Авторская программа «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов в образовательном процессе техникума»
методическая разработка
Авторская программа «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов в образовательном процессе техникума» направлена на формирование мотивации педагогической леятельности у студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_raboty_pedagoga_usova_n.a.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОВЕТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ В.М.КЛЫКОВА»
АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ: УСОВА НАТАЛЬЯ
АНАТОЛЬЕВНА
П. КОММУНАР, 2019 Г.
Содержание
Стр.
- Пояснительная записка 3
- Организация образовательного процесса по реализации авторской программы «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов в образовательном процессе техникума» 6
- Содержание программы 8
- Список используемых источников 12
- Пояснительная записка
Глубокие социальные и экономические преобразования, происходящие в нашем обществе, непосредственно отражаются на функционировании образовательной системы. Проблема становления высококвалифицированных специалистов приобретает большое значение. В современном мире возрастает ценность и значимость образования, постоянно возрастают требования к качеству подготовки выпускника. Все больше требуются специалисты, не только обладающие суммой определенных профессиональных знаний и умений, но и имеющие богатый потенциал личностных свойств и качеств, способствующих самоактуализации, самообразованию и саморазвитию обучающихся в процессе дальнейшей профессиональной деятельности и на протяжении всей сознательной жизни.
Кризис, нравственности и социальной ответственности, наблюдаемый в обществе, обнаруживает необходимость выработки новых ценностных ориентиров и форм поведения, пересмотра и нормативного проектирования системы воспитания молодого поколения с учетом нравственных и экологических требований к его функционированию в социальной и природной среде.
Техникум – учреждение среднего профессионального образования, направленное на создание оптимальных условий для личностно-профессионального становления студентов - будущих специалистов в области обучения, воспитания молодого поколения. Как показывает практика, эффективность данной профессионализации формирующихся педагогов напрямую зависит от направленности образовательного процесса техникума, осуществляемого как преподавателями разных дисциплин, так и преподавателем педагогики. Основным новообразованием раннего юношеского возраста, типичного для наших студентов, является сформированная у них психологическая готовность к самоопределению.
В свою очередь, эта направленность на самоопределение зависит от развитой способности юношей и девушек к целеполаганию, как одному из важнейших звеньев саморегуляции, позволяющему увидеть собственные содержательно наполненные личностные и профессиональные перспективы будущего.
Модель личности выпускника, согласно концепции воспитания нашего техникума выглядит следующим образом (схема 1):
Схема 1. Модель личности выпускника
Согласно данной модели, одним из направлений учебно-воспитательной деятельности является развитие профессиональной педагогической мотивации студентов, их общих и профессиональных компетенций, развитие профессиональных качеств личности, применение в практической деятельности профессиональных знаний, умений и навыков.
Все это делает актуальным обращения к проблеме развития мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов в образовательном процессе техникума, формирование представлений студентов о профессиональной деятельности педагога.
Миссия любого преподавателя, а также особенно преподавателя педагогики заключается в создании условий для развития профессиональной педагогической мотивации студентов. В первую очередь интерес к этому направлению определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.
Важную роль в становлении будущих педагогов играют мотивы профессиональной педагогической деятельности, в частности социальные, к которым относятся: чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций, увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми, осознание высокой миссии учителя, любовь к детям и другие.
Таким образом, актуальность выбранного направления внеурочной деятельности по педагогике связана с кардинальными изменениями в социокультурной и экономической сферах жизни нашего общества.
Цель программы: создание психолого-педагогических условий для развития мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов в образовательном процессе техникума, личностно-профессионального становления студентов - будущих специалистов в области обучения, воспитания.
Задачи программы:
- Способствовать адаптация нового набора к условиям обучения и воспитания в техникуме.
- Развитие профессиональной педагогической мотивации студента – будущего педагога и формирование у студентов «Я-концепции» как средства профессионального становления.
- Способствование повышению мотивации у студентов к изучению учебных предметов общей профессиональной направленности.
- Содействие максимальному индивидуальному развитию всех сторон личности студентов и педагогическая поддержка в их нелегком вхождении в общественную жизнь.
- Формирование компетентности в самостоятельной познавательной деятельности.
- Развитие креативных способностей, сообразительности, коммуникабельности.
2. Организация образовательного процесса по реализации авторской программы «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов в образовательном процессе техникума»
Работа по реализации программы «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов в образовательном процессе техникума» включает в себя следующие модули:
1. «Я познаю себя » (диагностическая работа).
2. Информационная работа.
3. Коллективно-творческие дела, конкуры, направленные на развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов, их профессионального становления.
