Методическая разработка урока междисциплинарного курса» для специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» МДК. 01. 02. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
методическая разработка

Шевцов Дмитрий Викторович

Специальность: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

МДК. 01. 02. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Тема урока: «Прием автомобилей и агрегатов в ремонт»

Цели урока:

Образовательная - Сформировать и систематизировать знания по правилам приема автомобилей и агрегатов. Оптимизировать организацию учебного процесса с помощью развивающих технологий и элементов проблемного обучения.

Развивающая - Способствовать развитию качеств, необходимых для самообразовательной деятельности. Организовать целенаправленную познавательную деятельность обучающихся.

Воспитательная - Вызвать интерес к автомобильной технике. Способствовать воспитанию технологической культуры, личностных качеств.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний обучающихся.

Оборудование: Компьютер, проектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока междисциплинарного курса»

для специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

МДК. 01. 02. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Тема: Прием автомобилей и агрегатов в ремонт.

Разработал: преподаватель специальных дисциплин

Шевцов Дмитрий Викторович

        

г. Нижневартовск, 2017

Преподаватель: Шевцов Дмитрий Викторович

Специальность: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

МДК. 01. 02. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Тема урока: «Прием автомобилей и агрегатов в ремонт»

Цели урока:

Образовательная - Сформировать и систематизировать знания по правилам приема автомобилей и агрегатов. Оптимизировать организацию учебного процесса с помощью развивающих технологий и элементов проблемного обучения.

Развивающая - Способствовать развитию качеств, необходимых для самообразовательной деятельности. Организовать целенаправленную познавательную деятельность обучающихся.

Воспитательная - Вызвать интерес к автомобильной технике. Способствовать воспитанию технологической культуры, личностных качеств.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний обучающихся.

Оборудование: Компьютер, проектор.

Литература:

  1. Пузанков, А.Г.

Автомобили. Устройство автотранспортных средств. [Текст]: учебник для сред. проф. образования /А.Г.Пузанков.-6-е изд., стер.- М.: Академия,2010.-560с.

  1. Пехальский, А.П.

Устройство автомобилей [Текст]: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / А.П. Пехальский, И.А. Пехальский.- 6-е изд, стер .-М.: ИЦ Академия, 2012 .- 528с. Рег №345 от 04.10.10

План урока

I. Структура урока.

  1. Организационный момент
  2. Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний
  3. Этап усвоения новых знаний
  4. Этап закрепления новых знаний
  5. Этап рефлексии обучающихся о полученных знаниях и информации обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

II. Ход урока:

Этапы урока: Организационный момент 5-10 минут

Деятельность преподавателя:

Преподаватель приветствует обучающихся, предлагает обучающимся присесть: проверка численности, взаимные приветствия преподавателя и обучающихся;

Деятельность обучающихся: занимают рабочие места; взаимные приветствия обучающихся и преподавателя; слушают, подписывают опорные конспекты;

Преподаватель:

Автомобили, сдаваемые в капитальный ремонт, должны передвигаться своим ходом. Неисправности автомобилей и их составных частей должны быть следствием нормальной эксплуатации и естественного износа деталей. Автомобили должны быть тщательно вымыты и очищены от грязи. 

Не принимаются в ремонт:

грузовые и специализированные автомобили, если кабина в сочетании с рамой подлежит списанию;

легковые и грузопассажирские автомобили, если кузов подлежит списанию.

- Постановка темы и цели занятия перед обучающимися:

- Преподаватель: Темой нашего урока сегодня является «Прием автомобилей и агрегатов в ремонт».

Целью нашего урока является. Обеспечение усвоение знаний при правилах приема автомобилей и агрегатов в ремонт.

Актуализация знаний: Вы будущие профессионалы-автомобилисты, работая с автомобилем вы будете постоянно искать ответы на вопросы, которые возникают перед вами.

В профессиональной деятельности необходимо уделять внимание техническому состоянию автомобиля. Так как количество автомобилей растет большими темпами, к выявленным неисправностям предъявляются повышенные требования.

Из-за отказов различных механизмов, обеспечивающих безопасность дорожного движения, происходит наибольшее количество дорожных происшествий, связанных с гибелью людей и разрушением техники. При этом большая часть таких происшествий является результатом неисправностей, например, тормозов и рулевого управления.

Своевременное выявление и устранение этих неисправностей является важнейшей задачей технического обслуживания автомобилей.

Кроме того, исправность автомобилей и агрегатов регламентируется правилами дорожного движения и другими нормативными документами. За эксплуатацию автомобиля с техническими неисправностями предусмотрено административное наказание.

Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний: 20 минут.

Деятельность преподавателя: 

Перед изучением нового материала мы с вами повторим организацию текущего ремонта автомобильного транспорта определения, которые необходимо знать в процессе вашей работы.

Для этого вам необходимо ответить на несколько вопросов.

Вопросы выдаются обучающимся.

Затем обменяться ответами и оценить своего товарища. Идет работа в парах. (правильные ответы находятся на доске или озвучивание преподавателем).

  1. Что является характерными работами текущего ремонта?

Ответ:

  • разборочные
  • сборочные
  • слесарные
  • сварочные
  • окрасочные
  • замена деталей
  • замена агрегатов.
  1. Допускается ли при текущем ремонте замена деталей, достигших предельного состояния, кроме базовых?

Ответ: 

да

  1. Где производят текущий ремонт автомобиля?

Ответ: 

на автотранспортных предприятиях, станциях технического обслуживания автомобилей (СТОА), а также индивидуальными владельцами.

  1. Работы, выполняемые при текущем ремонте автомобилей, подразделяются на два вида каких?

Ответ:

  • работы по съему и установке агрегатов и узлов,
  • работы по разборке, устранению неисправностей и сборке снятых агрегатов и узлов.

Подведение итогов преподавателем. (оценки выставляются в журнал).

Критерии оценивания: 4 - 5 баллов, 3 - 3 балла, 2 - 2 балла

Преподаватель: Напоминаю для чего мы повторили организацию текущего ремонта автомобильного транспорта. Нам необходимо отчетливо понимать, какие работы необходимо производить при текущем ремонте чтобы поддерживать автомобиль в исправном состоянии.

Этап усвоения новых знаний: 35 минут

Преподаватель: Теперь перейдем к изучению нового материала. Изучим два вопроса:

1. Приемка автомобилей и агрегатов в ремонт и их хранение.

2. Наружная мойка автомобилей и агрегатов.

Преподаватель: в практике планирования, организации и проведения технического обслуживания, ремонта машин и оборудования применяются следующие основные понятия и определения, большинство из которых установлены действующей нормативно-технической документацией.

Преподаватель: предлагает записать определения в конспект.

Ремонт — совокупность организационно-технических мероприятий и технологических воздействий на изделие (машину или сборочную единицу) с целью устранения неисправностей, восстановления работоспособности, эксплуатационных свойств и ресурса изделия до установленного технической документацией уровня.

Техническое обслуживание — комплекс мероприятий, направленных на поддержание машин и оборудования в работоспособном или исправном состоянии при эксплуатации, хранении и транспортировании.

Средства ремонта — это производственно-техническая база (здания, сооружения, оборудование), состав которой определяется производственной и организационной структурами предприятия.

Плановый ремонт — ремонт, предусмотренный в нормативно-технической документации и осуществляемый в плановом порядке.

Диагностирование при ремонте — комплекс работ по установлению степени износа изделия или отдельных частей с целью определения объема работ по восстановлению его работоспособности либо исправности.

Преподаватель: актуализация.

Капитальный ремонт автомобилей и их составных частей на специализированных ремонтных предприятиях производиться как правило обезличенным методом, который предусматривает полную разборку объекта ремонта, производя восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку, испытания.

Направление автомобилей и их составных частей в КР производиться на основании результатов анализа их технического состояния с применением средств контроля (диагностики) и с учетом пробега выполняется с начала эксплуатации или после КП, норм пробега до КР, суммарная стоимость израсходованных запасных частей с начала эксплуатации и затрат на текущие ремонты.

Автобусы и легковые автомобили направляются в КР при необходимости КР кузова.

Грузовые направляются в КР при необходимости ремонта рамы, кабины, а также не менее 3 других агрегатов в любом их состоянии.

Агрегаты направляются в КР:

1) Базовая или основная деталь требует ремонта с полной разборкой агрегатов;

2) Работоспособность агрегата не может быть восстановлена или ее восстановление путем проведения текущего ремонта экономически не целесообразно;

Поступающие в ремонт автомобили и их составляющие части называется ремонтным фондом.

Преподаватель: давайте запишем определение в конспект. (ремонтный фонд) 

Приемка ремонтного фонда осуществляется представителем ремонтного предприятия, который проверяет его комплектность и соответствие техническим требованиям.

Агрегат

Базовая деталь

Основная деталь

двигатель с картером сцепления в сборе

блок цилиндров

головка цилиндров, коленчатый вал, маховик, распределительный вал, картер сцепления.

