РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.06. ОСНОВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА» для профессии среднего профессионального образования 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 «Основы автоматизации производства» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО по профессии 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» базовой подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op.06_osn.avtomatiz_50ch-_peredel.docx | 72.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САХАЛИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.06. ОСНОВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА»
для профессии среднего профессионального образования
15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
Оха, 2019год
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06. «Основы автоматизации производства»,разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике», укрупненная группа 15.00.00 Машиностроение и технология наземного транспорта»и примерной программы», утвержденной Экспертно-методическим советом профессионального образования ИРОСО (протокол от 03 июня 2011г.)
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский индустриальный техникум» ГБПОУ СИТ
Разработчики:
Кулыгин Константин Анатольевич, преподаватель профессионального цикла ГБПОУ СИТ
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 «Основы автоматизации производства» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО по профессии 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» базовой подготовки.
Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы автоматизации производства» принадлежит общепрофессиональному циклу.
- Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Уметь: | Знать: |
1. Производить настройку и сборку простейших систем автоматизации; | 1.Основы техники измерений |
2. Использовать в трудовой деятельности средства механизации и автоматизации производственного процесса | 2. Классификацию средств измерений |
3. Контрольно-измерительные приборы | |
4. Основные сведения об автоматических системах регулирования | |
5. Общие сведения об автоматических системах управления |
- Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося | 75 | часа |
в том числе: | ||
| 50 | часа |
| 25 | часа |
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 75 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 50 |
в том числе: | |
| 26 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего) | 25 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2 |
№ п/п | Нагрузка обучающегося | Номер семестра | Всего часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
1. | ОП.06Основы автоматизации производства | ||||||||
1.1. Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося | 50 | 50 | |||||||
В том числе: | Занятий на уроках | 22 | 22 | ||||||
Практических работ | 26 | 26 | |||||||
Контрольная работа | |||||||||
1.2. Самостоятельной работы обучающегося | 25 | 25 | |||||||
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 | 2 |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 «Основы автоматизации производства»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | ||
Раздел: Автоматизация и механизация производства |
| 25/50/ 26 |
| ||
Тема 1. Системы управления. | Содержание учебного материала | 4 |
| ||
Автоматизированные системы управления производством. Функции АСУ ТП.. Гибкое автоматизированное производств | 2 | 1 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа №1. Составить опорный конспект: « Функции АСУП. Гибкое автоматизированное производство» | 1 | ||||
Тема 2. Основные виды микроэвм. | Содержание учебного материала | 4 |
| ||
Разновидности ЭВМ. Микропроцессор – основа современных микроэвм. Микропроцессорные комплекты. | 2 | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа №2. Составить опорного конспекта: « Микропроцессор – основа современных микроэвм». | 1 | 3 | |||
Практическое занятие №1. Запоминающее устройство микроэвм. | 4 | 3 | |||
Тема 3. | Содержание учебного материала | 6 |
| ||
Датчики в системах автоматики Цифроаналоговые преобразователи. Устройство речевого ввода-вывода.системы технического зрения. Устройство связи ЭВМ с объектом | 2 | 1 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа№ 4 Составить опорный конспект: «Датчики в системах автоматики. Цифроаналоговые преобразователи». | 2 | 2 | |||
Тема 4. Гибкие производственные системы. | Содержание | 4 |
| ||
Термины и определения. Классификация. Гибкие производственные модули . | 1 | 1 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5 Составить таблицу определяющие технологические характеристики ГПМ. | 2 | ||||
