РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.06. ОСНОВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА» для профессии среднего профессионального образования 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 «Основы автоматизации производства» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО по профессии 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» базовой подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op.06_osn.avtomatiz_50ch-_peredel.docx | 72.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САХАЛИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.06. ОСНОВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА»
для профессии среднего профессионального образования
15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
Оха, 2019год
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06. «Основы автоматизации производства»,разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике», укрупненная группа 15.00.00 Машиностроение и технология наземного транспорта»и примерной программы», утвержденной Экспертно-методическим советом профессионального образования ИРОСО (протокол от 03 июня 2011г.)
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский индустриальный техникум» ГБПОУ СИТ
Разработчики:
Кулыгин Константин Анатольевич, преподаватель профессионального цикла ГБПОУ СИТ
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 «Основы автоматизации производства» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО по профессии 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» базовой подготовки.
Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы автоматизации производства» принадлежит общепрофессиональному циклу.
- Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Уметь: | Знать: |
1. Производить настройку и сборку простейших систем автоматизации; | 1.Основы техники измерений |
2. Использовать в трудовой деятельности средства механизации и автоматизации производственного процесса | 2. Классификацию средств измерений |
3. Контрольно-измерительные приборы | |
4. Основные сведения об автоматических системах регулирования | |
5. Общие сведения об автоматических системах управления |
- Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося | 75 | часа |
в том числе: | ||
| 50 | часа |
| 25 | часа |
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 75 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 50 |
в том числе: | |
| 26 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего) | 25 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2 |
№ п/п | Нагрузка обучающегося | Номер семестра | Всего часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
1. | ОП.06Основы автоматизации производства | ||||||||
1.1. Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося | 50 | 50 | |||||||
В том числе: | Занятий на уроках | 22 | 22 | ||||||
Практических работ | 26 | 26 | |||||||
Контрольная работа | |||||||||
1.2. Самостоятельной работы обучающегося | 25 | 25 | |||||||
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 | 2 |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 «Основы автоматизации производства»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | ||
Раздел: Автоматизация и механизация производства |
| 25/50/ 26 |
| ||
Тема 1. Системы управления. | Содержание учебного материала | 4 |
| ||
Автоматизированные системы управления производством. Функции АСУ ТП.. Гибкое автоматизированное производств | 2 | 1 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа №1. Составить опорный конспект: « Функции АСУП. Гибкое автоматизированное производство» | 1 | ||||
Тема 2. Основные виды микроэвм. | Содержание учебного материала | 4 |
| ||
Разновидности ЭВМ. Микропроцессор – основа современных микроэвм. Микропроцессорные комплекты. | 2 | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа №2. Составить опорного конспекта: « Микропроцессор – основа современных микроэвм». | 1 | 3 | |||
Практическое занятие №1. Запоминающее устройство микроэвм. | 4 | 3 | |||
Тема 3. | Содержание учебного материала | 6 |
| ||
Датчики в системах автоматики Цифроаналоговые преобразователи. Устройство речевого ввода-вывода.системы технического зрения. Устройство связи ЭВМ с объектом | 2 | 1 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа№ 4 Составить опорный конспект: «Датчики в системах автоматики. Цифроаналоговые преобразователи». | 2 | 2 | |||
Тема 4. Гибкие производственные системы. | Содержание | 4 |
| ||
Термины и определения. Классификация. Гибкие производственные модули . | 1 | 1 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5 Составить таблицу определяющие технологические характеристики ГПМ. | 2 | ||||