Планирование работы по реализации программы «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов в образовательном процессе техникума»:
№ | Наименование разделов (Модулей) | Практика Кол-во часов | Теория Кол-во часов |
1. | «Я познаю себя» (диагностическая работа) Раздел 1.- 1 курс Раздел 2.- 2 курс Раздел 3.- 3 курс Раздел 4.- 4 курс | 4 4 4 4 | |
Всего: 16 | 16 | ||
2. | Информационная работа Раздел 1.- 1 курс Раздел 2.- 2 курс Раздел 3.- 3 курс Раздел 4.- 4 курс | 2 2 2 3 | 2 2 2 2 |
Всего: 17 | 9 | 8 | |
3. | Коллективно-творческие дела, конкуры, тренинги, направленные на развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов, их профессионального становления. Раздел 1.- 1 курс Раздел 2.- 2 курс Раздел 3.- 3 курс Раздел 4.- 4 курс | 2 4 3 5 | 2 1 1 |
Всего: 18 | 14 | 4 |
Механизмами осуществления программы «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов в образовательном процессе техникума» являются:
- Функционирование органов самоуправления.
- Экскурсии в ДОУ (школу).
- Дебаты, тренинги.
- Внеклассные мероприятия, классные часы – размышления, КТД.
- Общетехникумовские мероприятия (традиции техникума)
- Педагогическая поддержка каждого студента группы силами самих студентов.
Комплекс необходимых организационно – педагогических условий реализации программы:
- Осуществление и поддержка педагогом эффективной и плодотворной работы каждого студента.
- Ориентирование на активные формы и методы обучения.
- Использование в образовательном процессе нетрадиционных форм обучения и воспитания.
- Использование разнообразных форм внеурочной деятельности.
- Регулярное проведение научных исследований.
- Осуществление экспертизы качества образовательного процесса и качества подготовки выпускника.
Перечисленные модули, механизмы реализации программы, условия характеризует возможности студента решать в условиях воспитания и обучения задачи, близкие к реальным условиям профессиональной деятельности, а после окончания техникума успешно включаться в работу по специальности.
3. Содержание программы
1 курс
1 модуль: «Я познаю себя » (диагностическая работа) | |
Содержание мероприятий | Сроки проведения |
Дифференциально-диагностический опросник: «Я предпочту» | сентябрь |
Активизирующий опросник: «Престижная профессия» | ноябрь |
Мотивы педагогической деятельности (тестирование) | январь |
Тренинговое занятие № 1«Познай себя» | март |
2 модуль: Информационная работа | |
Встреча с педагогом – психологом (Адаптация студентов к учебно-воспитательному процессу техникума) | октябрь |
Классный час на тему: «Каким должен быть педагог» | декабрь |
Встреча с заведующим ДОУ (директором школы), с целью знакомства с будущей профессией | февраль |
Экскурсия в ДОУ (школу) - знакомство с деятельностью воспитателя (учителя) | апрель |
3 модуль: Коллективно-творческие дела, конкуры, тренинги, направленные на развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов, их профессионального становления | |
Внеклассное мероприятие на тему: «Профессиональные качества педагога» | сентябрь |
Внеклассное мероприятие на тему: «Педагогическая этика» | ноябрь |
Создание мини-проекта «Детский сад будущего» («Школа будущего») | апрель |
Тренинговое занятие «Как избежать конфликтов» | май |
2 курс
1 модуль: «Я познаю себя » (диагностическая работа) | |
Содержание мероприятий | Сроки проведения |
Игровое упражнение «Кто есть кто?» | сентябрь |
Педагогическая игра «Кто, что, где?» | ноябрь |
Игровое упражнение «Профессия на букву…» | январь |
Тренинговое занятие № 2 «Познай себя» | март |
2 модуль: Информационная работа | |
Помощь в выборе специализации по профессии | сентябрь |
Внеклассное мероприятие на тему: «Школа радости» (знакомство с деятельностью выдающихся педагогов) | декабрь |
Экскурсия в ДОУ (школу) - оказание помощи в изготовлении наглядного материала к занятиям | февраль |
Внеклассное мероприятие на тему: «Педагогическая деятельность М. Монтессори и других выдающихся педагогов» | апрель |
3 модуль: Коллективно-творческие дела, конкуры, тренинги, направленные на развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов, их профессионального становления | |
Тренинговое занятие «Познай своего товарища» | октябрь |
Подготовка и проведение КТД «Новогодняя сказка» для детей ДОУ (школы) | ноябрь |
Педагогический КВН: «Что, где, когда?» | март |
Конкурс педагогического мастерства: «Какие они педагоги» | май |
3 курс
1 модуль: «Я познаю себя» (диагностическая работа) | |
Содержание мероприятий | Сроки проведения |
Упражнение «Какой я» | сентябрь |
Упражнение Ключи» (по К.Фопелю) | ноябрь |
Упражнение «Звездный час» (по Н.С. Пряжникову) | декабрь |
Тренинговое занятие № 3 «Познай себя» | февраль |
2 модуль: Информационная работа | |
Внеклассное мероприятие на тему: «Педагогическая деятельность выдающихся педагогов» | сентябрь |
Современные проблемы воспитания детей ДОУ (школы) - деловая игра | октябрь |
Обсуждение Закона «Об образовании» | февраль |
Участие в научно-практической конференции техникума по проблемам воспитания и обучения детей ДОУ (школы) | май |
3 модуль: Коллективно-творческие дела, конкуры, тренинги, направленные на развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов, их профессионального становления | |
Тренинговое занятие «Умеешь общаться сам, научи других» | октябрь |
Интеллектуально-педагогическая игра: «Знатоки педагогики» | декабрь |
Подготовка и проведение КТД для детей ДОУ (школы) - шефская помощь | в течение года |