Производственные ячейки, системы. Гибкие автоматические участки. | 1 | 2 | |||
Тема 5.Системы измерения температур. | Содержание | 4 |
| ||
Измерительные преобразователи и приборы. | 1 | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6 Составить опорный конспект: «Измерительные преобразователи и приборы». | 3 | ||||
Приборы и преобразователи для измерения уровня. Измерительные преобразователи и приборы давления и расхода. Анализаторы свойств жидкостей и газов. | 1 | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6 Составить схему общего вида вторичного прибора со станцией управления. | 2 | ||||
Тема 6.Измерение температуры. | Содержание | 6 |
| ||
Классификация приборов измерения температуры. Принцип действия, конструкция, выбор и особенности установки манометрических термометров. Термоэлектрический преобразователь. | 2 | 2 | |||
Практическое занятие №2 Приборы для измерения температуры. Температурные шкалы. | 6 | 3 | |||
Тема 7. Измерение уровня жидких и сыпучих материалов | Содержание | 4 |
| ||
Классификация приборов для измерения уровня. Уровнемеры для жидкостей. Общая характеристика уровнемеров. Уровнемеры для твёрдых сыпучих материалов. Общая характеристика весового и механического уровнемеров. | 2 | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа№ 8Составить опорный конспект: «Классификация приборов для измерения уровня. Уровнемеры для жидкостей» | 3 | ||||
Тема 8.Измерение давления и разрежения | Содержание | 4 |
| ||
Единицы измерения давления в системе СИ, внесистемные единицы. Виды измеряемого давления. Классификация приборов измерения давления по роду измеряемой величины и принципу действия. | 1 | 2 | |||
3 | |||||
Практическое занятие №3 Устройство и принцип работы манометров | 4 | ||||
Общая характеристика жидкостных приборов. Пружинные и мембранные приборы. Упругие элементы пружинных приборов. | 1 | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа. 10Творческая работа: Подготовка эл. Презентации по теме «Технологии измерения давления и разрежения» | 2 | ||||
Грузопоршневые и электрические манометры, принцип их действия и особенности применения. Пневматические датчики давления и вторичные приборы. Условные обозначения приборов и схемы систем автоматического контроля давления | 2 | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа 11. Творческая работа:- подготовка макетов, плакатов, схем АСУ ТП с применением условных обозначений приборов и схемы систем автоматического контроля давления. | 2 | ||||
Тема 9.Измерение количества и расхода материалов | Содержание | 6 | |||
Классификация приборов измерения количества и расхода материалов. | 2 | 2 | |||
Измерение количества жидкостей и газов. Счётчики скоростные, объёмные. Выбор, установка и эксплуатация счётчиков на химических предприятиях. | |||||
Измерение расхода жидкостей, газов и паров. Классификация расходомеров. Расходомеры переменного перепада давления, принцип измерения и схема расходомерной установки. | |||||
Практические занятия№4 Счётчики скоростные, объёмные | 2 | 3 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа 12.Творческое задание: - реферат, презентация с сообщением по теме «Способы измерения количества материалов» - анализ просмотра учебного фильма АГЗУ «Мера» | 2 | ||||
Тема 10.Контроль качественных показателей материалов | Содержание | 6 |
| ||
Измерение концентрации жидкостей. Методы измерения: кондуктометрический, оптический, электрометрический. Общая характеристика кондуктометров. | 1 | 1 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа №13Изучение приборов для измерения плотности жидкостей по сайту «Слесарь КИПиА» | 2 | ||||
Практическое занятие № 5 Виды приборов для измерения плотности и вязкости жидкостей. | 4 | 3 | |||
Измерение влажности. Методы контроля влажности газов и твёрдых тел.Измерение вязкости жидкостей. | 1 | 1 | |||
Практическое занятие № 6 Измерение относительной влажности воздуха. | 6 | 3 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа №14 Изучение способов контроля качественных показателей материалов по сайту «Слесарь КИПиА» | 3 | ||||
Дифференцированный Зачет | 2 | ||||
Лабораторно-практические занятия | 26 | ||||
Итого самостоятельная работа: | 25 | ||||
Всего: | 50 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. –ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Программа учебной дисциплины реализуется в учебном кабинете: Средств измерений и контрольно-измерительных приборов, основ взаимозаменяемости и метрологии, основ промышленной электроники; лаборатории: Автоматизации производства.
