Программа по предмету "Живое слово". 7-8 класс
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 г. Приморска
СОГЛАСОВАНО На заседании педагогического совета ____31.08.2016._______ (Дата) | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ СОШ № 8 от ____31.08.2016._______№ _97_ _________________З.О. Маматова |
Протокол №__1___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ: ЖИВОЕ СЛОВО
ДЛЯ 7-8 КЛАССА
(базовый уровень)
на 2016-2017 учебный год
Программу составила: Денисова Елена Владимировна,
преподаватель курса « Живое слово. Литература»
Рабочая программа «Живое слово. (Литература)» для 7 - 8 классов МБОУ СОШ № 8 г. Приморска является составной частью Основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 8 и составлена на основе регионального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Живое слово. (Литература)» под редакцией Л.Г. Дорофеевой. Калининград, Изд-во «НЭТ», 2007, 350 с.
Место предмета «Живое слово. (Литература)» в учебном плане.
В 6-8 классах предмет входит в вариативную часть учебного плана. Количество учебных часов в 7-8 классах: в год – 35 часов (в каждом классе), в неделю – 1 час ( в каждом классе).
Данная программа предусматривает следующие результаты обучения:
Личностные результаты:
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и чело- вечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной и самим собой; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотиваций к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего религиозное, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты :
- умение определять духовные и нравственные императивы поведения;
- умение самостоятельно определять цели развития личности, ставить и формулировать для себя задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе 6 альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых нравственных проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; - собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- понимание русского слова в его эстетической функции.
Основные содержательные разделы программы «Живое слово»
Программа 7 класса включает 4 раздела:
I. Путь раскаяния в традиции святочного рассказа. 6 ч. Что такое святочный рассказ? Пограничная ситуация как мотив. Мифологическая реконструкция сюжетной линии произведений. Этимология слова «благовест». Понятие греха. Помыслы. Искупление.
II. Проблема истины и лжи в нравственном пространстве человека. 11 ч. Душа человека, вернее – человеческая совесть. Идея бунта, надежды, веры. Проблема совести и проблема памяти. Понятие «соборность». Мифологема грехопадения мифологема первозданного блаженства – две фундаментальные стихии человеческого существа.
III. История падения души человеческой. 16 ч. Преображение духовного состояния главного героя. Грех и покаяние. Нравственные законы взаимодействия. Гордость и смирение как духовные и нравственные категории в христианском осмыслении. Гордость как страсть к самоутверждению и причина одиночества. Формы выражения гордости: самолюбие, тщеславие, обидчивость, эгоизм, презрение, самовозвышение, жажда власти и т.д. Гордость как первоисточник зла во вселенной и душе человека, как причина личных и исторических трагедий в осмыслении русской и европейской классической литературы.
IV. Заключение. 2 ч.
Программа 8 класс включает 5 разделов:
I. Гордость и смирение-полярные категории европейской культуры. 10 ч.
Гордость и смирение как духовные и нравственные категории в христианском осмыслении. Гордость как страсть к самоутверждению и причина одиночества.
II. Что такое счастье? 6 ч.
Счастье как внутреннее состояние души человека ( «Се бо царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).). Счастье как блаженство. Счастье как свобода от внутренних страстей, как состояние внутреннего мира
III.О любви: грани красоты и путь к счастью. 8 ч.
Значение категории любви в духовном пространстве христианской цивилизации. Грани прекрасного в любви: дружба, привязанность, жертвенность. Любовь и семья. Любовь как духовная связь с высшим творческим началом мироздания.
IV. Верность, мужество и готовность к подвигу. 6 ч.
Лишь следуя закону совести, можно преодолеть зло в себе и в мире. Единственная возможность стать Человеком – убить Дракона в себе.
V. Проблема веры в литературе XIX-XX в. 5 ч.
Вера как врожденная потребность человека в истине, добре и красоте. Вера как уверенность в невидимом, духовном источнике реальности. Проблема веры и знания как полярных аксиологических и философских категорий европейской культуры. Вера как нравственная категория. Понятия «силы веры» и «провидения».
