Программа «Творческая мастерская» для людей с мультисенсорными нарушениями.
рабочая программа

Соловая Марина Евгеньевна

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Творческая мастерская» для людей с мультисенсорными нарушениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД

«ФОНД ПОДДЕРЖКИ СЛЕПОГЛУХИХ «СО-ЕДИНЕНИЕ»

Благотворительная автономная некоммерческая организация

«Ресурсный центр поддержки людей с мультисенсорными нарушениями и их семей «Ясенева поляна»

Утверждаю

Директор АНО РЦ

«Ясенева поляна»

 _________   Л.В. Фролова

«____» _________ 20___г.

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

«Творческая мастерская»

                                     

                                   Срок реализации -1 год                                                                              

                                                                                 Составитель: Психолог И.В. Моисеева

Педагог М.Е. Соловая

___________________________________

Рекомендовано педагогическим

 советом

Протокол №__

от «___»         ______20   г.

Москва

2020 г.


           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                      Одна из задач образования - помочь человеку открыть самого себя.                         Творчество, является неотъемлемой характеристикой современного образования. Оно рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности, которое позволяет наиболее эффективно проявлять себя в обществе. Формированию мышления, навыков исследовательской деятельности и изобретательской работы, конечно же, способствует творческая деятельность. Неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момент. Поэтому необходимо уделять внимание упражнениям, способствующим развитию умелости рук. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение приёмами работы с различными материалами.

                       Техника изготовления поделок из разных материалов требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Работа способствует формированию таких качеств как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, то есть способствует развитию личности.

                       Занятия позволяют корригировать значительные нарушения познавательной, эмоционально-волевой сферы.  Работа по изготовлению изделий из различных материалов развивает наглядно- образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук, развивается творческий потенциал человека. Расширяется круг знаний, повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства.

                      Любая поделка требует выполнения трудовых операций в определённой последовательности, а значит, учит работать по плану, соблюдая последовательность выполнения работы.

                      Работы привлекают своими результатами.  Обучащиеся испытывают радость от сделанной своими руками поделки. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для друзей, взрослых.

                     Работа в мастерской расширяет кругозор учащихся, повышает общую культуру, позволяет выявить способности и таланты, приучает к труду.

                  Актуальность

Данная программа разработана для молодых людей старше 18 лет, имеющих одновременные нарушения слуха, зрения, а также другие сопутствующие нарушения развития (интеллектуальное снижение, нарушения эмоционально-волевой сферы, двигательные нарушения, нарушения поведения).

После завершения обучения в специальных коррекционных школах многие молодые люди оказываются исключенными из социальной жизни: по различным причинам медицинского или социального характера не могут поступить в колледж, не могут работать самостоятельно. Занятия в различных реабилитационных центрах доступны, однако там, как правило, не учитывается необходимость использования альтернативных и аугментативных средств общения, которые необходимы людям с нарушением слуха и сопутствующими нарушениями развития, например, аутизм. К таким средствам общения относится российский жестовый язык и дактилология, в том числе в контактной форме для людей со снижением зрения.

В связи с этим необходимо создание условий, где возможна будет творческая занятость взрослых людей со слепоглухотой и сопутствующими нарушениями развития: где с помощью педагогов и тьюторов они смогут учиться новым навыкам и впоследствии выполнять их самостоятельно.

                  Педагогическая целесообразность Программы мастерской заключается в том, что она не только способствует приобщению молодых людей к изобразительному искусству и творчеству, но содействует развитию мыслительных способностей, учит тонко чувствовать и подмечать красоту в обыденном мире; пробуждает   желание созидать, преобразовывать мир, создавать прекрасное своими руками. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнейшую и ближнюю перспективу, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Современный человек многое должен уметь: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникационные навыки.             

Цель программы: развитие элементарных навыков декоративного творчества.

Задачи:    

  Образовательные:

- способствовать овладению обучащимися специальной терминологией, технологической грамотностью;

-   формировать познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству;

- формировать навыки работы с разнообразными материалами, соблюдения техники безопасности при работе и организации рабочего места;

- освоить основные технологические приемы рукоделия

- развивать навыки работы с информационными источниками и интернет-ресурсами;

- формировать способности обучащихся решать творчески-развивающие задачи;

- формировать   навыки проектирования.

                       Развивающие:

- развитие творческих способностей, всестороннее развитие обучающихся;

- формирование и развитие культуры труда, воображения, наблюдательности, мышления, художественного вкуса;  

- формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;

развитие образного и логического мышления;

- Развивать творческое мышление, творческую активность, кругозор, эстетический вкус, моторику рук, внимание.

                         Воспитательные:

- Поддержание навыков коммуникации, развитие умения работать в группе, развитие умения работать самостоятельно.

- Воспитание трудолюбия, аккуратности,

- Бережное отношение к природе.

