Рабочая программа дисциплины "Материаловедение" для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
рабочая программа на тему

Белявцева Евгения Cергеевна

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО  23.02.03  «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при подготовке водителей категории В и ВС, токарей 2-3 разрядов, сварщиков, слесарей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Государственное профессиональное  образовательное учреждение

«Забайкальский государственный колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

____________И.М.Ястребова

«____» ____________20___г.

ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ    

Для специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Чита 2017

Программа учебной         дисциплины разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Организация – разработчик:

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Забайкальский государственный колледж»

Разработчики:

Белявцева Евгения Сергеевна, преподаватель  ГПОУ «Забайкальский государственный колледж»

Рекомендована ПЦК дисциплин профессионального цикла №2

протокол № __ от «___» ______________ 2017 г.

Председатель ПЦК_______________Игуменова Е.М.

СОДЕРЖАНИЕ

1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2 СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Материаловедение

1.1 Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО  23.02.03  «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при подготовке водителей категории В и ВС, токарей 2-3 разрядов.

-

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной

профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Материаловедение» относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла ППССЗ.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Изучение  материаловедения  направлено на достижение следующих целей:

  • освоение и систематизация знаний по выбору типовых методов и способов выполнения профессионального решения задач, оценивать их эффективность и качество;
  • овладение умениями выбора  материалов на основе анализа их свойств, способов соединения материалов; обработки деталей из основных материалов;
  • развитие самостоятельного и алгоритмического мышления, способностей к формализации при решении задач, элементов системного мышления; чувства коллективизма;
  •  воспитание чувства ответственности за результаты своего труда и работу членов команды; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
  • приобретение опыта  поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, проектной деятельности, практической работы с типовыми программами и программами для служебного пользования

В результате освоения учебной дисциплины «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ» обучающийся должен уметь:

- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения;

- выбирать способы соединения материалов;

- обрабатывать детали из основных материалов;

В результате освоения учебной дисциплины «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ» обучающийся должен знать:

- строение и свойства машиностроительных  материалов;

- методы оценки свойств машиностроительных материалов;

- область применения материалов;

- классификацию и маркировку основных материалов;

- методы защиты от коррозии;

- способы обработки материалов.


1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  129 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  86 часа;

самостоятельной работы обучающегося 43 час.


2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

129

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

86

В том числе:

Практические занятия

26

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

43

В том числе:

Реферат

Сообщение

Опорный конспект

Таблица

Презентация

Блок-схема

11

6

13

7

4

2

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Введение

Предмет материаловедения: цели, задачи и содержание; связь с другими дисциплинами; история, тенденции и перспективы развития

2

1

РАЗДЕЛ 1  ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

9

Тема 1.1

Структура материалов

Содержание учебного материала

3

1

Атом. Молекула. Химическая связь. Фазовое состояние вещества

2

1

неаудиторная самостоятельная  работа обучающихся –

- подготовка конспекта на тему: Газ. Жидкость. Твердое тело

1

Тема 1.2

Основные свойства

материалов

Содержание учебного материала

3

1

Механические свойства: прочность, твердость, триботехнические характеристики. Коррозионная стойкость. Технологические свойства: обрабатываемость, деформируемость,  литейность, свариваемость

2

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа обучающихся:

 – подготовка  конспект по теме  «Температурные характеристики. Электрические и магнитные свойства»

1

Тема 1.3

Область применения материалов и основы их выбора

Содержание учебного материала

3

1

Классификация материалов по структурному признаку, по назначению. Выбор материалов при подготовке производства. Экономическая эффективность материалов

2

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа обучающихся:

-  подготовка  конспекта по теме «Стандартизация материалов: ГОСТы, ОСТы, ТУ»

1

РАЗДЕЛ 2 МЕТАЛЛЫ И СПЛАВЫ

37

Тема 2.1

Металлы

Содержание учебного материала

8

1

Классификация металлов. Атомно-кристаллическое строение металлов. Процесс кристаллизации расплавов. Полиморфные превращения в металлах. Коррозия металлов

2

2

Практическая работа № 1

Кристаллизация металлов

2

3

Внеаудиторная самостоятельная  работа обучающихся:        

– подготовка реферата на тему «Методы защиты металлов от коррозии»

4

Тема 2.2

Сплавы

Содержание учебного материала

3

2

1

Общие сведения о сплавах. Фазы металлических сплавов. Диаграмма состояния сплавов.

