Конспект урока по Анатомии "Зрительный анализатор"
план-конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_uchebnogo_zanyatiya_po_anatomii_i_fiziologii.docx | 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
АНПОО «Подольский социально-спортивный колледж»
План–конспект учебного занятия по физиологии
для студентов 2 курса
АНПОО «Подольского социально-спортивного колледжа»
„ Физиология сенсорных систем “.
Разработал: Аникеева А.Ю.
слушатель курсов профессиональной переподготовки
«Анатомия и физиология»
Проверил: руководитель практики
Председатель ПЦК «ОПД», к.ф.н.________ Букш С.А.
Подольск, 2019
Тема: „Зрительный анализатор“
I.Тип урока Комбинированный
II.Цели урока:
1.Изучение строения, функций и значения зрительного анализатора;
2.воспитание интереса к самопознанию и самосовершенствованию;
3.повышение мотивации обучения анатомии.
III.Задачи урока
Образовательная:
- расширить и закрепить знания об анализаторах;
- изучить строение и значение зрительного анализатора, показать взаимосвязь строения и функций;
- рассмотреть основные этапы эволюции глаза;
- провести экспериментальную работу по органу зрения человека и животных;
Воспитательная:
- воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью;
Развивающая:
- развивать общие и специфические универсальные учебные умения (организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные);
- развивать познавательный интерес, профессиональную ориентацию.
IV. Оснащение урока
- Мультимедийная доска, проектор.
- Компьютер.
- Разборная модель глаза.
- Объемная модель головного мозга.
- Таблица (объемная) строения глаза.
- Видеофрагмент фильма «Строение глаза».
Структура урока
- Организация начала урока.
Цель | Содержание | Метод | Форма |
Подготовить учащихся к работе на уроке, воспитывать умение готовить свое рабочее место, формирование мотивации |
общей цели урока (вступительное слово учителя) | Беседа | Фронтальная |
- Этап усвоения новых знаний
Цель | Содержание | Метод | Форма |
Получить знания о зрительном анализаторе | Изложение нового материала | Демонстрация, практическая работа. | Фронтальная |
- Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Цель | Содержание | Метод | Форма |
а) Выполнить упражнение проверку понимания нового материала | а) Выполнение задания в таблице б)зарисовка рисунка строения глаза | Практическая работа, демонстрация | Фронтальная |
5. Закрепление знаний.
Цель | Содержание | Метод | Форма |
а) проверить степень усвоения информации, полученной | выполнение упражнения с использованием ИКТ с целью правильного распределения информации | Практическая работа. | Групповая |
7. Заключительный этап урока.
Цель | Содержание | Метод | Форма |
а) обобщить полученные знания б) определить степень достижения целей и выполнения задач урока | а) итоги урока; заключительное слово учителя, объявление оценок б) домашнее задание, инструктаж по выполнению | Беседа | Фронтальная |
Ход урока.
I. Подготовка учащихся к деятельности.
1. Организационный момент.
Актуализация знаний. На что способен наш мозг?
II. Проверка домашнего задания и актуализация знаний.
1. Сообщения по подтемам.
III. Этап усвоения новых знаний и первичная проверка понимания нового материала.
1.
Заполните таблицу
IV. Заключительныйэтапурока:
1. Подведение итогов, оценки.
2. Домашнее задание
1. Организационный момент. Вступление (интересные факты о тайнах организма человека).
2. Актуализация опорных знаний (фронтальная беседа о сенсорных системах, анализаторах). Давайте вспомним тему прошлого урока. Что такое анализаторы? (ответы).
Какие вы знаете анализаторы? (ответы).
Как вы считаете, какой из органов чувств самый важный? Почему? ( ответы)
(- Ответы учащихся сопровождаются показом слайдов презентации).
3. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся (проблемный вопрос о важности органов чувств, выявлении основного информационного источника адаптации в ходе экспериментов).
Эксперимент. Давайте попробуем доказать ваши предположения о том, что орган зрения наиболее важный и информативный, с помощью простого эксперимента.
Я приглашаю одного желающего из вас быть подопытным. Мои помощники завязывают тебе глаза и надевают наушники, затем дают в руки предметы.
Задание: определить с помощью различных анализаторов, что это за предмет и описать его свойства (цвет, запах, форму и т.п.).
