Методическая разработка урока междисциплинарного курса» для специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» МДК. 01. 02. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
методическая разработка
Специальность: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
МДК. 01. 02. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Тема урока: «Прием автомобилей и агрегатов в ремонт»
Цели урока:
Образовательная - Сформировать и систематизировать знания по правилам приема автомобилей и агрегатов. Оптимизировать организацию учебного процесса с помощью развивающих технологий и элементов проблемного обучения.
Развивающая - Способствовать развитию качеств, необходимых для самообразовательной деятельности. Организовать целенаправленную познавательную деятельность обучающихся.
Воспитательная - Вызвать интерес к автомобильной технике. Способствовать воспитанию технологической культуры, личностных качеств.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний обучающихся.
Оборудование: Компьютер, проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 34.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока междисциплинарного курса»
для специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
МДК. 01. 02. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Тема: Прием автомобилей и агрегатов в ремонт.
Разработал: преподаватель специальных дисциплин
Шевцов Дмитрий Викторович
г. Нижневартовск, 2017
Преподаватель: Шевцов Дмитрий Викторович
Специальность: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
МДК. 01. 02. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Тема урока: «Прием автомобилей и агрегатов в ремонт»
Цели урока:
Образовательная - Сформировать и систематизировать знания по правилам приема автомобилей и агрегатов. Оптимизировать организацию учебного процесса с помощью развивающих технологий и элементов проблемного обучения.
Развивающая - Способствовать развитию качеств, необходимых для самообразовательной деятельности. Организовать целенаправленную познавательную деятельность обучающихся.
Воспитательная - Вызвать интерес к автомобильной технике. Способствовать воспитанию технологической культуры, личностных качеств.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний обучающихся.
Оборудование: Компьютер, проектор.
Литература:
Автомобили. Устройство автотранспортных средств. [Текст]: учебник для сред. проф. образования /А.Г.Пузанков.-6-е изд., стер.- М.: Академия,2010.-560с. |
Устройство автомобилей [Текст]: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / А.П. Пехальский, И.А. Пехальский.- 6-е изд, стер .-М.: ИЦ Академия, 2012 .- 528с. Рег №345 от 04.10.10 |
План урока
I. Структура урока.
- Организационный момент
- Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний
- Этап усвоения новых знаний
- Этап закрепления новых знаний
- Этап рефлексии обучающихся о полученных знаниях и информации обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
II. Ход урока:
Этапы урока: Организационный момент 5-10 минут
Деятельность преподавателя:
Преподаватель приветствует обучающихся, предлагает обучающимся присесть: проверка численности, взаимные приветствия преподавателя и обучающихся;
Деятельность обучающихся: занимают рабочие места; взаимные приветствия обучающихся и преподавателя; слушают, подписывают опорные конспекты;
Преподаватель:
Автомобили, сдаваемые в капитальный ремонт, должны передвигаться своим ходом. Неисправности автомобилей и их составных частей должны быть следствием нормальной эксплуатации и естественного износа деталей. Автомобили должны быть тщательно вымыты и очищены от грязи.
Не принимаются в ремонт:
грузовые и специализированные автомобили, если кабина в сочетании с рамой подлежит списанию;
легковые и грузопассажирские автомобили, если кузов подлежит списанию.
- Постановка темы и цели занятия перед обучающимися:
- Преподаватель: Темой нашего урока сегодня является «Прием автомобилей и агрегатов в ремонт».
Целью нашего урока является. Обеспечение усвоение знаний при правилах приема автомобилей и агрегатов в ремонт.
Актуализация знаний: Вы будущие профессионалы-автомобилисты, работая с автомобилем вы будете постоянно искать ответы на вопросы, которые возникают перед вами.
В профессиональной деятельности необходимо уделять внимание техническому состоянию автомобиля. Так как количество автомобилей растет большими темпами, к выявленным неисправностям предъявляются повышенные требования.
Из-за отказов различных механизмов, обеспечивающих безопасность дорожного движения, происходит наибольшее количество дорожных происшествий, связанных с гибелью людей и разрушением техники. При этом большая часть таких происшествий является результатом неисправностей, например, тормозов и рулевого управления.
Своевременное выявление и устранение этих неисправностей является важнейшей задачей технического обслуживания автомобилей.
Кроме того, исправность автомобилей и агрегатов регламентируется правилами дорожного движения и другими нормативными документами. За эксплуатацию автомобиля с техническими неисправностями предусмотрено административное наказание.
Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний: 20 минут.
