Авторская образовательная программа "Консонанс"
рабочая программа на тему

Володарская Наталья Викторовна

Программа музыкально-эстетической направленности, разработана для досуговой деятельности студентов "Сыктывкарского колледжа сервиса и связи". Для реализации требуется педагог с музыкальным образованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tit._list.doc75 КБ
Microsoft Office document icon soderzhanie.doc143 КБ
Файл prilozhenie_1.docx1.33 МБ
Файл prilozhenie_2.docx2.11 МБ
Файл prilozhenie_3.docx2.17 МБ
Файл prilozhenie_4.docx2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Коми Республикаса йöзöс велöдан министерство

Министерство образования Республики Коми

государственное профессиональное образовательное учреждение

«СЫКТЫВКАРСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И СВЯЗИ»

(ГПОУ «СКСиС»)

                               Авторская образовательная программа

             

             «Консонанс»

                         (музыкально-эстетической направленности)

                         

         

Составитель – Н.В. Володарская,

                                       воспитатель общежития № 1

               

СЫКТЫВКАР 2014



Предварительный просмотр:

Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- «Методическими рекомендациями по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров)», изложенными в Письме Минобрнауки России от 26.10.2012 N 09-260 «О Методических рекомендациях».

-  Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Утверждёны на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 3 июня 2003 года. Изложены в письме Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16.

РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА

На заседании методического объединения по

воспитательной работе

Протокол от_______________2014 г. №____

Методист________________Е.С.Никитина

УТВЕРЖДЕНА

Заместителем директора

по воспитательной работе

_________________2014 г.

Зам.директора по ВР__________Н.И.Князева

Паспорт программы

1. Наименование

Авторская образовательная программа «Консонанс»

2..Разработчики программы

 Володарская Н.В. воспитатель общежития № 1 ГПОУ «СКСиС»

3.Направленность

Музыкально-эстетическая

4.Тип программы

Программа дополнительного образования

5.Цель и задачи программы

Цель: развитие творческих и музыкальных способностей обучающихся, обеспечение воспитательного пространства для формирования, развития и  самореализации разносторонней личности студента во взаимодействии со всем комплексом занятий в «СКСиС».

Задачи:

- организация качественного  досуга с учетом интересов, способностей и психологических особенностей студентов, проживающих в общежитии;

- выявление студентов, интересующихся музыкой и желающих попробовать свои силы в этой области;

- приобщение  к музыке и творческим формам отдыха;

- формирование музыкального вкуса;

- формирование первоначальных навыков игры на фортепиано;

- обучение приёмам подбора по слуху;

- обучение азам нотной грамоты, чтению нот с листа;

- обеспечение теоретической и практической базы для дальнейших самостоятельных занятий музыкой;

- способствовать желанию студентов, уже имеющих начальное музыкальное образование, продолжать заниматься музыкой

6.Сроки реализации

Октябрь 2014-апрель 2015 года

7. Объём курса

36 часов

8. Целевая группа программы

Студенты колледжа ГПОУ «СКСиС»

9. Формы занятий

Групповые, индивидуальные, в парах

10.Обоснование актуальности программы

Целесообразность разработки программы обусловлена необходимостью обеспечения качественной организации досуга  студентов в общежитии колледжа и осуществления   личностно - ориентированного подхода, соответствующего современным тенденциям развития образования

Пояснительная записка

Одним из основных принципов воспитания в образовательных учреждениях, представленных в ряде федеральных государственных документов, является принцип личностно-ориентированного подхода, который выражается в организации личностно-значимой деятельности, предполагающей участие учащихся общеобразовательных учреждений в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками. Актуальность этого принципа обусловлена и реальной ситуацией, сложившейся в современном социуме. Сегодня перед молодыми людьми стоит непростой круг задач, связанных с социализацией, профориентацией, трудовой адаптацией, а также, с необходимостью совершенствовать свои личные творческие качества и умения, для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда. К решению этой проблемы призваны сеть учреждений дополнительного образования и формы кружковой и секционной работы в колледжах, но практика показывает, что  необходимость такой работы в студенческом общежитии также актуальна.

