Авторская программа по художественно-эстетическому воспитанию "Поэзия мысли и красок"
рабочая программа
Программа "Поэзия мысли и красок" составлена в соответствии с социальным запросом семьи и общества. Необходимость ее создания объясняется тем, что для старшей школы нет программы по художетсвенно-эстетическому воспитанию, а вопрос этот важен как никогда ранее, ведь воспитание эстетов, чем раньше начнется, тем выше будет результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.docx | 61.74 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕННО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МО Зам. Директора по ВР Директор МБОУ «Гимназия №33»
рук. МО П.А.Магомедова ________В.Д.Храмова _________Б. М. Джамалов
«01» сентября 2018г.
Паспорт программы по художественно-эстетическому воспитанию
«Поэзия мысли и красок»
МБОУ «Гимназия №33» на 2018-2019 гг.
Наименование программы | Программа «Художественно-эстетическое воспитание учащихся на 2018-2019 г.г. «Поэзия мысли и красок» (далее «Программа») |
Разработчики Программы | Мусаева Айлин Магомедовна Учитель русского языка и литературы |
Исполнители (участники) Программы | Классный руководитель. Учащиеся класса. Родители учащихся. |
Цель Программы | Формировать у учащихся личностно-ценностное отношение к действительности, искусству, развивать эстетическое сознание, воспитать целостную гармонически развитую личность. |
Задачи Программы | 1 Создать условия для: Воспитания эстетического отношения к действительности, искусству, понимания связей искусства с жизнедеятельностью человека, современной техникой и средствами массовой информации; 2 воспитания способности воспринимать и интерпретировать художественные произведения, высказывать собственное отношение к ним; 3 расширения и обогащения художественно-эстетического опыта, применения художественных навыков в практической деятельности; формирования системы знаний и представлений о сущности, видах и жанрах искусства; 4 воспитания художественных интересов, вкусов, морально-эстетических идеалов; формирования навыков художественного самообразования и самовоспитания; 5 развития творческих способностей; формирования коммуникативных навыков; воспитания зрительской культуры в театре и музее; 6 воспитания нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости, способности к самопереживанию. |
Основные направления Программы | 1. Духовно-нравственное. 2. Культурно-историческое. 3. Гражданско-правовое. 4. Военно-патриотическое. |
Координатор Программы | МБОУ «Гимназия №33» г. Махачкала |
Этапы реализации Программы | Базовый этап: 2018 г. - начало преобразований Основной этап: 2018-2019 гг. Завершающий этап – 2019 г. |
Ожидаемые конечные результаты | Повышение интереса к чтению художественной литературы, проявление желания познавать, развиваться, творить, делиться радостью познания и творчества с окружающими; обогащение опыта личности, зрительного восприятия и эмоционального мира; способность воспринимать и понимать произведения искусства во взаимосвязи с окружающим миром; желание проявлять такие нравственные качества личности как доброта, гуманность, отзывчивость, способность к сопереживанию. |
Показатели для оценки хода реализации программы: Словесные, наглядные, практические. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые. Стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками. Проведение классных часов, праздников, тематических вечеров, акций, встреч, экскурсий. | |
Контроль над исполнением Программы | -администрация МБОУ «Гимназия №33» г. Махачкала; -классным руководителем; -МО классных руководителей МБОУ «Гимназия №33»; -родителями класса. |
Разделы Программы:
- введение
- пояснительная записка (раскрывает цели и задачи, содержит общую характеристику Программы, её принципы);
- планируемые результаты освоения обучающимися Программы (показатели освоения Программы);
- методическое обеспечение Программы;
- программа формирования универсальных учебных действий;
- тематическое планирование;
- система оценки достижения планируемых результатов;
- диагностический инструментарий;
- приложение.
Ресурсное обеспечение программы
Кадровое обсепечение
Классный руководитель
Материально-техническая поддержка программы
Для реализации программы используется школьная библиотека, мультимедийный комплекс, интерактивная доска, диски с презентациями и фильмами, школьный сайт.
