Методическая разработка "Учебное занятие «Укрепление мышц спины»
методическая разработка
Методическая разработка учебного занятия дополнительной общеобразовательная общеразвивающей программы «Основы современной хореографии» позволит научить учащихся правильному выполнению упражнений по развитию и укреплению мышц спины на примере упражнения «планка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka_po_horeografii_pedagoga_gorodovoy_v.a.docx | 124.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества
Кировского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка по хореографии
педагога дополнительного образования
Городовой Василисы Александровны
Санкт – Петербург, 2021
Учебное занятие
«Укрепление мышц спины»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы современной хореографии».
Возраст учащихся: 10-11 лет
Год обучения: 1
Цель занятия: научить учащихся правильному выполнению упражнений по развитию и укреплению мышц спины на примере упражнения «планка».
Задачи занятия:
Обучающие:
- научить соблюдению правил техники безопасности при выполнении упражнений на развитие и укрепление мышц спины;
- научить упражнению «планка», а также комбинированию этого упражнения с различными элементами.
Развивающие:
- способствовать развитию гибкости позвоночника в совокупности с подвижностью укреплением всего суставного аппарата;
- развивать механическую память.
Воспитательные:
- воспитывать силу воли, выносливость и целеустремленность;
- формировать у учащихся осознание необходимости самостоятельной работы для собственного физического развития;
- воспитывать умение доброжелательно относиться к сверстникам и педагогам в процессе взаимодействия на занятиях.
Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся соблюдать технику безопасности при выполнении упражнений на развитие и укрепление мышц спины;
- научатся выполнять упражнение «планка», а также комбинировать это упражнение с различными элементами.
Метапредметные:
- разовьют гибкость позвоночника и укрепят опорно-двигательный аппарат в целом;
- разовьют механическую память.
Личностные:
- будут стремиться быть выносливыми и целеустремленными;
- будут стремиться доброжелательно относиться к сверстникам и педагогам в процессе взаимодействия на занятия;
- разовьют свои коммуникативные навыки через совместную деятельность.
План-конспект
№ | Этап занятия | Хронометраж времени | Содержание занятия (деятельность педагога) | Содержание занятия (деятельность учащихся) |
I | Организационный | 3 мин. | Приветствие учащихся. Формулировка цели и задач, задания по теме занятия. Психологический настрой учащихся. Повторение техники безопасности и правила поведения на занятии. Поклон. | Настраиваются на продуктивную работу, делают поклон. |
II | Основной (теоритическая и практическая деятельность) | 25 мин. | 1) Проведение самостоятельной разминки. 2) Комплекс flat back. 3) Повторение правил исполнения статической «планки» на вытянутых руках и на предплечьях. Повторение ранее изученных элементов, добавляемых в комплексы упражнений. 4) Объяснение нового материала. Проработка нового комплекса упражнений «динамическая планка» с каждым учащимся. Закрепление выученного комплекса с музыкальным сопровождением. | Выбранный педагогом человек проводит самостоятельно разминку для всей группы. Вместе с педагогом повторяют правила, ранее изученных положений и элементов на середине зала. Разучивают новый комплекс упр-ий, повторяя за педагогом. Самостоятельно исполняют выученный комплекс упр-й «динамическая планка». Исполнение выученного комплекса упражнений с музыкальным сопровождением. |
III | Заключительный | 7 мин. | Завершение занятия: игра на расслабление мышц и снятие эмоционального напряжения «Скорость». Позитивная оценка работы каждого учащегося на занятии. Предложение описать свои впечатления от занятия, успешность выполнения упражнений. | Участие в игре. Рефлексия (анализ и оценка своей активности на занятии). Делятся впечатлениями от выполненного комплекса упражнений. |
Ход проведения занятия
1.Организационный этап.
Педагог:
- Здравствуйте, мои дорогие танцоры. Тема нашего занятия «развитие и
укрепление мышц спины» на примере положения «планка». Как вы думаете, если тема такая, то что мы должны сегодня сделать, чему научиться и чего достичь?
(Ответы учащихся)
Педагог:
- Все верно! Сегодня мы познакомимся с новым комплексом упражнений
«динамической» планки» и научимся его исполнять. Если провести аналогию с ранее изученным движением классической или «статичной планки», то, как вы думаете расшифровывается понятие «динамика» и в чем отличие «динамической планки»?