коробка передач

картер КП

головка цилиндров, коленчатый вал, маховик, распределительный вал, картер сцепления

гидромеханическая передача

картер механический. Редуктор

корпус двойного фрикциона, первичный, вторичный, промеж валы, турбинное, насосное колеса, реактор

карданная передача

труба, труба карданного вала

Кожух полуоси, картер редуктора, стакан подшипника, чашки дифференциала, ступица колеса, тормозной, барабан, диск, водило колесного редуктора.

передняя ось

балка передней оси, поперечина при независимой подвеске

поворотная цапфа, ступица колеса, шкворень, тормозной барабан.

рулевое управление

картер рулевого механизма, картер золотника гидроусилителя, корпус насоса гидроусилителя

вал сошки, червяк, рейка-поршень, винт шариковой гайки, крышка корпуса насоса гидроусилителя, стартер и ротор насоса гидроусилителя.

кабина грузового авто и кузов

каркас кабины или кузова

дверь, крыло, облицовка радиатора, крышка багажника, капот.

кузов автомобиля

каркас основания

кожух пола, шпангоуты

платформа грузового авто

основание платформы

поперечины, балки

рама

лонжероны

поперечины и кронштейны рессоры

В условиях АРП возможно применение различных организационных форм выполнения ремонтных работ:

1 – ремонт на универсальных рабочих местах;

2 – ремонт на специализированных рабочих местах;

3 – поточный ремонт автомобилей и агрегатов.

1. Предприятие, эксплуатирующие автомобили (заказчик), направляет и сдает подлежащее ремонту автомобили и агрегаты, руководствуясь существующими положениями, а АРП принимает их на основании тех же положений ТУ на сдачу автомобилей и агрегатов в КР должны соответствовать требованиям ГОСТов и руководством на КР.

Заказчик сдает в ремонт автомобили и агрегаты, выработавшие установленный ресурс, достигшие предельного состояния и имеющие аварийные повреждения, которые могут устраняться только на предприятиях по капитальному ремонту при наличии соответствующего акта; достигшие предельного состояния, но не выработавшие установленного ресурса с приложением соответствующего акта.

Автомобили и агрегаты, направляемые в ремонт должны быть комплектными и иметь лишь те неисправности, которые возникли в результате естественного износа деталей.

Принимается в ремонт при предоставлении:

Автомобиль:

  • справка о пробеге;
  • акт технического состояния;
  • паспорт и карточка на баллоны (для газобаллонных автомобилей);
  • наряд на ремонт.

Агрегат:

  • справка о техническом состоянии;
  • паспорт – только для ранее капитально ремонтировавшихся двигателей;
  • наряд на ремонт.

Для грузовых автомобилей и их агрегатов установлены – 1-я и 2-я комплектность;

Для автобусов и легковых автомобилей – только 1-я;

Для дизелей – 1-я;

Для карбюраторных двигателей – 1-я и 2-я;

Все остальные агрегаты автомобиля – 1-я.

Автомобиль 1-й комплектности – это автомобиль со всеми составленными частями, (установленными на нем) включая запасное колесо.

Автомобили 2-й комплектности сдают в ремонт без платформы, металлических кузовов и специального оборудования.

Двигатель 1-й комплектности – это двигатель в сборе со всеми составными частями, установленными на нем, включая сцепление, компрессор, вентилятор, насос гидроусилителя рулевого управления, топливную аппаратуру, приборы системы охлаждения и смазочной системы, воздухоочиститель, электрооборудование и т.п.

Двигатель 2-й комплектности – это двигатель в сборе со сцеплением, но без других составных частей, устанавливаемых на нем.

Автомобили и агрегаты, выработавшие свой ресурс, но не достигшие предельного состояния, не подлежат капитальному ремонту.

В капитальный ремонт не принимаются:

  • грузовые автомобили, если их кабины и рамы подлежат списанию;
  • автобусы и легковые автомобили, если их кузова не могут быть восстановлены;
  • агрегаты и узлы, у которых базовые или основные детали подлежат списанию.

Техническое состояние автомобилей, сдаваемых в капитальный ремонт, должно обеспечивать, как правило, возможность запуска двигателя и испытания пробега до 3 км.

Автомобиль, имеющий повреждения аварийного характера или неисправности, при которых запуск двигателя и движение его невозможно или могут повлечь дальнейшее разрушение деталей, сдается в капитальный ремонт не на ходу.

Техническое состояние агрегатов проверяется на контрольно-испытательных стендах.