Тематическое планирование. 7 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Путь раскаяния в традиции святочного рассказа. | 6 ч. |
2 | Проблема истины и лжи в нравственном пространстве человека. | 11 ч. |
3 | История падения души человеческой. | 16 ч. |
4 | Заключение. | 2 ч. |
Итого | 35 ч. |
Тематическое планирование. 8 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Гордость и смирение-полярные категории европейской культуры. | 10 ч. |
2 | Что такое счастье? | 6 ч. |
3 | О любви: грани красоты и путь к счастью. | 8 ч. |
4 | Верность, мужество и готовность к подвигу. | 6 ч. |
5 | Проблема веры в литературе XIX-XX в. | 5 ч. |
Итого | 35 ч. |
Тематическое планирование. 7 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Примечание | Дата |
1 | Погружение в предмет. | 1 |
| |
2 | Грех и его искупление как духовно-нравственная коллизия. | 1 |
| |
3 | Путь раскаяния в традициях святочного рассказа. | 1 |
| |
4 | Ч. Диккенс. Рождественская песнь в прозе. | 1 |
| |
5 | Идея и проблематика рассказа. | 1 |
| |
6 | Покаяние: значение, ступени подвига. | 1 |
| |
7 | С. А. Абрамов. Выше радуги. | 1 |
| |
8 | С. А. Абрамов. Выше радуги. | 1 |
| |
9 | А.Алексин.Чехарда. Взрослые и дети. | 1 |
| |
10 | Сент-Экзюпери. Маленький принц. | 1 |
| |
11 | Г. Уэллс. Дверь в стене. | 1 |
| |
12 | Два смысла человеческой жизни. | 1 |
| |
13. | Г. Уэлс Дверь в стене. | 1 | ||
14 | В. К. Железников. Чучело. | |||
15 | В. К. Железников. Чучело. | 1 |
| |
16 | Духовный смысл жизни. Произведения советских писателей | 1 |
| |
17 | Эрнст Гофман. Фалунские рудники. | 1 |
| |
18 | Психологический портрет Фребема. | 1 |
| |
19 | Эрнст Гофман. Фалунские рудники. Нравственный портрет героев. | 1 |
| |
20 | П. Бажов. Горный мастер. | 1 |
| |
21 | П. Бажов. Горный мастер. | 1 |
| |
22 | Адальберт фон Шамиссо. Необычайные приключения Петера Шлемилля. | 1 |
| |
23 | Окончательная победа Шлемилля над духом зла. | 1 |
| |
24 | В. Ф. Одоевский. Город без имени. Что такое успех и счастье. | 1 |
| |
25 | В. Ф. Одоевский. Город без имени. Что такое успех и счастье. | 1 |
| |
26 | К. К. Сергиенко. До свидания овраг. Природа и человек. | 1 |
| |
27 | К. К. Сергиенко. До свидания овраг. Природа и человек. | 1 |
| |
28 | К. К. Сергиенко. До свидания овраг. Природа и человек. | 1 |
| |
29 | Р. Л. Стивенсон.Страшная история доктора Джекила и мистера Хайда. | 1 |
| |
30 | Р. Л. Стивенсон.Страшная история доктора Джекила и мистера Хайда. | 1 |
| |
31 | Р. Л. Стивенсон.Страшная история доктора Джекила и мистера Хайда. | 1 |
| |
32 | Д. Р. Толкиен. Лист кисти Ниггля.Философская притча. | 1 |
| |
33 | Д. Р. Толкиен. Лист кисти Ниггля. Философская притча. | 1 |
| |
34 | Д. Р. Толкиен. Хоббит. | 1 |
| |
35 | Итоговый урок. | 1 |
|
Тематическое планирование. 8 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
1 | Урок вводный: Живое слово Псалтири и русская литература. | 1 |
|
2. | От своеволия к смирению. Путь князя Игоря в «Слове о полку Игореве». | 1 | |
3. | А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: идея воли и смирения. | 1 | |
4. | Идея смирения в произведениях Лескова. «Лев старца Герасима» и «Дурачок». | 1 |
|
5. | Образ смирения в рассказе И. С. Тургенева «Живые мощи». | 1 |
|
6 | Е. Шварц. «Два брата».
