Урок изучения нового материала "Карбоновые кислоты"
методическая разработка на тему
Тема урока: Карбоновые кислоты
Задачи:
1)образовательные:
- познакомить учащихся со строением молекул карбоновых кислот;
- классификацией и номенклатурой карбоновых кислот;
- изучить физические, химические свойства и применение наиболее важных карбоновых кислот;
2) развивающие:
- продолжить формирование идеи познаваемости мира, максимально связав тему урока с жизнью;
- развить у школьников умение находить взаимосвязь строения и физических свойств карбоновых кислот;
- работать с химическими веществами, соблюдая технику безопасности;
- развитие познавательных интересов, творческого мышления, памяти, внимания, умений классифицировать, обобщать, делать выводы;
3) воспитательные:
- воспитать у учащихся аккуратность, инициативу;
- воспитание социальной активности учащихся через установление межпредметных связей химии с биологией, историей, литературой, охраной труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_karbonovye_kisloty.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СО СПО «Саратовский техникум промышленных
технологий и автомобильного сервиса»
Карбоновые кислоты
Подготовила и провела
преподаватель химии
Богачева В.К.
г. Красноармейск
2012
Тема урока: Карбоновые кислоты
Задачи:
1)образовательные:
- познакомить учащихся со строением молекул карбоновых кислот;
- классификацией и номенклатурой карбоновых кислот;
- изучить физические, химические свойства и применение наиболее важных карбоновых кислот;
2) развивающие:
- продолжить формирование идеи познаваемости мира, максимально связав тему урока с жизнью;
- развить у школьников умение находить взаимосвязь строения и физических свойств карбоновых кислот;
- работать с химическими веществами, соблюдая технику безопасности;
- развитие познавательных интересов, творческого мышления, памяти, внимания, умений классифицировать, обобщать, делать выводы;
3) воспитательные:
- воспитать у учащихся аккуратность, инициативу;
- воспитание социальной активности учащихся через установление межпредметных связей химии с биологией, историей, литературой, охраной труда.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация;
- учебник «Химия 10 класс» .Базовый уровень, Габриелян О.С.,
- раздаточный материал:
на каждого ученика : тест «Альдегиды», инструктивная карта для лабораторной работы «Химические свойства предельных карбоновых кислот», тест «Карбоновые кислоты»
- наглядный материал : яблоко, помидор, щавель, лимон, кефир, крапива;
- реактивы для выполнения опытов : уксусная кислота, универсальная индикаторная бумага, растворы метилового оранжевого и фенолфталеина, гранулы цинка, оксид меди, раствор гидроксида натрия и карбонат натрия;
- видеоопыты «Замораживание уксусной кислоты», «Получение уксусноэтилового эфира».
- Табл «Алканы нормального строения» .
№ | Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся | № слайда |
1 | Организационный момент | Сообщает тему и задачи урока. Мотивация: в конце урока будет тестовая работа, подобные задания на контрольной работе. | Слушают учителя | №1 |
2 | Проверка домашнего задания | На прошлых уроках мы начали изучать кислородсодержащие органические соединения. -Вспомните, какие два класса кислородсодержащих соединений мы прошли? -Проведем тестовую работу по теме «Альдегиды» -3 мин | Устно отвечают на вопросы (прошли спирты и альдегиды) Письменно выполняют тестовую работу на листочках. | №2 |
2 | Актуализация знаний | - Какой класс органических соединений образуется при окислении альдегидов? Тема занятия – карбоновые кислоты. - Вспомните, с какими карбоновыми кислотами мы встречаемся по жизни? - Задачи урока –учитель зачитывает по слайду. Дополнительно - эти же задачи записаны на доске и сохраняются в течение всего урока. | Устно отвечают на вопросы. -В ходе окисления альдегидов образуются карбоновые кислоты. Учащиеся записывают тему урока и число в тетрадях Опираясь на наглядный материал устно отвечают : в яблоке –яблочная кислота, помидорах и щавеле- щавелевая кислота,… в мышцах при физических нагрузках образуется молочная кислота. | №3 |
