среде называется

А-отжигом

Б- нормализацией

В- закалкой

Г- отпуском

10. Способность метала восстанавливать первоначальную форму и размеры после прекращения действия нагрузки называется.

А- пластичностью

Б- твёрдостью

В- упругостью

11. Расшифровать марку сплава ВЧ 42-12

12. Способ обработки давлением, при котором металлу ударами инструментов придают требуемую внешнюю форму

А) прессование    Б) штамповка      В) ковка

13. Расшифровать марку сплава ЛАЖМц 66-6-3 -6

14. Основой резиновых смесей служит _________________________ .  

15. Расшифровать марку сплава БрОЦС 5-5-5

16. Какие искусственные материалы получают на основе полимеров (смол)?

А) Резину                   Б) Пластмассу

17. Найти соответствие:

А- пластификаторы Б- стабилизаторы В- красители Г- смазывающие вещества

 Ответы:

1.Предотвращают прилипание прессуемых изделий к пресс-форме

2.Предотвращают распад полимерного материала под действием света или повышенной температуры

3.Вещества, добавляемые в пластмассы для улучшения их формируемости при Переработке 4.Окрашивают пластмассы в требуемый цвет

18. Различают три основных вида лакокрасочных материалов:

19. Перечислите прокладочные и изоляционные материалы:

20. Что получают склеиванием трёх и более слоёв лущёного шпона при взаимно перпендикулярном расположении волокон древесины?

 А) ДСП

Б) ДВП

В) Фанера

21. Процесс химико-термической обработки, заключающейся в насыщении поверхностного слоя азотом называется:

А- Цементация

Б- Цианирование

В- Азотирование

22. Все металлы и их сплавы- тела:

А- Аморфные

Б- Кристаллические

В- С памятью

23. Очистка сплавов от ненужных и вредных примесей называется:  

А- Модифицирование

Б- легирование

В- Рафинирование

24. Чугун отличается от стали более высоким содержанием:

А- Кремния

Б- Серы

В- Углерода

25. Введение в жидкий сплав различных добавок химических элементов для придания сплаву особых свойств называется:

а) модифицирование;

б) легирование;

в) рафинирование.

Вариант 2

1 Способность материала принимать новую форму и размеры под действием внешних сил, называется:

а) твердость;

в) жесткость;  

б) пластичность;

г) прочность.

2. Процесс термической обработки, состоящий в нагреве стали до определенной температуры, выдержке при ней и последующим медленном охлаждении называется: а) отжигом; б) нормализацией; в) закалкой; г) отпуском.

3. Расшифровать марку стали 18 Х 2 Н4МФА.

 

4. Перечислите в порядке возрастания содержания углерода:

1. Углеродистая сталь.

2. Легированная сталь.

45Х; 50; 15Х; 20Х; 40; 35; 35Х; 20ХГ; 20; 35; 45Х; 30 ГХС;15; 30 ГХС; 40

40Х; 50; 45; 10; 15Х; 45; 20 ХГ; 35Х; 20; 15; 40Х; 20Х; 10;

5. . Чем отличается чугун от стали?

а) более высоким содержанием углерода;

б) более высоким содержанием железа;

в) более высоким содержанием марганца.

6. Какие примеси в стали являются полезными?

 а) фосфор;

б) марганец;

в) кремний;

г) сера.

7. Укажите, какие из перечисленных твердых тел имеют кристаллическое строение:

1) сталь; 3) пластмасса; 5) канифаль; 2) стекло; 4) железо; 6) золото.

8. Даны термины и их определения. Найти соответствие.

А – Олово    Б – Магний     В – Титан      Г – Алюминий.

Ответы:

1) Самый легкий из технических цветных металлов.

2) Серебристо-белый металл с высокой механической прочностью и высокой коррозионной и химической стойкостью.

3) Легкий металл серебристо-белого цвета с высокой электро- и теплопроводностью.

4) Блестящий белый металл, обладает низкой температурой плавления и высокой пластичностью. Применяется в составе припоев.

9. Процесс перехода из жидкого состояния в твердое называется:

а) отвердеванием;

в) кристаллизацией;

б) аллотропией;

г) анизотропией.

