Авторская программа по художественно-эстетическому воспитанию "Поэзия мысли и красок"
рабочая программа

Программа "Поэзия мысли и красок" составлена в соответствии с социальным запросом семьи и общества. Необходимость ее создания объясняется тем, что для старшей школы нет программы по художетсвенно-эстетическому воспитанию, а вопрос этот важен как никогда ранее, ведь воспитание эстетов, чем раньше начнется, тем выше будет результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma.docx61.74 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕННО:                     СОГЛАСОВАНО:                       УТВЕРЖДАЮ:

на заседании МО                         Зам. Директора по ВР              Директор МБОУ «Гимназия №33»

рук. МО  П.А.Магомедова        ________В.Д.Храмова          _________Б. М. Джамалов

«01» сентября 2018г.

Паспорт программы по художественно-эстетическому  воспитанию

«Поэзия мысли и красок»

МБОУ «Гимназия №33» на 2018-2019 гг.

Наименование программы

   Программа «Художественно-эстетическое воспитание учащихся

на 2018-2019 г.г. «Поэзия мысли и красок»

 (далее «Программа»)

Разработчики Программы

Мусаева Айлин Магомедовна

   Учитель русского языка и литературы

Исполнители (участники) Программы

Классный руководитель.

Учащиеся класса.

Родители учащихся.

Цель Программы

Формировать у учащихся личностно-ценностное отношение к действительности, искусству, развивать эстетическое сознание, воспитать целостную гармонически развитую личность.

Задачи Программы

1 Создать условия для:

Воспитания эстетического отношения к действительности, искусству, понимания связей искусства с жизнедеятельностью человека, современной техникой и средствами массовой информации;

2 воспитания способности воспринимать и интерпретировать художественные произведения, высказывать собственное отношение к ним;

3 расширения и обогащения художественно-эстетического опыта, применения художественных навыков в практической деятельности; формирования системы знаний и представлений о сущности, видах и жанрах искусства;

4 воспитания художественных интересов, вкусов, морально-эстетических идеалов; формирования навыков художественного самообразования и самовоспитания;

5 развития творческих способностей; формирования коммуникативных навыков; воспитания зрительской культуры в театре и музее;

6 воспитания нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости, способности к самопереживанию.

Основные направления Программы

1. Духовно-нравственное.

2. Культурно-историческое.

3. Гражданско-правовое.

4. Военно-патриотическое.

Координатор Программы

МБОУ «Гимназия №33» г. Махачкала

Этапы реализации Программы

Базовый этап: 2018 г. - начало преобразований

Основной этап: 2018-2019 гг.

Завершающий этап – 2019 г.

Ожидаемые конечные результаты

Повышение интереса к чтению художественной литературы, проявление желания познавать, развиваться, творить, делиться радостью познания и творчества с окружающими;  

обогащение опыта личности, зрительного восприятия и эмоционального мира;

способность воспринимать и понимать произведения искусства во взаимосвязи с окружающим миром;

желание проявлять такие нравственные качества личности как доброта, гуманность, отзывчивость, способность к сопереживанию.

Показатели для оценки хода реализации программы:

Словесные, наглядные, практические. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые. Стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками. Проведение классных часов, праздников, тематических вечеров, акций, встреч, экскурсий.

Контроль над исполнением Программы

-администрация МБОУ «Гимназия №33» г. Махачкала;

-классным руководителем;

-МО классных руководителей МБОУ «Гимназия №33»;

-родителями класса.

Разделы Программы:

  • введение
  • пояснительная записка (раскрывает цели и задачи, содержит общую характеристику Программы,  её принципы);
  • планируемые результаты освоения  обучающимися Программы (показатели освоения Программы);
  • методическое обеспечение Программы;
  • программа формирования универсальных учебных действий;
  • тематическое планирование;
  • система оценки достижения планируемых результатов;
  • диагностический инструментарий;
  • приложение.

Ресурсное обеспечение программы

Кадровое обсепечение

Классный руководитель

Материально-техническая поддержка программы

                Для реализации программы используется школьная библиотека, мультимедийный комплекс, интерактивная доска, диски с презентациями и фильмами, школьный сайт.