Настоящая программа музыкально-эстетической направленности разработана с целью - объединить для совместного проведения досуга студентов, желающих попробовать свои силы в обучении игре на фортепиано. Программа составлена на базе практической работы со студентами колледжа «СКСиС», с учётом потребностей и особенностей мотивации конкретных групп обучающихся. Программа не  является классической методической разработкой по обучению игре на фортепиано, но является общеразвивающей на основе наличия у обучающихся музыкальных способностей, определённых психофизических особенностей или просто интереса к занятиям в указанном направлении. В этом состоит отличие представленной программы от программ аналогичного направления и её особенность, что и отражено в названии.

Консонанс - (фр. consonance, от лат. consonantia), в теории музыки -  созвучие, согласное звучание). В данном конкретном случае – развитие творческих способностей обучающихся на основе сотрудничества с педагогом и предоставления необходимой теоретической и практической базы для дальнейших самостоятельных занятий в том объёме, какой считает нужным для себя сам обучающийся.

Актуальность программы:

Программа отражает стратегические цели государства в области образования, способствует решению общественных проблем в части воспитания молодёжи, актуальна для подростков, как деятельность, соответствующая их интересам, потребностям и возможностям творческого развития.

Новизна программы:

Отличается от программ аналогичного направления нацеленностью, в первую очередь, на индивидуальные потребности обучающихся, для которых занятия музыкой являются средством интересного проведения досуга и развитием собственных творческих способностей. Особенность программы в том, что её реализация не предусматривает получения обязательных результатов, например, в виде концертных выступлений, для которых требуется определённое  мастерство, одарённость и психологическая готовность к этому, но предусматривает получение её участниками теоретических знаний и практических навыков для самостоятельных занятий эстетической направленности и не только музыкальных.

Цель: развитие общих творческих и музыкальных способностей обучающихся, обеспечение воспитательного пространства для формирования, развития и  самореализации разносторонней личности студента во взаимодействии со всем комплексом занятий в «СКСиС».

Задачи:

- организация качественного  досуга с учетом интересов, способностей и психологических особенностей студентов, проживающих в общежитии;

- выявление студентов, интересующихся музыкой и желающих попробовать свои силы в этой области;

- приобщение  к музыке и творческим формам отдыха;

- формирование музыкального вкуса;

- формирование первоначальных навыков игры на фортепиано;

- обучение приёмам подбора по слуху;

- обучение азам нотной грамоты, чтению нот с листа;

- обеспечение теоретической и практической базы для дальнейших самостоятельных занятий музыкой;

- способствовать желанию студентов, уже имеющих начальное музыкальное образование, продолжать заниматься музыкой.

Участники программы:

Программа «Консонанс» рассчитана на студентов «СКСиС», возраст 15-20 (и более) лет, интересующихся формой отдыха данной направленности.

Сроки реализации:

Программа рассчитана на 6-7 месяцев (график занятий устанавливается с учётом занятости студентов по основным образовательным программам) -  с октября 2014 года  по апрель 2015 года.

Объём курса: 36 часов.

Формы проведения занятий: групповые, индивидуальные, в парах. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, длительностью по 40 мин. индивидуальные 20-40 мин., зависимости от потребностей и наличия свободного времени у обучающихся.

Ожидаемые результаты:

- наличие интереса к занятиям музыкой у студентов, регулярное посещение занятий;

- интерес творческим формам отдыха и привлечение к этому своих друзей;

- наличие репертуара выученных произведений, подобранных по слуху мелодий, в зависимости от способностей и прилежания;

- владение информацией для успешного самообразования;

- владение азами нотной грамоты.

Формы подведения итогов:

Учёт и контроль реализации программы производится с помощью коллективного прослушивания участников на занятиях, опросов и анкетирования по теории и практике, участия в культурно-массовых мероприятиях в общежитии. Можно использовать такие формы, как отзывы участников, заметки в стенгазетах на музыкальные темы и темы о культуре.

