Использование модулей трудовых навыков на уроках теоретического обучения
статья по теме
Основная цель профессионального обучения состоит в удовлетворении потребности личности в получении профессионального образования, подготовке квалифицированного работника, компетентного и конкурентоспособного на рынке труда. Одной из эффективных технологий в образовании является модульное обучение. Основной целью подготовки специалиста по модулю является приобретение определенного навыка или умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.5 КБ |
![]() | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Использование модулей трудовых навыков на уроках теоретического обучения
В Федеральной целевой программе развития образования выделен ряд задач, главной из которых является подготовка квалифицированного, компетентного работника, который свободно владеет профессией и может ориентироваться в смежных областях деятельности. Отсюда следует, что ценностно-целевая ориентация профессиональной подготовки в системе начального профессионального образования заключается в содействии становлению интегральных личностных характеристик, которые и выступают как непосредственные показатели профессионального развития человека.
Инновационный поиск новых средств обучения приводит меня к пониманию того, что на уроках нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, модульно-рейтинговые, рефлексивные и прочие методы обучения. Такие которые существенно повысили бы интерес к изучению спецпредметов, и послужили бы закреплением полученных знаний.
Основная цель профессионального обучения состоит в удовлетворении потребности личности в получении профессионального образования, подготовке квалифицированного работника, компетентного и конкурентоспособного на рынке труда. В настоящее время изменились требования, предъявляемые к работникам. Работодателю нужен не просто работник, а “хорошо подготовленный”. Понятие “хорошо подготовленный” включает в себя умение постоянно обучаться, применять полученные знания в профессиональных ситуациях, переносить их из одной сферы жизни в другую. В соответствии с этим мне потребовалось внести определенные изменения в технологию обучения при преподавании спецдисциплин.
Одной из эффективных технологий в образовании является модульное обучение. Основной целью подготовки специалиста по модулю является приобретение определенного навыка или умения.
Весь учебный материал (необходимые теоретические положения, описание практических действий для выполнения работ в конкретной ситуации или профессии) компонуется в единый модуль или модульный курс. Освоив модуль, человек приобретает определенную профессиональную компетентность в той или иной сфере. Модульная технология обеспечивает активность учащегося как субъекта процесса саморазвития.
На уроках спецдисциплин целесообразно использовать элементы модульных технологий. Выбираем наиболее адаптированные элементы из комплекта. Соотносим с тематическим планированием по изучаемому предмету. Как правило, модульный элемент предлагает пошаговое изучение одного навыка, поэтому в теме урока возможно использование и двух модулей, и материал из одного, но урезанного.
Для повышения интереса к процессу обучения, обучающиеся предложили адаптированные элементы составить в виде программ. Обучающих и контролирующих. Обучающая включает в себя адаптированный модульный элемент, со схемами, графиками, рисунками, текстовым материалом. Порядок изложения материала не нарушается. В конце изучения преложенного элемента, предусмотрен текущий контроль. Тестовое задание первого уровня. Это ряд вопросов, не более 10 с вариантами правильных ответов. Не более 3. Причем правильных ответов может быть несколько, и это обязательно оговаривается в начале работы с программой. Правильные ответ фиксируются в процессе выполнения теста, и учащийся наглядно видит результат своих ответов. После завершения на компьютере выставляется оценка, указывается количество верных и неверных ответов, % усвоения знаний. В обучающей программе предусмотрена возможность повтора. Если тест выполнен неудовлетворительно ( на оценку 2 ), то с разрешения преподавателя, можно пройти его заново, опираясь на материал элемента модульного блока. Составлены программы по предметам «Основы резания металлов»,
« Технология токарных работ», «Оборудование и методы обработки», «Основные сведения о станках с программным управлением»
Контролирующая программа составлена в той же последовательности, что и обучающая.
Вопросы, варианты ответов, остаются неизменными. Время, предлагаемое для ответов на тест ограничивается сложность изучаемого материала, и как правило, не превышает 15 минут. Воспользоваться тестом обучающийся может один раз, полученная оценка является текущим контролем и выставляется в журнал. Такой подход дает возможность разнообразить формы проведения уроков, создать атмосферу заинтересованности, сократить время на текущий контроль знаний. Повышается мотивация обучаемых в процессе обучения. Происходит частичная индивидуализация обучения, с изменением роли и функций преподавателя на данном уроке.
В результате, придерживаясь, и не нарушая, основных концепций МТН – технологий, включающих в себя:
- Системный подход к организации процесса обучения, с целями понятными обучающимся.
- Пошаговое обучение, ориентированное на обучаемого.
- Доступную учебную документацию.
- Гибкую модульную структура формирования занятия (урока спецтехнологии, в частности).
Хочется отметить, что целесообразно использовать элементы модульных технологий, с привлечением ребят для составления обучающих программ, как на первом, так и на более старших курсах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В Федеральной целевой программе развития образования выделен ряд задач, главной из которых является подготовка квалифицированного, компетентного работника, который свободно владеет профессией и может ориентироваться в смежных областях деятельности. Отсюда следует, что ценностно-целевая ориентация профессиональной подготовки в системе начального профессионального образования заключается в содействии становлению интегральных личностных характеристик, которые и выступают как непосредственные показатели профессионального развития человека.
