Рабочая программа учебной дисциплины "Ресурсосбережение при техническом обслуживании и ремонте"
рабочая программа на тему

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с  Федеральным  государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (углубленной подготовки) укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 190000 Транспортные средства направления подготовки 190700 Технология транспортных процессов

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-       планировать потребность в ресурсах предприятий сервиса;

-       осуществлять основные мероприятия, связанные с ресурсосбере­жением;

-       определять рациональные режимы эксплуатации основного технологического оборудования;

-       пользоваться нормативно-справочной литературой и технической документацией.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-       основные требования, предъявляемые к системам технического обслуживания и ремонта автомобилей;

-       ресурсы и материалы, использующиеся в современном автомобилестроении, их назначение, классификацию;

-       способы нормирования технологических процессов и производственно-технической базы;

-       методы рационального поддержания и восстановления работоспособности;

-       цели и задачи управления запасами и методы оценки их эффективности.

 

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной  дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа,  в том числе:

        обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;

самостоятельной работы обучающегося 34 часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Утверждаю

       директор ГБОУ СПО «Технический

колледж имени В.Д. Поташова»

    _______________П.А. Кудряшов

     «____» ________________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ

Набережные Челны

2014

        Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с  Федеральным  государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (углубленной подготовки) укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 190000 Транспортные средства направления подготовки 190700 Технология транспортных процессов

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Технический колледж имени В.Д. Поташова»

г. Набережные Челны

Разработчик: Асадулина Лилия Галиевна, преподаватель второй квалификационной категории, зав. заочным отделением  «Технические дисциплины» ГБОУ СПО «Технический колледж им. В.Д. Поташова»

Рассмотрена на заседании кафедры «Технические дисциплины»

протокол №______ от «____»__________2014 г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

     УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

     ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ

1.1 Область применения программы

        Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (углубленной подготовки) укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 190000 Транспортные средства направления подготовки 190700 Технология транспортных процессов.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации и переподготовке) и профессиональной подготовке.

1.2  Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: является вариативной  дисциплиной, входит в профессиональный цикл.

  1.  Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения    учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • планировать потребность в ресурсах предприятий сервиса;
  • осуществлять основные мероприятия, связанные с ресурсосбережением;
  • определять рациональные режимы эксплуатации основного технологического оборудования;
  • пользоваться нормативно-справочной литературой и технической документацией.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные требования, предъявляемые к системам технического обслуживания и ремонта автомобилей;
  • ресурсы и материалы, использующиеся в современном автомобилестроении, их назначение, классификацию;
  • способы нормирования технологических процессов и производственно-технической базы;
  • методы рационального поддержания и восстановления работоспособности;
  • цели и задачи управления запасами и методы оценки их эффективности.

1.4  Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной  дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа,  в том числе:

        обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;

самостоятельной работы обучающегося 34 часа.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:

     лабораторные  работы

-

     практические занятия

10

     контрольные работы

2

     курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

в том числе:

    самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

    подготовка докладов (сообщений) в виде компьютерной презентации

10

    составление конспекта в виде тезисов для систематизации учебного материала

14

    разбор контрольных вопросов по обучающей программе учебной дисциплины

6

составление кроссворда по заданной теме

2

подготовка к зачету

2

Итоговая аттестация в форме зачета  


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Ресурсосбережение при техническом обслуживании и ремонте

Наименование

 разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная

работа обучающихся, курсовая работа (проект) 

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1 Общие принципы и понятия ресурсосбережения

Тема 1 Автомобильный транспорт в структуре потребления энергетических ресурсов

Содержание учебного материала

2

2(2)

1

Автомобильный транспорт в структуре потребления энергетических ресурсов. Основы и методы экономии топлива, электрической энергии при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта.  

2

Тема 2 Экологические проблемы развития автомобильного транспорта

Содержание учебного материала

2

2 (4)

2

1

Критерии эффективности транспорта. Основные экологические проблемы, возникающие при развитии автомобильного транспорта. Пути решения, возникающих проблем.

Самостоятельная работа обучающихся

2

(2)

1

Подготовить доклад в виде компьютерной презентации на тему:

«Экологические проблемы моего города», «Пути решения экологических проблем г. Набережные Челны»

Тема 3 Технико-экономические мероприятия, повышающие топливную экономичность автотранспортных средств

Содержание учебного материала

2

2 (6)

1

Структура мероприятий по повышению экономичности расхода ресурсов.

