Конспект урока по предмету Пластическая анатомия : Мышцы спины
план-конспект урока
Конспект урока по Пластической анатомии "Мышцы спины" дает понятие об основных поверхностных мышцах спины и их влияние на пластику туловища человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План урока по Пластической анатомии Мышцы спины | 89.44 КБ |
Предварительный просмотр:
СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»
План проведения учебного занятия
Дата проведения «09» марта 2023 г.
ФИО преподавателя: | Берникова Светлана Владимировна |
Группа: | 2-219-н |
Специальность /профессия: | 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» |
Учебная дисциплина / ПМ, МДК: | ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ |
Раздел, тема программы: | Раздел 2. Пластическая анатомия человека |
Номер занятия в соответствии с КТП: | №19-20 |
Тема занятия по КТП: | Тема 2.8 Мускулатура туловища |
Тип занятия: | Комбинированное занятие |
Цель и задачи занятия
Цель занятия:
Получить знания о строении мышц туловища. Получить навыки в зарисовках мышечного строения туловища.
Задачи:
Учебная: создать условия для освоения знаний и формирования умений:
- Получить знания о строении мускулатуры туловища человека.
- Выполнить зарисовки мускулатуры туловища человека с задней поверхности тела.
Воспитательная: Развивать на занятиях дух взаимопомощи и доброжелательности
Развивающая: Воспитывать художественный вкус и разносторонние грани личности учащихся.
В ходе занятия формируются и развиваются элементы профессиональных и общих компетенций (в соответствии с рабочей программой дисциплины):
ПК 1.1. Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи.
ПК 1.5. Выполнять эскизы и проекты с использованием различных графических средств и приемов.
ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Средства обучения:
Мультимедийный проектор или экран телевизора; фильм о строении мышечной системы туловища (задняя поверхность тела; фото (на электронном носителе) произведений искусства, где изображен торс человека . Бумага формата А4, карандаш НВ, ластик.
Дидактические единицы: раздаточный материал с зарисовками мышечной системы туловища человека
Основные понятия урока: Трапециевидная , широчайшая мышцы спины, большая и малая ромбовидные мышц, зубчатые мышцы, мышца, поднимающая лопатку.
План урока:
Структура занятия, последовательность этапов и примерное распределение времени по этапам (в соответствии с типом занятия):
- Организационная часть - 2 минуты
- Актуализация знаний - 4 минуты
- Объяснение нового материала- 12минут
- Закрепланеи нового материала (схема) -8 минут
- Выполнение практического задания - 12 минут
- Проверка полученных знаний (просмотр работ) -5 минут
- Подведение итогов –1 минута
- Выдача задания для внеаудиторной самостоятельной работы - 1 минута
Конспект урока:
- Преподаватель: Приветствует студентов, объявляет тему, цели задачи урока.
- Преподаватель: Прежде чем мы начнем новую тему, давайте вспомним основные понятия предыдущих уроков . Преподаватель демонстрирует на пособии кости скелета человека. В частности кости туловища и задает вопросы
Студенты: отвечают
- Преподаватель. Давайте внимательно рассмотрим на экране фото со скульптурными работами великих мастеров. (Демонстрирует на экране фото скульптур , живописных полотен и изделий декоративно-прикладного искусства с изображением торса человека, вид сзади ).! Все эти скульптуры мы с вами привыкли видеть спереди, попробуйте узнать их с этого ракурса.
- Студетны отвечают
- Преподаватель: Все эти скульптуры выполнены с великолепным знанием анатомии и строения тела человека.. Посмотрите как передано напряжение тела при передаче тех или иных эмоций. Как передано движение фигуры человека, какие чувства хотел передать автор, изображая то или иное произведение. Авторы этих произведений великолепно знали анатомию и пользовались этими знаниями. Мы помним, что для того, чтобы создавать эти произведения , авторам приходилось наблюдать за натурой, делать массу зарисовок, набросков, анализировать их, л того, чтобы создать наиболее выразительную позу человека, для наиболее сильного впечатления.
Преподаватель. И так, тема нашего занятия: Мускулатура туловища. Сейчас мы остановимся на задней поверхности тела. Цель нашего занятия- Закрепить знания о строении мышечной системы туловища человека. . Получить навыки в зарисовках мышц туловища..
Задача урока: Выполни зарисовки мышц туловища и выполнить тестовое задание на усвоение нового материала.
