Комплект учебного-планирующей документации для обучающихся ПО по профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей 2,3 разряда по дисциплине "Допуски и технические измерения"
рабочая программа
Комплект УПД предназначен для обучющихся по программе ПО (со сроком обучения 5 месяцев) по профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей 2,3 разряда по дисциплине "Допуски и технические измерения", и включает:
1. Комплект контролько-оценочных средств (КОС):
- Методическое пособие;
- Приложение №1 Контрольно-оценочные средства текущего контроля;
- Приложение №2 Комплект заданий практических занятий с методическими указаниями;
- Приложение №3 Тесты для проведения промежуточной аттестации (дифференцированного зачета) по дисциплине "Допуски и техничекие измерения";
2. Рабочая программа по дисциплине "Допуски и техничекие измерения" для профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей 2,3 разряда;
3. Тематический план по дисциплине "Допуски и техничекие измерения" для профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей 2,3 разряда;
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №262 ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП образовательное учреждение № 262)
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебно-производственной работе ___________________ И.В. Богданова «30» августа 2022 г. |
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Учебная дисциплина ОП.06 «Допуски и технические измерения»
Профессия: 18511 Слесарь по ремонту автомобилей
Квалификационный разряд: 2,3
г. Кемерово
2022-2023
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.08 «Допуски и технические измерения» разработан на основе основной программы профессионального обучения ФКП образовательного учреждения №262 (далее – ОППО) по профессии 18511 «Слесарь по ремонту
и обслуживанию автомобилей» 2,3 - го разряда.
Разработчик:
Преподаватель Осипов Сергей Александрович
Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии ФКП образовательного учреждения № 262 (протокол № 8 от 30 августа 2022 года).
Председатель методической комиссии О.Н. Попова
СОДЕРЖАНИЕ | ||
Стр. | ||
1 | ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ | 4 |
Результаты освоения программы учебной дисциплины «Допуски и технические измерения», подлежащие проверке | 4 | |
2 | СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
2.1. | Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины | 5 |
2.2. | Виды контроля по учебной дисциплине | 5 |
2.3. | Контроль результатов освоения программы учебной дисциплины | 6 |
2.4. | Критерии оценивания освоения программы учебной дисциплины | 8 |
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение 1. Контрольно – оценочные средства текущего контроля (вопросы по темам, карточки – задания, тесты)
Приложение 2. Комплект заданий практических занятий с методическими указаниями
Приложение 3. Комплект билетов тестовых заданий для экзамена дифференцированного зачета (промежуточная аттестация)
1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Результаты освоения программы учебной дисциплины «Допуски и технические измерения», подлежащие проверке
Комплект КОС по учебной дисциплине «Допуски и технические измерения» - это совокупность методических материалов, форм и процедур текущего контроля знаний и промежуточной аттестации, обеспечивающих оценку соответствия образовательных результатов (квалификационная характеристика – знать, уметь) обучающихся требованиям ОППО.
Цели КОС по учебной дисциплине «Допуски и технические измерения»:
- проверка обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОППО (текущий контроль
и промежуточная аттестация);
- проверка усвоения знаний (в понимании готовности применять полученные знания для успешного решения профессиональных задач).
Задачи КОС по учебной дисциплине «Допуски и технические измерения»:
- контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний и первичных практических умений, определенных ОППО;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения учебной дисциплины «Допуски и технические измерения» обучающиеся должны:
Знать | |
З 8 | Устройство универсальных специальных приспособлений и контрольно - измерительных инструментов; |
З 9 | Назначение и правила применения, наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; |
З 10 | Систему допусков и посадок; |
З 11 | Квалитеты и параметры шероховатости; |
Уметь | |
У 17 | Выбирать измерительный инструмент и производить контроль качества деталей в соответствия с требованиями технической документации |
2. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины «Допуски и технические измерения»
Текущий контроль освоения программы учебной дисциплины «Допуски и технические измерения» осуществляется в процессе проведения теоретических занятий (приложения 1-2).
Обязательной формой промежуточной аттестации по итогам освоения учебной дисциплины «Допуски и технические измерения» является дифференцированный зачет (приложение 3).
Предметом оценки освоения учебной дисциплины являются знания и умения.
2.2. Виды контроля по учебной дисциплине «Допуски и технические измерения»
Учебная дисциплина | Виды (формы) контроля |
«Допуски и технические измерения» | Текущий контроль |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) |
2.3. Контроль результатов освоения программы учебной дисциплины
Результаты обучения | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля | |
Код | Содержание | ||
З 8 | Знать устройство универсальных специальных приспособлений и контрольно¬-измерительных инструментов | Устройство наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; | Оценка результатов деятельности обучающихся на занятиях учебной дисциплины, при ответах на вопросы текущего контроля (устный опрос, выполнение контрольно – тестовых заданий, практических заданий), контрольных работ (тестовые задания), дифференцированный зачёт. |
Способы определения исправности и проверки работоспособности наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; | |||
Порядок подготовки и использования наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; | |||
З 9 | Знать назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов | Назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; | |
Перечень и способы определения исправности и проверки работоспособности наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; | |||
Назначение и правила применения, наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; | |||
З 10 | Знать систему допусков и посадок; | Способы обозначения на чертежах и схемах допусков и посадок | |
Инструмент и приспособления, используемые для проверки и контроля допусков и посадок | |||
Порядок проверки допусков и посадок | |||
З 11 | Знать квалитеты и параметры шероховатости; | Способы обозначения квалитетов и параметров шероховатости на чертежах и схемах; | |
Влияние параметров квалитетов и параметров шероховатости на работоспособность и износостойкость узлов и механизмов автомобилей | |||
Способы проверки квалитетов и параметров шероховатости | |||
У 17 | Выбирать измерительный инструмент и производить контроль качества деталей в соответствия с требованиями технической документации | Выбирать необходимый измерительный инструмент для обеспечения необходимой степени контроля качества деталей | Оценка результатов деятельности обучающихся на занятиях учебной дисциплины, при выполнении практических заданий, экзамена по учебной дисциплине |
Производить измерения и контроль параметров точности и качества деталей с использованием измерительного инструмента | |||
Использовать измерительный инструмент для обеспечения необходимой точности измерения и контроля параметров деталей в соответствии с требованиями технической документации |
2.4. Критерии оценивания освоения учебной дисциплины «Допуски и технические измерения»
Основные показатели оценки | Косвенные показатели, влияющие на оценку | |||
Отметка | Полнота, системность, прочность знаний | Обобщенность знаний | Действенность знаний | Проявление познавательного интереса и активности |
«5» | Изложение полученных знаний в устной, письменной | Выделение существенных признаков изученного | Самостоятельное применение знаний в практической деятельности; выполнение заданий | Проявление познавательной активности обучающегося, познавательного, творческого интереса |
«4» | Изложение полученных знаний в устной, письменной | Выделение существенных признаков изученного | Применение знаний | Проявление познавательной активности, познавательного интереса к изучаемому предмету, новой техники, технологии; эпизодическое желание выполнить сложное задание |
«3» | Изложение полученных неполных знаний, однако, это | Затруднение при выделении существенных признаков изученного при выявлении причинно-следственных связей | Недостаточная самостоятельность (обучающийся нуждается | Пассивность, созерцательность познавательный интерес |
«2» | Изложение учебного материала неполное, бессистемное, что препятствует усвоению последующей информации; существенные ошибки, не исправляемые даже | Бессистемное выделение случайных признаков изученного; неумение производить простейшие операции анализа и синтеза, делать обобщение, вывод | Неумение применять знания | Отсутствие внимания |
Преподаватель С.А. Осипов
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ №262 ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП образовательное учреждение № 262)
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебно-производственной работе ___________________ И.В. Богданова «30» августа 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебная дисциплина ОП.06 «Допуски и технические измерения»
Профессия: 18511 Слесарь по ремонту автомобилей
Квалификационный разряд: 2,3
г. Кемерово
2022 - 2023
Рабочая программа учебной дисциплины «Допуски и технические измерения» разработана на основе основной программы профессионального обучения ФКП образовательного учреждения №262 (далее – ОППО)
по профессии 18511 «Слесарь по ремонту автомобилей» 2,3 - го разряда.
Разработчик:
Преподаватель Осипов Сергей Александрович
Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии ФКП образовательного учреждения № 262 (протокол № 8 от 30 августа 2022 года).
Председатель методической комиссии О.Н. Попова
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||||
| 4 | |||
| 5 | |||
| 9 | |||
| 10 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Допуски и технические измерения» является методическим обеспечением ОППО по профессии 18511 «Слесарь по ремонту автомобилей» 2,3-го разряда.
- Место учебной дисциплины в структуре основной программы профессионального обучения
Учебная дисциплина «Допуски и технические измерения» входит
в общепрофессиональный цикл.
- Цели освоения учебной дисциплины
С целью формирования знаний и умений в пределах квалификационных требований, указанных в ОППО по профессии 18511 «Слесарь по ремонту автомобилей» 2,3-го разряда., обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины должен:
Знать | |
З 8 | Устройство универсальных специальных приспособлений и контрольно - измерительных инструментов; |
З 9 | Назначение и правила применения, наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; |
З 10 | Систему допусков и посадок; |
З 11 | Квалитеты и параметры шероховатости; |
Уметь | |
У 17 | Выбирать измерительный инструмент и производить контроль качества деталей в соответствия с требованиями технической документации |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | - 20 часов |
в том числе: | |
- практических занятий | - 4 часа |
- дифференцированный зачёт | - 1 час |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Индекс | Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик | Формы промежуточной аттестации | Обязательная учебная нагрузка обучающихся, час | Распределение обязательной учебной нагрузки обучающихся в часах по неделям | ||
всего занятий | в т.ч. лаб. и практ. занятий | 11 нед. | 11 нед. | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный цикл | |||||
ОП.06 | Допуски и технические измерения | ДЗ | 20 | 4 | 20 |
2.2. Тематический план учебной дисциплины
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
Тема № 1 | Основы стандартизации. Допуски и посадки деталей | 11 |
Тема № 2 | Технические измерения | 8 |
Дифференцированный зачет | 1 | |
Итого | 20 |
2.3. Содержание учебной дисциплины «Допуски и технические измерения»
Наименование тем | № занятия | Кол- во часов | Наименование темы занятия | Объем часов | Уровень освоения |
Тема №1. Основы стандартизации. Допуски и посадки деталей | Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося: | 11 | |||
Содержание учебного материала | 9 | ||||
1 | 1 | Основные понятия стандартизации. | 1 | 1 | |
2 | 1 | Документы в области стандартизации. Качество продукции. | 1 | 1 | |
3 | 1 | Взаимозаменяемость деталей и узлов. Погрешность и точность размера. | 1 | 1 | |
4 | 1 | Геометрические элементы и их характеристики. Основные термины и определения. | 1 | 1 | |
5 | 1 | Понятия о посадках. | 1 | 1 | |
6 | 1 | Система посадок ИСО. | 1 | 1 | |
7 | 1 | Порядок выбора и назначения квалитетов точности и посадок. | 1 | 1 | |
8 | 1 | Допуски и отклонения расположения формы и расположения поверхности деталей. | 1 | 1 | |
9 | 1 | Волнистость и шероховатость поверхности. Способы определения, приборы, правила определения. | 1 | 1 | |
Практические занятия (тематика практических занятий) | 2 | ||||
10 | 1 | Практическое занятие № 1. Определение величин предельных отклонений размеров и допусков деталей. | 1 | 2 | |
11 | 1 | Практическое занятие № 2. Определение шероховатости обработанной поверхности детали. | 1 | 2 | |
Тема №2. Технические измерения | Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося: | 8 | |||
Содержание учебного материала | 6 | ||||
12 | 1 | Основы метрологии. Международная система единиц (СИ) Основные термины. | 1 | 1 | |
13 | 1 | Методы и погрешности измерений. Выбор средств измерений. | 1 | 1 | |
14 | 1 | Средства измерений и контроля линейных размеров. | 1 | 1 | |
15 | 1 | Устройство, назначение, правила применения контрольно-измерительных инструментов, обеспечивающих погрешность измерения не ниже 0,01 мм | 1 | 1 | |
16 | 1 | Способы определения точности размеров, формы и взаимного расположения поверхностей деталей. | 1 | 1 | |
17 | 1 | Измерения простых крепежных наружных и внутренних резьб. | 1 | 1 | |
Практические занятия (тематика практических занятий) | 2 | ||||
18 | 1 | Практическое занятие № 3. Выполнение измерения деталей контрольно-измерительными инструментами. | 1 | 2 | |
19 | 1 | Практическое занятие № 4. Определение параметров и контроль качества резьбы. | 1 | 2 | |
Дифференцированный зачет | 1 | ||||
20 | 1 | Дифференцированный зачет. | 1 | 2 | |
Итого: | Суммарная учебная нагрузки обучающегося | 20 | |||
включая | обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося: | 16 | |||
в т. ч. практические занятия: | 4 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета:
«Чтение чертежей и технические измерения».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- телевизор с USB разъёмом.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- С.А. Зайцев, А.Н. Толстов «Технические измерения»; учебное пособие
для студентов учреждений среднего проф. образования / Москва: Образовательно - издательский центр «Академия», 2018 – 368 с. - А. М. Бродский «Черчение (металлообработка)»; учебное пособие для нач. проф. образования / 11-е издание, стер. М.: Издательский центр «Академия», 2018 – 393 с. Основные источники:
- Н. А. Бабулин «Построение и чтение машиностроительных чертежей», учебник для НПО, издание 12-е. М: «Высшая школа» 2005-453с.
Дополнительные источники:
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля обучения |
Знать | ||
З 8 - знать устройство универсальных специальных приспособлений и контрольно¬-измерительных инструментов | - Сообщает виды средств измерения; - Называет классификацию измерительных инструментов; - Сообщает области применения средств измерения; - Объясняет устройство контрольно-измерительных инструментов. | Оценка результатов деятельности обучающихся на занятиях учебной дисциплины, при ответах на вопросы текущего контроля (устный опрос, выполнение контрольно – тестовых заданий, практических заданий), контрольных работ (тестовые задания), дифференцированный зачёт. |
З 9 – знать назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов | - Объясняет назначение контрольно-измерительных инструментов; - Сообщает правила выбора средств измерений; - Называет средства измерений и контроля линейных размеров; - Объясняет правила измерения деталей; - Называет правила применения контрольно-измерительных инструментов; - Объясняет правила эксплуатации инструментов для технических измерений. | |
З 10 – знать систему допусков и посадок; | - Объясняет основные понятия взаимозаменяемости, стандартизации; - Называет параметры качества продукции; - Излагает основные понятия системы допусков и посадок; - Сообщает квалитеты точности; - Называет параметры шероховатости; - Называет параметры отклонений форм и взаимного расположения поверхностей деталей; - Излагает правила определения величин предельных отклонений размеров по чертежу детали; - Называет виды посадок в системах отверстия и вала; - Сообщает основные единицы измерений в системе СИ; - Называет виды посадок в системах отверстия и вала; - Объясняет правила обозначения шероховатости поверхностей; - Сообщает правила обозначения на рабочих чертежах допусков размеров, форм и взаимного расположения поверхностей, шероховатости поверхностей. | |
З 11 – знать квалитеты и параметры шероховатости; | - Сообщает квалитеты точности; - Называет параметры шероховатости; - Объясняет правила обозначения на рабочих чертежах допусков размеров, форм и взаимного расположения поверхностей деталей; - Называет приемы определения шероховатости обработанной поверхности; - Объясняет правила обозначения на рабочих чертежах допусков размеров, параметры шероховатости. | |
Уметь | ||
У 17 - Выбирать измерительный инструмент и производить контроль качества деталей в соответствия с требованиями технической документации | - Выбирает средства контроля деталей в соответствии с требованиями технической документации; - Выполняет контроль размеров деталей с использованием измерительных приборов и инструментов; - Выполняет контроль форм и взаимного расположения поверхностей деталей; - Выбирает средства контроля наружных и внутренних резьб, - Выполняет контроль наружных и внутренних резьб с использованием измерительных инструментов; - Выбирает способ определения шероховатости обработанной поверхности, в соответствии с требованиями технической документации; - Определяет шероховатость обработанных поверхностей с использованием измерительных инструментов. | Оценка результатов деятельности обучающихся на занятиях учебной дисциплины, при выполнении практических заданий), дифференцированного зачета. |
Преподаватель С.А. Осипов |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №262 ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП образовательное учреждение № 262)
РАССМОТРЕНО: на методической комиссии «30» августа 2022 г. | Заместитель директора по учебно-производственной работе __________ И.В. Богданова «30» августа 2022 г. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебная дисциплина ОП.06 «Допуски и технические измерения»
на 2022 – 2023 учебный год
Профессия: 18511 Слесарь по ремонту автомобилей
Квалификационный разряд: 2,3
Количество часов: 20
План составил: преподаватель Осипов Сергей Александрович
Содержание обучения по учебной дисциплине «Допуски и технические измерения»
№ занятия | Кол-во часов | Наименование темы занятия | Формируемые знания (З) умения (У) | Тип занятия | Материальное и информационное обеспечение занятий | Формы и методы контроля |
Тема №1. Основы стандартизации. Допуски и посадки деталей (11 час.) | ||||||
1 | Основные понятия стандартизации | З-8, З-9, З-10, З-11 | Урок изучения нового учебного материала | ОИ 1, стр. 5-28; ИР | Устный опрос | |
1 | Документы в области стандартизации. Качество продукции. | З-8, З-9, З-10, З-11 | Комбинированный урок | ОИ 1, стр. 28-35; ИР, КЗ | Устный и письменный опрос | |
1 | Взаимозаменяемость деталей и узлов. Погрешность и точность размера. | З-8, З-9, З-10, З-11 | Комбинированный урок | ОИ 1, стр. 35-41; ИР, ВМ, КЗ | Устный и письменный опрос | |
1 | Геометрические элементы и их характеристики. Основные термины и определения. | З-8, З-9, З-10, З-11 | Комбинированный урок | ОИ 1, стр. 48-61; | Устный и письменный опрос | |
1 | Понятие о посадках.
| З-8, З-9, З-10, З-11 | Комбинированный урок | ОИ 1, стр. 61-68; ИР, ВМ, КЗ | Устный и письменный опрос | |
1 | Система посадок ИСО. | З-8, З-9, З-10, З-11 | Урок изучения нового учебного материала | ОИ 1, стр. 68-85; ИР, ВМ | Устный опрос | |
| 1 | Порядок выбора и назначения квалитетов точности и посадок. | З-8, З-9, З-10, З-11 | Комбинированный урок | ОИ 1, стр. 85-92; ИР, КЗ | Устный и письменный опрос |
1 | Практическое занятие № 1. Определение величин предельных отклонений размеров и допусков деталей. | З-8, З-9, З-10, З-11, У17 | Урок закрепления знаний, формирование умений | ОИ 1, стр. 65-83; ДМ, КЗ | Оценка выполнения практического задания | |
1 | Допуски и отклонения расположения формы и расположения поверхности деталей. | З-8, З-9, З-10, З-11 | Комбинированный урок | ОИ 1, стр. 92-128; ИР, ВМ, КЗ | Устный и письменный опрос | |
1 | Волнистость и шероховатость поверхности. Способы определения, приборы, правила определения. | З-8, З-9, З-10, З-11 | Комбинированный урок | ОИ 1, стр. 128-142: ИР, КЗ | Устный и письменный опрос | |
1 | Практическое занятие № 2. Определение шероховатости обработанной поверхности детали | З-8, З-9, З-10, З-11, У17 | Урок закрепления знаний, формирование умений | ОИ 1, стр. 262-272; ДМ, НО, КЗ | Оценка выполнения практического задания | |
Тема №2. Технические измерения (8 час.) | ||||||
1 | Основы метрологии. Международная система единиц (СИ) Основные термины | З-8, З-9, З-10, З-11 | Урок изучения нового учебного материала | ОИ 1, стр. 142-168; ИР | Устный опрос | |
1 | Методы и погрешности измерений. Выбор средств измерений. | З-8, З-9, З-10, З-11 | Комбинированный урок | ОИ 1, стр. 168-194; ИР, КЗ | Устный и письменный опрос | |
1 | Средства измерений и контроля размеров, форм и взаимного расположения поверхностей | З-8, З-9, З-10, З-11 | Урок изучения нового учебного материала | ОИ 1, стр. 194-262; ИР | Устный опрос | |
1 | Виды, устройство, назначение, правила применения контрольно-измерительных инструментов | З-8, З-9, З-10, З-11 | Комбинированный урок | ОИ 1, стр. 199-217; ИР | Устный и письменный опрос | |
1 | Способы определения точности размеров, формы и взаимного расположения поверхностей деталей | З-8, З-9, З-10, З-11 | Урок изучения нового учебного материала | ОИ 1 стр. 262-284;
| Устный опрос | |
1 | Практическое занятие № 3. Выполнение измерения деталей контрольно-измерительными инструментами | З-8, З-9, З-10, З-11, У17 | Урок закрепления знаний, формирование умений | ОИ 1 стр.194-244; НО, ДМ, КЗ | Оценка выполнения практического задания | |
1 | Средства контроля резьб. Виды, область применения, приемы работы | З-8, З-9, З-10, З-11 | Комбинированный урок | ОИ 1, стр. 327-342; ИР, КЗ | Устный и письменный опрос | |
1 | Практическое занятие № 4. Определение параметров и контроль качества резьбы | З-8, З-9, З-10, З-11, У17 | Урок закрепления знаний, формирование умений | ОИ 1, стр. 327-342; ИР, НО, КЗ | Оценка выполнения практического задания | |
1 | Дифференцированный зачет | З-8, З-9, З-10, З-11 | Контрольно –проверочный | ТЗ | Оценка результатов выполнения тестовых заданий дифференцированного зачета |
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
1. С.А. Зайцев «Технические измерения», учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования, М: ИЦ «Академия», 2018 - 365с.
2. А.А. Павлова «Техническое черчение», учеб. пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования, М: ИЦ «Академия», 2018 – 272с.
3. С.А. Зайцев «Допуски, посадки и технические измерения
в машиностроении», учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования, М: ИЦ «Академия», 2007 – 240 с.
Средства обучения и контроля:
Используемые сокращения | Применяемые средства обучения |
НП | наглядные пособия |
НМ | наглядный материал |
ДМ | дидактический материал |
НО | натуральные образцы |
ВМ | видеоматериал |
ПР | презентация |
ТЗ | тестовые задания |
КЗ | карточки-задания |
Преподаватель С.А. Осипов
Предварительный просмотр:
Приложение №1
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Вопросы по темам (текущий контроль)
Контрольные вопросы по теме № 1. «Основы стандартизации. Допуски и посадки деталей»
- Что такое взаимозаменяемость?
Ответ: Взаимозаменяемость – это пригодность одного изделия, процесса, услуги для использования вместо другого изделия, процесса, услуги в целях выполнения одних и тех же требований.
- Какая бывает взаимозаменяемость?
Ответ: Взаимозаменяемость бывает:
- полная взаимозаменяемость (требуемые характеристики у всех элементов) - полностью взаимозаменяемыми называются детали
и узлы, устанавливаемые при сборке без дополнительных операций
по обработке, без регулирования и подбора. Характерный пример — подшипники, автомобильные шины, электрические лампы;
- неполная (частичная, ограниченная) взаимозаменяемость (часть элементов с погрешностью (характеристикой) больше чем допуск
на сборку, при этом возникает риск не собрать изделие)-при сборке требуется установка детали или узла с размерами определённой группы, то есть групповой подбор деталей. Пример — поршни двигателей внутреннего сгорания;
- групповая (требуемые характеристики достигаются путём включения элементов, принадлежащей общей группе заранее измеренных
и рассортированных). Пример — клапана и толкатели двигателей внутреннего сгорания;
- Какие примеры взаимозаменяемости вы знаете?
Ответ: Если взять несколько одинаковых изделий, разобрать
их на детали, а детали перемешать, затем собрать из этих деталей такие же изделия (например, мясорубка, автомат, лампа освещения и т.д.).
- Что такое стандарт?
Ответ: Стандарт — нормативно-технический документ
по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом.
- Какие существуют категории стандартов?
Ответ: В зависимости от сферы действия, содержания и уровня утверждения стандарты подразделяют на категории и виды:
Технические условия — нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс требований к конкретным типам, маркам, артикулам продукции. Технические условия являются неотъемлемой частью комплекта технической документации на ту продукцию,
на которую они распространяются.
Стандартизация — английское слово, означающее сведение многих видов изделий к небольшому числу типовых образцов (стандартов).
Опережающая стандартизация — стандартизация, заключающаяся
в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому
на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам, будут оптимальными в последующее время.
Комплексная стандартизация — стандартизация, осуществление которой обеспечивает наиболее полное и оптимальное удовлетворение требований заинтересованных организаций и предприятий согласованием показателей взаимосвязанных компонентов, входящих
в объекты стандартизации, и увязкой сроков введения в действие стандартов.
- Что включает в себя понятие «качество продукции»?
Ответ: Свойство продукции использовать и применять
ее для удовлетворения определенных потребностей в соответствии
с ее назначением.
- Перечислите основные показатели качества продукции.
Ответ: 1. Единичный показатель – отражает одно какое – то свойство продукции (например, производительность, энергоемкость, грузоподъемность, ресурс и т.д.);
2. Комплексный показатель - отражает несколько свойств продукции (например, безотказность и ремонтопригодность);
- Какой размер называется действительным?
Ответ: Действительный размер - размер, установленный измерением
с помощью средства измерений с допускаемой погрешностью измерения.
- Какие размеры называются предельными?
Ответ: Предельно допустимый размер размерного элемента (минимальный или максимальный).
- Какой брак является исправимым?
Ответ: Если после изготовления изделия его параметры можно исправить и привести в соответствие с заданными размерами (например, диаметр отверстия сделать больше, а диаметр вала – меньше).
- Какой брак является неисправимым?
Ответ: Если после изготовления изделия его параметры нельзя исправить и привести в соответствие с заданными размерами. (например, диаметр отверстия сделать меньше, а диаметр вала – больше).
- Каким образом можно получить посадку: а) с зазором? б) с натягом?
Ответ: Зазором называется положительная разность между размерами отверстия и вала S = D — d, а натягом — положительная разность между размером вала и отверстия N = d — D. Единая система допусков и посадок для гладких деталей и соединений разработана на основе Международной системы допусков и посадок ИСО.
В посадках с зазором поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала, в посадках с натягом поле допуска вала расположено над полем допуска отверстия. В переходных посадках поля допусков отверстия и вала перекрываются.
Посадки с зазором должны обеспечивать наименьший зазор между валом и отверстием. Такой зазор обусловливает создание жидкостного трения в процессе эксплуатации соединения, а в прецизионных парах — также точное центрирование и равномерное вращение вала.
Посадки с натягом позволяют точно центрировать детали и передавать в процессе длительной эксплуатации заданный крутящий момент
или осевое усилие.
Переходные посадки дают возможность получить в соединении
как зазоры, так и натяги в зависимости от предельных размеров сопрягаемых деталей.
Посадки всех трех групп получают, изменяя положение полей допусков сопрягаемых деталей. Однако в экономическом
и техническом отношениях удобнее получать посадки изменением положения поля допуска или вала, или отверстия.
- Каковы условия образования зазора?
Ответ: Если линейные размеры вала меньше линейных размеров отверстия или линейные размеры отверстия больше линейных отверстий вала.
- Каковы условия образования натяга?
Ответ: Если линейные размеры вала больше линейных размеров отверстия или линейные размеры отверстия меньше линейных отверстий вала.
- Какие группы посадок существуют?
Ответ: Существуют посадки с зазором, с натягом и переходные посадки.
- Как образуются посадки в системе отверстия?
Ответ: Система отверстия — система, в которой посадки образуются соединением различных валов с основным отверстием.
- Как образуются посадки в системе вала?
Ответ: Система вала — система, в которой посадки образуются соединением различных отверстий с основным валом.
- Какая из систем посадок является предпочтительной и почему?
Ответ:
- Как расположено поле допуска основного отверстия в системе вала?
Ответ: Поле допуска основного отверстия в системе вала расположено в верхней части графического изображения детали.
- Как расположено поле допуска основного отверстия в системе отверстия?
Ответ: Поле допуска основного отверстия в системе отверстия расположено в нижней части графического изображения детали.
- Как по взаимному расположению полей допусков отверстия и вала при графическом изображении посадки определить характер соединения?
Ответ: При графическом изображении посадки характер соединения можно определить по специальной надписи, заключенной в рамку.
- Что такое система допусков и посадок?
Ответ: Системой допусков и посадок устанавливается четыре диапазона номинальных размеров: до 1 мм, 1...500, 500. .3150, 3150. .10000 мм. Благодаря такому делению учитываются специфические особенности образования посадок в различных диапазонах размеров соединений.
- Почему в стандартах на допуски и посадки используется понятие «интервал размера»?
Ответ: Интервалы размера в стандартах на допуски и посадки используются в связи с тем, что они привязаны к рядам предпочтительных чисел, утвержденных ГОСТ.
- Как называются ряды точности в ЕСДП?
Ответ: Квалитет (от немецкого Qualitat — качество) — это степень точности. Всего в ЕСДП предусмотрено 19 квалитетов, обозначаемых порядковым номером, возрастающим с увеличением допуска:
01, 0, 1, 2, 3, 17 (номера 01 и 0 соответствуют двум наиболее точным квалитетам, введенным в систему ИСО после введения 1-го квалитета). Сокращенно допуск по одному из квалитетов обозначают латинскими буквами и номером квалитета, например, IT9 — допуск
по 9-му квалитету.
Допуск выражается определенным, постоянным для данного квалитета числом единиц допуска, а:IT=ia (для размеров до 500 мм).
- Как обозначаются допуски в каждом квалитете?
Ответ: Допуски в квалитетах разбиты на число единиц допуска по принципу – чем выше квалитет, тем больше число допусков (например, для 5 квалитета число допусков – 7, для 15 квалитета число допусков – 640).
- Как обозначаются на чертежах поля допуска основного отверстия и основного вала?
Ответ: Поля допусков основного отверстия и основного вала на чертежах обозначаются с использованием прописных и заглавных букв английского алфавита.
- Как расположены поля допусков основного отверстия и основного вала?
Ответ: Поля допусков основного отверстия на чертежах обозначаются в виде математической дроби, где в качестве числителя указываются параметры отверстия, а в качестве знаменателя – параметры вала.
- Чем отличаются обозначения полей допусков отверстий
от обозначений полей допусков валов?
Ответ: Поля допуска валов обозначаются прописными (маленькими) буквами английского алфавита (например, а, в, с, d, f), а поля допусков отверстий обозначаются заглавными (большими) буквами английского алфавита (например, A, B, C, D, F).
- Что означают размеры 32G7, 50q6 на чертеже детали?
Ответ: 32G7 - диаметр отверстия – 30 мм +0,034/+0,08;
50q6 - диаметр вала 50 мм -0,06/-0,034;
- Как влияют отклонения от формы на характер соединения деталей?
Ответ: Уменьшают надежность и время работы изделия в целом, ведут к преждевременному выходу оборудования из строя, влияют
на точность и качество его работы.
- Когда на чертеже не указывается отклонение от формы поверхности?
Ответ: Параметры отклонения от формы поверхности на чертеже не указываются, если все отклонения формы поверхности по своей величине не превышают допуск размера данного элемента детали.
- В каких единицах указывается отклонение от формы на чертеже детали?
Ответ: В миллиметрах и его долях.
- Перечислите причины, по которым возникают отклонения от формы обрабатываемой поверхности.
Ответ: 1. Неточности станка;
2. Неточности приспособления;
3. Неточности режущего (обрабатывающего) инструмента;
4. Неточности установки режущего (обрабатывающего) инструмента;
5. Неточности детали;
6. Деформация детали;
7. Деформация станка, приспособления, инструмента;
8. Температурная деформация при обработке детали;
9. Неточность измерения и контроля размеров.
- Где на чертеже указывают допуск расположения поверхностей?
Ответ: В специальной рамке (состоящей из 1, 2, или 3 ячеек),
расположенной совместно со стрелочным указателем на точке нормируемой поверхности детали.
- Когда вводится третья часть рамки?
Ответ: Когда необходимо указать буквенное значение (параметр) базы (общей базы).
- Какая поверхность называется базой?
Ответ: Поверхность, относительно которой установлен допуск элемента.
- Как влияют отклонения от расположения поверхностей на характер соединения деталей?
Ответ: Отрицательно – увеличивается износ оборудования и время эксплуатации, увеличиваются погрешности в работе.
- Когда на чертеже не указывают отклонения от расположения поверхностей?
Ответ: Параметры отклонения от расположения поверхности на чертеже не указываются, если все отклонения расположения поверхности по своей величине не превышают допуск размера данного элемента детали.
- Что такое шероховатость?
Ответ: Шероховатостью поверхности называют совокупность микронеровностей на поверхности детали. Она является основным параметром, влияющим на работоспособность деталей узлов
и механизмов.
- Как влияет шероховатость деталей на работу механизма?
Ответ: Все поверхности любой детали, независимо от способа
их получения, имеют макро - и микронеровности в виде выступов
и впадин. Эти неровности, формирующие рельеф поверхности
и определяющие ее качество, называют шероховатостью поверхности. В процессе формообразования деталей на их поверхности появляются волнистость и шероховатость - ряд чередующихся выступов и впадин сравнительно малых размеров. Шероховатость и волнистость могут быть следом от резца или другого режущего инструмента, копией неровностей форм или штампов, могут возникать вследствие вибраций, возникающих при резании, а также в результате действия других факторов. Влияние шероховатости на работу деталей машин многообразно:
• шероховатость поверхности может нарушать характер сопряжения деталей за счет смятия или интенсивного износа выступов профиля;
• в стыковых соединениях из-за значительной шероховатости снижается жесткость стыков;
• шероховатость поверхности валов разрушает контактирующие с ними различного рода уплотнения;
• неровности, являясь концентраторами напряжений, снижают усталостную прочность деталей;
• шероховатость влияет на герметичность соединений, на качество гальванических и лакокрасочных покрытий;
• шероховатость влияет на точность измерения деталей;
• коррозия металла возникает и распространяется быстрее на грубо обработанных поверхностях и т.п.
- Какие знаки применяют при обозначении шероховатости?
Ответ: для обозначения шероховатости используется знак типа
- Стандартизованы ли значения параметров шероховатости?
Ответ: Да, они привязаны к базовой длине (l) измеряемого участка поверхности детали.
- В каких единицах выражаются параметры шероховатости?
Ответ: Параметры шероховатости поверхности обозначаются символами Ra, Rz, выражаются в миллиметрах и его долях.
Ra – это среднее арифметическое отклонение точек профиля в пределах базовой длины.
Rz – это высота неровностей профиля по 10 точкам. Сумма средних арифметических абсолютных отклонений точек пяти наибольших минимумов и пяти наибольших максимумов профиля в пределах базовой длины.
- Назовите параметры шероховатости.
Ответ: Ra – это среднее арифметическое отклонение точек профиля в пределах базовой длины.
Rz – это высота неровностей профиля по 10 точкам. Сумма средних арифметических абсолютных отклонений точек пяти наибольших минимумов и пяти наибольших максимумов профиля в пределах базовой длины.
- Как по-вашему, какой из параметров более полно определяет шероховатость?
Ответ: Параметр Rz, так как он наиболее удобен для контроля с использованием большинства методов и средств и способов измерения.
Контрольные вопросы по теме № 2. Технические измерения.
- Что такое измерение?
Ответ: Поиск неизвестной величины с использованием измерительных инструментов.
- Что такое результат измерения?
Ответ: Полученные в результате процесса эксперимента одна
или несколько значений величин, которые могут быть обоснованно приписаны измеряемой величине.
- Что такое средства измерения?
Ответ: Устройства для нахождения неизвестных значений физических величин (размеров, веса, скорости и т.д.)
- Что такое метрология?
Ответ: Метрология (от греч. "метро"- мера, "логос" - учение) - наука
об измерениях, методах и средствах обеспечения единства и требуемой точности измерений.
Измерение - это нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств.
На основе измерений получают информацию о состоянии производственных, экономических и социальных процессов. Получение недостоверной информации приводит к неверным решениям, снижению качества продукции, возможным авариям
- Что такое шкала, цена деления?
Ответ: Шкала – часть средства измерения, представляющая собой упорядоченный набор меток вместе со значениями соответствующей величины.
Цена деления – разность величин, соответствующих двум соседним отметкам шкалы средства измерения.
- Какая разница между прямым и косвенным измерениями?
Ответ: Прямое измерение – это измерение полученной величины непосредственно с использованием средств измерения (например, при взвешивании весами или измерении средством измерения линейных величин);
Косвенное измерение – это измерение, полученное путем прямых измерений других величин, косвенно связанных с искомой (например, масса воды в емкости размером 100х100х100 мм, масса металла объемом 50х50х50 мм).
- В чем сущность метода непосредственной оценки и метода сравнения с мерой?
Ответ: Метод непосредственной оценки заключается в определении искомой величины непосредственно по показанию шкалы средства измерения.
Метод сравнения с мерой заключается в сравнении искомой величины с величиной, воспроизводимой мерой.
- Перечислите показатели, которые следует учитывать при выборе средств измерения линейных размеров.
Ответ: Точность измерения, условия измерения и количество необходимых измерений.
- Каков порядок действий при выборе средств для измерения линейных размеров?
Ответ: В зависимости от необходимых условий и точности проведения измерения необходимо определить вид и состав измерительных инструментов, которыми будут проводиться измерения и их точность.
- Чем характерны штангенинструменты?
Ответ: Это средства измерения, предназначенные для измерения абсолютных линейных размеров наружных и внутренних поверхностей, а также для воспроизведения размеров при разметке деталей.
- Какие существуют виды штангенциркулей?
Ответ: Штангенциркули, штангенглубиномеры, штангенрейсмасы.
- Назовите основные части штангенциркуля.
Ответ: 1. Линейка – штанга;
2. Измерительные губки для внутренних и внешних поверхностей);
3. Рамка;
4. Винт зажима рамки;
5. Шкала – нониус;
6. Линейка глубиномера;
7. Рамка микрометрической подачи.
- Как определяются целые миллиметры у штангенциркуля?
Ответ: По основной шкале измерительного инструмента.
- Как определяются дробные доли миллиметра
у штангенинструментов?
Ответ: По показаниям нониуса.
- Какие величины отсчета установлены у штангенинструментов?
Ответ: Показания величин отсчета устанавливаются для линейных величин в целых, сотых и тысячных долях миллиметра, для угловых величин – в градусах, минутах и секундах.
- Для чего служит штангенрейсмас?
Ответ: Штангенрейсмас служит для разметки деталей и определения
их высоты.
- Для чего служит штангенглубиномер?
Ответ: Для измерения глубины отверстий.
- Чем характерны микрометрические инструменты?
Ответ: Они обладают высокой точностью измерения, позволяющие находить значение величин от 0,1 до 0,001 мм.
- Какие существуют микрометрические инструменты общего назначения?
Ответ: Гладкие микрометры, микрометры со вставками, микрометрические глубиномеры.
- Из каких основных частей состоит микрометр?
Ответ: 1. Корпус;
2. Неподвижная пятка;
3. Стебель;
4. Микрометрический винт;
5. Барабан;
6. Гайка микрометрической пары;
7. Устройство стабилизации усилия измерений (трещотка);
8. Ось продольной шкалы;
9. Продольные шкалы;
10. Круговая шкала;
11. Стопор;
12. Контргайка.
- Для чего служит трещотка?
Ответ: Трещотка предназначена для стабилизации усилия
при измерениях.
- Чему равна цена деления микрометрических инструментов
и как она определяется?
Ответ: В зависимости от класса точности прибора цена деления может составлять от 0,01 до 0,001 мм., цена деления указывается на корпусе измерительного инструмента.
- Как производится чтение показаний на микрометрических инструментах?
Ответ: Сначала смотрят показания основной шкалы, затем – показания нониуса.
- Какова разница в чтении показаний у микрометрического глубиномера и микрометра?
Ответ: Вместо нониусной шкалы у глубиномеров может использоваться индикатор часового типа с ценой деления
0,05 и 0,01 мм.
- Назвать общую классификацию резьбы.
Ответ: Резьбы делятся на 2 группы – общего назначения и специальные с узкой областью применения. Они бывают 3-х основных видов:
1. Крепежные;
2. Кинематические;
3. Трубные.
- Каковы основные элементы метрической резьбы?
Ответ: 1. Наружный (болт) и внутренний (гайка) диаметр резьбы;
2. Средний диаметр;
3. Шаг резьбы;
4. Угол профиля резьбы;
5. Рабочая высота профиля резьбы;
6. Длина свинчивания.
- Назвать допуски и посадки метрической резьбы. Степени точности резьбы.
Ответ: 1. Резьбовые соединения с зазором;
2. Резьбы с натягом.
- Какими методами и средствами производится контроль метрической резьбы?
Ответ: Методы контроля метрической резьбы:
1. Дифференцированный (измерение каждого параметра резьбы в отдельности);
2. Комплексный (на степень соответствия действительного контура резьбы предельному).
Средства контроля метрической резьбы:
1. Калибры (предельные рабочие гладкие, контрольные, приемные, резьбовые проходные и непроходные,);
2. Проекторы;
3. Шаблоны с предельными контурами.
Комплект карточек заданий для письменной проверки знаний по темам учебной дисциплины
Занятие №2. Документы в области стандартизации. Качество продукции.
Задание: выберите из правой колонки определение, относящееся к термину в левой колонке:
Показатели качества | Определение показателей качества |
1) Назначение | 1. Показатели, характеризующие затраты на изготовление продукции. |
2) Экологические | 2. Показатели, характеризующие основные функции продукции |
3) Экономические | 3. Показатели, характеризующие рациональность и совершенство формы изделия. |
4) Эстетические | 4. Показатели, характеризующие условия изготовления детали. |
5) Надежности | 5. Показатели, характеризующие при работе изделия сохранение окружающей среды. |
6)Технологичности | 6. Долговечность, надежность |
Ответ оформите в виде указанной таблицы.
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
№ ответа |
Занятие № 3. Взаимозаменяемость деталей и узлов. Погрешность и точность размера.
Задание: ответьте на вопросы теста.
1. Размеры на чертеже проставляются в:
а) сантиметрах б) дециметрах в) миллиметрах
2. Наибольший и наименьший размеры детали называются:
а) действительные б) предельные в) номинальные
3. По формулировке определите тип размера.
Размер, полученный конструктором в результате расчетов или с учетом различных конструкторских или технологических соображений, - это размер...
а) номинальный
б) действительный
в) наибольший
4. Имеет ли допуск размера знак? а) Да б) Нет
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 |
Буква ответа |
Эталон ответа:
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 |
Буква ответа |
Занятие № 4. Геометрические элементы и их характеристики. Основные термины и определения.
Задание: проведите анализ размеров и заполните таблицу.
Контрольные вопросы | Исходные данные | |||||
Размер на чертеже | ||||||
0,2 | ||||||
Номинальный размер, мм? | ||||||
Верхнее предельное отклонение, мм? | ||||||
Нижнее предельное отклонение, мм? | ||||||
Наибольший предельный размер, мм | ||||||
Наименьший предельный размер, | ||||||
Допуск размера? |
Эталон ответа:
Контрольные вопросы | Исходные данные | |||||
Размер на чертеже | ||||||
0,2 | ||||||
Номинальный размер, мм? | ||||||
Верхнее предельное отклонение, мм? | ||||||
Нижнее предельное отклонение, мм? | ||||||
Наибольший предельный размер, мм | ||||||
Наименьший предельный размер, | ||||||
Допуск размера? |
Занятие № 5,6 Понятия о посадках.
Задание: проведите анализ соединения и определите вид посадки
Контрольные вопросы | Вал | Отверстие |
Наибольший размер, мм? | ||
Наименьший размер, мм? | ||
Верхнее предельное отклонение, мм? | ||
Нижнее предельное отклонение, мм? | ||
Допуск размера? | ||
Графическое изображение соединения | ||
Вид посадки? |
Эталон ответа:
Контрольные вопросы | Вал | Отверстие |
Наибольший размер, мм? | ||
Наименьший размер, мм? | ||
Верхнее предельное отклонение, мм? | ||
Нижнее предельное отклонение, мм? | ||
Допуск размера? | ||
Графическое изображение соединения | ||
Вид посадки? |
Занятие № 7. Порядок выбора и назначения квалитетов точности и посадок
Задание: определите вид системы посадок по характеру расположения поля допуска основной детали.
Исходные данные.
Схемы полей допусков
1 - поле допуска основной детали | 1 - поле допуска основной детали | ||
2-9 - поля допусков сопрягаемых деталей | 2-9 - поля допусков сопрягаемых деталей | ||
Соединение деталей | Тип соединения | Соединение деталей | Тип соединения |
1-2 | 1-2 | ||
1-3 | 1-3 | ||
1-4 | 1-4 | ||
1-5 | 1-5 | ||
1-6 | 1-6 | ||
1-7 | 1-7 | ||
1-8 | 1-8 | ||
1-9 | 1-9 |
Эталон ответа:
1 - поле допуска основной детали | 1 - поле допуска основной детали | ||
2-9 - поля допусков сопрягаемых деталей | 2-9 - поля допусков сопрягаемых деталей | ||
Соединение деталей | Тип соединения | Соединение деталей | Тип соединения |
1-2 | 1-2 | ||
1-3 | 1-3 | ||
1-4 | 1-4 | ||
1-5 | 1-5 | ||
1-6 | 1-6 | ||
1-7 | 1-7 | ||
1-8 | 1-8 | ||
1-9 | 1-9 |
Занятие № 8. Допуски и отклонения расположения формы и расположения поверхности деталей
Задание: заполните таблицу, вписав соответственно виду допуска его условный знак.
Вид допуска | Знак |
Допуск плоскостности | |
Допуск прямолинейности | |
Допуск круглости | |
Допуск цилиндричности | |
Допуск профиля продольного сечения |
Эталон ответа:
Вид допуска | Знак |
Допуск плоскостности | |
Допуск прямолинейности | |
Допуск круглости | |
Допуск цилиндричности | |
Допуск профиля продольного сечения |
Занятие № 9. Волнистость и шероховатость поверхности.
Задание: выберите возможные методы обработки поверхности данной шероховатости:
Методы обработки:
А - зеркальная доводка, Б – зенкерование, В - тонкое точение
Г - грубое точение
Ответ оформите в виде таблицы.
N | I | II | III | IV |
Методы обработки |
Занятия № 13,14. Методы и погрешности измерений. Выбор средств измерений. Средства измерений и контроля линейных размеров
Задание: напишите в правой колонке букву правильного ответа
Термин | Определение |
Метрология | |
Средство измерения | |
Результат измерения | |
Шкала | |
Пределы измерений |
А. Значение величины, которое вывели измерением.
Б. Наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства, а также способах достижения требуемой точности.
В. Средство, с помощью которого выполняют измерения.
Г. Это наибольшее и наименьшее значение диапазона измерений.
Д. Ряд отметок (штрихов) и проставленных около них чисел, положение и значение которых соответствуют ряду последовательных размеров.
Эталон ответа:
Термин | Определение |
Метрология | Б. Наука об измерениях, методах |
Средство измерения | В. Средство, с помощью которого выполняют измерения. |
Результат измерения | А. Значение величины, которое вывели измерением. |
Шкала | Д. Ряд отметок (штрихов) |
Пределы измерений | Г. Это наибольшее и наименьшее значение диапазона измерений. |
Занятие № 15. Виды, устройство, назначение, правила применения контрольно-измерительных инструментов. 6,17
Задание: определите размер по приведенному фрагменту шкалы штангенциркуля. Крестиком указан штрих нониуса, совпадающий со штрихом основной
Эталон ответа -20,7 мм
Определите размер по показаниям микрометра, приведенным на рисунке
Эталон ответа -6,04 мм
Назовите средство, предназначенное для измерения с точностью от 0,05 до 0,1 мм
Эталон ответа – штангенциркуль
Занятия № 16,17. Способы определения точности размеров, формы и взаимного расположения поверхностей деталей. Средства контроля резьб.
Задание: измерить шаг метрической резьбы болта измерительной линейкой
Приложить измерительную линейку 2 к детали 1 параллельно ее оси и определить, сколько витков (ниток) помещается на длине 50 или 100 мм и т. д. Разделив выбранную длину линейки на количество витков (ниток), получим шаг резьбы в миллиметрах.
Предварительный просмотр:
Приложение №3
ТЕСТЫ
для проведения дифференцированного зачета по дисциплине
«Допуски и технические измерения»
(необходимо найти единственно правильный ответ)
Вариант №1
№ п/п | Вопрос | Варианты ответов |
Линейный размер - это? |
| |
Отклонения от номинального размера называются: |
| |
Предельный размер – это: |
| |
Предельные отклонения бывают: |
| |
Допуском называется: | 1. разность между верхним и нижним предельным отклонением 2. сумма верхнего и нижнего предельных отклонений 3. разность между номинальным и действительным размером | |
Чем допуск меньше, тем деталь изготовить: |
| |
Горизонтальную линию, соответствующую номинальному размеру, от которой откладывают отклонения называют: |
| |
Условие годности действительного размера – это: |
| |
Если действительный размер оказался меньше наименьшего предельного размера, для внутреннего элемента детали, то: |
| |
Если действительный размер оказался больше наибольшего предельного размера, для наружного элемента детали, то: | 1. брак исправимый 2. брак неисправимый | |
Чему равно верхнее отклонение размера: 50-0,39 | 1. +0,39 | |
Конструктивно необходимые поверхности, не предназначенные для соединения с поверхностями других деталей, называются: |
| |
Разность действительного размера отверстия и вала, если размер отверстия больше размера вала, называется: |
| |
ЕСДП – это: |
| |
Совокупность допусков, соответствующих одинаковой степени точности для всех номинальных размеров, называется: |
| |
Для грубых соединений используются квалитеты: | 1. 6-7 2. 8-10 3. 11-12 | |
Система ОСТ – это: | 1. основные схемы точности 2. общие системы 3. группа общесоюзных стандартов | |
Идеальная поверхность, номинальная форма которой задана чертежом, называется: | 1. реальная поверхность 2. номинальная поверхность 3. профиль поверхности | |
Отклонение реального профиля от номинального – это: | 1. отклонение профиля поверхности 2. допуск формы поверхности 3. отклонение формы поверхности | |
Основой для определения шероховатости поверхности является: | 1. количество неровностей 2. площадь поверхности детали 3. профиль шероховатости |
21. Квалитет — это группа ……. на линейные размеры, характеризующаяся общим обозначением ( вставить пропущенное слово)
22. Перечислите факторы, влияющие на точность обработки: …………………….
23. Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность ………………………..(продолжить предложение)
удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
24. Размер — это……………………..( продолжить предложение)
Эталоны ответов теста
№ вопроса | № ответа | № вопроса | № ответа |
2 | 11 | 2 | |
3 | 12 | 3 | |
1 | 13 | 1 | |
2 | 14 | 2 | |
1 | 15 | 2 | |
2 | 16 | 3 | |
2 | 17 | 3 | |
2 | 18 | 2 | |
1 | 19 | 1 | |
1 | 20 | 3 |
21. Квалитет — это группа допусков на линейные размеры, характеризующаяся общим обозначением.
22. Неточности и деформации станка, приспособления, режущего инструмента
Неточность установки инструмента. Неточности детали. Температурные деформации, возникающие в процессе обработки детали. Неточности измерения и контроля размеров
23. Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
24. Размер — это числовое значение линейной величины (диаметра, длины и др.) в выбранных единицах измерения.
Вариант №2
№ п/п | Вопрос | Варианты ответов |
Отклонения от номинального размера называются: |
| |
Предельный размер – это: |
| |
Допуском называется: | 1. разность между верхним и нижним предельным отклонением 2. сумма верхнего и нижнего предельных отклонений 3. разность между номинальным и действительным размером | |
Предельные отклонения бывают: |
| |
Горизонтальную линию, соответствующую номинальному размеру, от которой откладывают отклонения называют: |
| |
Чем допуск меньше, тем деталь изготовить: |
| |
Линейный размер - это? |
| |
Чему равно верхнее отклонение размера: 50-0,39 | 1. +0,39 | |
Условие годности действительного размера – это: |
| |
Если действительный размер оказался больше наибольшего предельного размера, для наружного элемента детали, то: | 1. брак исправимый 2. брак неисправимый | |
Конструктивно необходимые поверхности, не предназначенные для соединения с поверхностями других деталей, называются: |
| |
Если действительный размер оказался меньше наименьшего предельного размера, для внутреннего элемента детали, то: |
| |
Разность действительного размера отверстия и вала, если размер отверстия больше размера вала, называется: |
| |
ЕСДП – это: |
| |
Система ОСТ – это: | 1. основные схемы точности 2. общие системы 3. группа общесоюзных стандартов | |
Совокупность допусков, соответствующих одинаковой степени точности для всех номинальных размеров, называется: |
| |
Основой для определения шероховатости поверхности является: | 1. количество неровностей 2. площадь поверхности детали 3. профиль шероховатости | |
Отклонение реального профиля от номинального – это: | 1. отклонение профиля поверхности 2. допуск формы поверхности 3. отклонение формы поверхности | |
Идеальная поверхность, номинальная форма которой задана чертежом, называется: | 1. реальная поверхность 2. номинальная поверхность 3. профиль поверхности | |
Для грубых соединений используются квалитеты: | 1. 6-7 2. 8-10 3. 11-12 |
21. Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность ………………………..(продолжить предложение)
удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
22. Размер — это……………………..( продолжить предложение)
числовое значение линейной величины (диаметра, длины и др.) в выбранных единицах измерения.
23. Квалитет — это группа ……. на линейные размеры, характеризующаяся общим обозначением ( вставить пропущенное слово)
Квалитет — это группа допусков на линейные размеры, характеризующаяся общим обозначением.
24. Перечислите факторы, влияющие на точность обработки: …………………….
Эталоны ответов теста
№ вопроса | № ответа | № вопроса | № ответа |
3 | 11 | 3 | |
1 | 12 | 1 | |
1 | 13 | 1 | |
2 | 14 | 2 | |
2 | 15 | 3 | |
2 | 16 | 2 | |
2 | 17 | 3 | |
2 | 18 | 1 | |
2 | 19 | 2 | |
1 | 20 | 3 |
21. Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением
22. Размер — это числовое значение линейной величины (диаметра, длины и др.) в выбранных единицах измерения.
23. Квалитет — это группа допусков на линейные размеры, характеризующаяся общим обозначением
24. Неточности и деформации станка, приспособления, режущего инструмента.
Неточность установки инструмента. Неточности детали. Температурные деформации, возникающие в процессе обработки детали. Неточности измерения и контроля размеров
Критерии оценки теста
Время выполнения теста – 30 минут
«Отлично» – не более 2 неправильных ответов;
«Хорошо» - не более 4 неправильных ответов;
«Удовлетворительно» - не более 7 неправильных ответов.
«Неудовлетворительно» - более 7 неправильных ответов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 «Материаловедение» профессия 18511 «Слесарь по ремонту автомобилей»
Рабочая программа профессионального цикла разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», перечн...
Календарно-тематический план по профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей по учебной дисциплине ОП. 03 «Материаловедение» Титульный лист
Календарно-тематический пландля профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилейпо учебной дисциплине ОП. 03 «Материаловедение»Количество часов по учебному плану 30 ...
Календарно-тематический план по профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей по учебной дисциплине ОП. 03 «Материаловедение» КТП
Календарно-тематический пландля профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилейпо учебной дисциплине ОП. 03 «Материаловедение»Количество часов по учебному плану 30...
Программа учебной дисциплины "Психология общения" для профессий 18511 "Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования"
Программа «Психология общения» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 18511 «Слесарь по ремонту и обслуживанию сельскохозяй...
Экзаменационные билеты (18511 "Слесарь по ремонту автомобилей")
ПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащихна получение рабочей профессии18511 «Слесарь по ремонту автомобилей» для студентов 3 курса очной...
ТЕСТЫ к теоретическому зачету по профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей – II разряд
Тесты предназначены для проведения теоретического зачета по профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей – II разряд. Вариант I....
Программа профессионального обучения по профессии рабочего "18511 Слесарь по ремонту автомобилей "
Программа профессионального обученияПрограмма профессиональной подготовкипо профессии рабочего18511 « Слесарь по ремонту автомобилей »...