Учебно-тематический план

Разделы, темы

Количество часов

теория

практика

Раздел 1.Вводное занятие

Тема 1. Беседа-семинар «Мои ожидания»

1

Тема 2. Составляем план занятий

1

Раздел 2. Организация  двигательных навыков и приёмов  звукоизвлечения

Тема 3.Знакомство с инструментом,  с клавиатурой, правилами посадки за инструментом              

0,5

0,5

Тема 4.  Играем «с  рук»                                                        

0,5

4

Тема 5. Популярные формулы аккомпанемента

0,5

1

Тема 6. Упражнения, для развития техники

0,5

0,5

Раздел 3.Формирование слуховых представлений

Тема 7. Формирование представлений о звуковысотности и законах музыкальной гармонии

0,5

0,5

Тема 8.    Играем «по слуху»

0,25

0,75

Тема 9. Знакомство с законами импровизации на инструменте    

0,5

0,5

Тема 10. Пробуем сочинять музыку  

0,5

0,5

Раздел 4. Освоение нотной грамоты

Тема 11. Ритм, метр, размер, внутренняя

ритмическая пульсация                                        

1

0,5

Тема 12. Графическое восприятие нотной  записи                                                                                                        

0,5

0,5

Тема 13. Знакомство с нотами, длительности

0,5

0,5

Тема 14. Работа,  над техникой чтения  с листа                                                      

1

3

Тема 15. Чтение басов по буквенным обозначениям

0,25

0,25

  Раздел 5. Разучивание музыкальных произведений по нотам

Тема 16. Разучивание сольных произведений

1

6

 Тема 17. Ансамбли

1

3,5

Тема 18. Аккомпанемент  по нотам                                                                                              

1

1

 Тема 19. Анализ музыкальных произведений                                                                    

0,5

12,5

23,5

                                                                        Итого:

36

Содержание изучаемого курса

Темы занятий распределены по разделам, но они тесно взаимосвязаны и на практике работа над всеми разделами, кроме первого ведётся параллельно, комплексно.

Раздел 1. Вводное занятие

Тема 1. Беседа-семинар «Мои ожидания»: обсуждение в группе, выявление мотивов появления интереса к занятиям музыкой. Мотивы могут быть разными: «всегда мечтал научиться играть на фортепиано, но не имел возможности», «увидел объявление», «пришёл за компанию», «скучно, пришёл пообщаться», «закончил музыкальную школу, и хочется продолжить» (редко) и другие причины. Беседа проходит весело, дети шутят, можно услышать различные рассказы, например: «Когда я буду выходить замуж, в красивом свадебном платье, то в ЗАГСе  вдруг сяду за инструмент и что-нибудь такое красивое-красивое сыграю!». Обсуждаются  организационные вопросы: график занятий. Кто-то желает заниматься в группе, или в паре, кто-то хочет заниматься индивидуально, кто-то предлагает занятия «как положено» с изучением нотной грамоты, а кто-то не хочет вникать в теорию и просит «просто научить что-нибудь играть».

Конечно, при профессиональном обучении в музыкальных школах, такой подход невозможен,  но в любительском музицировании – может быть вполне приемлемым.  

Тема 2. Составляем план занятий – это занятие может состояться и в другой день, так как, получив информацию от учеников с предыдущего урока, преподаватель может подготовить конкретный материал (рассказ о каких-либо музыкальных направлениях, инструментах и пр.). На основе сведений с предыдущего урока оставляется план и график занятий.

Раздел 2. Организация  двигательных навыков и приёмов  звукоизвлечения

Тема 3.Знакомство с инструментом,  с клавиатурой, правилами посадки за инструментом, наработка аппликатурных навыков. Рассказ об истории создания фортепиано, его разновидностях и современных электронных аналогах.              

Тема 4.  Играем «с  рук». В традиционной методике обучения к этому способу всегда относились с осторожностью, но сейчас в интернете появилось множество видеокурсов с практическими уроками обучения «с рук»[1], проводимых высокопрофессиональными музыкантами. Произведения можно подбирать в зависимости от степени одарённости ученика и его психофизических особенностей.

Тема 5. Популярные формулы аккомпанемента. Показ традиционных последовательностей из басов и аккордов, которые могут служить сопровождением мелодии (выученной, подобранной по слуху, сочинённой самостоятельно).

Тема 6. Показ традиционных фортепианных упражнений для развития аппарата (рук). Эта тема может быть представлена на любом занятии, в зависимости от интереса к ней (усложнение произведений, потребность улучшить фортепианную технику, готовность регулярно этим заниматься).

 Раздел 3.Формирование слуховых представлений   

   Тема 7. Формирование представлений о звуковысотности и законах музыкальной гармонии. Единая система – звукоряд. Показ различных звуковых сочетаний – консонансов, диссонансов. Аккорды, их звучание и расположение на клавиатуре. Тембры (показ на синтезаторе CASIO SA-3).

