Урок изучения нового материала "Карбоновые кислоты"
методическая разработка на тему

 

Тема урока: Карбоновые кислоты

Задачи:

1)образовательные:

- познакомить учащихся со строением молекул карбоновых кислот;   

- классификацией  и номенклатурой  карбоновых кислот;

- изучить физические, химические свойства и применение наиболее важных карбоновых кислот;

            

2) развивающие:

 - продолжить формирование идеи познаваемости мира, максимально связав тему урока с жизнью;

 -  развить у школьников умение находить взаимосвязь строения и физических свойств карбоновых кислот;

- работать с химическими веществами, соблюдая технику безопасности;

- развитие познавательных интересов, творческого мышления, памяти, внимания, умений классифицировать, обобщать, делать выводы;

 

 3) воспитательные:

  - воспитать у учащихся  аккуратность, инициативу;

  - воспитание социальной активности учащихся через установление межпредметных связей химии с  биологией, историей, литературой, охраной труда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_karbonovye_kisloty.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СО СПО «Саратовский техникум промышленных

технологий и автомобильного сервиса»

Карбоновые кислоты

Подготовила и провела

преподаватель химии

Богачева В.К.

г. Красноармейск

 2012

Тема урока: Карбоновые кислоты

Задачи: 

1)образовательные:

- познакомить учащихся со строением молекул карбоновых кислот;    

- классификацией  и номенклатурой  карбоновых кислот;

- изучить физические, химические свойства и применение наиболее важных карбоновых кислот;

             

2) развивающие:

 - продолжить формирование идеи познаваемости мира, максимально связав тему урока с жизнью;

 -  развить у школьников умение находить взаимосвязь строения и физических свойств карбоновых кислот;

- работать с химическими веществами, соблюдая технику безопасности;

- развитие познавательных интересов, творческого мышления, памяти, внимания, умений классифицировать, обобщать, делать выводы;

 3) воспитательные:

  - воспитать у учащихся  аккуратность, инициативу;

  - воспитание социальной активности учащихся через установление межпредметных связей химии с  биологией, историей, литературой, охраной труда.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: 

- компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация;

- учебник «Химия 10 класс» .Базовый уровень, Габриелян О.С.,

- раздаточный материал:

 на каждого ученика : тест «Альдегиды», инструктивная карта для лабораторной работы «Химические свойства предельных карбоновых кислот», тест «Карбоновые кислоты»

- наглядный материал : яблоко, помидор, щавель, лимон, кефир, крапива;

- реактивы для выполнения опытов : уксусная кислота, универсальная индикаторная бумага, растворы метилового оранжевого и фенолфталеина, гранулы цинка, оксид меди, раствор гидроксида натрия и карбонат натрия;

- видеоопыты «Замораживание уксусной кислоты», «Получение уксусноэтилового эфира».

- Табл «Алканы нормального строения» .

Этап урока

    Действия учителя

Действия учащихся    

    № слайда

1

Организационный момент

Сообщает тему и задачи урока. Мотивация: в конце урока будет тестовая работа, подобные задания на контрольной работе.

 Слушают учителя                  

№1

2

Проверка домашнего задания

На прошлых уроках мы начали изучать кислородсодержащие органические соединения.

-Вспомните, какие два класса кислородсодержащих соединений мы прошли?

-Проведем тестовую работу по теме «Альдегиды» -3 мин

Устно отвечают на вопросы (прошли спирты и альдегиды)

Письменно выполняют тестовую работу на листочках.

№2

2

Актуализация знаний

 - Какой класс органических соединений образуется при окислении альдегидов?

Тема занятия – карбоновые кислоты.

- Вспомните,  с какими карбоновыми кислотами мы встречаемся по жизни?  

- Задачи урока –учитель зачитывает по слайду. Дополнительно -  эти же задачи записаны на доске и сохраняются в течение всего урока.

Устно отвечают на вопросы.

  -В ходе окисления альдегидов образуются карбоновые кислоты.

