Программа внеурочной деятельности «Переплетение культур»
рабочая программа на тему

Налетова Ирина Александровна

       Программа  внеурочной деятельности «Переплетение культур» разработана для обучающихся 5 классов (11-12 лет)         на основе федерального государственного образовательного стандарта основной школы, «Примерной программы внеурочной деятельности. Начального и основного образования. Стандартов второго поколения», под редакцией В. А. Горского. Москва «Просвещение» 2011г., региональной образовательной программы  «Саквья хораме. Узоры бисерной реки»,  автор- составитель: Вьюткина Е.В. - Ханты-Мансийск: Издательский дом «Новости Югры», 2011.-19 с

      В процессе разработки программы главным ориентиром стала  гармоничное единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Этнокультурное образование ориентирует современных детей на восстановление, сохранение и развитие традиционных форм миропонимания, мировоззрения, то есть видение мира таким, как видели его предки, помогает воспринимать свою традицию как живую и одновременно овладевать другой культурой, опираясь на современные технологии и инновационные подходы. В современном мире решается задача осмыслить, сохранить и передать следующим поколениям то всеобщее, чем жило человечество, и все частное, что представляет неповторимую культуру, не стирая при этом истинного лица народа. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров  достигается через изучение  исторического, литературного и декоративно-прикладного искусства культуры обско-угорских и славянских народов: истории возникновения декоративно-прикладного искусства вышивки  и бисероплетения; фольклора на основе сказок, загадок, пословиц, поговорок;  художественного творчества; экологических аспектов сегодняшнего времени, сопряжённых с древними традициями обско-угорских народов. Важное направление в теоретической части  программы  уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия  направленные  на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием и связью с  другими предметами  обогащает занятия и повышает заинтересованность обучающихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика,(счетная вышивка, солярные знаки, бисероплетение), история, литература.  Практические занятия предусматривают зарисовку эскизов и схем для плетения бисером и вышивки, моделирование традиционных аксессуаров. Хорошим показателем эффективной реализации программы также являются достойный уровень общего развития ребёнка, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие произведений декоративно - прикладного творчества, доведение ручных операций от простейших до выполнения сложных техник.

Цель программы - гармоничное  развитие личности ребенка через этнокультурное образование: изучение культуры, традиций, декоративно прикладного творчества обско-угорских и славянских народов; повышение духовно-нравственной культуры; развитие художественно-творческих умений и навыков; обеспечение  возможности детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

v развивать природные задатки и способности, помогаю­щие достижению успеха в том или ином виде декоративно - прикладного творчества обско-угорских и славянских народов посредством выполнения творческих работ;

v  обучить приёмам выполнения творческих работ;

v научить, видеть, понимать, ценить и анализировать работы мастеров;

v формулиро­вать определения понятий,  используемых в опыте мастеров искусства.

 

Новизна программы  внеурочной деятельности — это отнюдь не механическая добавка к основному общему обра­зованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.  Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмо­ционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов и мастеров своего дела в области вышивки и работы с бисером.                                                          

Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преем­ственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования и развития гармоничной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа46.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №4»

Районный конкурс программ внеурочной (внеклассной) деятельности для начальной и основной школы

Номинация: основная школа

Программа

внеурочной деятельности

«Переплетение  культур»

Направление: духовно – нравственное

для   5 класса

                         

 

                                                                                                                                                      Учитель технологии: Налетова Ирина Александровна

Контактный телефон:

89226570402 

                                                                                                                                                       

Февраль, 2016г.

пгт. Пойковский

  1. Пояснительная записка

Два мира есть у человека,

 Один - который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

       Программа  внеурочной деятельности «Переплетение культур» разработана для обучающихся 5 классов (11-12 лет)         на основе федерального государственного образовательного стандарта основной школы, «Примерной программы внеурочной деятельности. Начального и основного образования. Стандартов второго поколения», под редакцией В. А. Горского. Москва «Просвещение» 2011г., региональной образовательной программы  «Саквья хораме. Узоры бисерной реки»,  автор- составитель: Вьюткина Е.В. - Ханты-Мансийск: Издательский дом «Новости Югры», 2011.-19 с

