Учебно-планирующая документация для обучающихся с ОВЗ:"История родного края", "Основы трудового законодательства", "Основы православной культуры", "ПДД"
календарно-тематическое планирование
Программа факультативного предмета «История родного края» предназначена для изучения истории в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа "Основы православной культуры" разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Основы православной культуры» и предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа "Основы трудового законодательства"разработана на основании учебно - программной документации Института развития профессионального образования Минобразования России для лиц с ограниченными возможностями здоровья и предназначена для профессиональной подготовки рабочих по профессии из числа выпускников специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида.
Программа « Правила дорожного движения» предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
К каждой рабочей программе разработано КТП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 264.25 КБ |
![]() | 264.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНой КУЛЬТУРы
для профессии:
19727 Штукатур
Белгород, 2019
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Основы православной культуры» и предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Организация-разработчик: ОГАПОУ «БСК»
Разработчики:
Пойменова Елена Петровна, преподаватель первой категории
ОГАПОУ «БСК»
Панченкова Ирина Ивановна, преподаватель высшей категории
ОГАПОУ «БСК»
РАСCМОТРЕНО Предметно-цикловой комиссией преподавателей гуманитарного профиля протокол № ___ от _________ Председатель _________ Л.П. Лукинова | УТВЕРЖДАЮ зам. директора ______________
«___» ________20 г. |
Рекомендована методическим советом ОГАОУСПО «БСК»
Протокол методического совета №______от «___»___________20__г.
Рекомендована педагогическим советом ОГАОУСПО «БСК»
Протокол педагогического совета №______от «___»___________20__г.
СОДЕРЖАНИЕ
СТР. | |
| 4 |
| 6 |
| 16 |
| 17 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»
- Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Православная культура» предназначена для изучения православия в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья..
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
освоение обучающимися знаний по актуальным проблемам православного вероучения:
- истории Православия;
- влияние Русского Православия на все сферы человека и жизни общества; - формирование устойчивой нравственной позиции обучающихся;
- воспитание духовной зрелости обучающихся для правильного понимания ими жизни современного общества;
- готовность молодых людей к построению дружеских, семейных и других взаимоотношений на основе сформированных при изучении курса «Православная культура» нравственных позиций.
Задачи, решаемые в ходе изучения учебной дисциплины «Православная культура»:
- преподавание обучающимся культурологических знаний, формирующих целостную картину мира на основе православных мировоззренческих ценностей;
- содействие воспитанию обучающихся в духе благочестия, основанных на осознании абсолютных ценностей бытия, необходимости их осуществления в личной жизни;
- передача обучающимся знаний в области православной культуры, традиций, как средство духовно – нравственного и эстетического развития личности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- работать с литературой по изучаемым темам, с информационным материалом;
- анализировать процессы и явления, происходящие в деловой жизни мира, страны, области, города;
- применять в жизни полученные знания;
- оценивать свои дела и поступки близких и знакомых с позиции основных законов духовной жизни человека.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- понятия «свято», «святость», «Святая Русь»;
- понятие «духовные устои»;
- нравственные и духовные устои семьи;
- понятия «святой», «святые люди»;
- о символизме и понимании русской иконы;
- основные законы духовной жизни человека;
- перечень обрядов и таинств и условия их соблюдения;
- духовные ценности православия;
- православные святыни Белгородчины.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 34 часа;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 34 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 34 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | - |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работай (проектом) (если предусмотрено) | - |
- 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Православная культура»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
Раздел 1. Святость земли Русской | 6 | |||||||||
Тема 1.1. Понятие Святости в русской православной культуре.
| Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Краткая история принятия христианства на Руси; термины «святое», «священное», «святость»; идеал святости для русского человека, понятие русской святости; принятие красоты, как святости в храмовой архитектуре, искусстве, культуре Руси; символы Веры; заповеди Ветхого и Нового завета; почитание Иисуса Христа и Божией Матери; святые люди; старчество. | 2 | ||||||||
Тема 1.2. Древнерусская литература об установлении духовных устоев на Руси | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Вступление Руси в новый исторический период; суть кирилло-мефодиевской традиции в христианстве; «Повесть временных лет», митрополит Илларион «Слова о Законе и Благодати»; произведения Климента Смолятича: «Изборник» 1-е произведение поучительной отечественной православной культуры. Лаврентьевская летопись 1096 г. «Поучения Владимира Мономаха»; «Легенда о граде Китеже». | 2 | ||||||||
Тема 1.3. Русская литература об установлении духовных устоев на Руси | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Краткие сведения из жизни А.С. Пушкина, связанные с его православной культурой; произведения Пушкина, их христианские направления; патриотизм; Н.В. Гоголь, его произведения, их религиозный смысл; Ф.М. Достоевский – о тайне христианской любви в произведениях «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание». | 2 | ||||||||
Тема 1.4. Православные праздники | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Толкование слова «праздник» не переходящие и переходящие праздники; решения Московского собора о начале летоисчисления на Руси; степени торжественности православных праздников; праздники в честь православной Богородицы; праздник Пасхи; великий пост, Радоница, праздник Казанской иконы Божией матери; именины. | 2 | ||||||||
Раздел II. Житие святых как нравственный образец | 2 | |||||||||
Тема 2.1. Житие святых как нравственный образец. Русские святые | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Понятия «святой», кем они являются для православных людей, святые: пророки, апостолы, равноапостольные мученики, страстотерпцах, исповедники, благоверные князья, святители. Русские святые: (продолжение темы) встреча со священнослужителем | 2 | ||||||||
Раздел III. Православная икона | 17 | |||||||||
Тема 3.1. Символический мир. Чудотворность. | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Понятие «символ», «икона»; живое единство предметного образа и глубинного смысла; способность символа передавать сокровенное, невыразимое, раскрытие предмета через образ и пособие, указывающее на нечто, превышающее сам образ; смысл православной иконы – изобразить мир духовный; иконописные каноны; основные составляющие символического мира русской иконы: цвет; небо и земля; нимбы, лучи, звезды; обратная перспектива; изображение архитектуры; прошлое и будущее; круг и спираль. Значение икон для верующих; явленные образы – иконы, написанные неведомой рукой, чудотворность православной иконы; грань между чудотворной и не чудотворной иконами; чудотворность икон « Спас Нерукотворный», Казанской иконы Божией Матери; образа святителя Николая Чудотворца; Владимирской иконы Божией Матери; чудотворность отображения иконы на стекле киота. | 2 | ||||||||
Тема 3.2. История появление иконописи | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | До V – VII вв. икона была общим достоянием всех христианских Церквей; Западное христианство; реалистичность иллюстрации Библии и использование скульптурных изображений Христа, Богоматери, ангелов, святых; Восточная Церковь: от видимого к умозрительному, от изображения – к символу и знаку. Прп Антипий Печерский и прп Григорий, первые иконописцы на Руси; иконопись как подвиг; условия мастера, предшествовавшей написание иконы в период ее написания; описание иконы Спаса Нерукотворного, придание о ее появлении; каноны иконографии; пород древесины для написания икон; замешивание красок. | 2 | ||||||||
Тема 3.3. Русские иконописцы (Феофан Грек, Андрей Рублев) | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Феофан Грек (Гречин) и Андрей Рублев – русские иконописцы; краткие сведения о жизни каждого; какой смысл вкладывали в свои творения иконописцы; произведения, созданные Ф. Греком и А. Рублевым. | 2 | ||||||||
Тема 3.4. Иконография образца Пресвятой Богородицы | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Богородичные иконографические сюжеты; три основных наиболее распространенных типов иконографии Богородицы: «Оранта» (молящаяся); «Одигитрия» (Путеводительница); «Панакранта» (Пренепорочная); какие иконы к каждому типу относятся ученые – богословы занимаются исследованием духовного содержания каждой иконы | 2 | ||||||||
