Знакомство с художественной литературой детей средней группы.
план-конспект занятия на тему

Знакомство с художественной литературой детей средней группы.

№ занятия

Название занятия

Программное содержание

Оборудование

Беседа по содержанию

Занятие 1.

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

Воспитывать эмоционально – образное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характер и поступки героев; подвести к пониманию жанровых особенностей сказки

Книга со сказкой «Лисичка со скалочкой» с красочными иллюстрациями.

·        История о лисичке могла быть на самом деле или это выдумка? Почему вы думаете, что выдумка?

·        Какая лисичка в сказке? Как ее можно назвать?

·        Что значит слово «плутовка»? как вы его понимаете?

·        Расскажите, с чего все началось.

·        Как каждый раз лисичка обманывала хозяев?

Занятие 2.

Стихотворения об осени.

Продолжать учить понимать образную основу поэтических произведений; развивать творческое воображение, выразительность речи.

Желтая и красная гуашь, большой лист бумаги, листы бумаги для рисования.

«Летний сад» - Г. Новицкая.

«падают, падают листья» - М. Ивенсен.

Занятие 3.

Русская народная сказка «Гуси - лебеди».

Учить понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать творческое воображение.

Листы бумаги, книга со сказкой «Гуси - лебеди» с красочными иллюстрациями, карандаши.

·        О ком рассказывается в этой сказке?

·        Как вы думаете, почему сказка называется «Гуси - лебеди»?

·        Кто они такие?

·        Вспомните, кого девочка просила о помощи сначала, кого – потом?

·        Расскажите, что произошло в избушке Бабы Яги.

·        Расскажите, как окончилась сказка?

·        Вы беспокоились о девочке? Почему?

·        Как бы вы назвали эту сказку по – своему?

Занятие 4.

Стихотворение Г. Новицкой «Тишина».

Продолжать учить эмоционально воспринимать и понимать образное содержание стихотворений; развивать образность речи.

Картинки с летними и осенними пейзажами, аудиозапись «Октябрь» из альбома «Времена года» П. Чайковского, кружки из цветной бумаги.

 

Занятие 5.

Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Познакомить детей с жанром загадки, учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; познакомить с жанром скороговорки, его назначением; четко произносить скороговорки, придумывать небольшие истории по их сюжету; объяснить назначение и особенности колыбельной; выучить колыбельную песню.

«Чудесный мешочек»; игрушки: белочка, лиса, мышка, мишка, зайчик, куклы.

 

Занятие 6.

Рассказ Е. Чарушина «Про зайчат».

Познакомить с жанром рассказа; учить понимать тему и содержание рассказа; закреплять умение использовать сравнения, подбирать определения, синонимы к заданному слову; развивать интерес к информации, которую несет текст.

Книга с рассказом Е. Чарушина «Про зайчат» с красочными иллюстрациями.

·        О ком говорится в рассказе?

·        Как можно назвать зайчат по – другому?

·        Каких зайчат нашли дети?

·        Какими словами можно сказать о них?

Занятие 7.

Веселые стихотворения.

Учить понимать содержание стихотворений, их юмористический смысл и несоответствия; помочь осмыслить значение образных выражений; закрепить умение использовать средства интонационной выразительности.

Картинки – дрова, поварешка, кочерга, кастрюля, рыба.

«Лемеле хозяйничает» - Л. Квитко.

«Повар» - О. Григорьев.

«память» - Э. Успенский

Занятие 8.

Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка».

Учить видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать и формулировать тему; стимулировать к придумыванию новых деталей, эпизодов, фрагментов сказки, понимать значение пословицы, связывать ее с сюжетом сказки.

Книга со сказкой «Два жадных медвежонка» с красочными иллюстрациями.

·        Что нового вы узнали из сказки о медвежатах?

·        Какие они? Почему лиса сумела обмануть их?

·        Где жили медвежата? Как вы представляете себе этот лес?

·        Расскажите, почему лиса взялась помогать братцам?

·        Какая лиса? Какими словами можно о ней сказать?

·        Расскажите, как были наказаны медвежата за жадность?

·        Есть такая мудрая пословица: «Жадный платит дважды». Что она означает? О ком так говорят?

·        О ком так можно сказать в нашей сказке?

Занятие 9.

Стихотворение о зиме.

Учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста; развивать образность речи.

Листы бумаги зеленого и синего цвета, белая бумага, карандаши, иллюстрации на тему «Снежная зима».