| 1 | |
7-8. | О. Уайльд. «Звездный мальчик» - Идея гордости и проблема красоты. | 2 | |
9-10. | Д. Р.Р. Толкин «Властелин колец» | 2 |
|
11. | Н. П. Вагнер. «Счастье». | 1 | |
12. | Н. П. Вагнер. «Чудный мальчик» | 1 | |
13. | И.А. Грин «Зеленая лампа» | 1 |
|
14. | В. Крапивин. «Звезды под дождем». | 2 |
|
15. | Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке» и Г.-Х. Андерсен «Девочка со спичками». | 1 | |
16. | Тема урока на усмотрение учителя (резервный урок) | 1 | |
17. | Святочные рассказы Н. Лескова – «Зверь» ) и «Жемчужное ожерелье» | 1 |
|
18. | «Любовь не ищет своего»: Г.-Х. Андерсен «Русалочка», О. Уайльд «Соловей и роза» | 1 | |
19-20. | Путь к счастью: А. С. Пушкин «Метель», «Капитанская дочка» (мотив благословения в сюжетной линии Маша-Гринев). | 2 | |
21. | Поэзия влюбленности: И. С. Шмелев, глава из романа «Лето Господне» «Петровками» и рассказ В. Солоухина «Кувшинка». | 1 | |
22. | «Любовь никогда не перестает»: Н. Гоголь «Старосветские помещики» и В. Шукшин «Одни». | 1 | |
23-24. | Семья – ковчег любви и спасения: о - святых страстотерпцах Николае II и его семье, их любви, подвиге святости и нашей истории | 2 | |
25. | Е. Шварц «Убить Дракона» | 1 | |
26. | Писатели западноевропейской литературы о войне. Отрывки из романов Эрих Мария Ремарк «На Западном фронте без перемен» | 1 | |
27-29. | Война и человек: русская литература о смысле войны, о подвиге и верности. | 3 | |
30. | Война в русской поэзии и песне. | 1 | |
31. | К. - С. Льюис. «Хроники Нарнии» | 1 | |
32. | Проблема веры и неверия в рассказе О.де Бальзака «Обедня безбожника». | 1 | |
33. | «Уверенность в невидимом» (апостол Павел): Н. С. Лесков. «Христос в гостях у мужика» и И. С. Тургенев «Христос» | 1 | |
34- 35. | «Духовной жаждою томим…»: Духовная лирика русских поэтов. | 2 |
Разделы курса
8 класс
I ПОЛУГОДИЕ - 16 ЧАСОВ
Урок № 1 Урок вводный: Живое слово Псалтири и русская литература. (тексты: 1-й псалом и 50-й псалом – стихи из мировой поэзии-переложения псалмов)
«Псалтирь – всем книгам книга», лучший учебник грамоты Древней Руси, создававший образ христианской картины мира и дававший глубокое представление о внутреннем мире человека. Псалтирь – «малая Библия», книга, соединившая в себе «совершеннейшее богословие и высочайшую поэзию». История Псалтири. Псалмы как вид духовной поэзии. Слово Псалтири. Совершенство и богатство выразительных средств церковно-славянского языка. Псалтирь о тайне творения и предназначения человека Основные ценностные категории Псалтири: Премудрость, смирение, покаяние, вера, любовь, благодарность и др. Главная оппозиция – гордыни и смирения. Влияние Псалтири на русскую и европейскую духовную поэзию.
I РАЗДЕЛ.
ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ - ПОЛЯРНЫЕ КАТЕГОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Гордость и смирение как духовные и нравственные категории в христианском осмыслении. Гордость как страсть к самоутверждению и причина одиночества. Формы выражения гордости: самолюбие, тщеславие, обидчивость, эгоизм, презрение, самовозвышение, жажда власти и т.д. Гордость как первоисточник зла во вселенной и душе человека, как причина личных и исторических трагедий в осмыслении русской и европейской классической литературы.
Смирение как высшая добродетель в христианской культуре и ценностная категория. Смирение как свойство души. Черты смирения и формы его проявления. Смирение и проблема воли. Смирение как внутренняя сила. Смирение и любовь как неразрывные категории. Связь с ценностными категориями терпения, кротости, любви, самопожертвования и др. христианских добродетелей. Смирение и подвиг.
Урок № 2. От своеволия к смирению. Путь князя Игоря в «Слове о полку Игореве». Своеволие Игоря как проявление гордыни и причина трагедии. Плен внутренний (т.е. сильное желание славы, иначе сказать - страсть, которая затмила ум князя), и уже затем – плен внешний (пленение половцами). Идея покаяния и смирения перед волей Высшей (когда он возвращается домой по пути, который «Бог указывает»). Притча о Блудном сыне и путь князя Игоря. Смирение в «Слове» – это согласие с обстоятельствами, законом совести и Божьими законами, отказ от своей воли, от самоутверждения, гордыни – жизнь ради других, в данном случае, ради Земли Русской единой и нераздельной и ради любви к братьям и всем соплеменникам.
Урок № 3 А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: идея воли и смирения.
А.С. Пушкин восстановил связь русской литературы с древнерусской традицией. «Капитанская дочка» как идеальная русская повесть, содержащая в себе традиционные базовые ценности. Идея воли, своеволия и путь к смирению в повести: образ Гринева. Связь сюжетной линии Гринева с сюжетной линией князя Игоря в «Слове о полку Игореве»: притча о Блудном сыне как архетипическая основа сюжета. Патриархальные (или традиционные) ценности как идеальные в концепции автора. Противопоставление ценностям «нового дворянства» (образ Швабрина).
Путь к смирению Гринева, принятие воли Божией – как стояние в истине, сопротивление злу силою духа и делом. Сила смирения – мужество героев. Мотивы нравственного выбора героя – христианская честь, совесть, и заповеди как законы духовной жизни.