10. Способность материала сопротивляться проникновению в него другого, более твердого тела называется: а) пластичностью; б) твердостью; в) упругостью.

11. Расшифровать марку сплава КЧ 30

12. Способность металлов образовывать сварное соединение называется:

а) прессование; б) свариваемость; в) ковка.

13. Расшифровать марку сплава ЛЖОФ-60-3-2-2

14.Основу пластмасс составляют __________________________.

15. Расшифровать марку сплава БрОСЖ 3-5-1

16. Какие искусственные материалы получают на основе каучука?

 а) резину; б) пластмассу.

17. Что такое пластификаторы?

18. Назовите особенности термореактивных пластмасс______________________________

19. Перечислите наиболее распространенные породы древесины:

20. Тонкий лист древесины, получающийся в результате срезания слоя с вращающейся деревянной чурки называют: а) ДСП; б) фанера; в) лущеный шпон.

21. Процесс химико-термической обработки, заключающейся в насыщении поверхностного слоя бором, называется: а) цианирование; б) азотирование; в) борирование.

22. Сплавы, которые после пластической деформации восстанавливают свою форму, называют: а) аморфными; б) кристаллическими; в) с памятью.

23. Введение в жидкий сплав различных добавок химических элементов для придания сплаву особых свойств называется: а) модифицирование; б) легирование; в) рафинирование.

24. Какой процент легирующих элементов содержится в среднелегированных сталях? а) 1-2,5 % б) 2,5-10 % в) 2,5-5 % г) более 10 %

25. Очистка сплавов от ненужных и вредных примесей называется:  А- Модифицирование Б- легирование В- Рафинирование .

Тест по материаловедению

  1. К какой группе металлов принадлежит медь и ее сплавы:
    − К цветным
    − К цветным
    − К легким
    − К редкоземельным

    2. Как называется свойство, состоящее в способности вещества существовать в различных кристаллических модификациях:
    − Изометрия
    − Полиморфизм
    − Анизотропия
    − Текстура

    3. Какая группа из приведенных ниже металлов относится к благородным:
    − Au, Pt, Ag, Os
    − Mg, Be, Al, Pb
    − Ti, Zr, Cr, Nb

    4. Какие железоуглеродистые сплавы называются сталями:
    − Содержание углерода более 0,8 %
    − Содержание углерода более 4,8%
    − Содержание углерода не более 2,14%
    − Содержание углерода более 0,002%

    5. Что такое баббиты:
    − Латунь
    − Литейный алюминиевый сплав
    − Антифрикционный сплав
    − Бронза, упрочненная железом и марганцем

    6. Укажите марку рессорно-пружинной стали:
    − У8А
    − Сталь70
    − Сталь 08пс
    − Р9

    7. Как называются сплавы меди с элементами (кремний, алюминий, олово, бериллий и др.)?
    − Бронзы
    − Латуни
    − Инвары
    − Баббиты

    8. Укажите марку инструментальной высококачественной стали:
    − Сталь 10
    − У10А
    − Р18
    − У7

    9. Пластичность стали с увеличением содержания углерода и легирующих элементов:
    − Уменьшается
    − Увеличивается
    − Не изменяется

    10. Укажите компонент шихты для восстановления железа из окислов в доменной печи:
    − Марганцевая руда
    − Флюс
    − Топливо

    11. Выбрать правильный ответ
    Какая из перечисленных групп металлов имеет гексагональную плотноупакованную
    решетку (ГПУ):
    − Вольфрам, железо, ниобий
    − Серебро, медь, золото
    − Цинк, магний, кадмий

    12. Какое понятие относится к технологическим свойствам:
    − Относительное удлинение при разрыве
    − Свариваеваемость
    − Условный предел текучести

    13. Что такое макроанализ:
    − Определение типа кристаллической решетки
    − Определение механических свойств
    − Изучение строения металла невооруженным глазом или при помощи лупы.