      В процессе разработки программы главным ориентиром стала  гармоничное единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Этнокультурное образование ориентирует современных детей на восстановление, сохранение и развитие традиционных форм миропонимания, мировоззрения, то есть видение мира таким, как видели его предки, помогает воспринимать свою традицию как живую и одновременно овладевать другой культурой, опираясь на современные технологии и инновационные подходы. В современном мире решается задача осмыслить, сохранить и передать следующим поколениям то всеобщее, чем жило человечество, и все частное, что представляет неповторимую культуру, не стирая при этом истинного лица народа. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров  достигается через изучение  исторического, литературного и декоративно-прикладного искусства культуры обско-угорских и славянских народов: истории возникновения декоративно-прикладного искусства вышивки  и бисероплетения; фольклора на основе сказок, загадок, пословиц, поговорок;  художественного творчества; экологических аспектов сегодняшнего времени, сопряжённых с древними традициями обско-угорских народов. Важное направление в теоретической части  программы  уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия  направленные  на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием и связью с  другими предметами  обогащает занятия и повышает заинтересованность обучающихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика,(счетная вышивка, солярные знаки, бисероплетение), история, литература.  Практические занятия предусматривают зарисовку эскизов и схем для плетения бисером и вышивки, моделирование традиционных аксессуаров. Хорошим показателем эффективной реализации программы также являются достойный уровень общего развития ребёнка, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие произведений декоративно - прикладного творчества, доведение ручных операций от простейших до выполнения сложных техник.

Цель программы - гармоничное  развитие личности ребенка через этнокультурное образование: изучение культуры, традиций, декоративно прикладного творчества обско-угорских и славянских народов; повышение духовно-нравственной культуры; развитие художественно-творческих умений и навыков; обеспечение  возможности детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов декоративно-прикладного творчества.

Задачи: 

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде декоративно - прикладного творчества обско-угорских и славянских народов посредством выполнения творческих работ;
  •  обучить приёмам выполнения творческих работ;
  • научить, видеть, понимать, ценить и анализировать работы мастеров;
  • формулировать определения понятий,  используемых в опыте мастеров искусства.

 

Новизна программы  внеурочной деятельности — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.  Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов и мастеров своего дела в области вышивки и работы с бисером.                                                         

Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования и развития гармоничной личности.

 Особенности реализации программы

  • занятия проводятся в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

в процессе такого свободного творчества и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определённые морально-нравственные ценности и культурные традиции.

В  программе для изучения включены  блоки двух культур: Обско - Угорских – народов  и Славян.

Программа рассчитана на 70 ч. в год (2 час в неделю).

Программой предусмотрены:

  • - теоретическая часть – 15 часов;  
  • - практическая  часть – 53  часа;  
  • - итоговые, отчетные занятия - 2 часа.

 Занятия проводятся во второй половине дня (вторник, четверг с 14.30 до 15.10) кабинет №108

  • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
  • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования («ЦРТДиЮ»).

В основу успешной реализации программы положены современные образовательные технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология мастерских
  • Здоровьесберегающая
  • Педагогика сотрудничества
  • Технология КТД

Формы проведения занятей:

  • - беседа;
  • - объяснительно-иллюстративная;
  • - индивидуально - групповая
  • - практическая

         Особенности организации внеурочных занятий в том, что по ходу занятий обучающиеся посещают выставки, мастерские художников («ЦРТДиЮ»), обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области вышивки бисероплетения. Программе присущи практико - ориентированная и профориентационная  направленность.

  1. Планируемые результатам  программы

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающихся будут сформированы:

 широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;  устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения; адекватное понимание причин успешности /не успешности творческой деятельности.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

 внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания;

 адекватного понимания причин успешности / не успешности творческой деятельности.

 Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

 принимать и сохранять учебно-творческую задачу; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 проявлять познавательную инициативу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

 использовать схемы для решения познавательных и творческих задач и представлению их результатов;  высказываться в устной форме;

 анализировать объекты, выделять главное; проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

 строить рассуждения об объекте; обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

 подводить под понятие; проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

 понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

 учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию;

 договариваться, приходить к общему решению;  соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу;

 использовать речь для регуляции своего действия; стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; учетом целей коммуникации достаточно полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 

Контроль направлен: на проверку планируемых результатов обучения, тех знаний и умений, которые учащиеся должны усвоить в рамках данной темы (раздела или курса), а также уровня усвоения этих знаний и умений.

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки  предлагаются малые жанры устного народного творчества.

В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

Уровень приобретенных знаний, умений и навыков учащихся выявляется путем анализа и самоанализа работ на  выставках декоративно-прикладного творчества, отчетных выставках, открытых занятиях, массовых праздничных мероприятиях, ярмарках-продажах.