Методическая поддержка программы

            Для реализации программы:

Используется литература по истории края, республики, книги стихов местных поэтов, известных людей региона, книги детских писателей по данному направлению;

Используются «Технология развивающего обучения», «Игровая технология», «Личностно-ориентированная технология» и др.

Способы проверки ожидаемых результатов:

Педагогическое наблюдение, тестирование;

Выполнение творческих, проектных заданий

Анкетирование родителей и детей.

Наглядный метод используется во время

Чтения педагогом рассказов;

Экскурсий в картинную галерею;

Наблюдений;

Показа сказок (педагогом, детьми);

Проведения дидактических игр;

Моделирования сказок;

Посещения театров, музеев и выставок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным

в процессе чтения литературных произведений педагогом и воспитанниками;

чтения стихотворений детьми и преподавателями;

бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов;

разбора житейских ситуаций;

проведения викторин, конкурсов;

выступление на литературных вечерах и в литературно-музыкальных композициях.  

Практический метод используется в форме организации продуктивной деятельности:

Проведения игр и конкурсов,

организация постановок пьес, сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин.

Показатели результативности программы.

Учитывая, что искусство имеет эстетическую природу и основываетсяна эстетическом отношении человека к действительности, оптимальными показателями уровня эстетического воспитания считать:

Наличие определенного объема прочных и глубоких историко-теоретических, художественно-эстетических знаний;

Развитость умений и навыков восприятия эстетического, понимание единства формы и содержания.

Срок реализации программы: 1 год

Количество часов: 20

Введение

Программа по художественно-эстетическому воспитанию

        Данная программа с инновационным компонентом, разработанная на основе авторской дополнительной образовательной программы.

Программа по художественно-эстетическому воспитанию обучающихся составлена с учетом новых требований ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы общего образования. 

Пояснительная записка

«Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся, а втом, какими мы, благодаря ему, становимся.»

                                                                                       Уайльд Оскар.

           В современных условиях духовно-нравственного возрождения общества важная роль в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения, развитии творчески активной личности принадлежит школе, в частности, предметам художественно-эстетического цикла: литература, искусство.

           Когда школьник становится старшеклассником, мир, который ему знаком, с которым он прочно связан, уже достаточно велик. Он многое понимает, во многом разбирается, имеет определенный запас знаний и умений, собственное мнение, свои симпатии и антипатии. И среди всего, с чем ему приходится встречаться в жизни, обязательно оказываются явления, определяемые словами «эстетическое», «эстетика». У многих старшеклассников уже развит эстетический вкус, существует представление об эстетическом идеале. И в последующие годы жизни эти втсречи с областью эстетического станут шире и многообразней.  

 

Программа «Поэзия мысли и краслок» это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей художественно-эстетического восприятия.

       Разрабатывая эту программу, я исходила из конкретных возможностей школы, проанализировала психологическую готовность учащихся к работе, индивидуальные особенности учащихся, материальное и методическое обеспечение.

Особенности реализации программы:

         Программа предназначена для реализации в разновозрастной группе, поэтому материал подобран в соответствии с интересами и возрастными особенностями учащихся.

           Особое место в программе занимает ознакомление учащихся с художественной литературой, способствующей развитию эстетических и нравственных качеств, речи, интеллекта, закладывающей позитивное отношение к миру.

           Активная воспитательная сила литературного произведения заключается в том, что оно не оставляет равнодушным человека, затрагивает в нем самые сокровенные мысли и чаяния, побуждает его к нравственному самовоспитанию, духовным размышлениям. А стихи собственного сочинения способны пробудить в душах подростков «прекрасные порывы» и «чувства добрые», любовь к книге, чтению.

 Программа отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Может быть использована в работе любого классного руководителя.

Цель программы состоит в том, чтобы в процессе восприятия, интерпретации произведений искусства формировать у учащихся личностно-ценностное отношение к действительности и искусству.

Реализация программы способствует решению следующих педагогических задач по воспитанию учащихся, создать условия для:

  1. воспитания эстетического отношения к действительности, искусству;
  2. воспитания способности воспринимать и интерпретировать художественные произведения, высказывать собственное отношение к ним;
  3. расширения и обогащения художественно-эстетического опыта, применения художественных навыков в практической деятельности;
  4. воспитания художественных интересов, вкусов. Морально-эстетических идеалов.