При приемке автомобиля в ремонт составляется приемно-сдаточный акт по установленной форме в 3-х экземплярах. В акте отмечаются техническое состояние и комплектность сдаваемого в ремонт объекта.

Акт подписывается представителями АРП и заказчика, 1-й и 3-й экземпляр акта остаются на ремонтном предприятии, а 2-й выдается заказчику.

Сборочные единицы, сдаваемые в ремонт отдельно, должны иметь справку, подтверждающую необходимость КР, составленную заказчиком.

Двигатели и их сборочные единицы сдаются в КР согласно требованиям ГОСТов и ТУ на ремонт, они должны быть укомплектованы сборочными единицами и деталями, предусмотренными конструкцией, не иметь деталей, отремонтированных способами, исключающими последующее их использование или ремонт; должны быть очищены и вымыты снаружи, а смазка и вода - слиты.

Все отверстия, через которые могут проникнуть атмосферные осадки и пыль во внутренние полости двигателей и их сборочных единиц, должны быть закрыты крышками или пробками – заглушками.

Наружные неокрашенные металлические поверхности предохраняются от коррозии противокоррозионной смазкой.

Процесс приемки состоит из следующих стадий:

  • предварительный технический осмотр и выявление комплектности;
  • наружная мойка;
  • окончательный технический осмотр.

Ремонтному предприятию предоставляется право при приемке вскрывать любую сборочную единицу.

Если машина или сборочная единица не отвечает ТУ на приемку, то она в КР не принимается, но может быть принята на восстановительный ремонт.

Принятые в ремонт автомобили и агрегаты отправляются на склад ремонтного фонда, где и хранятся до поступления в ремонт.

Ремонтный фонд (автомобили и агрегаты) можно хранить под навесами на площадках с твердым покрытием. Склады ремонтного фонда должны быть оборудованы стеллажами, в том числе многоярусными, монорельсами, кранами-штабелерами, обеспечивающими возможность установки, снятия и транспортировки ремонтного фонда.

Топливную аппаратуру и электрооборудование хранят в закрытых вентилируемых помещениях. Не допускается совместное хранение топливной аппаратуры, электрооборудования и веществ, вызывающих коррозию.

2. Автомобили, сдаваемые в КР, должны быть тщательно вымыты и очищены от загрязнений. Агрегаты, поступившие в КР отдельно, должны быть чистыми, без жидкой смазки, герметизированы, а неокрашенные поверхности покрыты консервирующей смазкой.

Мойку автомобиля перед приемкой в ремонт проводят на специальных бетонированных площадках или в изолированном помещении, которые оборудованы стоками для воды, эстакадой, резервуаром для хранения оборотной воды, грязеотстойниками, уловителем нефтепродуктов, масло сборным колодцем.

Очистка объектов ремонта может выполняться холодной и горячей водой или растворами с добавлением моющих средств. В качестве моющих средств для струйной очистки применяют лабомид – 101, 102, концентрация моющих средств 10 кг/м³, tºc = 80ºС.

Этап закрепления новых знаний: 15 минут

Деятельность преподавателя:

Организует:

  • взаимопроверку;
  • коллективную проверку;
  • проверку выполнения задания;
  • беседу по уточнению и конкретизации знаний;
  • оценочные высказывания обучающихся;
  • обсуждение способов решения;
  • поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
  • самостоятельную работу.

Преподаватель выдает определение, которые необходимо правильно соотнести. (напечатать, разрезать, перемешать и разложить в конверты, затем выдать обучающимся).

Ремонт — совокупность организационно-технических мероприятий и технологических воздействий на изделие (машину или сборочную единицу) с целью устранения неисправностей, восстановления работоспособности, эксплуатационных свойств и ресурса изделия до установленного технической документацией уровня.

Техническое обслуживание — комплекс мероприятий, направленных на поддержание машин и оборудования в работоспособном или исправном состоянии при эксплуатации, хранении и транспортировании.

Средства ремонта — это производственно-техническая база (здания, сооружения, оборудование), состав которой определяется производственной и организационной структурами предприятия.

Плановый ремонт — ремонт, предусмотренный в нормативно-технической документации и осуществляемый в плановом порядке.
       
Диагностирование при ремонте — комплекс работ по установлению степени износа изделия или отдельных частей с целью определения объема работ по восстановлению его работоспособности либо исправности.