Деятельность преподавателя:
Перед изучением нового материала мы с вами повторим организацию текущего ремонта автомобильного транспорта определения, которые необходимо знать в процессе вашей работы.
Для этого вам необходимо ответить на несколько вопросов.
Вопросы выдаются обучающимся.
Затем обменяться ответами и оценить своего товарища. Идет работа в парах. (правильные ответы находятся на доске или озвучивание преподавателем).
- Что является характерными работами текущего ремонта?
Ответ:
- разборочные
- сборочные
- слесарные
- сварочные
- окрасочные
- замена деталей
- замена агрегатов.
- Допускается ли при текущем ремонте замена деталей, достигших предельного состояния, кроме базовых?
Ответ:
да
- Где производят текущий ремонт автомобиля?
Ответ:
на автотранспортных предприятиях, станциях технического обслуживания автомобилей (СТОА), а также индивидуальными владельцами.
- Работы, выполняемые при текущем ремонте автомобилей, подразделяются на два вида каких?
Ответ:
- работы по съему и установке агрегатов и узлов,
- работы по разборке, устранению неисправностей и сборке снятых агрегатов и узлов.
Подведение итогов преподавателем. (оценки выставляются в журнал).
Критерии оценивания: 4 - 5 баллов, 3 - 3 балла, 2 - 2 балла
Преподаватель: Напоминаю для чего мы повторили организацию текущего ремонта автомобильного транспорта. Нам необходимо отчетливо понимать, какие работы необходимо производить при текущем ремонте чтобы поддерживать автомобиль в исправном состоянии.
Этап усвоения новых знаний: 35 минут
Преподаватель: Теперь перейдем к изучению нового материала. Изучим два вопроса:
1. Приемка автомобилей и агрегатов в ремонт и их хранение.
2. Наружная мойка автомобилей и агрегатов.
Преподаватель: в практике планирования, организации и проведения технического обслуживания, ремонта машин и оборудования применяются следующие основные понятия и определения, большинство из которых установлены действующей нормативно-технической документацией.
Преподаватель: предлагает записать определения в конспект.
Ремонт — совокупность организационно-технических мероприятий и технологических воздействий на изделие (машину или сборочную единицу) с целью устранения неисправностей, восстановления работоспособности, эксплуатационных свойств и ресурса изделия до установленного технической документацией уровня.
Техническое обслуживание — комплекс мероприятий, направленных на поддержание машин и оборудования в работоспособном или исправном состоянии при эксплуатации, хранении и транспортировании.
Средства ремонта — это производственно-техническая база (здания, сооружения, оборудование), состав которой определяется производственной и организационной структурами предприятия.
Плановый ремонт — ремонт, предусмотренный в нормативно-технической документации и осуществляемый в плановом порядке.
Диагностирование при ремонте — комплекс работ по установлению степени износа изделия или отдельных частей с целью определения объема работ по восстановлению его работоспособности либо исправности.
Преподаватель: актуализация.
Капитальный ремонт автомобилей и их составных частей на специализированных ремонтных предприятиях производиться как правило обезличенным методом, который предусматривает полную разборку объекта ремонта, производя восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку, испытания.
Направление автомобилей и их составных частей в КР производиться на основании результатов анализа их технического состояния с применением средств контроля (диагностики) и с учетом пробега выполняется с начала эксплуатации или после КП, норм пробега до КР, суммарная стоимость израсходованных запасных частей с начала эксплуатации и затрат на текущие ремонты.
Автобусы и легковые автомобили направляются в КР при необходимости КР кузова.
Грузовые направляются в КР при необходимости ремонта рамы, кабины, а также не менее 3 других агрегатов в любом их состоянии.
Агрегаты направляются в КР:
1) Базовая или основная деталь требует ремонта с полной разборкой агрегатов;
2) Работоспособность агрегата не может быть восстановлена или ее восстановление путем проведения текущего ремонта экономически не целесообразно;
Поступающие в ремонт автомобили и их составляющие части называется ремонтным фондом.
Преподаватель: давайте запишем определение в конспект. (ремонтный фонд)
Приемка ремонтного фонда осуществляется представителем ремонтного предприятия, который проверяет его комплектность и соответствие техническим требованиям.