    14. Как называется обработка, состоящая в насыщении поверхности стали азотом и углеродом в газовой среде:
    − Цианирование
    − Улучшение
    − Модифицирование
    − Нитроцементация

    15. Укажите марку качественной конструкционной стали:
    − У7
    − Сталь30
    − Ст3 кп

    16.Параметр, по которому оценивается качество стали:
    − Содержание углерода
    − Механические свойства стали
    − Содержание серы и фосфора

    17. Исходный компонент для получения стали в кислородных конвертерах:
    − Железная руда
    − Металлом (Скрап)
    − Передельный чугун

    18. Какой из приведенных ниже металлов (сплавов) относится к черным:
    − Латунь
    − Коррозионно-стойкая сталь
    − Дуралюмины
    − Баббиты

    19. Какое из перечисленных понятий относится к физическим свойствам:
    − Твердость
    − Усадка
    − Теплопроводность
    − Коррозионная стойкость

    20.Как называется химико-термическая обработка,  состоящая в насыщении поверхности стали алюминием:
    − Цементация
    − Алитирование
    − Нормализация
    − Улучшение

    21. Какой из перечисленных неметаллических материалов предпочтителен для изготовления подшипников скольжения:
    − Ударопрочный полистирол
    − Фторопласт-4
    − Фенопласт
    − Асбоволокнит

    22. Выбрать правильный ответ
    Компонент шлака, обеспечивающий удаление из чугуна вредной примеси серы:
    − SiO2
    − FeO
    − CaO

    23. Как называют металлы с температурой плавления выше температуры плавления железа:
    − Благородные
    − Редкоземельные
    − Тугоплавкие
    − Черные

    24. Как называется химико-темическая обработка,  состоящая в насыщении поверхности стали углеродом:
    − Нормализация
    − Цементация
    − Улучшение
    − Цианирование

    25. Укажите марку быстрорежущей  стали:
    − У 12
    − 9 ХС
    − Р 18

    26. Укажите, какова форма графита в высокопрочном чугуне:
    − Хлопьевидная
    − Пластинчатая
    − В высокопрочном чугуне графита нет
    − Шаровидная

    27. Выбрать правильный ответ
    Укажите, какова форма графита в ковком чугуне:
    − Шаровидная
    − Хлопьевидная
    − Пластинчатая
    − В ковком чугуне графита нет

    28. Какой чугун называется  белым:
    − Чугун, в котором весь углерод или часть его содержится в виде графита
    − Чугун, в котором весь углерод  находится в химически связанном состоянии
    − Чугун, в котором металлическая основа состоит из феррита
    − Чугун, в котором наряду с графитом содержится ледебурит

    29. К каким свойствам относится  коррозионная стойкость металлов:
    − К химическим
    − К Физическим
    − К эксплутационным
    − К механическим

    30. Операция обработки цилиндрических или конических углублений и фасок просверленных отверстий под головки болтов, винтов и заклепок:
    − Развертывание
    − Зенкование
    − Зенкерование
    − Фрезерование

    31. Выбрать правильный ответ
    Какой из перечисленных в ответах материалов предпочтителен для изготовления
    тормозных накладок:
    − Асботекстолит
    − Текстолит
    − Винилпласт
    − Стекловолокнит

    32. Вредное влияние, развивающееся из-за повышенного содержания серы в стали:
    − Хладноломкость
    − Образуются  флокены
    − Красноломкость
    − Вызывает хрупкость стали

    33. Как называется явление, заключающееся в неоднородности свойств металла в различных направлениях:
    − Изотропность
    − Анизотропия
    − Текстура
    − Полиморфизм

    34. Вредное влияние, развивающееся из-за повышенного содержания фосфора в стали:
    − Красноломкость
    − Образуются  флокены
    − Хладноломкость

    35. Как называется упрочняющая термическая обработка:
    − Закалка
    − Отжиг
    − Отпуск
    − Нормализация



               

                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине «Материаловедение» профессиональная подготовка рабочих по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» ОКПДТР-18511

Для профессии 18511 "Слесарь по ремонту автомобилей" максимальной учебной нагрузки обучающегося  15часов, в том числе:обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  10...

Рабочая программа «Материаловедение» 8 – 9 класс

Программа профессиональной подготовки по профессии рабочего 19756 «Электрогазосварщик». При составлении программы учитывались особенности контингента воспитанников и учитывались особенност...

рабочая программа материаловедение

рабочая программа материаловедение...