Анализ профстандарта и выделение требований к педагогу ДО детей и взрослых
статья
Анализ профстандарта и выделение требований к педагогу ДО детей и взрослых
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_profstandarta.docx | 32.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ профстандарта и выделение требований
к педагогу ДО детей и взрослых по выполняемой ОТФ
Задание 1
Требования к образованию и обучению |
При отсутствии специального педагогического образования, профессиональная программа осваивается после трудоустройства. Освоение дополнительных программ по соответствующему профилю рекомендовано один раз в три года. |
Требования к опыту практической работы | Трудоустройство возможно без опыта практической деятельности непосредственно после получения специального образования.
|
Особые условия допуска к работе |
|
Задание 2
Описание трудовых действий, необходимых умений и знаний по каждой трудовой функции | ||
наименование должности | Педагог дополнительного образования | |
трудовая функция | ||
3.1.1. Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы | Трудовые действия | Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе |
Отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе | ||
Организация, в том числе стимулирование и мотивация деятельности и общения учащихся на учебных занятиях | ||
Консультирование учащихся и их родителей | ||
Текущий контроль, помощь учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях | ||
Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения | ||
Необходимые умения | Готовить информационные материалы о возможностях и содержании дополнительной общеобразовательной программы и представлять ее при проведении мероприятий по привлечению учащихся | |
Понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные потребности и запросы | ||
Набирать и комплектовать группы учащихся с учетом специфики реализуемых дополнительных образовательных программ, индивидуальных и возрастных характеристик учащихся | ||
Диагностировать предрасположенность (задатки) детей к освоению выбранного вида искусств; отбирать лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности | ||
Обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования, технических средств обучения, расходных материалов | ||
Создавать условия для развития учащихся, мотивировать их к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, освоению выбранного вида деятельности, привлекать к целеполаганию | ||
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся | ||
Использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (ИКТ, электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей: - избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы - состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья) | ||
Готовить учащихся к участию в выставках, конкурсах. | ||
Проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки деятельности и поведения учащихся на занятиях | ||
Выполнять требования охраны труда | ||
Необходимые знания | Анализировать проведенные занятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности | |
Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания отдельных учащихся и учебной группы с соблюдением норм педагогической этики | ||
Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников | ||
Техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации учащихся различного возраста к освоению избранного вида деятельности | ||
Характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности | ||
Электронные ресурсы, необходимые для организации различных видов деятельности обучающихся | ||
Особенности и организация педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов | ||
Особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании | ||
Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества учащихся | ||
Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | ||
Требования охраны труда в избранной области деятельности | ||
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством | ||
Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные | ||
3.1.2. Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы | Трудовые действия | Планирование подготовки досуговых мероприятий |
Организация подготовки досуговых мероприятий | ||
Проведение досуговых мероприятий | ||
Необходимые умения | Понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы учащихся при проведении досуговых мероприятий | |
Создавать при подготовке и проведении досуговых мероприятий условия для обучения, воспитания и развития учащихся, формирования благоприятного психологического климата в группе, в том числе: - привлекать учащихся к планированию досуговых мероприятий (разработке сценариев), организации их подготовки, строить деятельность с опорой на инициативу и развитие самоуправления учащихся - использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения учащихся с учетом их возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей - проводить мероприятия для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием - устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся, испытывающих затруднения в общении | ||
Контролировать соблюдение учащимися требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски угрозы жизни и здоровью учащихся при проведении досуговых мероприятий | ||
Выполнять требования охраны труда | ||
Проводить анализ и самоанализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий | ||
Необходимые знания | Основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий | |
Методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения учащихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий | ||
Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников | ||
Особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся) | ||
Специфика работы с учащимися, одаренными в избранной области деятельности | ||
Требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях) | ||
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством | ||
Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные | ||
3.1.3. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания | Трудовые действия | Планирование взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся |
Проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с родителямиучащихся | ||
Организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий | ||
Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка и выполнения взрослыми установленных обязанностей | ||
Необходимые умения | Определять цели и задачи взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, планировать деятельность в этой области с учетом особенностей социального и этнокультурного состава группы | |
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями (законными представителями) учащихся, выполнять нормы педагогической этики, разрешать конфликтные ситуации | ||
Выявлять представления родителей учащихся о задачах их воспитания и обучения в процессе освоения дополнительной образовательной программы | ||
Организовывать и проводить индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями (законными представителями) учащихся с целью лучшего понимания индивидуальных особенностей учащихся, информирования родителей (законных представителей) о ходе и результатах освоения детьми образовательной программы, повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) | ||
Использовать различные приемы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности | ||
Необходимые знания Трудовые действия | Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные | |
Особенности семейного воспитания и современной семьи, содержание, формы и методы работы педагога дополнительного образования (преподавателя, тренера-преподавателя) с семьями учащихся | ||