3 | Новая тема | 1)Учитель вместе с учащимися по слайду разбирают функциональную группу, общую формулу карбоновых кислот. |
По общей формуле пытаются дать определение карбоновых кислот. Записывают в тетрадях функциональную группу, общую формулу определение карбоновых кислот по слайду. | №4 |
2) По каким признакам можно проклассифицировать карбоновые кислоты? Учитель при необходимости объясняет примеры карбоновых кислот. | Учащиеся по слайду читают и объясняют классификацию карбоновых кислот с примерами. | №5 | ||
3) Проклассифицируйте предложенные карбоновые кислоты. Учитель по щелчку мышки проверяет правильность ответа. | Учащиеся устно по слайду классифицируют карбоновые кислоты . | №6 | ||
4) Разберем номенклатуру карбоновых кислот. Учитель на примере метановой кислоты объясняет , как даются названия простейшим представителям карбоновых кислот. | Учащиеся слушают и запоминают систематическое и тривиальное(по рисунку) название карбоновой кислоты | №7 | ||
Учащиеся самостоятельно пытаются дать названия кислотам по формулам –СН3СООН, СН3СН2СН2СООН, СН3СН2СН2СН2СООН, НООС-СООН (правильность проверяется по щелчку мышки ). | №8,9 | |||
5) Как и все органические вещества, карбоновые кислоты имеют свой гомологический ряд. | Учащиеся вместе с учителем по слайду разбирают систематические, тривиальные названия кислот и названия кислотных остатков. | №10 | ||
6)Как же даются названия карбоновым кислотам, если они имеют разветвленное строение? | - 1 из учащихся читает, остальные слушают и вместе с преподавателем попунктно на примере разбирают алгоритм названия разветвленных карбоновых кислот. | №11 | ||
- учащиеся самостоятельно дают веществам названия по международной номенклатуре. | №12 | |||
7) А сейчас, наоборот, по названию карбоновой кислоты, научимся записывать формулу. | 1 из учащихся читает, остальные слушают и вместе с преподавателем попунктно на примере разбирают алгоритм записи формул карбоновых кислот. | №13 | ||
8)Физические свойства карбоновых кислот. Учитель предлагает учащимся рассмотреть и понюхать( вспоминаем , как правильно это делать) уксусную , масляную и стеариновую кислоты. Просмотрите видеоопыт: Безводная уксусная кислота при температуре ниже 16,8ºС твердеет и становится похожей на лед. | - Учащиеся опираясь на жизненный опыт, картинки на слайде, демонстрационные кислоты( уксусную , масляную и стеариновую кислоты), называют физические свойства карбоновых кислот Правильность проверяется по щелчку мыши. | №14 | ||
- Физические свойства уксусной кислоты зачитывает вслух один из учащихся | №15 | |||
Учащиеся внимательно просматривают видеоопыт и делают вывод. | №16 | |||
9) Сделаем вывод по физическим свойствам карбоновых кислот. Проблемный вопрос: Гомологический ряд альдегидов начинается с двух газообразных веществ (при комнатной температуре), а среди карбоновых кислот газов нет. С чем это связано? | Учащийся зачитывает вслух «Зависимость физических свойств карбоновых кислот от строения молекул» Учащиеся отвечают: -Среди карбоновых кислот нет газов, т.к. между их молекулами возникают водородные связи. | №17 | ||
10) Среди химических свойств карбоновых кислот различают : 1. общие с неорганическими кислотами; 2.Характерные химические свойства для карбоновых кислот; 3. Специфические свойства муравьиной кислоты. | Учащиеся выполняют лабораторную работу на местах «Химические свойства предельных карбоновых кислот» по инструкции. Правильность написания химических реакций проверяется по слайду, по щелчку мыши. Учащиеся просматривают видеоопыт «Получение уксусноэтилового эфира» и записывают химическую реакцию в тетрадях. Записывают реакцию «Серебряного зеркала» | №18,19 №20 №21 | ||