№ п/п | Оборудование | Технические средства обучения |
1 | Комплект учебно – программного оборудования «Основы автоматизации производства». | Персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; |
2 | Комплект учебно – программного оборудования «Электрические аппараты». | Мультимедийный проектор с проекционным экраном; |
3 | Комплект учебно – программного оборудования «Охранно-пожарная сигнализация». Приборы и устройства:датчики, исполнительные механизмы,конта-ктные устройства, осциллограф; комплект учебного оборудования «Средства автоматизации и управления — СЕНСОР» для изучения промышленных средств автоматизации (САУ-СЕНСОР) | Действующая нормативно-техническая и технологическая документация: -правила техники безопасности и производственной санитарии; -инструкции по эксплуатации приборов и устройств автоматики; инструкции по пожаро- и электробезопас-ности. |
Учебные наглядные пособия: | ||
4 | Фильмотека с учебно-демонстраци-онными и мультимедийными про-дукциями:
| Мультимедийный проектор с проекционным экраном; |
5 | Схемы: 5.1. Схема АСУ ТП ОБТК – объе-диненного берегового комплекса ООО «РН-СМНГ» проект «Сахалин-1» 5.2. Схема АСУ ТП проект «Сахалин-2» 5.3. Схема АСУ ТП нефтепарк «Тунгор» 5.4 Схема АСУ ТП АЗС. | Стендовое оборудование – в производстве изготовления. |
5 | Электронные, мультимедиа. | Плакаты |
6 | Средства ЭХЗ –электрохимзащиты, катодная, протекторная и дренаж-ная защита объектов НГД. | Макеты; средства индивидуальной защиты; |
3.2. Информационное обеспечение обучения
№ п/п | Наименование рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов | |
I | Основные источники | |
1 | Селевцов Л.И. Автоматизация технологических процессов: учебник для студ.учреждений сред. Проф.образования.М.:Издательский центр «Академия» 2012 | |
2. | Основы автоматизации производства : учебник для СПО, Пантелеев В.Н., Прошин В.М.. 6-е изд., стер.-М. : издательский Центр «Академия», 2014г., - 208с. | |
3 | АвтоматизациятехнологическихпроцессовипроизводствУчеб.пособие (ГРИФ) // А.А. Иванов. — М.: Форум, 2011. — 224 с.: | |
4 | Материаловедение для технических колледжей: Учебник / Ю. Т. Вишневецкий. – 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 332 с. | |
4 | Программное обеспечение: 4.1 Мультимедийная обучающая программа на CDдисках по профессии– М.: Федеральное Государственное унитарное предприятие «Республиканская консультационно-внедренческая фирма «Труд»», 2006. 4.2 | |
II | Дополнительные источники | |
1 | Москаленко В.В. Системы автоматизированного управления электропривода. Учебник. (Среднее профессиональное образование) ИНФРА-М: ,2007. –с. | |
2 | ГОСТ 3925-90 и Сертификат ГОСТ Р ISO 9001 – условные обозначения приборов и другой аппаратуры на схемах АСУ ТП. | |
3 | Комягин А.Ф. Автоматизация производственных процессов и АСУ ТП газонефтепроводов, М., Недра, 1983.-с. | |
4 | Певзнер В.Б. Основы автоматизации нефтегазопроводов и нефтебаз, М., Недра, 1975. .-с | |
5 | Поспелов Л.П., Основы автоматизации производства: Учебник для техникумов. – М: Недра, 1988. .-с | |
6 | Емельянов А.И., Капник О.В. Проектирование систем автоматизации технологических процессов, М., Энергоатомиздоат, 1983. .-с | |
7 | Клюев А.С. Автоматическое регулирование, М., Недра, 1986. .-с | |
8 | Клюев А.С. Проектирование систем автоматизации технологических процессов, М., Энергия, 1980. .-с | |
9 | Озол П.Г. Автоматизация компрессорных станций с электроприводными газоперекачивающими агрегатами, Л., Недра, 1981. .-с | |
10 | Подкопаев А.П. Технологические измерения и контрольно-измерительные приборы, М., Недра, 1986.-с | |
11 | Исакович Р.Я., Догинов В.И. Автоматизация производственных процессов нефтяной и газовой промышленности, М., Недра, 1983. | |
12 | Аверьянов А.А., Лебедь Н.М. Газоперекачивающие агрегаты с приводом авиационного типа, М., Недра, 1980. | |
13 | Дубровский В.В. Справочник по автоматизации в газовой промышленности, М., Недра, 1990. | |
14 | Техническая документация систем агрегатной автоматики МСКУ-4510, ССС. Технологический регламент УКПГ-1АС. | |
15 | Крылов Г.В. Степанов О.А. Эксплуатация и ремонт газопроводов и газохранилищ, М., Academa , 2000. | |