(Ответы учащихся)
Педагог:
- Правильно, это понятие обозначает «подвижность». Отличие состоит в том, что в «динамической планке» постоянно происходит стремительное развитие каких-либо действий и смена положений, тогда как «статичная планка» все время находится в одном положении, то есть в статике.
2.Основной этап.
Педагог:
- Но прежде, чем мы начнем изучать новый материал, нам необходимо размяться и повторить ранее изученные движения на середине зала. Итак, встаньте, пожалуйста, по линиям в шахматном порядке и начнем наше занятие с выполнения упражнений «разогрев».
(Учащиеся самостоятельно под наблюдением педагога, под музыку и счет одного из учеников выполняют упражнения: различные наклоны и повороты головы, поочередные, круговые движения плечами, разогрев грудного отдела, наклон с поворотом корпуса; releve и demi plie на полупальцах в VI позиции с удержанием равновесия; стойка на прямых ногах с опорой рук около носков; выпады во все направления).
- Комплекс упражнений «Flat back»
Педагог:
- Спасибо, отлично справляетесь с самостоятельной работой внутри группы, сразу видно командную сплоченность. А сейчас мы с вами вспомним уже изученный комплекс упражнений Flat back, для этого возьмите, пожалуйста, коврики.
Подскажите мне, пожалуйста, какие мышцы задействованы при выполнении данного комплекса?(Ответы учащихся)
Педагог:
- Молодцы! Вы все правильно сказали! В данном комплексе мы задействуем не только мышцы спины, но и мышцы задней поверхности бедра, растягиваем подколенные связки, укрепляем ягодичные мышцы, мышцы шейного и плечевого отдела, и даже руки. Имеются ли какие-то правила, особенности исполнения движений и элементов, входящих в комплекс?
(Ответы учащихся)
Педагог:
- Отлично, вы все перечислили верно! Во-первых, на протяжении всего комплекса следует следить за позицией ног. Исходное положение - ноги на ширине плеч, стопы смотрят параллельно, даже немного скошено вовнутрь. Во-вторых, корпус сильно подтянут, макушкой все время тянемся вверх, вытягивая свой позвоночник. При наклоне удерживаем угол в 90 градусов (рис.1). В диагональном положении корпуса на 120 градусов тянемся вдаль, таким образом наклон получается более глубоким (рис.2).
Так же не забываем о правилах исполнения plie и выхода из него - садимся четко на пятки, распределяем свой вес, корпус остается параллельным полу, колени и макушка смотрят вперед, руки не падают вниз (рис.3). Выход из plie выполняем без резких движений, плавно разгибая колени.
При скручивании в Roll down начинаем от головы, затем подключаются плечи, грудная клетка и уходим вниз в нужное нам положение. Соответственно Roll up происходит в обратном порядке.
Напомните мне, пожалуйста, последовательность комплекса.
(Ответы учащихся)
Педагог:
- Молодцы! Начинаем в исходном положении – ноги на ширине плеч, руки опущены
вдоль корпуса. Сначала идет наклон торса в положение flat back, затем отдельным движением из стороны выводятся руки вперед, потом корпус вырастает наверх и руки опускаются в исходное положение. За 4 разом садимся в plie, сидим в нем до тех пор, пока педагог не проверит каждого. В дальнейшем каждая часть повторяется по 4 раза. После этого мы чередуем plie и выход из него. Через roll down уходим в диагональное положение, возвращаемся через roll up. В последней части комплекса комбинируем flat back с диагональным положением и наоборот.
(Учащиеся исполняют комбинацию под музыку,
педагог внимательно наблюдает, по необходимости подходит к каждому учащемуся для исправления ошибок)
рис.1 рис.2 рис.3
- Движение классическая «Статическая планка» на вытянутых руках и на предплечьях
Педагог:
- Спасибо! Следующее движение, которое мы вспомним это классическая «статическая планка» на вытянутых руках (рис.4). Ответьте мне на вопрос, чем хорошо данное положение тела?
(Ответы учащихся)
Педагог:
- Верно! Данное положение тела отлично разогревает и прорабатывает все мышцы от шейного отдела до голеностопа. А какие элементы или положения можно добавить, чтобы развить, например, равновесие или умение распределить вес?
