Методические рекомендации к пьесам из сборника «Кудесница - балалайка. Хрестоматия» Выпуск I, II, III для преподавателей и учащихся класса балалайки детских музыкальных школ и школ искусств в условиях дистанционного обучения (с аудиоприложением)"
методическая разработка
Развитие интернета и цифровых технологий, а также глобальные мировые события в 2020 году в виде карантинов из-за коронавирусной пандемии повлияли на форму и систему обучения в школах, колледжах, вузах. В настоящее время актуальным становится дистанционное обучение, включающее в себя видеокурсы, электронные учебники, онлайн-занятия. Чтобы онлайн-занятие проходило наиболее качественно, возникла необходимость создания материально-технической базы для дистанционного обучения. При проведении занятий в режиме онлайн педагогам приходится корректировать курс преподавания. Большая проблема встала перед педагогами-инструменталистами, работающими в связке с концертмейстерами (струнники, духовики, народники). Учащиеся, особенно начальных классов, оказались в ситуации разучивания произведений сольно, без аккомпанемента. У начинающих музыкантов ещё в должной мере не развит слух, теоретическая база и музыкальное воображение, чтобы глядя в ноты примерно представить звучание своей мелодии и аккомпанемента. Сложность оказалась в том, что зачастую, в интернете невозможно найти аудиозаписи пьес начальных и средних классов, за редким исключением. Решение этой проблемы и послужило толчком к созданию настоящего аудиоприложения и кратких методических рекомендаций к пьесам из сборника «Кудесница - балалайка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 25.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к пьесам из сборника «Кудесница - балалайка. Хрестоматия» Выпуск I, II, III для преподавателей и учащихся класса балалайки детских музыкальных школ и школ искусств в условиях дистанционного обучения (с аудиоприложением).
Идея и реализация проекта «Кудесница - балалайка. Хрестоматия» принадлежит доценту кафедры народных инструментов Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова, кандидату искусствоведения Усову Артему Александровичу. Под его руководством в Казани с 2011года проходит Всероссийский конкурс исполнителей на балалайке «Кудесница-балалайка». В 2017 году появились первые хрестоматии с тем же названием, составленные и исполнительски отредактированные Артемом Александровичем.
Всего хрестоматия «Кудесница – балалайка» насчитывает шесть выпусков. Первые три предназначены для младших и средних классов музыкальных школ и школ искусств, последние – для старших. Структура хрестоматии представляет собой комплекс блоков следующей направленности:
- произведения зарубежных композиторов (переложения сделаны Усовым А.А.);
- произведения советских композиторов (переложения сделаны Усовым А.А.);
- оригинальные произведения крупной формы;
- оригинальные произведения малых форм.
«Изюминкой» сборников, их индивидуальной особенностью является собрание пьес, написанных не только профессиональными композиторами, но и педагогами, ведущими класс балалайки в ДМШ или колледже. Это: Евгений Баев (г.Тверь), Владимир Рассказов (г.Муром), Екатерина Митенкова, Нина Бордюг (г.Нижний Новгород), Андрей и Татьяна Пивкины (г.Саранск), Анастасия Новикова, Екатерина Шатрова (г.Казань). Всем им составитель выражает глубокую благодарность.
Хрестоматия адресована учащимся детских музыкальных школ и детских
школ искусств, а также всем любителям игры на балалайке.
Методические рекомендации
Митенкова Е.А. Сюита «Для самых маленьких» (из сборника «Кудесница - балалайка. Хрестоматия. Выпуск I»)
Митенкова Екатерина Александровна – выпускница НГК им. М.И.Глинки, преподаватель по классу балалайки ДШИ №7 г. Нижнего Новгорода.
Основная идея этого сочинения – освоение крупной формы учащимися младших классов. В сюите пять пьес (Гусеница, Часики, Скакалка, Неваляшка, Пингвин), которые можно исполнять как по отдельности, так и скомпоновав в небольшие блоки из 2 – 3 пьесок в зависимости от технических возможностей ученика. Рассмотрим три из них.
Открывается сюита пьесой «Гусеница».
Небольшой диапазон, использование открытых струн, приемы игры pizz. Б.П., арпеджиато – эти составляющие позволяют начинающему музыканту уже с первых уроков исполнять этот музыкальный номер. Темп «с движением» предполагает, в первую очередь, характер исполнения. Ученику легко представить образ, заложенный в пьесе и вместе с ним на уроке можно сочинить целый рассказ о героине пьесы и варьировать темп от сдержанного до более подвижного. Динамический план выстроен от небольшой (mp) звучности вначале до f в последнем разделе пьесы, что подкрепляется и сменой приема игры (арпеджиато). Также ученик осваивает и практически закрепляет термины «реприза» и «вольта».
«Часики»
В пьесе последовательно закрепляются приемы игры pizz. Б.П., арпеджиато, бряцание. Благодаря небольшому диапазону, яркой образности, пьеса достаточно легко осваивается детьми. Особенное удовольствие от исполнения дети получают в среднем разделе «Часиков», где со сменой исполнительского приема, нарастающей динамикой, ферматой в конце радела, а затем еще одной сменой приема игры, можно вообразить как «заводят» часики и они начинают громко «тикать» в заключительном разделе пьесы.
«Неваляшка»
Пьеса написана в жанре вальса. Она может исполняться как приемом игры pizz. Б.П., так и pizz.II, исходя из технических возможностей ученика. Одной из важных задач этого номера является слушание и проведение мелодической линии, так как нота ля, исполняемая на открытой струне, может перекрывать основные ноты музыкальной темы. Средний раздел интересен колористическим приемом игры за подставкой и штрихом стаккато, соблюдение которых позволяет более точно воспроизвести образ игрушки.
Митенкова Е.А. Сюита «Бирюльки» (из сборника «Кудесница - балалайка. Хрестоматия. Выпуск II»)
Это циклическое произведение из 6 пьес (Мячик, Ветерок, Кораблик, Карусель, Дождик, Барабан). Технически и музыкально оно более сложное, но не менее образное, нежели Сюита из I выпуска.
Фингерированные октавы в пьесе «Мячик», движение по T и S арпеджио, изменение ритма, динамики и приема игры в средней части – составляющие образа этой детской игрушки.
На освоение приема игры pizz. II нацелена пьеса «Ветерок». Здесь мы встречаемся с достаточно высокими нотками - си второй, ре третьей октавы, что для ученика может составлять определенную трудность крепкого прижатия струны к ладу. Средний раздел позволяет основательно поработать над выразительной динамикой – на небольшом музыкальном отрезке научиться делать cresc. и dim., имитирующих дуновение ветерка.
«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» - вспоминаются пушкинские строки в пьесе «Кораблик». Написанная в жанре вальса, среднем темпе и динамике, пьеса ярко рисует в воображении ученика образ кораблика, легко покачивающегося на волнах. В среднем разделе мелодическая линия переходит к партии фортепиано и ребенку необходимо научиться прислушиваться к концертмейстеру, чтобы «аккомпанировать» уже ему, перейдя с приема игры pizz. II на бряцание.
Необходимо отметить, что пьесам Екатерины Александровны своственны удобный диапазон, выразительная динамика, мелодичность, оптимальные темпы, яркая образность, что помогает учащимся более успешно обучаться игре на балалайке.
Рассказов В.А. «Школьная сюита» (из сборника «Кудесница - балалайка. Хрестоматия. Выпуск III»)
Рассказов Владимир Александрович - преподаватель с более чем сорокалетним стажем работы. Ведет класс балалайки и оркестр русских народных инструментов в ДМШ №3 г. Мурома.
В Сюите 4 пьесы (Я учусь играть, Дождик, Футбол, Перемена).
Мы рассмотрим две из них.
«Дождик» - пьеса небольшая по объему, но демонстрирует разнообразные приемы игры. Это: pizz. Б.П., скольжение со II на III струну, бряцание, гитарный прием, сдергивание, флажолеты. Таким образом, ученику предоставляется возможность продемонстрировать немалый багаж освоенных им исполнительских приемов.
«Футбол» - яркая, эмоциональная пьеса. Исполненная в хорошем темпе, четким, насыщенным звуком, пьеса зримо представляет образ азартной игры. В репертуаре ученика может быть прекрасным концертным номером.
Аудиоприложение.
Актуальность записи отдельно аккомпанемента продиктовано временем. Развитие интернета и цифровых технологий, а также глобальные мировые события в 2020 году в виде карантинов из-за коронавирусной пандемии повлияли на форму и систему обучения в школах, колледжах, вузах. В настоящее время актуальным становится дистанционное обучение, включающее в себя видеокурсы, электронные учебники, онлайн-занятия. Дистанционное обучение — это форма получения образования, при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Онлайн-обучение — это обучение в режиме «здесь и сейчас», когда знания и навыки можно получить при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету.
Чтобы онлайн-занятие проходило наиболее качественно, возникла необходимость подготовки электронных платформ, создания материально-технической базы для дистанционного обучения.
При обучении в музыкальной школе практикуются различные методики преподавания, поэтому при ведении занятий в режиме онлайн педагогам приходится корректировать курс преподавания.
Большая проблема встала перед педагогами-инструменталистами, которые всегда работали в связке с концертмейстерами (струнники, духовики, народники). Учащиеся, особенно начальных классов, оказались в ситуации разучивания произведений сольно, без аккомпанемента. У начинающих музыкантов ещё в должной мере не развит слух, теоретическая база и музыкальное воображение, чтобы глядя в ноты примерно представить звучание своей мелодии и аккомпанемента. Сложность оказалась в том, что зачастую, в интернете невозможно найти аудиозаписи пьес начальных и средних классов, за редким исключением.
При дистанционном обучении концертмейстеры иногда записывают аудиофайлы с аккомпанементами произведений и пересылают их ученикам.
Именно эта проблема и послужила толчком к созданию настоящего аудиоприложения.
К каждой разобранной в I части пьесе даны ссылки на видеохостинг Ютуб.
В одном видеофайле – ноты произведения + аудиозапись балалайки с аккомпанементом.
В другом - ноты произведения + запись только аккомпанемента.
Темпы в аудиоприложении исключительно рабочие, т.к. аудиозаписи предназначены для самостоятельной работы ученика в домашних условиях. За основу темпа взят тот этап работы над пьесой, когда она достаточно уверенно выучена, но ещё не готова для исполнения на экзамене или концерте.
Конечно, ничего не может заменить очное общение и взаимодействие на уроках ученика-педагога-концертмейстера. Только тогда качество выходит на первое место.
Но, как показала жизнь, иногда нам приходится сталкиваться с непреодолимыми обстоятельствами, при которых мы вынуждены временно перейти на дистанционный формат.
Именно для этих случаев и разработано данное аудиоприложение.
Выпуск I
Митенкова Е. Сюита «Для самых маленьких»
«Гусеница»
«Часики»
«Неваляшка»
Выпуск II
Митенкова Е. Сюита «Бирюльки»
« Мячик»
« Ветерок»
«Кораблик»
Выпуск III
Рассказов В. Школьная сюита
«Дождик»
«Футбол»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ФОРТЕПИАННОЙ ТЕХНИКИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Известно, что самые первые шаги обучения ребенка — самый ответственный этап, во многом определяющий всю будущую жизнь. Фундамент необходимых знаний для развития ребенка должен закла...
ТЕСТЫ Искусство Западной Европы 14-17 вв. (2 класс детской художественной школы. Общеразвивающая программа, 4-х летний срок обучения) 29.01.2017
Составитель: Марченко И.В.Преподаватель теории изобразительного искусстваМБУ ДО ДХШ г. Усть-ЛабинскаОбщеобразовательная программа2 класс ДХШ ТЕСТЫИскусство Западной Европы 14-17 вв.1....
Новые интернет-продукты, позволяющие организовать работу преподавателя в условиях дистанционного обучения
Поговорим о новых интернет-сервисах, позволяющих организовать командную работу при использовании методик дистанционного обучения.Сервисы совместной работы – это новый продукт в интернете, которы...
Статья «Творческая форма отчета театрально- музыкальных, инструментальных коллективов в системе дополнительного образования в условиях дистанционного обучения»
. Наша тема — это дистанционные отчеты в системе доп. образования в виде онлайн-программ, онлайн-концертов, онлайн-конкурсов, онлайн-марафонов, онлайн-флешмобов и т.д....
Музыкальный букварь в сказках и картинках. Страна Ладландия (вторая часть) Учебно - методическое пособие по сольфеджио для учащихся младших классов детских музыкальных школ.
Учебно - методическое пособие по сольфеджио для учащихся младших классов детских музыкальных школ....
Методический разбор фортепианной пьесы из сборника А. Классена «Музыкальные эскизы».
Классен Андрей Генрихович – немецкий композитор, пианист, дирижер – наш современник. С начала 90х годов живёт в Германии. Семья переехала из Казахстана. Он является директо...
Методическая разработка "Сценарий концерта выпускников класса домры детской музыкальной школы"
Данная методическая разработка представляет собой сценарий концерта выпускников музыкальной школы. На концерте учащиеся исполняют свои выпускные программы по специальности. Методическая разработка мож...