        Программа составлена в соответствии с социальным запросом семьи и общества. Художественно-эстетическое образование, основанное на искусстве, представляет особую значимость для школьников.

        Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое образование – важнейшая сторона развития ребенка. Она способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной стороны действительности, повышает познавательную активность.

Тематический план

Дата проведения

Тема

Кол-во часов

1

сентябрь

Диспут на тему «Что такое красота в моде, жизни, в искусстве?»

1

2

сентябрь

Литературно-музыкальная гостиная по творчеству Расула Гамзатова «Журавли»

1

3

октябрь

Час искусства по творчеству дагестанского художника Саида Тихилого (к 55-летию со дня рождения)

1

4

октябрь

Литературно-музыкальный час «Два крыла» по творчеству Фазу Алиевой

1

5

ноябрь

Занятие ко Дню матери «Самая прекрасная из женщин»

1

6

ноябрь

Посещение мюзикла (спектакль «Пелагея и Алька» по произведению Ф.Абрамова)

3

7

декабрь

Посещение драмтеатра (спектакль «Чиполлино»)

1

8

январь

Вечер-портрет «Живописное мастерство И.Шишкина» (к 185 –летию со дня рождения)

1

9

февраль

Поэзия 2 пол.20 века

1

10

февраль

Посещение дома музея Расула Гамзатова

1

11

март

Встреча с поэтом переводчиком Сергеем Соколкиным

1

12

март

Литературно-музыкальный вечер памяти Сулеймана Рабаданова «Весенний пейзаж»

1

13

апрель

Час поэзии «Стихи собственного сочинения»

1

14

апрель

Познавательный час «Гений Леонардо да Винчи» (к 565-летию со дня рождения)

1

15

май

Литературный вечер «Женские судьбы в годы ВОВ».

1

16

май

Эссе на тему «Внутрення красота и внешняя»

1

Итого:

20

      Разрабатывая эту программу, я исходила из конкретных возможностей школы, проанализировала психологическую готовность учащихся к работе, индивидуальные особенности учащихся, материальное и методическое обеспечение, учитывала запросы семей, взаимодействие с общественными организациями, учреждениями культуры и дополнительного образования.

Для реализации программы гражданско-патриотического воспитания обучающихся, обеспечивающей  приобщение детей к  ценностям семьи, формирование у них идентичности  гражданина России и направляющей  образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, в школе созданы все необходимые условия.  

Программа  отвечает  требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования. Может быть использована  в работе любого классного руководителя.

Основная цель программы: создание педагогических условий для гражданско-патриотического воспитания младших школьников.

 Цель реализуется через следующие задачи: 

1.Знакомство с историей родного края, своей семьи.

2. Воспитание любви к своей малой родине.

3. Воспитание уважения к окружающим людям.

4. Укрепление семейных ценностей.

5. Сплочение классного коллектива.

Главные ценности, на которых основывается программа: Отечество, семья, труд.

    Основные принципы:
Принцип интеграции:
сочетание обучения и гражданско-патриотического воспитания  в интеллектуальное, трудовое воспитание и физическое развитие.

Культурологический: воспитание строится в соответствии с особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия младшего школьника.

Краеведческий: используя местное окружение, проводятся тематические экскурсии для накопления чувственного опыта.

Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для обучающихся начальной школы  знаний, необходимых для индивидуального личностного развития каждого, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества.

Ожидаемые результаты воспитательной программы:

  • формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине, убежденности учащихся в том, что настоящий гражданин гордиться своей Родиной, изучает ее историко-культурное и духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;
  • осознание учеником роли знаний в жизни человека;
  • активная гражданская позиция;
  • расширение кругозора об истории своей семьи, своего края, природы и традициях.

      Способы проверки ожидаемых результатов:

- педагогическое наблюдение, тестирование;

- выполнение творческих, проектных  заданий

- анкетирование родителей и детей.

     

Формы подведения итогов воспитательной программы:

  • - открытые мероприятия;
  • - выставки творческих работ воспитанников;
  • -участие в конкурсах;
  • - создание газет,  презентаций;
  • - выступления с докладами и сообщениями по темам запланированных мероприятий;
  • - викторины, кроссворды, игры;
  • - итоговые концерты для родителей.      

  Реализуется программа в 4 этапа:

 от простого к сложному, от близкого к далёкому.   

 1 этап «Моя семья» (1 год)

 2 этап «Моё село»   (2 год)

 3 этап «Мой город» (3 год)

 4 этап «Моя республика» (4 год)

Участники реализации программы:

•  Учащиеся от 6-7 лет до 10 лет.

•  Родители

•  Классный руководитель

            Ресурсное обеспечение программы

Кадровое обеспечение

Классный руководитель  

Материально-техническая  поддержка программы

Для реализации программы используется школьная библиотека,   мультимедийный комплекс, интерактивная доска, DVD – диски с презентациями и фильмами, школьный сайт.

Методическая поддержка программы

Для реализации программы:

  • используется: литература по истории края, республики,  книги стихов местных поэтов, известных людей региона, книги детских писателей по данному направлению;  
  • используются «Технология развивающего обучения», «Игровая технология», «Личностно ориентированная технология», «ИКТ – технология» и др.;
  • обеспечивается знакомство с инновационными технологиями правового, гражданско-патриотического воспитания;
  • создание памятки родителям  по формированию у ребенка гражданско-патриотических качеств.

Механизм решения задач гражданско-патриотического воспитания младших школьников

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство. Воспитательная работа строится с учетом возрастных особенностей. При планировании работы учитываются традиционные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения муниципальных, региональных, федеральных конкурсах

Взаимодействие с социумом

        

Исходя из окружающей воспитательной среды, в ходе  реализации каждого этапа мною были выбраны следующие направления программы: 

1. Изучение родной природы.

Воспитание любви к родной природе – одна из важнейших сторон патриотического воспитания. Тем более что наша республика славится своей замечательной природой.

2. Воинская доблесть.

Ознакомление с героическими страницами истории России, республики, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, музейных уроков). Наша земля не раз подвергалась вражеским нашествиям, но самой жестокой битвой была Великая Отечественная война. В нашей республике живет много людей, которые прославили её своими подвигами. Младшим школьникам необходимо показывать пример настоящего патриотизма людей, прославивших свой родной край.

3. Традиции и обычаи.

Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, республики.

4. Я –гражданин России.

Получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом республики Дагестан.

5. История ремёсел, трудовая деятельность.

Особое внимание следует уделять воспитанию уважения к труду людей разных профессий. Ведь главное богатство нашей республики – трудолюбивые и любящие свою землю люди.

Формы работы:

  • Мероприятия, посвященные важным историческим событиям.
  • Беседы, викторины, конкурсы.
  • Проектная деятельность.
  • Коллективно-творческие дела.
  • Экскурсии.
  • Вечера интересных встреч.
  • Трудовые дела.

        Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности

  • Методы  формирования  сознания  личности (убеждение, внушение, беседы,  метод примера);
  •  Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения (общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело,  метод проектов);
  • Методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка,  создание ситуации успеха).

Предполагаемые результаты воспитательной программы:

  • формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине, убежденности учащихся в том, что настоящий гражданин гордиться своей Родиной, изучает ее историко-культурное и духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;
  • осознание учеником роли знаний в жизни человека;
  • активная гражданская позиция;

расширение кругозора об истории своей семьи, своего края, природы и традициях.

Содержание работы с обучающимися на каждом этапе  программы  по основным направлениям

  «Мой дом. Моя семья»

1 год

1. Изучение родной природы.

 «Береги природу!». Викторина « Лес красота и величие». «Краски и звуки природы».

    2.  Воинская доблесть

«Нет в России  семьи такой, где ни памятен был герой»

Проект: « Моя семья в годы войны»

    3.Традиции и обычаи

«История моей семьи».  Проект: «Я и моё имя». «Семейное древо». «Моя семья».

    4.Я-гражданин России

«Герб, флаг, гимн России». «С чего начинается Родина?». «Я, ты, он, она - …». «Кто защищает наши права?».

   5.Истори я ремесел, трудовая деятельность

«Профессии моей семьи»

Родительское собрание

«Праздник родственных сердец».

« Папа, мама, я  - читающая семья

«Мое село».

2 год

1. Изучение родной природы.

«Красота родной природы». «Мы твои друзья, природа». «Правила друзей природы» (проект)

    2.  Воинская доблесть

«Ими гордится Дагестан»

«Памятные места Дагестана»

     3.Традиции и обычаи

«Традиции и праздники моего села»

4.Я-гражданин России

«Вот моя деревня, вот мой дом родной». «Декларация прав ребёнка», «Они прославили- Дагестан»». «Герб, флаг Республики Дагестан».

«Народные ремёсла»

« Сельские профессии»

Родительское собрание

«Законы жизни: семьи, класса, школы»

     

«Мой  город»

3 год

1. Изучение родной природы.

«Родник – источник жизни». Дискуссия «Природа города и мы». Конкурс на лучшую компьютерную презентацию о природе родного края. « Мой город у моря».

    2.  Воинская доблесть

«Славные сыны – защитники  Дагестанской земли»

     3.Традиции и обычаи

«Народный фольклор края». «Проект – народные традиции и обычаи»

4.Я-гражданин России

 «Литературное наследие». «Герб, флаг, гимн Республики Дагестан». «Мы и закон»

5.История ремесел, трудовая деятельность

 «Труд в почёте  любой! Мир профессий большой». «Спортивные звезды Дагестана»

Родительское собрание

«О родине и семье - поэтической строкой»

«Моя республика»

4 год

1. Изучение родной природы.

«Заповедники Дагестана». «Поиск нарушителей законов природы». Конкурс плакатов «Защитим планету».

    2.  Воинская доблесть

«По волнам нашей памяти»

« Военные будни»

     3.Традиции и обычаи

«Традиции и обычаи  дагестанских народов»

4.Я-гражданин России

«Дагестан  на карте России». «Герб, флаг, гимн Республики Дагестан».

«Ты гражданин и это значит…». «Конституция РФ».

   5.История ремесел, трудовая деятельность

 «Любить Родину - значит быть её полезной». Мастер-класс «Это дело наших рук».

Родительское собрание

«Роль родителей в патриотическом воспитании»

        

Совместная деятельность школы и  семьи по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников

      Гражданско-патриотическое развитие и воспитание младших школьников осуществляются совместно с  семьей.

  1. Взаимодействие школы и семьи.

Цель: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов гражданско-патриотического воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52  Закона Российской Федерации «Об образовании».

Задачи:

  • создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
  • позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
  • преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
  • способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
  • создавать условия для духовного общения детей и родителей;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция разных видов искусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших направлений становления современного образования. Интегрированное обучение, по мнению многочисленных исследователей, способствует формированию у детей...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРЕСС - ЦЕНТР» НАПРАВЛЕНИЕ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  «ПРЕСС - ЦЕНТР» НАПРАВЛЕНИЕ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности

Образовательная программа изостудии является дополнительной образовательной  программой художественно-эстетической направленности, предполагает начальный уровень освоения знаний и практических на...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. «Книга о Зиме».

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. «Книга о Зиме». Программное содержание:Задачи:уточнить и обобщить знания детей о зиме;вызвать положител...

Программа кружка художественно-эстетического направления, по рисованию"Тропинки творчества"

Программа «Тропинки творчества» -это курс интеллектуально-творческого  взаимодействия и развития дошкольного и младшего школьного возраст. У меня возникла идея создания творчески разн...

«Общеразвивающей программы внеурочной деятельности художественно - эстетического направления (технологической направленности) «Лоскутное шитьё»

      Программа «Лоскутное шитьё» предназначена  для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интерес к художественной деятельности и направлен...

Программа по художественно-эстетической деятельности педагога дополнительного образования "Игровая ритмика"

Методическая разработка.Программа по художественно-эстетической деятельности педагога дополнительного образования "Игровая ритмика" для детей младшего возраста....