Учебно-планирующая документация по предмету "Православная культура"
календарно-тематическое планирование

Панченкова Ирина Ивановна

Программа  разработана на основе методических рекомендаций по организации преподавания предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области и в соответствии с учебным планом.

Организация-разработчик: ОГАПОУ «БСК»

Разработчик: Панченкова Ирина Ивановна, преподаватель высшей категории ОГАПОУ «БСК»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Преподаватель:   Панченкова Ирина Ивановна

   

 

Дисциплина:     Основы православной культуры        

Профессия:

19727 Штукатур

ИНСТРУКЦИЯ

по составлению календарно-тематического плана

     Календарно-тематический план преподавателя является обязательным документом, позволяющим организовывать учебный процесс по дисциплине/ПМ и раскрывающий последовательность изучения разделов и тем программ, устанавливающий распределение учебных часов по разделам и темам дисциплины/ПМ как из расчета максимальной учебной нагрузки студентов, так и аудиторных занятий. Хорошо продуманный и качественно составленный календарно-тематический план помогает заблаговременно подготовить к занятиям необходимые наглядные пособия, правильно спланировать проведение лабораторных работ и практических занятий.

    При составлении календарно-тематического плана необходимо учесть

следующее:

Календарно-тематический план по дисциплине/ПМ составляется в соответствии с рабочим учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины/ПМ.

На титульном листе календарно-тематического плана проставляется количество часов, предусмотренное рабочим учебным планом, рабочей программой по дисциплине (теоретические занятия, лабораторные работы, практические занятия).

В «Наименование разделов и тем» последовательно отражается весь материал программы, распределяемый по разделам, темам (графа 2).

Основные темы выделяются с разбивкой на двухчасовые занятия, если на изучение темы отводиться четыре и более часов (графа 3).

В графе 4 «Вид занятий» указываются виды учебных занятий, которые предусмотрены Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования: урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторные работы, контрольная работа, консультация, курсовое проектирование, выполнение выпускной квалификационной работы (дипломного проекта, дипломной работы).

В графе 5 «Учебно-методическое и материальное обеспечение занятий» перечисляются дидактические материалы, учебные и наглядные пособия по теме, технические средства обучения, специальное оборудование.

В графе 6,7 «Внеаудиторная самостоятельная работа студентов»* указываются виды внеаудиторной работы (решение задач, выполнение расчетно-графических работ, отчетные работы).

    Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу должен соответствовать рабочему учебному плану и рабочей программой учебной дисциплины.

* домашнее задание так же отражается в графах 6 и 7 с учетом максимальной нагрузки студентов

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

                    УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

                                                             ____________________         

        

                                                                      «       » _________________20    г.

                                                                     

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Преподаватель: Панченкова Ирина Ивановна

 

Дисциплина:  Основы православной культуры

Профессия:

 19727 Штукатур

   

составлен в соответствии с рабочей программой, утвержденной________

____________________в__2014 году___________________________________

Распределение часов по дисциплине на все виды обучения

Курс

Макс.

кол-во

часов

Общее

кол-во

часов

Из них

Самостоя-тельная

работа

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Лаборатор-ные работы

Контроль-ные

работы

Курсо-вые работы

1 сем

2 сем

1 сем

2 сем

1 сем

2 сем

1 сем

2 сем

1 сем

2 сем

1 сем

2 сем

I

34

34

34

II

III

IV

Всего

34

34

34

Форма и порядок промежуточной аттестации студентов за семестр в соответствии с рабочим учебным планом:

Курс

Семестр

1 сем

2 сем

I

II

Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии

общеобразовательных дисциплин

Протокол № ______________ от «       » _________________20    г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии_______________________

________________________________________________________________

Дисциплина изучается в группах

2017- 2018    уч.г.          11- о

Перечень тематических консультаций

п/п

Содержание

Кол-во

часов

Примечание

1

2

3

4

Выполнение программного материала

п/п

Содержание

Ф.И.О.

должность проверяющего

1

2

3

занятия

Наименование разделов, тем по программе, тем отдельных

занятий

Кол-во

часов

Вид

занятия

Учебно-методическое, материальное обеспечение занятий

Внеаудиторная самостоятельная

работа студентов

Примечание

вид задания

кол-во часов

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Понятие святости в русской православной культуре.

1

Урок изучения новых знаний и способов деятельности

ПК, проектор

2-3

Древнерусская  литература об установлении духовных устоев на Руси.

2

Урок изучения новых знаний и способов деятельности

ПК, проектор

стр. 13-21

4-5

Русская литература об установлении духовных устоев на Руси.

2

Урок изучения новых знаний и способов деятельности

ПК, проектор

стр. 36 – 44

6

Православные праздники

1

Комбинированный урок

ПК, проектор

стр. 45-52

7-8

Житие святых как нравственный образец. Русские  святые

2

Комбинированный урок

ПК, проектор

стр. 53-77

9

Символический мир. Чудотворность

1

Урок изучения новых знаний и способов деятельности

ПК, проектор

стр. 82-94

10-11

История появления иконописи

2

Урок изучения новых знаний и способов деятельности

ПК, проектор

12

Русские иконописцы (Феофан Грек, Андрей Рублев)

1

Комбинированный урок

ПК, проектор

13

Иконография образа Пресвятой Богородицы

1

Урок изучения новых знаний и способов деятельности

ПК, проектор

стр. 103-114

14-15

Иконы Пресвятой Богородицы на Руси

2

Комбинированный урок

ПК, проектор

 

16

Чудотворная Владимирская икона Богоматери

1

Комбинированный урок

ПК, проектор

17-18

Казанская и Донская чудотворные иконы Пресвятой Богородицы

2

Комбинированный урок

ПК, проектор

19

Чудотворные иконы Новгородской Божией Матери, Державная икона Божией Матери.