Критериями успешности является: результативность участия в  тематических конкурсах (ЮНЕСКО).  Создание портфолио успешности.  

В результате занятий по предложенному курсу обучающиеся получат возможность

  • развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы;
  • познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;
  • создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.

       Знания и умения, которые будут  получены обучающимися по окончании курса 

       знать:

  • о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
  • о видах декоративно- прикладного искусства;
  • о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома), сочетание аппликации с вышивкой;
  • начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях;
  • сведения о свойствах различных тканей, видах красителей,  технике свободной росписи тканей;
  • народные традиции в изготовлении игрушек;
  • начальные сведения о флористике;
  • начальные сведения о произведениях народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства;
  • безопасные приёмы работы с  необходимыми инструментами и приспособлениями;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов.

         уметь:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
  • изготавливать мягкие игрушки; сувениры из природных материалов, бумаги (техника скрапбукинг);
  • изготавливать декоративные изделия из ракушек для оформления интерьера;
  • изготавливать  мягкие игрушки из различных тканей;
  • несложные декоративные изделия из кожи (ремни, броши, различные миниатюрные сувениры);
  • пользоваться схематичным описанием рисунка; в процессе работы ориентироваться

Ожидаемые результаты:

  • главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративно - прикладного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок;
  • дети, в процессе усвоения программных требований, получают дополнительную подготовку в области декоративно - прикладного искусства, а наиболее одаренные – возможность развития творческого потенциала;
  • у детей развивается воображение, образное мышление, интеллект, фантазия, формируются познавательные интересы;
  • ребята познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;
  • создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.

  1. Тематический план

Названий разделов и тем

Кол-во час

В том числе

теория

практика

1

Введение

2

2

2

Народы маленьких и больших рек (плетение цепочки)

6

1

5

3

Орнаменты народов ханты и манси (изготовление кулона с орнаментом)

4

1

3

4

«Искусство жить на Севере» (бережное отношение обско-угорских народов к окружающей среде) (плетение «ящерицы»)

4

1

3

5

Значение растительного мира в традиционной жизни обско-угорских народов (плетение «Цветка»)

6

1

5

6

Виды орнамента. Орнаменты-бордюры (плетение орнаментированного браслета)

6

1

5

7

Игрушки обско-угорских народов кукла «Акань»

4

1

3

8

Славянские обереги

4

1

3

9

Орнаменты  славянских народов

6

1

5

10

Славянская и Русская вышивка.

10

1

9

11

Значение растительного мира в традиционной жизни славян.

8

1

7

12

Значение животного  мира в традиционной жизни славян.

8

1

7

13

Подведение итогов

2

2

14

Итого

70

  1. Содержание программы

Количество часов:( 31час)

 Культура, традиции и декоративно – прикладное  творчество Обских народов.

В недавнем прошлом хозяйство обско-угорских народов было натуральным. Все необходимое для быта и промыслов они изготавливали сами, используя природные богатства. Особенно велика и разнообразна роль женщины в области декоративного искусства, которая создавала все в доме: от нарядной орнаментированной одежды до посуды. Используя тот или иной материал, мастерица применяла определенные приемы его обработки, переданные предыдущими поколениями. Вместе с тем она стремилась полнее использовать свойства материала, отбирая то, что ему соответствует, внося свои варианты оформления. Вот почему предметы, изготовленные мастерицами, глубоко индивидуальны, неповторимы.

С появлением бисера из рук мансийских и хантыйских мастериц «выходили» произведения искусства и сформировались собственные технологии бисероплетения, которые передавались из поколения в поколение, преобразовывались и совершенствовались на каждом этапе. Бисерные украшения кроме эстетических функций носили характер оберега или талисмана. Наши предки искренне верили, что одежда, украшенная бисером, и украшения, сделанные своими руками, будут оберегать и исцелять.

Были известны два способа плетения бисером: ажурная сетка и нашивание бисера на ткань. Бисерное шитье но ткани и коже является разновидностью вышивки. Цветным бисером украшали свадебные головные повязки, края воротника, вырез на груди, рукава, линию кокетки женского платья. Полосы несложных узоров из бисера нашивали на стане платья вдоль шва оборки подола. Кроме того, существовали изделия, полностью изготовленные из бисера: съемные нагрудные украшения «пальсак» и «турлопс», женские пояса.

Обские угры предпочитали яркие, сочные цвета бисера (белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый), контрастно сочетающиеся между собой. Белый цвет чаще употребляли для фона. Использовали два, три цвета, реже четыре, но не больше. Бисер нанизывали на сухожильную или

капроновую нить. Также из бисера плели узкие орнаментированные полоски и затем пришивали их на ткань платья или прикрепляли к косам.

Многообразие бисерных изделий народов ханты и манси сохранилось на сегодняшний день в небольшом количестве, и многое, к сожалению, уже не удается воссоздать. В этой связи очень важно уделять внимание изучению, сохранению и включению угасающих видов прикладного искусства в образовательный процесс.

Программа предоставляет возможность педагогу дополнительного образования осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к традиционной культуре, развивать художественно-эстетический вкус. Именно индивидуальный подход в обучении дает возможность утвердиться «трудному», социально незащищенному или замкнутому ребенку.[1]

  1. Вводное занятие
  1. .Теоретические сведения: Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности на занятиях декоративно - прикладного искусства.
  1. Народы маленьких и больших рек (плетение цепочки)

2.1.Теоретические сведения: Народы маленьких и больших рек. Декоративно - прикладное искусство обско-угорских народов. Знакомство с бисером. Основные виды бисера. Выбор бисера.

2.1.Практическая работа: Плетение крестиком цепочки с рисунком «ёлочка», которая в дальнейшем пригодиться для кулона.

  1. Орнаменты народов ханты и манси (изготовление кулона с орнаментом)

3.1.Теоретические сведения: Орнаменты народов ханты и манси. Техника выполнения

эскизов и схем для плетения. Сочетание цветов. Выбор орнамента. Зарисовка орнамента на листе в клеточку. Составление рисунка и схемы для плетения.

3.2.Практическая работа: Плетение первого ряда, поворота и последующих рядов по схеме. Изготовление кулона с орнаментом и переплетение к нему цепочки. Оформление изделия.

  1. «Искусство жить на Севере» (бережное отношение обско-угорских народов к окружающей среде) (плетение «ящерицы»)

4.1.Теоретические сведения:        Бережное отношение обско-угорских народов к

окружающей среде. Современные виды бисероплетения. Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек. Техника выполнения. Цветовое композиционное решение. Зарисовка схемы.

4.2.Практическая работа: Изготовление игрушки. Оформление.

  1. Значение растительного мира в традиционной жизни обско-угорских народов (плетение «Цветка»)

5.1.Теоретические сведения: Значение растительного мира в традиционной жизни обско-угорских народов. Растительные орнаменты.

Основные приемы бисероплетения на проволоке. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схемы.

5.2.Практическая работа: Изготовление лепестков. Сборка лепестков. Составление композиции. Оформление.

  1. Виды орнамента. Орнаменты-бордюры (плетение орнаментирован   ного браслета)

6.1Теоретические сведения: Виды орнамента. Орнаменты - бордюры. Техника выполнения эскизов для плетения. Зарисовка схем. Подготовка схемы для плетения. Выбор бисера. Цветовое решение.

6.2Практическая работа: Плетение браслета по схеме.

  1. Игрушки обско-угорских народов кукла «Акань»  

7.1.Теоретические сведения: Игрушки обско-угорских народов, как средство подготовки к роду деятельности.  Основные приемы вышивки бисером. Техника выполнения. Цветовое композиционное решение. Зарисовка схемы.

7.2.Практическая работа: Изготовление игрушки. Оформление.[2]

Культура, традиции и декоративно – прикладное  творчество Славян.

Количество часов (37час)

      Вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.  Народ, не знающий истории и культуры предков, обречён на духовное вырождение. Именно поэтому отмечается острая необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, опыта освоения культурного пространства, передачи его новым поколениям, возрождения национального характера. Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

 «Традиция», «обычай», «обряд» - важнейшие элементы культуры каждого народа. Благодаря традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего и отличается один от другого. 

Культура русского народа разнообразна и многогранна. Она включает в себя большое количество традиций, обычаев и обрядов.

Вера в силу различных оберегов является языческой традицией, сохранившейся на Руси и после прихода христианской религии. Древние славяне воспринимали окружающий мир не так, как делаем это мы. Их мир был таинственным, живым, наполненным волшебством. В основе любой языческой религии лежит страх перед непостижимыми, могучими силами природы.  Для того, чтобы оградиться от всевозможных несчастий, ненужных воздействий, низких энергий, а также для возможности взаимодействия с более высокими энергиями, славянами активно использовались различные обережные символы. Они защищали людей от злых духов, болезней, несправедливости, приносили любовь, удачу и достаток своим владельцам. Обладали славянские обереги не сказочной, а божественной силой.

1. Вводное занятие

 1.1Теоретические сведения: Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности на занятиях декоративно - прикладного искусства.

2. Славянские обереги.

2.1.Теоретические сведения: Славяне. Солярные знаки древних славян.  Декоративно - прикладное искусство славянских народов. Знакомство с вышивкой. Основные виды вышивки. Выбор цветовой гаммы.

2.1.Практическая работа: Освоение счетной вышивки.

  1. Орнаменты  славянских народов  

3.1.Теоретические сведения: Орнаменты славян. Техника выполнения эскизов и схем для вышивки. Сочетание цветов. Выбор орнамента. Зарисовка орнамента на листе в клеточку. Составление рисунка и схемы для вышивки.

3.2.Практическая работа: Плетение первого ряда, поворота и последующих рядов по схеме. Изготовление кулона с орнаментом и переплетение к нему цепочки. Оформление изделия.

  1.  Славянская и Русская вышивка.

4.1.Теоретические сведения: Вышивка в быту рушники, скатерти. Техника выполнения. Цветовое композиционное решение. Зарисовка схемы.

4.2.Практическая работа:  Изготовление рушника. Оформление работы.

  1. Значение растительного мира в традиционной жизни славян.

5.1.Теоретические сведения: Значение растительного мира в традиционной жизни. Растительные орнаменты.

Основные приемы вышивки. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схемы.

5.2.Практическая работа: Изготовление салфетки с элементами растительных символов. Составление композиции. Оформление.

  1.  Значение животного  мира в традиционной жизни славян.

6.1Теоретические сведения:  Значение животного мира в жизни славян Зарисовка схем. Подготовка схемы для вышивки. Выбор материала. Цветовое решение.

6.2Практическая работа: Изготовление салфетки с элементами растительных символов.

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

  1. Литература используемая при написании программы
  1. Волдина, Т.В. Библиографический указатель по фольклору  / Т.В. Волдина. - Томск: Издательство Томского университета, 2010 - 127 с.
  2. Главацкая, Е.М., Вершинина, Е.В., Захарова, ИЛО. Голоса древних культур / Е.М. Главацкая. - Ханты-Мансийск, Екатеринбург, 2008. - 128 с.
  3. Ерныхова, Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов / Е.А. Ерныхова. - Йошкар-Ола. 2011. - 138 с.
  4. Королёва, Н.С. Народное декоративное искусство хантов и манси. Традиционное искусство и современные промыслы народов Севера, Сибири, Сибири и Дальнего Востока / Н.С. Королёва. - М., 2009. - С. 30-43.
  5. Кравченко, О.А. Этносоциопедагогика / О.А. Кравченко. - СПб.: ООО «Миралл», 2007.- 160 с.
  6. Решетникова, Р.Г. Декоративно-прикладное искусство славянских  народов / Р.Г. Решетникова.- М.,2003.- 43 с.
  7. Тахтуева, А.М. Финно-угорский мир в куклах и игрушках / А.М. Тахтуева. - Ханты- Мансийск, 2006 - 144 с., И.Д.  

Литература для педагога:

  1. Горбунова, М.Б. Природа Югры: Азбука первоклассника / М.Б. Горбунова. - Екатеринбург, 2008. - 64 с.
  2. Жаркевич, Т.В. Бисер. Модные вещи своими руками / Т.В. Жаркевич. - Минск: Харвест, 2009.- 144 с.
  3. Кулемзин, В.М., Лукина, Н.В. Знакомьтесь: ханты / В.М. Кулемзин. - Новосибирск, 2011.- 136 с.
  4. Лукина, Н.В. Формирование материальной культуры хантов (восточная группа) / Н.В. Лукина.- Томск,2008.- 364 с.
  5. Молданова, Т.А. Орнамент хантов казымского Приобья: семантика, мифология, генезис / Т.А. Молданова. - Томск, 2009. - 261 с.
  6. Оборотова, Е.А. От печки / Е.А. Оборотова. - Новосибирск: Наука центр, 2003. - 224 с.
  7. Ромбаидеева, Е.А. Мансийские загадки / Е.А. Ромбандеева. - М.,2006. - 17 с.
  8. Ромбандеева, Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов) / Е.А. Ромбандеева. - Сургут, 2013. - 208 с.
  9. Ромбандеева, Е.И. Мансийские орнаменты и их названия // Орнаменты народов Западной Сибири / Е.А. Ромбандеева. - Томск., 2012. - 34 с.
  10. Ромбандеева, Е.И., Кузакова Е.А. Словарь мансийско-русский и русско-мансийский /

Е.А.        Ромбандеева. - Л., 2002. - 360 с.

  1. Самойлова, Е.Н. Сказки народов Севера / Е.Н. Самойлова. - СПб., 2005. - 160 с.
  2. Соловар, В.Н. Хантыйско-русский словарь / В.Н. Соловар. - СПб., 2006. - 336 с.
  3. Сунгатова, Г.Г. Технология бисероплетения / Г.Г. Сунгатова. - Нягань, 2004. - 93 с.
  4. Сязи, А.М. Декоративно-прикладное искусство хантов нижней Оби / А.М. Сязи. - Тюмень., 2005. - 55 с.
  5. Тарханов, А.С. Лесные доктора / А.С. Тарханов. - Екатеринбург, 2008. - 199 с.
  6. Шешкин, П.Е.. Шабалина, И.Д. Мансийские орнаменты / П.Е. Шешкин. - СПб., 2001.- 128 с.
  7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(В. А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А.Горского. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2011. – 111 с. – (Стандарты второго поколения).
  8.  Астраханцева, С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С.В. Астраханцева – Ростов н/Д: Феникс, 2006. –347 с.
  9. Большая энциклопедия ремесел/ Г. Федотов.-М.:Эксмо, 2009.-606 с: ил.

 Интернет-ресурсы:

  1. http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=66841
  2. http://www.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/index.html
  3. http://gov.cap.ru/main.asp?govid=143
  4. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00048977.html
  5. http://woman.saechka.ru/creativ/makrame/urok/002.php
  6. http://www.arshobby.ru/ideas/idea.php?ID=60393
  7. http://forum.satilina.com/
  8. http://www.vilushka.ru/pr_ts3.html
  9. http://www.bicer.ru/
  10. http://www.cap.ru/
  11. http://www.formula-rukodeliya.ru/
  12. http://www.rto-mos.ru/
  13. http://www.crossstitcher.ru/
  14. http://img15.mynnm.com/a/f/c/8/6/87af9ee11b46c9dd8882b3ce0ca.jpg

Список литературы для детей

  1. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное творчество в жизни человека :  Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.- 7-е изд.- М. : Просвещение, 2008. -192 с. : ил.
  2. Ситцевый лоскуток. «Искусство – детям». -  учебное издание./А. Дорофеева. – М. : «Мозаика-Синтез», 2009.
  3. Простые узоры и орнаменты. Ю.Г. Дорожин .- М.: Мозаика-Синтез, 2009.-16 с.
  4.  Основы народного и декоративно-прикладного творчества. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.-16с .
  5. Журналы «Вышиваю крестиком»
  6. Журналы «Формула рукоделия»
  7. Журналы «Ручная работа»  

 


[1] Саквья хораме. Узоры бисерной реки: образовательная программа / Автор- составитель: Вьюткина Е.В. - Ханты-Мансийск: Издательский дом «Новости Югры», 2011. - 19 с.

[2] Саквья хораме. Узоры бисерной реки: образовательная программа / Автор- составитель: Вьюткина Е.В. - Ханты-Мансийск: Издательский дом «Новости Югры», 2011. - 19 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мастерская ДоМиСоль-ка»

       Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы  с углубленным изучением ...

Программа внеурочной деятельности «Шахматы» для учащихся 1-4 классов.

                  Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления».  ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"

В национальной образовательной инициативе  «Наша новая школа» одним из  основных направлений  развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьн...

Проектирование программ внеурочной и исследовательской деятельности студентов в рамках подготовки к ВКР

По своему функциональному  предназначению программа является общекультурной, учебно-познавательной, по форме организации - групповой, общедоступной, массовой....

Программа внеурочной деятельности "Жизненные навыки" для 1 класса

Направленность программы – социальная. Основные виды деятельности – познавательная, игровая. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Подвижные игры»

Важнейшие задачи образования в школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способ...

Мониторинг развития обучающихся по программе внеурочного занятия «Каблучок». Методы развития хореографических способностей у детей среднего школьного возраста средствами классического танца.

Любое обучение строится на методах и приемах – это точные и простые правила,  которые помогают педагогу добиться от учащихся определенных результатов.При проведении исследования развития хореогра...