Методическая разработка урока-игры по материаловедению на тему: «Металлические материалы»
план-конспект урока на тему

Шахбанова Валентина Ивановна

Урок-игра имеет значение для формирования процессов мышления и повышения знаний по предмету материаловедение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-igra._na_sayt.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум»

Методическая разработка урока-игры

по  материаловедению на тему: «Металлические  материалы»

                                                Разработала преподаватель Шахбанова В.И.

                                                             

                                                                     

Белгород, 2018 г

 

Оглавление

1.Пояснительная записка.

а) Урок-игра, как одна из форм интеграции.  

б) Принципы проведения  урока-игры.

в)Основные цели  урока-игры.

2.План проведения урока-игры.

3.Заключение.

Пояснительная записка

      Игра, по определению Д.Б.Эльконина, — это особый вид деятельности человека в условных ситуациях, воспроизводящий явления окружающей действительности и трудовой деятельности людей, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Игра имеет первостепенное значение для формирования специфических человеческих процессов мышления, а также волевой регуляции человеческих действий.

Игра является формой активного, творческого отражения обучающимися окружающей жизни людей. Обучающийся вносит в нее свои фантазии, поэтому в ней переплетается реальность и вымысел. В игре происходит активная социализация обучающихся, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются. Таким образом, игра выступает как эффективное средство познания обучающимися предметной и социальной действительности, а также способствует их  социальному развитию.

Урок-игра, реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний обучающихся. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Такие уроки осуществляются   при   обязательном   участии   всех  обучающихся,   а   также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

  1. осуществляется   контроль   знаний,   умений   и    навыков обучающихся по определенной теме;
  2. обеспечивается   деловая,   рабочая   атмосфера,   серьезное отношение обучающихся к уроку;
  3. предусматривается минимальное участие на уроке учителя

   

Тема урока: « Металлические  материалы»

Профессия: 15.01.05 Сварщик ручной и частично      механизированной сварки (наплавки)

Цели урока:

  1. Обобщить, систематизировать и обеспечить повторение базовых понятий материаловедения, с которыми обучающиеся познакомились на предыдущих уроках.
  2. Способствовать развитию практического опыта, необходимого для работы в небольших группах.
  3. Способствовать формированию навыков принятия решения, анализа информации и способности излагать свою точку зрения и ведения дискуссии.

ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6.

ПК 1.2; ПК 2.2

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ:

1. Классификация сталей (материаловедение).

2. Источники питания постоянного тока (МДК 02.01, физика)

3.Подготовка металла к сварке, сборка деталей под сварку (МДК 01.01)

4.Сила тока, полярность, длина дуги (электротехника, физика).

5.Техника выполнения сварных швов (МДК 02.01).

6.Дефекты сварочных швов (МДК 04.01).

7.Сварка низкоуглеродистых  сталей (МДК 02.01)
Основы материаловедения (ОП 04).

8.Химический состав сталей (Основы материаловедения (ОП 04)

9.Параметры режима сварки: род тока, полярность, марка и диаметр электрода, угол наклона электрода, скорость перемещения вдоль шва (физика, МДК 02.01, математика).

10.Контроль сварочных швов (МДК 04.01).

Участники и действующие лица: ведущий, две команды, 3 члена жюри.

Предварительная подготовка:

Заранее происходит разделение на группы.

Даётся задание: придумать название команды, выбрать капитана. Повторите темы курса материаловедения от понятия о науке материаловедение до механических свойств, определяемых при ударных испытаниях, а также испытание на жидкотекучесть.

Маркировка различных сталей.

Оборудование: Карточки заданий: «Кроссворд», «Карточка марок сталей», «Список слов», «Задания для ящика». Ящик Пандоры. Бланки для жюри.

Ход урока

Ведущий: 

Сегодня мы предлагаем вам, принять участие в игре, которую мы назвали «Занимательное материаловедение».

А теперь хочу представить вам две команды участников нашей игры, команда «Виктория» и команда «Ягуар».

Команды поприветствуйте друг друга.

        1-й конкур Приветствие. (Максимальная оценка за конкурс 5 баллов).

 В конкурсе участвуют команды в полном составе.

Команды представляют свои название, девиз и эмблему.

Ведущий. Команды представили себя, давайте выслушаем мнение членов жюри.

 Жюри объявляет оценки за конкурс.

2-й конкурс - Разминка.

Ведущий задаёт вопросы для разминки:

  1. Какой из перечисленных металлов, считается чёрным?

        (  цинк, олово,  железо.)

2. Какой из металлов ( алюминий, магний или кальций)  наиболее  коррозионностойкий?

3.Процесс перехода вещества из жидкого в твёрдое состояние (Кристаллизация, нагрев, сжатие).

       4.В качестве   вулканизирующего компонента в каучук  вводят  следующий  компонент (серу, сажу, тальк).

        5. Почему  чугун  называется  «ковким»?

– его можно  ковать

–он пластичен

-  его  можно  прокатывать.

6. Какая  химическая  связь существует  в  металлах  и сплавах?

  - металлическая связь

- ионная  связь

- водородная  связь.

7. Стали, с добавлением легирующих  элементов, называют:

- легированные;

- углеродистые

-  автоматные

8. Для  изготовления инструмента используется следующий  вид  стали:

- котельная

- инструментальная

- автоматная

9. В основе строения структуры  металла  лежит:

-  теория  ионов

- кислород

- кристаллическая  решётка

10. Какой  из перечисленных  металлов  относят  к  группе  цветных  металлов:

-  медь

- барий

- стронций

        Жюри объявляет оценки за конкурс.

3-й конкурс – Давайте  вспомним   (оценка соответствует количеству

подобранных слов )

В конкурсе участвуют капитаны команд. Время  конкурса  5 минут.

Задание конкурса.

Расписать слово   отжиг, нагрев  таким образом, чтобы начальная буква

соответствовала любому слову, связанному с профессией «Сварщик»

 и темой  нашей  игры  и это  было  имя  существительное:

Например:  железо, теория, температура, окалина, газ, маска, электрод, градус, жидкость

Слова  записываются  на  отдельных  листках  и  по  окончанию  времени

 передаются  в  жюри.

Жюри объявляет оценки за конкурс.

4-й конкурс - Расшифровка марок сталей.

Игрокам выдаются карточки заданий и коллективно нужно написать расшифровку марок сталей.

Карточка заданий для первой команды.

Расшифровать данные в задании марки конструкционных сталей.

  • Ст 1 кп -                      г) 65 Г                          е) Г 13  
  • А 11 -                           д) 30 ХГСА -
  • 10 кп -                        

Эталон ответа:

а) Ст 1 кп - сталь конструкционная, углеродистая обыкновенного качества, с гарантированными механическими свойствами без гарантии химического состава группа А, 1-й категории, кипящие.

б) А 11 - сталь конструкционная, автоматная, содержание углерода 0,11%, с повышенным содержанием серы и фосфора.

в) 10 кп - сталь конструкционная, углеродистая, качественная, с содержанием углерода 0,1%, кипящая.

г) 65 Г - сталь конструкционная, углеродистая рессорно-пружинная с содержанием углерода 0,65%, с повышенным содержанием марганца.

д) 30ХГСА - сталь конструкционная, легированная, высококачественная, с содержанием углерода 0,3%, хрома, марганца, кремния каждого до 1,5%.

е)   Г 13 -  сталь конструкционная, высокомарганцовистая с содержанием углерода около 1% и содержанием марганца 13%.

Карточка заданий для второй команды:

Расшифровать данные в задании марки конструкционных сталей.

     а) В Ст 2 -                        г) 65 Г -                         е) Г 13 -

     б) А 20 -                           д) 12Х2Н4А -

     в)30

Эталон ответа:

а) В Ст 2 - сталь конструкционная, углеродистая обыкновенного качества, с гарантированными химическим составом и механическими свойствами группа В, 2-й категории, спокойная.

б) А 20 - сталь конструкционная, автоматная, содержание углерода 0,2%, с повышенным содержанием серы и фосфора.

в) 30 - сталь конструкционная, углеродистая, качественная, с содержанием углерода 0,3%, спокойная.

г) 65 Г - сталь конструкционная, углеродистая рессорно-пружинная с содержанием углерода 0,65%, с повышенным содержанием марганца.

д) 12Х2Н4А - сталь конструкционная, легированная, высококачественная, с содержанием углерода 0,12%, хрома 2%,        никеля 4%.

е) Г 13 -  сталь конструкционная, высокомарганцовистая с содержанием углерода около 1% и содержанием марганца 13%.

Жюри объявляет оценки за конкурс.

5-й конкурс - Непроизвольная память.

Приглашают по 1 человеку от каждой команды. Вам будет предложено по 2 задания, причём сначала текст задания, а потом указание, что вы должны сделать. После того, как прочтёте текст задания, закройте его рукой и отвечайте на вопрос к нему. Отвечайте быстро.

Задание для игрока первой команды.

  1. Укажите, в каком из слов: зерно, базис, структура, материал, упругость есть буква «Л»? (Материал)

   2.В перечне слов: цвет, температура  плавления, прочность, электропроводность, что относится к механическим свойствам. (Прочность)

Задание для игрока второй команды.

  1. Укажите, в каком из слов: ковкость, базис, структура, твёрдость, упругость есть буква «З»? (Базис)
  2. В перечне слов:  цвет, температура  плавления, прочность,  ковкость, что относится к технологическим свойствам. (Ковкость)

6-й конкурс - Разбор понятий.

Из предложенного списка одна команда выбирает понятия,

относящиеся -  к механическим свойствам, 

а другая  команда -  относящиеся к физическим  свойствам:

Цвет, упругость, тепловое  расширение,  теплопроводность  , прочность, электропроводность, , пластичность, напряжение.

Эталон ответа:

Механические свойства:

  1. Напряжение.                        
  2. Упругость
  3. Прочность.
  4. Пластичность.

           Физические свойства:

  1. Цвет.

     2.  Тепловое расширение.

3. Электропроводность

4. Теплопроводность.

Жюри объявляет оценки за конкурс.

Ну, вот наша игра и подошла к концу, а теперь попросим членов жюри объявить победителей.

На протяжении всего мероприятия жюри заполняло таблицу.

Сводная оценка результативности

№ конкурса

Количество очков

Максимальное количество

Команда

«Виктория»

Команда

«Ягуар»

Конкурс №1

За правильный ответ 1 балл

5 баллов

4

5

Конкурс №2

7 баллов

7

6

Конкурс №3

7 баллов

5

6

Конкурс №4

2 балла

2

2

Конкурс №5

3 балла, но за неправильно вписанное свойство снимается 1 балл

2

3

Конкурс №6

За правильный ответ 3 балла

3 балла

3

2

Количество очков

23

24

       Какая же команда одержала победу? Победила команда «Ягуар».

Проводится анализ игры: восприятие игры учениками, положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, даётся оценка деятельности участников игры и обсуждаются возможности совершенствования.

Выдача домашнего задания:

1.Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2015. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование. Гл.3 с.32-41

Заключение

      Опыт показывает, что такие уроки способствуют более глубокому и качественному усвоению учебного материала по сравнению с традиционными формами. Бинарные уроки помогают учащимся по-новому взглянуть на теоретическую подготовку и осознать, что их изучение необходимо для лучшего овладению профессией, поскольку учащимся предоставляется возможность увидеть, как теоретические знания применяются на практике. Такие уроки отличаются наглядностью при обобщении изученной темы.

При проверке знаний учащиеся во время урока свободно объясняют пройденный материал, испытывают меньше затруднений, если они возникают, то обращаются к практическим действиям и преодолевают трудности. Любая трудность осмысливается с двух позиций: с точки зрения того, что они знают и с точки зрения, что они умеют. Именно это и повышает самостоятельность.

Методические  рекомендации  содержат основной информационный материал,  в методических рекомендациях отражены современные образовательные технологии используемые преподавателем в практической профессиональной деятельности.

Рекомендации помогают развивать   техническое  мышление, закреплять материал, изученный  на уроках, прививают  умение  самостоятельно получать  необходимые  данные с помощью литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

Методическая разработка урока-игры по теме: "Обобщение по теме технология приготовления супов"

Урок предназначен для профессии СПО "повар, кондитер" по МДК.03.01. Технология приготовления супов и соусов ПМ.03.Приготовление супов и соусов. Составлен урок в форме деловой игры с применением электр...

методическая разработка урока по электротехнике. Тема:"Электроизмерительные приборы (зачет по теме).

Урок разработан с применением групповых форм работы, что обеспечивает развитие навыков работы в коллективе, воспитание чувства ответственности, стимулирование мыслительных операций: логическое мышлени...

Методическая разработка практической работы по теме "Разработка и координация программ муниципального управления"

Профессиональный модуль ПМ.02. «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ» направлена на изучение правовых основ местного самоуправ...

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"...

Методическая разработка урока теоретического обучения.Тема программы. Тема 1.2.Моделирование и композиция причесок 2. Тема урока. Компоненты: форма и силуэт

Пояснительная записка к уроку по теме «Компоненты композиции: форма и силуэт» . Данная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении темы «Компо...