Учащиеся записывают тему урока и число в тетрадях

Опираясь на наглядный материал  устно отвечают : в яблоке –яблочная кислота, помидорах и щавеле- щавелевая кислота,… в мышцах при физических нагрузках образуется молочная кислота.

№3

3

Новая тема

1)Учитель  вместе с учащимися по слайду  разбирают функциональную группу, общую формулу карбоновых кислот.

 

 По общей формуле  пытаются дать определение карбоновых кислот.

Записывают в тетрадях функциональную группу, общую формулу определение карбоновых кислот по слайду.

№4

2) По каким признакам можно проклассифицировать карбоновые кислоты?

Учитель при необходимости объясняет примеры карбоновых кислот.

Учащиеся по слайду читают  и объясняют классификацию  карбоновых кислот с примерами.

№5

3) Проклассифицируйте предложенные карбоновые кислоты.

Учитель по щелчку мышки проверяет правильность ответа.

Учащиеся устно по слайду  классифицируют  

карбоновые кислоты .

№6

4) Разберем номенклатуру карбоновых кислот. Учитель на примере метановой кислоты объясняет , как даются названия простейшим представителям карбоновых кислот.

Учащиеся слушают и запоминают систематическое и тривиальное(по рисунку) название карбоновой кислоты

№7

Учащиеся самостоятельно пытаются дать названия кислотам по формулам –СН3СООН, СН3СН2СН2СООН,  СН3СН2СН2СН2СООН,

НООС-СООН (правильность проверяется по щелчку мышки ).

№8,9

5) Как и все органические вещества, карбоновые кислоты имеют свой гомологический ряд.  

Учащиеся вместе с учителем по слайду разбирают систематические, тривиальные названия кислот и названия кислотных остатков.

№10

6)Как же даются названия карбоновым кислотам, если они имеют разветвленное строение?

- 1 из учащихся читает, остальные слушают и вместе с преподавателем попунктно на примере разбирают алгоритм названия разветвленных карбоновых кислот.

№11

- учащиеся самостоятельно  дают веществам названия по международной номенклатуре.

№12

7) А сейчас, наоборот,  по названию карбоновой кислоты, научимся  записывать формулу.

1 из учащихся читает, остальные слушают и вместе с преподавателем попунктно на примере разбирают алгоритм записи формул карбоновых кислот.

№13

8)Физические свойства карбоновых кислот. Учитель предлагает учащимся  рассмотреть и понюхать( вспоминаем , как правильно это делать) уксусную , масляную и стеариновую кислоты.

Просмотрите видеоопыт: Безводная уксусная кислота при температуре ниже 16,8ºС твердеет и становится похожей на лед.

- Учащиеся опираясь на жизненный опыт, картинки на слайде, демонстрационные кислоты( уксусную , масляную и стеариновую кислоты), называют физические свойства карбоновых кислот

Правильность проверяется по щелчку мыши.

№14

- Физические свойства уксусной кислоты зачитывает вслух один из учащихся

№15

Учащиеся внимательно просматривают видеоопыт и делают вывод.

№16

9) Сделаем вывод по физическим свойствам карбоновых кислот.

Проблемный вопрос:

Гомологический ряд альдегидов начинается с двух газообразных  веществ (при комнатной температуре),  а среди карбоновых кислот газов нет.  С чем это связано?

Учащийся зачитывает вслух «Зависимость физических свойств карбоновых кислот от строения молекул»

Учащиеся отвечают:

 -Среди карбоновых кислот нет газов, т.к. между их молекулами возникают водородные связи.

№17

10) Среди химических свойств карбоновых кислот различают  :

1. общие с неорганическими кислотами;

2.Характерные химические свойства для карбоновых кислот;

3. Специфические свойства муравьиной кислоты.

Учащиеся выполняют лабораторную работу на местах «Химические свойства предельных карбоновых кислот» по инструкции. Правильность написания химических реакций проверяется по слайду, по щелчку мыши.