«Белый дед» - Н. Атрюхова.

Занятие 10.

Русская народная сказка «Зимовье зверей».

Учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией и голосом характеры персонажей; подвести к пониманию образного содержания пословиц.

Куклы настольного театра к сказке «Зимовье зверей», ширма; листы бумаги, карандаши.

 

Занятие 11.

Продолжение знакомства с малыми фольклорными формами.

Учить связывать значение пословицы с содержанием короткого рассказа; учить произносить чистоговорки, скороговорки; повторить с детьми знакомые им считалки; выучить текст народной игры «Панас».

Картинки – жук, медведь, оса, коза; листы бумаги, карандаши.

 

Занятие 12.

Русская народная сказка «Жихарка».

Учить замечать образные слова и выражения в тексте; закреплять умение подбирать синонимы; учить понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды.

Листы бумаги, карандаши.

·        Можно ли о Жихарке сказать, что он удалец? Почему? Объясните. Какими еще словами можно сказать о нем?

·        Пока лиса собиралась поджарить Жихарку, кот да петух плакали. Вспомните, как про это сказано в сказке?

·        Как сказать по – другому об их настроении?

·        Давайте пофантазируем, что делают Жихарка, кот и петух сейчас? Что еще с ними могло случиться?

·        Вспомните, какие ложки раскладывал Жихарка.

·        Как вы думаете, Жихарка – веселый человечек?

Занятие 13.

Стихотворения о весне.

Учить эмоционально воспринимать стихотворения; находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; развивать образность речи, творческое воображение.

Цветные карандаши, листья бумаги, набор гуашевых красок, кисточки, иллюстрации на тему «Ранняя весна».

«Гули – гули голуби» - А. Прокофьев.

«Лицом к весне» - Р. Сеф.

«Песенка весенних минут» - В. Берестов.

Занятие 14.

Стихотворение Г. Ладонщикова «Весна».

Развивать образность речи, понимание значения образных слов и выражений; учить подбирать определения, сравнения к заданному слову.

Иллюстрации с изображением разных периодов весны; листы цветной и белой бумаги.

 

Занятие 15.

Веселые стихотворения.

Учить понимать содержание стихотворений, юмористический смысл несоответствия; помочь осмыслить значение образных выражений в тексте, придумывать небольшие рассказы по предложенному сюжету; активизировать эмоционально – оценочную лексику.

Листы бумаги, трафарет, карандаши, иллюстрации на тему стихотворений.

«Дракон» - В. Берестов.

«Муха - чистюха» - Я. Бжехва

Занятие 16.

Стихотворения о деревьях весной. Стихотворение Е. Благининой «Черемуха».

Учить эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности; развивать образность речи.

Цветущие или зеленые веточки деревьев.

«Березка» - П. Воронько.

«Осинка» - И. Токмакова.

«Черемуха» - С. Есенин

Занятие 17.

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Учить понимать эмоционально – образное содержание произведения; придумывать связное повествование по содержанию пословицы; закреплять представление о жанровых особенностях произведения; подводить к пониманию значения пословиц, их места и значимости в речи.

Книга со сказкой с красочными иллюстрациями.

·        Кто главные герои сказки? Вспомните, как их называют в сказке?

·        Как они ходили по воду?

·        Кого испугались водоносы? Что показалось бабушке, внучке, курочке?

·        Чему учит эта сказка?

Занятие 18

Русская народная сказка «Лисичка – сестричка и серый волк».

Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; закреплять представления о жанровых особенностях сказки.

Книга со сказкой с красочными иллюстрациями.

·        Кто главные герои сказки?

·        Расскажите, какой вы представляете себе лису? Какими словами о ней можно рассказать? Вспомните, как говорится о лисе в сказке?

·        Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других?

·        Какие сказочные выражения вы запомнили?

Занятие 19.

Стихотворение И. Мазнина «Осень».

Закреплять знания о признаках осени; воспитывать эмоциональное восприятие картины осенней природы; формировать умение выражать свои впечатления в образном слове, выразительно читать стихотворение наизусть, передавая интонацией задумчивость, грусть.

Иллюстрации (открытки) с осенними пейзажами (разные по настроению).

 

Занятие 20.

Рассказ Н. Носова «Живая шляпа».

Учить понимать юмор ситуации, придумывать продолжение и окончание рассказа; закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров.

Лист бумаги, разделенный на три части.

·        Смешная это история или печальная?

·        Что вам показалось самым смешным?

