Внеурочная деятельность в СП "Детская музыкальная школа" как фактор личностного роста обучающихся
учебно-методический материал по теме

1. Введение.

2. Цель музыкального образования.

3. Проблемы   для обучающихся музыкальной школы в период обучения.

4. Цель и задачи внеурочной деятельности.

5.Методы привлечения детей к внеурочной деятельности.

6. Возрастные особенности личностных качеств обучающихся.

7. Виды внеклассной деятельности.

8. Формирование личностных качеств обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_7.doc71.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Районный центр дополнительного образования»

муниципального образования «Пинежский муниципальный район»

структурное подразделение «Детская музыкальная школа»

Внеурочная деятельность в СП «Детская музыкальная школа» как фактор личностного роста обучающихся

(из опыта работы)

                                                Выполнила:                        

                                                                             Семьина Татьяна Борисовна,

                                                           преподаватель СП

                                                                               «Детская музыкальная школа»    

с. Карпогоры

2014г.

Внеурочная деятельность в СП «Детская музыкальная школа» как фактор личностного роста обучающихся

 

       В современном образовательном учреждении проблема самореализации встаёт перед каждым обучающимся. А по мере взросления ученика  эта проблема с каждым годом становится для него всё актуальней. Каждый ученик - это личность, взятая в совокупности врождённых и приобретённых в течение жизни особенностей характера человека. Под личностным ростом подразумевается процесс количественных и качественных  изменений в развитии ребёнка под влиянием внешних и внутренних факторов.

      Не все дети могут успешно учиться в общеобразовательной школе, участвовать в олимпиадах и других мероприятиях по учебным предметам. В рамках учреждений дополнительного образования детям созданы условия для того, чтобы найти любимое занятие, реализовать свои творческие способности, получать от этого удовлетворение и даже определиться с будущей профессией. Педагоги учреждений дополнительного образования помогут  раскрыть и реализовать творческие способности у каждого ребёнка, развить и сформировать его личностные качества, т.е. стать ему успешным и уверенным в своих силах. Преподаватели детских музыкальных школ занимаются воспитанием и образованием детей, а также развитием их творческих способностей  в области музыкального искусства.  

       Цель музыкального образования – сформировать у детей  интерес к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству и творчеству.

       За период обучения в музыкальной школе обучающиеся  осваивают нотную грамоту и теорию музыки, знакомятся с жизнью и творчеством отечественных и зарубежных композиторов,  учатся петь в хоре и сольно, т. е. расширяют свой музыкальный  кругозор. При этом  учатся так распределять своё свободное время, что успешно обучаются одновременно в двух школах и посещают ещё другие кружки и творческие объединения. Участвуя в концертах и конкурсах разного уровня,  приобретают опыт публичных выступлений и желание общаться со зрителем.

       Помимо учебных занятий, как в любом образовательном учреждении, в СП «Детская музыкальная школа» проводится большая  воспитательная работа с обучающимися. Она направлена на раскрытие потенциальных творческих способностей детей, приобщение их к сольному и ансамблевому исполнению, коллективному музицированию и приобретение опыта исполнительской и творческой деятельности.

       В период обучения обучающиеся сталкиваются с проблемами:

  •  приоритет общеобразовательной школы перед учреждением дополнительного образования;
  •  загруженность детей в общеобразовательной школе учебной и внеучебной нагрузкой (классные и общешкольные мероприятия, олимпиады, конкурсы, конференции и др.) не позволяет  им качественно готовить домашнее задание;
  •  большой спектр образовательных потребностей современных детей (посещение других кружков и творческих объединений);
  •  много времени проводят перед телевизором,  за компьютером.

        Не смотря, на все эти проблемы, практически каждый ученик стремится достичь определённых результатов в игре на музыкальном инструменте или пении.  Для этого ему необходимо овладеть не только умениями и навыками, а также развить и сформировать в себе определённые личностные качества. Но, даже прилагая большие усилия и старания, не все ученики смогут реализоваться как музыканты - исполнители. Поэтому преподавателю очень важно создать условия обучающимся для самореализации через разнообразные виды внеурочной деятельности.

        Для решения этой проблемы, привлекая обучающегося к внеурочной деятельности  необходимо определить и учитывать его личностные качества, способности, склонности и увлечения, а также найти методы и средства для  их применения.

        Цель внеурочной деятельности: создание условий для личностного роста обучающихся через разнообразные виды внеурочной деятельности.  