Учащиеся просматривают видеоопыт «Получение уксусноэтилового эфира» и записывают химическую реакцию в тетрадях.

Записывают реакцию «Серебряного зеркала»

№18,19

№20

№21

11)Рассмотрим нахождение в природе и применение  некоторых карбоновых кислот.

 Для начала

посмотрим презентацию «Муравьиная кислота»

 1 из учащихся показывает презентацию и рассказывает о муравьиной кислоте (нахождение в природе, применение, отвечает на проблемные вопросы:

Почему нельзя смачивать водой место муравьиного укуса или ожога крапивой?
Почему боль утихает, если пораненное место смочить нашатырным спиртом?
Что ещё можно использовать в данном случае?)

Остальные учащиеся внимательно слушают.

№22

№23

№24

12)Презентация «Уксусная кислота»

2-ой ученик рассказывает по презентации нахождение в природе, применение уксусной кислоты,  в том числе и в стихотворной форме.

№25

№26,27

№28

13)  Карбоновые кислоты обладают разной кислотностью.  Посмотрите на  схему (прямая рН)  «Карбоновые кислоты в порядке увеличения кислотности», и скажите , какая из кислот самая слабая, какая самая сильная, какие из кислот обладают схожей кислотностью

Учащиеся отвечают на вопросы, опираясь на схему

№29

4.

Выводы

Какие выводы можно сделать  по изученной теме?

Учащиеся зачитывают выводы по карбоновым кислотам по слайду

№30

5.

Закрепление знаний

Выполните тестовую работу «Карбоновые кислоты». Выбираем по одному правильному ответу в каждом вопросе.

Выполняют тестовую работу письменно.

-

6

Домашнее задание

1.§14 , упражнения №6

2.упр.№9 Царица Клеопатра по совету придворного медика растворила в уксусе самую крупную из известных ювелирам жемчужину, а затем принимала полученный раствор в течение некоторого времени.  Какую реакцию осуществила Клеопатра? Какое соединение она принимала?

3. Подготовить сообщение по высшим карбоновым кислотам.

Записывают домашнее задание в тетрадях.

№31

7.

Итоги урока

Подводятся итоги урока. Выставляются оценки за устные ответы ,подготовку презентаций. За тесты «Альдегиды», «Карбоновые кислоты» оценки будут выставлены после проверки.

№32 спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации изучение нового материала 10 класс Семакин И.

Презентации как приложение к уроку относящееся к этапу урока - изучение нового материала....

Технологическая карта урока английского языка "Буква Uu в открытым слоге.Изучение нового лексического материала" Step 36 Афанасьева, Михеева, Rainbow English 2 класс Rainbow English

Урок английского языка разработан с учётом новых стандартов ФГОС НОО. В него включены:ознакомление учащихся с новым гласным звуком [ju:] и словами ,в которых есть данный звук. А также знаком...

Урок изучения нового материала "Цивилизация Древней Греции до греко - персидских войн"

1.      Основные характеристики античной цивилизации2.       Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки.3...

Презентация используемая на этапе изучения нового учебного материала (отрытый урок) на тему:Ссудный капитал и кредит.Виды кредитов.

ОП.08 Финансы,денежное обращение и кредит. Группа 2-14,преподаватель М.Ю. Татаринкова. Цели: Образовательная: ознакомить обучающихся с принципами кредитования,формами и видами кредитов. Развивающая: ф...

Тема 2.3.3 "Практическое занятие №7 Изучение свойств уксусной кислоты."

Карбоновые кислоты – производные углеводородов, содержащие карбоксильную группу –COOH. ... O RCOH. Карбоновые кислоты и их производные чрезвычайно важны ...

Тема 4.7 "Практическое занятие №2. Изучение строения нуклеиновых кислот"

Нуклеиновые кислоты – это высокомолекулярные органические соединения. (полинуклеотиды), обеспечивающие хранение и передачу генетической. информации. Нуклеи новая кисло та (от лат. nucl...