Консультация для педагогов «С уверенностью во взрослую жизнь»
консультация
Вхождение детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 38.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«С уверенностью во взрослую жизнь»
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создает материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Сегодня вопрос о постинтернатном сопровождении выпускников остается открытым, несмотря на то, что различные технологии и методики апробируются во многих учреждениях данного типа в различных регионах страны. Исследования, посвященные изучению проблем выпускников детских домов и школ-интернатов, убедительно доказывают, что сироты, переступая порог детского дома или интерната, нуждаются в сопровождении, включающем содействие в решении жилищных, правовых, социальных и многих других вопросов. Одной из проблем в сфере сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является успешная адаптация выпускников к новым условиям в социуме.
Актуальность и необходимость исследования организации постинтернатного сопровождения определяются наличием комплекса проблем, характерных для детей-сирот после выпуска из сиротского учреждения: трудности адаптации к условиям в обществе, отсутствие жилья, навыков самостоятельной жизни, выбора профессии и возможности трудоустройства. Вхождение детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.
По результатам исследований, низкий уровень социального и эмоционального самочувствия, а так же интеграции в социум молодых людей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые формируют большую часть безработных и правонарушителей, становится источником новой волны социального сиротства. То есть, с одной стороны, наше общество пока не готово принять молодых людей со статусом сироты, что подтверждается отказами в приеме на работу, нежеланием работодателей в условиях рыночной конкуренции помогать выпускникам интернатных учреждений. С другой стороны, самим выпускникам в силу особенностей личностного развития трудно самостоятельно найти достойное место в обществе. Отсутствие с самого раннего детства условий, необходимых для полноценного психического и социального развития детей-сирот, препятствует формированию у них способностей, обеспечивающих достижение подлинной взрослости. В результате молодым людям с подобным жизненным опытом, как правило, свойственны пассивная жизненная позиция, безразличное отношение к своему статусу, иждивенчество, низкий уровень сформированности социальных умений и навыков.
Процесс социализации (включение в систему социальных отношений) даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и сирот.
Мы понимаем, что на сегодняшний день нет службы, которая бы « из рук в руки» приняла наших повзрослевших, но далеко не взрослых детей. Мы согласны, что учреждения профессионального образования, при работе с нашими выпускниками, детьми-сиротами с ограниченными возможностями здоровья испытывают большие трудности. Наши дети имеют недостаток знаний и представлений об окружающей действительности, который сочетается с отсутствием опоры на жизненный опыт, незначительной познавательной активностью.
При реализации постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, важно учитывать следующие условия:
Совместная деятельность наставника и выпускника, направленная на постепенное повышение уровня самостоятельности последнего. Наличие у выпускника возможности установить постоянный эмоциональный контакт с наставником. Сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение — это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.
Осуществляя взаимодействие, рекомендуется опираться на следующие постулаты воздействия наставника на воспитанника:
- любое педагогическое воздействие должно учитывать события, которые произошли с воспитанником до факта этого воздействия;
- само взаимодействие сопровождающего и воспитанника детского учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является определенным событием и вызывает у ребенка положительные или отрицательные эмоции;
-любое действие взрослого, если оно не будет событием для воспитанника, не даст никаких результатов в рамках решения педагогической задачи.
Социально-педагогическое сопровождение необходимо направлять на поддержку молодого человека в построении им социальных отношений, на обучение новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации. При организации сопровождения наставнику рекомендуется учитывать:
- постинтернатное сопровождение не преследует цели избавить воспитанника от жизненных трудностей;
- предусматривает включение воспитанников в актуальные жизненные ситуации, требующие волевого усилия для выхода из них, мобилизации необходимых внутренних ресурсов.
- предусматривает оказание помощи в соответствии с закономерностями естественного развития личности, открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту зону ближайшего социального развития, которая для него актуальна, но пока еще недоступна, то есть носит опережающий, прогностический характер.
- постинтернатное сопровождение не предусматривает использования прямых методов воздействия на воспитанников. Оно направлено на создание условий для саморазвития сущностных сфер его личности, стимулирование процессов самоопределения, что возможно только при наличии партнерских отношений между воспитателем и воспитанниками.
Партнерство не приемлет доминирования одного участника над другим, оно предусматривает равнозначность и демократичность сторон с разным участием в проектировании, организации и осуществлении деятельности, ведущей к личностному росту.
Наставнику необходимо обеспечивать выпускника индивидуальной поддержкой, способствует успешности его первых самостоятельных шагов, содействует решению конкретных задач в разнообразных жизненных ситуациях, оказывается рядом в трудную минуту и разделяет радость от каждого нового достижения. Такие отношения очень важны для подростка. Они дают возможность выпускнику почувствовать уверенность и защищенность, осознать свою значимость, получить индивидуальное внимание и помощь. Педагогу необходимо строить сопровождение с опорой на внутренний потенциал подростка, право подростка самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако для осуществления права свободного выбора различных путей развития рекомендуется научить подростка выбирать, помочь ему разобраться в проблемной ситуации, выработать план решения, сделать первые шаги .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ По теме: «Здоровыми шагами во взрослую жизнь»
Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящее время здоровье большого количества людей страдает от наличия вредных привычек. Данная разработка предназначена для у...
"На пороге взрослой жизни" Программа для работы с детьми 9-11 классов.
Наше ближайшее будущее станет таким, какие ценности сегодня впитают наши дети. Ценности человека, здоровья, семьи, общения, окружающей природы становятся приоритетными в большинстве цивилизованных стр...
сценарий вручения дипломов "На ракете во взрослую жизнь"
Сценарий вручения дипломов "На ракете во взрослую жизнь". Окажет помощь преподавателям колледжей, училищ, вузов....
Путь во взрослую жизнь
Каждая эпоха выдвигает свои типичные варианты жизненных целей и свои варианты их замены...
Классный час: На пороге взрослой жизни
Классный час:На пороге взрослой жизни. Презентация...
Консультация для педагогов «Здоровый образ жизни педагога»
Обсуждение здорового образа жизни педагога, основных причин заболевания. Рекомендации по использованию психологической зарядки....