·        Почему мальчики подумали, что шляпа живая?

·        Расскажите, как мальчики испугались?

·        Как узнали мальчики секрет шляпы? Постарайтесь рассказать об этом интересно.

Занятие 21.

Стихотворение И. Сурикова «Зима».

Учить выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой; находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор; закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания зимней природы.

Иллюстрации (открытки) с зимними пейзажами (разные по характеру, настроению, содержанию).

 

Занятие 22.

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Развивать умение замечать и использовать выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова, образные выражения); при помощи специальных упражнений способствовать усвоению образного языка сказки.

Книга с иллюстрациями.

·        Какие «сказочные» слова вы услышали?

·        Какие чудеса произошли в этой сказке? Кто главные герои?

·        Расскажите, какая беда случилась с Иванушкой. Как это произошло?

·        Расскажите, как ведьма обманула Аленушку.

·        Чем закончилась сказка?

Занятие 23.

Стихотворение о весне.

Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи, учить передавать свое отношение к содержанию стихотворения; формировать навыки выразительного исполнения стихотворения.

Иллюстрации (открытки) с изображением ранней весны.

Стихотворение о весне (из новогодней сказки «Двенадцать месяцев») – С. Маршак.

Занятие 24.

Рассказ Е. Чарушина «Воробей».

Учить пересказывать текст самостоятельно, передавая интонацией свое отношение к содержанию.

Бумага, карандаши.

·        Что я прочла: рассказ, сказку, стихотворение?

·        Как вы узнали, что это рассказ?

·        О чем говорится в этом рассказе? Как бы вы назвали рассказ?

·        Расскажите, как выглядел воробей. Какое сравнение вы услышали?

·        Для чего так сказано о воробье в рассказе?

·        Как Никита учил воробья летать?

·        Как летал воробышек сначала?

·        Какой он был? Как можно о нем сказать? С чем сравнить?

·        А каким потом стал воробей? Какими словами можно о нем сказать?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство с художественной литературой детей средней группы.

№ занятия

Название занятия

Программное содержание

Оборудование

Беседа по содержанию

Занятие 1.

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

Воспитывать эмоционально – образное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характер и поступки героев; подвести к пониманию жанровых особенностей сказки

Книга со сказкой «Лисичка со скалочкой» с красочными иллюстрациями.

  • История о лисичке могла быть на самом деле или это выдумка? Почему вы думаете, что выдумка?
  • Какая лисичка в сказке? Как ее можно назвать?
  • Что значит слово «плутовка»? как вы его понимаете?
  • Расскажите, с чего все началось.
  • Как каждый раз лисичка обманывала хозяев?

Занятие 2.

Стихотворения об осени.

Продолжать учить понимать образную основу поэтических произведений; развивать творческое воображение, выразительность речи.

Желтая и красная гуашь, большой лист бумаги, листы бумаги для рисования.

«Летний сад» - Г. Новицкая.

«падают, падают листья» - М. Ивенсен.

Занятие 3.

Русская народная сказка «Гуси - лебеди».

Учить понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать творческое воображение.

Листы бумаги, книга со сказкой «Гуси - лебеди» с красочными иллюстрациями, карандаши.

  • О ком рассказывается в этой сказке?
  • Как вы думаете, почему сказка называется «Гуси - лебеди»?
  • Кто они такие?
  • Вспомните, кого девочка просила о помощи сначала, кого – потом?
  • Расскажите, что произошло в избушке Бабы Яги.
  • Расскажите, как окончилась сказка?
  • Вы беспокоились о девочке? Почему?
  • Как бы вы назвали эту сказку по – своему?

Занятие 4.

Стихотворение Г. Новицкой «Тишина».

Продолжать учить эмоционально воспринимать и понимать образное содержание стихотворений; развивать образность речи.

Картинки с летними и осенними пейзажами, аудиозапись «Октябрь» из альбома «Времена года» П. Чайковского, кружки из цветной бумаги.

Занятие 5.

Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Познакомить детей с жанром загадки, учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; познакомить с жанром скороговорки, его назначением; четко произносить скороговорки, придумывать небольшие истории по их сюжету; объяснить назначение и особенности колыбельной; выучить колыбельную песню.

«Чудесный мешочек»; игрушки: белочка, лиса, мышка, мишка, зайчик, куклы.

Занятие 6.

Рассказ Е. Чарушина «Про зайчат».

Познакомить с жанром рассказа; учить понимать тему и содержание рассказа; закреплять умение использовать сравнения, подбирать определения, синонимы к заданному слову; развивать интерес к информации, которую несет текст.

Книга с рассказом Е. Чарушина «Про зайчат» с красочными иллюстрациями.

  • О ком говорится в рассказе?
  • Как можно назвать зайчат по – другому?
  • Каких зайчат нашли дети?
  • Какими словами можно сказать о них?

Занятие 7.

Веселые стихотворения.

Учить понимать содержание стихотворений, их юмористический смысл и несоответствия; помочь осмыслить значение образных выражений; закрепить умение использовать средства интонационной выразительности.

Картинки – дрова, поварешка, кочерга, кастрюля, рыба.

«Лемеле хозяйничает» - Л. Квитко.

«Повар» - О. Григорьев.

«память» - Э. Успенский

Занятие 8.

Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка».

Учить видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать и формулировать тему; стимулировать к придумыванию новых деталей, эпизодов, фрагментов сказки, понимать значение пословицы, связывать ее с сюжетом сказки.

Книга со сказкой «Два жадных медвежонка» с красочными иллюстрациями.

  • Что нового вы узнали из сказки о медвежатах?
  • Какие они? Почему лиса сумела обмануть их?
  • Где жили медвежата? Как вы представляете себе этот лес?
  • Расскажите, почему лиса взялась помогать братцам?
  • Какая лиса? Какими словами можно о ней сказать?
  • Расскажите, как были наказаны медвежата за жадность?
  • Есть такая мудрая пословица: «Жадный платит дважды». Что она означает? О ком так говорят?
  • О ком так можно сказать в нашей сказке?

Занятие 9.

Стихотворение о зиме.

Учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста; развивать образность речи.

Листы бумаги зеленого и синего цвета, белая бумага, карандаши, иллюстрации на тему «Снежная зима».

«Белый дед» - Н. Атрюхова.

Занятие 10.

Русская народная сказка «Зимовье зверей».

Учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией и голосом характеры персонажей; подвести к пониманию образного содержания пословиц.

Куклы настольного театра к сказке «Зимовье зверей», ширма; листы бумаги, карандаши.

Занятие 11.

Продолжение знакомства с малыми фольклорными формами.

Учить связывать значение пословицы с содержанием короткого рассказа; учить произносить чистоговорки, скороговорки; повторить с детьми знакомые им считалки; выучить текст народной игры «Панас».

Картинки – жук, медведь, оса, коза; листы бумаги, карандаши.

Занятие 12.

Русская народная сказка «Жихарка».

Учить замечать образные слова и выражения в тексте; закреплять умение подбирать синонимы; учить понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды.

Листы бумаги, карандаши.

  • Можно ли о Жихарке сказать, что он удалец? Почему? Объясните. Какими еще словами можно сказать о нем?
  • Пока лиса собиралась поджарить Жихарку, кот да петух плакали. Вспомните, как про это сказано в сказке?
  • Как сказать по – другому об их настроении?
  • Давайте пофантазируем, что делают Жихарка, кот и петух сейчас? Что еще с ними могло случиться?
  • Вспомните, какие ложки раскладывал Жихарка.
  • Как вы думаете, Жихарка – веселый человечек?

Занятие 13.

Стихотворения о весне.

Учить эмоционально воспринимать стихотворения; находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; развивать образность речи, творческое воображение.

Цветные карандаши, листья бумаги, набор гуашевых красок, кисточки, иллюстрации на тему «Ранняя весна».

«Гули – гули голуби» - А. Прокофьев.

«Лицом к весне» - Р. Сеф.

«Песенка весенних минут» - В. Берестов.

Занятие 14.

Стихотворение Г. Ладонщикова «Весна».

Развивать образность речи, понимание значения образных слов и выражений; учить подбирать определения, сравнения к заданному слову.

Иллюстрации с изображением разных периодов весны; листы цветной и белой бумаги.

Занятие 15.

Веселые стихотворения.

Учить понимать содержание стихотворений, юмористический смысл несоответствия; помочь осмыслить значение образных выражений в тексте, придумывать небольшие рассказы по предложенному сюжету; активизировать эмоционально – оценочную лексику.

Листы бумаги, трафарет, карандаши, иллюстрации на тему стихотворений.

«Дракон» - В. Берестов.

«Муха - чистюха» - Я. Бжехва

Занятие 16.

Стихотворения о деревьях весной. Стихотворение Е. Благининой «Черемуха».

