Рабочая программа по материаловедению
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Обшаровский государственный техникум им. В.И. Суркова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Материаловедение»
по специальности:
35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
квалификация:
техник – механик
Срок обучения: 3 года и 10 месяцев
с. Обшаровка, 2015 г.
Рассмотрено Составлена на основании ФГОС
на заседании 3-го поколения
методической комиссии по подготовке специалистов
среднего звена по специальности:
35.02.07 Механизация
Протокол №___ сельского хозяйства
от «___»____________2015 г. и примерной программы
Председатель учебной дисциплины
____________ ____________ «Материаловедение»
подпись расшифровка
Разработчик: Утверждаю:
преподаватель Зам. директора по УМР
___________ Кузин Ю.А. ___________ Монина Е.В.
«___»______________2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по подготовке специалистов среднего звена по специальности: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Организация-разработчик: ГБПОУ Обшаровский государственный техникум
им. В.И. Суркова
Разработчик:
Кузин Ю.А., преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 5 |
| 7 |
| 15 |
| 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материаловедение
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной программы в соответствии с ФГОС по подготовке специалистов среднего звена по специальности: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, укрупненной группы 35.00.00 Сельское и рыбное хозяйство.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
выбирать и расшифровывать марки конструкционных материалов;
определять твердость металлов;
определять режимы отжига, закалки и отпуска стали;
подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давлением, сваркой, резанием и др.) для изготовления различных деталей;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов;
классификацию, свойства, маркировку и область применения конструкционных материалов, принципы их выбора для применения в производстве;
основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;
особенности строения металлов и их сплавов, закономерности процессов кристаллизации и структурообразования;
виды обработки металлов и сплавов;
сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием;
основы термообработки металлов;
способы защиты металлов от коррозии;
требования к качеству обработки деталей;
виды износа деталей и узлов;
особенности строения, назначения и свойства различных групп неметаллических материалов;
характеристики топливных, смазочных, абразивных материалов и специальных жидкостей;
классификацию и марки масел;
эксплуатационные свойства различных видов топлива;
правила хранения топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей;
классификацию и способы получения композиционных материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 82 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 55 часов;
самостоятельной работы обучающегося 27часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 82 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 55 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 27 |
в том числе: | |
индивидуальное проектное задание | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | |
Значение и содержание учебной дисциплины «Материаловедение». Связь ее с другими дисциплинами общепрофессионального и специального циклов дисциплин. | 1 | 1 | |
Значение материаловедения в решении важнейших технических проблем. Новейшие достижения и перспективы развития в области материаловедения. | 1 | 1 | |
Раздел 1 Физико – химические закономерности формирования структуры материалов | 14 | ||
Тема 1.1. Строение и свойства материалов | Содержание учебного материала | 2 | |
Элементы кристаллографии: кристаллическая решетка, анизотропия. Влияние типа связи на структуру и свойства кристаллов; фазовый состав сплавов; диффузия в металлах и сплавах. | 1 | 1 | |
Жидкие кристаллы; структура полимеров, стекла, керамики, древесины: строение и свойства. | 1 | 1 | |
Тема 1.2. Формирование структуры литых материалов | Содержание учебного материала | 2 | |
Кристаллизация металлов и сплавов. Форма кристаллов и строение слитков. | 1 | 1 | |
Получение монокристаллов. Аморфное состояние материалов. | 1 | 1 | |
Тема 1.3. Диаграммы состояния металлов и сплавов | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие о сплавах. Классификация и структура металлов и сплавов. Основные равновесные диаграммы состояния двойных сплавов. Физические и механические свойства сплавов в равновесном состоянии. | 1 | 1 | |
Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Влияние легирующих элементов на равновесную структуру сталей. | 1 | 1 | |