ПРОГОВОРИТЬ (выставляю оценки в журнал)

Преподаватель вызывает двух обучающихся к доске, необходимо из предложенных фраз составить алгоритм действий, по ключевым словам, на доске прикреплены слова автомобиль и агрегат. (проверяется знание технологической последовательности, а также умение быстро ориентироваться и решать поставленные задачи).

За правильные ответы выставляются оценки.

Вопрос: Сопутствующие документы для сдачи в ремонт:

Ответ:

Автомобиль:

  • справка о пробеге;
  • акт технического состояния;
  • паспорт и карточка на баллоны (для газобаллонных автомобилей);
  • наряд на ремонт.

Лишнее: справка о медосмотре водителя 

Агрегат:

  • справка о техническом состоянии;
  • паспорт – только для ранее капитально ремонтировавшихся двигателей;
  • наряд на ремонт.

Лишнее: паспорт с пропиской

Преподаватель задает следующий вопрос: Для грузовых автомобилей и их агрегатов установлены – 1-я и 2-я комплектность;

Необходимо соотнести определения (автомобиль 1-й комплектности, Автомобиль 2-й комплектности, двигатель 1-й комплектности, двигатель 2-й комплектности) вызываются к доске следующая пара обучающихся.

Автомобиль 1-й комплектности – это автомобиль со всеми составленными частями, (установленными на нем) включая запасное колесо.

Лишнее это автомобиль с запасными частями.

Автомобили 2-й комплектности сдают в ремонт без платформы, металлических кузовов и специального оборудования.

Лишнее сдают в ремонт с пластмассовой платформой, также металлическим кузовом и одноразовым оборудования.

Преподаватель проверяет правильность соотнесенных ответов и выставляет оценки обучающимся.

Этап рефлексии обучающихся о полученных знаниях: 10 минут

Преподаватель акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Подводит обучающихся к выводу о необходимости выполнения всех правил при сдаче автомобиля и агрегатов в ремонт.

Сделайте вывод о правильности подготовки и правилах автомобилей и агрегатов в ремонт.

А как вы думаете, понадобятся вам эти знания?

А для вас лично, чем полезны полученные знания, что нового вы получили?

Вот теперь вы можете подготовить автомобиль и проверить все необходимые документы, наличие которых обязательно.

Деятельность обучающихся: 

По очереди комментируют. Групповая рефлексия. Анализируют возникшие трудности и способы их преодоления. Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку.

Преподаватель: Давайте оценим вашу работу на уроке (озвучить оценки). Все хорошо работали, были внимательны, любознательны и активны. Всех присутствующих благодарю за плодотворную работу.

Преподаватель: домашнее задание.

- повторить терминологию.

-подготовить презентацию на тему по вариантам:

1 вариант: ПРИЕМКА АВТОМОБИЛЯ В РЕМОНТ ПОСЛЕ АВАРИЙ

2 вариант: ПРИЕМКА АГРЕГАТОВ В РЕМОНТ

3 вариант: ПРИЕМКА АВТОМОБИЛЕЙ В ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОЦЕНТРАМИ И СТАНЦИЯМИ ВАЗ

 4 вариант на дополнительную оценку: МОЙКА АВТОМОБИЛЯ  ПЕРЕД ПРИЕМКОЙ В РЕМОНТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для выполнения контрольных работ по дисциплине ПБДД (Правила безопасности дорожного движения) для студентов специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Методическая разработка предназначена для студентов СПО специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (заочного отделения). Методическая разработка содержит требов...

Методическая разработка по дисциплине "Иностранный язык" Методические рекомендации при работе с техническим текстом для студентов 2 курса , специальности 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Методические рекомендации составлены для того, чтобы научить студентов читать и переводить тексты по специальности, составлять реферат, а также ознакомить с основными правилами работы со словарем на п...

КОС по ПМ.01 "ТО и ремонт автотранспорта" для специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" 3 курс

КОС  по ПМ.01 "ТО и ремонт автотранспорта" для специальности  23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" 3 курсСодержит  25 билетов. ...

Методические указания по выполнению курсового проекта по МДК 01.02 специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» по разделу «Техническое обслуживание автомобилей"

Методические указания содержат достаточную теоретическую информацию и нормативно-справочные материалы для написания курсового проекта  (КП) по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживан...

Методическое пособие по выполнению специальной части дипломного проекта для студентов очного отделения для специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Методическое пособие по выполнениюспециальной части дипломного проектадля студентов очного отделениядля специальности23.02.03«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» ...

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения по дисциплине ФИЗИКА для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (1 курс 1 семестр)

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения по дисциплине ФИЗИКА для специальности23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт  автомобильн...