2

Тема 4 Социально-экономические аспекты экономии автомобильного топлива

Содержание учебного материала

2

2 (8)

1

Мотивация труда водителей и слесарей по ремонту автомобильного транспорта, контроль за техническим состоянием автомобиля, технико-организационные мероприятия, социально-экономические, административно-правовые и производственно-технические мероприятия по экономии автомобильного топлива

2

Практическая работа №1

Составление организационных структур предприятия

2

(2)

Практическая работа №2

Мотивация персонала при техническом обслуживания и ремонте автомобилей

2

(4)

Самостоятельная работа обучающихся

2

(4)

1

Составить конспект в виде тезисов по теме: «Виды социального и материального стимулирования»

Раздел 2 Научно-технический прогресс – основа повышения эффективности производства и технического обслуживания автомобилей

Тема 1 Основы ресурсосбережения на автомобильном транспорте

Содержание учебного материала

4

2 (10)

2 (12)

1

Научно-технический прогресс и его влияние на рациональное природопользование. Основные направления НТР и НТП, этапы НТР.

2

2

Основные понятия ресурсосбережения, влияние НТР на экономию ресурсов при техническом обслуживании и ремонте. Использование новейших технологий при организации работы СТО.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

2(6)

Составление кроссворда по теме  «Научно-технический процесс и ресурсосбережение».

Тема 2 Фондосберегающая и фондоемкая формы научно- технического прогресса, процесс перехода от одной формы к другой

Содержание учебного материала

4

2 (14)

2(16)

1

Закон убывающей эффективности. Закон убывающей эффективности (предельной полезности) - закон взаимосвязи между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворения от потребления каждой его дополнительной единицы

2

2

Типы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный тип экономического роста. Основные показатели, Классификация показателей технического уровня новой техники и технологии.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

2

2(8)

1

Подготовка конспекта в виде тезисов «Влияние НТР и НТП на развитие производства автомобильного транспорта»

Раздел 3 Теоретические и методические основы ресурсосбережения

Тема 1 Виды ресурсов и их классификация

Содержание учебного материала

2

2 (18)

1

Природные ресурсы и их классификация. Различные виды классификаций природных ресурсов. Экономические блага и ресурсы как базовые экономические понятия.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

2 (10)

1

Составление конспекта в виде тезисов по теме «Инновации в сфере добычи полезных ископаемых»

Тема 2 Основные направления экономии топливно-энергетических ресурсов

Содержание учебного материала

4

2 (20)

2 (22)

1

Основные направления экономии топливно-энергетических ресурсов. Основные понятия, ресурсоэкономичность.

2

2

Методы анализа эффективности использования ресурсов.

2

Практическая работа №3

Нормирование расхода топливно-энергетических ресурсов

2

2 (6)

Самостоятельная работа обучающихся

2

2(12)

1

Подготовить доклад в виде компьютерной презентации на тему: «Расход ТЭР на СТО», «Как сократить расход ТЭР при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта»

Тема 3 Организация и управление рациональным расходом горюче-смазочных материалов на автотранспортных предприятиях

Содержание учебного материала

6

2 (24)

2 (26)

2 (28)

1

Энергетическое хозяйство предприятия. Учет и анализ. Задачи ЭХП, формы энергоснабжения, нормы энергопотребления.

2

2

Анализ использования материальных ресурсов. Анализ обеспеченности хозяйствующего субъекта материальными ресурсами, анализ материалоемкости и материалоотдачи, анализ использования отходов производства, нормативные документы

2

3

Учет расходов на приобретение ГСМ. Основы учета расходов, нормативно-правовая база.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

2 (14)

1

Доклад (сообщение) в виде компьютерной презентации по темам (по выбору):

  1. Анализ использования отходов производства.
  2. Использование отходов производства при ремонте автомобильного транспорта.

Раздел 4 Техническое состояние автомобиля и расход топлива

Тема 1 Техническое состояние автомобиля и расход топлива

Содержание учебного материала

6

2 (30)

2 (32)

2 (34)

1

Изменение состояния агрегатов, узлов и систем автомобиля, непосредственно влияющих на расход топлива. Факторы, влияющие на расход ТЭР и запасных частей автомобиля.

2

2

Прогрессивные методы организации и технологии ТО и ремонта, снижающие расход топлива в эксплуатации. Методы формирования видов системы ТО и ремонта

2

3

Влияние организации транспортного процесса на расход горюче-смазочных материалов (ГСМ)

2

Самостоятельная работа обучающихся

4

2(16)

2 (18)

1

Разбор контрольных вопросов по теме учебной дисциплины: Техническое состояние автомобиля и расход топлива

2

Доклад (сообщение) в виде компьютерной презентации на тему: «Организация транспортного процесса»

Тема 2 Использование сортов ГСМ в соответствии с конструктивными особенностями автомобилей и условиями их эксплуатации

Содержание учебного материала

2

2(36)

1

Использование сортов ГСМ в соответствии с конструктивными особенностями автомобилей и условиями их эксплуатации. Виды и качество горюче-смазочных материалов, зависимость вязкости моторного масла от температуры.