11)Рассмотрим нахождение в природе и применение некоторых карбоновых кислот. Для начала посмотрим презентацию «Муравьиная кислота» | 1 из учащихся показывает презентацию и рассказывает о муравьиной кислоте (нахождение в природе, применение, отвечает на проблемные вопросы: Почему нельзя смачивать водой место муравьиного укуса или ожога крапивой? Остальные учащиеся внимательно слушают. | №22 №23 №24 | ||
12)Презентация «Уксусная кислота» | 2-ой ученик рассказывает по презентации нахождение в природе, применение уксусной кислоты, в том числе и в стихотворной форме. | №25 №26,27 №28 | ||
13) Карбоновые кислоты обладают разной кислотностью. Посмотрите на схему (прямая рН) «Карбоновые кислоты в порядке увеличения кислотности», и скажите , какая из кислот самая слабая, какая самая сильная, какие из кислот обладают схожей кислотностью | Учащиеся отвечают на вопросы, опираясь на схему | №29 | ||
4. | Выводы | Какие выводы можно сделать по изученной теме? | Учащиеся зачитывают выводы по карбоновым кислотам по слайду | №30 |
5. | Закрепление знаний | Выполните тестовую работу «Карбоновые кислоты». Выбираем по одному правильному ответу в каждом вопросе. | Выполняют тестовую работу письменно. | - |
6 | Домашнее задание | 1.§14 , упражнения №6 2.упр.№9 Царица Клеопатра по совету придворного медика растворила в уксусе самую крупную из известных ювелирам жемчужину, а затем принимала полученный раствор в течение некоторого времени. Какую реакцию осуществила Клеопатра? Какое соединение она принимала? 3. Подготовить сообщение по высшим карбоновым кислотам. | Записывают домашнее задание в тетрадях. | №31 |
7. | Итоги урока | Подводятся итоги урока. Выставляются оценки за устные ответы ,подготовку презентаций. За тесты «Альдегиды», «Карбоновые кислоты» оценки будут выставлены после проверки. | №32 спасибо за внимание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированного урока изучения нового материала по ПМ.03 Технологическая обработка изделий и выполнение их в материале. УП.03.01. Учебная практика
профессия 262019.01 Художник по костюму...
Презентации изучение нового материала 10 класс Семакин И.
Презентации как приложение к уроку относящееся к этапу урока - изучение нового материала....
Технологическая карта урока английского языка "Буква Uu в открытым слоге.Изучение нового лексического материала" Step 36 Афанасьева, Михеева, Rainbow English 2 класс Rainbow English
Урок английского языка разработан с учётом новых стандартов ФГОС НОО. В него включены:ознакомление учащихся с новым гласным звуком [ju:] и словами ,в которых есть данный звук. А также знаком...
Урок изучения нового материала "Цивилизация Древней Греции до греко - персидских войн"
1. Основные характеристики античной цивилизации2. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки.3...
Презентация используемая на этапе изучения нового учебного материала (отрытый урок) на тему:Ссудный капитал и кредит.Виды кредитов.
ОП.08 Финансы,денежное обращение и кредит. Группа 2-14,преподаватель М.Ю. Татаринкова. Цели: Образовательная: ознакомить обучающихся с принципами кредитования,формами и видами кредитов. Развивающая: ф...
Тема 2.3.3 "Практическое занятие №7 Изучение свойств уксусной кислоты."
Карбоновые кислоты – производные углеводородов, содержащие карбоксильную группу –COOH. ... O RCOH. Карбоновые кислоты и их производные чрезвычайно важны ...
Тема 4.7 "Практическое занятие №2. Изучение строения нуклеиновых кислот"
Нуклеиновые кислоты – это высокомолекулярные органические соединения. (полинуклеотиды), обеспечивающие хранение и передачу генетической. информации. Нуклеи новая кисло та (от лат. nucl...