Классный час на тему: «Педагогическое мастерство воспитателя ДОУ (учителя начальных классов)» | апрель |
4 курс
1 модуль: «Я познаю себя » (диагностическая работа) | |
Содержание мероприятий | Сроки проведения |
«Жизненный и профессиональный кодекс педагога» (по С. Ю. Смагиной) | сентябрь |
Мотивы педагогической деятельности (тестирование) | ноябрь |
«Профессиональные стереотипы» (по Л.В. Тарабакиной) | декабрь |
Тренинговое занятие № 4 «Познай себя» | февраль |
2 модуль: Информационная работа | |
Классный час на тему: «Кем в дальнейшем нам бы стать» -дискуссионный практикум по профориентации и дальнейшему трудоустройству выпускников. | сентябрь |
Внеклассное мероприятие «Бесценное имя – Учитель!» | ноябрь |
Встреча с выпускниками техникума. Информация об опыте работы выпускников (беседа-диалог) | февраль |
«Мое впечатление о педагогической практике» (беседа-диалог) | май |
Участие в научно-практической конференции техникума по проблемам воспитания и обучения детей ДОУ (школы) | апрель |
3 модуль: Коллективно-творческие дела, конкуры, тренинги, направленные на развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов, их профессионального становления | |
Мастер-класс: « Образование в будущем» | октябрь |
Конкурс педагогического мастерства «Шаг в профессию» | декабрь |
Участие в фотоконкурсе «Я и моя профессия» | декабрь |
Тренинговое занятие - практикум «Разрешение педагогических конфликтных ситуаций» | в течение года |
Подготовка и проведение КТД для детей ДОУ (школы) - шефская помощь | в течение года |
Классный час на тему: «Моя будущая профессия» - дискуссионный практикум по профориентации и дальнейшему трудоустройству выпускников. | май |
Программа «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов в образовательном процессе техникума» рассчитана на четыре года обучения.
4. Список используемых источников
- Гирба, Е.Ю. Мониторинг качества процесса педагогической деятельности [Текст] / Е.Ю. Гирба. – М., 2010.
- Дереклеева, Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся/ 6-11 классы, ПТУ, колледж [Текст] / Н.И. Дереклеева. - М.: Вако, 2006.
- Дик, Н.Ф. Классные часы в лицее и колледже [Текст] / Н.Ф. Дик.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Жернов, В.И. Профессионально-педагогическая направленность личности студента: теория и практика ее формирования: дис. … д-ра пед. наук / В.И. Жернов. – Магнитогорск, 1999.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н.В.Кузьмина. – М.: Высш. шк., 1990.
- Кузьмина, Н.В., Реан, А.Л. Профессионализм педагогической деятельности [Текст] / Н.В.Кузьмина, А.Л. Реан. – СПб., 1993.
- Леонтьев, А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: ИПЛ, 1971. – 217 с.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Междунар. гуманит. фонд Знание, 1996.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993.
- Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя [Текст] / Л.М. Митина. – М.: Флинта, 1998.
- Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал [Текст] / Л.М. Митина. – М.: Дело, 1994.
- Неверкович, С.Д. Игровые методы подготовки кадров: учеб. пособие / С.Д. Неверкович; под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Высш. шк., 1995. – 207 с.
- Ольшанский, В.Б. Практическая психология для учителей [Текст] / Ольшанский В.Б. – М.: Изд-во Онега, 1994.
- Пряжников, Н.С. Профориентационная работа в школе и колледже: игры, упражнения, опросники / 8-11 классы, ПТУ, колледж [Текст] / Н.С. Пряжников. - М.: Вако, 2006.
- Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности: Учеб. Пособие / И.С. Сергеев. – СПб.: Питер, 2004.
- Сластенин, В.А., Мажар, Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической профессии [Текст] / В.А. Сластенин, Н.Е. Мажар. – М., 1991.
- Хиртова, Т.В. Формы профессионального обучения педагогов [Текст] / Т.В. Хиртова. – Волгоград, 2008.
- Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В.Д. Шадриков. – М.: Наука, 1982.
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация на тему: "Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе"
В данной публикации отражены общие понятия традиционных и инновационных педагогических технологий.Отражены характеристики традиционных и инновационных педагогических технол...
Об особенностях педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.
В современном образовании возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Преподаватель уже не может быть только проводником знаний ...
Методическая разработка на тему: "Использование традиционных и инновационных педагогических технологий в образовательном процессе"
Понятие педагогических технологий, использование литературы. Анализ традиционных и педагогических технологий. Перечень используемых технологий с примерами....
Статья "Проблема развития мотивации профессиональной педагогической деятельности будущего учителя"
В статье рассматривается проблема развития мотивации профессиональной педагогической деятельности будущего учителя....
Современные педагогические технологии в образовательном процессе
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшен...
Учебная мотивация как фактор повышения качества образовательного процесса
В статье отражены понятие мотивации, ее типы, приведены результаты двух проведенных исследований в техникуме....
Мотивация учебной деятельности в образовательном процессе
Мотивация учебной деятельности в образовательном процессе...