Учебно-планирующая документация для обучающихся с ОВЗ:"История родного края", "Основы трудового законодательства", "Основы православной культуры", "ПДД"
календарно-тематическое планирование
Программа факультативного предмета «История родного края» предназначена для изучения истории в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа "Основы православной культуры" разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Основы православной культуры» и предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа "Основы трудового законодательства"разработана на основании учебно - программной документации Института развития профессионального образования Минобразования России для лиц с ограниченными возможностями здоровья и предназначена для профессиональной подготовки рабочих по профессии из числа выпускников специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида.
Программа « Правила дорожного движения» предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
К каждой рабочей программе разработано КТП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематический план по дисциплине/ПМ и рабочие программы | 264.25 КБ |
ovz_1.zip | 264.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНой КУЛЬТУРы
для профессии:
19727 Штукатур
Белгород, 2019
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Основы православной культуры» и предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Организация-разработчик: ОГАПОУ «БСК»
Разработчики:
Пойменова Елена Петровна, преподаватель первой категории
ОГАПОУ «БСК»
Панченкова Ирина Ивановна, преподаватель высшей категории
ОГАПОУ «БСК»
РАСCМОТРЕНО Предметно-цикловой комиссией преподавателей гуманитарного профиля протокол № ___ от _________ Председатель _________ Л.П. Лукинова | УТВЕРЖДАЮ зам. директора ______________
«___» ________20 г. |
Рекомендована методическим советом ОГАОУСПО «БСК»
Протокол методического совета №______от «___»___________20__г.
Рекомендована педагогическим советом ОГАОУСПО «БСК»
Протокол педагогического совета №______от «___»___________20__г.
СОДЕРЖАНИЕ
СТР. | |
| 4 |
| 6 |
| 16 |
| 17 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»
- Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Православная культура» предназначена для изучения православия в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья..
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
освоение обучающимися знаний по актуальным проблемам православного вероучения:
- истории Православия;
- влияние Русского Православия на все сферы человека и жизни общества; - формирование устойчивой нравственной позиции обучающихся;
- воспитание духовной зрелости обучающихся для правильного понимания ими жизни современного общества;
- готовность молодых людей к построению дружеских, семейных и других взаимоотношений на основе сформированных при изучении курса «Православная культура» нравственных позиций.
Задачи, решаемые в ходе изучения учебной дисциплины «Православная культура»:
- преподавание обучающимся культурологических знаний, формирующих целостную картину мира на основе православных мировоззренческих ценностей;
- содействие воспитанию обучающихся в духе благочестия, основанных на осознании абсолютных ценностей бытия, необходимости их осуществления в личной жизни;
- передача обучающимся знаний в области православной культуры, традиций, как средство духовно – нравственного и эстетического развития личности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- работать с литературой по изучаемым темам, с информационным материалом;
- анализировать процессы и явления, происходящие в деловой жизни мира, страны, области, города;
- применять в жизни полученные знания;
- оценивать свои дела и поступки близких и знакомых с позиции основных законов духовной жизни человека.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- понятия «свято», «святость», «Святая Русь»;
- понятие «духовные устои»;
- нравственные и духовные устои семьи;
- понятия «святой», «святые люди»;
- о символизме и понимании русской иконы;
- основные законы духовной жизни человека;
- перечень обрядов и таинств и условия их соблюдения;
- духовные ценности православия;
- православные святыни Белгородчины.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 34 часа;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 34 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 34 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | - |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работай (проектом) (если предусмотрено) | - |
- 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Православная культура»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
Раздел 1. Святость земли Русской | 6 | |||||||||
Тема 1.1. Понятие Святости в русской православной культуре.
| Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Краткая история принятия христианства на Руси; термины «святое», «священное», «святость»; идеал святости для русского человека, понятие русской святости; принятие красоты, как святости в храмовой архитектуре, искусстве, культуре Руси; символы Веры; заповеди Ветхого и Нового завета; почитание Иисуса Христа и Божией Матери; святые люди; старчество. | 2 | ||||||||
Тема 1.2. Древнерусская литература об установлении духовных устоев на Руси | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Вступление Руси в новый исторический период; суть кирилло-мефодиевской традиции в христианстве; «Повесть временных лет», митрополит Илларион «Слова о Законе и Благодати»; произведения Климента Смолятича: «Изборник» 1-е произведение поучительной отечественной православной культуры. Лаврентьевская летопись 1096 г. «Поучения Владимира Мономаха»; «Легенда о граде Китеже». | 2 | ||||||||
Тема 1.3. Русская литература об установлении духовных устоев на Руси | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Краткие сведения из жизни А.С. Пушкина, связанные с его православной культурой; произведения Пушкина, их христианские направления; патриотизм; Н.В. Гоголь, его произведения, их религиозный смысл; Ф.М. Достоевский – о тайне христианской любви в произведениях «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание». | 2 | ||||||||
Тема 1.4. Православные праздники | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Толкование слова «праздник» не переходящие и переходящие праздники; решения Московского собора о начале летоисчисления на Руси; степени торжественности православных праздников; праздники в честь православной Богородицы; праздник Пасхи; великий пост, Радоница, праздник Казанской иконы Божией матери; именины. | 2 | ||||||||
Раздел II. Житие святых как нравственный образец | 2 | |||||||||
Тема 2.1. Житие святых как нравственный образец. Русские святые | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Понятия «святой», кем они являются для православных людей, святые: пророки, апостолы, равноапостольные мученики, страстотерпцах, исповедники, благоверные князья, святители. Русские святые: (продолжение темы) встреча со священнослужителем | 2 | ||||||||
Раздел III. Православная икона | 17 | |||||||||
Тема 3.1. Символический мир. Чудотворность. | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Понятие «символ», «икона»; живое единство предметного образа и глубинного смысла; способность символа передавать сокровенное, невыразимое, раскрытие предмета через образ и пособие, указывающее на нечто, превышающее сам образ; смысл православной иконы – изобразить мир духовный; иконописные каноны; основные составляющие символического мира русской иконы: цвет; небо и земля; нимбы, лучи, звезды; обратная перспектива; изображение архитектуры; прошлое и будущее; круг и спираль. Значение икон для верующих; явленные образы – иконы, написанные неведомой рукой, чудотворность православной иконы; грань между чудотворной и не чудотворной иконами; чудотворность икон « Спас Нерукотворный», Казанской иконы Божией Матери; образа святителя Николая Чудотворца; Владимирской иконы Божией Матери; чудотворность отображения иконы на стекле киота. | 2 | ||||||||
Тема 3.2. История появление иконописи | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | До V – VII вв. икона была общим достоянием всех христианских Церквей; Западное христианство; реалистичность иллюстрации Библии и использование скульптурных изображений Христа, Богоматери, ангелов, святых; Восточная Церковь: от видимого к умозрительному, от изображения – к символу и знаку. Прп Антипий Печерский и прп Григорий, первые иконописцы на Руси; иконопись как подвиг; условия мастера, предшествовавшей написание иконы в период ее написания; описание иконы Спаса Нерукотворного, придание о ее появлении; каноны иконографии; пород древесины для написания икон; замешивание красок. | 2 | ||||||||
Тема 3.3. Русские иконописцы (Феофан Грек, Андрей Рублев) | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Феофан Грек (Гречин) и Андрей Рублев – русские иконописцы; краткие сведения о жизни каждого; какой смысл вкладывали в свои творения иконописцы; произведения, созданные Ф. Греком и А. Рублевым. | 2 | ||||||||
Тема 3.4. Иконография образца Пресвятой Богородицы | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Богородичные иконографические сюжеты; три основных наиболее распространенных типов иконографии Богородицы: «Оранта» (молящаяся); «Одигитрия» (Путеводительница); «Панакранта» (Пренепорочная); какие иконы к каждому типу относятся ученые – богословы занимаются исследованием духовного содержания каждой иконы | 2 | ||||||||
Тема 3.5. Иконы Пресвятой Богородицы на Руси | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Икон Пресвятой Богородицы, почитаемых на Руси, насчитывается около 700; первый иконописец-евангелист Лука, по приданию писал лик с самой Богородицы; в трудные периоды своей жизни человек обращается к ней; Пресвятая Богородица- заступница Руси. | 2 | ||||||||
Тема 3.6. Чудотворная Владимирская икона Богоматери | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Владимирская икона Божией Матери – это великая заветная святыня Русской земли; Евангелий Лука написал на доске стола эту икону; история появления иконы на Руси; чудеса, совершаемые иконой; - место нахождения иконы в настоящее время в Третьяковской галерее в Москве | 2 | ||||||||
Тема 3.7. Казанская и Донская чудотворные иконы Пресвятой Богородицы | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Иконы Казанской и Донской Божией Матери являются святынями и заступницами русского народа, и вдохновляет на подвиг. | 2 | ||||||||
Тема 3.8. Чудотворные иконы Новгородской Божией Матери, Державная икона Божией Матери. | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | История прославления Новгородской иконы Божией Матери в XIIв, 1170 г., 1357г., 1566., 1611, обретение Державной иконы Божией Матери и ее чудотворная сила. | 2 | ||||||||
Тема 3.9 Чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | История Чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение», ее обретение и значение (посещение Курской Коренной Пустыни). | 3 | ||||||||
Тема 3.10 Основные типы изображений Иисуса Христа | Содержание учебного материала |
2 | ||||||||
1 | V век – появляются образы И. Христа; образец описания канонического образа И.Х. монахом Епифанием; нерукотворный образ И.Х. - Спас Нерукотворный; 2 версии нерукотворного образа – Западный и Восточный» описание облика И.Х. в книге И. Припачкина «Иконография Христа» Основные 2 класса изображения И.Христа; подразделения прямого класса на 5 типов; их краткая характеристика; символические изображения И.Христа как отражение евангельских притч. | 2 | ||||||||
Тема 3.11. Источник православного искусства | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Главный вопрос мыслящего человека и смысл жизни; выражение понимания своего предназначения в произведениях искусства; источник вдохновения - любовь и сострадание к людям; христианская тематика – неиссякаемый источник творческих поисков в разных видах искусства и для разных народов; простая, искренняя вера – достояние русского народа на протяжении веков. | 2 | ||||||||
Тема 3.12. Монументальная живопись в православном храме | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | История катакомбного искусства; фреска – одна из техник системных росписей; мозаика; оформление православных храмов. | 2 | ||||||||
Тема 3.13. Символы православного искусства | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Символ, его понятие, история возникновения; крест, его формы и значение; крестное знамение, его отношение к неписанному приданию, «принятому в тайне», как совершают крестное знамение православные христиане; значение символов: голубь, голубь с оливковой ветвью, агнец, рыба, виноградная лоза, нимб, зерцало, якорь. | 2 | ||||||||
Раздел IV. Духовная жизнь христианина | 7 | |||||||||
Тема 4.1. Основные законы духовной жизни человека (цель христианской жизни). | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Связь истинного христианина с Церковью; слова Иоанна Златоуста о церкви и порождении Зла; о борьбе Добра и Зла, и пути победы над Злом; заповеди – нравственные законы, установленные Богом в древние времена (Божьи законы); нарушение невыполнение их людьми последствиями этого. | 2 | ||||||||
Тема 4.2. Роль православных таинств | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Понятие «таинства», 7 главных таинств; обязательные и необязательные таинства; готовность и к принятию таинств; совершение обрядов таинств. | 2 | ||||||||
Тема 4.3. Духовные ценности русской культуры, русского православия | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Духовные ценности русской культуры, русского православия | 3 | ||||||||
Тема 4.4. Русское православие и его духовно-историческая миссия. | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | География православия; основы православного вероучения; постановления семи Вселенских соборов (IV – VIII вв) | 2 | ||||||||
Тема 4.5 Православные святыни Белгородчины | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Белгородской области и сопоставлять с успехами в своей жизни. Понятие духовной краеведение . Храмы и монастыри Белгородской области; православные памятные места Белгородчины; памятные даты истории православие Белгородской области ; святитель Иоасаф Белгородский; его жизнь, обретение мощей,; Белгородские мученики и святые; православие и современная культура; о духовном образовании (посещение пещерного монастыря в Холках). | 3 | ||||||||
Раздел V. Храм - Дом Божий. | 3 | |||||||||
Тема 5.1. Откуда взят образ храма? Для чего строят храмы?
| Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Сердце каждого христианина – его храм; храм для человека – это самый главный, родной Отчий дом; назначение храма; первых русских храмах; разновидности храмов; назначение храма. | 2 | ||||||||
Тема 5.2. Древнее культовое зодчество на Руси Внутреннее устроение храма | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Активное культовое строительство; 1-й наемный храм Пресвятой Богородицы в Киеве; устройство крестово-купольного храма; деревянное зодчество, шатровый стиль. |
2 | ||||||||
1 | ||||||||||
Всего: | 34 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
- 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины осуществляется в кабинете духовно – нравственного воспитания.
Оборудование учебного кабинета:
- Аудиторная доска для письма фломастера с магнитной поверхностью
- Устройство персонального компьютера
- Посадочные места по количеству обучающихся
- Рабочее место преподавателя
- Политическая карта мира
- Карта Белгородской области
- Комплект учебно-наглядных пособий по философии
Технические средства обучения:
- Интерактивная доска
- Мультимедиа проектор
- Персональный компьютер – рабочее место преподавателя
- Персональный компьютер – рабочее место обучающегося
- Источник бесперебойного питания
-Акустические системы (колонки)
- Мобильное устройство для хранение информации (флэш- память)
- Внешние накопители информации (жесткий диск)
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец, Православная культура 10-11 кл. экспериментальное учебное пособие. ИНФОФОНД, Ульяновск 2016г.
2.А.В.Бородина «Основы православной культуры», учебное пособие, Москва издательский дом «Покров» 2016г.
Дополнительные источники:
1.Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в образовательных учреждениях города Старый Оскол и Старооскольский район, проблемы, перспективы.
Опыт, проблемы, перспективы.
Старый Оскол – 2016г.
2.Олеся Николаева «Современная культура и православие», издательство Московского подворья Святотроицкой Сергиевой Лавры, Москва 2017г.
3.Т.В. Рыжова Методические рекомендации по учебному процессу личности - ориентированного обучения на основе учебно-методических комплексов «Православная культура» для средней школы ИНФОФОНД, Ульяновск 2016г.
4.Спутник христианина- сборник духовно – нравственных статей. Составитель: священник Николай Успенский, издательский отдел Московского Патриарха, 2017г.
- 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: работать с литературой по изучаемым темам, с информационным материалом; | Индивидуальная работа с обучающимися. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
анализировать процессы и явления, происходящие в деловой жизни мира, страны, области, города; | Индивидуальная работа с обучающимися. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
применять в жизни полученные знания; | Индивидуальная работа с обучающимися. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
| Дискуссия. Индивидуальная работа с обучающимися. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
Знания: понятия «свято», «святость», «Святая Русь»; | Устный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
понятие «духовные устои»; | Письменный ответ на вопросы. Тестирование. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
понятия «святой», «святые люди | Устный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
нравственные и духовные устои семьи; | Устный опрос. Дискуссия. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
перечень обрядов и таинств и условия их соблюдения; | Индивидуальная работа с обучающимися. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ |
духовные ценности православия; | Тестирование. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ |
о символизме и понимании русской иконы; | Устный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
основные законы духовной жизни человека; | Тестирование. Дискуссия.Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ |
православные святыни Белгородчины. | Экспертная оценка. |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНой КУЛЬТУРы
для профессии:
19727 Штукатур
Белгород, 2019
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Основы православной культуры» и предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Организация-разработчик: ОГАПОУ «БСК»
Разработчики:
Пойменова Елена Петровна, преподаватель первой категории
ОГАПОУ «БСК»
Панченкова Ирина Ивановна, преподаватель высшей категории
ОГАПОУ «БСК»
РАСCМОТРЕНО Предметно-цикловой комиссией преподавателей гуманитарного профиля протокол № ___ от _________ Председатель _________ Л.П. Лукинова | УТВЕРЖДАЮ зам. директора ______________
«___» ________20 г. |
Рекомендована методическим советом ОГАОУСПО «БСК»
Протокол методического совета №______от «___»___________20__г.
Рекомендована педагогическим советом ОГАОУСПО «БСК»
Протокол педагогического совета №______от «___»___________20__г.
СОДЕРЖАНИЕ
СТР. | |
| 4 |
| 6 |
| 16 |
| 17 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»
- Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Православная культура» предназначена для изучения православия в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья..
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
освоение обучающимися знаний по актуальным проблемам православного вероучения:
- истории Православия;
- влияние Русского Православия на все сферы человека и жизни общества; - формирование устойчивой нравственной позиции обучающихся;
- воспитание духовной зрелости обучающихся для правильного понимания ими жизни современного общества;
- готовность молодых людей к построению дружеских, семейных и других взаимоотношений на основе сформированных при изучении курса «Православная культура» нравственных позиций.
Задачи, решаемые в ходе изучения учебной дисциплины «Православная культура»:
- преподавание обучающимся культурологических знаний, формирующих целостную картину мира на основе православных мировоззренческих ценностей;
- содействие воспитанию обучающихся в духе благочестия, основанных на осознании абсолютных ценностей бытия, необходимости их осуществления в личной жизни;
- передача обучающимся знаний в области православной культуры, традиций, как средство духовно – нравственного и эстетического развития личности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- работать с литературой по изучаемым темам, с информационным материалом;
- анализировать процессы и явления, происходящие в деловой жизни мира, страны, области, города;
- применять в жизни полученные знания;
- оценивать свои дела и поступки близких и знакомых с позиции основных законов духовной жизни человека.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- понятия «свято», «святость», «Святая Русь»;
- понятие «духовные устои»;
- нравственные и духовные устои семьи;
- понятия «святой», «святые люди»;
- о символизме и понимании русской иконы;
- основные законы духовной жизни человека;
- перечень обрядов и таинств и условия их соблюдения;
- духовные ценности православия;
- православные святыни Белгородчины.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 34 часа;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 34 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 34 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | - |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работай (проектом) (если предусмотрено) | - |
- 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Православная культура»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
Раздел 1. Святость земли Русской | 6 | |||||||||
Тема 1.1. Понятие Святости в русской православной культуре.
| Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Краткая история принятия христианства на Руси; термины «святое», «священное», «святость»; идеал святости для русского человека, понятие русской святости; принятие красоты, как святости в храмовой архитектуре, искусстве, культуре Руси; символы Веры; заповеди Ветхого и Нового завета; почитание Иисуса Христа и Божией Матери; святые люди; старчество. | 2 | ||||||||
Тема 1.2. Древнерусская литература об установлении духовных устоев на Руси | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Вступление Руси в новый исторический период; суть кирилло-мефодиевской традиции в христианстве; «Повесть временных лет», митрополит Илларион «Слова о Законе и Благодати»; произведения Климента Смолятича: «Изборник» 1-е произведение поучительной отечественной православной культуры. Лаврентьевская летопись 1096 г. «Поучения Владимира Мономаха»; «Легенда о граде Китеже». | 2 | ||||||||
Тема 1.3. Русская литература об установлении духовных устоев на Руси | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Краткие сведения из жизни А.С. Пушкина, связанные с его православной культурой; произведения Пушкина, их христианские направления; патриотизм; Н.В. Гоголь, его произведения, их религиозный смысл; Ф.М. Достоевский – о тайне христианской любви в произведениях «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание». | 2 | ||||||||
Тема 1.4. Православные праздники | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Толкование слова «праздник» не переходящие и переходящие праздники; решения Московского собора о начале летоисчисления на Руси; степени торжественности православных праздников; праздники в честь православной Богородицы; праздник Пасхи; великий пост, Радоница, праздник Казанской иконы Божией матери; именины. | 2 | ||||||||
Раздел II. Житие святых как нравственный образец | 2 | |||||||||
Тема 2.1. Житие святых как нравственный образец. Русские святые | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Понятия «святой», кем они являются для православных людей, святые: пророки, апостолы, равноапостольные мученики, страстотерпцах, исповедники, благоверные князья, святители. Русские святые: (продолжение темы) встреча со священнослужителем | 2 | ||||||||
Раздел III. Православная икона | 17 | |||||||||
Тема 3.1. Символический мир. Чудотворность. | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Понятие «символ», «икона»; живое единство предметного образа и глубинного смысла; способность символа передавать сокровенное, невыразимое, раскрытие предмета через образ и пособие, указывающее на нечто, превышающее сам образ; смысл православной иконы – изобразить мир духовный; иконописные каноны; основные составляющие символического мира русской иконы: цвет; небо и земля; нимбы, лучи, звезды; обратная перспектива; изображение архитектуры; прошлое и будущее; круг и спираль. Значение икон для верующих; явленные образы – иконы, написанные неведомой рукой, чудотворность православной иконы; грань между чудотворной и не чудотворной иконами; чудотворность икон « Спас Нерукотворный», Казанской иконы Божией Матери; образа святителя Николая Чудотворца; Владимирской иконы Божией Матери; чудотворность отображения иконы на стекле киота. | 2 | ||||||||
Тема 3.2. История появление иконописи | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | До V – VII вв. икона была общим достоянием всех христианских Церквей; Западное христианство; реалистичность иллюстрации Библии и использование скульптурных изображений Христа, Богоматери, ангелов, святых; Восточная Церковь: от видимого к умозрительному, от изображения – к символу и знаку. Прп Антипий Печерский и прп Григорий, первые иконописцы на Руси; иконопись как подвиг; условия мастера, предшествовавшей написание иконы в период ее написания; описание иконы Спаса Нерукотворного, придание о ее появлении; каноны иконографии; пород древесины для написания икон; замешивание красок. | 2 | ||||||||
Тема 3.3. Русские иконописцы (Феофан Грек, Андрей Рублев) | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Феофан Грек (Гречин) и Андрей Рублев – русские иконописцы; краткие сведения о жизни каждого; какой смысл вкладывали в свои творения иконописцы; произведения, созданные Ф. Греком и А. Рублевым. | 2 | ||||||||
Тема 3.4. Иконография образца Пресвятой Богородицы | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Богородичные иконографические сюжеты; три основных наиболее распространенных типов иконографии Богородицы: «Оранта» (молящаяся); «Одигитрия» (Путеводительница); «Панакранта» (Пренепорочная); какие иконы к каждому типу относятся ученые – богословы занимаются исследованием духовного содержания каждой иконы | 2 | ||||||||
Тема 3.5. Иконы Пресвятой Богородицы на Руси | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Икон Пресвятой Богородицы, почитаемых на Руси, насчитывается около 700; первый иконописец-евангелист Лука, по приданию писал лик с самой Богородицы; в трудные периоды своей жизни человек обращается к ней; Пресвятая Богородица- заступница Руси. | 2 | ||||||||
Тема 3.6. Чудотворная Владимирская икона Богоматери | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Владимирская икона Божией Матери – это великая заветная святыня Русской земли; Евангелий Лука написал на доске стола эту икону; история появления иконы на Руси; чудеса, совершаемые иконой; - место нахождения иконы в настоящее время в Третьяковской галерее в Москве | 2 | ||||||||
Тема 3.7. Казанская и Донская чудотворные иконы Пресвятой Богородицы | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Иконы Казанской и Донской Божией Матери являются святынями и заступницами русского народа, и вдохновляет на подвиг. | 2 | ||||||||
Тема 3.8. Чудотворные иконы Новгородской Божией Матери, Державная икона Божией Матери. | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | История прославления Новгородской иконы Божией Матери в XIIв, 1170 г., 1357г., 1566., 1611, обретение Державной иконы Божией Матери и ее чудотворная сила. | 2 | ||||||||
Тема 3.9 Чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | История Чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение», ее обретение и значение (посещение Курской Коренной Пустыни). | 3 | ||||||||
Тема 3.10 Основные типы изображений Иисуса Христа | Содержание учебного материала |
2 | ||||||||
1 | V век – появляются образы И. Христа; образец описания канонического образа И.Х. монахом Епифанием; нерукотворный образ И.Х. - Спас Нерукотворный; 2 версии нерукотворного образа – Западный и Восточный» описание облика И.Х. в книге И. Припачкина «Иконография Христа» Основные 2 класса изображения И.Христа; подразделения прямого класса на 5 типов; их краткая характеристика; символические изображения И.Христа как отражение евангельских притч. | 2 | ||||||||
Тема 3.11. Источник православного искусства | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Главный вопрос мыслящего человека и смысл жизни; выражение понимания своего предназначения в произведениях искусства; источник вдохновения - любовь и сострадание к людям; христианская тематика – неиссякаемый источник творческих поисков в разных видах искусства и для разных народов; простая, искренняя вера – достояние русского народа на протяжении веков. | 2 | ||||||||
Тема 3.12. Монументальная живопись в православном храме | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | История катакомбного искусства; фреска – одна из техник системных росписей; мозаика; оформление православных храмов. | 2 | ||||||||
Тема 3.13. Символы православного искусства | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Символ, его понятие, история возникновения; крест, его формы и значение; крестное знамение, его отношение к неписанному приданию, «принятому в тайне», как совершают крестное знамение православные христиане; значение символов: голубь, голубь с оливковой ветвью, агнец, рыба, виноградная лоза, нимб, зерцало, якорь. | 2 | ||||||||
Раздел IV. Духовная жизнь христианина | 7 | |||||||||
Тема 4.1. Основные законы духовной жизни человека (цель христианской жизни). | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Связь истинного христианина с Церковью; слова Иоанна Златоуста о церкви и порождении Зла; о борьбе Добра и Зла, и пути победы над Злом; заповеди – нравственные законы, установленные Богом в древние времена (Божьи законы); нарушение невыполнение их людьми последствиями этого. | 2 | ||||||||
Тема 4.2. Роль православных таинств | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Понятие «таинства», 7 главных таинств; обязательные и необязательные таинства; готовность и к принятию таинств; совершение обрядов таинств. | 2 | ||||||||
Тема 4.3. Духовные ценности русской культуры, русского православия | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Духовные ценности русской культуры, русского православия | 3 | ||||||||
Тема 4.4. Русское православие и его духовно-историческая миссия. | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | География православия; основы православного вероучения; постановления семи Вселенских соборов (IV – VIII вв) | 2 | ||||||||
Тема 4.5 Православные святыни Белгородчины | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Белгородской области и сопоставлять с успехами в своей жизни. Понятие духовной краеведение . Храмы и монастыри Белгородской области; православные памятные места Белгородчины; памятные даты истории православие Белгородской области ; святитель Иоасаф Белгородский; его жизнь, обретение мощей,; Белгородские мученики и святые; православие и современная культура; о духовном образовании (посещение пещерного монастыря в Холках). | 3 | ||||||||
Раздел V. Храм - Дом Божий. | 3 | |||||||||
Тема 5.1. Откуда взят образ храма? Для чего строят храмы?
| Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Сердце каждого христианина – его храм; храм для человека – это самый главный, родной Отчий дом; назначение храма; первых русских храмах; разновидности храмов; назначение храма. | 2 | ||||||||
Тема 5.2. Древнее культовое зодчество на Руси Внутреннее устроение храма | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
1 | Активное культовое строительство; 1-й наемный храм Пресвятой Богородицы в Киеве; устройство крестово-купольного храма; деревянное зодчество, шатровый стиль. |
2 | ||||||||
1 | ||||||||||
Всего: | 34 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
- 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины осуществляется в кабинете духовно – нравственного воспитания.
Оборудование учебного кабинета:
- Аудиторная доска для письма фломастера с магнитной поверхностью
- Устройство персонального компьютера
- Посадочные места по количеству обучающихся
- Рабочее место преподавателя
- Политическая карта мира
- Карта Белгородской области
- Комплект учебно-наглядных пособий по философии
Технические средства обучения:
- Интерактивная доска
- Мультимедиа проектор
- Персональный компьютер – рабочее место преподавателя
- Персональный компьютер – рабочее место обучающегося
- Источник бесперебойного питания
-Акустические системы (колонки)
- Мобильное устройство для хранение информации (флэш- память)
- Внешние накопители информации (жесткий диск)
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец, Православная культура 10-11 кл. экспериментальное учебное пособие. ИНФОФОНД, Ульяновск 2016г.
2.А.В.Бородина «Основы православной культуры», учебное пособие, Москва издательский дом «Покров» 2016г.
Дополнительные источники:
1.Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в образовательных учреждениях города Старый Оскол и Старооскольский район, проблемы, перспективы.
Опыт, проблемы, перспективы.
Старый Оскол – 2016г.
2.Олеся Николаева «Современная культура и православие», издательство Московского подворья Святотроицкой Сергиевой Лавры, Москва 2017г.
3.Т.В. Рыжова Методические рекомендации по учебному процессу личности - ориентированного обучения на основе учебно-методических комплексов «Православная культура» для средней школы ИНФОФОНД, Ульяновск 2016г.
4.Спутник христианина- сборник духовно – нравственных статей. Составитель: священник Николай Успенский, издательский отдел Московского Патриарха, 2017г.
- 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: работать с литературой по изучаемым темам, с информационным материалом; | Индивидуальная работа с обучающимися. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
анализировать процессы и явления, происходящие в деловой жизни мира, страны, области, города; | Индивидуальная работа с обучающимися. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
применять в жизни полученные знания; | Индивидуальная работа с обучающимися. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
| Дискуссия. Индивидуальная работа с обучающимися. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
Знания: понятия «свято», «святость», «Святая Русь»; | Устный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
понятие «духовные устои»; | Письменный ответ на вопросы. Тестирование. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
понятия «святой», «святые люди | Устный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
нравственные и духовные устои семьи; | Устный опрос. Дискуссия. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
перечень обрядов и таинств и условия их соблюдения; | Индивидуальная работа с обучающимися. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ |
духовные ценности православия; | Тестирование. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ |
о символизме и понимании русской иконы; | Устный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. |
основные законы духовной жизни человека; | Тестирование. Дискуссия.Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ |
православные святыни Белгородчины. | Экспертная оценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА для специальности 13450 маляр среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы трудового законодательства» предназначена для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специаль...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА для специальности 19727 штукатур среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы трудового законодательства» предназначена для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специаль...
Задания Республиканской дистанционной олимпиады по истории родного края «Во славу Отечества», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Дистанционная олимпиада проводилась в целях активизации творческой деятельности учащихся образовательных учреждений и студентов СПО Республики Калмыкия, направленной на возрождение интереса к героичес...
Доклад «Роль изучения истории родного края в гражданско – патриотическом воспитании учащейся молодежи»
Россия… Родина… С чего начинается? Где заканчивается? Или у нее вообще нет ни границ, ни пределов? Может, она живет в нас всегда, до тех пор, пока живем мы, где бы ни были, далеко ли, близко ли от дом...
Изучение истории родного края через поисково-краеведческую деятельность при Музее техникума
Главной особенностью Вурнарского музея техникума является то, что он имеет учебно – педагогическое назначение. Являясь результатом совместного коллективного труда преподавателей и студентов, музей все...
ОТКРЫТЫЙ УРОК по истории и английскому языку на тему: «История родного края. Чехов». «The history of native land.Chekhov ».
Как вы думаете для чего современному человеку нужно знать историю своего родного края на иностранном языке? Мн...
Комплект учебного-планирующей документации для обучающихся ПО по профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей 2,3 разряда по дисциплине "Допуски и технические измерения"
Комплект УПД предназначен для обучющихся по программе ПО (со сроком обучения 5 месяцев) по профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей 2,3 разряда по дисциплине "Допуски и технические изм...