2

Раздел 5 Технические средства учета и расхода топлива

Тема 1 Контроль и учет топлива на АТП

Содержание учебного материала

8

2(38)

2 (40)

2 (42)

2 (44)

1

Контроль и учет топлива на АТП. Виды контроля и учета топлива на АТП, предельно-допустимые уровни потребления топлива на предприятии и факторы влияющие на них.

2

2

Контроль расхода и учета топлива: варианты организации. Контроль использования сырья и материалов.

2

3

Методы оценки материальных запасов. Типы расходомеров и их конструктивные особенности (штатные датчики расхода топлива, ДУТ, ультразвуковые ДУТ, ДРТ, система СКРТ). Приборы контроля остатков топлива в баках

2

4

Контрольная работа

2

Практическая работа №4

Оценка материальных запасов станции технического обслуживания

2

2(8)

Самостоятельная работа обучающихся

4

2 (20)

2 (22)

1

Доклад (сообщение) в виде компьютерной презентации на тему : «Типы расходомеров»

2

Подготовка конспекта в виде тезисов «Контроль учета использования запасных частей при техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств»

Раздел 6 Совершенствование нормирования расхода топлива и запасных частей

Тема 1 Понятие норм и нормативов

Содержание учебного материала

2

2 (46)

1

Классификация норм и нормативов расхода топлива и запасных частей. Понятия нормы расходов и нормативы, виды и классификация методов определения норм расхода запасных частей при ремонте автомобилей.

2

Практическая работа №5

Нормирование расхода запасных частей при ремонте автомобильного транспорта

2

2(10)

Самостоятельная работа обучающихся

2

2(24)

1

Подготовка конспекта в виде тезисов «Нормирование использования запасных частей при техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств»

Тема 2 Права предприятий в корректировке норм расхода топлива

Содержание учебного материала

4

2 (48)

2 (50)

1

Права предприятий в корректировке норм расхода топлива. Нормативно-правовая база нормирования расхода топлива и запасных частей.

2

2

Система надбавок к линейным нормам расхода топлива. Условия повышения линейных норм расхода топлива

2

Самостоятельная работа обучающихся

                4

2 (26)

2 (28)

1

Подготовка конспекта в виде тезисов «Организация эксплуатационных испытаний для определения норм расхода топлива»

3

Разбор контрольных вопросов по теме учебной дисциплины: Совершенствование нормирования расхода топлива и запасных частей

Раздел 7 Рациональная эксплуатация и пути экономии расхода шин

Тема 1 Рациональная эксплуатация шин

Содержание учебного материала

4

2 (52)

2 (54)

1

Сравнительная характеристика шин различных конструкций. Причины недоиспользования шин в эксплуатации на современном этапе развития.

2

2

Причины преждевременной утилизации шин. Формы организации технологического процесса обслуживания шин и узлов автомобилей, влияющих на темп износа протектора.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

2(30)

1

Подготовка конспекта в виде тезисов  «Методика определения базовых норм расхода топлива на автомобильном транспорте с использованием статистических методов»

Тема 2 Мероприятия по сокращению расхода шин

1

Мероприятия по сокращению расхода шин.

2

2 (56)

2

Самостоятельная работа обучающихся

4

2 (32)

2 (34)

1

Разбор контрольных вопросов

2

Подготовка к зачету

Тема 3 Дифференцированный зачет

1

Зачет по дисциплине «Ресурсосбережение при техническом обслуживании и ремонте»

2

2 (58)

Итого

68

Для характеристики уровня  освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета, оснащенного мультимедийным оборудованием.

    Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий (планшеты, плакаты, учебно - методическая документация);
  • доска классная.

Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор или электронная доска;
  •  мультимедийные презентации лекционного материала;
  •  компьютеры с локальной сетью и выходом в интернет.
  •  мультимедийные установки.

        3.2 Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1.  Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учеб. пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / Л. И. Епифанов, Е. А. Епифанова.  -  2-е изд., перераб. и доп. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2013. - 352 с.

2.  Техническое  обслуживание  и  ремонт  автомобилей:  учебник  для  студентов  образоват. учреждений сред. проф. образования / В. М. Власов, С. В. Жанказиев, С. М. Круглов ; под ред. В. М. Власова. - 7-е изд.,перераб. - М. : Академия, 2011. - 432 с.

3. Попов, А. В. Ресурсосбережение при проведении технического обслуживания и ремонта: учеб. пособие. В 2 ч. Часть 1 / А. В. Попов, Е. А. Курбатов; СПбГАСУ. – СПб., 2012. – 181 с.