(Ответы учащихся)
Педагог:
- Вы все правильно перечислили. Это может быть как вытянутая рука вперед или в
сторону, так и нога, поднятая ровно за себя или отведенная на 90 градусов в сторону (рис.5), плюс можно принять разноименное положение руки и ноги.
Можно добавить скручивание корпуса вправо или влево с поднятой рукой наверх – боковая планка. Положение ноги Passe тоже отлично сочетается и подойдет для этих вариантов «планок».
А какое положение можно принять в «планке» кроме вытянутых рук, тем самым усложнив ее?
(Ответы учащихся)
Педагог:
- Правильно! Вы все верно сказали! «Планка» на предплечьях (рис.6) или «планка» с руками вместе. Давайте все вместе покажем под музыку этот комплекс упражнений.
(Учащиеся исполняют комбинацию под музыку,
педагог внимательно наблюдает, по необходимости подходит к каждому учащемуся для исправления ошибок)
рис.4 рис.5 рис.6
3) Комплекс упражнений «Динамическая планка»
Педагог:
- А теперь приступаем к изучению нового комплекса упражнений динамической «планки». Сейчас я покажу его, и вы мне скажете, чем оно отличается и знакомы ли вам элементы?
(Ответы учащихся)
Педагог:
- Да, действительно, в нем добавилось непрерывное движение ногами и частая смена положений – это и есть отличительная черта динамической «планки». Из проученных ранее нами положений здесь присутствуют: поднятие руки вперед и в сторону, поочередное опускание на локти. Остаются ли правила исполнения «планки»?
(Ответы учащихся)
Педагог:
- Верно, остаются. А как вы думаете, можно ли непрерывное движение ногами заменить, например, на движение руками, собирая их то вместо, то раскрывая на ширину плеч? Комбинируются ли в комплексе все выученные нами положения между собой?
(Ответы учащихся)
Педагог:
- Правильно! Динамическая «планка» тем и хороша, что очень разнообразна.
Давайте подробнее разберем те положения, которые добавились. Начнем с ног,
находясь в положении «планка» они распрыгиваются на ширину плеч и собираются обратно в VI позицию, так продолжается до конца комплекса. Попробуйте сами!
(Учащиеся пробуют выполнить основное движение ногами, педагог наблюдает и корректирует недочеты)
Педагог:
- Молодцы! Теперь нам нужно запомнить последовательность. Исходное
положение то же самое, что и перед классической «планкой», затем уходим вниз roll down через plie и выходим в статическую «планку». Далее начинают работать ноги, позднее подключаются руки: чередуем сначала вперед правой или левой, потом в стороны. Следующее усложнение – поочередное опускание на локти. В завершение к работе ног руки поочередно прикладываются то к правому плечу, то к левому и в конце ноги собираются в упор присед и выпрыгиваем с хлопком наверх по VI позиции.
(Педагог вместе с учащимися проучивает комплекс динамической «планки», затем учащиеся выполняют комплекс самостоятельно под счет (педагог корректирует движения). После этого комплекс соединяют с музыкой
(один раз с педагогом, затем самостоятельно, а педагог корректирует правильность исполнения движений).
4.Заключительный этап.
Игра «Скорости»
Педагог:
- Вы все большие молодцы, у вас здорово получается схватывать новый материал! Теперь уберите за собой, пожалуйста, коврики, чтобы мы могли перейти к финальной части урока.
В качестве завершения нашего занятия, чтобы снять физическую и эмоциональную нагрузку, предлагаю поиграть в игру «Скорости»!
Займите, пожалуйста, все пространство в зале. Напоминаю правила: 1 скорость – медленный шаг, 2 скорость – повседневный шаг, 3 скорость – легкий бег. Наша основная задача неожиданно для всех менять свое направление, не сталкиваясь при этом с соседом. Кроме этого, в игру добавляются усложнения: по 1 хлопку нужно сделать высокий прыжок по VI позиции, на 2 хлопка – упор присед и выход в планку, после которых скорость, названная последней, продолжается.
(Учащиеся играют под музыку, педагог управляет процессом и наблюдает)
Педагог:
- Вы все большие молодцы! Но давайте вспомним, чему мы сегодня научились, какой новый комплекс движений узнали?