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа обучающихся:

 – подготовка  конспекта на тему «Связь между структурой и свойствами сплавов»

1

Тема 2.3

Свойства металлов и сплавов

Содержание учебного материала

5

1

Физические, механические, химические и эксплуатационные свойства металлов и сплавов

2

1

Практическое занятие №2

Определение твердости материала

2

3

Внеаудиторная самостоятельная  работа обучающихся:

 – подготовка  конспекта на тему « Деформации  и разрушения»

1

Тема 2.4

Сплавы железа с

углеродом

Содержание учебного материала

9

1

Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов.

Диаграмма состояния  железо-цементит. Сплавы железо с углеродом.

2

2

2

Зависимость свойств железоуглеродистых сплавов от содержания углерода и постоянных примесей.

Влияние легирования на свойства железоуглеродистых сплавов.

2

2

Практическое занятие № 3

Работа с диаграммой состояний железо-углерод

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа обучающихся:

– подготовка  сообщения на тему «Железо и его свойства; Углерод и его свойство»

- подготовка конспекта на тему  "Свойства железоуглеродистых сплавов и их применение"

2

1

Тема 2.5

Основы термической обработки

Содержание учебного материала

3

1

Виды термической обработки стали. Фазовые и структурные превращения при термической обработке стали

2

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа обучающихся:

  – подготовка  конспекта на тему «Влияние термической обработки на механические свойства стали»

1

Тема 2.6

Технология термической обработки

Содержание учебного материала

9

1

Отжиг и нормализация: сущность и назначение.

2

1

2

Закалка: сущность,  назначение, закалочные среды, способы закалки. Поверхностная закалка. Отпуск и искусственное старение: сущность и назначение.

2

1

3

Термомеханическая обработка: сущность виды. Химико-термическая обработка стали

2

1

Внеаудиторная самостоятельная  работа обучающихся:

– подготовка  таблицы на тему «Дефекты и брак при отжиге и нормализации»

– подготовка  таблицы на тему «Дефекты и брак при возникающие при закалке, отпуске и искусственном старении"

– подготовка  таблицы на тему «Дефекты и брак при термомеханической обработке и химико-термической обработки стали"

1

1

1

РАЗДЕЛ 3 КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

81

Тема 3.1

Металлургия

 Содержание учебного материала

11

1

Виды металлических процессов: цветная, черная.

2

1

2

Производство чугуна. Производство стали. Производство цветных металлов и сплавов.

2

1

3

Порошковая металлургия. Технологический процесс производства изделий методом порошковой металлургии.

2

1

Внеаудиторная самостоятельная  работа обучающихся:

– подготовка  реферата  на тему «Производства чугуна . Производство стали»

– подготовка  конспекта на тему «Область применения порошковой металлургии»

4

1

Тема 3.2

Технология металлов

Содержание учебного материала

24

1

Литейное производство; понятие, назначение и основные этапы технологического процесса получения отливок.

2

1

2

Обработка металлов давлением: пластическая деформация металлов; холодная и горячая обработка металлов давлением.

2

1

3

Сварочное производство: сущность процесса сварки, назначение. Газокислородная резка металлов: понятие о резке металлов, прогрессивные способы резки

2

1

4

Восстановление и упрочнение деталей наплавкой: сущность процесса, параметры наплавочные материалы, свойства, виды наплавок. Пайка металлов: назначение припои, флюсы, марки

2

1

5

Способы соединения машиностроительных деталей. Типы соединений деталей машин, их классификация

2

2

6

Обработка металлов  резанием. Основы теории резанием металлов.