Методическая поддержка программы
Для реализации программы:
Используется литература по истории края, республики, книги стихов местных поэтов, известных людей региона, книги детских писателей по данному направлению;
Используются «Технология развивающего обучения», «Игровая технология», «Личностно-ориентированная технология» и др.
Способы проверки ожидаемых результатов:
Педагогическое наблюдение, тестирование;
Выполнение творческих, проектных заданий
Анкетирование родителей и детей.
Наглядный метод используется во время
Чтения педагогом рассказов;
Экскурсий в картинную галерею;
Наблюдений;
Показа сказок (педагогом, детьми);
Проведения дидактических игр;
Моделирования сказок;
Посещения театров, музеев и выставок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным
в процессе чтения литературных произведений педагогом и воспитанниками;
чтения стихотворений детьми и преподавателями;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов;
разбора житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов;
выступление на литературных вечерах и в литературно-музыкальных композициях.
Практический метод используется в форме организации продуктивной деятельности:
Проведения игр и конкурсов,
организация постановок пьес, сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин.
Показатели результативности программы.
Учитывая, что искусство имеет эстетическую природу и основываетсяна эстетическом отношении человека к действительности, оптимальными показателями уровня эстетического воспитания считать:
Наличие определенного объема прочных и глубоких историко-теоретических, художественно-эстетических знаний;
Развитость умений и навыков восприятия эстетического, понимание единства формы и содержания.
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов: 20
Введение
Программа по художественно-эстетическому воспитанию
Данная программа с инновационным компонентом, разработанная на основе авторской дополнительной образовательной программы.
Программа по художественно-эстетическому воспитанию обучающихся составлена с учетом новых требований ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы общего образования.
Пояснительная записка
«Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся, а втом, какими мы, благодаря ему, становимся.»
Уайльд Оскар.
В современных условиях духовно-нравственного возрождения общества важная роль в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения, развитии творчески активной личности принадлежит школе, в частности, предметам художественно-эстетического цикла: литература, искусство.
Когда школьник становится старшеклассником, мир, который ему знаком, с которым он прочно связан, уже достаточно велик. Он многое понимает, во многом разбирается, имеет определенный запас знаний и умений, собственное мнение, свои симпатии и антипатии. И среди всего, с чем ему приходится встречаться в жизни, обязательно оказываются явления, определяемые словами «эстетическое», «эстетика». У многих старшеклассников уже развит эстетический вкус, существует представление об эстетическом идеале. И в последующие годы жизни эти втсречи с областью эстетического станут шире и многообразней.
Программа «Поэзия мысли и краслок» это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей художественно-эстетического восприятия.
Разрабатывая эту программу, я исходила из конкретных возможностей школы, проанализировала психологическую готовность учащихся к работе, индивидуальные особенности учащихся, материальное и методическое обеспечение.
Особенности реализации программы:
Программа предназначена для реализации в разновозрастной группе, поэтому материал подобран в соответствии с интересами и возрастными особенностями учащихся.
Особое место в программе занимает ознакомление учащихся с художественной литературой, способствующей развитию эстетических и нравственных качеств, речи, интеллекта, закладывающей позитивное отношение к миру.
Активная воспитательная сила литературного произведения заключается в том, что оно не оставляет равнодушным человека, затрагивает в нем самые сокровенные мысли и чаяния, побуждает его к нравственному самовоспитанию, духовным размышлениям. А стихи собственного сочинения способны пробудить в душах подростков «прекрасные порывы» и «чувства добрые», любовь к книге, чтению.
Программа отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Может быть использована в работе любого классного руководителя.
Цель программы состоит в том, чтобы в процессе восприятия, интерпретации произведений искусства формировать у учащихся личностно-ценностное отношение к действительности и искусству.
Реализация программы способствует решению следующих педагогических задач по воспитанию учащихся, создать условия для:
- воспитания эстетического отношения к действительности, искусству;
- воспитания способности воспринимать и интерпретировать художественные произведения, высказывать собственное отношение к ним;
- расширения и обогащения художественно-эстетического опыта, применения художественных навыков в практической деятельности;
- воспитания художественных интересов, вкусов. Морально-эстетических идеалов.
Программа составлена в соответствии с социальным запросом семьи и общества. Художественно-эстетическое образование, основанное на искусстве, представляет особую значимость для школьников.
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое образование – важнейшая сторона развития ребенка. Она способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной стороны действительности, повышает познавательную активность.
Тематический план
№ | Дата проведения | Тема | Кол-во часов |
1 | сентябрь | Диспут на тему «Что такое красота в моде, жизни, в искусстве?» | 1 |
2 | сентябрь | Литературно-музыкальная гостиная по творчеству Расула Гамзатова «Журавли» | 1 |
3 | октябрь | Час искусства по творчеству дагестанского художника Саида Тихилого (к 55-летию со дня рождения) | 1 |
4 | октябрь | Литературно-музыкальный час «Два крыла» по творчеству Фазу Алиевой | 1 |
5 | ноябрь | Занятие ко Дню матери «Самая прекрасная из женщин» | 1 |
6 | ноябрь | Посещение мюзикла (спектакль «Пелагея и Алька» по произведению Ф.Абрамова) | 3 |
7 | декабрь | Посещение драмтеатра (спектакль «Чиполлино») | 1 |
8 | январь | Вечер-портрет «Живописное мастерство И.Шишкина» (к 185 –летию со дня рождения) | 1 |
9 | февраль | Поэзия 2 пол.20 века | 1 |
10 | февраль | Посещение дома музея Расула Гамзатова | 1 |
11 | март | Встреча с поэтом переводчиком Сергеем Соколкиным | 1 |
12 | март | Литературно-музыкальный вечер памяти Сулеймана Рабаданова «Весенний пейзаж» | 1 |
13 | апрель | Час поэзии «Стихи собственного сочинения» | 1 |
14 | апрель | Познавательный час «Гений Леонардо да Винчи» (к 565-летию со дня рождения) | 1 |
15 | май | Литературный вечер «Женские судьбы в годы ВОВ». | 1 |
16 | май | Эссе на тему «Внутрення красота и внешняя» | 1 |
Итого: | 20 |
Разрабатывая эту программу, я исходила из конкретных возможностей школы, проанализировала психологическую готовность учащихся к работе, индивидуальные особенности учащихся, материальное и методическое обеспечение, учитывала запросы семей, взаимодействие с общественными организациями, учреждениями культуры и дополнительного образования.
Для реализации программы гражданско-патриотического воспитания обучающихся, обеспечивающей приобщение детей к ценностям семьи, формирование у них идентичности гражданина России и направляющей образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, в школе созданы все необходимые условия.
Программа отвечает требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Может быть использована в работе любого классного руководителя.
Основная цель программы: создание педагогических условий для гражданско-патриотического воспитания младших школьников.
Цель реализуется через следующие задачи:
1.Знакомство с историей родного края, своей семьи.
2. Воспитание любви к своей малой родине.
3. Воспитание уважения к окружающим людям.
4. Укрепление семейных ценностей.
5. Сплочение классного коллектива.
Главные ценности, на которых основывается программа: Отечество, семья, труд.
Основные принципы:
Принцип интеграции: сочетание обучения и гражданско-патриотического воспитания в интеллектуальное, трудовое воспитание и физическое развитие.
Культурологический: воспитание строится в соответствии с особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия младшего школьника.
Краеведческий: используя местное окружение, проводятся тематические экскурсии для накопления чувственного опыта.
Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для обучающихся начальной школы знаний, необходимых для индивидуального личностного развития каждого, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества.
Ожидаемые результаты воспитательной программы:
- формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине, убежденности учащихся в том, что настоящий гражданин гордиться своей Родиной, изучает ее историко-культурное и духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;
- осознание учеником роли знаний в жизни человека;
- активная гражданская позиция;
- расширение кругозора об истории своей семьи, своего края, природы и традициях.
Способы проверки ожидаемых результатов:
- педагогическое наблюдение, тестирование;
- выполнение творческих, проектных заданий
- анкетирование родителей и детей.
Формы подведения итогов воспитательной программы:
- - открытые мероприятия;
- - выставки творческих работ воспитанников;
- -участие в конкурсах;
- - создание газет, презентаций;
- - выступления с докладами и сообщениями по темам запланированных мероприятий;
- - викторины, кроссворды, игры;
- - итоговые концерты для родителей.
Реализуется программа в 4 этапа:
от простого к сложному, от близкого к далёкому.
1 этап «Моя семья» (1 год)
2 этап «Моё село» (2 год)
3 этап «Мой город» (3 год)
4 этап «Моя республика» (4 год)
Участники реализации программы:
• Учащиеся от 6-7 лет до 10 лет.
• Родители
• Классный руководитель
Ресурсное обеспечение программы
Кадровое обеспечение
Классный руководитель
Материально-техническая поддержка программы
Для реализации программы используется школьная библиотека, мультимедийный комплекс, интерактивная доска, DVD – диски с презентациями и фильмами, школьный сайт.
Методическая поддержка программы
Для реализации программы:
- используется: литература по истории края, республики, книги стихов местных поэтов, известных людей региона, книги детских писателей по данному направлению;
- используются «Технология развивающего обучения», «Игровая технология», «Личностно ориентированная технология», «ИКТ – технология» и др.;
- обеспечивается знакомство с инновационными технологиями правового, гражданско-патриотического воспитания;
- создание памятки родителям по формированию у ребенка гражданско-патриотических качеств.
Механизм решения задач гражданско-патриотического воспитания младших школьников
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство. Воспитательная работа строится с учетом возрастных особенностей. При планировании работы учитываются традиционные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения муниципальных, региональных, федеральных конкурсах
Взаимодействие с социумом
Исходя из окружающей воспитательной среды, в ходе реализации каждого этапа мною были выбраны следующие направления программы:
1. Изучение родной природы.
Воспитание любви к родной природе – одна из важнейших сторон патриотического воспитания. Тем более что наша республика славится своей замечательной природой.
2. Воинская доблесть.
Ознакомление с героическими страницами истории России, республики, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, музейных уроков). Наша земля не раз подвергалась вражеским нашествиям, но самой жестокой битвой была Великая Отечественная война. В нашей республике живет много людей, которые прославили её своими подвигами. Младшим школьникам необходимо показывать пример настоящего патриотизма людей, прославивших свой родной край.
3. Традиции и обычаи.
Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, республики.
4. Я –гражданин России.
Получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом республики Дагестан.
5. История ремёсел, трудовая деятельность.
Особое внимание следует уделять воспитанию уважения к труду людей разных профессий. Ведь главное богатство нашей республики – трудолюбивые и любящие свою землю люди.
Формы работы:
- Мероприятия, посвященные важным историческим событиям.
- Беседы, викторины, конкурсы.
- Проектная деятельность.
- Коллективно-творческие дела.
- Экскурсии.
- Вечера интересных встреч.
- Трудовые дела.
Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности
- Методы формирования сознания личности (убеждение, внушение, беседы, метод примера);
- Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения (общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов);
- Методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха).
Предполагаемые результаты воспитательной программы:
- формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине, убежденности учащихся в том, что настоящий гражданин гордиться своей Родиной, изучает ее историко-культурное и духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;
- осознание учеником роли знаний в жизни человека;
- активная гражданская позиция;
расширение кругозора об истории своей семьи, своего края, природы и традициях.
Содержание работы с обучающимися на каждом этапе программы по основным направлениям
«Мой дом. Моя семья» 1 год |
1. Изучение родной природы. «Береги природу!». Викторина « Лес красота и величие». «Краски и звуки природы». |
2. Воинская доблесть «Нет в России семьи такой, где ни памятен был герой» Проект: « Моя семья в годы войны» |
3.Традиции и обычаи «История моей семьи». Проект: «Я и моё имя». «Семейное древо». «Моя семья». |
4.Я-гражданин России «Герб, флаг, гимн России». «С чего начинается Родина?». «Я, ты, он, она - …». «Кто защищает наши права?». |
5.Истори я ремесел, трудовая деятельность «Профессии моей семьи» |
Родительское собрание «Праздник родственных сердец». « Папа, мама, я - читающая семья |
«Мое село». 2 год |
1. Изучение родной природы. «Красота родной природы». «Мы твои друзья, природа». «Правила друзей природы» (проект) |
2. Воинская доблесть «Ими гордится Дагестан» «Памятные места Дагестана» |
3.Традиции и обычаи «Традиции и праздники моего села» |
4.Я-гражданин России «Вот моя деревня, вот мой дом родной». «Декларация прав ребёнка», «Они прославили- Дагестан»». «Герб, флаг Республики Дагестан». |
«Народные ремёсла» « Сельские профессии» |
Родительское собрание «Законы жизни: семьи, класса, школы» |
«Мой город» 3 год |
1. Изучение родной природы. «Родник – источник жизни». Дискуссия «Природа города и мы». Конкурс на лучшую компьютерную презентацию о природе родного края. « Мой город у моря». |
2. Воинская доблесть «Славные сыны – защитники Дагестанской земли» |
3.Традиции и обычаи «Народный фольклор края». «Проект – народные традиции и обычаи» |
4.Я-гражданин России «Литературное наследие». «Герб, флаг, гимн Республики Дагестан». «Мы и закон» |
5.История ремесел, трудовая деятельность «Труд в почёте любой! Мир профессий большой». «Спортивные звезды Дагестана» |
Родительское собрание «О родине и семье - поэтической строкой» |
«Моя республика» 4 год |
1. Изучение родной природы. «Заповедники Дагестана». «Поиск нарушителей законов природы». Конкурс плакатов «Защитим планету». |
2. Воинская доблесть «По волнам нашей памяти» « Военные будни» |
3.Традиции и обычаи «Традиции и обычаи дагестанских народов» |
4.Я-гражданин России «Дагестан на карте России». «Герб, флаг, гимн Республики Дагестан». «Ты гражданин и это значит…». «Конституция РФ». |
5.История ремесел, трудовая деятельность «Любить Родину - значит быть её полезной». Мастер-класс «Это дело наших рук». |
Родительское собрание «Роль родителей в патриотическом воспитании» |
Совместная деятельность школы и семьи по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников
Гражданско-патриотическое развитие и воспитание младших школьников осуществляются совместно с семьей.
- Взаимодействие школы и семьи.
Цель: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов гражданско-патриотического воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Задачи:
- создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
- позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
- преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
- способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
- создавать условия для духовного общения детей и родителей;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция разных видов искусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших направлений становления современного образования. Интегрированное обучение, по мнению многочисленных исследователей, способствует формированию у детей...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРЕСС - ЦЕНТР» НАПРАВЛЕНИЕ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРЕСС - ЦЕНТР» НАПРАВЛЕНИЕ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности
Образовательная программа изостудии является дополнительной образовательной программой художественно-эстетической направленности, предполагает начальный уровень освоения знаний и практических на...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. «Книга о Зиме».
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. «Книга о Зиме». Программное содержание:Задачи:уточнить и обобщить знания детей о зиме;вызвать положител...
Программа кружка художественно-эстетического направления, по рисованию"Тропинки творчества"
Программа «Тропинки творчества» -это курс интеллектуально-творческого взаимодействия и развития дошкольного и младшего школьного возраст. У меня возникла идея создания творчески разн...
«Общеразвивающей программы внеурочной деятельности художественно - эстетического направления (технологической направленности) «Лоскутное шитьё»
Программа «Лоскутное шитьё» предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интерес к художественной деятельности и направлен...
Программа по художественно-эстетической деятельности педагога дополнительного образования "Игровая ритмика"
Методическая разработка.Программа по художественно-эстетической деятельности педагога дополнительного образования "Игровая ритмика" для детей младшего возраста....