Агрегат | Базовая деталь | Основная деталь |
двигатель с картером сцепления в сборе | блок цилиндров | головка цилиндров, коленчатый вал, маховик, распределительный вал, картер сцепления. |
коробка передач | картер КП | головка цилиндров, коленчатый вал, маховик, распределительный вал, картер сцепления |
гидромеханическая передача | картер механический. Редуктор | корпус двойного фрикциона, первичный, вторичный, промеж валы, турбинное, насосное колеса, реактор |
карданная передача | труба, труба карданного вала | Кожух полуоси, картер редуктора, стакан подшипника, чашки дифференциала, ступица колеса, тормозной, барабан, диск, водило колесного редуктора. |
передняя ось | балка передней оси, поперечина при независимой подвеске | поворотная цапфа, ступица колеса, шкворень, тормозной барабан. |
рулевое управление | картер рулевого механизма, картер золотника гидроусилителя, корпус насоса гидроусилителя | вал сошки, червяк, рейка-поршень, винт шариковой гайки, крышка корпуса насоса гидроусилителя, стартер и ротор насоса гидроусилителя. |
кабина грузового авто и кузов | каркас кабины или кузова | дверь, крыло, облицовка радиатора, крышка багажника, капот. |
кузов автомобиля | каркас основания | кожух пола, шпангоуты |
платформа грузового авто | основание платформы | поперечины, балки |
рама | лонжероны | поперечины и кронштейны рессоры |
В условиях АРП возможно применение различных организационных форм выполнения ремонтных работ:
1 – ремонт на универсальных рабочих местах;
2 – ремонт на специализированных рабочих местах;
3 – поточный ремонт автомобилей и агрегатов.
1. Предприятие, эксплуатирующие автомобили (заказчик), направляет и сдает подлежащее ремонту автомобили и агрегаты, руководствуясь существующими положениями, а АРП принимает их на основании тех же положений ТУ на сдачу автомобилей и агрегатов в КР должны соответствовать требованиям ГОСТов и руководством на КР.
Заказчик сдает в ремонт автомобили и агрегаты, выработавшие установленный ресурс, достигшие предельного состояния и имеющие аварийные повреждения, которые могут устраняться только на предприятиях по капитальному ремонту при наличии соответствующего акта; достигшие предельного состояния, но не выработавшие установленного ресурса с приложением соответствующего акта.
Автомобили и агрегаты, направляемые в ремонт должны быть комплектными и иметь лишь те неисправности, которые возникли в результате естественного износа деталей.
Принимается в ремонт при предоставлении:
Автомобиль:
- справка о пробеге;
- акт технического состояния;
- паспорт и карточка на баллоны (для газобаллонных автомобилей);
- наряд на ремонт.
Агрегат:
- справка о техническом состоянии;
- паспорт – только для ранее капитально ремонтировавшихся двигателей;
- наряд на ремонт.
Для грузовых автомобилей и их агрегатов установлены – 1-я и 2-я комплектность;
Для автобусов и легковых автомобилей – только 1-я;
Для дизелей – 1-я;
Для карбюраторных двигателей – 1-я и 2-я;
Все остальные агрегаты автомобиля – 1-я.
Автомобиль 1-й комплектности – это автомобиль со всеми составленными частями, (установленными на нем) включая запасное колесо.
Автомобили 2-й комплектности сдают в ремонт без платформы, металлических кузовов и специального оборудования.
Двигатель 1-й комплектности – это двигатель в сборе со всеми составными частями, установленными на нем, включая сцепление, компрессор, вентилятор, насос гидроусилителя рулевого управления, топливную аппаратуру, приборы системы охлаждения и смазочной системы, воздухоочиститель, электрооборудование и т.п.
Двигатель 2-й комплектности – это двигатель в сборе со сцеплением, но без других составных частей, устанавливаемых на нем.
Автомобили и агрегаты, выработавшие свой ресурс, но не достигшие предельного состояния, не подлежат капитальному ремонту.
В капитальный ремонт не принимаются:
- грузовые автомобили, если их кабины и рамы подлежат списанию;
- автобусы и легковые автомобили, если их кузова не могут быть восстановлены;
- агрегаты и узлы, у которых базовые или основные детали подлежат списанию.
Техническое состояние автомобилей, сдаваемых в капитальный ремонт, должно обеспечивать, как правило, возможность запуска двигателя и испытания пробега до 3 км.
Автомобиль, имеющий повреждения аварийного характера или неисправности, при которых запуск двигателя и движение его невозможно или могут повлечь дальнейшее разрушение деталей, сдается в капитальный ремонт не на ходу.
Техническое состояние агрегатов проверяется на контрольно-испытательных стендах.