Тема 8.    Играем «по слуху». Игры «Найди клавишу», «Угадай направление звука», постепенно усложняющийся подбор по слуху знакомых мелодий.

Тема 9. Знакомство с законами импровизации на инструменте. Импровизация на фоне аккомпанемента педагога или синтезатора CASIO SA-3, в котором заложены варианты аккомпанемента.  

Тема 10. Пробуем сочинять музыку – на базе навыков импровизации (у кого получится).  

Раздел 4. Освоение нотной грамоты

Тема 11. Ритм, метр, размер, внутренняя ритмическая пульсация.  Упражнения, позволяющие почувствовать ритмическое пространство. По необходимости можно это делать в игровой форме, например, шестнадцатые – собака бежит (наглядно, «четыре лапы» в группировке нот), восьмые – молодой человек. Одна рука изображает «собаку», другая – «человека» и т. д., (множество ритмических вариаций)[2].

Тема 12. Графическое восприятие нотной  записи. Если новичок с трудом ориентируется в нотах, то очень помогают при чтении с листа упражнения «следопыт»[3] и «бусы»[4], они позволяют, определив первую ноту, «читать» сразу на двух нотоносцах, переходя от скрипичного ключа к басовому. С этого упражнения можно начинать работу,  над техникой чтения  с листа.

Тема 13. -  знакомство с нотами,  длительности   - тут можно  «резать торт[5]» на части или делить, к примеру, яблоко и параллельно делить целую ноту на «половинки», «четвертинки» и так далее.                                                                                                                

Тема 14. Работа,  над техникой чтения  с листа - закрепление основ музыкальной грамоты: разбор способов более быстрого чтения нот (на линейках – через одну и т. д.[6]).                                                                                                                                                                                    

Тема 15. Чтение басов по буквенным обозначениям – в сборниках и на интернет сайтах можно найти ноты музыкальных произведений (песен) с буквенным обозначением аккордов. Выучить их несложно, знание буквенных обозначений помогает быстро подобрать нужные аккорды в удобном для исполнителя (его руки, степени наученности) расположении и объёме (в том числе – и для гитары).

Раздел 5. Разучивание музыкальных произведений по нотам

Тема 16. Разучивание сольных произведений

 Тема 17. Ансамбли

Тема 18. Аккомпанемент  по нотам

Темы 16, 17, 18 это работа на основе знаний, полученных из предыдущих тем. Закрепление теории и практика.

Тема 19. Анализ музыкальных произведений – основные понятия, доступные для новичка и помогающие понять законы музыкальных построений (характер, форма, фразировка, динамический план, оттенки, кульминация и т. п.).

Сложности обучения игре на фортепиано состоят ещё и в том, что владение инструментом предполагает обязательные регулярные самостоятельные занятия. По аналогии со спортом – нет регулярной тренировки, нет техники. Ходить в актовый зал и заниматься самостоятельно хватает энтузиазма не у всех, но знать о том, что само собой ничего не произойдёт и не строить иллюзий – полезная наука не только для музыкантов.          

                         

Методическое обеспечение

Формы проведения занятий.

По количеству человек:

- индивидуальный урок, который  позволяет преподавателю организовать учебный процесс на основе  дифференцированного подхода. Индивидуальные занятия позволяют наиболее точно определить личностные особенности ребёнка, его склонности, возможности, комплекс музыкальных, психофизических, творческих способностей, кругозор и многое другое. Всё это способствует наиболее эффективному взаимодействию;

- занятия в парах – занятия в ансамбле; бывает, что приходят вдвоём, но один работает, а другой больше наблюдает; ещё один вариант – пение с аккомпанементом. Занятия являются более комфортным вариантом для некоторых подростков, игра в ансамбле воспитывает умение слушать и чувствовать партнёра, вырабатывает реакцию, гибкость мышления;

- групповые занятия – теоретические, информативные, традиционная форма обучения;

По характеру проведения:

 беседа, диалог, игра, выступление и др.

Методы обучения:

- беседа, рассказ, показ, сравнение, обобщение, игра, упражнение, прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей, выступление и др.

Дидактический материал:

Сборники нот, издательские и скачанные и распечатанные из интернета, таблицы, схемы, картинки, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, специальная литература и др.

Техническое оснащение:

Пианино, синтезатор, ноутбук, колонки для компьютера и синтезатора, микрофон, возможность выхода в интернет, принтер для распечатки нот и наглядного материала.