Тема 1.4. Формирование структуры деформированных металлов и сплавов. | Содержание учебного материала | 2 | |
Пластическая деформация моно- и поликристаллов. Диаграмма растяжения металлов. Пластическая деформация поликристаллических металлов. | 1 | 1 | |
Деформирование двухфазных сплавов. Свойства пластически деформированных металлов. Возврат и рекристаллизация. | 1 | 1 | |
Раздел 2. Материалы, применяемые в машино – и приборостроении | 16 | ||
Тема 2.1. Конструкционные материалы. | Содержание учебного материала | 4 | |
Общие требования, предъявляемые к конструкционным материалам. | 1 | 1 | |
Методы повышения конструктивной прочности материалов. Их технические характеристики, критерии прочности, надежности, долговечности, экономической целесообразности и т.д. | 1 | 1 | |
Классификация конструкционных материалов и их технические характеристики. Влияние углерода и постоянных примесей на свойства сталей. | 1 | 1 | |
Углеродистые стали: обыкновенного качества и качественные стали. Легированные стали. | 1 | 1 | |
Тема 2.2. Материалы с особыми технологическими свойствами. Износостойкие материалы. | Содержание учебного материала | 2 | |
Стали с улучшенной обрабатываемостью резанием. Стали с высокой технологической пластичностью и свариваемостью. Железоуглеродистые сплавы с высокими литейными свойствами. | 1 | 1 | |
Медные сплавы: общая характеристика и классификация, латуни, бронзы. Материалы с высокой твердостью поверхности. Антифрикционные материалы: металлические и неметаллические, комбинированные, минералы. | 1 | 1 | |
Тема 2.3. Материалы с высокими упругими свойствами. | Содержание учебного материала | 2 | |
Рессорном – пружинные стали. | 1 | 1 | |
Пружинные материалы приборостроения. | 1 | 1 | |
Тема 2.4. Материалы, устойчивые к воздействию температуры и рабочей среды | Содержание учебного материала | 2 | |
Коррозионно-стойкие материалы, коррозионно-стойкие покрытия. Жаростойкие материалы. | 1 | 1 | |
Жаропрочные материалы. Хладостойкие материалы. Радиационно – стойкие материалы. | 1 | 1 | |
Раздел 3. Материалы с особыми физическими свойствами. | 14 | ||
Тема 3.1. Материалы с особыми магнитными свойствами. | Содержание учебного материала | 2 | |
Общие сведения о ферромагнетиках, их классификация. Магнитно-мягкие материалы. Низкочастотные магнитно-мягкие материалы. Высокочастотные магнитно-мягкие материалы. Материалы со специальними магнитными свойствами. | 1 | 1 | |
Магнитно-твердые материалы: общие требования, литые материалы, порошковые материалы, деформируемые сплавы. | 1 | 1 | |
Тема 3.2. Материалы с особыми тепловыми свойствами. | Содержание учебного материала | 2 | |
Сплавы с заданным температурным коэффициентом линейного расширения. | 1 | 1 | |
Сплавы с заданным температурным коэффициентом модуля упругости. | 1 | 1 | |
Практические занятия
| 3 3 | ||
Раздел 4. Инструментальные материалы. | 14 | ||
Тема 4.1. Материалы для режущих и измерительных инструментов. | Содержание учебного материала | 2 | |
Материалы для режущих инструментов: углеродистые стали, низколегированные стали, быстрорежущие стали, спеченные твердые сплавы.
| 1 | 1 | |
Сверхтвердые материалы стали для измерительных инструментов. | 1 | 1 | |
Тема 4.2. Стали для инструментов обработки металлов давлением. | Содержание учебного материала | 2 | |
Стали для инструментов холодной обработки давлением. | 1 | 1 | |
Стали для инструментовгорячей обработки давлением: стали для молотовых штампов, стали для штампов горизонтально- ковочных машин и прессов. | 1 | 1 | |
Практические занятия
| 3 3 | ||
Раздел 5. Порошковые и композиционные материалы. | 8 | ||
Тема 5.1. Порошковые материалы. Композиционные материалы | Содержание учебного материала | 8 | |
Получение изделий из порошков. Метод порошковой металлургии. Свойства и применение порошковых материалов в промышленности. | 1 | 1 | |
Композиционные материалы, классификация, строение, свойства, достоинства и недостатки, применение в промышленности. | 1 | 1 | |
Практические занятия | 6 | ||
Определение удельного сопротивления проводниковых материалов. Определение удельного сопротивления диэлектриков. Испытание диэлектриков на пробой и определение электрической прочности различных диэлектриков. Микроисследование чугунов. Микроисследование металлов и сплавов Микроструктура цветных металлов и сплавов | 1 1 1 1 1 1 | ||
Раздел 6. Основные способы обработки материалов | 14 | ||
Тема 6.1. Литейное производство. | Содержание учебного материала | 2 | |
Сущность литейного производства. Технологический процесс получения отливок: в разовые формы и ручной или машинной формовкой. Дефекты в отливках. Специальные виды литья. Применяемое оборудование.