- Преподаватель: Демонстрирует на экране фильм по новой теме Строение мышечной системы (мышцы спины)
Общий разгибатель спины. Это парная мышца, лежит в глубине по обе стороны позвоночника. Она начинается от крестца, что придает нижней части крестца вид плоского так называемого крестцового треугольника, видного под кожей. Выше крестца мышца весьма рельефна; покрытая на поверхности апоневрозом широчайшей мышцы спины, она выступает с обеих сторон поясничных позвонков. Далее поднимаясь выше до затылка, покрытая мышцами плечевого пояса, она постепенно делается тоньше и в области грудной клетки теряет заметный рельеф. Мышца по ходу своего подъема имеет многочисленные прикрепления к позвоночннику и к 9 нижним ребрам.
Трапециевидная мышца лежит под кожей на задней поверхности шеи и спины. Со спины она видна почти вся, в ракурс видна сбоку, частично спереди – над ключицами и по бокам шеи. Вместе с дельтовидной мышцей она образует форму и силуэт верхней части туловища – так называемых «плеч», пластически связывая голову с шеей и с плечевым поясом. Совместно со своей парой по форме эта мышца отдаленно напоминает трапецию или откинутый назад капюшон; в отдельности она похожа на вытянутый треугольник. Начинается от затылочной кости, от остистых отростков шейных и всех грудных позвонков. Верхние волокна тянутся вниз, закрывают сзади и сбоку подниматель лопатки, заворачиваются вперед и прикрепляются к верхнему краю наружного конца ключицы. Средние волокна покрывают надостную мышцу лопатки и прикрепляются к верхнему краю лопаточной ости и акромиону. Снизу волокна поднимаются в виде клина, перекидываются через край лопатки и, прикрыв отчасти подостную мышцу, прикрепляются к внутреннему концу ости лопатки. Вокруг остистых отростков VI-VII шейных позвонков сухожилие мышцы лежит в виде треугольника, который со своей парой образует ромбовидную впадину; в середине ее выступают эти остистые отростки. Мышца образует сухожилия на нижнем своем конце и рядом с лопаточной остью; все это часто влияет на рельеф спины.
Ромбовидная мышца. Лежит по обе стороны позвоночника, почти вся прикрыта трапециевидной. Начинается от остистых отростков двух нижних шейных и четырех верхних грудных позвонков, тянется наискосок кнаружи и несколько книзу и прикрепляется к позвоночному краю лопатки.
Широчайшая мышца спины является одной из самых больших мышц человеческого тела. Она представляет собой крупную плоскую треугольную мышцу, которая не используется активно в повседневной деятельности, но играет важную роль во многих физических упражнениях, например, во время подтягиваний прямым и обратным хватом, тяги вертикального блока и плавания. Эта мышца находится между торсом (экстенсивное присоединение) и плечом (присоединение с помощью узкого сухожилия). Следовательно, широчайшая мышца способна приводить в движение плечевой сустав. Верхняя граница мышцы образует нижнюю границу аускультационного треугольника. Латеральная граница мышцы формирует среднюю границу поясничного треугольника.
- Преподаватель: И так, мы разобрали в общих чертах строение мышечной схемы туловища.и И вам предстоит сделать следующее. На столах у вас лежат схемы поверхностных мышц задней части туловища. И список мышц под номерами на отдельном листике. Вам нужно проставить номера соответствующих мышц на схеме.. Если не успеете сделать на этом уроке, продолжите на следующем . И сдадите мне в конце уроков.
- Студенты: Заполняют схему и сдают результат преподавателю.
- Преподаватель: Следующее задание- При помощи раздаточного материала выполнить краткосрочную зарисовку поверхностных мышц спины, начиная с компоновки в листе, расположении крупных масс тела на плоскости листа, прорисовке контура тела.
- Студенты выполняют зврисовки. Композиция, набросок, прорисовка основных масс тела, намечают массы и направление волокон основных крупных мышц..
- Преподаватель проверяет вместе со студентами выполненную работу, указывает на ошибки, и на удачные моменты.
- Преподаватель; Для закрепления изученного материала , прошу задать вопросы по пройденной теме.
Студенты задают вопросы другим студентам по теме изученного материала. Остальные – отвечают на вопросы.
Примерные вопросы:
- Где находится грудинно-ключично-сосцевидная мышца??
- Что такое апоневроз?
