РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО ВЫБОРУ УПВ.03 ЭКОНОМИКА для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ по программе дополнительных учебных курсов
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет.
Реализация программы учебного предмета по выбору УПВ.03 «Экономика» сопровождается текущей и промежуточной аттестацией.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
- освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, отдельных предприятий;
- развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности;
- проводить анализ, преобразование и использование экономической информации, уметь решать практические задачи в учебной деятельности и применять их на практике в повседневной жизни;
- овладение умением находить актуальную экономические данные на информационных ресурсах и сети Интернет;
- овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;
- формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования;
- понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России, умение ориентироваться в текущих экономических событиях;
- формирование умений самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;
- формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upv.03_ekonomika_dlya_38.02.01.docx | 66.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский индустриальный техникум»
РАССМОТРЕНО: на заседании МО преподавателей профессионального цикла Протокол №____ «____»_____________2022 г. Руководитель МО ___________М.Ю. Гаранжа | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УПР __________Н.В. Радченко «____»____________2022 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБПОУ СИТ ______________Д.В. Чан «____»___________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО ВЫБОРУ
УПВ.03 ЭКОНОМИКА
для профессии среднего профессионального образования
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
по программе дополнительных учебных курсов
Составитель: Сидорова Татьяна Юрьевна
Преподаватель ГБПОУ СИТ
Оха, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 4 |
2 | Структура и содержание учебной дисциплины | 5 |
3 | Тематический план и содержание учебной дисциплины | 7 |
4 | Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 12 |
5 | Рекомендуемая литература | 13 |
6 | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 14 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
Реализация программы учебного предмета по выбору УПВ.03 «Экономика» сопровождается текущей и промежуточной аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта (работы).
(п.2.9. в ред. Приказа Минпросвещения России от 01.09.2022 № 796).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
- освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, отдельных предприятий;
- развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности;
- проводить анализ, преобразование и использование экономической информации, уметь решать практические задачи в учебной деятельности и применять их на практике в повседневной жизни;
- овладение умением находить актуальную экономические данные на информационных ресурсах и сети Интернет;
- овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;
- формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования;
- понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России, умение ориентироваться в текущих экономических событиях;
- формирование умений самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;
- формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента;
1.4. Распределение часов, отводимое на освоение предмета, по семестрам:
№ п/п | Нагрузка обучающегося | Номер семестра | Всего часов | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||
1 | Максимальная учебная нагрузка УПВ.03 Экономика | 70 | 73 | 147 | |||||||
2 | Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 66 | 58 | - | - | - | - | - | - | 124 | |
В том числе: | Занятий на уроках | 33 | 29 | - | - | - | - | - | - | 62 | |
Практических занятий | 33 | 28 | - | - | - | - | - | - | 61 | ||
3 | Самостоятельная работа | 2 | 13 | - | - | - | - | - | - | 15 | |
4 | Промежуточная аттестация в форме | 2 | 2 | 4 | |||||||
Дифференцированный зачет | 1 | 1 | |||||||||
Экзамен | 1 | 1 | 2 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ЭКОНОМИКА"
2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и вид учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 147 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 124 |
в том числе: | |
- практические занятия | 61 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работы (всего) | 15 |
в том числе: | |
- работа с конспектом и учебным пособием, составление электронного (рукописного) словаря (глоссария) экономических терминов, изученных в курсе дисциплины | |
- решение тематических задач | |
- составление, заполнение и анализ экономических схем, таблиц, графиков | |
- подготовка докладов, электронных презентаций | |
- проведение типовых расчетов, индивидуальных работ | |
Промежуточная аттестация в форме: | 4 |
Дифференцированный зачет | 1 |
Экзамен | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ЭКОНОМИКА»
38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося | Объем часов | Уровень освоения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62/62/15 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Экономика и экономическая наука | 10/10/0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.1. Введение. Экономические явления и процессы в общественной жизни, потребности человека и ограниченность ресурсов. | Содержание учебного материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Содержание учебной дисциплины и ее задачи. Связь с другими учебными дисциплинами, теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Экономические явления и процессы в общественной жизни. Экономические потребности человека и общества. Свободные и экономические блага общества. Ограниченность ресурсов - главная проблема экономики. важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал. предпринимательство. Границы производственных возможностей. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие № 1 Работа с конспектом и учебным пособием. Составление электронного (рукописного) словаря (глоссария) основных терминов и понятий изученных в теме. | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.2. Факторы производства. прибыль и рентабельность. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль, структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процента. Основные теории происхождения процента. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие № 2 Работа с конспектом и учебным пособием. Составление электронного (рукописного) словаря (глоссария) основных терминов и понятий изученных в теме. | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.3. Выбор и альтернативная стоимость | Содержание учебного материала | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие № 3. Работа с конспектом и учебным пособием. Составление электронного (рукописного) словаря (глоссария) основных терминов и понятий изученных в теме. | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.4. Типы экономических систем. | Содержание учебного материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Традиционная экономика. "Чистая" рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно - командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие № 4. Практикум "Типы экономических систем" | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.5. Собственность и конкуренция. | Содержание учебного материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Понятие собственности. Собственность, как основа социально - экономических отношений. Собственность, как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие № 5 Работа с конспектом и учебным пособием. Составление электронного (рукописного) словаря (глоссария) основных терминов и понятий изученных в теме. | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена. | Содержание учебного материала | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка. Понятие обмена. Организационный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие № 6 Работа с конспектом и учебным пособием. Составление электронного (рукописного) словаря (глоссария) основных терминов и понятий изученных в теме. | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. Семейный бюджет. | 4/4/2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.1. Структура семейного бюджета и экономика семьи. | Содержание учебного материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие № 7 Практикум "Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса". | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Реальная и номинальная заработная плата, реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование. | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся № 1 Составление, заполнение и анализ экономических схем, таблиц и графиков. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и корректировка личного финансового плана. | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие № 8 Тренинг "Экономическое влияние безработицы и инфляции на семью" | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3. Стоимость товара и его качество. | 3/3/0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.1. Стоимость товара. Полезность товара. | Содержание учебного материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Стоимость товара: основные понятия, порядок формирования. Понятие предельной полезности. Соотношение предельной полезности и издержек производства. | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Качество продукции: характеристика, показатели. Управление качеством. Система качества. Стандартизация и сертификация продукции. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие № 9 Работа с конспектом и учебным пособием. Составление электронного (рукописного) словаря (глоссария) основных терминов и понятий изученных в теме. | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 4. Рыночная экономика. 13/13/4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4.2. Экономика предприятия: цели, задачи, организационные формы. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4.3. Организация производства. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 5. Труд и заработная плата. 6/6/2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5.2. Безработица. Политика государства в области занятости. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5.3. Наемный труд и профессиональные союзы. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 6. Деньги и банки | 10/10/4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 6.1. Деньги и их роль в экономике |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 6.2. Банковская система | Содержание учебного плана | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение ЦБ РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно - денежной политики. | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие № 20 Доклад на тему пройденного материала на выбор: Роль денег в экономике, Деньги, как средство обращения, Деньги, как средство платежа, Денежный запас и т.д. | 2 | 1,2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся № 9 Работа с конспектом и учебным пособием. Составление электронного (рукописного) словаря (глоссария) основных терминов и понятий изученных в теме. | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 6.3. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок. | Содержание учебного плана | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие № 21 Доклад на тему пройденного материала на выбор: Ценные бумаги и их виды. Рынок ценных бумаг | 2 | 1,2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственному. Биржевые спекуляции. Биржи России. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие № 22 Работа с конспектом по пройденному материалу. | 1 | 1,2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся № 10 Работа с конспектом и учебным пособием. Составление электронного (рукописного) словаря (глоссария) основных терминов и понятий изученных в теме. | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 6.4. Инфляция и ее социальные последствия. | Содержание учебного плана | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса и предложения. Социально - экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер. | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие № 23 Работа с конспектом и учебным пособием. Составление электронного (рукописного) словаря (глоссария) основных терминов и понятий изученных в теме. | 2 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 7. Государство и экономика | 7/7/0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 7.1. Роль государства в развитии экономики | Содержание учебного плана | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Государство как рыночный объект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них. | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие № 24 Работа с конспектом и учебным пособием. Составление электронного (рукописного) словаря (глоссария) основных терминов и понятий изученных в теме. | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 7.2. Налоги и налогообложение | Содержание