Инновационный поиск новых средств обучения приводит меня к пониманию того, что на уроках нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, модульно-рейтинговые, рефлексивные и прочие методы обучения. Такие, которые существенно повысили бы интерес к изучению спецпредметов, позволили объективно, полно и систематически оценивать полученные знания, а так же послужили бы для закрепления знаний приобретенных в процессе практического изучения в мастерских лицея.
Понятие “хорошо подготовленный” включает в себя умение и желание постоянно обучаться, применять полученные знания в профессиональных ситуациях, переносить их из одной сферы жизни в другую. В соответствии с этим мне потребовалось внести определенные изменения в технологию обучения при преподавании спецдисциплин .
Весь учебный материал (необходимые теоретические положения, описание практических действий для выполнения работ в конкретной ситуации или профессии) компонуется в единый модуль или модульный курс. Освоив модуль, человек приобретает определенную профессиональную компетентность в той или иной сфере. Модульная технология обеспечивает активность учащегося как субъекта процесса саморазвития.
Допустим, я как преподаватель, хорошо владею изучаемым материалом, знаю технические средства обучения и персональный компьютер. В таком случае, я могу соединить свои знания и возможности, увлечь учащихся, привлечь их к сотрудничеству. Совместно с ними создавать учебные продукты с элементами МТ Н технологии, которые считаю целесообразным использовать на уроках спецдисциплин.
Выбираем учебные элементы из комплекта соответствующего профессии. Соотносим с тематическим планированием по изучаемому предмету. Как правило, учебный элемент предлагает пошаговое изучение одного навыка, поэтому в ходе урока возможно использовать материал как двух элементов, так и одного, но сокращенного или дополненного. В результате этой работы создается адаптированный учебный элемент.
Для повышения интереса к процессу обучения, я предложила обучающимся составить адаптированные элементы в виде программ- обучающих и контролирующих. Обучающая программа включает в себя адаптированный учебный элемент - со схемами, графиками, рисунками, текстовым материалом. Порядок изложения материала не нарушается. В конце изучения предложенного элемента предусмотрен текущий контроль. Как правило - тестовое задание первого уровня. Это ряд вопросов, не более 10 с вариантами правильных ответов (выбор из трех). Причем, правильных ответов может быть несколько, и это обязательно оговаривается в начале работы с программой.
Правильные ответ фиксируются в процессе выполнения теста, и учащийся наглядно видит результат своих ответов. После завершения на компьютере выставляется оценка, указывается количество верных и неверных ответов, % усвоения знаний. В обучающей программе предусмотрена возможность повтора. Если тест выполнен неудовлетворительно( на оценку 2 ), то с разрешения преподавателя можно пройти его заново, опираясь на материал элемента модульного блока.
Контролирующая программа составлена в той же последовательности, что и обучающая. Вопросы и варианты ответов остаются неизменными. Время, предлагаемое для ответов на тест , ограничивается сложностью изучаемого материала, и как правило, не превышает 15 минут. Воспользоваться тестом обучающийся может один раз, полученная оценка является результатом текущ его контрол я и выставляется в журнал.
Хочется отметить, что целесообразно использовать привлечение ребят для составления обучающих программ с элементами модульных технологий, как на старших курсах, так и на первом. Процесс взаимодействия учитель-ученик повышает ответственность обучающегося, что несомненно важно именно в начале обучения.
Адаптированный учебный элемент является мультимедийным продуктом – результатом совместного труда учителя и педагога. Создаются они у нас на уроках информатики как вариант зачетной работы при изучении текстовых и графических редакторов, при создании презентаций, а также во внеурочное время - как внеклассная работа по предмету
Составлены адаптированные учебные элементы по предметам : «Основы резания металлов», « Технология токарных работ», «Оборудование и методы обработки», « Основные сведения о станках с программным управлением» Принцип использован для проведения теоретической части конкурса областной олимпиады по специальности электромонтер.
Такой подход дает возможность разнообразить формы проведения уроков, создать атмосферу заинтересованности и доброжелательности, сократить время на текущий и итоговый контроль знаний. Повысить мотивацию обучаемых в процессе обучения. Сформировать межпредметные связи, используя знания и умения приобретенные на практике в мастерских, на рабочих местах в цехах, по предметам профтехцикла( информатика и ИКТ, материаловедение, черчение, автоматизация производства и др . ) Происходит частичная индивидуализация обучения с изменением роли и функций преподавателя на данном уроке.
В результате мы добиваемся повышения интереса к учебе и повышения качества знаний, придерживаясь и не нарушая основных концепций МТН – технологий, включающих в себя: Системный подход к организации процесса обучения, с целями понятными обучающимся. Пошаговое обучение, ориентированное на обучаемого. Доступную учебную документацию. Гибкую модульную структура формирования занятия (урока спецтехнологии, в частности).
Мы на своих уроках по предметам спецдисциплин пока полностью не осваиваем всю технологию МТН в целом, но делаем все возможное, чтобы дать ученику реально необходимые знания, которые потребуются для формирования умений, и приведут в итоге к его профессиональной компетенции, и как следствие к его востребованности на рынке труда в сегодняшних непростых экономических условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Применение технологии модульного обучения на уроках теоретического обучения по предмету «Оборудование торговых предприятий» (профессия «Продавец, контролер-кассир»)
Вызывающее большой интерес модульное обучение позволяет построить урок по современной схеме: создание мотивации→организация обу...

Активизация познавательной деятельности студентов и использование информационно-компьютерных технологий на уроках теоретического и производственного обучения.
В современной преподавании применяются разнообразные формы обучения – занятие, практикум, семинары, собеседования, консультации, конференции, лекции, домашние занятия. Характерной особенностью ф...

Методическая разработка открытого урока теоретического обучения .Урок-конкурс по профессии «штукатур»
Настоящая методическая разработка открытого урока теоретического обучения по программе «Технология штукатурных работ », составлена для мастеров производственного обучения...

статья на тему Использование игровой учебной деятельности на уроках теоретического и производственного обучения при профессиональной подготовке обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.
Использование различных форм и видов игровой учебной деятельности на уроках теоретического и производственного обучения при профессиональной подготовке обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ....

План урока теоретического обучения по профессии "Маляр" по дисциплине Технология малярных работ. Тема программы: Общие сведения о малярных работах Тема урока: Компоненты малярных составов
План урока теоретического обучения по дисциплине : Технология малярных работ.Тема урока: Компоненты малярных составов...

методическая разработка мастер-класса "Использование техники активного слушания на уроках теоретического обучения"
Мастер-класс разработан в связи с необходимостью обучения педагогических работников с приемами донесения преподаваемого материала до обучающихся, в связи с чем имеет высокую актуальность....

презентация к мастер-классу "Использование на уроках теоретического обучения техники активного слушания"
Этот мастер-класс имеет высокую актуальность в сложившихся экономических и политических условиях и имеет важное значение для повышения качества обучения и нормализации дальнейшего учебного проце...