Урок № 4. Идея смирения в произведениях Лескова. «Лев старца Герасима» и «Дурачок». Смирение как высшая добродетель, как проявление святости человека. Смирение и любовь – неразрывность понятий. Житие преп. Герасима Иорданского и образ старца Герасима в рассказе Лескова. Идея гармонии отношений человека и природы и жизнь по евангельским заповедям. Чудо в житии и чудо в рассказе: усиление роли сердца и изображения внутреннего мира человека в рассказе.
Образ Паньки в рассказе «Дурачок»: смирение как проявление жертвенной любви. Связь с житиями о юродивых. Тип праведника.
Урок № 5 Образ смирения в рассказе И. С. Тургенева «Живые мощи». Проблема жизненных обстоятельств и отношения к ним человека. Образ русской женщины и проблема истинно-прекрасного национального характера. Сила воли и сила смирения в рассказе. Смирение и любовь к всему сотворенному Богом миру и к людям как нераздельные категории. Проблема смысла жизни в рассказе.
Урок № 6 Е. Шварц. «Два брата». Е. Шварц – писатель-сказочник 20 в. (Общая информация о писателе и его творчестве). Идея братской любви в сказке «Два брата». Проблема преодоления эгоистической природы человека. Любовь, смирение, жертвенность – связь этих нравственных категорий. Образ семьи в сказке. Образ мудрого отца. Преображающая и побеждающая сила любви. Теплота и холод как выражение духовного состояния героев. Связь сказки Шварца с творчеством Г.-Х. Андерсена, О. Уайльда и др. христианских писателей.
Уроки №№ 7-8 О. Уайльд. «Звездный мальчик» - Идея гордости и проблема красоты. Проблема красоты в сказочном рассказе Уайльда. Красота как категория духовная, как выражением добра и любви. Проблема преодоления эгоистической природы человека. Сердце как центр личности, источник и добра и зла: образ каменного закрытого жестокого сердца, и открытого, любящего других. Идея покаяния как внутренней перемены и искупления. Выбор ценностей. Образная система: лес как выражение идеи образа героя, представлений писателя о мире, лежащем во зле. Идеи свободы и рабства в христианском осмыслении писателя. (Рабство и свобода как категории духовные, как состояние души, - либо зависимой от страстей, либо свободной от них: слова зайца: «я сделал то же, что и ты».) Проблема богатства истинного и ложного. Сострадание как проявление живой души и красоты. Образ зайца и идея благодарности. Преображение героя – внутреннее и внешнее. Евангельские цитаты и аллюзии в рассказе Уайльда.
Урок № 9-10 Д. Р.Р. Толкин «Властелин колец»
Проблема гибели цивилизации и ее причины. Цивилизация и духовные ценности. Главная идея писателя: Всезнание, Власть и могущество, технический прогресс, используемые ради личного самоутверждения разрушают культуру и цивилизацию. «Кольцо всевластья» как символ внешней власти. Проблема власти свободы. «начало эпохи людей» -победа над соблазном внешней власти и обретение внутренней свободы.
Система персонажей: лагерь добра и лагерь зла. Положительные герои: способность к духовному развитию, верность роду, стремление сохранить его наследие, его духовные и культурные традиции. Отрицательные персонажи: стремление к личному самоутверждению, жажда власти и богатства.
II РАЗДЕЛ
ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?
Относительное и абсолютное в системе ценностей христианского миросозерцания. Абсолютное как совершенное состояние человека и мира. Относительное как противоестественное, условное, зыбкое состояние человечества. Счастье как внутреннее состояние души человека ( «Се бо царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).). Счастье как блаженство. Счастье как свобода от внутренних страстей, как состояние внутреннего мира.
Урок № 11 Н. П. Вагнер. «Счастье».
Поиски счастья в человеческой жизни. Мирское понимание счастья как материального благополучия. Счастье как духовный путь, путь духовного самосовершенствования. «Град земной» и «град небесный»: полярные, но взаимодополняющие христианские категории. Смысл человеческой жизни. Понимание счастья как выбор жизненного пути.
Урок № 12 Н. П. Вагнер. «Чудный мальчик»
Смех: что это такое. Насмешничество, осмеяние. Проблема выбора героини: быть осмеянной или не выполнить свой долг. Искушение как путь к преодолению препятствия. Смысл усиления осмеяния (шутовской наряд). Заповеди блаженства и их отражение в сказке. Притчевый характер сказки. Символы произведения: чудный мальчик, старушонка, снадобье, собака, сокол. Философский смысл сказки. Счастье как самоотречение в пользу другого.
Урок № 13 И.А. Грин «Зеленая лампа»
Столкновение двух жизненных позиций: эгоизм, презрение к людям и простодушие, беспомощность. «Игрушка из живого человека». Смена ролей «благодетель» - «нуждающийся в помощи» и ее внутренние причины. Гордыня, пресыщенность жизнью – путь к деградации личности. Настойчивость и целеустремленность как условия развития, в том числе духовного, личности. Идея великодушия, прощения, благородства чувств, мыслей, поступков. Зеленая лампа – символ веры в возможности человека, его стремление к исполнению мечты, символ преодоления и возрастания препятствиями, символ надежды.