2

1

Практические задания № 4

Способы соединения деталей в сборочных единицах

2

3

Практические задания № 5

Методика расчета  режимов резания для различных видов обработки

2

3

Внеаудиторная самостоятельная  работа обучающихся:

– подготовка  презентации  на тему "Виды литья"

– подготовка  конспекта на тему "Основные виды обработки металлов давлением"

- подготовка таблицы на тему " Классификация способов сварки"

– подготовка  сообщения на тему «Слесарная обработка металлов: назначение виды»

– подготовка  реферат на тему «Классификация металлорежущих станков»

1

1

1

2

3

Тема 3.3

Чугуны

Содержание учебного материала

8

1

Структура и свойства чугуна. Серый чугун. Высокопрочный чугун. Белый и ковкий чугун

2

2

Практическое занятие №6

Расшифровка марок чугунов. Выбор области применения чугунов по их назначению и условиям эксплуатации

4

3

Внеаудиторная самостоятельная  работа обучающихся:

– подготовка  блок-схемы  на тему «Классификация чугунов»

- выполнение таблицы " Расшифровка марок чугунов"

1

1

Тема 3.4

стали

Содержание учебного материала

11

1

Структура и свойства стали. Углеродистые стали.

Легированные стали. Инструментальные стали.

2

2

2

Стали и сплавы со специальными свойствами

2

2

Практическое занятие №7

Расшифровка марок стали. Выбор области применения сталей по их назначению и условиям эксплуатации

4

3

Внеаудиторная самостоятельная  работа обучающихся:

– подготовка  блок-схемы на тему «Общая классификация стали»

– подготовка  конспекта на тему «Влияние легирующих элементов на свойства стали»

- выполнение таблицы «Расшифровка марок сталей»

1

1

1

Тема 3.5

Цветные металлы и сплавы

Содержание учебного материала

16

1

Общие сведения о цветных металлах и сплавах. Медь и ее сплав: латунь, бронза, сплавы меди с никелем. Алюминий и его сплавы

2

2

2

Титан и его сплавы. Магний и его сплавы. Баббиты. Металлокерамические твердые сплавы. Твердые сплавы

2

2

Практические занятия №8

Расшифровка марок цветных металлов и сплавов на их основах

2

3

Практическое занятие №9

Расшифровка марок баббитов,  минералокерамических твердых сплавов, твердых сплавов

2

3

Практическое занятие №10

Выбор материалов для изделий по их назначению и условиям эксплуатации

2

3

Внеаудиторная самостоятельная  работа обучающихся:

 – подготовка  конспект на тему «Медь, алюминий: их свойства, применение в промышленности»

– подготовка  сообщения на тему  «Припои. Антифрикционные свойства»

– подготовка  конспекта на тему "Олово, свинец, цинк и сплавы на их основе"

- выполнение таблицы " Расшифровка марок цветных металлов        

2

2

1

1

Темы 3.6

Неметаллические материалы

Содержание учебного материала

11

1

Древесные материалы: характеристики, виды лесоматериалов.

2

1

2

Полимерные и пластические массы: классификация, свойства. Номенклатура конструкционных полимеров: полиэтилен, полипропилен, винипласт, капрон, текстолит

2

1

3

Графитоуглеродные и абразивные материалы. Композиционные материалы: понятие, классификация, область применения

2

1

Практическое занятие №11

Применение неметаллических конструкционных материалов 

2

3

Внеаудиторная самостоятельная  работа обучающихся:

– подготовка  презентации на тему "Применение неметаллических материалов в автомобилестроении"

3

аудиторная нагрузка

86

самостоятельная работа

43

практические занятия

26

Всего

129


3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия:

  • учебного кабинета «Материаловедение»

Оборудование учебного кабинета: 

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-методической документации;
  •  наглядные пособия по дисциплине «Материаловедение»;
  • объемные модели металлической кристаллической решетки;

 образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов)

  • образцы неметаллических материалов;
  •  фотографии микрошлифов металлов и сплавов.

Технические средства обучения:

Комплекс презентационных слайдов по темам курса дисциплины.

3.2  Действующая нормативно-техническая и технологическая документация.