                     Отличительная особенность программы мастерской- развитие   навыков творческого и исследовательского характера, пространственных представлений. Происходит знакомство со свойствами различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, что влияет на приобретение и развитие ручной умелости. Еще одной отличительной особенностью программы является принцип дозированности учебного материала, что предполагает сообщение новой информации небольшими порциями, а вновь полученные знания сразу закрепляются в практической деятельности. Работу начинают с простых по конструкции и небольших по объёму работы изделий так, чтобы могли быстро увидеть результат своего труда, проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку.

                    Обучение строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает   взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат.

      Адресат программы. Данная программа разработана для молодых людей старше 18 лет, имеющих одновременные нарушения слуха, зрения, а также другие сопутствующие нарушения развития (интеллектуальное снижение, нарушения эмоционально-волевой сферы, двигательные нарушения, нарушения поведения).

                  Стремление выглядеть и поступать неординарно вызывает желание изготовления собственных изделий. Это вызывает у окружающих чувство восхищения, а у самого творца чувство гордости и самовыражения. Так формируется волевое поведение, целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели.

                  Продолжительность обучения.

 Продолжительность занятия – 2 академических часа

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение одного учебного года.

Форма занятий – групповая.

                Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы: беседы, выполнение творческих проектов и практические работы. Особенности организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая.

                Объем программы -  40 часов.

                Формы обучения – очная.

                В процессе освоения программы используются комбинированные, теоретические, практические типы занятий.

Срок освоения программы – 1 год.

                      Планируемые результаты:

По итогам реализации Программы обучающиеся будут знать:

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами основные цвета.
  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.
  • названия необходимых инструментов и их назначение.
  • основные приемы различных видов декоративно-прикладного искусства.
  • правила подготовки материала к работе;
  • эстетически правильно оформить изделие, дополнить его декоративными элементами;
  • проявлять аккуратность, бережливость, самостоятельность, фантазию, эстетический и художественный вкус при изготовлении изделий;
  • работать самостоятельно, индивидуально и в коллективе.

По итогам реализации Программы обучающиеся будут уметь:

  • правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
  • пользоваться инструментами, предназначенными для выполнения конкретной работы;
  • оформлять элементы рисунка, выполненного одним из способов, в целую композицию;
  • оформить готовое изделие соответственно его назначению;
  • добывать необходимую информацию (устную и графическую);
  • планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль.

Содержание программы.

Программа включает работу в нескольких разных техниках и с различными материалами.

Обучение мыловарению предполагает, что обучающиеся знакомятся со способами изготовления мыла из готовой неокрашенной твердой мыльной основы.

Обучение рисунку по ткани или по дереву возможно в нескольких вариантах: нанесение рисунка по собственному замыслу, по трафарету или по замыслу педагога.

Техника декупажа может применяться на разных изделиях: из дерева, металла или керамики.

Работа с набивной игрушкой и фетром предполагает освоение нескольких общих техник: сшивание или склеивание деталей. Возможно применение элементов вязания крючком. Работа с шерстью для валяния в различных техниках.

Плетение из ниток или шнуров, как отдельный вид творчества, так и в сочетании с другими видами творчества.

Предполагается использование в работе заготовок и элементов, выполненных в других техниках и мастерских (воск свечной, керамика)

Художественное оформление и упаковка изделий.

Разделы

Компетенции

Мыловарение

  • набирать необходимое количество мыльной основы (в кубиках)
  • разогревать мыльную основу в печи
  • разливать мыльную основу в формы
  • добавлять в мыльную основу краситель
  • добавлять в мыльную основу ароматизатор

Рисунок по дереву

  • наносить карандашом контур рисунка
  • наносить акриловые краски кистью
  • наносить краски губкой
  • покрывать готовый рисунок лаком

Рисунок по ткани

  • наносить карандашом или фломастером контур рисунка
  • наносить рисунок акриловыми красками кистью
  • наносить рисунок акриловыми красками губкой

Набивная игрушка

  • сшивать детали игрушки
  • набивать игрушку синтепоном
  • пришивать пуговицы, бантики и и другие декоративные детали

Изделия из фетра

  • сшивать детали из фетра
  • склеивать детали из фетра
  • пришивать декоративные элементы

Декупаж

  • покрывать изделие клеем
  • приклеивать декоративные рисунок
  • покрывать изделие акриловым лаком

Папье-маше

  • отрывание бумаги
  • нанесение раствора клея
  • нанесение кусочков бумаги
  • нанесение рисунка красками
  • покрывание изделия акриловым лаком

Плетение из паракорда и ниток

  • отмерять и отрезать необходимое количество шнура
  • по образцу или схеме переплетать шнуры
  • использовать различные узлы
  • фиксировать нить

Программа предполагает освоение следующих тем.

