Конспект урока: "Изучение скелета млекопитающих на примере скелета лошади"
план-конспект занятия

Берникова Светлана Владимировна

Конспект урока: "Изучение скелета млекопитающих на примере скелета лошади". 

Пошаговая инструкция к проведению урока на заданную тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»

План проведения учебного занятия

Дата проведения «29» сентября»2022   г.

ФИО преподавателя:

Берникова Светлана Владимировна

Группа:

2-219-н

Специальность /профессия:

54.02.02  «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Учебная дисциплина / ПМ, МДК:

ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

Раздел, тема программы:

Раздел 1.Анатомические изображения фигур птиц и животных

Тема 1. 2. Пластическая анатомия четвероногих животных.

Номер занятия в соответствии с КТП:

№ 9

Тема занятия по КТП:

.Пластическая анатомия четвероногих животных на примере лошади.

Тип занятия:

Комбинированное занятие

Цель и задачи занятия

Цель занятия:

Привить и углубить  знания о  строении  скелета четвероногих животных. . Получить навыки в зарисовках скелета четвероногих животных. Определить сходство и различие между скелеами четвероногих животных и скелетами птиц и человека.

Задачи:

Учебная: создать условия для освоения знаний и формирования умений: 

  1. Получить знания о строении скелета четвероногих животных.
  2. Выполнить зарисовки скелета четвероногих животных с прорисовкой силуэта  фигуры .

 

Воспитательная: Развивать на занятиях дух взаимопомощи и доброжелательности

Развивающая: Воспитывать художественный вкус и разносторонние грани личности учащихся.

В ходе занятия формируются и развиваются элементы профессиональных и общих компетенций (в соответствии с рабочей программой дисциплины):

ПК 1.1. Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи.

 ПК 1.5. Выполнять эскизы и проекты с использованием различных графических средств и приемов.

ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Средства обучения:

Мультимедийный проектор или экран телевизора; фильм о строении скелета лошади; фото (на электронном носителе) произведений искусства, где явно проявились знания пластической анатомии животных; Бумага формата А4, карандаш НВ, ластик.

Дидактические единицы: раздаточный материал с зарисовками скелета лошади.

Основные понятия урока: Сравнительный анализ скелетов человека, птиц и четвероногих животных. Анализ фигуры животного. Пропорции.

План урока:

  1. Организационная часть  - 2 минуты
  2. Актуализация знаний - 4 минуты
  3. Объяснение нового материала- 12минут
  4. Заполнение таблицы -10 минут
  5. Выполнение практического задания - 10 минут
  6. Проверка полученных знаний (просмотр работ) -5 минут
  7. Подведение итогов –1 минута
  8. Выдача задания для внеаудиторной самостоятельной работы  - 1 минута

Конспект урока:

  1. Преподаватель:   Приветствует студентов, объявляет тему, цели задачи урока.

  1. Преподаватель: Прежде чем мы начнем новую тему, давайте вспомним основные понятия предыдущих уроков . Преподаватель демонстрирует на пособии  кости скелета птицы  и задает вопросы студентам.

Студенты: отвечают

  1. Преподаватель. Давайте внимательно рассмотрим на экране фото со скульптурными  и живописными работами великих мастеров. (Демонстрирует на экране  фото скульптур , живописных полотен и изделий декоративно-прикладного искусства с  изображением лошади).! Все эти скульптуры выполнены с великолепным знанием анатомии и строения тела лошади.. Посмотрите как передано напряжение тела  при передаче тех или иных эмоций. Как передано движение фигур животных, какие чувства хотел передать автор, изображая  то или иное произведение. Авторы этих произведений великолепно знали анатомию и пользовались этими знаниями. Мы помним, что для того, чтобы создавать эти произведения , авторам приходилось наблюдать за животными, делать массу зарисовок, набросков, анализировать их, л того, чтобы создать наиболее выразительную позу животного, для наиболее сильного впечатления. Во многих видах декоративно-прикладного искусства используется изображение лошади, как символ самого красивого животного на планете, которое всегда было рядом с человеком.

Преподаватель.  И так, тема нашего занятия: Скелет четвероногих животных на примере скелета лошади.  Цель нашего занятия- Закрепить  знания о  строении  скелета четвероногих животных. . Получить навыки в зарисовках скелета четвероногих животных.

Задача урока: Выполни зарисовки скелета лошади с прорисовкой контура тела и заполнить таблицу по сравнительному анализу строения тела птиц и животных в части скелета.

  1. Преподаватель: Демонстрирует на экране фильм по новой теме ( скелет лошади в обьемном изображении, с последующим наслоением мышц, связок, кожи). 

455

Если сравнивать анатомическое строение человека, поставленного на четвереньки, с изображением других млекопитающих – копытных, крупных кошек и собак, то можно найти не только сходные элементы скелета, но так же убедиться в большой схожести их расположения и взаимной связи. Например, позвоночный столб у животных тоже служит основным стержнем скелета: он связывает таз, грудную клетку и голову, но в отличие от человеческого продолжается за таз, образуя хвост; а шейный отдел длиннее и по другому изогнут. Грудная клетка сдавлена не от груди к спине, как у человека, а справа на лево. Таз сохраняет те же костные элементы и те же выступы, о чем можно судить по экстерьеру, но вытянут в длину и сдавлен справа налево.

 Постоянное положение туловища у животных горизонтальное, так как все четыре конечности в основном несут опорную и двигательную функцию, хотя у хищников, в особенности кошек, передние конечности сохраняют способность хватать, свойственную человеку и обезьянам.

В отличие от человека у большинства животных нет ключицы, плечевой пояс состоит из лопаток, которые соединяются с грудной клеткой только мышцами. Плечевая кость обычно короче костей предплечья; она сочленяется с лопаткой плечевым суставом, но сама кость скрыта под мышцами и плечо не выступает наружу отдельно от туловища, как у человека. У животных виден только нижний конец кости, который образует с костями предплечья локтевой сустав. Таким образом, свободная передняя конечность в отличие от человека видна только от локтя.

 Скелет предплечья тоже состоит из двух костей, только строение его отличается у копытных и у хищников. Локтевая кость копытных сильно уменьшена и основой служит лучевая; они сращены неподвижно в положении пронации – кисть обращена тыльной стороной вперед, движения пронации и супинации полностью отсутствуют, так как хватательных движений нет и кости несут только опорную функцию. Предплечье опирается на кости кисти, образуя запястный сустав. Пясть находится на прямой линии с предплечьем и не может разгибаться вперед, как это свойственно человеку. Опирается пясть на фаланги пальцев. У разных копытных опорой служит разное количество пальцев: у свиньи - четыре, коровы – два, лошади – один. Палец опирается на копыто; таким образом, копытные ступают передними ногами на концы пальцев.

У крупных и мелких кошек предплечье отчасти сохранило хватательную функцию и обе кости подвижны относительно друг друга. Передняя лапа ступает в положении пронации, но при нападении, терзании добычи и свободно супинирует и пронирует. Пясть состоит из пяти костей и лежит на одной прямой с предплечьем, пальцы сильно загибаются вперед, за исключением первого, который висит. Передние фаланги кошки могут загибать вверх, пряча когти, а при сгибании когти «выпускаются». У собак предплечье состоит из двух костей, движения супинации и пронации существуют, но в меньшем объеме. Лапа ступает тоже в положении пронации, первый палец висит, как у кошек. Первый фаланги остальных четырех пальцев и на головки пястных костей.

На поверхности тела сильно выступают лопатки. Грудина лежит в глубине; по обе ее стороны сильно выступают головки плечевых костей, покрытые мышцами, локоть и запястье рельефны под кожей. У хищников пясть и фаланги менее рельефны, чем у копытных.

  1. Преподаватель:  И так, мы разобрали в общих чертах строение скелета четвероногих животных на примере лошади  И вам предстоит сделать  следующее. На столах у вас лежат таблички, которые вы должны заполнить кратко в течении урока.  Если не успеете сделать на этом уроке, продолжите  на следующем . И сдадите мне в конце уроков. В таблице вы должны дать  чертты сходства и различия в скелетах птиц и четвероногих животных на примере скелета голубя, который мы изучали  на предыдущих уроках, и скелета  лошади, который мы рассмотрели на этом уроке.
  2. Студенты: Заполняют таблицу и сдают результат преподавателю.

  1. Преподаватель: Следующее задание- практичское- При помощи раздаточного материала выполнить краткосрочную зарисовку скелета лошади, начиная с компоновки в листе, расположении крупных масс тела на плоскости листа, прорисовке контура тела животного. Намечаем в тонких линиях направления костей
  2. Студенты выполняют зврисовки скелета лошади. Композиция, набросок, прорисовка основных масс тела, схематичный каркас костей.  
  3. Преподаватель  проверяет вместе со студентами выполненную работу, указывает на ошибки, и на удачные моменты.

  1.   Преподаватель; Для закрепления изученного материала , прошу задать вопросы по пройденной теме.

Студенты задают вопросы другим студентам по теме изученного материала. Остальные – отвечают на вопросы.

Примерные вопросы:

  • Где находится плюсна у животного и у птицы?
  • Где расположено предплечье у птицы и у лошади и у человека?
  • Есть ли у животных воронья кость?
  • Где у лошади ключицы?
  • Чем отличается бедренная кость у человека и у животного?

  1. Преподаватель И так, вывод, скажите пожалуйста, достигли мы поставленной цели и решили мы задачи? Смогли ли мы получить основные знания строению скелета четвероногих животных ?( Ответ студентов)

Наши знания мы сможем использовать и в  ваших работах по специальности. Для грамотных зарисовок фигур животных, для изображения их в лаковой миниатюре, в росписи ткани, резьбе по дереву, других видах декоративно-прикладного искусства.

  1. Преподаватель; Домашнее задание: Дооформить таблицу, начатую в классе., , закончить зарисовки скелета лошади, начатые в классе, с подписями.

Формы и методы контроля:  фронтальный, индивидуальный

текущий

Ход занятия ( рассчитан на 45 минут)

Этап занятия

Время

Цель этапа

Методы обучения

Что делает преподаватель

Что делают студенты

Организационный

2 мин.

Получение мотивации на углубление знаний по теме занятия

Словесный метод

Приветствует студентов, проверяет по журналу явку, мотивирует на работу, объявляет тему и цель урока

Приветствуют преподавателя, знакомятся с темой, записывают ее в тетрадь, включаются в режим работы

Актуализация знаний

4 мин.

Повторение опорных понятий по теме урока

Словесный метод: эвристическая беседа

Предлагает вопросы к обсуждению.

Отвечают на вопросы

Изложение нового материала

12 мин.

Указание новых понятий, подлежащих изучению

Словесный метод: объяснение, конспект

Иллюстративно-наглядный метод:

Видеоряд , фильм на экране

Рассказывает новый материал, демонстрирует фильм, фото на экране

Слушают преподавателя, ведут конспект

Закрепление нового материала

10

Закрепление нового материала

Заполнение таблицы,  сравнительный анализ по теме урока

Предалгает заполнить таблицу

Заполняют таблицу

Выполнение практической работы

10 мин.

Систематизация знаний по теме урока

Репродуктивный метод: практическая работа

Практический метод: выполнение упражнений

Объясняет правила выполнения практической работы, отвечает на вопросы студентов, контролирует трудные моменты

Выполняют практическую работу, задают вопросы по заданию,

Проверка полученных знаний

(просмотр работ)

5 мин.

Проверка результатов выполнения практической работы

Словесный метод: ответы на вопросы

Наглядный метод: поиск правильных ответов в презентации

Проверяет правильность выполнения практической работы

Слушают преподавателя и исправляют допущенные ошибки

Подведение итогов

1 мин.

Оценка работы студентов на уроке

Словесный метод

Оценивает работу студентов на уроке

Участвуют в подведении итогов,

Выдача задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1 мин.

Словесный метод: объяснение

Задает задание, дает необходимые пояснения.

Записывают задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока "Изучение формы вариаций на уроках музыкальной литературы"

Изучение формы вариаций, её различных типов, по методике Е.Б.Лисянской...

Урок изучения нового материала "Карбоновые кислоты"

Тема урока: Карбоновые кислотыЗадачи:1)образовательные:- познакомить учащихся со строением молекул карбоновых кислот;   - классификацией  и номенклатурой  карбоновых кис...

Методическая разработка открытого урока "Изучение физико-химических свойств творога"

Данная методическая разработка предназначена для студентов 3 курса дневного отделения по специальности 19.02.07. "Технология молока и молочных продуктов"...

Открытый урок по дисциплине: «Технология изготовления обуви» Тема урока: «Швы, виды швов. Технологические нормативы» Тип урока: «Урок изучения технологических нормативов»

Открытый урок по дисциплине: «Технология изготовления обуви»Тема урока: «Швы, виды швов. Технологические нормативы»Тип урока: «Урок изучения технологических норматив...

Конспект урока по биологии на тему «Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы ».

Класс: 8Дата:Тема урока: «Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы ».Цель урока: Создать условия для  формирование представление о соединениях костей скелета человека,ск...