1

Комбинированный урок

ПК, проектор

20

Чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение»

1

Комбинированный урок

ПК, проектор

21-22

Основные типы изображений Иисуса Христа

2

Урок изучения новых знаний и способов деятельности

ПК, проектор

стр. 95-102

23

Источник православного искусства

1

Урок изучения новых знаний и способов деятельности

ПК, проектор

24

Монументальная живопись в православном храме

1

Урок изучения новых знаний и способов деятельности

ПК, проектор

25

Символы православного искусства

1

Комбинированный урок

ПК, проектор

26-27

Основные законы духовной жизни человека (цель христианской жизни)

2

Комбинированный урок

ПК, проектор

28

Роль православных таинств

1

Комбинированный урок

ПК, проектор

29

Духовные ценности русской культуры, русского православия

1

Урок изучения новых знаний и способов деятельности

ПК, проектор

30

Русское православие и его духовно - историческая миссия.

1

Урок изучения новых знаний и способов деятельности

ПК, проектор

31-32

Православные святыни Белгородчины

2

Комбинированный урок

ПК, проектор

33

Древнее культовое зодчество на Руси.  Внутреннее устройство храма.

1

Урок изучения новых знаний и способов деятельности

ПК, проектор

34

Итоговый урок

1

Повторительно-обобщающий урок

ПК, проектор



Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Контрольно-измерительный материал

для проведения дифференцированного зачета

в рамках  программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих

для профессии:

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

08.01.07 Мастер общестроительных работ

08.01.08 Мастер отделочных строительных работ

08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования

15.01.20 Слесарь по КИП и А

УД.1  «Православная культура»

г. Белгород, 2017г.

Комплект контрольно-измерительных материалов по дисциплине  «Православная культура» разработан   на основе рабочей программы по указанной дисциплине  для профессии по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)), 08.01.07 Мастер общестроительных работ, 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ, 08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования, 15.01.20 Слесарь по КИП и А.

Организация-разработчик: Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Белгородский строительный колледж»

Разработчики: Пойменова Елена Петровна, преподаватель высшей категории ОГАПОУ «БСК»

Панченкова Ирина Ивановна, высшей категории ОГАПОУ «БСК»

Рекомендовано методическим советом ОГАПОУ «БСК»

Протокол № ___ от_______________ 20__ г.

Заместитель директора по учебно-методической работе

____________________

Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии

Протокол № ___ от_______________ 20__ г.

Председатель предметно-цикловой комиссии ______________________

СОДЕРЖАНИЕ

  1. 1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОМУ ЗАЧЕТУ.  

3. ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

I. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов.

1. 1. Область применения комплекта   контрольно-измерительных материалов «Православная культура».

Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для оценки результатов освоения общепрофессиональной дисциплины «Православная культура»

1.2. Цели и задачи изучения дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

освоение обучающимися знаний по актуальным проблемам православного вероучения:

 - истории Православия;

  - влияние Русского Православия на все сферы человека и жизни   общества; - формирование устойчивой нравственной позиции учащихся;

 - воспитание духовной зрелости обучающихся для правильного понимания ими жизни современного общества;

  - готовность молодых людей к построению дружеских, семейных и других взаимоотношений, на основе сформированных при изучении курса «Православная культура» нравственных позиций.

Задачи, решаемые в ходе изучения учебной дисциплины «Православная культура»:

- преподавание учащимся культурологических знаний, формирующих целостную картину мира на основе православных мировоззренческих ценностей;

 - содействие воспитанию обучающихся в духе благочестия, основанных на осознании абсолютных ценностей бытия, необходимости их осуществления в личной жизни;

 - передача обучающимся знаний в области православной культуры, традиций, как средство духовно – нравственного и эстетического развития личности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

- работать с литературой по изучаемым темам, с информационным материалом;

- анализировать процессы и явления, происходящие в деловой жизни мира, страны, области, города;

- применять в жизни полученные знания;

- оценивать свои дела и поступки близких и знакомых с позиции основных законов духовной жизни человека.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

- понятия «святое», «святость», «Святая Русь»;

- понятие «духовные устои»;

- нравственные и духовные устои семьи;

- понятия «святой», «святые люди»;

- о символизме и понимании русской иконы;

- основные законы духовной жизни человека;

- перечень обрядов и таинств, и условия их соблюдения;

- духовные ценности православия;

- православные святыни Белгородчины.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ.

   Изучение общепрофессиональной дисциплины «Православная культура» завершается промежуточной аттестацией, которая проводится в форме дифференцированного зачета.

    К сдаче устного зачета допускаются обучающиеся, имеющие положительную текущую аттестацию по изучаемым разделам дисциплины, выполнившие и защитившие задания самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине.

    Результаты зачета фиксируются в зачетной ведомости, переносится в     журнал и выставляется в зачетную книжку обучающегося.

           Время выполнения заданий зачета – 45 мин 

 Зачет проводится в форме устного опроса.

3. ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ

Перечень теоретических вопросов к устному зачету:

  1. Понятие русской святости и его внешние проявления.
  2. Понятие русской святости и его внутренние проявления.
  3. Старчество как уникальная черта русской святости.
  4. Древнерусская литература об установлении духовных устоев на Руси.
  5. Первые русские книги поучительного жанра и их роль в установлении духовных устоев русского государства.
  6. Домострой и его роль в установления нравственных устоев жизни Русского государства.
  7. Основные правила устроения счастливой семьи согласно Домостроя.
  8. Православное начало поэзии А.С. Пушкина (на примере 2-3 стихотворений).
  9. Библейские заповеди и христианское учение в творчестве Ф.М. Достоевского (на примере «братьев Карамазовых» и «Преступления и наказания»).
  10. Православные праздники: категории праздников.
  11. Двунадесятые и главные православные праздники.
  12. Пасха — Праздник праздников в православном календаре.
  13.  Что такое Масленица?
  14. Что такое Радоница?
  15. День Ангела как главный личный праздник православного человека.
  16. Сонм русских святых - святые благоверные князья.
  17. Сонм русских святых — святые страстотерпцы.
  18. Сонм русских святых — юродивые Христа ради.
  19. Сонм русских святых — преподобные святые.
  20. Сонм русских святых — новомученики и исповедники Российские.
  21. Сонм русских святых — праведные святые.
  22. Сонм христианских святых — святители, почитаемые в православии.
  23. Сонм христианских святых — равноапостольные.
  24. Сонм христианских святых — мученики, почитаемые в православии.
  25. Роль цвета в символики русской иконы.
  26. Символы русской иконы: нимбы, лучи, звезды, спираль, круг.
  27. Канон изображения архитектуры в русской иконе.
  28. Канон изображения времени в русской иконе.
  29. Принцип обратной перспективы как символ русской иконописи.
  30. Чудотворность русской иконы на примере особо чтимых икон Богоматери.
  31. Оглавные и оплечные изображения Иисуса Христа и их типы.
  32. Иконописные типы изображения Иисуса Христа «Спас на престоле» и «Иисус Страстотерпец».
  33. Символические изображения Иисуса Христа.
  34. Иконографические типы Изображения Богородицы: «Одигитрия».
  35. Иконографические типы Изображения Богородицы: «Елеус».
  36. Иконографические типы Изображения Богородицы: «Оранта».
  37. Иконографические типы Изображения Богородицы: «Панагия».
  38. Иконографические типы Изображения Богородицы: «Знамение».
  39. Что является центром композиции иконы А. Рублева «Троица» и какой смысл Троицы раскрывается благодаря центру композиции?
  40. Монументальная живопись в православном храме.
  41. Символы православного искусства.
  42. Основные законы духовной жизни.
  43. Роль православных таинств.
  44. Таинство крещения.
  45. Таинства миропомазание и причищение.
  46. Таинства покаяние и елеосвящение.
  47. Таинство священство.
  48. Таинство брак.
  49. Задачи и формы осуществления православной миссии.
  50. Методы осуществления православной миссии.
  51. Основные направления миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в современных условиях.
  52. Откуда взят образ храма? Для чего строят храмы?
  53. Стили христианского храмостроения.
  54. Храмы Белгородчины.
  55. Внутреннее устройство храма.
  56. Что символизирует иконостас православного храма?
  57. Правила поведения в православном храме.

Критерии оценивания устного ответа  

Развернутый ответ студента должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

Критерии оценивания:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

  1. языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если:        

1) студент полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4» – студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3» – студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Источник: http://sv-sidorov.ucoz.com/index/uchebno_metodicheskie_materialy/0-7



Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Белгородский строительный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УД.1 ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА

для профессий:

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

08.01.07 Мастер общестроительных работ

08.01.08 Мастер отделочных строительных работ

08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования

15.01.20 Слесарь по КИП и А

Белгород, 2017 г.

Рабочая  программа  разработана на основе методических рекомендаций по организации преподавания предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области и в соответствии с учебным планом.

Организация-разработчик: ОГАПОУ «БСК»

Разработчик: Пойменова Елена Петровна, преподаватель высшей категории ОГАПОУ «БСК»

Панченкова Ирина Ивановна, преподаватель высшей категории ОГАПОУ «БСК»

 

РАСCМОТРЕНО

Предметно-цикловой комиссией

преподавателей гуманитарного  профиля  

протокол № ___ от _________

Председатель  _________  

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по УМР

______________  

     

«___» ________20    г.

Рекомендована методическим советом ОГАПОУ  «БСК»

Протокол методического совета №______от «___»___________20__г.

Рекомендована педагогическим советом ОГАПОУ «БСК»

Протокол педагогического совета №______от «___»___________20__г.

СОДЕРЖАНИЕ

СТР.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»

1.1. Область применения программы

  Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Православная культура» предназначена для изучения православной культуры в профессиональных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общепрофессиональный цикл

          1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

освоение обучающимися знаний по актуальным проблемам православного вероучения:

 - истории Православия;

  - влияние Русского Православия на все сферы человека и жизни   общества; - формирование устойчивой нравственной позиции учащихся;

 - воспитание духовной зрелости обучающихся для правильного понимания ими жизни современного общества;

  - готовность молодых людей к построению дружеских, семейных и других взаимоотношений, на основе сформированных при изучении курса «Православная культура» нравственных позиций.

Задачи, решаемые в ходе изучения учебной дисциплины «Православная культура»:

- преподавание учащимся культурологических знаний, формирующих целостную картину мира на основе православных мировоззренческих ценностей;

 - содействие воспитанию обучающихся в духе благочестия, основанных на осознании абсолютных ценностей бытия, необходимости их осуществления в личной жизни;

 - передача обучающимся знаний в области православной культуры, традиций, как средство духовно – нравственного и эстетического развития личности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

- работать с литературой по изучаемым темам, с информационным материалом;

- анализировать процессы и явления, происходящие в деловой жизни мира, страны, области, города;

- применять в жизни полученные знания;

- оценивать свои дела и поступки близких и знакомых с позиции основных законов духовной жизни человека.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

- понятия «свято», «святость», «Святая Русь»;

- понятие «духовные устои»;

- нравственные и духовные устои семьи;

- понятия «святой», «святые люди»;

- о символизме и понимании русской иконы;

- основные законы духовной жизни человека;

- перечень обрядов и таинств и условия их соблюдения;

- духовные ценности православия;

- православные святыни Белгородчины.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 54 часов;

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 18 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

-

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

           -

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16+2

в том числе:

    самостоятельная работа

-

   Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, домашняя работа и т.п.)

- подготовка: сообщений  

                       рефератов

                       докладов

                       презентаций

16

4

2

4

6

Консультации

2

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

(5 семестр)

  1. 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА 

                                                                                                                                                                                                                                                          

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

 Святость земли Русской

6

Тема 1.1.

Понятие Святости в русской православной культуре.

Содержание учебного материала

2

2

1

Краткая история принятия христианства на Руси; термины «святое», «священное», «святость»; идеал святости для русского человека, понятие русой святости; принятие красоты, как святости в храмовой архитектуре, искусстве, культуре Руси; символы Веры; заповеди Ветхого и Нового завета; почитание Иисуса Христа и Божией Матери; святые люди; старчество.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.2.  

Древнерусская литература

об установлении духовных устоев

на Руси

Содержание учебного материала

2

2

1

Вступление Руси в новый исторический период; суть кирилло-мефодиевской традиции в христианстве; «Повесть временных лет», митрополит Илларион «Слова о Законе и Благодати»; произведения Климента Смолятича: «Изборник» 1-е произведение поучительной отечественной православной культуры. Лаврентьевская летопись 1096 г. «Поучения Владимира Мономаха»; «Легенда о граде Китеже».

