ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»
рабочая программа

Программа профессионального модуля (далее программа) -  является частью  основной профессиональной образовательной программы по  специальности СПО 050130 «Музыкальное образование» (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): «Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных образовательных учреждениях» базовой подготовки и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях, планировать, организовывать и проводить их;

2. определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей;

3. анализировать музыкальные занятия и досуговые мероприятия;

4. вести документацию, обеспечивающую процесс музыкального образования дошкольников;

5. исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.

            Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников  по специальности 050130 «Музыкальное образование» в среднем профессиональном образовании по квалификации выпускника - учитель музыки, музыкальный руководитель.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krayniy_modul_doshkolnyy.docx94.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И АРХИВНОГО ДЕЛА
ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ТАМБОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

                                                  Утверждаю

                                                                                директор колледжа искусств

                                                                                  ___________ Ю.А. Толмачев

                                                                           «___» __________ 2019 г.

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

ТАМБОВ – 2019

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе ФГОС СПО по специальности 050130 Музыкальное образование

Организация – разработчик: ТОГБПОУ «Тамбовский колледж искусств»

Автор: Андреева Н.О. преподаватель ТОГБПОУ «Тамбовский колледж искусств»

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………………………………………………………….

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  МОДУЛЯ .................................................

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………………………………………………………….

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)………………………………………………………..

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

  1. Область применения  программы

Программа профессионального модуля (далее программа) -  является частью  основной профессиональной образовательной программы по  специальности СПО 050130 «Музыкальное образование» (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): «Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных образовательных учреждениях» базовой подготовки и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях, планировать, организовывать и проводить их;

2. определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей;

3. анализировать музыкальные занятия и досуговые мероприятия;

4. вести документацию, обеспечивающую процесс музыкального образования дошкольников;

5. исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.

            Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников  по специальности 050130 «Музыкальное образование» в среднем профессиональном образовании по квалификации выпускника - учитель музыки, музыкальный руководитель.

    1.2. Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения профессионального модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- анализа планов проведения музыкальных занятий и музыкальных досуговых мероприятий  в дошкольном ОУ;

- составления сценариев и проведения музыкальных занятий и музыкального досуга, участие в подготовке и проведении праздников в дошкольном ОУ;  

- исполнение на занятиях, досуговых мероприятиях произведений педагогического репертуара хорового, инструментального и вокального жанров;  

- наблюдения, анализа и самоанализа музыкальных занятий и досуговых мероприятий, обсуждения их в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по совершенствованию и коррекции;

- ведение учебной документации;

 уметь:

- находить и использовать методическую и музыкальную литературу  и другие источники информации, необходимые для подготовки к занятиям и разработки сценариев музыкальных мероприятий;

- использовать различные методы, средства, формы организации деятельности детей на занятиях и досуговых мероприятиях, строить их с учетом возрастных особенностей воспитанников;

- организовывать и проводить репетиции при подготовке к праздникам;

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями;

- использовать информационно-коммуникативные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;

- выявлять музыкально одаренных детей;

- анализировать подготовку и проведение занятий, праздников;

знать:

- психолого-педагогические основы музыкального образования дошкольников: педагогические условия формирования музыкальной культуры, характеристику музыкальных способностей ребенка-дошкольника;

- содержание современных программ музыкального образования детей дошкольного возраста;

- детский музыкальный репертуар, эстетические, психологические, педагогические основания отбора и систематизации музыкального репертуара;

- требования к охране и гигиене исполнительского аппарата;

- методику организации и проведения музыкальных занятий и музыкального досуга, методы и приемы организации музыкально-исполнительской деятельности дошкольников (певческой, музыкально-ритмической, музыкально-инструментальной).

     1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

Всего -   258  часов, в том числе: 378

максимальной учебной нагрузки студента  - 150 часов, 162

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента – 100 часов,108

самостоятельной работы обучающегося – 50 часов; 54

учебной и производственной практики  -   100 часов.216

1.4. Результаты освоения профессионального модуля

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях, планировать их

ПК 1.2.

Организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях

ПК 1.3.

Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей

ПК 1.4.

Анализировать музыкальные занятия и досуговые мероприятия

ПК 1.5.

Вести документацию, обеспечивающую процесс музыкального образования дошкольников

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и  социальными партнерами

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания

ОК 10.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Код

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Производственная

профессиональных компетенций

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные

работы и практические занятия, часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Учебная,

часов

(по профилю специальности),**

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

   Введение

2

2

1

ПК 1.1.

Раздел 1. Задачи музыкального воспитания детей

6

6

3

6

ПК 1.1.

Раздел 2. Методы и приемы музыкального воспитания

9

9

3

6

ПК 1.3.

Раздел 3. Музыкальная деятельность детей

36

36

10

20

ПК 1.2.-1.4.

Раздел 4. Формы организации детской музыкальной деятельности

10

10

6

8

ПК 1.5.

Раздел 5. Деятельность педагогического коллектива по музыкальному воспитанию детей

10

10

4

10

Производственная практика, (по профилю специальности),

часов

100

        73                 27                                                                                           36

72

Всего:

258

73

27

50

36

 72

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

2.1. Тематический план профессионального модуля

2.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПК), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ. 01 Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольных образовательных

 учреждениях

МДК. 01.01 Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных образовательных

учреждениях

Введение

Содержание:

Студент  должен  знать  цели,  задачи  и  структуру учебной дисциплины;  специфику содержания понятий «воспитание», «образование», «развитие» в контексте данной учебной дисциплины; место и роль учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки   музыкального руководителя; взаимосвязь данной учебной дисциплины с другими дисциплинами.

Характеристика учебной дисциплины. Предмет учебной дисциплины. Теоретические основы   музыкального   образования   детей   дошкольного   и    школьного   возраста   как педагогическая наука. Цели, задачи и структура данной учебной дисциплины. Отражение содержания музыкального образования детей в соответствующих программах. Различные способы реализации содержания музыкального образования детей.

Соответствие теоретических знаний студентов практическим умениям и навыкам.
Характеристика понятий «воспитание», «образование», «обучение», «развитие» в контексте данной учебной дисциплины.        

Зависимость профессиональной компетентности будущего педагога от взаимосвязи данной учебной дисциплины с другими музыкальными дисциплинами (музыкальная  литература, хоровое пение, элементарная теория музыки, сольфеджио и т.д.), эстетикой: а  также методикой развития речи.

2

2

Раздел 1. Задачи музыкального воспитания детей

Студент   должен   знать: особенности музыки как вида искусства; задачи музыкального воспитания; роль   репертуара  в  развитии музыкальных способностей и формирования основ музыкальной культуры детей.        

Студент должен уметь: анализировать произведения из альбома фортепианных пьес композиторов-классиков   для   детей;   составлять   задания   для   проведения   диагностики музыкальных способностей детей разных возрастных групп; составлять конспекты заданий, направленных на формирование основ музыкальной культуры детей.

6

Тема 1.1. Значение музыки в воспитании детей

Музыка как вид искусства.

Выразительность языка музыки. Темп, динамика, тембр, ритм, гармония, лад, мелодия, интонация и т.д.

Понятие музыкальной формы. Структура музыкального произведения.

Жанры музыки. Разновидности вокальной и инструментальной музыки. Жанры народной и классической музыки.

Характеристика первичных и вторичных жанров музыки: хоровой, камерной, симфонической, театрально-драматической.

Познавательная роль воздействия музыки на человека, воспитание его чувств, формирование вкуса. Влияние музыкального искусства на общую культуру ребенка, его нравственно-эстетический облик, физическое и умственное развитие.

Цель музыкального воспитания детей. Задачи музыкального воспитания в детском саду.
Основные принципы обучения и развития детей: развивающее обучение; художественное и
ценностное познание музыкального искусства; связь музыкальных знаний с жизнью; единство
эмоционального и сознательного.        

Средства и формы музыкального воспитания дошкольников.        

Осуществление задач музыкального образования детей посредством пения, слушания    музыки, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских   музыкальных инструментах.

2

2

Тема 1.2. Развитие у детей музыкальных способностей

Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. Определение содержания понятий «музыкальные способности», «музыкальность», «музыкальная одаренность». Различные подходы в определении этих понятий на разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики (зарубежной и отечественной).

Анализ понятия музыкальности в работах Б.М. Теплова. Структура музыкальных способностей.

Различные свойства музыкальных звуков. Характеристика музыкально-сенсорных способностей. Понятие музыкального слуха: мелодический и гармонический, их определения. Понятие абсолютного слуха.

Связь музыкального слуха с эмоциями, с представлением о расположении звуков по высоте.

Эмоциональная отзывчивость на музыку - центр музыкальности.

Ладовое чувство. Мажорный и минорные лады. Особенности различения ладовой окраски музыки. Проявление ладового чувства при восприятии музыки. Показатели развития ладового чувства в дошкольном возрасте.

Музыкально-слуховые представления. Связь музыкальной способности с развитием внутреннего слуха и моторикой.

Чувство ритма. Моторная и эмоциональная природа чувства ритма. Постижение выразительности музыкального языка с помощью чувства ритма.

Развитие музыкальных способностей детей в разных видах музыкальной деятельности. Методика развития музыкальных способностей детей в каждой возрастной группе на музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада и в семье. Контроль за развитием музыкальных способностей.

2

2

Тема 1.3.

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников

Характеристика понятия «музыкальная культура». Структура музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Источники музыкальной культуры. Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка. Роль детского сада.

Основа индивидуальной музыкальной культуры ребенка - его музыкально-эстетической сознание. Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания. Характеристика компонентов музыкально-эстетического сознания дошкольников (эстетические эмоции, интерес, потребность, вкус, представление о красоте). Эстетическое переживание - основа эстетического восприятия. Формирование интереса к музыке, музыкального вкуса, оценочного отношения.

Роль народной и классической музыки в воспитании начал музыкальной культуры детей. Показатели развития музыкальной культуры детей в музыкальной деятельности.

Значение различных видов музыкальной деятельности в развитии музыкальной культуры и музыкальных способностей детей.

Программа формирования основ музыкальной культуры у детей «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой. Содержание, принципы построения, методы и приемы, формы организации музыкальной деятельности детей.

2

2

Самостоятельная работа при изучении раздела  1.

6

Раздел 2. Методы и приемы музыкального воспитания

Студент должен знать: различные классификации методов обучения; специфику наглядного метода в применении к музыкальному воспитанию; возможности проблемного применения методов обучения; различные классификации музыкально-дидактических игр и пособий.

Студент должен уметь: применять методы и приемы с учетом возрастных особенностей детей и этапов работы над музыкальным произведением; разрабатывать конспекты фрагментов музыкальных занятий с применением различных методов обучения; составлять конспекты   проведения   музыкально-дидактических   игр   в   разных   возрастных   группах;  подбирать и проводить музыкально-дидактические игры, направленные на решение основных  задач музыкального воспитания детей.

9

Тема 2.1.

Педагогические методы

Методы воспитания и обучения детей. Различные классификации педагогических методов в дошкольной педагогике. Наглядный, словесный, практический методы. Проблемные методы. Развивающий характер обучения.

3

2

Тема 2.2.

 Характеристика методов и приемов музыкального воспитания детей

Специфика методов воспитание и обучения. Нарастание проблемности в обучении детей.  Роль самостоятельности в выполнении проблемных заданий. Разновидности наглядного метода в музыкальном воспитании. Наглядно-слуховой метод как ведущий метод музыкального воспитания. Вспомогательное значение наглядно-зрительного метода. Сочетание зрительной и слуховой наглядности. Применение словесного метода в музыкальном воспитании. Роль беседы, рассказа, пояснения, разъяснения. Использование практических методов в музыкальном воспитании. Показ педагогом исполнительских приемов в каждом виде музыкальной деятельности.

 Отбор методов и приемов в зависимости от конкретной педагогической задачи, возраста детей, этапа разучивания произведения.

 Проявление педагогического творчества в вариантности применения методов и приемов.

2

2

Тема 2.3.

Музыкально-дидакти-ческие игры и пособия

Музыкально-дидактические игры и пособия в решении задач музыкального воспитания и развития детей. Отличие музыкально-дидактических игр от пособий. Различные классификации игр и пособий. Настольные, подвижные, хороводные музыкально-дидактические игры, направленные на развитие музыкально-сенсорных способностей. Характеристика музыкально-дидактических игр и пособий, используемых для развития основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. Характеристика музыкально-дидактических игр и пособий для формирования основ музыкальной культуры детей (развитие эмоциональной отзывчивости на произведения народной и классической музыки, интереса, вкуса, различение жанров, средств музыкальной выразительности, музыкальных понятий и пр.).

4

2

Самостоятельная работа при изучении раздела 2.

6

Раздел 3. Музыкальная деятельность детей

Студент должен знать: возрастные особенности музыкального восприятия дошкольников; методику усложнения беседы о музыкальном произведении от занятий к занятию в каждой возрастной группе; методы и приемы, активизирующие процесс восприятия; приемы, способствующие проблемному характеру заданий по слушанию музыки; виды певческой деятельности, требования к подбору репертуара; вокальные и хоровые навыки; методику обучения пению в каждой возрастной группе; основные источники движений для ритмики, ее виды; основные принципы усложнения программных требований по формированию музыкально-ритмических навыков у детей раннего и дошкольного возраста; методику обучения ритмики в разных возрастных группах; историю возникновения музыкальных инструментов; различные формы работы с детьми по овладению навыками игры на инструментах; методику обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах; значение музыкально-образовательной деятельности в развитии музыкальных способностей и формировании основ музыкальной культуры; методы и приемы формирования знаний о музыке; содержание знаний о музыке общего и специального характера.

Студент должен уметь: давать оценку качества музыкальных произведений, используемых в работе с детьми; составлять конспект поэтапного разучивания музыкального произведения в разных возрастных группах; ярко и выразительно исполнять репертуар для слушания, пения, музыкально-ритмических движений, для игры на детских музыкальных инструментах; проводить фрагменты музыкального занятия; составлять задания для развития песенного, танцевального, игрового творчества, музицирования на различных детских инструментах; анализировать репертуар по различным видам музыкальной деятельности для детей разных возрастных групп; подбирать или самостоятельно изготовлять наглядные пособия и атрибуты для проведения фрагментов музыкальных занятий по различным видам музыкальной деятельности.

36

Тема 3.1. Виды музыкальной деятельности

Характеристика понятия «музыкальная деятельность». Музыкальная деятельность дошкольников как средство познания детьми музыкального искусства и развития музыкальных способностей. Виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в разных видах музыкальной деятельности детей. Особенности каждого вида музыкальной деятельности. Взаимосвязь различных видов музыкальной деятельности в музыкальном развитии детей.

4

2

Тема 3.2. Развитие у детей музыкального восприятия

Характерные особенности музыки разных эпох, стилевые различия. Роль репертуара в решении основных задач музыкального воспитания детей. Оценка качества музыкальных произведений, используемых в работе с дошкольниками. Основные требования к подбору репертуара.

Возрастные особенности музыкального воспитания дошкольников. Методика усложнения беседы о музыкальном произведении от занятия к занятию в каждой возрастной группе.

Приемы, способствующие проблемному характеру заданий по слушанию музыки. Роль методов и приемов, активизирующих процесс восприятия музыки детьми. Опыт восприятия музыки, знания и представления, отношение к музыкальному искусству.

4

2

Тема 3.3. Детское музыкальное исполнительство:

3.3.1. Ритмика (музыкально-ритмические движения)

Характеристика ритмики как средства музыкального воспитания. Соотношение музыки и движения в ритме. Основные источники движений для ритмики. Виды ритмики: музыкально-ритмические упражнения, танцы, хороводы, музыкальные игры. Возрастные возможности детей в музыкально-ритмической деятельности. Подбор репертуара по ритмике.

Развитие навыков выразительного движения (использование основных движений, построений, гимнастических упражнений, элементов танца, сюжетно-образного движения). Основные принципы усложнения заданий по формированию музыкально-ритмических и двигательных навыков у детей раннего и дошкольного возраста.

Методика обучения ритмике в каждой возрастной группе. Методы и приемы музыкально-ритмического развития детей. Поэтапность обучения музыкально-ритмическим движениям. Роль воспитателя на музыкальном занятии в каждой возрастной группе.

6

2

Тема 3.3.2. Пение

Воспитательное значение певческой деятельности. Характеристика певческой деятельности как способа формирования музыкальности ребенка. Виды певческой деятельности: пение для развития музыкального восприятия, исполнение песен, пение в музыкально-образовательной деятельности, песенное творчество. Требование к подбору репертуара. Возрастные особенности слуха и голоса дошкольников. Певческая установка. Вокальные и хоровые навыки: Звукообразование, дикция, чистота интонации, дыхание, ансамбль и слитное пение, строй.

Методы обучения пению в каждой возрастной группе. Разучивание песен на музыкальном занятии. Поэтапность разучивания песен.

6

2

Тема 3.3.3. Игра на детских музыкальных инструментах

Характеристика детских музыкальных инструментов, их классификация. Развитие музыкальных способностей в игре на детских музыкальных инструментах.

Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах в разных возрастных группах. Различные формы работы с детьми по овладению навыками игры на инструментах (индивидуальное музицирование, игра в ансамбле, оркестре). Роль музыкального руководителя и воспитателя на занятиях и вне их.

6

2

Тема 3.4. Детское музыкальное творчество

Роль творчества в становлении полноценной личности, развитии художественных способностей ребенка, его музыкальных потребностей, вкусов. Характеристика понятия «творчество». Различные точки зрения отечественных и зарубежных педагогов на проблему развития детского творчества.

      Развитие  музыкально-творческих  способностей  детей  в разных  видах музыкальной деятельности (восприятие музыки, певческая, музыкально-игровая, танцевальная деятельность, игра на детских музыкальных инструментах). Этапы развития детского творчества.

4

2

Тема 3.5. Музыкально-образовательная деятельность

Содержание музыкально-образовательной деятельности в детском саду. Роль знаний о музыке в развитии музыкальных способностей, основ музыкальной культуры дошкольников. Знания о музыке как средство формирования познавательных интересов детей. Процесс восприятия музыки, исполнительства, творчества как источник новых знаний и сведений о музыке. Методы и приемы формирования знаний о музыке в различных возрастных группах. Педагогические требование к наглядным пособиям, используемым в работе с дошкольниками.

6

2

Самостоятельная работа при изучении раздела 3.

20

Раздел 4. Формы организации детской музыкальной деятельности

Студент должен знать: источники, формы организации музыкальной деятельности дошкольников; виды музыкальных занятий; методику организации и принципы проведения музыкальных занятий, различных по содержанию и структуре; особенности руководства самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников; различные виды и формы проведения праздников и развлечений; особенности музыкального воспитания детей в семье.

Студент должен уметь: составлять конспекты музыкальных знаний, различных по содержанию и видам; использовать в процессе проведения музыкальных занятий наглядные пособия, атрибуты, технические средства обучения; руководить самостоятельной деятельностью детей; составлять сценарии различных видов развлечений и праздников; консультировать родителей по вопросам музыкального воспитания детей в семье.

10

Тема 4.1. Музыкальное занятие

Музыкальное занятие - основная форма обучения.

Виды музыкальных занятий: индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. Вариативность структуры типовых занятий как средство активизации музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Методика организации и принципы проведения музыкальных занятий, различных по структуре: традиционного, доминантного, тематического, музыкально-тематического, комплексного. Условия эффективности обучения детей на занятиях.

Подготовка музыкального руководителя к музыкальному занятию. Роль музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии. Использование на занятии методических пособий, атрибутов, технических средств обучения.

4

2

Тема 4.2. Музыка в повседневной жизни детского сада

Роль и место музыки в быту детского сада. Прямое и косвенное руководство со стороны воспитателя,   музыкального   руководителя,   родителей   вне   занятий   (игры,   развлечения, праздники, утренняя гимнастика, физкультура, прогулки, экскурсии, самостоятельная музыкальная деятельность).

 Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности, ее значение для развития  музыкальных способностей ребенка. Источники возникновения самостоятельной музыкальной деятельности, виды, организационные формы, содержание. Роль воспитателя и музыкального руководителя в организации самостоятельной музыкальной деятельности. Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в каждой возрастной группе, наличие пособий, атрибутов и их размещение.

 Значение музыки на занятиях по физической культуре. Целесообразность музыкального сопровождения для физических упражнений на утренней гимнастике.

2

2

Тема 4.3. Праздники и развлечения

Значение праздников в музыкально-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.  Различные формы проведения (утренники, концерт, тематическое, комплексное занятие, спектакль, экскурсия и т.д.). Подготовка к празднику, подбор репертуара, его разучивание. Костюмы и атрибуты. Роль ведущего на празднике, роль музыкального руководителя и воспитателя при подготовке и проведении. Праздники - источники сильных эмоциональных впечатлений, стимул успешного развития ребенка. Участие педагогического коллектива при подготовке и проведении праздников.

 Характеристика различных видов развлечений в детском саду, их место в повседневной жизни детского сада. Познавательные развлечения и их значение.

 Специфика развлечений, подготовленных и исполняемых взрослыми, взрослыми и детьми.

 Требования к организации развлечений. Предварительная подготовка к развлечениям:  музыкально-театрализованным играм, музыкальным спектаклям и пр. Формирование творческой активности детей при подготовке и приведении развлечений.

4

2

Самостоятельная работа при изучении раздела 4.

8

Раздел 5. Деятельность педагогического коллектива по музыкальному воспитанию детей

Студент должен знать: обязанности заведующего дошкольным образовательным  учреждением и старшего воспитателя; функции музыкального руководителя и воспитателя; формы планирования и учета работы по музыкальному воспитанию; ключевые положения современных программ музыкально-эстетического развития; принцип классификации современных программ; основные тенденции в программно-методическом обеспечении педагогического процесса по музыкальному воспитанию детей.

 Студент должен уметь: составлять и анализировать перспективный и календарный планы  работы по музыкальному воспитанию детей разных возрастных групп; анализировать музыкальные занятия, праздники, развлечения, оценивая функции деятельности педагогического коллектива в решении основных задач музыкального воспитания детей; анализировать авторские, вариативные и альтернативные концепции, программы по музыкально-эстетическому развитию детей и методические рекомендации к ним; оценивать достоинства и спорные позиции программ; прогнозировать возможные затруднения для педагогического коллектива при реализации программ.