Тема 3.5. Иконы Пресвятой Богородицы на Руси | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Икон Пресвятой Богородицы, почитаемых на Руси, насчитывается около 700; первый иконописец-евангелист Лука, по приданию писал лик с самой Богородицы; в трудные периоды своей жизни человек обращается к ней; Пресвятая Богородица- заступница Руси. | 2 | ||||||||
Тема 3.6. Чудотворная Владимирская икона Богоматери | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Владимирская икона Божией Матери – это великая заветная святыня Русской земли; Евангелий Лука написал на доске стола эту икону; история появления иконы на Руси; чудеса, совершаемые иконой; - место нахождения иконы в настоящее время в Третьяковской галерее в Москве | 2 | ||||||||
Тема 3.7. Казанская и Донская чудотворные иконы Пресвятой Богородицы | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Иконы Казанской и Донской Божией Матери являются святынями и заступницами русского народа, и вдохновляет на подвиг. | 2 | ||||||||
Тема 3.8. Чудотворные иконы Новгородской Божией Матери, Державная икона Божией Матери. | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | История прославления Новгородской иконы Божией Матери в XIIв, 1170 г., 1357г., 1566., 1611, обретение Державной иконы Божией Матери и ее чудотворная сила. | 2 | ||||||||
Тема 3.9 Чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | История Чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение», ее обретение и значение (посещение Курской Коренной Пустыни). | 3 | ||||||||
Тема 3.10 Основные типы изображений Иисуса Христа | Содержание учебного материала |
2 | ||||||||
1 | V век – появляются образы И. Христа; образец описания канонического образа И.Х. монахом Епифанием; нерукотворный образ И.Х. - Спас Нерукотворный; 2 версии нерукотворного образа – Западный и Восточный» описание облика И.Х. в книге И. Припачкина «Иконография Христа» Основные 2 класса изображения И.Христа; подразделения прямого класса на 5 типов; их краткая характеристика; символические изображения И.Христа как отражение евангельских притч. | 2 | ||||||||
Тема 3.11. Источник православного искусства | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Главный вопрос мыслящего человека и смысл жизни; выражение понимания своего предназначения в произведениях искусства; источник вдохновения - любовь и сострадание к людям; христианская тематика – неиссякаемый источник творческих поисков в разных видах искусства и для разных народов; простая, искренняя вера – достояние русского народа на протяжении веков. | 2 | ||||||||
Тема 3.12. Монументальная живопись в православном храме | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | История катакомбного искусства; фреска – одна из техник системных росписей; мозаика; оформление православных храмов. | 2 | ||||||||
Тема 3.13. Символы православного искусства | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Символ, его понятие, история возникновения; крест, его формы и значение; крестное знамение, его отношение к неписанному приданию, «принятому в тайне», как совершают крестное знамение православные христиане; значение символов: голубь, голубь с оливковой ветвью, агнец, рыба, виноградная лоза, нимб, зерцало, якорь. | 2 | ||||||||
Раздел IV. Духовная жизнь христианина | 7 | |||||||||
Тема 4.1. Основные законы духовной жизни человека (цель христианской жизни). | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Связь истинного христианина с Церковью; слова Иоанна Златоуста о церкви и порождении Зла; о борьбе Добра и Зла, и пути победы над Злом; заповеди – нравственные законы, установленные Богом в древние времена (Божьи законы); нарушение невыполнение их людьми последствиями этого. | 2 | ||||||||
Тема 4.2. Роль православных таинств | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Понятие «таинства», 7 главных таинств; обязательные и необязательные таинства; готовность и к принятию таинств; совершение обрядов таинств. | 2 | ||||||||
Тема 4.3. Духовные ценности русской культуры, русского православия | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Духовные ценности русской культуры, русского православия | 3 | ||||||||
Тема 4.4. Русское православие и его духовно-историческая миссия. | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | География православия; основы православного вероучения; постановления семи Вселенских соборов (IV – VIII вв) | 2 | ||||||||
Тема 4.5 Православные святыни Белгородчины | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Белгородской области и сопоставлять с успехами в своей жизни. Понятие духовной краеведение . Храмы и монастыри Белгородской области; православные памятные места Белгородчины; памятные даты истории православие Белгородской области ; святитель Иоасаф Белгородский; его жизнь, обретение мощей,; Белгородские мученики и святые; православие и современная культура; о духовном образовании (посещение пещерного монастыря в Холках). | 3 | ||||||||
Раздел V. Храм - Дом Божий. | 3 | |||||||||
Тема 5.1. Откуда взят образ храма? Для чего строят храмы?
| Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Сердце каждого христианина – его храм; храм для человека – это самый главный, родной Отчий дом; назначение храма; первых русских храмах; разновидности храмов; назначение храма. | 2 | ||||||||
Тема 5.2. Древнее культовое зодчество на Руси Внутреннее устроение храма | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Активное культовое строительство; 1-й наемный храм Пресвятой Богородицы в Киеве; устройство крестово-купольного храма; деревянное зодчество, шатровый стиль. |
2 | ||||||||
1 | ||||||||||
Всего: | 34 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
- 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины осуществляется в кабинете духовно – нравственного воспитания.
Оборудование учебного кабинета:
- Аудиторная доска для письма фломастера с магнитной поверхностью
- Устройство персонального компьютера
- Посадочные места по количеству обучающихся
- Рабочее место преподавателя
- Политическая карта мира
- Карта Белгородской области
- Комплект учебно-наглядных пособий по философии
Технические средства обучения:
- Интерактивная доска
- Мультимедиа проектор
- Персональный компьютер – рабочее место преподавателя
- Персональный компьютер – рабочее место обучающегося
- Источник бесперебойного питания
-Акустические системы (колонки)
- Мобильное устройство для хранение информации (флэш- память)
- Внешние накопители информации (жесткий диск)
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец, Православная культура 10-11 кл. экспериментальное учебное пособие. ИНФОФОНД, Ульяновск 2016г.
2.А.В.Бородина «Основы православной культуры», учебное пособие, Москва издательский дом «Покров» 2016г.
Дополнительные источники:
1.Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в образовательных учреждениях города Старый Оскол и Старооскольский район, проблемы, перспективы.
Опыт, проблемы, перспективы.
Старый Оскол – 2016г.
2.Олеся Николаева «Современная культура и православие», издательство Московского подворья Святотроицкой Сергиевой Лавры, Москва 2017г.
3.Т.В. Рыжова Методические рекомендации по учебному процессу личности - ориентированного обучения на основе учебно-методических комплексов «Православная культура» для средней школы ИНФОФОНД, Ульяновск 2016г.
4.Спутник христианина- сборник духовно – нравственных статей. Составитель: священник Николай Успенский, издательский отдел Московского Патриарха, 2017г.
- 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: работать с литературой по изучаемым темам, с информационным материалом; | Индивидуальная работа с обучающимися. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
анализировать процессы и явления, происходящие в деловой жизни мира, страны, области, города; | Индивидуальная работа с обучающимися. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
применять в жизни полученные знания; | Индивидуальная работа с обучающимися. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
| Дискуссия. Индивидуальная работа с обучающимися. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
Знания: понятия «свято», «святость», «Святая Русь»; | Устный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
понятие «духовные устои»; | Письменный ответ на вопросы. Тестирование. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
понятия «святой», «святые люди | Устный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
нравственные и духовные устои семьи; | Устный опрос. Дискуссия. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
перечень обрядов и таинств и условия их соблюдения; | Индивидуальная работа с обучающимися. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ |
духовные ценности православия; | Тестирование. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ |
о символизме и понимании русской иконы; | Устный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
основные законы духовной жизни человека; | Тестирование. Дискуссия.Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ |
православные святыни Белгородчины. | Экспертная оценка. |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНой КУЛЬТУРы
для профессии:
19727 Штукатур
Белгород, 2019
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Основы православной культуры» и предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Организация-разработчик: ОГАПОУ «БСК»
Разработчики:
Пойменова Елена Петровна, преподаватель первой категории
ОГАПОУ «БСК»
Панченкова Ирина Ивановна, преподаватель высшей категории
ОГАПОУ «БСК»
РАСCМОТРЕНО Предметно-цикловой комиссией преподавателей гуманитарного профиля протокол № ___ от _________ Председатель _________ Л.П. Лукинова | УТВЕРЖДАЮ зам. директора ______________
«___» ________20 г. |
Рекомендована методическим советом ОГАОУСПО «БСК»
Протокол методического совета №______от «___»___________20__г.
Рекомендована педагогическим советом ОГАОУСПО «БСК»
Протокол педагогического совета №______от «___»___________20__г.
СОДЕРЖАНИЕ
СТР. | |
| 4 |
| 6 |
| 16 |
| 17 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»
- Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Православная культура» предназначена для изучения православия в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья..
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
освоение обучающимися знаний по актуальным проблемам православного вероучения:
- истории Православия;
- влияние Русского Православия на все сферы человека и жизни общества; - формирование устойчивой нравственной позиции обучающихся;
- воспитание духовной зрелости обучающихся для правильного понимания ими жизни современного общества;
- готовность молодых людей к построению дружеских, семейных и других взаимоотношений на основе сформированных при изучении курса «Православная культура» нравственных позиций.
Задачи, решаемые в ходе изучения учебной дисциплины «Православная культура»:
- преподавание обучающимся культурологических знаний, формирующих целостную картину мира на основе православных мировоззренческих ценностей;
- содействие воспитанию обучающихся в духе благочестия, основанных на осознании абсолютных ценностей бытия, необходимости их осуществления в личной жизни;
- передача обучающимся знаний в области православной культуры, традиций, как средство духовно – нравственного и эстетического развития личности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- работать с литературой по изучаемым темам, с информационным материалом;
- анализировать процессы и явления, происходящие в деловой жизни мира, страны, области, города;
- применять в жизни полученные знания;
- оценивать свои дела и поступки близких и знакомых с позиции основных законов духовной жизни человека.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- понятия «свято», «святость», «Святая Русь»;
- понятие «духовные устои»;
- нравственные и духовные устои семьи;
- понятия «святой», «святые люди»;
- о символизме и понимании русской иконы;
- основные законы духовной жизни человека;
- перечень обрядов и таинств и условия их соблюдения;
- духовные ценности православия;
- православные святыни Белгородчины.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 34 часа;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 34 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 34 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | - |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работай (проектом) (если предусмотрено) | - |
- 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Православная культура»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
Раздел 1. Святость земли Русской | 6 | |||||||||
Тема 1.1. Понятие Святости в русской православной культуре.
| Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Краткая история принятия христианства на Руси; термины «святое», «священное», «святость»; идеал святости для русского человека, понятие русской святости; принятие красоты, как святости в храмовой архитектуре, искусстве, культуре Руси; символы Веры; заповеди Ветхого и Нового завета; почитание Иисуса Христа и Божией Матери; святые люди; старчество. | 2 | ||||||||
Тема 1.2. Древнерусская литература об установлении духовных устоев на Руси | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Вступление Руси в новый исторический период; суть кирилло-мефодиевской традиции в христианстве; «Повесть временных лет», митрополит Илларион «Слова о Законе и Благодати»; произведения Климента Смолятича: «Изборник» 1-е произведение поучительной отечественной православной культуры. Лаврентьевская летопись 1096 г. «Поучения Владимира Мономаха»; «Легенда о граде Китеже». | 2 | ||||||||
Тема 1.3. Русская литература об установлении духовных устоев на Руси | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Краткие сведения из жизни А.С. Пушкина, связанные с его православной культурой; произведения Пушкина, их христианские направления; патриотизм; Н.В. Гоголь, его произведения, их религиозный смысл; Ф.М. Достоевский – о тайне христианской любви в произведениях «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание». | 2 | ||||||||
Тема 1.4. Православные праздники | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Толкование слова «праздник» не переходящие и переходящие праздники; решения Московского собора о начале летоисчисления на Руси; степени торжественности православных праздников; праздники в честь православной Богородицы; праздник Пасхи; великий пост, Радоница, праздник Казанской иконы Божией матери; именины. | 2 | ||||||||
Раздел II. Житие святых как нравственный образец | 2 | |||||||||
Тема 2.1. Житие святых как нравственный образец. Русские святые | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Понятия «святой», кем они являются для православных людей, святые: пророки, апостолы, равноапостольные мученики, страстотерпцах, исповедники, благоверные князья, святители. Русские святые: (продолжение темы) встреча со священнослужителем | 2 | ||||||||
Раздел III. Православная икона | 17 | |||||||||
Тема 3.1. Символический мир. Чудотворность. | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Понятие «символ», «икона»; живое единство предметного образа и глубинного смысла; способность символа передавать сокровенное, невыразимое, раскрытие предмета через образ и пособие, указывающее на нечто, превышающее сам образ; смысл православной иконы – изобразить мир духовный; иконописные каноны; основные составляющие символического мира русской иконы: цвет; небо и земля; нимбы, лучи, звезды; обратная перспектива; изображение архитектуры; прошлое и будущее; круг и спираль. Значение икон для верующих; явленные образы – иконы, написанные неведомой рукой, чудотворность православной иконы; грань между чудотворной и не чудотворной иконами; чудотворность икон « Спас Нерукотворный», Казанской иконы Божией Матери; образа святителя Николая Чудотворца; Владимирской иконы Божией Матери; чудотворность отображения иконы на стекле киота. | 2 | ||||||||
Тема 3.2. История появление иконописи | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | До V – VII вв. икона была общим достоянием всех христианских Церквей; Западное христианство; реалистичность иллюстрации Библии и использование скульптурных изображений Христа, Богоматери, ангелов, святых; Восточная Церковь: от видимого к умозрительному, от изображения – к символу и знаку. Прп Антипий Печерский и прп Григорий, первые иконописцы на Руси; иконопись как подвиг; условия мастера, предшествовавшей написание иконы в период ее написания; описание иконы Спаса Нерукотворного, придание о ее появлении; каноны иконографии; пород древесины для написания икон; замешивание красок. | 2 | ||||||||
Тема 3.3. Русские иконописцы (Феофан Грек, Андрей Рублев) | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Феофан Грек (Гречин) и Андрей Рублев – русские иконописцы; краткие сведения о жизни каждого; какой смысл вкладывали в свои творения иконописцы; произведения, созданные Ф. Греком и А. Рублевым. | 2 | ||||||||
Тема 3.4. Иконография образца Пресвятой Богородицы | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Богородичные иконографические сюжеты; три основных наиболее распространенных типов иконографии Богородицы: «Оранта» (молящаяся); «Одигитрия» (Путеводительница); «Панакранта» (Пренепорочная); какие иконы к каждому типу относятся ученые – богословы занимаются исследованием духовного содержания каждой иконы | 2 | ||||||||
Тема 3.5. Иконы Пресвятой Богородицы на Руси | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Икон Пресвятой Богородицы, почитаемых на Руси, насчитывается около 700; первый иконописец-евангелист Лука, по приданию писал лик с самой Богородицы; в трудные периоды своей жизни человек обращается к ней; Пресвятая Богородица- заступница Руси. | 2 | ||||||||
Тема 3.6. Чудотворная Владимирская икона Богоматери | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Владимирская икона Божией Матери – это великая заветная святыня Русской земли; Евангелий Лука написал на доске стола эту икону; история появления иконы на Руси; чудеса, совершаемые иконой; - место нахождения иконы в настоящее время в Третьяковской галерее в Москве | 2 | ||||||||
Тема 3.7. Казанская и Донская чудотворные иконы Пресвятой Богородицы | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Иконы Казанской и Донской Божией Матери являются святынями и заступницами русского народа, и вдохновляет на подвиг. | 2 | ||||||||
Тема 3.8. Чудотворные иконы Новгородской Божией Матери, Державная икона Божией Матери. | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | История прославления Новгородской иконы Божией Матери в XIIв, 1170 г., 1357г., 1566., 1611, обретение Державной иконы Божией Матери и ее чудотворная сила. | 2 | ||||||||
Тема 3.9 Чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | История Чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение», ее обретение и значение (посещение Курской Коренной Пустыни). | 3 | ||||||||
Тема 3.10 Основные типы изображений Иисуса Христа | Содержание учебного материала |
2 | ||||||||
1 | V век – появляются образы И. Христа; образец описания канонического образа И.Х. монахом Епифанием; нерукотворный образ И.Х. - Спас Нерукотворный; 2 версии нерукотворного образа – Западный и Восточный» описание облика И.Х. в книге И. Припачкина «Иконография Христа» Основные 2 класса изображения И.Христа; подразделения прямого класса на 5 типов; их краткая характеристика; символические изображения И.Христа как отражение евангельских притч. | 2 | ||||||||
Тема 3.11. Источник православного искусства | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Главный вопрос мыслящего человека и смысл жизни; выражение понимания своего предназначения в произведениях искусства; источник вдохновения - любовь и сострадание к людям; христианская тематика – неиссякаемый источник творческих поисков в разных видах искусства и для разных народов; простая, искренняя вера – достояние русского народа на протяжении веков. | 2 | ||||||||
Тема 3.12. Монументальная живопись в православном храме | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | История катакомбного искусства; фреска – одна из техник системных росписей; мозаика; оформление православных храмов. | 2 | ||||||||
Тема 3.13. Символы православного искусства | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Символ, его понятие, история возникновения; крест, его формы и значение; крестное знамение, его отношение к неписанному приданию, «принятому в тайне», как совершают крестное знамение православные христиане; значение символов: голубь, голубь с оливковой ветвью, агнец, рыба, виноградная лоза, нимб, зерцало, якорь. | 2 | ||||||||
Раздел IV. Духовная жизнь христианина | 7 | |||||||||
Тема 4.1. Основные законы духовной жизни человека (цель христианской жизни). | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Связь истинного христианина с Церковью; слова Иоанна Златоуста о церкви и порождении Зла; о борьбе Добра и Зла, и пути победы над Злом; заповеди – нравственные законы, установленные Богом в древние времена (Божьи законы); нарушение невыполнение их людьми последствиями этого. | 2 | ||||||||
Тема 4.2. Роль православных таинств | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Понятие «таинства», 7 главных таинств; обязательные и необязательные таинства; готовность и к принятию таинств; совершение обрядов таинств. | 2 | ||||||||
Тема 4.3. Духовные ценности русской культуры, русского православия | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Духовные ценности русской культуры, русского православия | 3 | ||||||||
Тема 4.4. Русское православие и его духовно-историческая миссия. | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | География православия; основы православного вероучения; постановления семи Вселенских соборов (IV – VIII вв) | 2 | ||||||||
Тема 4.5 Православные святыни Белгородчины | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Белгородской области и сопоставлять с успехами в своей жизни. Понятие духовной краеведение . Храмы и монастыри Белгородской области; православные памятные места Белгородчины; памятные даты истории православие Белгородской области ; святитель Иоасаф Белгородский; его жизнь, обретение мощей,; Белгородские мученики и святые; православие и современная культура; о духовном образовании (посещение пещерного монастыря в Холках). | 3 | ||||||||
Раздел V. Храм - Дом Божий. | 3 | |||||||||
Тема 5.1. Откуда взят образ храма? Для чего строят храмы?
| Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Сердце каждого христианина – его храм; храм для человека – это самый главный, родной Отчий дом; назначение храма; первых русских храмах; разновидности храмов; назначение храма. | 2 | ||||||||
Тема 5.2. Древнее культовое зодчество на Руси Внутреннее устроение храма | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Активное культовое строительство; 1-й наемный храм Пресвятой Богородицы в Киеве; устройство крестово-купольного храма; деревянное зодчество, шатровый стиль. |
2 | ||||||||
1 | ||||||||||
Всего: | 34 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
- 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины осуществляется в кабинете духовно – нравственного воспитания.
Оборудование учебного кабинета:
- Аудиторная доска для письма фломастера с магнитной поверхностью
- Устройство персонального компьютера
- Посадочные места по количеству обучающихся
- Рабочее место преподавателя
- Политическая карта мира
- Карта Белгородской области
- Комплект учебно-наглядных пособий по философии
Технические средства обучения:
- Интерактивная доска
- Мультимедиа проектор
- Персональный компьютер – рабочее место преподавателя
- Персональный компьютер – рабочее место обучающегося
- Источник бесперебойного питания
-Акустические системы (колонки)
- Мобильное устройство для хранение информации (флэш- память)
- Внешние накопители информации (жесткий диск)
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец, Православная культура 10-11 кл. экспериментальное учебное пособие. ИНФОФОНД, Ульяновск 2016г.
2.А.В.Бородина «Основы православной культуры», учебное пособие, Москва издательский дом «Покров» 2016г.
Дополнительные источники:
1.Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в образовательных учреждениях города Старый Оскол и Старооскольский район, проблемы, перспективы.
Опыт, проблемы, перспективы.
Старый Оскол – 2016г.
2.Олеся Николаева «Современная культура и православие», издательство Московского подворья Святотроицкой Сергиевой Лавры, Москва 2017г.
3.Т.В. Рыжова Методические рекомендации по учебному процессу личности - ориентированного обучения на основе учебно-методических комплексов «Православная культура» для средней школы ИНФОФОНД, Ульяновск 2016г.
4.Спутник христианина- сборник духовно – нравственных статей. Составитель: священник Николай Успенский, издательский отдел Московского Патриарха, 2017г.
- 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: работать с литературой по изучаемым темам, с информационным материалом; | Индивидуальная работа с обучающимися. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
анализировать процессы и явления, происходящие в деловой жизни мира, страны, области, города; | Индивидуальная работа с обучающимися. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
применять в жизни полученные знания; | Индивидуальная работа с обучающимися. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
| Дискуссия. Индивидуальная работа с обучающимися. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
Знания: понятия «свято», «святость», «Святая Русь»; | Устный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
понятие «духовные устои»; | Письменный ответ на вопросы. Тестирование. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
понятия «святой», «святые люди | Устный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
нравственные и духовные устои семьи; | Устный опрос. Дискуссия. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
перечень обрядов и таинств и условия их соблюдения; | Индивидуальная работа с обучающимися. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ |
духовные ценности православия; | Тестирование. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ |
о символизме и понимании русской иконы; | Устный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
основные законы духовной жизни человека; | Тестирование. Дискуссия.Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ |
православные святыни Белгородчины. | Экспертная оценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/28/picture-356831-1385657304.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА для специальности 13450 маляр среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы трудового законодательства» предназначена для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специаль...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/28/picture-356831-1385657304.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА для специальности 19727 штукатур среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы трудового законодательства» предназначена для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специаль...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/30/picture-442577-1398866222.jpg)
Задания Республиканской дистанционной олимпиады по истории родного края «Во славу Отечества», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Дистанционная олимпиада проводилась в целях активизации творческой деятельности учащихся образовательных учреждений и студентов СПО Республики Калмыкия, направленной на возрождение интереса к героичес...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/19/picture-770197-1458402633.jpg)
Доклад «Роль изучения истории родного края в гражданско – патриотическом воспитании учащейся молодежи»
Россия… Родина… С чего начинается? Где заканчивается? Или у нее вообще нет ни границ, ни пределов? Может, она живет в нас всегда, до тех пор, пока живем мы, где бы ни были, далеко ли, близко ли от дом...
Изучение истории родного края через поисково-краеведческую деятельность при Музее техникума
Главной особенностью Вурнарского музея техникума является то, что он имеет учебно – педагогическое назначение. Являясь результатом совместного коллективного труда преподавателей и студентов, музей все...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/23/picture-149070-1353669404.jpg)
ОТКРЫТЫЙ УРОК по истории и английскому языку на тему: «История родного края. Чехов». «The history of native land.Chekhov ».
Как вы думаете для чего современному человеку нужно знать историю своего родного края на иностранном языке? Мн...
Комплект учебного-планирующей документации для обучающихся ПО по профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей 2,3 разряда по дисциплине "Допуски и технические измерения"
Комплект УПД предназначен для обучющихся по программе ПО (со сроком обучения 5 месяцев) по профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей 2,3 разряда по дисциплине "Допуски и технические изм...