Урок № 14 В. Крапивин. «Звезды под дождем».
Дети и взрослые - проблема драматического непонимания. Польза и красота. Чудо красоты вселенной, открывающейся детскому сознанию и его воплощение как такового: образ мальчика – художника фантазии и воображения. Сходство с символическим образом Маленького принца Экзюпери. Проблема обиды, ее причины, специфические черты, способы преодоления. Счастье как со-участие, или понимание друг друга в любви. Чудо понимания и идея встречи с Человеком, понявшим мальчика. Свет и дождь – основные символы в рассказе.
Рождественская тема:
Урок № 15 Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке» и Г.-Х. Андерсен «Девочка со спичками».
Рождественская тема в литературе. Любовь Бога к человечеству как главный Смысл и идея праздника Рождества (Лик любви). Проблема зла и страданий в мире человеческом. Вечное и временное в рассказе. Смерть и бессмертие как спасение души. Заповеди блаженства: («блаженны кроткие… плачущие ныне…» как духовная основа сюжета.
Урок № 16 – Варианты: 1. Изучение рождественского сценария – Хромова Е. «Музыкант. Рождественская сказка» (или по другой - выбору учителя), 2. Тема урока на усмотрение учителя (резервный урок)
II ПОЛУГОДИЕ 19 часов
III РАЗДЕЛ
О ЛЮБВИ: ГРАНИ КРАСОТЫ И ПУТЬ К СЧАСТЬЮ.
Значение категории любви в духовном пространстве христианской цивилизации. Грани прекрасного в любви: дружба, привязанность, жертвенность. Любовь и семья. Любовь как духовная связь с высшим творческим началом мироздания.
Урок № 17 (2-я неделя января, Святки) Предлагаются варианты по выбору учителя:
1. Постановка рождественского спектакля, подготовленного за каникулы
2. Святочные рассказы Н. Лескова – «Зверь» (тема преображения, преодоления жестокости в герое) и «Жемчужное ожерелье» (тема любви-семьи, и чуда, в основании которого лежит бескорыстие и чистота помыслов.)
Идея любви, заключенная в празднике Рождества Христова: милости и милосердия, радости прощения и чуда, света взаимной любви и теплоты сердец, преображения человека, победившего в себе зло, участия в событии силы божественной любви.
Урок № 18. «Любовь не ищет своего»: Г.-Х. Андерсен «Русалочка», О. Уайльд «Соловей и роза»
Способность любить делает человека человеком. Открывает его настоящее предназначение, делает его достойным человеческого звания.
Высокая цена человечества, высокая цена любви.
Любовь истиная и мнимая. Себялюбие и эгоизм делают человека неспособным к любви. Критерий и цена истинной любви – жертвенность, самоотверженность, способность «отвергнуться себя». «Любовь не ищет своего».
Любовь преображает мир вокруг, наполняет его жизнью.
Любовь, побеждающая смерть:«Любовь никогда не перестает». Истинное бессмертие в жертвенной, самоотверженной любви. Настоящая любовь вечна. Истинная любовь –прикосновение к вечности.
Урок № 19-20. Путь к счастью: А. С. Пушкин «Метель», «Капитанская дочка» (мотив благословения в сюжетной линии Маша-Гринев). Тема любви и семьи в творчестве Пушкина. Идея влюбленности по романтической схеме – и настоящей любви (или противопоставление игры в жизнь и реальной жизни). Мотив родительского благословения как основной в сюжетном развитии. Роль метели в сюжетном развитии. Метель как проявление хаоса в природе, вызванного своеволием героев, и одновременно как проявление Высшего промысла в судьбе героев. Идея смирения и покаяния в образе Маши и Бурмина как путь к счастью. Главный нравственный урок: важность родительского благословения, выстраивания жизни не по чужой схеме или новомодной идее, которую предлагает наше время как способ достижения счастья и безопасности (вроде «партнерства», или «пробного» брака, или семьи как юридического договора), а в соответствии с традиционными ценностями, т.е. вечными, неизменными – жертвенной любовью и смирением перед высшей волей.
Мотив благословения в повести «Капитанская дочка» и сюжетное развитие линии Гринев-Маша. Образ Маши Мироновой – идеальной героини Пушкина. Воспитание героини, роль патриархальных (от слова отеческих ) ценностей. Смысл названия повести: утверждение в образе Маши – капитанской дочери – этих ценностей: долга, чести, любви, самопожертвования, жизни по воле Божьей и законам совести. Смирение Маши перед волей Бога как главная ее черта и основа силы духа, а также как основа всех ее поступков. Христианское смирение – путь к счастью: итог сюжетной линии Петр Гринев-Маша Миронова.
(можно ввести сравнение с сюжетами современной литературы – по выбору учителя)
Урок № 21 Поэзия влюбленности: И. С. Шмелев, глава из романа «Лето Господне» «Петровками» и рассказ В. Солоухина «Кувшинка».
Идея красоты мира, красоты чувства. Поиск героями в любви главного – полноты со-радования и со-участия в миротворении. Ценность чистоты помыслов, и целомудрия сердца. Радость переживания чувства взаимной любви и доверия, свобода от самолюбия и эгоистического взгляда на любимого человека – залог счастья (включить стихотворение по выбору учителя к данной теме)
Урок № 22. «Любовь никогда не перестает»: Н. Гоголь «Старосветские помещики» и В. Шукшин «Одни». Красота семейной жизни пожилых людей. Верность и единство супружеста. Образ семьи разных эпох и разного жизненного уклада – при единстве традиционных ценностей. Мудрость и глубина понимания жизни. Счастье как состояние внутреннего мира и как плод терпения, смирения и любви. Любовь как победа (над смертью в «Старосветстких помещиках» и над душевной «глухотой» и косностью в рассказе В. Шукшина «Одни»)
Урок № 23-24 Семья – ковчег любви и спасения: о - святых страстотерпцах Николае II и его семье, их любви, подвиге святости и нашей истории ( на документальной основе: воспоминания, дневники, переписка)
Идея семьи и смысл христианского брака – «приносить радость» (Александра Федоровна)». Основа семьи – любовь непрестанная, развивающаяся и углубляющаяся, вечная ценность христианского милосердия. Труд, чистота, снисходительность, жертвенность во главе с христианской любовью – залог вечного счастья. Плод истинной семейной любви – добрые дети. Главный воспитатель – любовь семейная.
Семейные традиции великокняжеских и царских родов – идеал семейственности, основанной на любви и благородстве.
Традиции семейного воспитания и истории из детства Николая II (Ники) и Александры Федоровны (Алекс). Встреча, ожидание, счастливое вступление в брак. Начало и осознание семейной жизни в царской семье. Рождение и воспитание детей. Простота и глубина повседневной внутренней жизни. Отношение родителей и детей. Светская сторона жизни царской семьи. Служение своему народу. Благородство в простоте. Годы гонений и страданий. Расцветшая, созревшая семья и ее любовь– ковчег спасения и утешения в годину страданий. (Взрослые царские дочери; действие заложенных родителями принципов взаимоотношений в семье, основанных на христианской любви). Мученические венцы. Плоды раздумий и опыта жизни царской семьи сегодня. Главное: Христианская любовь (религия, самопожертвование и т.д.) – залог семейного счастья, счастливого воспитания детей, исполнения своего жизненного служения, перенесения земных скорбей и роста любви в вечность.
(Можно дать тему сочинения: Что я почерпнул из опыта жизни Царской семьи для понимания любви и построения в будущем моей семьи?)
(Литература: 1. Царские дети: Сб. / Сост.: Н.К. Бонецкая – М., 2005.; 2. Миллер Л.П. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Федоровна. – М.: Столица,1994; 3. Два дневника святой мученицы и страстотерпицы царицы Александры о значении семьи и семенной жизни. – М.: 2004).
РАЗДЕЛ IV.
ВЕРНОСТЬ, МУЖЕСТВО И ГОТОВНОСТЬ К ПОДВИГУ
Лишь следуя закону совести, можно преодолеть зло в себе и в мире. Единственная возможность стать Человеком – убить Дракона в себе.
Урок № 25. Е. Шварц «Убить Дракона»
Что значит быть человеком? Как остаться человеком, будучи окруженным ложью и рабским идолопочитанием? Ситуации в жизни, которые становятся испытанием честности, совести, верности своему идеалу.
Кто такой Ланцелот? Бродяга, влезающий в чужие дела, Дон Кихот, сражающийся с ветряными мельницами, наивный чудак, пытающийся изменить мир? Ланцелот – рыцарь, закон жизни которого – совесть, честь, достоинство, борьба со злом и ложью во всех ее обличьях, утверждение добра. Насколько оправдано творить добро тем, в ком нет благодарности, кто ответит на добро злом?
Философия жизненного благополучия – ширма, скрывающая внутреннюю пустоту, бездуховность, ведущая к атрофии совести, уродству души.
В чем корень человеческих проблем – во внешнем мире или в нас самих?
.
Урок № 26. Писатели западноевропейской литературы о войне. [Литературный материал: Отрывки из романов Эрих Мария Ремарк «На Западном фронте без перемен» (гл. I, VI, XI, XII), Генрих Белль «Где ты был, Адам»-(гл.: I, III, IX ). Можно по выбору один из текстов].