Производственные ячейки, системы. Гибкие автоматические участки. | 1 | 2 | |||
Тема 5.Системы измерения температур. | Содержание | 4 |
| ||
Измерительные преобразователи и приборы. | 1 | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6 Составить опорный конспект: «Измерительные преобразователи и приборы». | 3 | ||||
Приборы и преобразователи для измерения уровня. Измерительные преобразователи и приборы давления и расхода. Анализаторы свойств жидкостей и газов. | 1 | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6 Составить схему общего вида вторичного прибора со станцией управления. | 2 | ||||
Тема 6.Измерение температуры. | Содержание | 6 |
| ||
Классификация приборов измерения температуры. Принцип действия, конструкция, выбор и особенности установки манометрических термометров. Термоэлектрический преобразователь. | 2 | 2 | |||
Практическое занятие №2 Приборы для измерения температуры. Температурные шкалы. | 6 | 3 | |||
Тема 7. Измерение уровня жидких и сыпучих материалов | Содержание | 4 |
| ||
Классификация приборов для измерения уровня. Уровнемеры для жидкостей. Общая характеристика уровнемеров. Уровнемеры для твёрдых сыпучих материалов. Общая характеристика весового и механического уровнемеров. | 2 | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа№ 8Составить опорный конспект: «Классификация приборов для измерения уровня. Уровнемеры для жидкостей» | 3 | ||||
Тема 8.Измерение давления и разрежения | Содержание | 4 |
| ||
Единицы измерения давления в системе СИ, внесистемные единицы. Виды измеряемого давления. Классификация приборов измерения давления по роду измеряемой величины и принципу действия. | 1 | 2 | |||
3 | |||||
Практическое занятие №3 Устройство и принцип работы манометров | 4 | ||||
Общая характеристика жидкостных приборов. Пружинные и мембранные приборы. Упругие элементы пружинных приборов. | 1 | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа. 10Творческая работа: Подготовка эл. Презентации по теме «Технологии измерения давления и разрежения» | 2 | ||||
Грузопоршневые и электрические манометры, принцип их действия и особенности применения. Пневматические датчики давления и вторичные приборы. Условные обозначения приборов и схемы систем автоматического контроля давления | 2 | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа 11. Творческая работа:- подготовка макетов, плакатов, схем АСУ ТП с применением условных обозначений приборов и схемы систем автоматического контроля давления. | 2 | ||||
Тема 9.Измерение количества и расхода материалов | Содержание | 6 | |||
Классификация приборов измерения количества и расхода материалов. | 2 | 2 | |||
Измерение количества жидкостей и газов. Счётчики скоростные, объёмные. Выбор, установка и эксплуатация счётчиков на химических предприятиях. | |||||
Измерение расхода жидкостей, газов и паров. Классификация расходомеров. Расходомеры переменного перепада давления, принцип измерения и схема расходомерной установки. | |||||
Практические занятия№4 Счётчики скоростные, объёмные | 2 | 3 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа 12.Творческое задание: - реферат, презентация с сообщением по теме «Способы измерения количества материалов» - анализ просмотра учебного фильма АГЗУ «Мера» | 2 | ||||
Тема 10.Контроль качественных показателей материалов | Содержание | 6 |
| ||
Измерение концентрации жидкостей. Методы измерения: кондуктометрический, оптический, электрометрический. Общая характеристика кондуктометров. | 1 | 1 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа №13Изучение приборов для измерения плотности жидкостей по сайту «Слесарь КИПиА» | 2 | ||||
Практическое занятие № 5 Виды приборов для измерения плотности и вязкости жидкостей. | 4 | 3 | |||
Измерение влажности. Методы контроля влажности газов и твёрдых тел.Измерение вязкости жидкостей. | 1 | 1 | |||
Практическое занятие № 6 Измерение относительной влажности воздуха. | 6 | 3 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа №14 Изучение способов контроля качественных показателей материалов по сайту «Слесарь КИПиА» | 3 | ||||
Дифференцированный Зачет | 2 | ||||
Лабораторно-практические занятия | 26 | ||||
Итого самостоятельная работа: | 25 | ||||
Всего: | 50 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. –ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Программа учебной дисциплины реализуется в учебном кабинете: Средств измерений и контрольно-измерительных приборов, основ взаимозаменяемости и метрологии, основ промышленной электроники; лаборатории: Автоматизации производства.