Учить эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности; развивать образность речи.

Цветущие или зеленые веточки деревьев.

«Березка» - П. Воронько.

«Осинка» - И. Токмакова.

«Черемуха» - С. Есенин

Занятие 17.

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Учить понимать эмоционально – образное содержание произведения; придумывать связное повествование по содержанию пословицы; закреплять представление о жанровых особенностях произведения; подводить к пониманию значения пословиц, их места и значимости в речи.

Книга со сказкой с красочными иллюстрациями.

  • Кто главные герои сказки? Вспомните, как их называют в сказке?
  • Как они ходили по воду?
  • Кого испугались водоносы? Что показалось бабушке, внучке, курочке?
  • Чему учит эта сказка?

Занятие 18

Русская народная сказка «Лисичка – сестричка и серый волк».

Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; закреплять представления о жанровых особенностях сказки.

Книга со сказкой с красочными иллюстрациями.

  • Кто главные герои сказки?
  • Расскажите, какой вы представляете себе лису? Какими словами о ней можно рассказать? Вспомните, как говорится о лисе в сказке?
  • Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других?
  • Какие сказочные выражения вы запомнили?

Занятие 19.

Стихотворение И. Мазнина «Осень».

Закреплять знания о признаках осени; воспитывать эмоциональное восприятие картины осенней природы; формировать умение выражать свои впечатления в образном слове, выразительно читать стихотворение наизусть, передавая интонацией задумчивость, грусть.

Иллюстрации (открытки) с осенними пейзажами (разные по настроению).

Занятие 20.

Рассказ Н. Носова «Живая шляпа».

Учить понимать юмор ситуации, придумывать продолжение и окончание рассказа; закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров.

Лист бумаги, разделенный на три части.

  • Смешная это история или печальная?
  • Что вам показалось самым смешным?
  • Почему мальчики подумали, что шляпа живая?
  • Расскажите, как мальчики испугались?
  • Как узнали мальчики секрет шляпы? Постарайтесь рассказать об этом интересно.

Занятие 21.

Стихотворение И. Сурикова «Зима».

Учить выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой; находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор; закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания зимней природы.

Иллюстрации (открытки) с зимними пейзажами (разные по характеру, настроению, содержанию).

Занятие 22.

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Развивать умение замечать и использовать выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова, образные выражения); при помощи специальных упражнений способствовать усвоению образного языка сказки.

Книга с иллюстрациями.

  • Какие «сказочные» слова вы услышали?
  • Какие чудеса произошли в этой сказке? Кто главные герои?
  • Расскажите, какая беда случилась с Иванушкой. Как это произошло?
  • Расскажите, как ведьма обманула Аленушку.
  • Чем закончилась сказка?

Занятие 23.

Стихотворение о весне.

Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи, учить передавать свое отношение к содержанию стихотворения; формировать навыки выразительного исполнения стихотворения.

Иллюстрации (открытки) с изображением ранней весны.

Стихотворение о весне (из новогодней сказки «Двенадцать месяцев») – С. Маршак.

Занятие 24.

Рассказ Е. Чарушина «Воробей».

Учить пересказывать текст самостоятельно, передавая интонацией свое отношение к содержанию.

Бумага, карандаши.

  • Что я прочла: рассказ, сказку, стихотворение?
  • Как вы узнали, что это рассказ?
  • О чем говорится в этом рассказе? Как бы вы назвали рассказ?
  • Расскажите, как выглядел воробей. Какое сравнение вы услышали?
  • Для чего так сказано о воробье в рассказе?
  • Как Никита учил воробья летать?
  • Как летал воробышек сначала?
  • Какой он был? Как можно о нем сказать? С чем сравнить?
  • А каким потом стал воробей? Какими словами можно о нем сказать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков детей средней группы

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гиги...

Проект по ПДД для детей средней группы №2

Проект по ПДД для детей средней группы №2...

Развлечение для детей средней группы «Остров Сокровищ»

Развлечение для детей средней группы «Остров Сокровищ»Байбара Т.В.Цель: создать у детей радостное, веселое настроение, совершенствовать двигательные навыки, закрепить дружеские отноше...

Экологический проект «Зимняя сказка» для детей средней группы

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"25341976","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"475","width":"641"}}]] Содержание:·...

Краткосрочный проект "Волшебница осень"для детей средней группы

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"25343006","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"451","width":"631"}}]]Тип проекта – исследовательский, информационно &ndash...