Особенности работы с социально неадаптированными (дезадаптированными) учащимися различного возраста, несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями | ||
Педагогические возможности и методика подготовки и проведения мероприятий для родителей и с участием родителей (законных представителей) | ||
Основные формы, методы, приемы и способы формирования и развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся | ||
Основные принципы и технические приемы создания информационных материалов (текстов для публикации, презентаций, фото- и видеоотчетов, коллажей) | ||
Приемы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности | ||
Контроль и оценка освоения дополнительных общеобразовательных программ | ||
Анализ и интерпретация результатов педагогического контроля и оценки | ||
3.1.4. Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы | Фиксация и оценка динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы | |
Необходимые умения | Определять формы, методы и средства оценивания процесса и результатов деятельности учащихся при освоении программ дополнительного общего образования определенной направленности | |
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися для обеспечения достоверного оценивания | ||
Наблюдать за учащимися, объективно оценивать процесс и результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии) | ||
Выполнять нормы педагогической этики, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в процессе публичного представления результатов оценивания | ||
Анализировать и интерпретировать результаты педагогического наблюдения, контроля и диагностики с учетом задач и особенностей образовательной программы и особенностей учащихся | ||
Использовать различные средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы | ||
Анализировать и корректировать собственную оценочную деятельность | ||
Корректировать процесс освоения образовательной программы, собственную педагогическую деятельность по результатам педагогического контроля и оценки освоения программы | ||
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации об образовании в части, регламентирующей контроль и оценку освоения дополнительных общеобразовательных программ | |
Особенности оценивания процесса и результатов деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ | ||
Понятия и виды качественных и количественных оценок, возможности и ограничения их использования для оценивания процесса и результатов деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ | ||
Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, нормы педагогической этики при публичном представлении результатов оценивания | ||
Характеристики и возможности применения различных форм, методов и средств контроля и оценивания освоения дополнительных общеобразовательных программ | ||
Средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы | ||
Трудовые действия | Разработка дополнительных общеобразовательных программ и учебно-методических материалов для их реализации | |
Определение педагогических целей и задач, планирование занятий и) циклов занятий, направленных на освоение избранного вида деятельности | ||
3.1.5. Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы | Определение педагогических целей и задач, планирование досуговой деятельности, разработка планов (сценариев) досуговых мероприятий | |
Разработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ | ||
Ведение документации, обеспечивающей реализацию дополнительной общеобразовательной программы | ||
Необходимые умения | Находить, анализировать возможности использования и использовать источники необходимой для планирования профессиональной информации | |
Выявлять интересы учащихся в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности | ||
Планировать образовательный процесс, занятия и циклы занятий, разрабатывать сценарии досуговых мероприятий с учетом: - задач и особенностей образовательной программы - образовательных запросов учащихся возможностей и условий их удовлетворения в процессе освоения образовательной программы - фактического уровня подготовленности, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья - в зависимости от контингента учащихся) - особенностей группы учащихся - специфики инклюзивного подхода в образовании - санитарно-гигиенических норм и требований охраны жизни и здоровья учащихся | ||
Корректировать содержание программ, системы контроля и оценки, планов занятий по результатам анализа их реализации | ||
Вести учебную, планирующую документацию на бумажных и электронных носителях | ||
Создавать отчетные (отчетно-аналитические) и информационные материалы | ||
Заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами, предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц | ||
Обрабатывать персональные данные с соблюдением принципов и правил, установленных законодательством Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные | ||
Необходимые знания | Содержание и методика реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе современные методы, формы, способы и приемы обучения и воспитания | |
Способы выявления интересов учащихся в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности | ||
Основные технические средства обучения, включая ИКТ, возможности их использования на занятиях | ||
ФГТ | ||
Основные характеристики, способы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста | ||
Особенности работы с учащимися, одаренными в избранной области деятельности | ||
Специальные условия, необходимые для дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании | ||
Нормативно-правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные | ||
Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях) | ||
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством | ||
Законодательство Российской Федерации об образовании и персональных данных | ||
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные | ||
Возможности использования ИКТ для ведения документации | ||
Правила и регламенты заполнения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и порядке его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Клоун-терапия для детей и взрослых"
Статья, посвященныя вопросу клоун-терапии и возможности проведения клоун-терапевтических занятий в ДОУ....
Дополнительное образование детей и взрослых Рабочая программа «Современные методики и технологии начального общего образования»
Программа «Современные методики и технологии начального общего образования» имеет социально – педагогическую направленность, т.е направлена на создание условий для развития инновационного опыта,...
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог дополнительного образования детей и взрослых
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ - Педагог дополнительного образования детей и взрослых...
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Данная программа поможет обучить слушателей планированию и реализации научно-исследовательской деятельности. В дальнейшем, в профессиональной работе, ...
«Основы предпринимательской деятельности» ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Курс «Основы предпринимательской деятельности» - это помощь студентам в получении знаний, позволяющих ориентироваться в вопросах практической экономики, в формировании у них ценностно-смыс...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для детей и взрослых с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития педагога-дефектоло
СОГЛАСОВАНА:Протокол педагогического совета от ___________________ 2020 г. УТВЕРЖДЕНА:И.о. директора________Агинова С.Б. Адаптированная дополнительная общеобразовательная...
Консультация для педагогов «С уверенностью во взрослую жизнь»
Вхождение детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в...