При приемке автомобиля в ремонт составляется приемно-сдаточный акт по установленной форме в 3-х экземплярах. В акте отмечаются техническое состояние и комплектность сдаваемого в ремонт объекта.
Акт подписывается представителями АРП и заказчика, 1-й и 3-й экземпляр акта остаются на ремонтном предприятии, а 2-й выдается заказчику.
Сборочные единицы, сдаваемые в ремонт отдельно, должны иметь справку, подтверждающую необходимость КР, составленную заказчиком.
Двигатели и их сборочные единицы сдаются в КР согласно требованиям ГОСТов и ТУ на ремонт, они должны быть укомплектованы сборочными единицами и деталями, предусмотренными конструкцией, не иметь деталей, отремонтированных способами, исключающими последующее их использование или ремонт; должны быть очищены и вымыты снаружи, а смазка и вода - слиты.
Все отверстия, через которые могут проникнуть атмосферные осадки и пыль во внутренние полости двигателей и их сборочных единиц, должны быть закрыты крышками или пробками – заглушками.
Наружные неокрашенные металлические поверхности предохраняются от коррозии противокоррозионной смазкой.
Процесс приемки состоит из следующих стадий:
- предварительный технический осмотр и выявление комплектности;
- наружная мойка;
- окончательный технический осмотр.
Ремонтному предприятию предоставляется право при приемке вскрывать любую сборочную единицу.
Если машина или сборочная единица не отвечает ТУ на приемку, то она в КР не принимается, но может быть принята на восстановительный ремонт.
Принятые в ремонт автомобили и агрегаты отправляются на склад ремонтного фонда, где и хранятся до поступления в ремонт.
Ремонтный фонд (автомобили и агрегаты) можно хранить под навесами на площадках с твердым покрытием. Склады ремонтного фонда должны быть оборудованы стеллажами, в том числе многоярусными, монорельсами, кранами-штабелерами, обеспечивающими возможность установки, снятия и транспортировки ремонтного фонда.
Топливную аппаратуру и электрооборудование хранят в закрытых вентилируемых помещениях. Не допускается совместное хранение топливной аппаратуры, электрооборудования и веществ, вызывающих коррозию.
2. Автомобили, сдаваемые в КР, должны быть тщательно вымыты и очищены от загрязнений. Агрегаты, поступившие в КР отдельно, должны быть чистыми, без жидкой смазки, герметизированы, а неокрашенные поверхности покрыты консервирующей смазкой.
Мойку автомобиля перед приемкой в ремонт проводят на специальных бетонированных площадках или в изолированном помещении, которые оборудованы стоками для воды, эстакадой, резервуаром для хранения оборотной воды, грязеотстойниками, уловителем нефтепродуктов, масло сборным колодцем.
Очистка объектов ремонта может выполняться холодной и горячей водой или растворами с добавлением моющих средств. В качестве моющих средств для струйной очистки применяют лабомид – 101, 102, концентрация моющих средств 10 кг/м³, tºc = 80ºС.
Этап закрепления новых знаний: 15 минут
Деятельность преподавателя:
Организует:
- взаимопроверку;
- коллективную проверку;
- проверку выполнения задания;
- беседу по уточнению и конкретизации знаний;
- оценочные высказывания обучающихся;
- обсуждение способов решения;
- поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
- самостоятельную работу.
Преподаватель выдает определение, которые необходимо правильно соотнести. (напечатать, разрезать, перемешать и разложить в конверты, затем выдать обучающимся).
Ремонт — совокупность организационно-технических мероприятий и технологических воздействий на изделие (машину или сборочную единицу) с целью устранения неисправностей, восстановления работоспособности, эксплуатационных свойств и ресурса изделия до установленного технической документацией уровня.
Техническое обслуживание — комплекс мероприятий, направленных на поддержание машин и оборудования в работоспособном или исправном состоянии при эксплуатации, хранении и транспортировании.
Средства ремонта — это производственно-техническая база (здания, сооружения, оборудование), состав которой определяется производственной и организационной структурами предприятия.
Плановый ремонт — ремонт, предусмотренный в нормативно-технической документации и осуществляемый в плановом порядке.
Диагностирование при ремонте — комплекс работ по установлению степени износа изделия или отдельных частей с целью определения объема работ по восстановлению его работоспособности либо исправности.
ПРОГОВОРИТЬ (выставляю оценки в журнал)
Преподаватель вызывает двух обучающихся к доске, необходимо из предложенных фраз составить алгоритм действий, по ключевым словам, на доске прикреплены слова автомобиль и агрегат. (проверяется знание технологической последовательности, а также умение быстро ориентироваться и решать поставленные задачи).
