конспект открытого урока "Изучение формы вариаций на уроках музыкальной литературы"
план-конспект урока на тему
Изучение формы вариаций, её различных типов, по методике Е.Б.Лисянской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_po_muzykalnoy_literature.doc | 54.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: « Изучение формы вариаций, её различных типов, по методике Е.Б.Лисянской».
Проект урока.
- Цель урока.
- Вступительное слово.
- Практическая часть.
Цель урока.
- Познакомить учащихся с формой вариаций, её различными типами на примерах из мировой музыкальной культуры.
- Выявить изменение темы в вариациях разных типов.
Вступительное слово.
Предмет музыкальной литературы в ДМШ особенный. Учащиеся всех отделений школы изучают этот предмет. В широком смысле слова вся школа занимается музыкальной литературой. На уроках сольфеджио, фортепиано, баяна, хора педагог и ученик общаются с музыкальным произведением, осваивают его. И всё же именно на занятиях по музыкальной литературе находят объяснение многие понятия, причём не только музыкальные, но и литературные, исторические и даже жизненные. Невозможно изучать произведение композитора, не представляя, в какую эпоху, он жил, какие эмоциональные переживания нашли воплощение в его творениях и так далее.
Программа по музыкальной литературе в ДМШ включает обширный материал. Это художественные произведения различных времён, направлений, стилей, жанров и форм, представляющие культуру разных народов, а также понятия по теории, анализу музыки. Особое место на уроках занимает слушание и анализ музыкального произведения, процесс его осознания и развития активного восприятия, а также высказывание собственного мнения учащимися о прослушанном произведении.
И главное – урок должен занимать позицию связующего звена в ряду дисциплин, изучаемых детьми в музыкальной школе.
Одной из важных тем в курсе музыкальной литературы является тема – музыкальные формы. Изучение форм музыкальных произведений играет важную роль в процессе обучения учащегося в музыкальной школе. Умение правильно определить форму, осмыслить её в связи с тематическим и драматургическим развитием произведения позволит учащемуся профессионально анализировать исполняемый репертуар, научит слушать произведение целиком, а не «выхватывать» отдельные фрагменты и мелодии, как это часто бывает. Основные отдельные элементы формы – предложение, каденции, период фраза и другие, уже знакомы детям по урокам сольфеджио, это облегчит начальный этап работы.
Любить всю музыку нельзя, но можно научить разбираться в ней, научить слушать музыку, имея при этом собственное мнение. «Кто хочет мыслить, должен спрашивать и отвечать», - убеждает Е.Б. Лисянская. Данная методика основана на вопросах педагога, активизирующих самостоятельное мышление учащегося. Поэтому, с первого музыкального примера педагогу необходимо вызывать активность детей в ответах на вопросы, а не давать им готовые ответы. Хотя сами ответы закладываются в вопросах поставленных учителем. Вопросы учителя не могут быть случайными, не продуманными заранее. Они должны быть связанными с конкретным произведением, конкретной формой, конкретным композитором и так далее, и, подчиняться общей цели урока.
Практическая часть.
Содержание урока.
Урок начинается с «разминки для ума» - это обращение к пройденному материалу с целью его закрепления и повторения.
Задача: закрепить пройденный материал о пройденных музыкальных формах: период, его виды, простая 2х-3х частная форма, рондо, сложная 3-х частная, сонатная форма.
1. По написанным схемам и ключевым словам определить форму.
а+а, а+а1,а+в – ….
АВА – …..
АВАСАД…А – ….
Экспозиция, разработка, реприза – ….
АВ – …
АСА – ….
Главная и побочная партии –….
Предложение - ….
Рефрен - ….
* прослушать раннее пройденный фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки – ария Фарлафа «Близок уж час торжества моего…»
Подвести итог – что в музыке большую роль играет повторность, которая используется для выделения главного настроения, главной музыкальной мысли. В 3-х частной форме повторяется первая часть, в рондо – рефрен, в секвенции – мотив, тема, в сонатной – реприза. «Реприза – это возвращение на родину после долгих странствий» А.Г. Рубинштейн.
Форма вариаций, двойные вариации.
Работа в тетрадях. Разбор симфонической фантазии «Камаринская» М.И.Глинка.
Записать сведения о композиторе - Ф.И.О., век, страна, годы жизни, название произведения. (Учитель напоминает краткие биографические сведения, акцент – на впечатления детства (оркестр крепостных) и о любви к русской народной музыке.
Перед слушанием поставить задачи уч-ся: выявить характер, жанр, отмечать новые разделы музыки буквами.
- прослушать фрагмент «Камаринской» М.И.Глинки (1 тема свадебная песня «Из-за гор, гор высоких»)
«Русская симфоническая школа… выражается в «Камаринской» подобно тому, как весь дуб в жёлуде».
Работа в классе устно:
По записанным буквам АА1А2А3…– выяснить – форма вариаций.
Разбор: характера (лирическая, медленная, протяжная, широкая), жанр (песенная), развитие темы, какие изменения претерпевала. (записать кратко в тетрадь).
Вывод: Что же такое форма вариаций? (дети отвечают)
- прослушать следующий фрагмент «Камаринской» (2 тема: ВВ1В2В3…В12 плясовая «Камаринская») – работа аналогичная.
Вывод: симфоническая фантазия «Камаринская» представляет собой вариации на темы двух русских нар. песен – такие вариации называются «двойными».