№ п/п | Оборудование | Технические средства обучения |
1 | Комплект учебно – программного оборудования «Основы автоматизации производства». | Персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; |
2 | Комплект учебно – программного оборудования «Электрические аппараты». | Мультимедийный проектор с проекционным экраном; |
3 | Комплект учебно – программного оборудования «Охранно-пожарная сигнализация». Приборы и устройства:датчики, исполнительные механизмы,конта-ктные устройства, осциллограф; комплект учебного оборудования «Средства автоматизации и управления — СЕНСОР» для изучения промышленных средств автоматизации (САУ-СЕНСОР) | Действующая нормативно-техническая и технологическая документация: -правила техники безопасности и производственной санитарии; -инструкции по эксплуатации приборов и устройств автоматики; инструкции по пожаро- и электробезопас-ности. |
Учебные наглядные пособия: | ||
4 | Фильмотека с учебно-демонстраци-онными и мультимедийными про-дукциями:
| Мультимедийный проектор с проекционным экраном; |
5 | Схемы: 5.1. Схема АСУ ТП ОБТК – объе-диненного берегового комплекса ООО «РН-СМНГ» проект «Сахалин-1» 5.2. Схема АСУ ТП проект «Сахалин-2» 5.3. Схема АСУ ТП нефтепарк «Тунгор» 5.4 Схема АСУ ТП АЗС. | Стендовое оборудование – в производстве изготовления. |
5 | Электронные, мультимедиа. | Плакаты |
6 | Средства ЭХЗ –электрохимзащиты, катодная, протекторная и дренаж-ная защита объектов НГД. | Макеты; средства индивидуальной защиты; |
3.2. Информационное обеспечение обучения
№ п/п | Наименование рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов | |
I | Основные источники | |
1 | Селевцов Л.И. Автоматизация технологических процессов: учебник для студ.учреждений сред. Проф.образования.М.:Издательский центр «Академия» 2012 | |
2. | Основы автоматизации производства : учебник для СПО, Пантелеев В.Н., Прошин В.М.. 6-е изд., стер.-М. : издательский Центр «Академия», 2014г., - 208с. | |
3 | АвтоматизациятехнологическихпроцессовипроизводствУчеб.пособие (ГРИФ) // А.А. Иванов. — М.: Форум, 2011. — 224 с.: | |
4 | Материаловедение для технических колледжей: Учебник / Ю. Т. Вишневецкий. – 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 332 с. | |
4 | Программное обеспечение: 4.1 Мультимедийная обучающая программа на CDдисках по профессии– М.: Федеральное Государственное унитарное предприятие «Республиканская консультационно-внедренческая фирма «Труд»», 2006. 4.2 | |
II | Дополнительные источники | |
1 | Москаленко В.В. Системы автоматизированного управления электропривода. Учебник. (Среднее профессиональное образование) ИНФРА-М: ,2007. –с. | |
2 | ГОСТ 3925-90 и Сертификат ГОСТ Р ISO 9001 – условные обозначения приборов и другой аппаратуры на схемах АСУ ТП. | |
3 | Комягин А.Ф. Автоматизация производственных процессов и АСУ ТП газонефтепроводов, М., Недра, 1983.-с. | |
4 | Певзнер В.Б. Основы автоматизации нефтегазопроводов и нефтебаз, М., Недра, 1975. .-с | |
5 | Поспелов Л.П., Основы автоматизации производства: Учебник для техникумов. – М: Недра, 1988. .-с | |
6 | Емельянов А.И., Капник О.В. Проектирование систем автоматизации технологических процессов, М., Энергоатомиздоат, 1983. .-с | |
7 | Клюев А.С. Автоматическое регулирование, М., Недра, 1986. .-с | |
8 | Клюев А.С. Проектирование систем автоматизации технологических процессов, М., Энергия, 1980. .-с | |
9 | Озол П.Г. Автоматизация компрессорных станций с электроприводными газоперекачивающими агрегатами, Л., Недра, 1981. .-с | |
10 | Подкопаев А.П. Технологические измерения и контрольно-измерительные приборы, М., Недра, 1986.-с | |
11 | Исакович Р.Я., Догинов В.И. Автоматизация производственных процессов нефтяной и газовой промышленности, М., Недра, 1983. | |
12 | Аверьянов А.А., Лебедь Н.М. Газоперекачивающие агрегаты с приводом авиационного типа, М., Недра, 1980. | |
13 | Дубровский В.В. Справочник по автоматизации в газовой промышленности, М., Недра, 1990. | |
14 | Техническая документация систем агрегатной автоматики МСКУ-4510, ССС. Технологический регламент УКПГ-1АС. | |
15 | Крылов Г.В. Степанов О.А. Эксплуатация и ремонт газопроводов и газохранилищ, М., Academa , 2000. | |