За правильные ответы выставляются оценки.
Вопрос: Сопутствующие документы для сдачи в ремонт:
Ответ:
Автомобиль:
- справка о пробеге;
- акт технического состояния;
- паспорт и карточка на баллоны (для газобаллонных автомобилей);
- наряд на ремонт.
Лишнее: справка о медосмотре водителя
Агрегат:
- справка о техническом состоянии;
- паспорт – только для ранее капитально ремонтировавшихся двигателей;
- наряд на ремонт.
Лишнее: паспорт с пропиской
Преподаватель задает следующий вопрос: Для грузовых автомобилей и их агрегатов установлены – 1-я и 2-я комплектность;
Необходимо соотнести определения (автомобиль 1-й комплектности, Автомобиль 2-й комплектности, двигатель 1-й комплектности, двигатель 2-й комплектности) вызываются к доске следующая пара обучающихся.
Автомобиль 1-й комплектности – это автомобиль со всеми составленными частями, (установленными на нем) включая запасное колесо.
Лишнее это автомобиль с запасными частями.
Автомобили 2-й комплектности сдают в ремонт без платформы, металлических кузовов и специального оборудования.
Лишнее сдают в ремонт с пластмассовой платформой, также металлическим кузовом и одноразовым оборудования.
Преподаватель проверяет правильность соотнесенных ответов и выставляет оценки обучающимся.
Этап рефлексии обучающихся о полученных знаниях: 10 минут
Преподаватель акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
Подводит обучающихся к выводу о необходимости выполнения всех правил при сдаче автомобиля и агрегатов в ремонт.
Сделайте вывод о правильности подготовки и правилах автомобилей и агрегатов в ремонт.
А как вы думаете, понадобятся вам эти знания?
А для вас лично, чем полезны полученные знания, что нового вы получили?
Вот теперь вы можете подготовить автомобиль и проверить все необходимые документы, наличие которых обязательно.
Деятельность обучающихся:
По очереди комментируют. Групповая рефлексия. Анализируют возникшие трудности и способы их преодоления. Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку.
Преподаватель: Давайте оценим вашу работу на уроке (озвучить оценки). Все хорошо работали, были внимательны, любознательны и активны. Всех присутствующих благодарю за плодотворную работу.
Преподаватель: домашнее задание.
- повторить терминологию.
-подготовить презентацию на тему по вариантам:
1 вариант: ПРИЕМКА АВТОМОБИЛЯ В РЕМОНТ ПОСЛЕ АВАРИЙ
2 вариант: ПРИЕМКА АГРЕГАТОВ В РЕМОНТ
3 вариант: ПРИЕМКА АВТОМОБИЛЕЙ В ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОЦЕНТРАМИ И СТАНЦИЯМИ ВАЗ
4 вариант на дополнительную оценку: МОЙКА АВТОМОБИЛЯ ПЕРЕД ПРИЕМКОЙ В РЕМОНТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для выполнения контрольных работ по дисциплине ПБДД (Правила безопасности дорожного движения) для студентов специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Методическая разработка предназначена для студентов СПО специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (заочного отделения). Методическая разработка содержит требов...
Методическая разработка по дисциплине "Иностранный язык" Методические рекомендации при работе с техническим текстом для студентов 2 курса , специальности 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Методические рекомендации составлены для того, чтобы научить студентов читать и переводить тексты по специальности, составлять реферат, а также ознакомить с основными правилами работы со словарем на п...
КОС по ПМ.01 "ТО и ремонт автотранспорта" для специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" 3 курс
КОС по ПМ.01 "ТО и ремонт автотранспорта" для специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" 3 курсСодержит 25 билетов. ...
Методические указания по выполнению курсового проекта по МДК 01.02 специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» по разделу «Техническое обслуживание автомобилей"
Методические указания содержат достаточную теоретическую информацию и нормативно-справочные материалы для написания курсового проекта (КП) по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживан...
Методическое пособие по выполнению специальной части дипломного проекта для студентов очного отделения для специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Методическое пособие по выполнениюспециальной части дипломного проектадля студентов очного отделениядля специальности23.02.03«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для студентов № 201 группы по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" на тему: "4 ноября- День народного единства"
4 ноября в России отмечается государственный праздник – День народного единства....
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения по дисциплине ФИЗИКА для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (1 курс 1 семестр)
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения по дисциплине ФИЗИКА для специальности23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильн...