РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
рабочая программа по теме

 

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

 

 

Рабочая программа профессионального модуляразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по специальности среднего профессионального образования 050146 «Преподавание в начальных классах»      

Организация-разработчик: ГОУ СО СПО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова»

 

Разработчики:

Трушина Е.Н. Почетный работник СПО, преподаватель.

Ковалева Т.Г.,  преподаватель.

Широкова Н.Н. преподаватель

Труфякова Н.В.  к.п.н.,   почетный работник СПО,  преподаватель.

Рекомендована Экспертной комиссией министерства  образования Саратовской области.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО      МОДУЛЯ

 

стр.

 

 

4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

8

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

 

12

4 условия реализации  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

22

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

 

26

 


1. паспорт ПРОГРАММЫ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

 

1.1. Область применения  программы

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 050146  «Преподавание в начальных классах» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Классное руководство в начальных классах общеобразовательной школы и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

 

1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты 

2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу

3. Проводить внеклассные мероприятия

4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий

5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями

6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания

7. Анализировать результаты работы с родителями

.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом

 

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в профессиональной подготовке, дополнительном профессиональном образовании, при повышении квалификации и переподготовке по направлению «Преподавание в начальных классах» при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

 

 

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;

- анализ планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;

- определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;

- планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;

- определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

- наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции

уметь:

- выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;

- формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

- планировать деятельность классного руководителя;

- оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;

- совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;

- использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;

- организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;

- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;

- создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

- помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;

- составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);

- вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими);

- организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

- изучить особенности семейного воспитания младших школьников;

- формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- анализировать процесс и результаты работы с родителями;

- использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;

- анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом)

знать:

 - теоретические и методические основы деятельности классного руководителя;

- методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления; особенности адаптации младшего школьника к условиям начального общего образования;

- возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;

- основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

- особенности процесса социализации младших школьников;

- условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формировании благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

- особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;

- теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий;

- содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения в начальной школе;

- педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы;

- основы делового общения;

- особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);

- задачи и содержание семейного воспитания;

- особенности современной семьи;

- содержание и формы работы с семьей;

- способы диагностики результатов воспитания;

- методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации;

- логику анализа деятельности классного руководителя

1.3. Количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:

всего – 230 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 140 часов,

включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 93 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 47 часов;

учебной и производственной практики – 90 часов.


2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Классное руководство», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1.

Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты

ПК 3.2.

Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу

ПК 3.3.

Проводить внеклассные мероприятия

ПК 3.4.

Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий

ПК 3.5.

Определять цели и задачи, планировать работу с родителями

ПК 3.6.

Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания

ПК 3.7.

Анализировать результаты работы с родителями

ПК 3.8.

Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом

ОК  1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК  2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК  3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК  4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК  5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК  6.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

ОК  7.

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

ОК  8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК  9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий

ОК  10.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни  и здоровья детей

ОК  11.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм её регулирующих

ОК  12.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

 


РАЗДЕЛ 3: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

 

Всего,

часов

в т.ч. практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 3.1. – 3.8.

 

Раздел 1.  Овладение теоретическими и методическими основами деятельности классного руководителя начальных классов общеобразовательной школы

158

93

13

 

47

 

18

 

 

Производственная практика (по профилю специальности), часов

 

72

 

 

72

 

Всего:

230

93

13

 

47

 

18

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю

 

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Овладение теоретическими и методическими основами деятельности классного руководителя начальных классов общеобразовательной школы

 

230

 

МДК 03.01.  Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

 

230

Тема 3.1. Классный руководитель в  воспитательной системе школы

Содержание

6

1

Роль классного руководителя в системе воспитания школьника. Содействие индивидуально-личностному становлению школьника.

1

2

Принципы деятельности классного руководителя.

3

Классный руководитель в истории отечественного образования.

4

Нормативно-правовые аспекты классного руководства: должностные обязанности классного руководителя; его права.

Тема 3.2. Функции классного руководителя и основные направления деятельности

Содержание

4

 

1

Функции классного руководителя: организаторская, воспитательная, коммуникативная, координационная, коррекционная, экологическая, административная

2

2

Направления в системе работы классного руководителя.

3

Профессиональная характеристика классного руководителя: способности и умения классного руководителя; права и обязанности, регламент работы.

Тема 3.3.:  Организация воспитательной работы классного руководителя

 

 

 

Содержание

10

 

 

1

Формы работы классного руководителя с учащимися: индивидуальные, групповые коллективные формы.

2

Критерии эффективности работы классного руководителя.

2

3

Классный руководитель в воспитательной системе школы. Особенности работы с детьми разного возраста.

4

Организация процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

Тема 3.4.: Формы воспитательной  работы классного руководителя

Содержание

6

 

1

Понятие «форма воспитательной работы». Классификация форм воспитательной работы

1

 

 

 

 

2

Проблема выбора форм. Формы коллективной творческой деятельности.

3

Деятельность классного руководителя по формированию школьного коллектива: стадии развития детского коллектива; возрастные особенности ученического коллектива;

особенности влияния коллектива на личность и личности на коллектив в начальной школе.

4

Развитие ученического самоуправления в коллективе класса. Функции ученического самоуправления; условия успешного развития самоуправления. Классное ученическое собрание. Выбор актива.

Тема 3.5.: Планирование работы классного руководителя

Содержание

4

 

1

Общая характеристика планирования воспитательной работы. Содержание, форма и структура плана воспитательной работы.

2

2

Приоритетные направления воспитательной работы с: младшими школьниками; с подростками, со старшеклассниками.

3

Взаимодействие классного руководителя:

 с учителями-предметниками; с педагогом-психологом; с педагогом дополнительного образования; с педагогом-организатором; с социальным педагогом; с библиотекарем; медицинским работником

Практическое занятие:

1

 

1

Разработка плана первоначального периода работы классного руководителя с классом.

Тема 3.6.: Деятельность классного руководителя по организации общения школьников

Содержание

6

1

Деятельность классного руководителя по преодолению конфликтов в детском коллективе: особенности возникновения конфликтов в школьной среде, поведение педагога в конфликтной ситуации, деятельность классного руководителя по предупреждению и разрешению конфликтов в классе.

2

2

Разнообразные формы организации общения в детской среде. Организация игровых тренингов общения с младшими школьниками.

3

Развитие коммуникативной компетентности учащихся. Понятие и структура коммуникативной компетентности учащихся. Технологии развития коммуникативной компетентности в начальной школе.

Практическое занятие:

 

 

1

Подбор игр для организации знакомства детей друг с другом, самораскрытия.

2

 

 

 

Тема 3.7.: Деятельность классного руководителя по социализации школьников

Содержание

6

1

Процесс социализации  учащихся школы. Особенности социализации младших школьников.

2

 

2

Эффективные способы формирования социально-психологических качеств у учащихся начальной школы.

3

Воспитание дисциплинированности у младших школьников. Методы воспитания сознательной дисциплины и дисциплинированности учащихся. Учет возрастных и индивидуальных особенностей при воспитании сознательной дисциплины.

Воспитание навыков и привычек культурного поведения.

4

Воспитательная работа по формированию толерантности.

Практическое занятие:

1

 

1

Разработка игр и упражнений для  учащихся начальных классов с целью построения доверительных отношений, готовности к принятию    личностных особенностей другого человека.

Тема 3.8.: Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися

Содержание

2

1

Классификация типологий индивидуальностей учащихся. Основные направления индивидуальной работы классного руководителя с учащимися.

3

2

Составление индивидуальных характеристик воспитанников, оформление карты увлечений и интересов.

3

Планирование работы по индивидуальному воспитанию младших школьников.

Практическое занятие:

1

 

1

Подбор методовпедагогической защиты, помощи и поддержки младшего школьника

Тема 3.9.: Организация воспитательной работы по основным направлениям 

Содержание

4

1

Формирование мировоззрения младших школьников.

2

2

Гражданско-патриотическое воспитание.

3

Интеллектуальное развития и воспитание.

4

Нравственное воспитание младших школьников.

5

Физическое воспитание.

6

Трудовое воспитание.

7

Экологическое воспитание.

8

Экономическое воспитание

Тема 3.10.: Методические основы планирования  и проведения классного часа

Содержание

6

 

1

Классный час – одна из важнейших форм воспитательной работы с учащимися.

Тематика классных часов в начальной школе.

2

2

Основные компоненты классного часа и технологии его организации.

3

Форма проведения классного часа: классное собрание, час-общение, ролевая игра, устный журнал, социально-культурный проект, классные часы в форме телевизионных  передач и др.

4

Организация и проведение тематического классного часа.

5

Организация и проведение информационного классного часа.

6

Классные часы по развитию интеллектуальных умений учащихся.

7

Классные часы по формированию здорового образа жизни.

8

Классные часы экологической направленности.

9

Методические советы по организации и проведению классного часа.

Практическое занятие:

2

 

1

Разработка плана проведения диспута, классного часа, КВН или др. форм внеклассных мероприятий  в начальной школе

Тема 3.11.: Взаимодействие классного руководителя и родителей

Содержание

4

1

Условия и средства успешного семейного воспитания.

2

2

Основные формы работы школы с родителями учеников. Изучение семьи школьников.

3

Взаимодействие семьи и школы в воспитании интереса к учению. Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями

Тема 3.12.: Формы работы с родителями

Содержание

6

 

1

Традиционные формы работы: родительские собрания, общеклассные и общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, посещения на дому.

2

2

Активные Формы работы с родителями: творческая лаборатория, педагогическая мастерская, тренинги.

3

Организация и проведение родительских собраний. Планирование родительских собраний. Формы и виды родительских собраний. Подготовка к родительскому собранию. Этапы родительского собрания: вступительная часть, основная, заключительная.

Практическое занятие:

3

 

 

 

1

Разработка перспективного плана (тематику) родительского всеобуча для 1, 2 или 3 класса начальной школы (по выбору учащихся);

2

Разработка сценария родительского собрания на заданную тему (из предложенных по выбору студента).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.13.: Воспитательная работа с проблемными семьями и детьми

 

 

 

 

 

Содержание

6

 

1

Причины, порождающие «трудных» детей. Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями.

 

2

2

Педагогически запущенные дети. Классификация типов запущенности.

Выявление педагогически запущенных детей. Диагностическая карта  «трудного ребенка».

 

3

Учет возрастных особенностей при работе с «трудными» детьми.

 

4

Технология работы классного руководителя с неблагополучными семьями и детьми.

 

5

Планирование мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями.

 

Практическое занятие:

2

 

1

Составление плана работы с родителями (лицами, их заменяющими) неблагополучных семей;

2

Разработка вопросов для беседы с проблемными родителями (лицами, их заменяющими);

Тема 3.14: Изучение результатов эффективности деятельности классного руководителя

Содержание

8

1

Классный руководитель как администратор. Режим работы классного руководителя. Документация и отчетность классного руководителя.

 

2

2

Мониторинг воспитательной деятельности. Дневник наблюдений классного руководителя.

3

Диагностика сложившихся отношений между участниками педагогического процесса. Изучение эффективности педагогических средств.

4

Работа классного руководителя по изучению учащихся. Диагностика воспитанности личности: младшие школьники, подростки, старшеклассники. Методики изучения личности в начальной школе. 

5

Методы изучения классного коллектива: диагностические методы, экспериментальные, формирующие.

6

Методики изучения коллектива младших школьников.

Практическое занятие:

1

 

1

Разработка формы отчета классного руководителя о проделанной работе за учебный год.

Тема 3.15.: Диагностика уровня развития младших школьников при переходе в среднее звено

Содержание

2

1

Изучение памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне

Методики для оценки степени произвольности

2

2

Комплекс методик для определения готовности к обучению в среднем звене, апробированный Л.Ф. Тихомировой и А.В. Басовым

 

3

Комплекс методик для оценки некоторых аспектов нравственного развития младших школьников: опросник «Мой класс», тест незаконченных предложений «Мой класс и мой учитель».

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.

47

 

 

 

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Составление реферата «Институт классных наставников в истории российского образования».

Разработка тематики родительских собраний для одного из классов начальной школы (по выбору учащихся).

Проектирование различных форм работы с родителями: педагогический всеобуч, педагогические чтения, педагогические конференции, диспуты, дискуссии, индивидуальные и групповые консультации, обследование условий семейного воспитания, психологические тренинги.

Разработка системы мониторинга для оценивания эффективности работы классного руководителя по основным направлениям деятельности.

Подготовка рефератов: «Особенности педагогического руководство учебным коллективом в начальной школе»; «Семья как субъект педагогического взаимодействия»; «Теоретические основы педагогики ненасилия»; «Семейное воспитание: проблемы и тенденции».

Подготовка докладов: «Личность педагога: профессионализм, педагогическая этика и мастерство в трудах Л. Толстого, А. Сухомлинского, Я. Корчака, А. Макаренко и др.» «Использование элементов народной педагогики в воспитании младших школьников».

Составление типологии трудных семей и определение педагогических задач по работе классного руководителя с каждой из таких семей. Составление диагностической карты «трудного ребенка».

Составление плана по организации работы с педагогически запущенными детьми на полугодие.

Разработка и представление дизайна помещения для проведения родительского собрания или конференции (эскиз и описание).

 

Практика

90

 

Учебная практика

Виды работ

Знакомство и анализ  документации классного руководителя и правила её ведения.

Изучение системы планирования классным руководителем воспитательной работы со школьниками с последующим отчетом.

Наблюдение и анализ классных часов и внеклассных мероприятий с целью знакомства с типологией, классификацией, методикой и технологией их проведения.

Наблюдение и анализ работы с родителями школьников.

Участие в планировании и проведении трудовых, спортивно-оздоровительных дел в классе.

Помощь учителю в организации и проведении праздников и развлечений, других досуговых мероприятий в классе.

 

 

Производственная практика

Виды работ

Самостоятельное проведение, анализ и самоанализ различных форм работы с родителями: консультирование, родительское собрание, конференция.

Самостоятельное проведение, анализ, самоанализ пробных воспитательных мероприятий по разным направлениям воспитания младших школьников.

Определение уровня (стадии) развития ученического коллектива и изучение деятельности классного руководителя по его формированию.

 

 

Всего

223

 

      

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


4. условия реализации  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя»

 

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета «Педагогика».

Оборудование учебного кабинета:

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; УДМК: программы, календарно-тематические планы, поурочные планы, лекционный материал, задания для самостоятельной работы обучающихся, задания для практических занятий, требования к написанию докладов, рефератов, сообщений, рекомендации к составлению и оформлению презентаций, раздаточный материал.

Таблицы: «Классификация форм воспитательной работы»; «Виды планирования классного руководителя»;  «Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения»; «Дисциплина и дисциплинированность»; «Тематика классных часов в начальной школе»; «Диагностическая карта  «трудного ребенка»; «Циклограмма для классного руководителя».

Схемы: «Функции классного руководителя»; «Принципы деятельности классного руководителя»;  «Регламент работы классного руководителя»; «Формы работы классного руководителя»;  «Стадии развития детского коллектива»; «Режима школьной жизни первоклассников»; «Классное ученическое собрание»; «Формы работы школы с родителями учеников»; «Этапы родительского собрания».

Тестовые опросы по темам учебного курса.

 

Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику.

 

4.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Бордовская Н.В.

        Педагогика: учебное пособие /Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2006,  Гриф Минобр.

Буслаева Е.М.

      Теория обучения. Конспект лекций /Е.М. Буслаева, Л.В. Елисеева, А.С. Зубкова, С.А.  Петунин, М.В.    Фролова, Е.В. Шарохина, - М.: Эксмо, 2008, Гриф Минобр.

Вавилова Л.Н., Панина Т.С.

      Современные способы активизации обучения. – М., 2006

Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. – 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006,  Гриф Минобр.

Загвязинский В.И

       Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Академия, 2006, Гриф Минобр.

Педагогика:

       учеб. / Л.П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008, Гриф Минобр.

 

Дополнительные источники:

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.

       Духовно-нравственное воспитание российских школьников // Педагогика. – 2009. – №4.

Демакова И.Д.

       Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. – СПб. КАРО, 2007

Дереклеева Н.И.

       Классный руководитель: основные направления деятельности. – М.: Верум, 2006

Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю.

       Справочник классного руководителя 5-6, 7-9 классы. – М.: ВАКО,2007

Дик Н.Ф.

       Современный справочник классного руководителя в вопросах и ответах. – Ростов: Феникс, 2007

Журнал классного руководителя / сост. Л.В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2007

Куприянов Б.В.

       Программа мониторинга деятельности классного руководителя // Классный руководитель – 2007.- №8.

Нечаев М.Н.

       Содержание и технология управленческой деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе: Метод. Пособие для руководителей образовательных учреждений. – М.: 5 за знания, 2007

Степанов Е.Н.

       Дифференцированный подход к оплате труда классного руководителя. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2009

 

Периодические издания:

«Классный руководитель»

«Начальная школа»

«Педагогика»

«Воспитание школьника»

 

Электронно-программные средства

Бодина Е., Ащеулова К. Педагогические ситуации: Пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ. – М.: Школьная Пресса, 2000  (Библиотека журнала «Воспитание школьников». Вып. 11) // Учебный портал ГОУ ВПО «ИГПУ», кафедра педагогики.

Инновации в образовании: понятие, сущность, характеристика и классификация. http://www.tspu.ru/students/l/innovacl.htm

Сайт отдела сопровождения и развития образовательных программ http://umu.spbu/ru/, информационные бюллетени УМУ СПбГУ (см. сайт http://edc.pu.ru)

Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ  ДО, 2007. (http//www.eidos.ru/shop/books/innovatika/htm).

 

 

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

 

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя»и специальности «Преподавание в начальных классах».

 

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а так же общепрофессиональных дисциплин.

 

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

 

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты

Наблюдение, диагностика  и их соответствие поставленным целям и задачам.

 

Экспертная оценка результатов наблюдения и диагностики в ходе выполнения практического задания.

Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу

План и его соответствие нормативным документам и современным тенденциям в образовании

 

экспертная оценка плана  на практическом занятии, дифференцированном зачете, экзамене

Проводить внеклассные мероприятия

Технология проведения внеурочных мероприятий и её соответствие существующим требованиям и особенностям учащихся младшей школы.

- экспертная оценка деятельности обучающихся на практике;

 

Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий

Анализ внеклассных мероприятий, составленный в соответствии с требованиями.

 

- экспертная оценка анализа в ходе практических занятий и  практики;

Определять цели и задачи, планировать работу с родителями

План и его соответствие нормативным документам и современным тенденциям в образовании

 

экспертная оценка плана  на практическом занятии, дифференцированном зачете, экзамене

Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания

Последовательность осуществления работы с родителями в соответствии с действующей методикой.

 

- формализованное наблюдение за деятельностью обучающихся на практике.

Анализировать результаты работы с родителями

Анализ работы с родителями, составленный в соответствии с существующими требованиями.

 

- экспертная оценка анализа в ходе практических занятий и  практики;

Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом

- координация деятельности классного руководителя с другими сотрудниками школы в соответствии с нормативными документами;

 

- экспертная оценка видов и форм сотрудничества членов образовательного учреждения;

 

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

 

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и

методы

контроля

и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Суммирующее оценивание всех показателей деятельности студента за период обучения

Наблюдение, мониторинг, оценка содержания портфолио студента

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Выбор метода и способа решения профессиональных задач с согласно заданной ситуации.

Оценка эффективности и качества выполнения согласно заданной ситуации

 

 

 

 

Интерпретация  результатов наблюдений за

деятельность обучающегося в

процессе освоение профессионального модуля и

образовательной программы

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных

ситуациях.

Решение стандартных и

нестандартных профессиональных задач в

соответствии с поставленной

задачей

Экспертная оценка анализа педагогической деятельности, конкретных педагогических ситуаций в период педагогической (учебной и производственной) практики, на практических занятиях

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Информация, подобранная из разных источников в соответствии с заданной ситуацией

 

Экспертная оценка в процессе защиты рефератов, докладов, выступлений, использование электронных источников

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

Моделирование профессиональной деятельности с помощью прикладных программ продуктов в соответствии с заданной ситуацией

Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

Демонстрация собственной деятельности в условиях коллективной и командной работы в соответствии с заданной ситуацией

Наблюдение за ролью обучающегося в группе;

портфолио

Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Демонстрация собственной работы в роли организатора  деятельности воспитанников.

 

Интерпретация  результатов наблюдений за

деятельность обучающегося в

процессе освоение профессионального модуля и

образовательной программы.

Экспертная оценка выполнения практического задания (решение ситуативной задачи, разработка проекта) на практическом занятии

и / или экзамене (зачете)

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Оценка собственного продвижения, личностного развития

Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты творческих и проектных работ

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Анализ инноваций в области профессиональной деятельности.

Интерпретация  результатов наблюдений за

деятельность обучающегося в

процессе освоение профессионального модуля и

образовательной программы.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

Способность осуществлять

профилактику травматизма.

Готовность обеспечить охрану жизни и здоровья детей.

Интерпретация  результатов наблюдений за

деятельность обучающегося в

процессе освоение профессионального модуля и

образовательной программы.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих

Содержание профессиональной деятельности в области

дошкольного образования.

 

 

Экспертная оценка соответствия профессиональной деятельности

действующим требованиям и

стандартам по

соблюдению правовых норм, ее

 регулирующих.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Способность осуществлять

воинскую обязанность

Экспертная оценка соответствия профессиональной деятельности

действующим требованиям и

стандартам по

соблюдению правовых норм, ее

 регулирующих

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование видеоматериалов на уроках МДК Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

В работе раскрывается эффективность применения видеоматериалов на теоретических и практических занятиях МДК Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/

заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....

Календарно-тематический план ПМ.03 МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционнно-развивающего образования

Календарно-тематический планпрофессионального модуля        ПМ.03 МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных кл...

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКЗАМЕНА ПО МДК 03 01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционно-развивающего образования Для обучающихся по специа

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКЗАМЕНА ПО МДК 03 01Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционно...

МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

Представлены все ПК, которыми овладела и продолжаю овладевать во время обучения....

Методическо руководство к практическим занятиям по МДК.03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

Методическое руководство предназначено для организации учебного процесса по изучению междисциплинарного курса 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя по ПМ.03 Кла...