- Где расположено ппоясничный апоневроз??
- Где начинается и где заканчивается трапециевидная мышца?
- Преподаватель И так, вывод, скажите пожалуйста, достигли мы поставленной цели и решили мы задачи? Смогли ли мы получить основные знания по мышцам задней поверхности тела?( Ответ студентов)
Наши знания мы сможем использовать и в ваших работах по специальности. Для грамотных зарисовок фигуры человека, для изображения их в лаковой миниатюре, в росписи ткани, резьбе по дереву, других видах декоративно-прикладного искусства.
- Преподаватель; Домашнее задание: Закончить зарисовку , начатую в аудитории..
Ход занятия ( рассчитан на 45 минут)
Этап занятия | Время | Цель этапа | Методы обучения | Что делает преподаватель | Что делают студенты |
Организационный | 2 мин. | Получение мотивации на углубление знаний по теме занятия | Словесный метод | Приветствует студентов, проверяет по журналу явку, мотивирует на работу, объявляет тему и цель урока | Приветствуют преподавателя, знакомятся с темой, записывают ее в тетрадь, включаются в режим работы |
Актуализация знаний | 4 мин. | Повторение опорных понятий по теме урока | Словесный метод: эвристическая беседа | Предлагает вопросы к обсуждению. | Отвечают на вопросы |
Изложение нового материала | 12 мин. | Указание новых понятий, подлежащих изучению | Словесный метод: объяснение, конспект Иллюстративно-наглядный метод: Видеоряд , фильм на экране | Рассказывает новый материал, демонстрирует фильм, фото на экране | Слушают преподавателя, ведут конспект |
Закрепление нового материала | 8 | Закрепление нового материала | Выполнение схемы | Предалгает выполнить схему | Выполняют схему |
Выполнение практической работы | 12 мин. | Систематизация знаний по теме урока | Репродуктивный метод: практическая работа Практический метод: выполнение упражнений | Объясняет правила выполнения практической работы, отвечает на вопросы студентов, контролирует трудные моменты | Выполняют практическую работу, задают вопросы по заданию, |
Проверка полученных знаний (просмотр работ) | 5 мин. | Проверка результатов выполнения практической работы | Словесный метод: ответы на вопросы Наглядный метод: поиск правильных ответов в презентации | Проверяет правильность выполнения практической работы | Слушают преподавателя и исправляют допущенные ошибки |
Подведение итогов | 1 мин. | Оценка работы студентов на уроке | Словесный метод | Оценивает работу студентов на уроке | Участвуют в подведении итогов, |
Выдача задания для внеаудиторной самостоятельной работы | 1 мин. | Словесный метод: объяснение | Задает задание, дает необходимые пояснения. | Записывают задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по дисциплине «Анатомии и физиологии животных» с использованием технологии развития критического мышления
В данной методической разработке представлен урок по теме «Железы внутренней секреции» по дисциплине «Анатомия и физиология животных», разработанной с учетом новых требований, предъявляемых в ФГОС СПО...
АФК "Самоконтроль, упражнения направленные на развития мышц спины, брюшного пресса, рук и ног"
Конспект урока по АФК , тема: "Самоконтроль, упражнения направленные на развития мышц спины, брюшого пресса, рук и ног". Продолжительность урока 45 мин. Данный конспект подходит для уча...
Конспект урока по Анатомии "Зрительный анализатор"
Конспект урока по Анатомии "Зрительный анализатор", с экспериментами...
Методическая разработка "Учебное занятие «Укрепление мышц спины»
Методическая разработка учебного занятия дополнительной общеобразовательная общеразвивающей программы «Основы современной хореографии» позволит научить учащихся правильному выполнению...
Конспект урока по пластической анатомии "Рисунок фигуры человека с опорой на одну ногу"
Для профессии художник по костюму...
Методическая разработка "Комплекс упражнений на укрепление мышц спины. Продвинутый уровень".
В презентации представлены упражнения для укрепления мышц спины для продвинутого уровня подготовки учащихся в картинках с описанием правильного выполнения упражнения. Можно использовать для 2-го...
Методическая разработка "Комплекс упражнений на укрепление мышц спины. Базовый уровень".
В презентации представлены упражнения для укрепления мышц спины для начального уровня подготовки учащихся, в картинках, с описанием правильного выполнения упражнения. Можно использовать для 1-го года ...