| 1 | 1 | |
Мероприятие по охране труда и окружающей среды в литейном производстве. | 1 | 1 | |
Тема 6.2. Обработка металлов резанием | Содержание учебного материала | 4 | |
Общие вопросы об обработке резанием. Принципы взаимозаменяемости. Понятие о допусках и посадках. Понятие и шероховатости поверхности. Процесс резания металла. Основные части и элементы резца. | 1 | 1 | |
Понятие о режимах резания. Методы обработки резанием. Классификация металлорежущих станков и их характеристика. Электрические методы обработки металлов. | 1 | 1 | |
Практические занятия | 3 | ||
| 1 2 | ||
Экзамен | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа: | 27 | ||
Повторение изученного материала, проработка конспекта занятий, рекомендуемой учебной и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания, составление отчетов по лабораторным занятиям, написание рефератов.
Темы для самостоятельного изучения: Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов. Определение и классификация видов термической обработки. Превращения в металлах и сплавах при нагреве и охлаждении. Основное оборудование для термической обработки. Виды термической обработки стали: отжиг, нормализация, закалка, отпуск закаленных сталей. Поверхностная закалка сталей. Неметаллические материалы. Неметаллические материалы, их классификация, свойства, достоинства и недостатки, применение в промышленности. Пластмассы. Простые и термопластичные пластмассы: полиэтилен, полистирол, полихлорвинил, фтороплаты и др. Сложные пластмассы: гетинакс, тестолит, стеклотекстолит. Каучук. Процесс вулканизации. Метериалы на основе резины. Состав и общие свойства стекла. Ситаллы: структура и применение. Древесина, ее основные свойства. Разновидности древесных материалов. Материалы с малой плотностью. Сплавы на основе алюминия: свойства алюминия; общая характеристика и классификация алюминиевых сплавов. Сплавы на основе магния: свойства магния: общая характеристика и классификация магниевых сплавов. Особенности алюминиевых сплавов Материалы с высокой удельной плотностью. Титан и сплавы на его основе; свойства титана, общая характеристика и класификация титановых сплавов; особенности обработки. Бериллий и сплавы на его основе; общая характеристика, классификация, применение бериллиевых сплавов; особенности обработки. Материалы с особыми электрическими свойствами . Материалы высокой электрической проводимости: электрические свойства проводниковых материалов, проводниковые материалы. Полупроводниковые материалы: строение и свойства, методы получения, легирование полупроводников и получение p-n переходов. Диэлектрики, электроизоляционные лаки, эмали и компанды. Технологические процессы получения заготовок из конструкционных материалов. Формирование и формоизмерения заготовок. Виды и способы изготовления и обработки заготовок из конструкционных материалов. Получение заготовок литьем. Получение заготовок обработкой давлением. Кованные и штампованные заготовки. Сварные заготовки. Заготовки из неметаллических материалов. Основные способы получения заготовок из пластмасс, древесины и других материалов. Обработка металлов давлением. Сущность процесса обработки давлением. Нагрев металла и нагревательные устройства. Виды обработки давлением. Прокатное производство. Продукция прокатного производства производства. Волочение металла. Прессование металла и способы прессования. Свободная ковка. Горячая объемная штамповка. Холодная штамповка. Процессы формирования разъемных и неразъемных соединений. Классификация соединений, выполняемых при сборке машин и механизмов. Методы осуществления разъемных соединений. Требования, предъявляемые к разъемным соединениям. Методы осуществления неразъемных соединений. Требования, предъявляемые к разъемным соединениям. Инструмент, приспособления и оборудование, применяемые для получения разъемных и неразъемных соединений. | 6 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 | ||
Всего: | 82 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение»
Оборудование учебного кабинета:
– доска учебная;
– рабочее место преподавателя;
– столы учебные;
– стулья;
– вытяжной шкаф;
– макеты, модели.
