РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДУД. 03 Основы естественнонаучных знаний для профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
рабочая программа

Асхабова Сайпуллаевна Светлана

Рабочая программа учебной дисциплины  Основы естественнонаучных знаний разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259) и примерной программы учебной дисциплины «Биология», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования». (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., с уточнениями от 25 мая 2017г. Протокол №3).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kip_i_a_osnovy_estet._znaniy.docx96.79 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Утверждена приказом директора  

                                                                      БУ «Лангепасский политехнический колледж»

№ 439-р от 03.06.2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДУД. 03

Основы естественнонаучных знаний

для профессии

15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

Покачи

2022

Рабочая программа учебной дисциплины  Основы естественнонаучных знаний разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259) и примерной программы учебной дисциплины «Биология», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования». (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., с уточнениями от 25 мая 2017г. Протокол №3).

Организация-разработчик:

 БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г.Покачи

Разработчики:

Асхабова С.С., преподаватель высшей квалификационной категории

Рекомендована педагогическим советом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи

Протокол № 17 от 30. 05. 2022г.

Рассмотрена                                                                                               «Согласовано»

ПЦК  преподавателей                                                                      Заведующий очным отделением

общеобразовательного цикла                                                               ___________ С.Н.Каращук

Протокол № 6 от 27. 05. 2022г.  

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

1.1  Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины Основы естественнонаучных знаний является частью программы квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно- измерительным приборам и автоматике.

1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих:  дисциплина входит в общеобразовательный цикл .

1.3  Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

При реализации программы у обучающихся будут сформированы Общие компетенции по специальности:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы естественнонаучных знаний» обеспечивает достижениестудентами следующих результатов:

личностных:

  • чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки;
  • химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
  • готовность  к  продолжению  образования  и  повышения  квалификации  в  избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
  • умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
  • сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;
  • понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
  • способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
  • устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
  • готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
  • объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества.

метапредметных:

  • использование  различных  видов  познавательной  деятельности  и  основных  интеллектуальных  операций  (постановки  задачи,  формулирования  гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения,  научного  эксперимента)  для  изучения  различных  сторон  химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
  • использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
  • повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач.

предметных:

  • сформированность  представлений  о  месте  химии  в  современной  научной картине  мира;  
  • понимание  роли  химии  в  формировании  кругозора  и  функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  • владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами  и  закономерностями;
  • уверенное  пользование  химической  терминологией  и имволикой;
  • владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
  • умение обрабатывать, объяснять  результаты  проведенных  опытов  и  делать  выводы;  
  • готовность  и способность применять методы познания при решении практических задач;
  • сформированность  умения  давать  количественные  оценки  и  производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
  • владение правилами техники безопасности при использовании химических  веществ;
  • сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников;
  • сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
  • владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
  • владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
  • владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
  • сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
  • владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
  • сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;
  • сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
  • владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей.

Личностные результаты

Код личностных результатов

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 4

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

ЛР 6

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.

ЛР 8

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 10

 1.4  Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  162 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  108 часов;

самостоятельной работы обучающегося  54 часов.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1  Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

108

в том числе:

 практические занятии:

32

практические   работы

11

 контрольные работы

9

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

54

в том числе:

  Выполнение домашних заданий (внеаудиторная самостоятельная работа)

  Подготовка докладов и презентаций

  Составление терминологического словаря

  Конспектирование текста

  Решение задач

Промежуточная аттестация в форме итоговой контрольной работы

2.2  Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы естественнонаучных знаний (Биология)

                

Наименование разделов и тем

п/п

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Самосто

ятельная работа

Уровень освоения

1

2

3

4

5

Тема 1.

Введение.

Основы цитологии

Содержание учебного материала

1

Общая характеристика биологии как науки .Основные положения клеточной теории

1

1

2

Практическое занятие: Строение и функции клетки.

1

3

Химический состав клетки

1

2

4

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

1

1

Тема 2.

Размножение и индивидуальное развитие

Содержание учебного материала

5

Размножение организмов и индивидуальное развитие организмов.

1

1

6

Деление клеток .

1

1

7

Размножение организмов

1

2

8

Индивидуальное развитие организмов .

Тема3.

Основы генетики и селекции

Содержание учебного материала

9

Основные закономерности наследования

1

2

10

Сцепленное наследование

1

2

11

Генетика пола

1

2

12

Основные положения хромосомной теории наследственности

1

2

13

Геном как целостная исторически сложившаяся система

1

3

14

Значение генетики для медицины и здравоохранения

1

2

15

Изменчивость

Закон гомологичных рядов Н. И. Вавилова

16

Мутации как материал для отбора

17

Селекция растений . Селекция животных .

18

Основные направления биотехнологии

19

Контрольная работа №1 по темам 1-3

1

2

Тема4.

