Применение авторской образовательной методики в учебно-воспитательном процессе
статья
Для решения задач, которые стоят перед преподавателем в условиях преобразований в образовании и требований ФГОС, предъявляемых к личности обучающегося, просто необходимо применение инновационных технологий в обучении. Публикация описывает применение образовательной методики в учебном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_obrazovatelnaya_metodika.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение авторской образовательной методики в учебно-воспитательном процессе
Для решения задач, которые стоят перед преподавателем в условиях преобразований в образовании и требований ФГОС, предъявляемых к личности обучающегося, просто необходимо применение инновационных технологий в обучении, а именно: метод проектов, технология работы в группах, индивидуальное и дифференцированное обучение, личностно ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии.
Применение этих технологий немыслимо без внедрения новых информационных компьютерных технологий, которые помогают раскрывать педагогические и дидактические функции этих методов.
Основная задача обучения - обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися знаниями, умениями, компетенциями, необходимыми в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Усвоение знаний требует от обучающихся максимальной отдачи интеллектуальных сил, постоянной мобилизации воли и внимания.
Особое значение приобретает учебная деятельность, обеспечивающая освоение профессиональных и общих компетенций, являющаяся важнейшим источником формирования личности.
Цели моей образовательной методики:
- Совершенствование преподавания на основе внедрения инновационных образовательных технологий, творческого применения идей педагогического опыта обучения.
- Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого учащегося на основе личностно-ориентированного подхода к обучению.
- Формирование потребностей к саморазвитию и самообучению через активные формы и методы преподавания.
Актуальность и перспективность методики:
Колоссальный объем информации и новых знаний по изучаемым дисциплинам приводит к противоречиям между учащимися и традиционными приемами и методами обучения:
- загруженность участников образовательного процесса и отсутствие дополнительных учебных ресурсов, в том числе, ресурса времени;
- наличие высоких требований, предъявляемых обществом к уровню общей компетентности выпускника, и снижение мотивации учащегося к обучению;
- требование максимального раскрытия потенциала учащегося и традиционные формы организации обучения;
- желание обучающегося достичь профессионального роста и отсутствие практического опыта самостоятельной добычи новых знаний;
- получение теоретических знаний и умение применять их на практике.
Перспективность методики заключается в реализации следующих задач:
- выявление интегративных связей между дисциплинами и модулями, и изучение соответствующих проблемных вопросов с помощью ИКТ;
- повышение интереса к овладению знаниями;
- организация и стимулирование самостоятельной работы обучающихся, активный поиск рациональных путей решения проблемных ситуаций;
- формирование новой информационной культуры.
Использование информационных технологий на занятиях позволяет дополнительно активизировать познавательную деятельность и способствует повышению мотивации обучающихся к получению новых знаний.
Педагогическая идея
Новые учебные технологии предоставляют огромные возможности организации учебного процесса. Это шанс для преподавателя повысить мотивацию обучающихся к приобретению знаний через организацию учебной и внеаудиторной деятельности.
Педагогическая идея методики построена на использования ИКТ в учебном процессе на интегрированных занятиях. Обучение строится в зависимости от способностей обучающегося, его интересов и культурного уровня. Это обеспечивает положительный фон для успешной учебы и развития качеств, необходимых всесторонне развитой личности.
Теоретическая база
Новые образовательные стандарты должны коренным образом изменить организацию учебного процесса в эпоху полной информатизации общества. Современные компьютерные технологии имеют большой диапазон возможностей для его совершенствования. Поэтому, ведущие педагоги уделяют особое внимание современному состоянию использования ИКТ и путях модернизации образования. Для этого преподавателю необходимо активизировать эмоциональный, интеллектуальный и волевой потенциал учащегося. Следовательно, познавательная активность обучающегося зависит от уровня включенности его в образовательный процесс, что в свою очередь зависит от организации и проведения занятий преподавателем.
Посредством мультимедийного предоставления информации можно проектировать учебную деятельность таким образом, чтобы учащийся мог самостоятельно приобретать новые знания, развивать инициативу, трудиться и находить ответы на возникающие вопросы.
Реализация педагогической идеи применения ИКТ на интегрированных занятиях построена на применении основных педагогических принципов:
- развивающего обучения;
- научности и посильной доступности;
- целеполагания и мотивации;
- сознательности и прочности усвоения знаний;
- самостоятельности и творческой активности;
- наглядности.
При этом появилась возможность привлекать информационно-образовательные технологии и различные приемы представления знаний на занятиях и внеаудиторной деятельности:
- метод подачи материала;
- частично – поисковый метод;
- метод проектов;
- управление моделями, представляющими учебные ситуации;
- автоматизация процессами контроля усвоения знаний и умений;
- приобретение знаний и опыта в конкретной предметной области при организации исследовательской работы.
Технология методики
Применение ИКТ на занятиях открывает доступ к новым источникам информации и позволяет отойти от традиционных форм изложения материала.
Характер использования ИКТ на занятиях может быть разным. Это зависит от цели и задач, стоящих у меня, как учителя, при проектировании урока с использованием компьютера. Провожу уроки демонстрационного типа, уроки обобщения и получения новых знаний, интегрированные уроки, уроки компьютерного тестирования. Используются компьютер и экран, на который проектируется фрагмент занятия. Создавая свой продукт (презентацию по теме занятия), обучающийся получает удовлетворение и положительную самооценку, что активизирует его познавательную деятельность и помогает самореализации личности. Работа проводится под руководством преподавателя, что способствует сотрудничеству между учащимися, взаимопомощи и взаимопониманию, партнерским отношениям «Преподаватель - студент».
Пример использования ИКТ при выполнении проектной работы.
Показатели реального результата решения задачи - развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему:
- выполнение исследовательской части проекта, получение или систематизация данных (Интернет, электронная библиотека);
- оформление портфолио;
- создание продукта – буклеты, презентации, видеоролики и т.п.
Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:
- сбор материала по теме,
- иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета.
Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету.
Выпускник XXI века будет жить в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями будет во многом определять его жизненный успех.
От компетентности, уверенности, организованности и доброжелательности преподавателя зависят успех занятия и положительные результаты обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (на примере конкурса «Моя профессия - ветфельдшер» среди студентов III курса специальности «Ветеринария»)
Методическая разработка конкурса «Моя профессия - ветфельдшер» среди студентов III курса специальности «Ветеринария»...
Применение прогрессивных образовательных технологий в образовательном процессе
Роль наовых технологий в повышении качества и результативности образования...
Статья: "ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
Цель: повысить эффективность образовательного процесса, разнообразить формы и методы проводимых уроков, для подготовки квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к про...
Презентация для выступления на научно-практической конференции по теме:«ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Презентация для выступления на гнаучно-практической конференции на тему: «ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ» ...
«Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе»
Предметом острой общественной тревоги стало в последнее время резкое ухудшение физического, психического и нравственного здоровья молодого поколения. В связи с тем, что в последние годы были...
Статья на тему «Применение в учебно-воспитательном процессе технологий сбережения здоровья».
Статья на тему «Применение в учебно-воспитательном процессе технологий сбережения здоровья»....
Семинар-практикум «Организация учебно-воспитательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями»
Для музыкальных специалистов обобщение педагогического опыта...