Инструктивно нормативная документация
1. Государственные требования к содержанию и уровню подготовки выпускников по дисциплине «Материаловедение» специальность 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.
2. Инструкция по охране труда, противопожарной безопасности и производственной санитарии в соответствии с профилем лаборатории.
3. Перечень материально-технического и учебно-методического оснащения лаборатории.
Учебно-программная документация
1. Примерная программа учебной дисциплины «Материаловедение» специальность 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.
2. Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» специальность 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.
3. Календарно-тематический план.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Козлов Ю.С. Материаловедение. М.: «Агар», 1999
- Электротехнические и конструкционные материалы: Справочник, М.: Академия, 2000.
- Лахтин Ю.М. Основы металловедения. М: Металлургия, 1988.
- Лахтин Ю.М. Металловедение и термическая обработка металлов. (4-е издание)- М.: Металлургия, 1994.
- Лахтин Ю.М., Леонтьева В.П. Материаловедение. – М.: Машиностроение, 1990.
Дополнительные источники:
- Кузьмин Б.А. Технология металлов и конструкционные материалы. – М.: Высшая школа, 1989.
- Справочник по электротехническим материалам. Т. 1,2,3. – М.: Энергоатомиздат, 1986-1988.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
Распозновать и классифисировать коструктивные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам | Лабораторная работа Практическое занятие |
подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ | Практическое занятие |
выбирать и расшифровывать марки конструкционных материалов | Практическое занятие |
Определять твердость материалов | Лабораторная работа |
определять режимы отжига, закалки и отпуска стали | Практическое занятие |
подбирать способы и режимы обработки метталов (литьем, давлением, сваркой, резанием др.) | Тестирование |
Знания: | |
основные виды конструкционных и сырьевых, метталлических и неметаллических материалов | Практическое занятие |
классификацию, свойства, маркировку и область применения конструкционных материалов, принципы их выбора для применения в производстве | Практическое занятие |
основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их произвоства | Практическое занятие |
особенности строения метталов и их сплавов, закономерности процессов кристализации и структурообразования | Практическое занятие |
виды обработки металлов и сплавов; | Тестирование |
сущность технологических процессов литья, сварки, обработки метталов давлением и резанием; | Тестирование |
основы термообработки металов | Практическое занятие |
способы защиты металлов от коррозии; - требования к качеству обработки деталей;виды износа деталей и узлов | Тестирование |
виды износа деталей и узлов | Практическое занятие |
особенности строения, назначения и свойства различных групп неметаллических материалов | Практическое занятие |
характеристики топливных, смазочных, абразивных материалов и специальных жидкостей; - классификацию и марки масел; - эксплуатационные свойства различных видов топлива; - правила хранения топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей; - классификацию и способы получения композиционных материалов | Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Основы материаловедения" по специальности 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Программа учебной дисциплины «Основы материаловедения» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования (...
Рабочая программа по материаловедению
Рабочая программа по материаловедению...
ОП.04 Рабочая программа "Электронное материаловедение" для специальности 210109
Для спец. 210109 "Твердотельная электроника"...
Рабочая программа "Основы материаловедения"
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по программам СПО подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профес...
Рабочая программа "Основы материаловедения"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 15.01.25 Станочник (металлообработка)Рабочая прогр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Материаловедение» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 Швея
В программе раскрываются основные сведения о текстильных волокнах; основах технологии производства текстильных материалов; составе и свойствах тканей; виды материалов для одежды, скрепляющих и о...