16 | Данилов А.А., Петров А.И., Газораспределительные станции, С-Петербург, Недра, 1999 | |
17 |
| |
18 | Электротехнические и конструкционные материалы: Учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. образования / В. Н. Бородулин, А. С. Воробьев, В. М. Матюнин и др.; Под ред. В. А. Филикова. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. – 280 с. | |
19 | Материалы профессионально ориентированных периодических публикаций, эссе, конференций, симпозиумов, изданий: журналы, книги, методические и учебные пособия. | |
20 | Журавлева Л. В. Электроматериаловедение: Учеб.для нач. проф. образования: Учеб.пособие для сред. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2001. – 312 с. | |
21 | Горелик С. С., Дашевский М.Я. Материаловедение полупроводников и металловедение. - М., 1973. | |
22 | Мильвидский М. Г. Полупроводниковые материалы в современной электронике. -М., 1986. | |
23 | Пасынков В. В., Сорокин В. С.. Материалы электронной техники. – 2-е изд. – М., 1986.. | |
24 | Нашельский А. Я. Технология полупроводниковых материалов. - М., 1987.. | |
25 | Мейлихов Е. З., Лазарев С. Д. Электрофизические свойства полупроводников (Справочник физических величин). – М., 1987 | |
26 | Сена Л. А. Единицы физических величин и их размерности. – М.: Наука, 1977 | |
II | Интернет-ресурсы | |
1 | http://knowkip.ucoz.ru/ Сайт «Слесарь КИПиА» | |
2 | http://forum.kipiasoft.su/thread.php?postid=1818 Форум слесарей КИПиА | |
3 | http://www.knigochtec.ru/index.php/category/123-kip-i-metrologiya Сайт книги по КИПиА | |
4 | http://www.ict.edu.ruИнформационно_коммуникационные технологии в образовании// система федеральных образовательных порталов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: | |
5 | http://www.garant.ru/Гарант: информационноправовой портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Результаты обучения* (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | |
Умения: | ||
| Текущий контроль
практические занятия, индивидуальные задания, электронные презентации, макеты, внеаудиторная самостоятельная работа, зачеты | |
Знания: | ||
| Текущий контроль
реферат, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование, индивидуальные задания, электронные презентации, проект, зачеты Промежуточный контроль:
Итоговая аттестация
|
Преподаватель спецдисциплин: Блинникова Эвелина Тимеровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ для специальности 19727 штукатур среднего профессионального образования
Учебная дисциплина Охрана окружающей среды - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой изложены основы рационального природопользования, охраны природы в РФ. Изучением учебной дисц...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.О2 "Основы автоматизации производства"
Рабочая программа разработанна для обучающихся-осужденных федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 Менеджмент для специальности 100701 «Коммерция» среднего профессионального образования (базовая подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы по специальности 100701 «Коммерция» среднего профессиона...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Основы строительного производства по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения разработана на основе...
Рабочая программа учебной практики ПМ 01. "Выполнение штукатурных работ" по профессии среднего профессионального образования 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в рамках профессий СПО 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ, 08.01.06 Мастер сухого строительства, в дополнительном професси...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 01ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ для профессии среднего профессионального образования 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДУД. 03 Основы естественнонаучных знаний для профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
Рабочая программа учебной дисциплины Основы естественнонаучных знаний разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения ...