Знакомство с художественной литературой детей средней группы.
план-конспект занятия на тему
Знакомство с художественной литературой детей средней группы.
№ занятия | Название занятия | Программное содержание | Оборудование | Беседа по содержанию |
Занятие 1. | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» | Воспитывать эмоционально – образное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характер и поступки героев; подвести к пониманию жанровых особенностей сказки | Книга со сказкой «Лисичка со скалочкой» с красочными иллюстрациями. | · История о лисичке могла быть на самом деле или это выдумка? Почему вы думаете, что выдумка? · Какая лисичка в сказке? Как ее можно назвать? · Что значит слово «плутовка»? как вы его понимаете? · Расскажите, с чего все началось. · Как каждый раз лисичка обманывала хозяев? |
Занятие 2. | Стихотворения об осени. | Продолжать учить понимать образную основу поэтических произведений; развивать творческое воображение, выразительность речи. | Желтая и красная гуашь, большой лист бумаги, листы бумаги для рисования. | «Летний сад» - Г. Новицкая. «падают, падают листья» - М. Ивенсен. |
Занятие 3. | Русская народная сказка «Гуси - лебеди». | Учить понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать творческое воображение. | Листы бумаги, книга со сказкой «Гуси - лебеди» с красочными иллюстрациями, карандаши. | · О ком рассказывается в этой сказке? · Как вы думаете, почему сказка называется «Гуси - лебеди»? · Кто они такие? · Вспомните, кого девочка просила о помощи сначала, кого – потом? · Расскажите, что произошло в избушке Бабы Яги. · Расскажите, как окончилась сказка? · Вы беспокоились о девочке? Почему? · Как бы вы назвали эту сказку по – своему? |
Занятие 4. | Стихотворение Г. Новицкой «Тишина». | Продолжать учить эмоционально воспринимать и понимать образное содержание стихотворений; развивать образность речи. | Картинки с летними и осенними пейзажами, аудиозапись «Октябрь» из альбома «Времена года» П. Чайковского, кружки из цветной бумаги. |
|
Занятие 5. | Ознакомление с малыми фольклорными формами. | Познакомить детей с жанром загадки, учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; познакомить с жанром скороговорки, его назначением; четко произносить скороговорки, придумывать небольшие истории по их сюжету; объяснить назначение и особенности колыбельной; выучить колыбельную песню. | «Чудесный мешочек»; игрушки: белочка, лиса, мышка, мишка, зайчик, куклы. |
|
Занятие 6. | Рассказ Е. Чарушина «Про зайчат». | Познакомить с жанром рассказа; учить понимать тему и содержание рассказа; закреплять умение использовать сравнения, подбирать определения, синонимы к заданному слову; развивать интерес к информации, которую несет текст. | Книга с рассказом Е. Чарушина «Про зайчат» с красочными иллюстрациями. | · О ком говорится в рассказе? · Как можно назвать зайчат по – другому? · Каких зайчат нашли дети? · Какими словами можно сказать о них? |
Занятие 7. | Веселые стихотворения. | Учить понимать содержание стихотворений, их юмористический смысл и несоответствия; помочь осмыслить значение образных выражений; закрепить умение использовать средства интонационной выразительности. | Картинки – дрова, поварешка, кочерга, кастрюля, рыба. | «Лемеле хозяйничает» - Л. Квитко. «Повар» - О. Григорьев. «память» - Э. Успенский |
Занятие 8. | Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка». | Учить видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать и формулировать тему; стимулировать к придумыванию новых деталей, эпизодов, фрагментов сказки, понимать значение пословицы, связывать ее с сюжетом сказки. | Книга со сказкой «Два жадных медвежонка» с красочными иллюстрациями. | · Что нового вы узнали из сказки о медвежатах? · Какие они? Почему лиса сумела обмануть их? · Где жили медвежата? Как вы представляете себе этот лес? · Расскажите, почему лиса взялась помогать братцам? · Какая лиса? Какими словами можно о ней сказать? · Расскажите, как были наказаны медвежата за жадность? · Есть такая мудрая пословица: «Жадный платит дважды». Что она означает? О ком так говорят? · О ком так можно сказать в нашей сказке? |
Занятие 9. | Стихотворение о зиме. | Учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста; развивать образность речи. | Листы бумаги зеленого и синего цвета, белая бумага, карандаши, иллюстрации на тему «Снежная зима». | «Белый дед» - Н. Атрюхова. |
Занятие 10. | Русская народная сказка «Зимовье зверей». | Учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией и голосом характеры персонажей; подвести к пониманию образного содержания пословиц. | Куклы настольного театра к сказке «Зимовье зверей», ширма; листы бумаги, карандаши. |
|
Занятие 11. | Продолжение знакомства с малыми фольклорными формами. | Учить связывать значение пословицы с содержанием короткого рассказа; учить произносить чистоговорки, скороговорки; повторить с детьми знакомые им считалки; выучить текст народной игры «Панас». | Картинки – жук, медведь, оса, коза; листы бумаги, карандаши. |
|
Занятие 12. | Русская народная сказка «Жихарка». | Учить замечать образные слова и выражения в тексте; закреплять умение подбирать синонимы; учить понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды. | Листы бумаги, карандаши. | · Можно ли о Жихарке сказать, что он удалец? Почему? Объясните. Какими еще словами можно сказать о нем? · Пока лиса собиралась поджарить Жихарку, кот да петух плакали. Вспомните, как про это сказано в сказке? · Как сказать по – другому об их настроении? · Давайте пофантазируем, что делают Жихарка, кот и петух сейчас? Что еще с ними могло случиться? · Вспомните, какие ложки раскладывал Жихарка. · Как вы думаете, Жихарка – веселый человечек? |
Занятие 13. | Стихотворения о весне. | Учить эмоционально воспринимать стихотворения; находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; развивать образность речи, творческое воображение. | Цветные карандаши, листья бумаги, набор гуашевых красок, кисточки, иллюстрации на тему «Ранняя весна». | «Гули – гули голуби» - А. Прокофьев. «Лицом к весне» - Р. Сеф. «Песенка весенних минут» - В. Берестов. |
Занятие 14. | Стихотворение Г. Ладонщикова «Весна». | Развивать образность речи, понимание значения образных слов и выражений; учить подбирать определения, сравнения к заданному слову. | Иллюстрации с изображением разных периодов весны; листы цветной и белой бумаги. |
|
Занятие 15. | Веселые стихотворения. | Учить понимать содержание стихотворений, юмористический смысл несоответствия; помочь осмыслить значение образных выражений в тексте, придумывать небольшие рассказы по предложенному сюжету; активизировать эмоционально – оценочную лексику. | Листы бумаги, трафарет, карандаши, иллюстрации на тему стихотворений. | «Дракон» - В. Берестов. «Муха - чистюха» - Я. Бжехва |
Занятие 16. | Стихотворения о деревьях весной. Стихотворение Е. Благининой «Черемуха». | Учить эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности; развивать образность речи. | Цветущие или зеленые веточки деревьев. | «Березка» - П. Воронько. «Осинка» - И. Токмакова. «Черемуха» - С. Есенин |
Занятие 17. | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | Учить понимать эмоционально – образное содержание произведения; придумывать связное повествование по содержанию пословицы; закреплять представление о жанровых особенностях произведения; подводить к пониманию значения пословиц, их места и значимости в речи. | Книга со сказкой с красочными иллюстрациями. | · Кто главные герои сказки? Вспомните, как их называют в сказке? · Как они ходили по воду? · Кого испугались водоносы? Что показалось бабушке, внучке, курочке? · Чему учит эта сказка? |
Занятие 18 | Русская народная сказка «Лисичка – сестричка и серый волк». | Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; закреплять представления о жанровых особенностях сказки. | Книга со сказкой с красочными иллюстрациями. | · Кто главные герои сказки? · Расскажите, какой вы представляете себе лису? Какими словами о ней можно рассказать? Вспомните, как говорится о лисе в сказке? · Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других? · Какие сказочные выражения вы запомнили? |
Занятие 19. | Стихотворение И. Мазнина «Осень». | Закреплять знания о признаках осени; воспитывать эмоциональное восприятие картины осенней природы; формировать умение выражать свои впечатления в образном слове, выразительно читать стихотворение наизусть, передавая интонацией задумчивость, грусть. | Иллюстрации (открытки) с осенними пейзажами (разные по настроению). |
|
Занятие 20. | Рассказ Н. Носова «Живая шляпа». | Учить понимать юмор ситуации, придумывать продолжение и окончание рассказа; закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. | Лист бумаги, разделенный на три части. | · Смешная это история или печальная? · Что вам показалось самым смешным? · Почему мальчики подумали, что шляпа живая? · Расскажите, как мальчики испугались? · Как узнали мальчики секрет шляпы? Постарайтесь рассказать об этом интересно. |
Занятие 21. | Стихотворение И. Сурикова «Зима». | Учить выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой; находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор; закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания зимней природы. | Иллюстрации (открытки) с зимними пейзажами (разные по характеру, настроению, содержанию). |
|
Занятие 22. | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | Развивать умение замечать и использовать выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова, образные выражения); при помощи специальных упражнений способствовать усвоению образного языка сказки. | Книга с иллюстрациями. | · Какие «сказочные» слова вы услышали? · Какие чудеса произошли в этой сказке? Кто главные герои? · Расскажите, какая беда случилась с Иванушкой. Как это произошло? · Расскажите, как ведьма обманула Аленушку. · Чем закончилась сказка? |
Занятие 23. | Стихотворение о весне. | Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи, учить передавать свое отношение к содержанию стихотворения; формировать навыки выразительного исполнения стихотворения. | Иллюстрации (открытки) с изображением ранней весны. | Стихотворение о весне (из новогодней сказки «Двенадцать месяцев») – С. Маршак. |
Занятие 24. | Рассказ Е. Чарушина «Воробей». | Учить пересказывать текст самостоятельно, передавая интонацией свое отношение к содержанию. | Бумага, карандаши. | · Что я прочла: рассказ, сказку, стихотворение? · Как вы узнали, что это рассказ? · О чем говорится в этом рассказе? Как бы вы назвали рассказ? · Расскажите, как выглядел воробей. Какое сравнение вы услышали? · Для чего так сказано о воробье в рассказе? · Как Никита учил воробья летать? · Как летал воробышек сначала? · Какой он был? Как можно о нем сказать? С чем сравнить? · А каким потом стал воробей? Какими словами можно о нем сказать? |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_hudozhestvennoy_literaturoy_detey_sredney_gruppy.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с художественной литературой детей средней группы.
№ занятия | Название занятия | Программное содержание | Оборудование | Беседа по содержанию |
Занятие 1. | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» | Воспитывать эмоционально – образное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характер и поступки героев; подвести к пониманию жанровых особенностей сказки | Книга со сказкой «Лисичка со скалочкой» с красочными иллюстрациями. |
|
Занятие 2. | Стихотворения об осени. | Продолжать учить понимать образную основу поэтических произведений; развивать творческое воображение, выразительность речи. | Желтая и красная гуашь, большой лист бумаги, листы бумаги для рисования. | «Летний сад» - Г. Новицкая. «падают, падают листья» - М. Ивенсен. |
Занятие 3. | Русская народная сказка «Гуси - лебеди». | Учить понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать творческое воображение. | Листы бумаги, книга со сказкой «Гуси - лебеди» с красочными иллюстрациями, карандаши. |
|
Занятие 4. | Стихотворение Г. Новицкой «Тишина». | Продолжать учить эмоционально воспринимать и понимать образное содержание стихотворений; развивать образность речи. | Картинки с летними и осенними пейзажами, аудиозапись «Октябрь» из альбома «Времена года» П. Чайковского, кружки из цветной бумаги. | |
Занятие 5. | Ознакомление с малыми фольклорными формами. | Познакомить детей с жанром загадки, учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; познакомить с жанром скороговорки, его назначением; четко произносить скороговорки, придумывать небольшие истории по их сюжету; объяснить назначение и особенности колыбельной; выучить колыбельную песню. | «Чудесный мешочек»; игрушки: белочка, лиса, мышка, мишка, зайчик, куклы. | |
Занятие 6. | Рассказ Е. Чарушина «Про зайчат». | Познакомить с жанром рассказа; учить понимать тему и содержание рассказа; закреплять умение использовать сравнения, подбирать определения, синонимы к заданному слову; развивать интерес к информации, которую несет текст. | Книга с рассказом Е. Чарушина «Про зайчат» с красочными иллюстрациями. |
|
Занятие 7. | Веселые стихотворения. | Учить понимать содержание стихотворений, их юмористический смысл и несоответствия; помочь осмыслить значение образных выражений; закрепить умение использовать средства интонационной выразительности. | Картинки – дрова, поварешка, кочерга, кастрюля, рыба. | «Лемеле хозяйничает» - Л. Квитко. «Повар» - О. Григорьев. «память» - Э. Успенский |
Занятие 8. | Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка». | Учить видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать и формулировать тему; стимулировать к придумыванию новых деталей, эпизодов, фрагментов сказки, понимать значение пословицы, связывать ее с сюжетом сказки. | Книга со сказкой «Два жадных медвежонка» с красочными иллюстрациями. |
|
Занятие 9. | Стихотворение о зиме. | Учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста; развивать образность речи. | Листы бумаги зеленого и синего цвета, белая бумага, карандаши, иллюстрации на тему «Снежная зима». | «Белый дед» - Н. Атрюхова. |
Занятие 10. | Русская народная сказка «Зимовье зверей». | Учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией и голосом характеры персонажей; подвести к пониманию образного содержания пословиц. | Куклы настольного театра к сказке «Зимовье зверей», ширма; листы бумаги, карандаши. | |
Занятие 11. | Продолжение знакомства с малыми фольклорными формами. | Учить связывать значение пословицы с содержанием короткого рассказа; учить произносить чистоговорки, скороговорки; повторить с детьми знакомые им считалки; выучить текст народной игры «Панас». | Картинки – жук, медведь, оса, коза; листы бумаги, карандаши. | |
Занятие 12. | Русская народная сказка «Жихарка». | Учить замечать образные слова и выражения в тексте; закреплять умение подбирать синонимы; учить понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды. | Листы бумаги, карандаши. |
|
Занятие 13. | Стихотворения о весне. | Учить эмоционально воспринимать стихотворения; находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; развивать образность речи, творческое воображение. | Цветные карандаши, листья бумаги, набор гуашевых красок, кисточки, иллюстрации на тему «Ранняя весна». | «Гули – гули голуби» - А. Прокофьев. «Лицом к весне» - Р. Сеф. «Песенка весенних минут» - В. Берестов. |
Занятие 14. | Стихотворение Г. Ладонщикова «Весна». | Развивать образность речи, понимание значения образных слов и выражений; учить подбирать определения, сравнения к заданному слову. | Иллюстрации с изображением разных периодов весны; листы цветной и белой бумаги. | |
Занятие 15. | Веселые стихотворения. | Учить понимать содержание стихотворений, юмористический смысл несоответствия; помочь осмыслить значение образных выражений в тексте, придумывать небольшие рассказы по предложенному сюжету; активизировать эмоционально – оценочную лексику. | Листы бумаги, трафарет, карандаши, иллюстрации на тему стихотворений. | «Дракон» - В. Берестов. «Муха - чистюха» - Я. Бжехва |
Занятие 16. | Стихотворения о деревьях весной. Стихотворение Е. Благининой «Черемуха». | Учить эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности; развивать образность речи. | Цветущие или зеленые веточки деревьев. | «Березка» - П. Воронько. «Осинка» - И. Токмакова. «Черемуха» - С. Есенин |
Занятие 17. | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | Учить понимать эмоционально – образное содержание произведения; придумывать связное повествование по содержанию пословицы; закреплять представление о жанровых особенностях произведения; подводить к пониманию значения пословиц, их места и значимости в речи. | Книга со сказкой с красочными иллюстрациями. |
|
Занятие 18 | Русская народная сказка «Лисичка – сестричка и серый волк». | Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; закреплять представления о жанровых особенностях сказки. | Книга со сказкой с красочными иллюстрациями. |
|
Занятие 19. | Стихотворение И. Мазнина «Осень». | Закреплять знания о признаках осени; воспитывать эмоциональное восприятие картины осенней природы; формировать умение выражать свои впечатления в образном слове, выразительно читать стихотворение наизусть, передавая интонацией задумчивость, грусть. | Иллюстрации (открытки) с осенними пейзажами (разные по настроению). | |
Занятие 20. | Рассказ Н. Носова «Живая шляпа». | Учить понимать юмор ситуации, придумывать продолжение и окончание рассказа; закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. | Лист бумаги, разделенный на три части. |
|
Занятие 21. | Стихотворение И. Сурикова «Зима». | Учить выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой; находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор; закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания зимней природы. | Иллюстрации (открытки) с зимними пейзажами (разные по характеру, настроению, содержанию). | |
Занятие 22. | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | Развивать умение замечать и использовать выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова, образные выражения); при помощи специальных упражнений способствовать усвоению образного языка сказки. | Книга с иллюстрациями. |
|
Занятие 23. | Стихотворение о весне. | Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи, учить передавать свое отношение к содержанию стихотворения; формировать навыки выразительного исполнения стихотворения. | Иллюстрации (открытки) с изображением ранней весны. | Стихотворение о весне (из новогодней сказки «Двенадцать месяцев») – С. Маршак. |
Занятие 24. | Рассказ Е. Чарушина «Воробей». | Учить пересказывать текст самостоятельно, передавая интонацией свое отношение к содержанию. | Бумага, карандаши. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков детей средней группы
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гиги...
Проект по ПДД для детей средней группы №2
Проект по ПДД для детей средней группы №2...
Развлечение для детей средней группы «Остров Сокровищ»
Развлечение для детей средней группы «Остров Сокровищ»Байбара Т.В.Цель: создать у детей радостное, веселое настроение, совершенствовать двигательные навыки, закрепить дружеские отноше...
Экологический проект «Зимняя сказка» для детей средней группы
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"25341976","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"475","width":"641"}}]] Содержание:·...
Краткосрочный проект "Волшебница осень"для детей средней группы
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"25343006","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"451","width":"631"}}]]Тип проекта – исследовательский, информационно &ndash...
Экологический проект "Весеннее равноденствие "для детей средней группы с использованием электронных образовательных ресурсов
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"25344766","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"576","width":"1024"}}]]...