Происхождение и развитие жизни на Земле.

Эволюционное учение

Содержание учебного материала

20

Додарвиновский период развития биологии

Основные положения эволюционной теории Дарвина

1

1

21

Движущие силы эволюции

1

1

22

Вид и популяция

23

Результаты эволюции

1

1

24

Развитие органического мира. Доказательства эволюции органического мира

1

2

25

Главные направления эволюции

1

2

Тема5.

Происхождение человека

Содержание учебного материала

26

Антропогенез. Этапы эволюции человека.

1

1

27

Родство и единство происхождения человеческих рас.

1

1

28

Практическое занятие: Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата по теме: «Основные этапы эволюции человека. Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма». Составление таблицы: «Человек и человекообразные обезьяны». Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Тема6.

Экология

Содержание учебного материала

29

Экологические факторы(Абиотические и биотические факторы)

1

1

30

Биогеоценозы, их структуры и характеристика

1

1

31

Основы учения о биосфере

1

2

32

Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере

1

33

 Возникновение и эволюция биосферы

1

2

34

Природные ресурсы и проблемы их охраны

Содержание учебного материала

35

Контрольная работа №2 по темам 4 -

Итоговый зачет-1ч

36

Итоговая контрольная работа

1

3

                                                                 Всего: 54 часа

36

Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы естественнонаучных знаний (География)

Наименование раздела и тем

п/п

Содержание учебного материала и практических занятий, самостоятельная работа

Объем часов

Самосто

ятельная работа

Уровень освоения

Глава 1. Политическое устройство мира

Тема 1.1

Современная политическая карта мира

Содержание учебного материала

1

Политическая карта мира

1

1

2

Практическое занятие:  Типология стран по уровню социально-экономического развития

Глава 2.География мировых природных ресурсов

Тема 2.1

 Природа и человек в современном мире

Содержание учебного материала

3

География мировых природных ресурсов

1

1

4

Взаимодействие человеческого общества и природной среды

1

2

5

Практическое занятие:  Природные ресурсы: виды и особенности размещения

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Написать доклад на тему «Особенности рационального и  нерационального природопользования»

2

Глава 3. География населения мира.

Тема 3.1 

География населения мира

Содержание учебного материала

6

Численность, воспроизводство, половая и возрастная структура населения

1

2

7

Практическое занятие:  Качество жизни населения

8

Трудовые ресурсы и занятость населения

9

Расовый, этнический и религиозный состав населения

10

Практическое занятие:  Размещение населения, миграции населения и урбанизация

Выполнение домашних заданий. Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах мира.  Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Определение демографической ситуации и особенностей. Сопоставление культурных традиций разных народов. . Демографическая ситуация и демографическая политика в России, странах и регионах мира. Урбанизация - всемирный процесс: проблемы и перспективы Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

2

Глава 4. Мировое хозяйство

Тема 4.1. 

Мировое хозяйство

Содержание учебного материала

11

Этапы становления и развития мирового хозяйства

1

2

12

Практическое занятие:  Современные особенности развития мирового хозяйства

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий.  Подготовить сообщения на тему « Этапы развития мировой экономики».

1

Тема 4.2

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала

1

13

Мировое сельское и лесное хозяйство, лесозаготовка и рыболовство

1

14

Горнодобывающая промышленность

Самостоятельная работа. Выполнение домашнего задания. Составить таблицу на тему «страны крупнейшие производители минеральных

 ресурсов»

1

Тема 4.3

География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства.

Содержание учебного материала

15

Топливно-энергетический комплекс

1

1

16

Металлургический комплекс .Машиностроение

1

2

17

Практическое занятие:  Химическая, лесная (перерабатывающие отрасли) и легкая промышленность

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Составления кроссвордов.  Подготовить сообщение по теме: Топливно-энергетический комплекс. Металлургический комплекс. Машиностроение. Химическая, лесная (перерабатывающие отрасли) и легкая промышленность

1

Тема 4.4

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала

18

Транспортный комплекс

1

2

19

Медицинские, образовательные, туристские, деловые, информационные услуги и торговля

1

20

Контрольная работа по темам 1.1- 4.4

1

3

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Составить сравнительную таблицу по теме: «Страны занимающие ведущие позиции в мире по объемам по импорту и экспорту». Подготовить сообщение по теме: Медицинские, образовательные, туристские, деловые, информационные услуги и торговля

2

Глава 5. География населения и хозяйства Зарубежная Европа

Тема 5.1 

Общая характеристика Зарубежной Европы.

Содержание учебного материала

21

Практическое занятие:  Общая характеристика Зарубежной Европы

1

2

22

Германия. Великобритания

1

3

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Написать доклад на тему «Германия» «Великобритания».

1

Глава 6. География населения и хозяйства Зарубежной Азии.