Формы подведения итогов:

Опрос, анкетирование, беседа, наблюдение,  выступления на вечере,  коллективная рефлексия, отзывы, коллективный анализ, самоанализ.

Кадровое обеспечение: преподаватель фортепиано - 1 чел.

Список литературы

Нормативно-правовая база

1. Конституция Российской Федерации.

2. Всеобщая декларация прав человека.

3. Конвенция о правах ребенка.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

5. Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 N ИР-352/09 «О направлении Программы» (вместе с «Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»).

6. Письмо Минобрнауки России от 18.06.2003 N 28-02-484/16 (вместе с «Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (Утверждёны на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 3 июня 2003 года).

Документы предоставлены правовыми системами [Электронный ресурс ]: КонсультантПлюс : www.consultant.ru, ГАРАНТ: http://base.garant.ru/

Литература, используемая при разработке программы;

  1. Как научить играть на рояле. Составитель Грохотов С.В. (Баренбойм Л., Савшинский С., Фейгин М., Цетлин Е., Тимакин Е., Брагина О., Артоболевская А., Калантарова Е., предисловие Темченко И.) Изд. КЛАССИКА. М. 2006.
  2. Л. Абелян «Забавное сольфеджио». –М.: Композитор, 1992, 63 с.
  3. О. Геталова, И. Визная «В музыку с радостью». – СПб: Композитор, 2010, 180 с.
  4. Т.И. Смирнова. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие ALLEGRO. Методические рекомендации. – М: 2003.
  5. С. А. Барсукова «Азбука игры на фортепиано» - Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 140с.
  6. А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой» ». – СПб: Композитор, 2012, 100 с.

Электронные ресурсы:

  1. http://andreyshuvalov.ru/video-uroki-fortepiano
  2. http://andreyshuvalov.ru/books
  3. http://notki-arhiv.ru/
  4. http://notonly.ru/
  5. http://pianotes.ru/
  6. http://propianino.ru/katalog-not
  7. http://www.notomania.ru/

Приложение

Сборник музыкальных произведений

(примерный репертуар, электронный ресурс)

Оглавление

Паспорт программы…………………………………………………3

Пояснительная записка………………………………………… .….4

Учебно-тематический план……………………………………. ..…8

Содержание изучаемого курса………….……….……………….....9

Методическое обеспечение………………………………………...13

Список литературы ………………………...……………………....15

Приложение        …………………………………...……………….17


[1] http://andreyshuvalov.ru/video-uroki-fortepiano

[2]Л. Абелян «Забавное сольфеджио»

[3] О. Геталова, И. Визная «В музыку с радостью»

[4] Смирнова Т. И. пособие «Аллегро», методические рекомендации.

[5] С. А. Барсукова «Азбука игры на фортепиано»

[6] А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой»и др.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа по химии .

Авторская програма по химии разработана для преподавания химии в техникуме. Программа включает цель, задачи курса, содержание курса, а также требования к знаниям и умениям студентов, содержание аудито...

Авторская коррекционно - развивающая программа

     Психокоррекционная программа "Путь к Солнцу" (автор О.В. Провоторова) разработанна с целью помощи подросткам "группы риска" в процессе их социализации и адаптации, и п...

Авторские и рабочие программы

Подборка программ, которые позволяют решать задачи современного языкового поликультурного образования  будущего учителя на основе компетентностного  подхода, в т.ч. формирования его общих и ...

Авторская дополнительная образовательная программа "Работа в классе специального фортепиано"

Программа отражает требования класса специального фортепиано, задачи по развитию творческих навыков. в нее включены годовые требования, требования по гаммам. Репертуарные списки (этюды, полифонические...

Применение авторской образовательной методики в учебно-воспитательном процессе

Для решения  задач, которые стоят перед преподавателем в условиях преобразований в образовании и требований ФГОС, предъявляемых к личности обучающегося, просто необходимо применение инновационных...

Образовательная авторская программа "Рукодельница"

Общая задача воспитательного процесса - находить новые формы организации досуга учащейся молодежи, которые бы удовлетворяли запросы современного студента.Целесообразной и педагогически обоснованной фо...

Авторская программа «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов в образовательном процессе техникума»

Авторская программа «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов  в образовательном процессе   техникума» направлена на формирование мотивации ...