        Задачи:

  •  создать условия для личностного роста ученика, учитывая не только его музыкальные, но и другие способности;
  •  мотивировать к участию в любом мероприятии каждого обучающегося,  независимо от уровня развития его музыкальных способностей и личностных качеств (через поощрение);
  • воспитать через творческую деятельность в ученике такое качество, как желание выступать перед зрителями (быть публичным);  
  •  овладеть культурой поведения на сцене (быть артистичным);
  •  преодолевать чувство страха и управлять своими эмоциями;
  •  объективно оценивать своё выступление;
  •  эффективно взаимодействовать с одноклассниками, сверстниками, преподавателями;
  •  самореализовать себя через творческую деятельность.

       Вся внеурочная деятельность с  обучающимися осуществляется в соответствии  с планом воспитательной деятельности СП «Детская музыкальная школа», который утверждается на педагогическом совете перед началом учебного года. Одним из разделов этого плана является внеклассная работа. В план внеклассной работы входят мероприятия, которые  проводятся в  школе традиционно  и  тематические, приуроченные к каким-то юбилейным датам (дню рождения великих композиторов, музыкантов, юбилею школы и т.д.).  

       В настоящее время в нашей музыкальной школе сложилась следующая система проведения внеклассных мероприятий: преподаватель с помощью  учеников своего класса организует и проводит мероприятие для всех обучающихся музыкальной школы, их родителей, преподавателей, обучающихся общеобразовательной школы, а также воспитанников детских садов. С концертными номерами привлекаются   ученики  других преподавателей. Таким же образом следующее мероприятие организует и проводит  другой преподаватель.

       На педсовете в начале каждого  учебного года преподаватели  распределяют между собой внеклассные мероприятия и ответственность за их организацию и проведение. В течение учебного года каждый преподаватель  разрабатывает, организует и проводит одно - два  мероприятия в каждом полугодии.

       Сложность для проведения большего количества мероприятий с привлечением детей состоит в следующем:

  •  все обучающиеся класса любого преподавателя  учатся в разных классах общеобразовательной школы, начиная со 1-го и заканчивая 10-м классом (т.е. являются разновозрастной группой);
  •  у всех  учеников класса любого преподавателя разное расписание уроков  в общеобразовательной и музыкальной школах;
  •  учеников класса любого преподавателя крайне редко можно собрать вместе;
  •  большинство обучающихся, помимо музыкальной школы, посещают  ещё другие кружки, творческие объединения и студии.  

       Поэтому находить время для проведения репетиций довольно сложно. Как правило, учеников собрать на репетиции можно только в субботу или в воскресенье, когда они  относительно свободны.

       В течение определённого времени внеклассные мероприятия преподаватели организовывали и проводили своими силами, а учеников класса привлекали только  для участия с концертными номерами, и в первую очередь тех, кто не испытывал чувство страха перед зрителями, мог играть уверенно и стабильно. К сожалению, таких детей немного, поэтому к участию в концертах привлекались одни и те же ученики. А нашими  зрителями на внеклассных мероприятиях являются, в первую очередь, родители обучающихся, которые  хотят видеть среди выступающих своих детей.  

       Поэтому, учитывая пожелания родителей и стремление  большинства учеников участвовать в концертах, мы пришли к решению, что необходимо изменить  подход в подготовке и проведении внеклассных мероприятий.

       В настоящее время  при организации и проведении  внеклассных мероприятий  придерживаемся такой позиции – каждый ученик класса должен принять участие в мероприятии по мере своих способностей и возможностей.

       Участие детей в мероприятиях распределяем следующим образом:

  •  ученикам   с хорошей дикцией и обладающими умением держаться на сцене -  роль ведущих;
  •  ученикам, неуверенным в своих исполнительских способностях и обладающих недостаточно цепкой музыкальной памятью и умением держаться на сцене - участие в какой-то второстепенной роли (стихи);
  •  ученицам с хорошими вокальными данными - выступить с сольным пением;
  •  ученикам, владеющими исполнительскими навыками, но не способными  выступать сольно - играть в ансамбле;
  •  ученикам, которые научились справляться со сценическим  волнением и держаться на сцене,  обладающими исполнительскими способностями и  желанием играть на публике - выступление с сольным инструментальным номером.

       Важно  не принуждать учеников к участию в мероприятиях. Они должны добровольно включаться в творческий процесс, чувствовать себя комфортно и свободно.

       Например, такое внеклассное мероприятие, как новогодний вечер с представлением можно организовать и провести силами учеников своего класса.  Предварительно с группой обучающихся своего класса необходимо подобрать материал и разработать  интересный сценарий. Поучаствовать в новогоднем представлении предложить всем ученикам своего класса. Главную роль Снегурочки желательно предложить ученице с хорошей дикцией и задатками артистизма, которая своей уверенностью  и смелостью будет поддерживать всех остальных участников новогоднего представления. Но при этом необходимо мотивировать к участию в представлении робких и неуверенных в себе учеников, которые испытывают чувство страха перед зрителями и ещё не научились презентовать себя как артиста. Как правило, такие дети в коллективной форме творчества и в привычной для них обстановке чувствуют себя намного смелее, раскованней и раскрывают в себе творческие способности и личностные качества. По - возможности привлечь мальчишек, которые играть на музыкальном инструменте перед зрителями не изъявляют большого желания, а поучаствовать в представлении в какой-то роли или совершенно в другом виде творчества соглашаются с удовольствием. С концертными номерами можно привлечь учеников других преподавателей.

       При организации внеклассной работы учитываются возрастные особенности личностных качеств обучающихся. Большинство детей младшего школьного возраста (7–10 лет)  не испытывают чувство страха перед зрителями и угрызения совести  за неудачное выступление на публике, поэтому смело выходят на сцену. Для приобретения культуры поведения на сцене и сценического равновесия необходимо начинать привлекать обучающихся младших классов к концертам для воспитанников детских садов и в проведении «музыкальных классных часов» для своих одноклассников, т. к. эта публика менее искушённая, очень отзывчивая и благодарная. Преподаватель должен тактично предложить ученику поучаствовать в том виде творчества, в каком он лучше всего раскроется: прочитает стихотворение или поучаствует в монтаже; выступит с сольным пением, в роли  ведущего или действующего лица; сыграет на музыкальном инструменте сольный номер или в ансамбле с преподавателем. Самое главное, чтобы после выступления ученик мог почувствовать себя востребованным (уверенным) и успешным! Как правило, одноклассники после таких концертов начинают по–другому, с уважением относиться к своим сверстникам (нашим обучающимся).

       Учащиеся средних и старших классов в возрасте 11-16 лет, уже понимают и чувствуют ответственность за выступление перед публикой. Тем ученикам, которые не обладают хорошей эмоциональной  выдержкой и самообладанием, не умеют справляться со сценическим волнением, могут забыть текст во время исполнения, предложить участвовать в концерте с игрой в ансамбле с преподавателем или другим учеником. От такого участия в концерте ученики не отказываются. Уверенные в себе ученики смело выходят на сцену с сольными инструментальными номерами. Ученики средних и старших классов, как правило, активно участвуют во всех внеклассных мероприятиях, а тем обучающимся, которые научились стабильно играть и уверенно держаться на публике, предлагаем выступать в районных мероприятиях.    

       Большую роль в развитии личностных качеств играют различные виды внеклассной деятельности: тематические и традиционные мероприятия, концерты  и конкурсы разного уровня.

      Тематические мероприятия проводятся в форме лекций – концертов, музыкальной гостиной, «музыкальных классных часов»,  концертов для воспитанников детских садов. Для тематического мероприятия  с учениками своего  класса нужно подобрать материал, подготовить интересное сообщение из жизни и творчества  композитора или музыканта. В соответствие заявленной теме  необходимо       выбрать музыкальные номера, привлечь к участию ведущих, концертмейстера и иллюстраторов из преподавателей и обучающихся  музыкальной школы. Другие преподаватели со своими  учениками  тоже заранее готовят для выступления концертные номера.

       К традиционным мероприятиям относятся: День Знаний, День музыки, утренник «Посвящение в юные музыканты», новогодний вечер, День 8 Марта, месячник «Музыкальный апрель», отчётный концерт, выпускной вечер, которые проводятся со сценарием в форме представления или праздничного концерта. Некоторые мероприятия проходят с чаепитием. В этих мероприятиях, как правило, принимают участие большинство обучающихся класса.

     Одним из серьёзных испытаний для обучающихся музыкальной школы является выступление в концерте с сольной программой, которое готовит их к участию в конкурсах разного уровня. В таких концертах ученик в течение 15-30 минут исполняет  программу из 5-10 музыкальных произведений. Такое выступление требует от обучающегося наличие большой выдержки, собранности и самообладания, умения переключаться с одного музыкального произведения на другое, соответственно  с одного образа, характера, настроения и темпа на совершенно противоположные. А в случае допущения какой-то погрешности во время игры, не растеряться, суметь не подать никакого вида и успешно  отыграть всю программу до конца. Поэтому в концертах с сольной программой принимают участие подготовленные к публичным выступлениям обучающиеся:   уверенные в своих силах и способностях, преодолевающими чувство страха перед зрителями и желающими доставить своей игрой положительные эмоции слушателям. Всё это является факторами личностного роста ученика.

    Используя данную  систему внеурочной деятельности, преподаватель сможет привлечь к участию в ней всех учеников своего класса. Большинство из них в старших классах,  овладев культурой поведения на сцене и научившись преодолевать чувство страха перед зрителями, принимают участие в различных мероприятиях и конкурсах разного уровня, приобретают желание выступать на публике, участвуют в творческой жизни школы, т. е.  всегда готовы к публичному выступлению.  В этом мы видим личностный рост  обучающихся.  

       Окончив музыкальную школу, её выпускники продолжают ещё  учиться в общеобразовательной школе. И большинство из них, овладев исполнительскими навыками, творческими умениями и необходимыми личностными качествами, продолжают активно участвовать в творческой жизни  общеобразовательной школы. Большинство  выпускников   не только исполняют выученный в процессе обучения репертуар  в узком,  домашнем   кругу, а приходят в музыкальную школу за новыми пьесами  или сами находят их и самостоятельно разучивают. Выпускница школы 2009г. Пестова Александра на юбилейном концерте ДМШ «Нашей школе – 45!» 03.11.2014 года исполнила самостоятельно выученное произведение.

       Отдельные произведения,  которые  заучивались     для концертного исполнения или выпускного экзамена выпускники музыкальной школы  могут ещё длительное время исполнять на концертах разного уровня. Поэтому, даже окончив музыкальную школу, бывшие её ученики продолжают участвовать в мероприятиях нашей школы, а также  районных. Например, в юбилейном концерте «Нашей школе – 45!», который прошёл 03.11.2013 года в  зале ДНТ приняли участие выпускники разных лет: Галашев Николай (2004г.), Пестова Александра и Серебряная Дарья (2009г.), Песчаников Александр (2011г.), Малахова Евгения и Данилов Николай (2012г). В отчетном концерте  музыкальной школы «Музыка делает нас добрее!» 27.04.2014г. и выпускном вечере «Пусть музыка живёт у нас в сердцах!» 22.05.2014г. принял участие в роли ведущего выпускник школы 2012г. Варзумов Руслан. Особой активностью отличаются выпускницы музыкальной школы, которые посещали предмет по выбору «сольное пение». Их выступления мы продолжаем  видеть на районной сцене.

       Таким образом, каждый обучающийся музыкальной школы, участвуя во внеклассном мероприятии в любом виде деятельности,  утверждается в глазах  своих одноклассников, окружающих его сверстников и  взрослых. Проявив себя на сцене, даже самый робкий ученик постепенно чувствует себя успешным, приобретает уверенность в своих силах, творческий опыт и желание выступать перед аудиаторией. Такие обучающиеся начинают по-другому относиться к занятиям по предмету «музыкальный инструмент», проявлять повышенный интерес к процессу обучения в музыкальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Методики диагностирования личностного роста обучающихся. Методические материалы по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности в МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара...

Педагогическая мастерская на уроках литературы как фактор личностного развития обучающихся

Педагогическая мастерская на уроках литературы как фактор личностного развития обучающихся...

Проектная деятельность как условие личностного роста обучающихся

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования начальное профессиональное образование должно формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самосто...

Проектная деятельность как условие личностного роста обучающихся

Педагогический проект ТЕМА: "Проектная деятельность как условие личностного роста обучающихся" Формирование ключевых компетенций на уроках литературы с использованием современных образовательных техн...

Анализ результатов диагностики результативности реализации программы воспитательной работы Динамика показателей личностного роста обучающихся

Анализ результатов диагностики результативности реализации программы воспитательной работыДинамика показателей личностного роста обучающихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии с использованием оборудования "Точка роста"

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии "Химический калейдоскоп" с использованием оборудования "Точка роста"....

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии с использованием оборудования "Точка роста"

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Юный эколог" с использованием оборудования "Точка роста"...