Тема 6.1

Общая характеристика

Зарубежной Азии

Содержание учебного материала

23

Практическое занятие:  Общая характеристика Зарубежной Азии

1

2

24

Япония

1

2

25

Китай .Индия

1

2

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Написать доклад на тему «Япония», «Китай,« Индия»».

1

Глава 7. География населения и хозяйства Африки.

Тема 7.1 

География населения и хозяйства Африки.

Содержание учебного материала

26

  Практическое занятие:  География населения и хозяйства Африки.

1

2

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Подготовить сообщения на тему « Особенности развитие африканских стран».

1

Глава 8. География населения и хозяйства Северной Америки.

Тема 8.1

Общая характеристика Северной Америки.

Содержание учебного материала

27

  Практическое занятие:  Общая характеристика Северной Америки

1

2

28

Практическое занятие:  США-население ,хозяйство.

1

2

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий.  Составить сравнительную таблицу на тему «США и Канада.»

1

Глава 9. География населения и хозяйства Латинской Америки.

Тема 9. 1

 Общая характеристика Латинской Америки.

Содержание учебного материала

29

Практическое занятие:  Общая характеристика Латинской Америки.

1

2

30

Бразилия ,Мексика - население ,хозяйство

1

2

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Составить сравнительную таблицу на тему «Бразилия» «Канада»

1

Глава 10.География населения и хозяйства Австралии и Океании.

Тема 10. 1

 География населения и хозяйства Австралии и Океании.

Содержание учебного материала

31

   География населения и хозяйства Австралии и Океании.

1

2

Глава 11.Россия в современном мире.

Тема 11.1

 Географическое, геополитическое и геоэкономическое положение России.

Содержание учебного материала

32

Географическое, геополитическое и геоэкономическое положение России.  

1

2

33

Практическое занятие:   Роль России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда

1

2

34

Контрольная работа по темам 5.1- 11.1

1

3

Глава 12. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.

Тема 12.1 

 Глобальные проблемы человечества.

Содержание учебного материала

35

Практическое занятие: Глобальные проблемы человечества.

1

2

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Написать доклад на тему « Основная причина обострения глобальных проблем»

2

Итоговый зачет

36

Итоговая контрольная работа

1

3

Всего: 54

36

18

Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы естественнонаучных знаний (Экология

                        

Наименование разделов и тем

п/п

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

   

Объем     часов

Самосто

ятельная работа

Уровень     освоения

1

2

3

4

5

6

Тема 1.

Экология как междисциплинарная область знания

Содержание учебного материала

1

1

 История развития экологии.

1

1

2

 Практическое занятие:

Законы, принципы, правила экологии

1

1

3

 Антропогенное загрязнение биосферы

1

1

4

 Практическое занятие:

Пути сохранения ресурсов биосферы

1

1

5

 Социальные вопросы экологии

1

2

6

 Практическое занятие:

Природа в произведениях искусства

1

2

7

 Практическое занятие:

Экологическая культура населения

1

1

8

Экологические проблемы: региональные и глобальные

1

1

9

Практическое занятие:

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося.

1

3

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

-   работа с учебной, дополнительной и справочной литературой;

-  подготовка сообщений, рефератов, исторической справки;

 -  создание презентации

 -  работа над индивидуальным проектом;

 -  работа с Интернет ресурсами;

- Демография и проблемы экологии

- Понятие «загрязнение среды»

- Природные ресурсы, используемые человеком

- Возможные способы решения глобальных экологических проблем

5

Тема 2.

Среда обитания человека

Содержание учебного материала

10

 Окружающая человека среда и ее компоненты

1

1

11

 

Город как среда обитания человека

1

1

12

 Практическое занятие:Городское помещение

1

1

13

 Атмосферный воздух города

1

2

14

Практическое занятие:

 Шум и вибрация в городе

1

2

15

 Экологические вопросы строительства в городе

1

2

16

Практическое занятие:

Городской транспорт

1

1

17

 Автомобильные дороги и дорожное строительство

1

1

18

Практическое занятие. Отдельные загрязнители окружающей среды и их влияние на здоровье человека.

1

3

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

-   работа с учебной, дополнительной и справочной литературой;

-  подготовка сообщений, рефератов, исторической справки;

 -  создание презентации

 -  работа над индивидуальным проектом;

 -  работа с Интернет ресурсами;

- Контроль за качеством строительства  в  городе

- Контроль за качеством строительства дорог

- Городская квартира и требования к ее экологической безопасности

- Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека

- Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе

-

4

Тема 3.