(Ответы учащихся)
Педагог:
- Правильно! Комплекс упражнений на основе “динамической планки». Что
исполняем перед началом этого комплекса?
(Ответы учащихся)
Педагог:
- Верно! Flat back и «статичную планку» в разных ее интерпретациях. За чем нужно следить при выполнении flat back?
(Ответы учащихся)
Педагог:
- Какая исходная позиция ног должна быть перед каждым из этих комплексов?
(Ответы учащихся)
Педагог:
- Молодцы! Для чего нам нужен комплекс упражнений «динамической планки» и что он развивает?
(Ответы учащихся)
Педагог:
- Вы сказали все правильно. А теперь для того, чтобы понять, как сильно вам понравилось сегодняшнее занятие, подпрыгните на ту высоту, с которой оно у вас ассоциируется.
(Учащиеся прыгают)
Педагог:
- Вы все большие молодцы! Были внимательными и сосредоточенными на протяжении всего занятия! Ничего страшного если, что- то не получилось с первого раза, для этого есть педагог, который вам во всем поможет! Помните, что замечания — это хорошо! Будет хуже, если педагог не укажет на ваши ошибки, и вы будете выполнять то или иное движение неправильно! Я вижу, что вы всё запомнили и покажете мне это движение на нашем следующем занятии. А сейчас поклон!
Методическое и техническое оснащение занятия
- Учебный кабинет с зеркалами и хореографическим станком;
- Музыкальное сопровождение: проигрыватель или колонка;
- Инвентарь: спортивные коврики.
Литература
- Пилатес. 9 программ для всех уровней подготовки/ Кэтрин Мураками ;(пер. с англ. А.Антоновой). - М.: Эксмо, 2010.-232 с.
- Национальный гос. ун-т физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта; Ред. кол.: Р.Н. Терехина, Н.Н. Венгерова, Л.В. Люйк: Гимнастика. - СПб.: [Б.И.], 2009
- Джозеф С. Хавилер «Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки»
- Карпенко Л.А. «Теория и методика физической подготовки в художественной и
эстетической гимнастике», - Советский спорт, 2014-.264 с.
- Интернет-сайт «Хореографу в помощь» dancehelp.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АФК "Самоконтроль, упражнения направленные на развития мышц спины, брюшного пресса, рук и ног"
Конспект урока по АФК , тема: "Самоконтроль, упражнения направленные на развития мышц спины, брюшого пресса, рук и ног". Продолжительность урока 45 мин. Данный конспект подходит для уча...
Методическая разработка "Комплекс упражнений на укрепление мышц ног для начинающих"
В презентации представлены простые виды упражнений на укрепление мышц ног с картинками, с описанием правильтного выполнения. Можно использовать для первого года обучения учащихся в обьединениях физкул...
Методическая разработка "Комплекс упражнений для укрепления мышц ног (продвинутый уровень)".
В презентации представлены более сложные виды упражнений на укрепление мышц ног с картинками, с описанием правильного выполнения. Можно использовать для 2-го, 3-го годов обучения учащихся в обьединени...
Методическая разработка "Комплекс упражнений на укрепление мышц спины. Продвинутый уровень".
В презентации представлены упражнения для укрепления мышц спины для продвинутого уровня подготовки учащихся в картинках с описанием правильного выполнения упражнения. Можно использовать для 2-го...
Методическая разработка на укрепление мышц кора "Упражнения на мышцы пресса. Базовый уровень"
В презентации представлены упражнения для укрепления мышц пресса для начинающего уровня подготовки учащихся в картинках с описанием правильного выполнения упражнения. Можно использовать для первого го...
Методическая разработка на укрепление мышц кора "Упражнения на мышцы пресса. Продвинутый уровень"
В презентации представлены упражнения для укрепления мышц пресса для продвинутого уровня подготовки учащихся в картинках с описанием правильного выполнения упражнения. Можно использовать для 2-го и 3-...
Методическая разработка "Комплекс упражнений на укрепление мышц спины. Базовый уровень".
В презентации представлены упражнения для укрепления мышц спины для начального уровня подготовки учащихся, в картинках, с описанием правильного выполнения упражнения. Можно использовать для 1-го года ...