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1.Подготовить сообщения на одну из тем:

«Митрополит Илларион «Слово о Законе и Благодати»»

« Климент Смолятич «О трех состояниях в истории государства»»

«Киевский князь Святослав «Изборник»»

«Лаврентьевская летопись «Поучение Вл. Мономаха; легенда о граде Китеже»

«Домострой»-пути устроения семьи»

1

3

Тема 1.3.

Русская литература

об установлении духовных устоев

на Руси

Содержание учебного материала

1

2

1

Краткие сведения из жизни А.С. Пушкина, связанные с его православной культурой; произведения Пушкина, их христианские направления; патриотизм; Н.В. Гоголь, его произведения, их религиозный смысл; Ф.М. Достоевский – о тайне христианской любви в произведениях «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание».

Лабораторные работы

-

   

Практические занятия:

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1.Подготовить рефераты на одну из тем:

«А.С. Пушкин о роле православных нравственных устоев на Руси»

«Религиозный смысл произведений Н.В. Гоголя»

«Ф.М. Достоевский о тайне христианской любви в своих произведениях»

1

3

Тема 1.4.

Православные праздники

Содержание учебного материала

1

2

1

Толкование слова «праздник» не переходящие и переходящие праздники; решения Московского собора о начале летоисчисления на Руси; степени торжественности православных праздников; праздники в честь православной Богородицы; праздник Пасхи; великий пост, Радоница, праздник Казанской иконы Божией матери; именины.

Лабораторные работы

-

Практические занятия.

-

Контрольные работы (тестирование)

Самостоятельная работа обучающихся

1.Подготовить презентацию «Православные праздники»

2

3

Раздел II.

Житие святых как нравственный образец

2

Тема 2.1.

Житие святых как нравственный образец. Русские святые

Содержание учебного материала

2

2

1

Понятия «святой», кем они являются для православных людей, святые: пророки, апостолы, равноапостольные мученики, страстотерпцах, исповедники, благоверные князья, святители. Русские святые: (продолжение темы) встреча со священнослужителем

Лабораторные работы

-

Практические занятия.

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1.Подготовить сообщения на одну из тем:

«Житие святого Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца»

«Житие святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского»

«Житие преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кранштанского»

2

3

Раздел III. Православная икона

17

Тема 3.1. Символический мир. Чудотворность.

Содержание учебного материала

1

2

1

Понятие «символ», «икона»; живое единство предметного образа и глубинного смысла; способность символа передавать сокровенное, невыразимое, раскрытие предмета через образ и пособие, указывающее на нечто, превышающее сам образ; смысл православной иконы – изобразить мир духовный; иконописные каноны; основные составляющие символического мира русской иконы: цвет; небо и земля; нимбы, лучи, звезды; обратная перспектива; изображение архитектуры; прошлое и будущее; круг и спираль. Значение икон для верующих; явленные образы – иконы, написанные неведомой рукой, чудотворность православной иконы; грань между чудотворной и не чудотворной иконами; чудотворность икон « Спас Нерукотворный»,  Казанской иконы Божией Матери; образа святителя Николая Чудотворца; Владимирской иконы Божией Матери; чудотворность отображения иконы на стекле киота

Лабораторные  работы

-

Практические занятия

-

Контрольные  работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 3.2.

История появления

иконописи

Содержание учебного материала

2

2

1

До V – VII вв. икона была общим достоянием  всех христианских Церквей;  Западное христианство; реалистичность иллюстрации Библии и использование скульптурных изображений Христа, Богоматери, ангелов, святых; Восточная Церковь: от видимого к умозрительному, от изображения – к символу и знаку. Прп Антипий Печерский и прп Григорий, первые иконописцы на Руси; иконопись как подвиг; условия мастера, предшествовавшей написание иконы в период ее написания ; описание иконы Спаса Нерукотворного, придание о ее появлении; каноны иконографии; пород древесины для написания икон; замешивание красок.

Лабораторные  работы

-

Практические занятия

-

Контрольные  работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3.3.

Русские иконописцы (Феофан Грек, Андрей Рублев)

Содержание учебного материала

1

2

1

Феофан Грек (Гречин) и Андрей Рублев – русские иконописцы; краткие сведения о жизни каждого; какой смысл вкладывали в свои творения иконописцы; произведения, созданные Ф. Греком и А.Рублевым.

Лабораторные  работы

-

Практические занятия

-

Контрольные  работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

 Подготовить сообщения на темы: “Жизнь и творчество Ф. Грека”,

“Жизнь и творчество А. Рублева ”

1

3

Тема 3.4.

Иконография

образца

Пресвятой Богородицы

Содержание учебного материала

2

2

1

Богородичные иконографические сюжеты; при основных наиболее распространенных типов иконографии Богородицы: «Оранта» (молящаяся); «Одигитрия» (Путеводительница); «Панакранта» (Пренепорочная); какие иконы к каждому типу относятся ученые – богословы занимаются исследованием духовного содержания каждой иконы

Лабораторные  работы

-

Практические занятия

-

Контрольные  работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 3.5.

Иконы Пресвятой Богородицы на Руси

Содержание учебного материала

1

2

1

Икон Пресвятой Богородицы, почитаемых на Руси, насчитывается около 700; первый иконописец- евангелист Лука, по приданию писал лик с самой Богородицы; в трудные периоды своей жизни человек обращается к ней; Пресвятая Богородица- заступница Руси.

Лабораторные работы

-

Практические занятия.

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить презентации «Иконы Пресвятой Богородицы»

2

3

Тема 3.6.

Чудотворная Владимирская икона Богоматери

Содержание учебного материала

1

2

1

Владимирская икона Божией Матери – это великая заветная святыня Русской земли; Евангелий Лука написал на доске стола эту икону; история появления иконы на Руси; чудеса, совершаемые иконой; - место нахождения иконы в настоящее время в Третьяковской галерее в Москве

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3.7.

 Казанская и Донская чудотворные иконы пресвятой Богородицы

Содержание учебного материала

2

2

1

Иконы Казанской и Донской Божией Матери являются святынями и заступницами русского народа, и вдохновляет на подвиг.

Лабораторные работы

-

Практические занятия 

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема3.8.

Чудотворные иконы Новгородской Божией Матери, Державная икона Божией Матери.

Содержание учебного материала

1

2

1

История прославления Новгородской иконы Божией Матери в XIIв, 1170 г., 1357 г., 1566, 1611, обретение Державной иконы Божией Матери и ее чудотворная сила.

Лабораторные работы

-

Практические занятия 

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3.9

Чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение»

Содержание учебного материала

1

3

1

История Чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», ее обретение и значение (посещение Курской Коренной Пустыни)

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3.10

 Основные типы изображений Иисуса Христа

Содержание учебного материала

           

2

2

1

V век появления образа И. Христа; описание великого вида И. Христа иеромонахом Епифанием в начале IX века; канонические черты И. Христа согласно их описанию в книге И. Приначкина «Иконография Христа».

V век – появляются образы И. Христа; образец описания канонического образа И.Х. монахом Епифанием; нерукотворный образ И.Х. -  Спас Нерукотворный; 2 версии нерукотворного образа – Западный и Восточный» описание облика И.Х. в книге И. Припачкина «Иконография Христа» Основные 2 класса изображения И. Христа; подразделения прямого класса на 5 типов; их краткая характеристика; символические изображения И. Христа как отражение евангельских притч.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3.11. 

Источник

Православного

искусства

Содержание учебного материала

1

2

1

Главный вопрос мыслящего человека и смысл жизни; выражение понимания своего предназначения в произведениях искусства; источник вдохновения - любовь и сострадание к людям; христианская тематика – неиссякаемый источник творческих поисков в разных видах искусства и для разных народов; простая, искренняя вера – достояние русского народа на протяжении веков.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3.12. Монументальная живопись в православном храме

Содержание учебного материала

1

2

1

История катакомбного искусства; фреска – одна из техник системных росписей; мозаика; оформление православных храмов.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить презентацию «Монументальная живопись в православном храме»

2

3

Тема 3.13.

Символы православного искусства

Содержание учебного материала

1

2

1.Символ, его понятие, история возникновения; крест, его формы и значение; крестное знамение, его отношение к неписанному приданию, «принятому в тайне», как совершают крестное знамение православные христиане; значение символов: голубь, голубь с оливковой ветвью, агнец, рыба, виноградная лоза, нимб, зерцало, якорь.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Раздел IV.

Духовная

жизнь христианина

7

Тема 4.1.

Основные законы духовной жизни человека (цель христианской жизни).

Содержание учебного материала

2

2

1

Связь истинного христианина с Церковью; слова Иоанна Златоуста о церкви и порождении Зла; о борьбе Добра и Зла, и пути победы над Злом; заповеди – нравственные законы, установленные Богом в древние времена (Божьи законы); нарушение невыполнение их людьми последствиями этого.

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить доклады

«Домострой «пути устроения семьи в соответствии с основными заповедями христианства»»

«Вера как условие и обретение человеком целостности»

2

3

Тема 4.2.

Роль православных таинств

Содержание учебного материала

1

2

1

Понятие «таинства», 7 главных таинств; обязательные и необязательные таинства; готовность и к принятию таинств; совершение обрядов таинств.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1.Подготовить доклады на одну из тем:

«Таинство и обряды, их различия»

«Перечень и краткая характеристика таинств»

«Роль православных таинств в жизни человека»

2

3

Тема 4.3.

Духовные ценности Русской культуры, русского православия  

Содержание учебного материала

1

2

1

Духовные ценности Русской культуры, русского православия

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 4.4.

Русское православие и его духовно-историческая миссия.

Содержание учебного материала

1

2

1

География православия; основы православного вероучения; постановления семи Вселенских соборов (IV – VIII вв)

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 4.5

Православные святыни Белгородчины

Содержание учебного материала

2

3

1

Белгородской области и сопоставлять с успехами в своей жизни.

Понятие духовной краеведение.

Храмы и монастыри Белгородской области; православные памятные места Белгородчины; памятные даты истории православие Белгородской области; святитель Иоасаф Белгородский; его жизнь, обретение мощей; Белгородские мученики и святые; православие и современная культура; о духовном образовании (посещение пещерного монастыря в Холках).

Лабораторные работы

Практические занятия.

-

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

- подготовка рефератов по темам «Храмы Белогорья», «Белгородские мученики и святые», «Жизнь и деятельность Иоасафа Белгородского»

1

3

Раздел V.

Храм - Дом Божий.

3

Тема 5.1.

 Откуда взят образ                                            храма? Для чего

строят храмы?

 

Содержание учебного материала

1

2

1

Сердце каждого христианина – его храм; храм для человека – это самый главный, родной Отчий дом; назначение храма; первых русских храмах; разновидности храмов; назначение храма.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 5.2.

Древнее культовое зодчество на Руси Внутреннее устройство храма

Содержание учебного материала

2

2

1

Активное культовое строительство; 1-й наемный храм Пресвятой Богородицы в Киеве; устройство крестово-купольного храма; деревянное зодчество, шатровый стиль.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Дифференцированный зачет

1

Консультации

2

Всего:

54

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины  осуществляется в  кабинете духовно – нравственного воспитания.

 

Оборудование учебного кабинета:

- Аудиторная доска для письма фломастера с магнитной поверхностью

- Устройство персонального компьютера

- Посадочные места по количеству обучающихся

- Рабочее место преподавателя

- Политическая карта мира

- Карта Белгородской области

- Комплект учебно-наглядных пособий по философии

Технические средства обучения:

- Интерактивная доска

- Мультимедиа проектор

- Персональный компьютер – рабочее место преподавателя

- Персональный компьютер – рабочее место обучающегося

- Источник бесперебойного питания

-Акустические системы (колонки)

- Мобильное устройство для хранения информации (флэш- память)

- Внешние накопители информации (жесткий диск)

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец, Православная культура 10-11 кл. экспериментальное учебное пособие. ИНФОФОНД, Ульяновск 2013г.

2.А.В. Бородина «Основы православной культуры», учебное пособие, Москва издательский дом «Покров» 2012г.

Дополнительные источники:

1.Олеся Николаева «Современная культура и православие», издательство Московского подворья Святотроицкой Сергиевой Лавры, Москва 1999г.

2.Т.В. Рыжова Методические рекомендации по учебному процессу личности- ориентированного обучения на основе учебно-методических комплексов «Православная культура» для средней школы ИНФОФОНД, Ульяновск 2006г.    

3.Спутник христианина- сборник духовно – нравственных статей. Составитель: священник Николай Успенский, издательский отдел Московского Патриарха, 1993г.

  1. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

работать с литературой по изучаемым темам, с  информационным материалом;

Индивидуальная работа с обучающимися. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ.

анализировать процессы и явления, происходящие в деловой жизни мира, страны, области, города;

Индивидуальная работа с обучающимися. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ.

применять в жизни полученные знания;

Индивидуальная работа с обучающимися. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ.

  • оценивать свои дела и поступки близких и знакомых с позиции основных законов духовной жизни человека

Дискуссия. Индивидуальная работа с обучающимися. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ.

Знания: понятия «свято», «святость», «Святая Русь»;

Устный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ.

понятие «духовные устои»;

Письменный ответ на вопросы. Тестирование. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ.

понятия «святой», «святые люди

Устный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ.

нравственные и духовные устои семьи;

Устный опрос. Дискуссия. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ.

перечень обрядов и таинств и условия их соблюдения;

Индивидуальная работа с обучающимися. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ

духовные ценности православия;

Тестирование. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ

о символизме и понимании русской иконы;

Устный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ.

основные законы духовной жизни человека;

Тестирование. Дискуссия.Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ

православные святыни Белгородчины.

Экспертная оценка. Дифференцированный зачет



Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Белгородский строительный колледж»

Методические указания

для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающимися

учебная дисциплина

УД.1   ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА

для профессий:

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

08.01.07 Мастер общестроительных работ

08.01.08 Мастер отделочных строительных работ

08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования

15.01.20 Слесарь по КИП и А

Белгород, 2017


Методические указания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающимися разработаны в соответствии с учебным планом и рабочей программой дисциплины «Православная культура»

Организация-разработчик: ОГАПОУ «БСК»

Разработчик: Пойменова Елена Петровна, преподаватель высшей категории ОГАПОУ «БСК»

Панченкова Ирина Ивановна, преподаватель высшей категории ОГАПОУ «БСК»

 

РАСCМОТРЕНО

Предметно-цикловой комиссией

преподавателей гуманитарного профиля  

протокол № ___ от _________

Председатель _________  

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по УМР

______________  

     

«___» ________20    г.

Рекомендована методическим советом ОГАПОУ «БСК»

Протокол методического совета №______от «___» ___________20__г.

Рекомендована педагогическим советом ОГАПОУ «БСК»

Протокол педагогического совета №______от «___» ___________20__г.

Содержание

                                                                                                                                стр.

1. Пояснительная записка

 

4

2. Методические указания по организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся

6

Самостоятельная работа №1. Древнерусская литература об установлении духовных устоев на Руси.

Самостоятельная работа №2. Русская литература об установлении духовных устоев на Руси.

Самостоятельная работа №3. Православные праздники

Самостоятельная работа №4. Русские святые

  1. Самостоятельная работа № 5. Русские иконописцы (Феофан Грек, Андрей Рублев)

Самостоятельная работа № 6.  Иконы Пресвятой Богородицы

Самостоятельная работа№7. Монументальная живопись в православном храме.

  1. Самостоятельная работа № 8.Основные законы духовной жизни человека.

Самостоятельная работа № 9. Роль православных таинств.

Самостоятельная работа № 10. Православие святыни Белгородчины.

     

 Приложения


  1. Пояснительная записка

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине   «Православная культура» предназначены для обучающихся по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), 08.01.07 Мастер общестроительных работ, 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ, 08.01.18 Электромонтажник электрических сетей, 15.01.20 Слесарь по КИПи А, 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ.

Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся в выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Православная культура.

Настоящие методические указания содержат работы, которые позволяют обучающимся овладеть теоретическими знаниями православной культуры.

Методические указания направлены на формирование следующей группы компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.

В ходе изучения дисциплины, обучающиеся должны достичь следующих результатов

 уметь:

- работать с литературой по изучаемым темам, с информационным материалом;

- анализировать процессы и явления, происходящие в деловой жизни мира, страны, области, города;

- применять в жизни полученные знания;

- оценивать свои дела и поступки близких и знакомых с позиции основных законов духовной жизни человека.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

- понятия «свято», «святость», «Святая Русь»;

- понятие «духовные устои»;

- нравственные и духовные устои семьи;

- понятия «святой», «святые люди»;

- о символизме и понимании русской иконы;

- основные законы духовной жизни человека;

- перечень обрядов и таинств и условия их соблюдения;

- духовные ценности православия;

- православные святыни Белгородчины.        

Основными видами внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Православная культура являются:

  • систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы
  •  разработка компьютерных презентаций Приложение №1
  • написание сообщений, докладов, рефератов   Приложение №2                                                                                                                         
  •  Работа и Интернет ресурсами      Приложение №3                                                                                                                    

        Результаты выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Православная культура обучающиеся оформляют следующих формах:

  • Написание докладов, сообщений, рефератов.
  •  Создание компьютерных презентаций.

  1. Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся

№п/п и наименование самостоятельной работы 

Объем часов

задание

Вопросы, которые необходимо осветить в самостоятельной работе

Источники информации

Формы контроля

Самостоятельная работа №1. Древнерусская литература об установлении духовных устоев на Руси.

1

Подготовить сообщение на одну из тем: «Митрополит Илларион «Слово о Законе и Благодати»»

«Климент Смолятич «О трех состояниях в истории государства»»

«Киевский князь Святослав «Изборник»»

«Лаврентьевская летопись «Поучение Вл. Мономаха; легенда о граде Китеже»

«Домострой» -пути устроения семьи»

Отразить в работе:

  • основной смысл произведений;
  • на чем основывался уклад жизни на Руси с принятием христианства
  • Домострой. - Спб.: Наука,1994. - 352с.
  • ru.wikipedia.org›Слово о законе и благодати
  • old-russian.chat.ru›Слово о законе и благодати
  • ru.wikipedia.org›Лаврентьевская летопись

Представление и защита подготовленного сообщения

Самостоятельная работа №2. Русская литература об установлении духовных устоев на Руси.

1

Подготовить рефераты на одну из тем:

«А.С. Пушкин о роле православных нравственных устоев на Руси»

«Религиозный смысл произведений Н.В. Гоголя»

«Ф.М. Достоевский о тайне христианской любви в своих произведениях»

Отразить в работе:

  • Краткие сведения из жизни А.С. Пушкина, связанные с его православной культурой; произведения Пушкина, их христианские направления;
  •  патриотизм; Н.В. Гоголь, его произведения, их религиозный смысл;
  •  Ф.М. Достоевский – о тайне христианской любви в произведениях «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание».
  • palomnic.org›bibl_lit/obzor/pyshkin/bobrova/ Пушкин и православие
  • StudyPort.ru›referaty…motivy…romane-fm…karamazovy -Религиозные мотивы в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы"

Представление и защита подготовленного реферата

Самостоятельная работа №3. Православные праздники

2

Подготовить презентацию на одну из тем раздела «Двунадесятые праздники»:

«Пасха»; «Рождество Христово»; «Крещение Господне»; «Стретение господне»; «Благовещение Пресвятой Богородицы» «Вербное воскресенье» и т.д.

Отразить в презентации:

когда празднуется тот или иной праздник;

в честь какого события он празднуется.

Православные праздники: описание основных праздников. - Тверь: АСТ, 2006. -240с.

Представление и защита подготовленной презентации

Самостоятельная работа №4. Русские святые

2

Подготовить сообщение на одну из тем: «Житие святого Николая Чудотворца», «Житие великомученика Георгия Победоносца»,

«Житие святого благоверного князя Александра Невского», «Житие преподобного Сергия Радонежского»,

«Житие преподобного Серафима Соровского», «Житие святого праведного Иоанна Кранштанского»

Отразить в сообщении

  • Жизненный путь святых;
  • посмертные чудеса;
  • Почитание и прославление святых.

  • Православные святые. - М.: ООО «Астрель»: ООО «АСТ»,2005- 128с.

Представление и защита подготовленного сообщения

  1. Самостоятельная работа № 5. Русские иконописцы (Феофан Грек, Андрей Рублев)

1

Подготовить сообщение на одну из тем: “Жизнь и творчество Ф. Грека”,

“Жизнь и творчество А. Рублева”

- Краткие сведения о жизни каждого; какой смысл вкладывали в свои творения иконописцы; произведения, созданные Ф. Греком и А.Рублевым.

http://www.e-reading.by/chapter.php/103780/3/Orehov_-_Svyatye_ikony_Rossii.html/ Великие иконописцы России

Представление и защита подготовленного сообщения

Самостоятельная работа № 6.  Иконы Пресвятой Богородицы

2

Подготовить презентацию на одну из тем раздела «Иконы Пресвятой Богородицы»:

Владимирская, Казанская, Новгородская, Курская коренная и коны Пресвятой Богородицы и т.д.

  • Величественная история и значение икон.
  • День почитания и прославления икон
  • Платов В. Казанская Икона Божией Матери//Белгородские Епархиальные ведомости. -2005.-№7.-с.14
  • Лицевое «Сказание об иконе Владимирской Богоматери» //Древнерусское искусство. Рукописная книга. -М., 1972.-с.338-363
  • https://yandex.ru/images/search?text=иконы Пресвятой Богородицы фото с названиями

Представление и защита подготовленной презентации

Самостоятельная работа №7. Монументальная живопись в православном храме.

2

Подготовить презентацию на тему: «Монументальная живопись в православном храме».

Основные виды монументальной живописи при росписи стен в православном храме.

  • https://yandex.ru/images/search?text=монументальная живопись в православном храме
  • https://yandex.ru/yandsearch&clid=2186617&text=монументальная живопись в православном храме

Представление и защита подготовленной презентации

  1. Самостоятельная работа № 8.
  2. Основные законы духовной жизни человека.

2

Подготовить доклад на одну из тем:

«Домострой «пути устроения семьи в соответствии с основными заповедями христианства»»

«Вера как условие и обретение человеком целостности»

1. - Особенности повествования

  • Роль женщины в семье
  • «Домострой» о воспитании

2.  Значение веры в жизни современного человека.

  • Домострой. - Спб.: Наука,1994. - 352с.
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Домострой
  • Закон Божий Первая книга о православной вере. -М.: ордена Дружбы народов издательство «Советский писатель», 1990. - 274 с.

Представление и защита подготовленного доклада

Самостоятельная работа № 9.

Роль православных таинств.

2

Подготовить доклад на одну из тем:

«Таинство и обряды, их различия»

«Перечень и краткая характеристика таинств»

«Роль православных таинств в жизни человека»

Что такое таинство?

Краткая характеристика православных таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство и Елеосвящение.

  • ostrov-pravoslav.io.ua›…pravoslavnye_tainstv._ Православные таинства.

Представление и защита подготовленного доклада

Самостоятельная работа № 10. Православные святыни Белгородчины.

1

Подготовить реферат на одну из тем: «Храмы Белогорья», «Белгородские мученики и святые», «Жизнь и деятельность Иоасафа Белгородского»

  1. Краткое описания истории существования храма.

Место нахождение.

В честь кого или какого события назван храм.

  1. Жизненный путь святых.

Почитание и прославление белгородских святых.

  1. Краткая биография.

Почитание и прославление.

  • http://pravoslavie.ru-русский православный информационный ресурс.
  • http://www.hristianstvo.ru/-каталог православных ресурсов сети интернет

Представление и защита подготовленного реферата

  1. Всего:

16

Приложение №1

Памятка

Как создать компьютерную презентацию

Создание презентации состоит из трех этапов:

    I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:

1.  Определение целей.

2.  Сбор информации об аудитории.

3.  Определение основной идеи презентации.

4.  Подбор дополнительной информации.

5.  Планирование выступления.

6.  Создание структуры презентации.

7.   Проверка логики подачи материала.

8.   Подготовка заключения.

   II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации. 

    III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Оформление слайдов:

Стиль

         Соблюдайте единый стиль оформления

         Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

         Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон

Для фона предпочтительны холодные тона

Использование цвета

         На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

         Для фона и текста используйте контрастные цвета.

         Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Таблица сочетаемости цветов в приложении.

Анимационные эффекты

         Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

         Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление информации:

Содержание информации

 

         Используйте короткие слова и предложения.

         Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

         Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

         Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

         Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

         Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

         Для заголовков – не менее 24.

         Для информации не менее 18.

         Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

         Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

         Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

         Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

         Следует использовать:

o        рамки; границы, заливку;

o        штриховку, стрелки;

o        рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

         Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

         Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

  • с текстом;
  • с таблицами;
  • с диаграммами.

Приложение № 2

Памятка для написания доклада, реферата

        Доклад — вид самостоятельной научно — исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над докладом.

  • Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 — 10 источников).
  • Составление библиографии.
  • Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
  • Разработка плана доклада.
  • Написание.
  • Публичное выступление с результатами исследования.

        В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям  квалифицированно ответить на вопросы.

        Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль. Академический стиль — это совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:

  • предложения могут быть длинными и сложными;
  • часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины;
  • употребляются вводные конструкции типа «по всей видимости», «на наш взгляд»;
  • авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения «я», «моя (точка зрения)»;
  • в тексте могут встречаться штампы и общие слова.



Общая структура такого доклада может быть следующей:

  • Формулировка темы исследования (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).
  • Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта тема).
  • Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).
  • Задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие).
  • Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы. Формулируются в том случае, если работа носит экспериментальный характер).
  • Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).
  • Результаты исследования. Краткое изложение новой информации, которую получил исследователь в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах.
  • Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5. 

Требования к оформлению письменного доклада такие же, как и при написании реферата.

  1. Титульный лист
  2. Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
  3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы)
  4. Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос)
  5. Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада)
  6. Список литературы.

Несколько советов о том, как блестяще выступить перед аудиторией.

  • Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное.
  • В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы.
  • Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.
  • Не бойтесь аудитории — ваши слушатели дружески настроены.
  • Выступайте в полной готовности — владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.
  • Сохраняйте уверенный вид — это действует на аудиторию и преподавателей.
  • Делайте паузы так часто, как считаете нужным.
  • Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту.
  • Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы.
  • Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и т.д поможет вам выиграть драгоценное время  для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ.
  • При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который несомненно будет высоко оценен преподавателем.

Приложение №3

Памятка

 Как работать с Интернет ресурсами

Интернет сегодня – правомерный источник научных статей, статистической и аналитической информации, и использование его наряду с книгами давно уже стало нормой. Однако, несмотря на то, что ресурсы Интернета позволяют достаточно быстро и эффективно осуществлять поиск необходимой информации, следует помнить о том, что эта информация может быть неточной или вовсе не соответствовать действительности. В связи с этим при поиске материала по заданной тематике следует оценивать качество предоставляемой информации по следующим критериям:

-представляет ли она факты или является мнением?

-если информация является мнением, то что возможно узнать относительно репутации автора, его политических, культурных и религиозных взглядах?

- имеем ли мы дело с информацией из первичного или вторичного источника?

- когда возник ее источник?

-подтверждают ли информацию другие источники?

В первую очередь нужно обращать внимание на собственно научные труды признанных авторов, которые посоветовали вам преподаватели. Нередко в Интернете выкладываются материалы конференций. Полезным будет поискать специализированные Интернет-журналы и электронные библиотеки. Отсутствие фамилии автора у материала и грамматические ошибки в статье должны насторожить. Используйте подобные материалы как вспомогательные и иллюстративные, но не как основные.

Оформление Интернет-информации:

 Как и другие источники информации, сайты обязательно должны быть указаны в списке использованной литературы.

Согласно принятым стандартам оформляется Интернет-источник таким образом:

Ссылка на ресурс (не общая ссылка на портал, а именно на страницу с использованным текстом); фамилия и инициалы автора; заглавие статьи, эссе или книги.

Например:

  1. http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs/28_480 Молчановский В. В. Межкультурное взаимодействие: диалог внутри национальной культуры.

Критерии оценивания реферата или презентации:

Критерии

90-100 баллов

75-89 балла

50-74 балла

менее 50 баллов

1.

Полное представление темы, Выделение актуальности, представление резюме по теме

Знание темы в полном объеме

Знание темы с незначительными неточностями.

Знание темы поверхностное, приведены старые литературные данные

Знание темы со значительными погрешностями отсутствие оформления реферата или презентации

Шкала оценок

Оценка в баллах

% выполнения

Оценка по традиционной системе

90-100

90 – 100%

Отлично

75-89

75-89

Хорошо

50-74

50-74

Удовлетворительно

менее 50

0 - 49

Не удовлетворительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовая документация по дисциплине "Информатика и ИКТ"

Программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» предназначена для изучения информатики и информационно-компьютерных технологий в учреждениях начального, реализующих образовательную программу среднего...

метадическая разработка планирующей документации профессионального обучения тема: ВВод и редактирование текста средствами Microsoft Word

Задачи подготовки всесторонне развитых, технически образованных молодых квалифицированных рабочих решаются в процессе производственного обучения.Процесс производственного обучения представляет с...

Учебно-методический комплекс дисциплины Русский язык и деловая документация Специальность 050141 «Физическая культура»

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и деловая документация» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в со...

Учебно-планирующая документация для обучающихся с ОВЗ:"История родного края", "Основы трудового законодательства", "Основы православной культуры", "ПДД"

Программа факультативного предмета «История родного края» предназначена для изучения истории в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу для обуч...

Учебно-планирующая документация по предмету "Обществознание"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы дисциплины «Обществознание», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федера...

Учебно-планирующая документация по предмету "История"

Рабочая  программа  разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «История», для профессиональных образовательных организаций. Рекомендована Федеральным государств...

Комплект учебного-планирующей документации для обучающихся ПО по профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей 2,3 разряда по дисциплине "Допуски и технические измерения"

Комплект УПД предназначен для обучющихся по программе ПО (со сроком обучения 5 месяцев) по профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей 2,3 разряда по дисциплине "Допуски и технические изм...