 Охрана природы России

Содержание учебного материала

19

 История охраны природы в России

1

1

20

Особо охраняемые природные территории России

1

1

21

 Практическое занятие:

Экологическая диагностика и мониторинг

1

2

22

Природные ресурсы России

1

1

23

Практическое занятие:

Водные ресурсы России и их охрана

1

2

24

 Ресурсы морей России и их охрана

1

1

25

 Почвенный покров и земельные ресурсы России

1

2

26

Практическое занятие:

Биологические ресурсы и их охрана .Лесные ресурсы и их охрана

1

1

27

Практическое занятие:

Природные ландшафты России

1

28

Антропогенная нагрузка на ландшафты

1

29

Практическое занятие:

Твердые промышленные и коммунальные отходы

30

Сельское хозяйство и его экологические проблемы

31

Практическое занятие

Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

1

3

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

-   работа с учебной, дополнительной и справочной литературой;

-  подготовка сообщений, рефератов, исторической справки;

 -  создание презентации

 -  работа над индивидуальным проектом;

 -  работа с Интернет ресурсами;

- Экологические кризисы и экологические ситуации.

- Природно-территориальные аспекты экологических проблем

- Социально-экономические аспекты экологических проблем

- Возможности управления экологическими системами

- Охрана водных ресурсов в России.

4

Тема 4.

Концепция устойчивого развития

Содержание учебного материала

1

1

32

Устойчивое  развитие как цивилизационный выбор

1

1

33

Глобальные экологические проблемы. Экологический след человечества

1

1

34

Практическое занятие

Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

1

2

35

Контрольная работа по разделам

1

3

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

-   работа с учебной, дополнительной и справочной литературой;

-  подготовка сообщений, рефератов, исторической справки;

 -  создание презентации

 -  работа над индивидуальным проектом;

 -  работа с Интернет ресурсами;

- Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие»

5

Итоговый зачет

36

Итоговая контрольная работа

1

3

                                                                                                Всего:108ч.

108

54

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Биология»;
  • принтер;
  • микроскоп для работы учащихся.
  • цифровой микроскоп с выводом изображения на  экран,
  • оборудование для лабораторных работ

Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
  • аудио- и видеоаппаратура

3.2  Информационное обеспечение обучения

Для студентов

1. Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. —

М., 2018.

2. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2018.

3. Каменский,А.А. Биология. Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.—М.: Дрофа,2017.

Для преподавателей

1. Биология: в 2 т. / под ред. Н. В. Ярыгина. — М., 2017.

2. Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. — М., 2018.

Интернет-ресурсы

www. sbio. info (Вся биология.Современная биология, статьи, новости, библиотека).

www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по био-

логии).

www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии —

экологии на сервере Воронежского университета).

www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по

биологии, On-line тесты).

3.3. Используемые образовательные технологии

        С целью достижения запланированных результатов обучения и формирования соответствующих общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих реализацию требований ФГОС СПО и работодателей, реализации модульно-компетентностного, системно-деятельностного подхода в учебном процессе по данной дисциплине используются активные методы обучения в сочетании с традиционными видами учебной работы (беседа, лекция, семинар, практическая работа, просмотр видеофильмов, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии. Обучение строится с применением традиционных здоровьесберегающих технологии, ИКТ, кейс-технологий, проведение занятий с применением деловых и ролевых игр, защиты индивидуальных и групповых проектов.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

личностных:

−− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;

−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальнуюи этическую сферы деятельности человека;

−− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира образовательной и профессиональной деятельности; возможностиинформационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

−− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выборупутей ее достижения в профессиональной сфере;

−− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействиюс коллегами, работе в коллективе;

−− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствийаварий, катастроф, стихийных бедствий;

−− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательскойи экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

−− способность использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

−− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и другихзаболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных:

−− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладаниемотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологическихявлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современныхнаучных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источникамиинформации;

−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в томчисле с использованием современных информационно-коммуникационныхтехнологий;

−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живойприроды, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросовсостояния окружающей среды и рационального использования природныхресурсов;

−− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практическойдеятельности людей, развитии современных технологий; определять живыеобъекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить ианализировать информацию о живых объектах;

−− способность применять биологические и экологические знания для анализаприкладных проблем хозяйственной деятельности;

−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановкеестественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

−− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в областибиотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:

−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора ифункциональной грамотности для решения практических задач;

−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

−− владение основными методами научного познания, используемыми прибиологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенныхизменений в природе;

−− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическимпроблемам и путям их решения.

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

Защита индивидуального задания

Внеаудиторная самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» по профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине по программа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПМ.05 «Выполнение работ по профессии 197556 Электрогазосварщик» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии технического профиля 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ ПМ.05 «Выполнение работ по профессии 197556 Электрогазосварщик»программы подготовки квалифицированных рабочих, служащихдля профессии  технического ...

Рабочая программа учебной дисциплины ФК.00 Физическая культура по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин

Рабочая программа учебной дисциплины ФК.00 Физическая культура по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин...

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.05 Физическая культура по профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки РФ от 02.08.2013 г. № 682) среднего профес...

Рабочая программа учебной дисциплины ФК.00 Физическая культура по профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки РФ от 02.08.2013 г. № 682) среднего профес...