«Глинкинские» вариации или вариации сопрано-остинато.
Работа в тетрадях Разбор Персидского хора из оперы «Руслан и Людмила».
Прочитать либретто.
Для характеристики волшебного замка Наины использована народная персидская мелодия, отсюда и название…
- прослушать Персидский хор «Ложится в поле мрак ночной»
Письменно записать характер темы и Э.М.Р. (мелодия плавная, мягкая, вкрадчивая, светлая, лад – мажор, пунктирный ритм, ритмическое покачивание, динамика – Р, женский хор в унисон, инструменты –струнные, нисходящие секвенции, музыка воссоздаёт образ Востока: ночного, спокойного, манящего, чарующего, усыпляющего, таинственного).
Ответить и записать: Меняется ли сама мелодия, и что меняется? (Мотив неизменен, изменения в оркестровом сопровождении).
После второго слушания, письменно записать тембровые изменения в вариациях:
1 куплет – струнные инструменты звучат в унисон с мелодией хора.
2 куплет – деревянно-духовые инструменты – флейта, гобой, фагот.
3 куплет – деревянно-духовые, соло флейты, струнные.
4 куплет – деревянно-духовые (кларнет, фагот), в басах (низкие струнные), триольный ритм.
Вывод: «Глинкинские» вариации – при неизменной вокальной мелодии оркестровое сопровождение обновляется: фактура, инструментальные тембры, гармонические краски.
«Строгие вариации»
Работа в тетрадях. Разбор вариаций на тему укр.н.п. «Среди долины ровныя» М.И.Глинка. (А А1 А2 А3 А4 А5)
- прослушать вариации
Выявить, отличие этого типа вариаций от предыдущих (меняется и тема и сопровождение).
Такие вариации появились в 18 веке у венских классиков – Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен. Приёмы, которыми пользовались композиторы в вариациях, связаны с искусством импровизации (сочинение во время исполнения). Каждый исполнитель, выступая в концертах, был обязан уметь импровизировать, то есть фантазировать на предложенную публикой тему. С каждым новым появлением тема, словно «облачается в другую одежду», раскрашивается новыми звуками, орнаментами, таким образом, удивляя искушённую публику.
Письменно разобрать изменения характера и Э.М.Р. каждой вариации.
Итог урока. Уточнить типы вариаций и названия произведений.
Домашнее задание: подумать и вспомнить сказку или сочинить в форме вариаций.
Классная работа
(распечатка для учащихся)
М.И.Глинка
русский композитор н. 19 века
(1805-1860гг)
симфоническая фантазия «Камаринская»
1 тема – _____________________________________________________________________
Музыкальная форма__________________________________________________________
Характер____________________________________________________________________
Жанр_______________________________________________________________________
2 тема - _____________________________________________________________________
Музыкальная форма_________________________________________________________
Характер____________________________________________________________________
Жанр__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Персидский хор «Ложится в поле мрак ночной..» из оперы «Руслан и Людмила»
Характер____________________________________________________________________
Мелодия______________________________________; динамика_______; ритмические особенности______________________; инструменты______________; лад___________;
1 куплет (тема)______________________________________________________________
2 куплет (вариация)__________________________________________________________
3 куплет (вариация)__________________________________________________________
4 куплет (вариация)__________________________________________________________
Вывод – «что такое «глинкинские» вариации?»:_________________________________
_____________________________________________________________________________
Вариации на укр.н. песню «Среди долины ровныя»
Э.М.Р. | тема | 1 вар. | 2 вар. | 3 вар. | 4 вар. | 5 вар. |
характер | ||||||
Динамика | ||||||
Лад | ||||||
Фактура | ||||||
Мелодия | ||||||
Регистр | ||||||
Темп ритм |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по музыкальной литературе 4 класс
Урок музыкальной литературы. 1 год обучения. Тема "Оркестр"...
Конспект урока по музыкальной литературе: С.Прокофьев, кантата "Александр Невский"
Восспитание патриотизма на уроках музыкальной литературы на примере кантаты "Александр Невский", С.Прокофьева...
Урок музыкальной литературы в старших классах музыкальной студии"Музыка эпохи Барокко"
Тема урока: Музыка Барокко.Цель:· сопоставить музыку Барокко с музыкой других стилей разных эпох в соответствии с сюжетной линией· стилистическими или жанровыми особеннос...
Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе на тему "В мире музыкальных инструментов"
Изучение музыкальных инструментов и их тембров на уроках музыкальной литературы. Методическая разработка открытого урока с учащимися 5 класса....
Конспект открытого урока по сольфеджио преподавателя Раменской ДМШ №1 Гапуровой Зухры Амоновны Тема урока: «Музыкальные паузы».
Тема урока: «Музыкальные паузы». Цель урока: Развитие у детей чувства ритма.Задачи:Закрепить понятие о длительностях;Закрепить понятие о музыкальном размере;научить определять м...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Методы, формы и средства развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Методика проведения бесед о музыкальном произведении".
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Методы, формы и средства развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Методика проведения бесед о музыкальном произведении"...
"Интегрированный урок (литература, музыкальная литература, история мировой культуры) - инновационная форма обучения при подготовке педагога - музыканта"
Интегрированный урок - одна из новых форм проведения учебных занятий. Такой урок способствует творческой активности не только студентов, но и преподавателей. Подготовка к уроку должна проводиться тщат...