Опыт 1. Объект – ЯБЛОКО.
Результаты (помощник фиксирует на доске):
Слух – 0% информации
Обоняние – 0% (хотя возможно 50%)
Осязание – 50 % (возможно яблоко, мячик, игрушка)
Вкус – 80% (яблоко, сладкое, цвет – 0%)
Зрение – 90% (вкус не определить).
Опыт 2. Объект – муляжи персика, яблока.
Результаты:
Слух: - 0%
Обоняние – 0%
Осязание – 50 % (игрушка, возможно даже отгадать на 80-90%).
Вкус – 0%.
Зрение – 100%.
Выводы: С помощью зрения мы получаем более 90% информации, на втором месте осязание, обоняние, вкус и слух в зависимости от объектов исследования (слайды Презентации).
4. Изучение нового материала
Глаза - этот бесценный и прекрасный дар природы - не только зеркало души, но и зеркало общего состояния здоровья человека.
Сегодня мы с вами:
а) изучим анатомические и физиологические особенности зрительного анализатора;
б) разъясним значение зрения в жизни человека;
в) поговорим об эволюции органа зрения.
А теперь рассмотрим анатомическое строение зрительного анализатора.
Из каких частей состоит любой анализатор? (Ответы)
Зрительный анализатор играет важнейшую роль в восприятии окружающего мира. Более 90% информации мы получаем с помощью зрения.
Зрительный анализатор состоит из трёх частей. Периферическая часть представлена глазами, проводниковая — зрительными нервами, центральная — зрительной зоной коры больших полушарий. С участием всех трёх элементов воспринимаются и анализируются световые раздражители, и мы видим окружающий мир.
Периферический отдел зрительного анализатора представлен органом зрения.
Глазное яблоко защищено от внешних воздействий вспомогательным аппаратом. От механических повреждений глазное яблоко защищено стенками глазницы черепа, в которой оно располагается. От попадания пыли и влаги защищают веки и ресницы. Слёзные железы выделяют слезу, которая смывает пыль и увлажняет поверхность.
Почему возможно движение глазных яблок? (Предположения учащихся).
К глазному яблоку прикреплены мышцы, которые обеспечивают его движения.
Шесть глазных мышц, самых быстродвижущихся мышц в организме: 4 прямые и 2 косые, мы можем одновременно двумя глазами следить за предметом, сводить глаза, но разводить – нет! (презентация)
Рассмотрим основные оболочки глазного яблока (демонстрация разборной модели глаза), затем демонстрация видеофильма «Анатомия глаза».
Наружная (белочная) оболочка в передней части представлена прозрачной выпуклой роговицей, а в задней части — непрозрачной белой склерой.
Сосудистая оболочка снабжает глаз кровью. В передней её части находится радужка. Клетки радужки содержат пигмент меланин, от количества которого зависит её цвет. В центральной части радужки находится зрачок. Зрачок может расширяться и сужаться в зависимости от яркости света.
ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГЛАЗА (работа с таблицей)
Как видит наш глаз? И для чего хрусталик меняет свою кривизну? (явление аккомодации –демонстрация анимационной презентации).
Эволюция глаза (объяснение с демонстрацией презентации и рисунка компьютерной модели глаза).
За зрачком располагается хрусталик — двояковыпуклая прозрачная линза. Хрусталик может изменять свою кривизну и фокусировать световые лучи на внутренней оболочке глаза. Этот процесс называется аккомодация.
Между роговицей и радужкой находится передняя камера, между радужкой и хрусталиком — задняя камера. В них содержится жидкость, которая снабжает роговицу и хрусталик питательными веществами.
Пространство за хрусталиком заполнено стекловидным телом.
Внутренняя оболочка глаза — сетчатка содержит светочувствительные клетки (фоторецепторы), представленные палочками и колбочками.
Палочки обеспечивают сумеречное зрение. Колбочки реагируют на яркий свет и обеспечивают цветное зрение. В сетчатке содержится три вида колбочек: одни воспринимают красный цвет, другие — зелёный, третьи — синий. В результате взаимодействия всех трёх видов колбочек мы видим разные цвета.
Большая часть колбочек располагается в средней части сетчатки и образует так называемое жёлтое пятно. Место выхода зрительного нерва из сетчатки не содержит фоторецепторов и называется слепым пятном.