16 | Данилов А.А., Петров А.И., Газораспределительные станции, С-Петербург, Недра, 1999 | |
17 |
| |
18 | Электротехнические и конструкционные материалы: Учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. образования / В. Н. Бородулин, А. С. Воробьев, В. М. Матюнин и др.; Под ред. В. А. Филикова. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. – 280 с. | |
19 | Материалы профессионально ориентированных периодических публикаций, эссе, конференций, симпозиумов, изданий: журналы, книги, методические и учебные пособия. | |
20 | Журавлева Л. В. Электроматериаловедение: Учеб.для нач. проф. образования: Учеб.пособие для сред. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2001. – 312 с. | |
21 | Горелик С. С., Дашевский М.Я. Материаловедение полупроводников и металловедение. - М., 1973. | |
22 | Мильвидский М. Г. Полупроводниковые материалы в современной электронике. -М., 1986. | |
23 | Пасынков В. В., Сорокин В. С.. Материалы электронной техники. – 2-е изд. – М., 1986.. | |
24 | Нашельский А. Я. Технология полупроводниковых материалов. - М., 1987.. | |
25 | Мейлихов Е. З., Лазарев С. Д. Электрофизические свойства полупроводников (Справочник физических величин). – М., 1987 | |
26 | Сена Л. А. Единицы физических величин и их размерности. – М.: Наука, 1977 | |
II | Интернет-ресурсы | |
1 | http://knowkip.ucoz.ru/ Сайт «Слесарь КИПиА» | |
2 | http://forum.kipiasoft.su/thread.php?postid=1818 Форум слесарей КИПиА | |
3 | http://www.knigochtec.ru/index.php/category/123-kip-i-metrologiya Сайт книги по КИПиА | |
4 | http://www.ict.edu.ruИнформационно_коммуникационные технологии в образовании// система федеральных образовательных порталов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: | |
5 | http://www.garant.ru/Гарант: информационноправовой портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Результаты обучения* (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | |
Умения: | ||
| Текущий контроль
практические занятия, индивидуальные задания, электронные презентации, макеты, внеаудиторная самостоятельная работа, зачеты | |
Знания: | ||
| Текущий контроль
реферат, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование, индивидуальные задания, электронные презентации, проект, зачеты Промежуточный контроль:
Итоговая аттестация
|
Преподаватель спецдисциплин: Блинникова Эвелина Тимеровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.О2 "Основы автоматизации производства"
Рабочая программа разработанна для обучающихся-осужденных федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 01ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ для профессии среднего профессионального образования 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДУД. 03 Основы естественнонаучных знаний для профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
Рабочая программа учебной дисциплины Основы естественнонаучных знаний разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА ОП.04 ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ по программе дополнительных учебных курсов
Учебный предмет «Основы бухгалтерского учета» является частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01. Экономика и б...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Основы финансовой грамотности для профессии среднего профессионального образования 15.01.05 Сварщик (ручной и частично – механизированной сварки (наплавки)) по программе базовой подготовки
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.01.05 «Сварщик» (ручной и час...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО ВЫБОРУ УПВ.03 ЭКОНОМИКА для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ по программе дополнительных учебных курсов
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет.Реа...
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ В ФОРМЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Основы финансовой грамотности для профессии среднего профессионального образования 15.01.05 Сварщик (ручной и частично – механизированной сварки (
Дифференцированный зачет по общеобразовательной дисциплине по предмету ОП.08 «Основы финансовой грамотности» (далее учебный предмет) для профессии СПО 15.01.05 Сварщик (ручной ...