10

Тема 5.1. Функции заведующего детским садом, старшего воспитателя, музыкального руководителя и воспитателя 

       Планирование, организация, контроль и координация учебно-воспитательного процесса  заведующим детским садом и старшим воспитателем. Личностные качества руководителей. Помощь музыкальному руководителю при планировании музыкальной работы с детьми, воспитателями, родителями в проведении диагностики развития музыкальных способностей, уровней сформированности основ музыкальной культуры детей. Перспективное и календарное планирование. Диагностика музыкальных способностей, уровней сформированности основ музыкальной культуры детей по каждой возрастной группе - основа планирования работы педагогического коллектива.

      Помощь в оснащении педагогического процесса необходимым оборудованием,  техническими средствами обучения, педагогической литературой и т.д.

 Функции деятельности, знания, умения, качества личности музыкального руководителя и воспитателя.

4

2

Тема 5.2. Методические издания и сборники музыкального репертуара

Характеристика различных методических изданий, сборников музыкального репертуара  для дошкольников. Критерии художественности и. доступности музыкального репертуара, предназначенного для различных видов музыкальной деятельности. Сборники, посвященные конкретной теме (традиционные праздники, времена года, развлечения и т.д.). Наследие композиторов-классиков для детей. Творчество современных композиторов для детей дошкольного возраста.

6

2

Самостоятельная работа при изучении раздела 5.

10

Учебная практика

1. Анализ материально-технической базы дошкольного учреждения.

2. Анализ содержания образовательной программы ДОУ.

3. Наблюдение и анализ типовых занятий в разных возрастных группах (младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст).

4. Наблюдение и анализ доминантного занятия в одной возрастной группе.

5. Наблюдение и анализ интегрированного занятия в одной возрастной группе.

6. Составление конспектов занятий в ДОУ.

7. Наблюдение и анализ проведения утренней гимнастики под музыку в одной возрастной группе.

8. Наблюдение и анализ развлечения в разных возрастных группах.

9. Наблюдение и анализ праздничного утренника.

36

Производственная практика

1. Анализ материально-технической базы дошкольного учреждения.

2. Анализ содержания образовательной программы ДОУ.

3. Наблюдение и анализ музыкальных занятий в разных возрастных группах.

4. Проведение музыкальных занятий в разных возрастных группах и самоанализ занятия.

5.Проведение утренней гимнастики под музыку в одной возрастной группе и самоанализ.

 6. Проведение развлечения в разных возрастных группах и самоанализ.

7. Проведение индивидуальной работы во II половине дня.

8. Проведение диагностики с одним из детей одной возрастной группы.

9. Подготовка отчетной документации по итогам производственной практики.

72

3. УСЛОВИЯ РЕЗАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета. Оборудование кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- основная учебная литература;

- основная нотная литература;

- фортепиано.

 Технические средства обучения: телевизор, DVD – плеер, магнитофон.

 Реализация программы  предполагает обязательную производственную практику.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Основные источники:

Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. - Воронеж, 1998.

Гончарова О.В., Богачинская Ю.С. Теория и методика музыкального воспитания. Учебник. – М.: издательство «Академия», 2014. – 256 с.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., 1981.

Ветлугина И.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.

Ветлугина Н.А., Дзержинская Й.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. - М., 1984.

Ветлугина Н.А., Кепеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1983.

Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. - М,: Владос. 2000.

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М., 1984.

Метлов Н.А. Музыка - детям. - М., 1985.

Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург.: издательство Детство-Пресс, 2005. – 384 с.

Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. - М., 1997.

Радынова О. П. Слушаем музыку. - М., 1990.

Радынова О.П., Груздова Й.В., Комиссарова Л.Н. Практикум по методике музыкального

воспитания дошкольников. - М., 1999.

Радынова    О.П.,    Катинене    А.И.,    Палавандишвили    М.Л.    Музыкальное    воспитание  дошкольников. - М., 1998.

Теплов Б.М. Психология индивидуальных особенностей. - М., 1985.

Теплов Б.М. Психология музыкальных особенностей. — М., 1985.

Шепеленко А.И. Формирование первоначальных знаний о музыке. - М., 1981.

Шоломович СМ., Рудченко И.Н., Зинич Р.Т. Методика музыкального воспитания в   детском саду. - Киев, 1985.

Дополнительные источники:

Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.— М., 1985.

Белобородова В. Музыкальное воспитание детей в семье // Дошкольное воспитание. — 1986. — №2. — С. 59.

Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства.— М., 1916.

Бондаренко А. К, ПозднякЛ.В., Шкатул-ла В.И. Заведующий дошкольным учреждением.— М., 1984.

Васильева А. И. и др. Старший воспитатель детского сада. М., 1990.

Вентцель К. Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. — М., 1919.

Ветлугина Н.А., Кенеман АВ. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М., 1981.

Дубровская Е. А. Руководство процессом музыкального воспитания в дошкольных учреждениях: Учебно-методическое пособие по курсу «Теория и методика музыкального воспитания детей».— М., 1988.— С. 5—24.

Лифиц И. Ритмика.— М., 1992.

Назайкинский Е.В. О психологии восприятия музыки. — М., 1972.

Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений.— М., 2000.

Осмоловская Л. Роль музыкального руководителя в эстетическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. — 1988.- №10.- С. 119.

Петрова В.    Музыкальные занятия // Дошкольное воспитание.— 1994.— №9.— С. 116.

Петрушин В.И. Развитие музыкального воспри
ятия // Музыкальная психология. — М., 1997.

Поздняк А.В. Заведующий в системе управления дошкольным учреждением // Дошкольное воспитание.— 1993.- №1.- С. 55.

Праслова Г. А. Музыкальное образование как фактор развития человека в творческом наследии В. Ф. Одоевского. — СПб. 1999.

Радынова О. П. Музыкальное воспитание детей: деятельность педагогического коллектива // Дошкольное воспитание.- 1994.- №11.- С. 50.

Радынова О. П. Методы и приемы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание.— 1994.— №6.

Русяйкина Т. О. совместной работе музыкального руководителя и воспитателя // Дошкольное воспитание.— 1980.- №1.- С. 89.

Толстой Л.Н. О воспитании // Педагогические сочинения. — М., 1953.

ЧичеринаН. Музыка в жизни младенца // Дошкольное воспитание.— 1990.— № 12.— С. 57-59.

Шацкая В.Н. Музыка в детском саду.— М., 1917, 1923, 1925.

3.3.  Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных образовательных учреждениях» является освоение учебной практики.

  1.  Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических  кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных образовательных учреждениях» и специальности «Музыкальное образование».

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Педагогический состав: реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподавательской деятельности. Наличие 1 или высшей квалификационной категории. Опыт деятельности в учреждениях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.

        

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Раздел (тема) междисципли-нарного курса

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля и оценки

Раздел 1. Задачи музыкального воспитания детей.

ПК 1.1. Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях, планировать их.

ПК 1.3. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей.

Формулирование студентом цели,  задач  и  структуры учебной дисциплины.

Изложение психолого-педагогических основ музыкального образования дошкольников.

Демонстрация возрастных особенностей музыкального восприятия дошкольников.

Обоснование приемов, способствующих проблемному характеру заданий по слушанию музыки.

Изложение видов певческой деятельности, требования к подбору репертуара.

Определение вокальных и хоровых навыков.

Демонстрация основных источников движений для ритмики, ее видов; изложение истории возникновения музыкальных инструментов.

Подбор или  изготовление наглядных пособий и атрибутов для проведения фрагментов музыкальных занятий по различным видам музыкальной деятельности.

Устная экспертная оценка сообщений студентов и их

презентаций, отчетов.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

Текущий контроль в форме:

- устный контроль

- контрольных работ по темам МДК.

Раздел 2. Методы и приемы музыкального воспитания.

ПК 1.2. Организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях.

ПК 1.3.

ПК 1.4. Анализировать музыкальные занятия и досуговые мероприятия.

Применение студентом различных методов, средств, форм организации деятельности детей на занятиях и досуговых мероприятиях.

Анализирование студентом проводимых  музыкальных занятий и досуговых мероприятий.

Применение различной методической и музыкальной литературы  и других источников информации, необходимых для подготовки к занятиям и разработки сценариев музыкальных мероприятий.

Экспертная оценка на практическом занятии.

Формализованное наблюдение за деятельностью студента при выполнении заданий на практических занятиях и оценка его вклада.

Раздел 3. Музыкальная деятельность детей.

ПК 1.1. – ПК 1.4.

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс музыкального образования дошкольников.

Демонстрация студентом  обязанностей педагогического коллектива ДОУ.

Изложение содержания современных программ музыкального образования детей дошкольного возраста.

Квалификационный экзамен по профессиональному модулю.

Формализованное наблюдение за деятельностью студента на практическом занятии.

Раздел 4. Формы организации детской музыкальной деятельности.

ПК 1.2.

ПК 1.4.

Демонстрация студентом источников, форм организации музыкальной деятельности дошкольников, видов музыкальных занятий.

Изложение методики организации и принципов проведения музыкальных занятий, различных по содержанию и структуре.

Выполнение различных видов и форм проведения праздников и развлечений.

Устная экспертная оценка на практическом занятии.

Формализованное наблюдение за организацией деятельности, за проведением музыкальных занятий и музыкального досуга.

Раздел 5. Деятельность педагогического коллектива по музыкальному воспитанию детей.

ПК 1.1 - 1.5.

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию. Принцип классификации современных программ;

Изложение основных тенденций в программно-методическом обеспечении педагогического процесса по музыкальному воспитанию детей.

Составление студентом перспективных и календарных планов  работы по музыкальному воспитанию детей разных возрастных групп. 

Квалификационный экзамен по профессиональному модулю.

Письменная аналитическая экспертная оценка музыкального занятия и

внеурочного музыкального мероприятия студента в ДОУ.

Раздел (тема) междисципли-нарного курса

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля и оценки

Раздел 1. Задачи музыкального воспитания детей.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

Участие во внеурочной деятельности, связанной с будущей профессией (посещение концертов вокальной музыки)

Формулирование студентом  задач  и  структуры учебной дисциплины;  специфику.

Формулирование цели,  задач  и  структуры учебной дисциплины.  

Изложение психолого-педагогических основ музыкального образования дошкольников.

Анкетирование, собеседование.

Наблюдение за процессами оценки и самооценки, видение путей самосовершенствования.

Устная экспертная оценка на практическом занятии.

Анализ самообразовательной деятельности, оценка и самооценка индивидуального прогресса.

Квалификацион-

ный экзамен по профессиональному модулю.

Экспертная оценка на практическом занятии.

Раздел 2. Методы и приемы музыкального воспитания.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

Выбор и применение студентом различных методов, средств, форм организации деятельности детей на занятиях и досуговых мероприятиях.

Анализ студентом эффективности и качество выбора методов решения профессиональных задач.

Всесторонний анализ профессиональных ситуаций, решение стандартных и нестандартных профессиональных задач.

Результативность поиска информации из различных источников.

Оптимальный выбор значимой информации на основе анализа.

Нахождение методических видео и нотных материалов в сети Интернет.

Использование современных ресурсов в профессиональном самосовершенствовании содержания.

Формализованное наблюдение за деятельностью студента   на занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике и оценка его вклада.

Анализ и самоанализ результатов педагогической практики.

Рефлексия педагогической деятельности.

Формализованное наблюдение за деятельностью студента   на занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике и оценка его вклада.

Устная экспертная оценка информационных умений.

Экспертная оценка на практическом занятии.

Экспертная оценка владения ИКТ.

Формализованноенаблюдение за организацией деятельности, за проведением уроков и внеклассных мероприятий.

Раздел 3. Музыкальная деятельность детей.

ОК 1. -  ОК 5.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

Взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения.

Наличие положительных отзывов от учителей и руководства школ.

Формализованное  наблюдение за организацией деятельности, анкетирование. Экспертная оценка уровня развития коммуникативных и организаторских умений.

Раздел 4. Формы организации детской музыкальной деятельности.

ОК 2. – ОК 4.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Формулирование студентом цели учебной дисциплины.

Принятие студентом на себя ответственности за организацию и контроль  музыкальной деятельности  детей, а также за качество образовательного процесса.

Устная экспертная оценка и самооценка организационных умений.

Экспертная оценка на практическом занятии.

Раздел 5. Деятельность педагогического коллектива по музыкальному воспитанию детей.

ОК 6.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

Постановка цели и задач профессионального развития.

Самостоятельность планирования процесса профессионального самосовершенствования и повышения квалификации.

Решение профессиональных задач в условиях обновления ее целей, содержания в учебных заведениях различного профиля и по различным программам, с использованием новых и традиционных технологий.

Создание оптимальных условий для обучения детей, предотвращающих травматизм и способствующих жизни и здоровья детей.

Анализ самообразовательной деятельности, оценка и самооценка индивидуального прогресса.

Экзамен по профессиональному модулю.

Экспертная оценка на практическом занятии.

Формализованное наблюдение за организацией деятельности.

Оценка результатов педагогической практики.

Формализованное

наблюдение  за проведением уроков и внеклассных мероприятий.

Отзыв руководителя по практике.

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90-100

5

отлично

80-89

4

хорошо

70-79

3

удовлетворительно

Менее 70

2

не удовлетворительно

Форма для определения результатов и содержания подготовки по профессиональному модулю

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля и оценки

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях, планировать их.

Изложение  цели,  задач  и  структуры учебной дисциплины;  специфики
содержания понятий «воспитание», «образование», «развитие» в контексте данной учебной
 дисциплины.

Экспертная оценка на практическом занятии.

Цели,  задачи музыкальных занятий  и  музыкального досуга в дошкольных образовательных учреждениях. Отражение содержания музыкального образования детей в соответствующих программах. Различные способы реализации содержания музыкального образования детей.

2

Организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях.

Анализировать музыкальные занятия и досуговые мероприятия.

Создание  сценариев и проведение музыкальных занятия и музыкальных досугов, участие в подготовке и проведении праздников и развлечений в ДОУ.

Умение анализировать музыкальные занятия и досуговые мероприятия

Экспертная оценка выполнения практического задания.

Виды музыкальных занятий: индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. Методика организации и принципы проведения музыкальных занятий, различных по структуре: традиционного, доминантного, тематического, музыкально-тематического, комплексного.

Роль музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии.

2

Вести документацию, обеспечивающую процесс музыкального образования дошкольников.

Составление перспективного и календарного планов  работы по музыкальному воспитанию детей разных возрастных групп.

Практический экзамен.

Ключевые положения современных программ музыкально-эстетического развития; принцип классификации современных программ; основные тенденции в программно-методическом обеспечении педагогического процесса по музыкальному воспитанию детей.

Анализировать авторские, вариативные и альтернативные концепции, программы по музыкально-эстетическому развитию детей и методические рекомендации к ним; оценивать достоинства и спорные позиции программ.

2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Демонстрация организации собственной деятельности, выбор типовых методов решения профессиональных задач, а также оценка их эффективности и качества.

Экспертная оценка на практическом занятии.

Знание источников, формы организации музыкальной деятельности дошкольников; виды музыкальных занятий; методику организации и принципы проведения музыкальных занятий, различных по содержанию и структуре; особенности руководства самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников; особенности музыкального воспитания детей в семье.

2

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Применение информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Экспертная оценка выполнения практического задания.

Использование на занятии методических пособий, атрибутов, технических средств обучения.

2

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

5.1.Методические материалы для музыкального руководителя

     Музыкальному руководителю следует учесть, что формирование знаний с помощью пособия на более высоком уровне требует использования комплекса учебно-методических материалов и средств. К ним относятся лекционные и другие аудиторные занятия, учебная и научная литература, сборники педагогических ситуаций и задач, информационные системы типа банков и баз данных, аудиовизуальные средства.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности музыкального руководителя:

в области учебно - воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой с учетом психолого-физиологических особенностей дошкольников;

- планирование и проведение музыкальных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

- использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения;

- использование технических средств обучения, информационных технологий;

- формирование  нравственных ориентаций на основе реализации индивидуального подхода;

в области научно-методической деятельности:

- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно – методических объединений;

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

в области организационно-управленческой деятельности:

-  организация контроля за результатами обучения и воспитания;

в области культурно-просветительской деятельности:

- формирование музыкально-эстетической культуры студентов.

Основными видами деятельности и методами работы по освоению тем курса выступают:

         - Слушание музыкальных произведений, в рамках которого реализуются такие методы как анализ и сравнение, дискуссия, беседа, интонационно-стилевой метод, метод слуховой наглядности и др. Активно используется метод создания проблемной ситуации с целью активизации музыкального внимания студентов.

- Исполнительская деятельность: вокально-хоровая работа, в ходе которой осуществляется анализ музыкальных произведений; практически разрабатывается план работы над песней; данная деятельность может включать  в себя музыкально-ритмическую деятельность и игру на музыкальных инструментах.

         - Исследовательская деятельность включает в себя работу над произведением; написание реферата на заданную тему.

- Художественно-конструктивная деятельность как способность моделировать урок музыки в соответствии с его темой, целью, задачами; конкретизировать художественно-педагогические задачи при освоении музыкального материала в рамках определенного вида учебно-музыкальной деятельности или в их интеграции.

- Художественно-организаторская деятельность, направленная на организацию коллективной, групповой и индивидуальной исполнительской деятельности студентов в ее различных формах: пение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмическая деятельность - хлопки, пластическое интонирование, мимическое выражение настроения и т.п.

5.2. Методические материалы для студентов

      При подготовке к занятиям студенту необходимо тщательно изучить содержание программы и теоретический материал, изложенный в лекции; изучить основные термины и понятия по теме.

      На практических занятиях студенты работают всей группой, основное внимание уделяется обсуждению теоретических вопросов и проблем, вынесенных на рассмотрение с опорой на рекомендуемую к изучению литературу, а также практическое освоение изученного материала. Практические занятия направлены преимущественно на развитие у студентов исполнительских умений и навыков в области музыкально-педагогической деятельности. На лабораторных занятия осуществляется преимущественно индивидуальный подход. С целью повышения образовательного уровня студентам также необходимо активизировать музыкально-исполнительскую, исследовательскую, художественно-коммуникативную деятельность. Реализовывать методы размышления о музыке, сопереживания, художественной интерпретации музыкального образа. В рамках художественно-конструктивной деятельности уметь планировать урок музыки в соответствии с его темой, целью, задачами; конкретизировать художественно-педагогические задачи. Студенты, желающие более глубоко изучить заинтересовавшую их тему, могут подготовить реферативную работу, используя для этого соответствующую литературу.

5.3. Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Раздел  1

  1. Каковы объект, предмет, цель и задачи теории и методики музыкального образования детей дошкольного возраста?
  2. Обоснуйте роль теории и методики музыкального образования дошкольников в подготовке специалистов дошкольного образования.
  3. Какова роль музыкального репертуара в раскрытии содержания музыкального образования?
  4. Обоснуйте значение музыкального образования в становлении личности ребенка в дошкольном возрасте.
  5. Охарактеризуйте музыкальные способности ребенка, составляющие ядро музыкальности.
  6. Какие критерии важны, на ваш взгляд, при выделении компонентов музыкальной культуры ребенка?

Раздел  2

  1. Охарактеризуйте методы и приемы музыкального образования детей. Определите их роль в педагогическом процессе организации общения ребенка с музыкой.
  2. Обоснуйте специфику методов музыкального образования детей дошкольного возраста. Раскройте единство их обучающей и воспитательной сторон.
  3. В чем проявляется связь методов с содержанием музыкального образования?
  4. Обоснуйте значение музыкально-дидактических игр в решении задач музыкального воспитания и развития детей.

Раздел  3

  1. Охарактеризуйте особенности видов музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
  2. В чем проявляется взаимосвязь музыкального восприятия и возрастных особенностей детей? Обоснуйте свой ответ.
  3. Приведите примеры творческих проявлений детей в различных видах музыкальной деятельности.
  4. Дайте характеристику пению, ритмике и инструментальному музицированию как формам приобщения ребенка к музыке.
  5. Каково значение музыкально-образовательной деятельности в формировании основ музыкальной культуры дошкольников?

Раздел  4

  1. Выделите общее и особенное в различных формах организации музыкальной деятельности детей.
  2. Охарактеризуйте виды музыкальных занятий. Какова роль комплексных музыкальных занятий в художественном развитии ребенка?
  3. Охарактеризуйте предметно-развивающую музыкальную среду дошкольного образовательного учреждения. Какова ее роль в формировании и развитии самостоятельной музыкальной деятельности ребенка?
  4. Соблюдение каких педагогических условий обеспечивает преемственность между дошкольным образовательным учреждением и семьей в организации музыкального образования дошкольников?

Раздел  5

  1. Перечислите и охарактеризуйте компоненты деятельности руководителей дошкольного образовательного учреждения (заведующего и старшего воспитателя) в решении задач музыкального образования детей.
  2. Выявите аспекты профессионального сотрудничества (в области музыкального образования детей) воспитателей и музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения.
  3. Проведите сравнительный анализ музыкального развития детей в содержании комплексных и парциальных программ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯТеоретические и методические основы деятельности классного руководителя   Рабоч...

Методические рекомендации студентам по предмету: "Теоретические и методические основы музыкального образования детей дошкольного возраста"

Методические рекомендации предназначены для изучения таких разделов дисциплины, как: Виды музыкальной деятельности дошкольников (музыкально-образовательная, творческая и исполнительская деятельность, ...

Проект учебного занятия в рамках реализации интегрированного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушением слуха) по дисциплине: Теоретические и методические основы музыкального образования детей в ДОУ .

Проект занятия предназначен для группы 2 курса специальности СПО 050130 "Музыкальное образование". Проект выполнен в рамках повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе: "О...

Графический тест по МДК 01.02. Теоретические и методические основы физического развития детей раннего и дошкольного возраста

Тест по темам "Цель и задачи физического воспитания", "Средства физического воспитания", "Особенности моторного разватия детей 3-7 лет"...

Методическая разработка. Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса для СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Методическая разработка "Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса"  адресована для преподавателей СПО, реализующих препо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (...

Методические рекомендации по МДК 02.01 Теоретические и методические основы музыкального образования детей в общеобразовательных организациях

Методические рекомендации составлены в соответствии с ФГОС СПО для студентов, обучающихся по специальности 53.02.01 Музыкальное образование, и предназначены для использования на занятиях и в процессе ...