Тема

Количество часов (академических)

Цветное мыло

6

Мыло с добавлением глины, кофе

6

Шкатулки с рисунком

6

Шкатулки с аппликацией

6

Декоративные доски

2

Мягкая игрушка

8

Сумки с рисунком

6

Майки с рисунком

6

Сумка для документов из фетра

4

Бусы из фетра

4

Подставки под горячее

4

Брелоки

6

Елочные шары

4

Игрушки из бумаги

6

Плетёные изделия.

10

Ожидаемые результаты и способы определения их эффективности.

Для каждого действия (навыка) предусмотрены 4 уровня выполнения:

  1. действие выполняется совместно с педагогом (техники рука-на-руке или рука-в-руке)
  2. требуется значительная словесная или физическая помощь в выполнении действия (от 4 до 6 подсказок).
  3. требуется до 3х подсказок в завершении действия.
  4. действие выполняется полностью самостоятельно.

Обучения новому действию идет в совместной деятельности с педагогом. Если это необходимо, педагог сначала выполняет действие вместе с обучающимся: обучающийся кладет свою руку на руку педагога, или наоборот, педагог формирует правильный захват и технику действия, держа руку обучающегося.

Если действие выполняется полностью самостоятельно, то обучение этому действию считается законченным.

Все изделия имеют практическое применение: используются подопечными, готовятся в качестве подарков родным, близким и гостям, или для участия  в ярмарках.

Специальные условия реализации программы

Работа на занятиях идет в групповой форме, с привлечением дополнительных специалистов для обеспечения индивидуальной помощи обучающимся (волонтеры, ассистенты педагога).

Во время занятия используются, если это необходимо учащимся: российский жестовый язык и дактилология, в том числе в контактной форме.

Для объяснения учебного материала также используются пошаговые схемы выполнения действий в фотографиях или картинках, подписанные крупным шрифтом или шрифтом Брайля.

Материально-техническое обеспечение программы

На занятиях используется следующее оборудование:

  • микроволновая печь,
  • утюг,
  • клеевой пистолет,
  • электроплита, духовой шкаф
  • мелкая кухонная бытовая техника(миксер, электрочайник и т.д.)
  • принтер
  • ламинатор

и инструменты:

  • иглы, вязальные крючки
  • кисти,
  • губки для окрашивания,
  • трафареты,
  • дырокол для кожи,
  • деревянные палочки для размешивания,
  • пластиковые пипетки,
  • мерные кувшины,
  • формы для мыла.
  • Ножницы

К материалам, которые используются на занятиях относятся:

  • твердая мыльная основа,
  • акриловые краски,
  • краски для ткани,
  • фломастеры для ткани,
  • деревянные заготовки,
  • заготовки- сумки,
  • шкатулки,
  • майки,
  • фетр,
  • нитки для шитья,
  • перчатки и носки для набивных игрушек.
  • Бумага различного качества для творчества
  • Упаковочные материалы (бумага, фольга, пленка и т.д.)
  • Нитки для вязания и шнуры для плетения
  • Клей различного качества
  • Декоративные украшения и фурнитура
  • Природные материалы

Список литературы.

1.Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. – М.: «Аким», 1995 г.

2.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. - СПб: «Литера», 1997г.

3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1992 г.

4. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005г.

5. Перкинс Школа: Руководство по обучению детей с нарушением зрения и множественными нарушениями развития. Часть 1. Методические основы/Кэти Хайдт [и др.]. – М.: Центр лечебной педагогики, 2011.-200с.

6. Пташник Е.В. Несимволическая и символическая коммуникация слепоглухих детей. - Сергиев Посад, 2005. - 80 с.

7. Пэйнтер, Л. Декупаж, соленое тесто, лоскутное шитье, папье-маше, декоративное стекло и многое другое. - М., 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение «Творческая мастерская» педагога ДМШ в условиях новых аттестационных требований.

В системе дополнительного образования  сегодня происходят существенные изменения в содержании, формах, методах обучения и воспитания детей. Детские музыкальные школы являются типовым образователь...

Презентация творческой мастерской

Педагогическая технология мастерской поможет творчесому подходу при проведении урока даже ограниченными материальными средствами. Главное - как при использовании любой технологии - строго следовать пр...

мастер- класс "творческая мастерская письма"

Обучение написанию сочинения- одна из важных задач уроков литературы и русского языка. Учитывая важность этого вида работы, следует уделять ему должное внимание....

Творческая мастерская: « Дифференцированный урок - основа становления личности и развития индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ

Работая 6 год в адаптивных классах, мы убедились, что основными недостатками организации уроков являются:...

Презентация к занятию «Творческая мастерская» для людей с мультисенсорными нарушениями.

Презентация к занятию «Творческая мастерская» для людей с мультисенсорными нарушениями по теме "Новогодний венок"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Творческая мастерская»

Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» художественной направленности.Данная программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению ...

Программа внеурочной деятельности "Творческая мастерская"

Программа разработана с целью создания условий для развития личности обучающегося в соответствии с его индивидуальными способностями и интересами через занятия декоративно-прикладным творчеством....