5.Физминутка
Гимнастика для глаз.
1. Не поворачивая головы, переведи взгляд в левый нижний угол, в правый верхний, в правый нижний, в левый нижний угол. Повтори 5 – 8 раз.
2. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуем восьмёрку в пространстве по горизонтали, вертикали.
3. С открытыми глазами, не поворачивая головы, напиши в пространстве своё имя, фамилию, сначала маленькими буквами, а потом большими.
4. Посмотрите в окно вдаль досчитайте до 20, затем переведите взгляд на стекло окна. Повторяйте это упражнение до 10 раз.
6.Закрепление изученного материала
1)Выпишите основным термины темы «Зрительный анализатор»
2)Заполните таблицу: Основные болочки глазного яблока.
Оболочки | Составные компоненты | Характеристика |
Наружная - склера | склера | |
роговица | ||
Средняя - сосудистая | Ресничное тело | |
радужка | ||
Сосудистая оболочка | ||
Внутренняя - сетчатка | Желтое пятно | |
Слепое пятно |
3)Зарисуйте Схему строение глаза и подпишите его.
Проверка выполнения самостоятельной работы по интерактивной доске.
7. Подведение итогов урока
Оценка работы отдельных учеников и класса в целом
Домашнее задание:Выучить строение зрительного анализатора, проверить себя на знание новых терминов по теме – подготовится к диктанту; провести валеологический самоанализ. Подготовить Правила для сохранения здоровья глаз.
Самоанализ урока анатомии по теме «Зрительный анализатор»
Преподаватель – Аникеева Юлия Алексеевна
Данный урок проведен в группе учащихся с повышенной мотивацией к обучению. Это учитывалось при подготовке материала для урока. В группе 14 человек. Качество обученности за 2018-2019 у. г. 100%.
Тип урока - комбинированный – закрепление и комплексное применение полученных знаний, введение и первичное закрепление новых знаний по теме.
Цели урока:
1.Изучение строения, функций и значения зрительного анализатора;
2.воспитание интереса к самопознанию и самосовершенствованию;
3.повышение мотивации обучения анатомии.
Задачи урока
Образовательная:
- расширить и закрепить знания об анализаторах;
- изучить строение и значение зрительного анализатора, показать взаимосвязь строения и функций;
- рассмотреть основные этапы эволюции глаза;
- провести экспериментальную работу по органу зрения человека и животных;
Воспитательная:
- воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью;
Развивающая:
- развивать общие и специфические универсальные учебные умения (организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные);
- развивать познавательный интерес, профессиональную ориентацию.
Основные этапы урока:
I. Подготовка учащихся к деятельности.
II. Проверка домашнего задания и актуализация знаний.
III. Этап усвоения новых знаний и первичная проверка понимания нового материала.
IV. Заключительный этап урока
Оснащение урока
- Мультимедийная доска, проектор.
- Компьютер.
- Разборная модель глаза.
- Объемная модель головного мозга.
- Таблица (объемная) строения глаза.
- Видеофрагмент фильма «Строение глаза».
Методы, применяемые в ходе урока:
1. Метод эмоционального стимулирования
2. Перцептивный метод (передача и восприятие материала)
3. Поисковый метод (работа с учебным материалом)
4. Метод контроля и самоконтроля
5. Метод стимулирования и мотивации
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Фронтальная, индивидуальная, групповая. Это позволило включить в активную познавательную деятельность всех учащихся.
Главная задача урока по активизации умственной деятельности школьников достигнута. Проведен контроль усвоения употребления детьми учебного материала по теме: «Зрительный анализатор»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...
Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.
Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...
Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.
КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО. Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....
Конспект урока . Тема урока: Место и роль человека в системе органического мира.Эволюция человека. 9 класс ,биология.К учебнику Сонина.
Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».
Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....
Конспект урока Дисциплина: Иностранный язык Тема урока: "Natural disasters"
Задачи урока:общеобразовательные:активизировать ранее изученные ЛЕ по теме «Природные катастрофы» в устной и письменной речи;совершенствовать навыки изучающего чтения;развивать навыки моно...
Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах (конспект урока)
Обобщение знаний учащихся о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов, о роли нервной системы в приспособлении организма человека с условиями среды....