Проблема войны и гуманизма в романах. Бессмысленность и жесткость войны, в которой отсутствует идея защиты отечества. Книга Э. М. Ремарка о Первой Мировой войне, ее губительности для целого поколения. Антивоенная тематика и образы солдат. Описание состояния души, потерявшей в этой войне смысл жизни. Судьба и творчество писателя.
Генрих Белль о кошмаре Второй Мировой войны и ее бессмысленности для Германии и всего мира. Эстетическая оценка писателем гуманизма и варварства, палачей и жертв. Разрушительность идеи захватнической войны. Утверждение идеи противостояния такой войне как проявления величия человека. Судьба и творчество писателя.
Урок № 27, 28, 29 Война и человек: русская литература о смысле войны, о подвиге и верности.
[Литературный материал: отрывки из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» гл.: 21, 31,32,33,38,39, В. Кондратьева «Сашка» (1 глава и далее - по выбору учителя), Ю. Бондарева «Горячий снег» ( сцены битвы по выбору учителя). Рассказ А. Солженицына «Желябугские выселки». Рассказы о чеченской войне: А. Борзенко «Пасха», В. Шурыгин «Снискали бессмертие»//Рассказы о чеченской войне. М., «Ковчег», 2005.].
Традиция в изображении войны в русской литературе: идея защиты Отечества и жертвенного подвига. «Скрытая теплота патриотизма» (Л.Н. Толстой) как источник победы в отечественных войнах. Образы русских солдат и офицеров. Подвиг как самопожертвование.
Осмысление истории и судьбы русских людей в рассказе А. Солженицына «Желябугские выселки». Теплота патриотизма. Горечь переживаний автора о судьбе России и русской деревни и любовь к людям.
Тема современных войн в литературе. Документальность рассказов. Идея жертвенного служения, взаимной любви и братства. Вера как источник силы духа. Идея защиты отечества – не только в ее государственных, но одновременно нравственных и духовных границах. Смысл названия рассказов.
Урок № 30. Война в русской поэзии и песне.
[Литературный материал: 1. Лирика военных лет: М. Исаковский «До свидания, города и хаты», «Песня солдата», А. Сурков « Песня защитников Москвы», « Песня смелых», «В землянке», В.Лебедев- Кумач « Священная война»,
В. Агатов « Темная ночь», К. Симонов « Жди меня», А. Фатьянов « Где же вы теперь, друзья – однополчане?» В. Соловьев - Седой « Алеша», К. Ваншенкин и др.
2.: Авторская песня (или «песенная поэзия») о войне: Б. Окуджава, В. Высоцкий, Д. Сухарев и А. Берковский, А. Васин и др.]
Война как трагедия и идея жертвенной защиты отчизны. Основные архетипы военной лирики: дом, Родина, любовь как сила, побеждающая смерть. Образ русского солдата. Идея верности и образ верной жены, невесты, матери, друга. Сердечность, пронзительный лиризм, теплота любви и сострадания.
(можно дать задание: 1. собрать семейные предания о войне, а теперь это может быть не только война Великая Отечественная, но и афганская, чеченская. 2. подобрать песни на военную тематику как литературные, авторские, так и народные)
РАЗДЕЛ V.
ПРОБЛЕМА ВЕРЫ В ЛИТЕРАТУРЕ XIX-XX ВЕКОВ
Вера как врожденная потребность человека в истине, добре и красоте. Вера как уверенность в невидимом, духовном источнике реальности. Проблема веры и знания как полярных аксиологических и философских категорий европейской культуры. Вера как нравственная категория. Понятия «силы веры» и «провидения».
Урок № 31. К. - С. Льюис. Хроники Нарнии
[Литературный материал: «Племянник чародея»; «Лев, колдунья и платяной шкаф», «Серебряное кресло», «Повелитель зари»].
«Хроники Нарнии» - книга для детей о законах духовной жизни, об ее истинах.
Нарния – страна, где испытывается человек. Каждый шаг в этой стране, каждое слово полны значения, каждый поступок – испытание сердца, суд над собой. Пребывание в Нарнии – как встреча с Богом: из нее нельзя выйти неизменившимся.
Образ Аслана, творца Нарнии – символический образ Бога. Жить по велениям Аслана трудно. Он не простой Лев и «не ручной Лев». Его дружбу надо заслужить. Он готов придти на помощь, но прежде сам человек должен выйти к нему на встречу, начать действовать сам. Он приходит, когда пожелает, - и все же желает, чтобы Его позвали. У Бога нет обязательств. У Него все- дар. И об этом говорит Аслан, отправляя детей в страну Колдуньи.