учебного плана | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие и виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов. | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие № 25 Составление, заполнение и анализ экономических схем, таблиц и графиков. Составление и заполнение таблицы (схемы, рисунка) "Основные налоги в РФ" | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета. | Содержание учебного плана | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие № 26 Работа с конспектом и учебным пособием. Составление электронного (рукописного) словаря (глоссария) основных терминов и понятий изученных в теме. | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 7.4. Показатели экономического роста. Экономические циклы. | Содержание учебного плана | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Цели национального производства и состава ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов и доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП. Основные факторы экономического роста. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие № 27 Составление, заполнение и анализ экономических схем, таблиц, графиков. Составление схемы "Макроэкономические показатели", Анализ графика "Циклическое развитие экономики". | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 7.5. Основы денежно - кредитной политики государства. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Понятие денежной политики государства. Цели и задачи денежно - кредитной политики. Инструменты денежно - кредитной политики. Открытый рынок и его операции. Учетная ставка - политика изменения. Нормы обязательных резервов. Политика "дорогих" и "дешевых" денег. Эффективность и границы денежно - кредитного регулирования. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие № 28 Составление, заполнение и анализ экономических схем, таблиц, графиков. Составление и заполнение таблицы "Влияние денежно - кредитной политики государства на доходы населения". | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 8. Международная экономика. | 5/5/0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 8.1. Международная торговля - международный индикатор интеграции национальных экономик. | Содержание учебного плана | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритрейдерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли. | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие № 29 Подготовка доклада, эл. презентации на тему: "Международная торговля развитых стран: Германия, Европейские государства, США, Китай" (по выбору обучающегося) | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 8.2. Валюта. Обменные курсы | Содержание учебного плана | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритете покупательной способности, колебания циклического характера. Различия в процентных савках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса. | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие № 30 Заполнение таблицы «Основные мировые валюты» и их курс по отношению к рублю, доллару, евро, юаню и т.д. на сегодняшний день». | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 8.3. Особенности современной экономики России | Содержание учебного плана | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат в современной России. Россия и мировая экономика. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие № 31 Работа с конспектом и учебным пособием. Доработка и корректировка электронного (рукописного) словаря (глоссария) экономических терминов, изученных в курсе дисциплины. | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 9. Основы финансовой грамотности | 4/3/4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 9.1. Личное финансовое планирование | Содержание учебного плана | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов. SWOT – анализ как один из способов принятия решений. | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие № 32 Практикум по составлению и планированию личного и семейного бюджета. | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся № 11 Составление личного финансового плана и бюджета. | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 9.2 Создание собственного бизнеса | Содержание учебного плана | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Основные понятия: бизнес, стартап, бизнес – план, бизнес – идея, планирование рабочего времени. | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся № 12 Подготовка к Практическому занятию. | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие № 33 Практикум по формированию навыков по поиску актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса «Презентация компании. Составление бизнес – плана по алгоритму. Ведение простых расчетов. Подсчет издержек, прибыли, доходов». | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | 4 | 2,3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференцированный отчет | 1 | 2,3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экзамен | 2 | 2,3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВСЕГО | 62/62/15 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Примечание: указание цифр через дробь означает количество часов:
содержание учебного материала /практические занятия/ внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета для проведения дисциплин социально - экономического профиля.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся (столы, стулья);
- рабочее место преподавателя (стол, стул);
- специализированная мебель (книжные шкафы, стол – тумба под техническую аппаратуру);
- учебная доска;
- раздаточный материал для проведения практических работ.
Технические средства обучения:
- ПК для оснащения рабочего места преподавателя;
- стандартное программное обеспечение;
- технические устройства для аудиовизуального отображения информации (проектор, доска, акустические колонки);
- аудиовизуальные средства обучения (мультимедийные презентации, задания и упражнения).
- Принтер.
3.2. Учебно – методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика», систематизированный по компонентам
1. Нормативная и учебно – методическая документация (ФГОС по специальности, учебный план, примерная программа, рабочая программа).
2. Учебно – методические материалы:
- требования и рекомендации по изучению теоретического материала;
- дидактические материалы по обеспечению аудиторных занятий;
- периодические издания экономического содержания;
- перечень видов внеаудиторной самостоятельной работы;
- материалы для организации внеаудиторной самостоятельной работы (учебные пособия, электронные средства обучения, методические разработки по отдельным темам).