  • правила техники безопасности;

Законы, приказы, законодательные акты:

1 ГОСТ Р 380-94 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

2 ГОСТ 22536.0-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Общие требования к методам анализа

3 ГОСТ 8.315-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения

4 ГОСТ 27861-88 Заготовки и полуфабрикаты из цветных металлов и их сплавов. Маркировка

5 ГОСТ 2171-90 Детали, изделия, полуфабрикаты и заготовки из цветных металлов и сплавов

Основная литература:

  1. Барташевич А.А. Материаловедение. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
  2. Вишневецкий Ю.Т. Материаловедение для технических колледжей: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2011.
  3. Материаловедение: Учебник для СПО. / Адаскин А.М. и др. Под ред. Соломенцева Ю.М. – М.: Высш. шк., 2011.
  4.  Чумаченко Ю.Т. Материаловедение: Учебник для СПО. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
  5. Справочник по конструкционным материалам. / Под ред. Арзамасова Б.Н. – М.: МГТУ им. Баумана, 2012.

Дополнительная литература:

  1. Заплатин В.Н. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка): Учеб. пособие для НПО. – М.: Академия, 2008.
  2. Материаловедение: Учебник для ВУЗов. / Под ред. Арзамасова Б.Н. – М.: МГТУ им. Баумана, 2008.
  3. Материаловедение: Учебник для СПО. / Под ред. Батиенко В.Т. – М.: Инфра-М, 2006.
  4. Моряков О.С. Материаловедение: Учебник для СПО. – М.: Академия, 2008.
  5. Основы материаловедения (металлообработка): Учеб. пособие для НПО. / Заплатин В.Н. – М.: Академия, 2008.
  6. Ржевская С.В. Материаловедение: Учебник для ВУЗов. – М.: Университетская книга Логос, 2006.
  7. Солнцев Ю.П. Материаловедение: Учебник для СПО. – М.: Академия, 2008.
  8. Черепахин А.А. Материаловедение: Учебник для СПО. – М.: Академия, 2006.
  9. Чумаченко Ю.Т. Материаловедение и слесарное дело: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.

Интернет источники:

1 Электронный ресурс [http://libmetal.ru]

2 Электронный ресурс [http://www.studfiles.ru]

3 Электронный ресурс [http://www.conatem.ru]

4 Электронный ресурс [http://studopedia.ru]

5 Электронный ресурс [http://www.mehanica-kvs.narod.ru]

6 Электронный ресурс [http://www.eope.ee]

7 Электронный ресурс [http://www.razlib.ru]

8 Электронный ресурс [http://revolution.allbest.ru]

9 Электронный ресурс [https://infourok.ru]

10 Электронный ресурс [http://mirsplava.ru]

11 Электронный ресурс [http://nzse.ru]

12 Электронный ресурс [http://met-all.org]

13 Электронный ресурс [http://tehtab.ru]

14 Электронный ресурс [http://promplace.ru]

15  Электронный ресурс [http://files.stroyinf.ru]

 


4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ.

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются контрольно-оценочные средства (КОС).

КОСы включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки (таблица).

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения;

- выбирать способы соединения материалов;

- обрабатывать детали из основных материалов.

- Оценка результатов работ выполнения  практических работ;

- Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы

Знания:

- строение и свойства машиностроительных  материалов;

- методы оценки свойств машиностроительных материалов;

- область применения материалов;

- классификацию и маркировку основных материалов;

- методы защиты от коррозии;

- способы обработки материалов.

- Оценка результатов устного опроса;

- Оценка результатов выполнения  практических работ;

- Оценка результатов выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.01«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» УП.01 УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА По специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Рабочая программа учебной практики является частью ОПОП СПО по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и предназначена для освоения обучающимися в рамках про...

Рабочая программа по Информатике 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Рабочая программа по Информатике. Код специальности: 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПП.01. ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. специальность 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Рабочая программа производственной практики разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 23.02.03...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной практики УП.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 23.02.03 «Техническое...

Лекции по разделу "Планирование и организация работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта" по МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей для специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Конспект лекций предназдначен для обучающихся по МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей для специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта для изучения...

Методическая разработка урока междисциплинарного курса» для специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» МДК. 01. 02. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Специальность: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»МДК. 01. 02. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»Тема урока: &laqu...

Рабочая программа по профессии 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта "Правила безопасности дорожного движения" Категория "С"

Рабочая программа по профессии 23.02.03 Техническое обслуживание  и ремонт автомобильного транспорта "Правила безопасности дорожного движения" Категория "С"...