Песня Аслана – сияющего золотого Льва - творца Нарнии – образ творения мира. Мир возникает в звуках прекрасной мелодии, образы которой отражают творческий замысел Создателя вселенной и земного мира. Мир творится как высокая поэзия. («Племянник чародея»)
Идея избавления от зла и искупления: Для победы над силами зла Аслан отдает себя на смерть «по законам древней магии». Но по законам «еще более древней» магии – воскресает и уничтожает проклятие. («Лев, колдунья и платяной шкаф»).
Полемика с атеизмом: аргументы Колдуньи в Подземье ( «Серебряное кресло»).
Притча о покаянии: Аслан, сдирающий драконьи шкуры с Юстеса («Повелитель зари»).
Урок № 32. Проблема веры и неверия в рассказе О.де Бальзака «Обедня безбожника».
Тема веры и неверия в рассказе. Образ Деплена: талант врача, талант человека, способность сострадать. Проблема соотношения ума (интеллекта, рассудка) – и сердца (способности сопереживать, чувствовать, любить) как знания и веры. Жажда веры («клянусь, я отдал бы все свое состояние, чтобы вера Буржа вместилась в моем мозгу») и невозможность ее понять рационально. Атеист ли герой Деплен? Образ водоноса Буржа – человека сердца. Идея автора: победа любящего и верующего сердца заключается духе Христовом: милости, жертвенности, неосуждении, терпения, смирения и любви. Возможность преображения героя.
Урок № 33. «Уверенность в невидимом» (апостол Павел): Н. С. Лесков. «Христос в гостях у мужика» и И. С. Тургенев «Христос». Вера как «уверенность в невидимом» (слова апостола Павла) – основа сюжета рассказа Лескова и стихотворения в прозе Тургенева. Реальность встречи с Богом как переживание героя и автора. Духовный и нравственный смысл этой встречи. Вера как путь внутреннего преображения, как путь борьбы с грехом и условие победы в рассказе Лескова. Идея Божьего милосердия и любви к каждому человеку от самого грешного до святого. Образ Бога как совершенного человека в явлении Христа герою тургеневского произведения. Соответствие мысли Тургенева христианскому учению о человеке как образе Божием и о Христе как Боге воплотившемся, явившим собой образ совершенного человека - Богочеловека. Важная мысль, которую доносят оба писателя – о призванности каждого человека к совершенству и о близости Бога каждому человеку.
Урок № 34-35 «Духовной жаждою томим…»: Духовная лирика русских поэтов.
Жизнь – бесценный дар Бога человеку. Жизненный путь у каждого человека свой, но каждый из людей призван пройти его достойно (Апухтин. Стихотворение «Жизнь».)
Библия – учебник жизни. Многие великие поэты обращались к этой великой книге в поисках ответов на мучительные вопросы жизни и обретали ответы, полные глубокого и вечного смысла. Для многих из них Библия была источником вдохновения. (И. Никитин. Стихотворение «Новый Завет»).
Жизнь души таинственна, глубока, загадочна. Она – «жилица двух миров», мучается земным и взыскует небесного. (стихи: Ф. Тютчев. «О, вещая душа моя…». С. Есенин. «Душа грустит о небесах…»)
Что делать, когда душа теряет силы, ожесточается? Молитва-бесценное сокровище, врачующее душу. (стихи: В. Жуковский. Утешение. Лермонтов. Молитва. И. Бунин. «За все Тебя, Господь, благодарю…» А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит…»)
От Бога душа получает силу и надежду. С Богом обретает радость жизни, умиротворение и ощущение счастья. (стихи: А. Блок. «О весна без конца и без краю..» , М. Цветаева. « Благословляю ежедневный труд…»).
(по желанию – можно присоединить к этому уроку песни иеромонаха Романа, в частности его переложения псалмов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Литературное чтение" в 3 классе (Система общего развития ребенка Л.В.Занкова)
Предлагаю вариант рабочей программы курса "Литературное чтение" 3 класс ( система развивающего обучения Л.В.Занкова):1. Пояснительная записка2. Календарно – тематическое планирование...
рабочая программа по английскому языку для 9 класса по УМК В.П. Кузовлев
Рабочая программа с календарно тематическим планированием...
Рабочая программа по основам журналистики для начальных классов.
Рабочая программа по основам журналистики для начальных классов, 1 и 2 года обучения...
Конспект индивидуального занятия по теме: Автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах, в словах во 2 классе
Цель: Автоматизация звука [Ш] изолировано, в слогах, в словах....
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Рабочая программа Рабочая программа учебного предмета право 10-11 класс, углубленный уровень под редакцией Е.А.Певцовой
Рабочая программа учебного предмета право 10-11 класс, углубленный уровень под редакцией Е.А.Певцовой...
Словарные слова в 1 классе. Проверка словарных слов.
В данной статье расскажу как я проверяю знания по запоминанию словарных слов в первом классе....