Концертмейстерская деятельность в музыкальной школе
статья на тему
Концертмейстер - полноправный участник образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontsertmeysterskaya_deyatelnost_v_muzykalnoy_shkole.doc | 48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Созинова Елена Геннадьевна
преподаватель, концертмейстер
МБУ ДО «Детская музыкальная школа №5»
г. Нижний Тагил
Любой музыкальный словарь даст сухую справку, что концертмейстер – это музыкант (пианист, баянист, аккордеонист), помогающий исполнителям (певцам, инструменталистам, танцорам) в разучивании партии и аккомпанирующий им в концертах, то есть это работа в ансамбле. А само слово «ансамбль», означающее по-французски «единство», ставит перед исполнителями задачу строгого согласования, совместного исполнительского замысла. Большую роль ансамблевого музицирования в формировании музыканта отмечал в своё время Д.Ф.Ойстрах. Он писал о том, что ансамблевая игра доставляет удовольствие не только слушателям, но, в первую очередь, самим исполнителям и должна сопутствовать музыканту в течение всей его жизни.
Задача концертмейстера, как и преподавателя, - привить ученикам любовь и уважение к музыке, воспитать их вкус, расширить кругозор, а также открыть и развить такие качества как наблюдательность, впечатлительность, темперамент, воображение, фантазию, ум, искренность, непосредственность, общительность, из которых, как отмечал К.С.Станиславский, складывается артистическая личность, жизнь которой обогатится великим даром слушать и понимать музыку.
Концертмейстерство, сформировавшись как самостоятельный вид деятельности, является удачным примером универсального сочетания в рамках профессии элементов мастерства педагога, исполнителя, и психолога в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
Концертмейстер становится незаменимым звеном в творческом процессе педагога и ученика. Он не только помогает ученику преодолевать психологические трудности на сцене, подготавливая его перед выступлением, снимая излишнее напряжение, но и помогает педагогу помочь осуществить его задумки в работе над художественными, техническими и звуковыми проблемами.
Опытный концертмейстер никогда не будет показывать свое недовольство замечаниями педагога или его пожеланиями. Творческий процесс или творческий «союз» педагога и концертмейстера – это неотъемлемое условие для достижения поставленных целей. Полезным бывает совместное музицирование, нередко возникают и профессиональные ансамбли педагога и концертмейстера, что приводит к взаимопониманию не только в исполнительском, но и в психологическом плане.
Концертмейстерство - это сплав особых свойств личности и узкоспециальных навыков. Это уникальное мастерство. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, а также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партий. Концертмейстеру, как это ни странно, также важна интуиция. Само собой разумеется, что партию солиста нужно знать досконально: штрихи, динамику, фразировку, технические сложности, темповые нюансы и т.д., чтобы выстроить звуковой баланс с учетом индивидуальности солиста.
Выбирая эту профессию, нужно обладать многими качествами. Во-первых, любить выступать на сцене: у концертмейстера не должно быть боязни сцены. Обязательно такое умение, как схватывать на «лету» мелодии, склеивать пропущенные места, если вдруг солист пропустил какое-то место в пьесе. Необходимо наличие технических резервов: резерва беглости, резерва выносливости, резерва силы и т.д. Если вы выбираете эту профессию, как основную, нужно быть готовым к тому, что, как правило, это означает быть на вторых ролях. Умение слушать, играть с партнером – очень важная деталь профессионального мастерства концертмейстера, который с детства привык к индивидуальным занятиям, как единственно возможной форме работы. Естественное сопереживание возникает как результат непрерывного контакта партнеров, их взаимопонимания и согласия, что тоже приводит нас к выводу о том, что «человек – концертмейстер» должен понимать и «чувствовать» любого партнера несмотря ни на что. Ведь насколько не был бы хорош солист, если ему аккомпанирует не очень грамотный концертмейстер – ничего хорошего не получится. Значимость этих качеств существенно возрастает в работе с детьми.
Нужно отметить, что любая другая музыкальная деятельность едва ли может сравниться с концертмейстерским искусством по своей многофункциональности и универсальности.
Ко всему сказанному, концертмейстер должен быть очень эрудированным музыкантом, в поле деятельности которого находится огромный и разнообразный репертуар.
Концертмейстер должен иметь профессиональный комплекс, составляющими которого являются:
- Любовь пианиста к концертмейстерскому исполнительству.
- Пианистическая оснащенность, без которой невозможно решение музыкальных задач.
- Чувство партнерства, сопереживания.
- Умение подчиняться творческой воле солиста, стать с ним единым музыкальным целым, порой в ущерб своим музыкальным амбициям.
- Знание специфики инструментального и вокального исполнительства: штрихи (у струнников), дыхание (у певцов и духовиков), агогика (у тех и других), тесситура (у вокалиста).
- Быстрота реакции на сцене во время исполнения.
- Дирижерское предвидение и предслышание, иногда “спасающие ситуацию” во время публичного концерта.
- Умение читать разную фактуру, выделяя главное, видеть и различать технические комплексы (арпеджио, гаммы), особенно при чтении с листа.
- Общая музыкальная эрудиция: из знания музыки, больших музыкальных накоплений и рождается чувство стиля, меры, вкуса.
Это далеко не полный перечень необходимых профессиональных качеств, необходимых в работе концертмейстера.
Кроме всего сказанного, нужно отметить, что занятия с концертмейстером-пианистом очень любят учащиеся-инструменталисты. Исполнение учеником произведения вместе с концертмейстером помогает ему раскрыть содержание, художественный образ, почувствовать эмоциональную наполненность исполняемого. Зачастую только исполнение произведения с сопровождением подводит ученика к пониманию музыкального материала. Работа с концертмейстером приближает ученика к концертному выступлению. Причем, иногда эта работа бывает полезна и без преподавателя.
Таким образом, творческая деятельность концертмейстера включает и исполнительскую, и педагогическую, и организационную, где музыка выступает в качестве реального самостоятельного художественного процесса.
Работа концертмейстера уникальна и увлекательна, его роль в учебном процессе детских школ искусств неоспоримо велика, а владение в совершенстве “комплексом концертмейстера” повышает востребованность пианиста в разных сферах музыкальной деятельности от домашнего музицирования до музыкального исполнительства.
“Чтобы понимать музыкальную речь во всей ее содержательности,– писал К.Г.Мострас, – нужно иметь достаточный запас знаний, выходящих за пределы самой музыки, достаточный жизненный и культурный опыт, надо быть человеком большого ума и большого чувства”. Это высказывание очень точно передает образ пианиста-концертмейстера. Несмотря на то, что к концертмейстерской деятельности зачастую относятся свысока, а сами концертмейстеры всегда остаются “в тени”, их искусство подразумевает высокое музыкальное мастерство и бескорыстную любовь к своей профессии.
“Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога”, – утверждает К.Виноградов.
Библиографический список
1. Бирман Л. О художественной технике пианиста.- М., 1973.
2.ГорошкоН.Н.Современная подготовка пианиста-концертмейстера: от узкой направленности к разностороннему воспитанию исполнительского мастерства // Музыкальное образование на пороге 21 века в контексте эволюции отечественного музыкального искусства: Материалы Российской научно-практической конференции 17-18 декабря 1998 г. / Оренбург. гос. пед ун-т; Ред. колл.: М.С. Каргопольцев, Г.П. Коломиец и др. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1999.
3. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. М.,1961.
4. Литвиненко Ю. Педагогические аспекты подготовки учащегося – музыканта к публичному выступлению: материалы третьей межвузовской научно – практической конференции. – М.: МГИТ им. А. Г, Шнитке, 2010.
5. Мейлих Е.И. У истоков музицирования. Музыка – детям, вып. 3. Сборник статей. Л., 1976.
6. О работе концертмейстера. Сборник статей. М., 1974г.
7. Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа. О работе оперного концертмейстера: Учебное пособие / В.Подольская, А.Смирнов.- М.: Музыка, 1974.
8. Шендерович Е М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах. М.: Музыка, 1972 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ФОРТЕПИАННОЙ ТЕХНИКИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Известно, что самые первые шаги обучения ребенка — самый ответственный этап, во многом определяющий всю будущую жизнь. Фундамент необходимых знаний для развития ребенка должен закла...
ТВОРЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Концертмейстер и аккомпаниатор - самая распространенная профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен...
Новогодний КВМ музыкальной школе (школе искусств)
Веселый новогодний конкурс придуман как внеклассное мероприятие. Участники- ученики школы 12-14 лет. В подготовке и проведении конкурса дается возможность учащимся проявить свои творческие...
Внеурочная деятельность в СП "Детская музыкальная школа" как фактор личностного роста обучающихся
1. Введение.2. Цель музыкального образования.3. Проблемы для обучающихся музыкальной школы в период обучения.4. Цель и задачи внеурочной деятельности.5.Методы привлечения детей к внеурочной дея...
Об опыте проектной деятельности по музыкальным предметам в старших классах ГБОУ школы «Тутти».
Данная статья возникла на основе моего выступления на городском методическом семинаре «Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство достижения образовательных результат...
Музыкальный букварь в сказках и картинках. Страна Ладландия (вторая часть) Учебно - методическое пособие по сольфеджио для учащихся младших классов детских музыкальных школ.
Учебно - методическое пособие по сольфеджио для учащихся младших классов детских музыкальных школ....
Методические рекомендации к пьесам из сборника «Кудесница - балалайка. Хрестоматия» Выпуск I, II, III для преподавателей и учащихся класса балалайки детских музыкальных школ и школ искусств в условиях дистанционного обучения (с аудиоприложением)"
Развитие интернета и цифровых технологий, а также глобальные мировые события в 2020 году в виде карантинов из-за коронавирусной пандемии повлияли на форму и систему обучения в школах, колледжах, вузах...