3. Средства контроля:
- материалы по аттестации (требования к допуску, критерии оценок);
Комплект оценочных средств для текущего контроля по темам, для промежуточной аттестации, для итоговой аттестации.
3.3. Информационно – коммукативное обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет – ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Н.Н. Кожевникова. Основы экономики. 10-е изд.. стер.-М: ИЦ «Академия», 2014г.
- С.М. Пястолов. Экономическая теория. Учебник – М., изд. «Академия», 2011;
- Е.Ф. Борисов. Основы экономики. 4-е изд., стереотипное – М., изд. «Дрофа», 2010;
- Л.М. Куликов. Основы экономической теории. Издание второе – М., из. «Финансы и статистика», 2009;
- Е.И. Еремина, А.Я. Щукина. Практикум по экономике. – М., изд. «Академия», 2009
Дополнительные источники:
- В.Г. Слагода Экономика. – М, изд. «Форум», 2011;
- И.В. Липсиц, основы экономики,-М., изд. «Вита – пресс», 2011;
- И.А. Якименко, Основы денежного мира, или Хочу стать инвестор!. – М.: Зебра Е., 2010
Интернет-ресурсы:
- Сайт Федеральной налоговой службы России www.nalog.ru
- Электронный словарь Wikipedia www.ru.wikipedia.org
- Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли www.economy.gov.ru
- Официальный сайт газеты Экономика и жизнь www.Eg-online.ru
- Сайт ежегодной всероссийской олимпиады по финансовому рынку www.ifru.ru
- Основы финансовой грамотности – www.finbas.ru
- Азбука финансов – www.azbukafinansov.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, устных и письменных опросов, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Личностные: - развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов; - формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своего места и роли в экономическом пространстве; - воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; Метапредметные: - умение формулировать представление об экономической науке как о системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли; - умение обучающихся самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, использовать правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем; - умение правильно воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина РФ, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции РФ; - умение генерировать полученные знания о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития РФ, так и мирового сообщества; - умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений; Предметные: - знать составляющие экономической системы - знать сущность экономических институтов, их роли в социально – экономическом развитии общества; - знать и понимать значение этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформировать уважительное отношения к чужой собственности; - знать и применять принципы экономического мышления: умение принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом; - знать и владеть навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; уметь различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни; - знать и применять навыки проектной деятельности: уметь разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров; - знать и применять полученные навыки для эффективного исполнения основных социально – экономических ролей (производителя, потребителя, продавца, покупателя, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика); - знать особенности современного рынка труда, владеть этикой трудовых отношений, - знать и уметь ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и в мире, понимать место и роль России в современной мировой экономике. | оценка в рамках текущего контроля выполнения домашних заданий тестовых заданий устного фронтального опроса проверки заполнения и анализа таблиц устных сообщений и различных видов практических и самостоятельных работ. оценка результата по 5 бальной шкале |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.02 Черчение по профессии среднего профессионального образования 15.02.08 Технология машиностроения
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.02.08 Технология машиностроенияДисциплина может быть использо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.02 Черчение по профессии среднего профессионального образования 15.02.08 Технология машиностроения
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.02.08 Технология машиностроенияДисциплина может быть использо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.10 ФИЗИКА по профессии среднего профессионального образования профиль обучения – технический
Программа учебной дисциплины предназначена для изучения физики при реализации образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования на...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА БД.03 ЭКОНОМИКА для профессии среднего профессионального образования 09.02.06 Сетевое и системное администрирование
Программа общеобразовательной учебной дисциплины является частью основной производственной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.06 сетевое и системное администрир...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА ОП.05 АУДИТ для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ по программе дополнительных учебных курсов
Учебный предмет «Аудит» является частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01. Экономика и бух...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по общеобразовательной дисциплины БД.03 ЭКОНОМИКА для профессии среднего профессионального образования 09.02.06 Сетевое и системное администрирование по программе базовой подготовки
Фонд оценочных средств общеобразовательного производственного цикла является частью основной программы специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.06 Сетевое и системн...
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ В ФОРМЕ ЭКЗАМЕНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА УПВ.01 Экономика для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по программе базовой подготовки
Экзамен по общеобразовательной дисциплине по предмету УПВ.01 «Экономика» (далее учебный предмет) для профессии СПО 38.02.01 экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по программе ...