4. Малкин В.С. Техническая эксплуатация автомобилей: теоретические и практические аспекты. – М.: Академия, 2009. – 288 с.

5. Турцов  О.Г.  Организация  производства  и  управление  предприятием/ Под ред. О.Г. Турцова. –М: Инфра-М, 2009. -544с.

6. Баженов  С.П.  Основы  эксплуатации  и  ремонта  автомобилей  и  тракторов/ Под ред. С.П. Баженова. –М: Академия, 2010. -336с.

7. Нормы  расхода  топлив  и  смазочных  материалов  на  автомобильном транспорте. –М.: Инфра-М, 2010. -126с.

Дополнительные источники:

1.  Автослесарь.  Устройство,  техническое  обслуживание  и  ремонт  автомобилей: учебное пособие для нач. проф. образования / Ю. Т. Чумаченко, А. И. Герасименко,  Б. Б. Рассанов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 544 с.

2.  Черноиванов В.И. Ресурсосбережение при технической эксплуатации

сельскохозяйственной техники/В.И. Черноиванов, А.Э. Северный, М.А. Халфин и др.-М.: ФГНУ Росинформагротех, 2001. -360с.

3.  Рыбачков А.В., Лянденбурский В.В. Ресурсосбережение при техническом обслуживании и ремонте автомобилей. – Пенза: ПГАСА, 2002. – 92 с.

4.  Щербаков А.Б. Ресурсосбережение на автомобильном транспорте. – Братск: изд. БрГУ, 2006.

5.  Болбас М.М. Экология и ресурсосбережение на транспорте/ Болбас М.М., Савич Е.Л., Кухаренок Г.М., Поклад Л.Н.; под ред. Болбаса М.М. – Минск: Адукацыяi выхаванне, 2011. – 295 с. : ил., табл.

6.   Сарбаев  В.И.  Техническое  обслуживание  и  ремонт  автомобилей:  механизация  и  экологическая  безопасность  производственных  процессов. – Ростов н/Д: Изд. Феникс, 2005. – 380 с.

Периодическая литература:

1. Журнал «За рулем»;

2. Журнал «Автомобильный транспорт»;

3. Журнал «Автомобильная промышленность».


4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных работ.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

- планировать потребность в ресурсах предприятий сервиса;

- осуществлять основные мероприятия, связанные с ресурсосбережением;

- определять рациональные режимы эксплуатации основного технологического оборудования;

- пользоваться нормативно-справочной литературой и технической документацией.

- оценка выполнения практических работ и оформления отчета к теме № 4 раздела 1, к темам № 2 раздела 3, к теме 1 раздел 4, к теме 1 раздел 5.

Знания:

- основные требования, предъявляемые к системам технического обслуживания и ремонта автомобилей;

- ресурсы и материалы, использующиеся в современном автомобиле-строении, их назначение, классификацию;

- способы нормирования технологических процессов и производственно-технической базы;

- методы рационального поддержания и восстановления работоспособности;

- цели и задачи управления запасами и методы оценки их эффективности.

  • оценка компьютерного тестирования по темам дисциплины
  • оценка выполнения контрольных работ по темам дисциплины
  • оценка выполнения самостоятельной внеаудиторной работы

Разработчики:         

место работы: ГБОУ СПО «Технический колледж имени В.Д. Поташова»

занимаемая должность: преподаватель второй квалификационной категории, зав. заочным отделением ГБОУ СПО «Технический колледж им. В.Д. Поташова»

инициалы, фамилия: Л.Г. Асадулина

Эксперты:

____________________            ___________________          _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          _________________________

   (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Математика ЕН. Специальность:Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.190631

Рабочая программа для учебных заведений среднего профессионального образования. Максимальная учебная нагрузка 102 часа,обязательная учебная нагрузка 68 часов,самостоятельная нагрузка студентов 34 часа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 01. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 230203 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Рабочая программа профессионального модуля 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)  по специал...

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 Информатика основной профессиональной образовательной программы 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Информатика по специальности "Техническое обслужи...

Рабочая программа ПМ 01 «Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования»

Рабочая программа ПМ 01 «Организация технического обслуживания и ремонта электрического и   электромеханического оборудования»...

Рабочая программа по ПМ.01. "Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта"

Рабочая программа профессионального модуля является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  специальности 23.02.03. «Техническое обслужива...

Рабочая программа по ПМ.03 "Техническое обслуживание и ремонт компьютерной техники"

Рабочая программа по ПМ.03 "Техническое обслуживание и ремонт компьютерной техники" для специальности "Компьютерные системы и комплексы"...